Особенности межличностной коммуникации в семье доклад

Обновлено: 13.05.2024

Эффективное общение и типичные ошибки в процессе коммуникации в семье

Два коварных врага эффективного общения в семье – это:

У этой особенности коммуникации в семье богатейшая история. Множество произведений, посвященных любви, воспевают именно эту ее сторону – способность чувствовать и понимать другого без слов, способность быть понятым им без объяснений. Огромному количеству людей такое взаимопонимание видится не только абсолютным идеалом любовных отношений, но и единственно достойной моделью отношений вообще.

Если человек, не дожидаясь просьбы, делает то, о чем мечтает другой, – значит, любит. А если его попросили, и он сделал то это не такая уж ценность. Казалось бы, это абсурд – не ценить то, что человек сделал по доброй воле, узнав, что вам это будет приятно. Ведь это и есть настоящее проявление любви. Ан нет, не сам же догадался, не почувствовал – значит, из-под палки, значит, и ценного ничего нет в его поступке!

На эмоциональном уровне этот опыт запоминается: самые близкие, самые любящие, глядя нам в глаза, глядя на наше поведение, понимали все сами, им не нужно было ничего объяснять. И вот, создавая свою семью или просто строя любовные отношения, мы подсознательно совершаем ошибки в процессе коммуникации, ожидая, что перенесемся в счастливое состояние защищенности, постоянной заботы, понимания.

Само по себе наличие взаимной любви не гарантирует таких отношений, но ожидание живет в человеке. Но когда оно не оправдывается (а, как правило, бывает именно так), человек скорее объявит свою любовь неправильной, партнера неподходящим, нежели изменит свое убеждение о том, что любящие люди понимают друг друга без слов. Легче развестись с партнером, чем признать: наилучший способ быть понятым – прямо рассказать о том, что ты переживаешь и что бы тебе хотелось.

Роль взаимодействия и эмоционального общения в семье

Страх и отсутствие эмоционального общения в семье между людьми по поводу отношений приводит к невозможности напрямую узнать у другого, что с ним происходит, почему он, так или иначе, реагирует на ситуации. Но поскольку человек – разумное существо, то он обязательно предполагает, что происходит с партнером по общению, то есть приписывает ему определенный набор реакций на ситуацию.

Проблема межличностного психологического общения в семье

Есть случаи, когда один из партнеров категорически отказывается сообщить второму о своих пожеланиях, эмоциональных запросах, так как, по его мнению, это уничтожит все удовольствие от полученной заботы: она же будет не по доброй воле, а по указке. И попробовать в этом случае наладить психологическое общение в семье тоже невозможно, так как пока слова не сказаны (пожелания не высказаны), то остается еще небольшая вероятность, что супруг все-таки сам сообразит, что делать, настроится на нужную волну. А если просьба уже прозвучала, то ясно, что супруг сделал то, о чем его просили, по принуждению, а это теряет смысл.

Понять потребности друг друга без открытого диалога очень трудно. Но множество людей, уверенных, что именно это и нужно сделать, решают этот ребус с большим энтузиазмом.

Кроме того, один партнер или оба могут использовать так называемую непрямую коммуникацию в межличностном общении в семье и уверять себя, что уж они-то все супругу сказали, но он не меняет своего поведения.

Как изменить характер общения в семье и устранить нарушение

Обычно характер общения в семье таков, что иногда люди (считается, что чаще женщины) склонны предъявлять общие претензии или выражать свои пожелания косвенным путем. Например, ты никогда не помогаешь с ребенком, я устала от этого всего! Просто так устранить это нарушение общения в семье не получиться, потребуется упорная работа над собой. Но на примере далее покажем, как это можно трансформировать в положительную конструктивную установку.

Название работы: Особенности межличностной коммуникации в молодой семье

Предметная область: Социология, социальная работа и статистика

Описание: Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности. Задачи коммуникации: естественный обмен информации согласование усилий выполнение ролей в совместной деятельности установление и развитие межличностных отношений познание партнёра и самопознание Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения. В работах Петровской андреевой Сатир Роджерса Гордона и других выделены условия эффективного межличностного общения в семье: 1 открытость 2 высокая.

Размер файла: 14.23 KB

Работу скачали: 35 чел.

  1. Особенности межличностной коммуникации в молодой семье.

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности. Определяет эффективность её функционирования, ресурсы роста и развития.

  1. естественный обмен информации
  2. согласование усилий, выполнение ролей в совместной деятельности
  3. установление и развитие межличностных отношений
  4. познание партнёра и самопознание

Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.

В работах Петровской, андреевой, Сатир, Роджерса, Гордона и других выделены условия эффективного межличностного общения в семье:

2) высокая активность, обеспечивающая интенсивное обсуждение значимых проблем

4) конгруэнтность общения – соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникативного процесса (мимика, позы, жесты)

5) согласованность представлений о семейном укладе

6) сензитивность (чувствительность) к высказываниям партнёра

7) безоценочность и эмпатическое принятие партнёра

8) проявления любви, уважения в кризис

9) формирование семейного языка, т.е. определение согласованных и легко управляемх семейных символов, традиций, норм

Нарушение межличностного общения является 1 из наиболее актуальных проблем семейного функционирования.

Виды нарушений межличн коммуникации в семье:

  1. противоречивость вербальной и невербальной коммуникации (неконгруэнтность)
  2. возникновение коммуникативных барьеров

Типы неэффективных высказываний: приказание, предостережение, угрозы, нотация, прямая негативная оценка, высмеивание, допрос, уход от проблемы.

Эйдемиллер выделяет 3 этапа развития коммуникационной проблемы:

  1. информационно – дефицитный
  2. замещающий слаженного коммуницрования
  3. поведенческий – коммуникационный

Распределение ролей в семье и характер общения определяет типы взаимодействия супругов:

  1. сотрудничество
  2. паритетные отношения (взаимовыгода)
  3. соревнования
  4. конкуренция (1 стремится подавить другого)
  5. антагонизм (хронический конфликт, несовместимость интересов, утрата эмоций)

Мишина ТМ дополняет классификацию Ковалева, но выделяет типа амбивалентнх супружеских отношений, характеризованных дисфункциональную семью:

  1. соперничество
  2. псевдосотрудничство
  3. изоляция

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Сущность семьи. Межличностная коммуникация. Формирование внутрисемейной коммуникациию. Нарушение коммуникации в семье. Причины возникновения их нарушений. Исследование зависимости удовлетворенности браком от специфики супружеского общения.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.03.2007
Размер файла 54,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ

Кафедра социальной работы

на тему: Эффективность коммуникации между супругами (как фактор стабильности брака)

по учебной дисциплине: Социальная психология

Выполнила

студентка группы №272

2 курса

специальности социальная работа

специализация - социально-психологическая

помощь населению

Минск, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Сущность семьи__________________________________________________4

2.1.Общее понятие коммуникации_________________________________5

2.2. Формирование внутрисемейной коммуникации __________________6

3. Нарушение коммуникации в семье__________________________________8

3.1. Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье_________________________________________________________12

3.2. Наличие коммуникационной проблемы как вид семейного нарушения_______________________________________________________15

4. Исследование зависимости удовлетворенности браком от специфики супружеского общения____________________________________________20

Выводы по исследованию__________________________________________24

Список использованной литературы_________________________________27

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, отсутствовали родственные отношения, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Появилась угроза сохранения общности. И людям пришлось вводить ряд правил таких как: запрещение инцеста, контролирование отношений между мужчиной и женщиной через брак.

В современном обществе брак является естественным событием в жизни каждого человека. Однако не каждый брак оказывается удачным.

Проблема неудачных браков изучается уже давно. Существуют различные аспекты, влияющие на стабильность брака. Нарушение любого из них приводит к разрушению брака. Одним из таких аспектов является нарушение коммуникации в семье.

Цель курсовой работы: изучить зависимость стабильности брака от специфики внутрисемейной коммуникации.

Объектом курсовой работы является: семья, как социальная структура общества.

Предметом курсовой работы является: зависимость удовлетворенности браком от эффективной внутрисемейной коммуникации.

Гипотеза: нарушение внутрисемейной коммуникации приводит к разрушению брака.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями; общностью быта; эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Семья - это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

Семья - это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная, сексуальная, медицинская и др.

Семья имеет огромное значение для общества. Она передает традиции, обычаи основных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней заключен огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становление гражданских отношений. Семья противостоит росту напряженности.

В структуре семьи различают 2 типа семейных отношений: авторитарный и демократический.

Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.

Важную роль в семье имеет психологический климат.

Психологический климат - это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов.

На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение, которое в свою очередь зависит от межличностной коммуникации в семье.[1]

2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

2.1. Общее понятие коммуникации.

- процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;

- ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, а другой делает что-либо в ответ;

- взаимодействие, опосредованное символами;

- взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Несмотря на некоторые различия, все эти определения привлекают наше внимание к двум моментам, а именно:

1. процессу обмена, т.е. взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга, как отличительному признаку непосредственного взаимодействия между людьми; и

2.2 Формирование внутрисемейной коммуникации.

Формирование внутрисемейной коммуникации - это, прежде всего, установление отношений между супругами. Большую роль в этом играет церемония бракосочетания. В любой культуре существует установившаяся традиция проведения церемонии заключения брака. Заключение брака - один из важнейших критических моментов в жизни индивида, сравнимый с такими событиями, как рождение, достижение совершеннолетия, начало трудовой деятельности или ее окончание, смерть.

После заключения брака перед молодоженами встает задача наладить взаимодействие не только между собой, но и с новыми родственниками и с дру-зьями и знакомыми друг друга.

Формирование внутрисемейной коммуникации предпола-гает решение следующих задач:

q установление правил взаимодействия между супругами;

q определение границ семьи, т. е. отделение семьи от того, что в семью не входит.

Установление правил взаимодействия между супруга-ми включает:

q установления приемлемой для обоих членов пары дис-танции в общении, или степени эмоциональной близос-ти;

q выработку способов решения конфликтов в случае не-согласия супругов друг с другом.

Интимность, тем не менее, подразумевает установление дистанции в общении, т. е. определение того, какие из важ-ных жизненных областей (сфера переживаний, различные виды деятельности, межличностные отношения и т. п.) и в какой степени могут быть доступны другому. Даже если оба супруга начинают совместную жизнь с желания полной искренности и открытости и максимального участия в жизни другого, очень быстро один из них или оба они обнаружива-ют, что это вряд ли возможно и не всегда полезно для них обо-их. Они должны выяснить, в каких областях жизни и в ка-кой мере они будут влиять друг на друга так, чтобы это устраивало обоих.

Таким образом, установление правил взаимодействия включает установление необходимой степени близости; оп-ределение того, какие жизненные области супруги разделя-ют друг с другом, а какие остаются исключительно их лич-ным делом.

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проница-емость. Гибкость характеризует способность границ семьи к изменениям. В некоторых случаях границы чересчур ригид-ные -- это означает, что семейные правила не меняются, не-смотря на изменение ситуации. Это затрудняет адаптацию се-мьи к новым ситуациям. Проницаемость границ -- это установки, существующие в семье, относительно контактов с внесемейным окружением. Иногда семейные границы отли-чаются высокой проницаемостью, тогда они становятся диф-фузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семейной системы других людей. Непроницаемые границы ограничивают возможность необходимого общения с внешним миром.

Супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на при-нимаемые решения; определить, в какие области жизни мо-лодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие -- нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской се-мьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, при-чем часто без осознания того, что же именно вызывает нега-тивные чувства.

Ученые попытались выделить факторы, которые могут ос-ложнить формирование внутрисемейной коммуникации на начальной фазе развития семьи.

1. Пара встречается или заключает брак вскоре после ут-раты значимого человека.

2. Супружеские отношения формируются на фоне стрем-ления дистанцироваться от родительской семьи.

3. Семейные традиции и происхождение супругов суще-ственно различаются (например, религиозные убеждения, об-разование, национальная принадлежность, социальный класс, возраст и т. п.).

4. Супруги выросли в семьях с разным составом (напри-мер, многодетная семья и семья с одним ребенком).

5. Пара проживает слишком близко или слишком далеко хотя бы от одной из родительских семей.

6. Пара зависит от членов расширенной семьи материаль-но, физически или эмоционально.

7. Брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет.

8. Брак после периода ухаживания менее 6 месяцев или более 3 лет.

9. Свадьба в отсутствие членов семьи или друзей.

10. Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества.

11. Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями.

12. Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество.

13. Нестабильность брачных паттернов в одной из расши-ренных семей.

После перечисления столь обширного списка неблагопри-ятно влияющих на семью факторов остается только удивлять-ся тому, что какие-то семьи способны сохраниться. Но при более внимательном рассмотрении описанных трудностей их можно свести к проблемам, которые уже обсуждались: несформированная идентичность или низкая самооценка и связан-ное с ними компенсаторное поведение и вытекающая из этого проблема установления внешних границ семьи и внутрисемей-ных подсистем.[3]

3.НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАЦИИ В СЕМЬЕ.

3.1. Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье.

Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, то и причины ее нарушений могут быть столь же сложны и многообразны. Немалую роль играет осознанность процесса, наличие коммуникационного внимания, умения выразить свои чувства в адекватной форме. В то же время при исследовании семей, оказывающих психотравмирующее воздействие на личность, на первый план выступают некоторые другие источники нарушений в процессе коммуникации:

Таким образом, недостаточно полное знание особенностей личности другого супруга представляет собой важный барьер коммуникации, соз-давая препятствия для адекватного информационного общения.[4]

3.2. Наличие коммуникационной проблемы как вид

Коммуникационная проблема - такая ситуация в жизни семьи, когда:

1.существует определенная потребность у одного из членов семьи;

2.удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи;

3.эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность, передал бы определенную информацию (просьбы, намек и т.п.);

4.однако такая передача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей данного лица;

5.потребность сохраняется, несмотря на невозможность ее удовлетворения (т.е. не происходит значимого снижения уровня притязаний).

Речь может идти о самых разнообразных потребностях, удовлетворение которых зависит от другого супруга: в любви, симпатии, признании самостоятельности, помощи в каком-либо отношении, уважении и т.п. в семье постоянно возникают ситуации, когда удовлетворение каких-то потребностей зависит от других членов семьи.

Коммуникационным барьером мы будем называть определенные особенности члена семьи, имеющего данную потребность, других членов (от действия которых зависит ее удовлетворение) или, наконец, их взаимоотношения, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Дефицитная информация - информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Развитие коммуникационной проблемы - это совокупность процессов, которые возникают под ее воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. На основании клинического анализа возникновения психотравмирующих особенностей семьи в результате развития коммуникационной проблемы можно выделить следующие этапы развития:

В результате ухудшается представление супругов о личности друг друга и, соответственно, ухудшается взаимопонимание.

3.Поведенчески-коммуникационный этап. Замещающе-искаженное коммуницирование может оказаться недостаточным для решения проблемы. В этом случае член семьи с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями в семье с целью создания ситуации, дающей возможность удовлетворить свою потребность. Это, например, оказание психологического давления на другого члена семьи с целью принудить его поступать, так или иначе; это создание ситуаций, когда другой вынужден поступить так, как нужно. На этом этапе коммуникационный момент отходит на второй план. Ведущую роль играют методы взаимного влияния. В то же время сохраняется определенный коммуникационный аспект поступков, совершаемых каждым из супругов.

Коммуникационная проблема на описываемом этапе превращается в конфликт (межличностный или внутренний), уже непосредственно оказывающий психотравмирующее воздействие.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ ОТ СПЕЦИФИКИ СУПРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

В статье авторы попытались очертить базовые особенности общения и межличностных отношений супругов в молодой семье. Рассматриваются важнейшие особенности современной перестройки брачно - семейных отношений, приводящие к трансформации ролевых отношений в молодой семье. Изменение функционально - ролевых позиций молодых людей в значительной степени зависит и от того, какую в частности модель брачного союза предполагается создать. Так же должны учитываться личностные установки и представления каждого о роли партнёра в семейном союзе. Ведь стабильность молодой семьи во многом зависит как от совпадения обоюдных ролевых ожиданий, так и от соответствующих им особенностей ролевого поведения супругов.


Проблема общения занимает одно из центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Общение молодых супругов представляет собой специфическую форму взаимодействия человека с человеком; в процессе их общения реализуются не только их межличностные, но и социальные отношения.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей общения и межличностных отношений супругов в молодой семье.

Общение является одним из не многих средств, которым могут воспользоваться супруги, чтобы создать и поддерживать между собой близость, сопричастность и понимание. По мнению В.М. Целуйко, основой культуры духовного общения между супругами является отношение к партнеру как к равному себе [4с,7]. Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин отмечают, что для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения [3,с 110].

В основном используются следующие приёмы взаимопонимания:

a) формирование нового общего языка;

б) уступки партнёру;

в) диалог независимых партнёров.

Преобладание того или иного приёма определяет соответствующую стратегию взаимопонимания. В самом начале, на стадии формирования брачной пары, путь к взаимопониманию и согласию лежит через диалог независимых партнёров. Партнёры внимательно присматриваются друг к другу, чутки и восприимчивы к незнакомому стилю общения, стилю жизни в целом. Таким образом молодые люди как бы совершают увлекательное путешествие по загадочному и далекому миру другого человека. На следующих этапах семейной жизни одной из особенностей общения в молодой семье является более яркое проявление эмоций, чем в период ухаживания, что зачастую становится источником межличностных конфликтов. Нарушения межличностного общения - одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования.

1. Наличие заранее заданных установок, оценок и убеждений, которые имеются у одного из них задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые заранее относятся к определенной категории, формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нём получена исчерпывающая и достоверная информация.

4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению партнера, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам.

Формирование внутрисемейной коммуникации предполагает решение следующих задач: установление правил взаимодействия между супругами; определение границ семьи, т. е. отделение семьи от того, что в семью не входит. Установление правил взаимодействия между супругами включает установления приемлемой для обоих членов пары дистанции в общении, или степени эмоциональной близости; выработку способов решения конфликтов в случае несогласия супругов друг с другом.

О.А. Карабанова утверждает, что если рассматривать семью как малую социальную группу, то эффективность её функционирования зависит от общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов и межгруппового взаимодействия как построения отношений с социальным окружением [1, с. 94].

Следовательно, формирование межличностной коммуникации в современной семье должно быть одной из приоритетных задач молодых супругов с целью профилактики конфликтов.

Межличностные отношения в молодой семье характеризуются психологической близостью, взаимной авторитетностью партнеров, положительной эмоциональной окрашенностью. Они обладают наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости своего существования, что приносит удовлетворение партнёрам по общению.

Е.М. Черняк подчеркивает в межличностных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональной компонент межличностного восприятия [5,с.123].

Важнейшей стороной современной перестройки брачно - семейных отношений является трансформация ролевых отношений в семье. Функционально - ролевые позиции молодых супругов в значительной степени зависят от того, какую модель брачного союза они предполагают создать с учётом личных установок, своих представлений о роли каждого из них в семейном союзе. Прочность и стабильность семьи зависит от совпадения их ролевых ожиданий и соответствующих им особенностей ролевого поведения брачного партнера.

Е. Короткова как одну из причин распада семьи называет причину неспособности выстраивать отношения, что обусловлено незнанием способов эффективного общения, в том числе слушать и слышать партнера, получать и давать обратную связь, сообщать о своих чувствах и желаниях, отражать чувства партнера и т. д. [2,с 10].

Анализ результатов исследования показал, что взаимопонимание присутствует в большинстве молодых семей (73%); заметим, что мужчин с высокой степенью взаимопонимания на 15% больше, чем женщин.

Чаще всего молодые супруги выбирают стратегию компромисса (46% женщин и 34% мужчин). Стратегию сотрудничества предпочитают выбирать в равной степени как мужья, так и жены, однако количество таких пар незначительно - всего 12%.

Удовлетворены своим браком 60% жён и 72% мужей. Совпадения по удовлетворенности браком (когда удовлетворены оба супруга) наблюдаются лишь у 40% семей. Мужчины менее притязательны в браке, чем женщины.

Выводы. Таким образом, эффективное общение молодых супругов зависит от способности к пониманию друг друга, способности к сотрудничеству и компромиссу, способности контролировать своё поведение. Взаимоотношения супругов в молодой семье зависят не только от объективных обстоятельств, заключающихся в специфике общения и в общественных характеристиках его участников, а также и от субъективных факторов: представлений участников о своих потребностях, интересах, самооценке, уровне притязания.

Для удовлетворённости браком в молодой семье особое значение имеют следующие факторы: эффективная коммуникация; высокая степень взаимопонимания; доверительность отношений, взаимная, эмоциональная поддержка, рациональное поведение в конфликте.

Читайте также: