Равный доступ к государственной службе доклад

Обновлено: 02.07.2024

Право равного доступа к государственной службе — возможность для гражданина занять любую государственную должность без всякой дискриминации.

При этом, под дискриминацией понимается ограничение по полу, расе, взглядам и прочему. Однако, для замещения государственных должностей, гражданин обязан соответствовать некоторым требованиям (образованию, опыту, возрасту).

Право равного доступа к государственной службе является элементом права на участие в делах государства.

Право равного доступа к государственной службе в международных актах представлен в части 2 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека 1948г.

Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

В российском праве

Часть 4 статьи 32 Конституции РФ

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

В соответствии со статьей 12 указанного федерального закона устанавливаются следующие требования к кандидатам:

Для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее — должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Статья 22 указанного закона предусматривает следующую процедуру отбора:

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

  1. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
  2. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
  3. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
  4. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  5. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
  6. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.


Статья посвящена раскрытию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. Автор акцентирует внимание на основных проблемах, которые выступают препятствием при реализации указанного права. При этом особое внимание уделяется конкурсному отбору как обязательной процедуре доступа к государственной службе. Во внимание берется успешный опыт субъектов РФ, направленный на реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

Ключевые слова: государственная служба, конституционное право, равный доступ.

Права и свободы личности на сегодняшний день занимают особое значение в условиях развития демократического государства. Одним из таких важных прав является конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе. Особая актуальность данного права вызвана тем, что оно исходит из такого основополагающего принципа демократического и правового государства как народовластие. В связи с этим народ, как источник власти, может участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и опосредованно, через своих представителей. Вместе с тем, конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе не всегда соблюдается в силу ряда обстоятельств. Безусловно, что в таком случае мы можем говорить о нарушении такого конституционного права граждан. В связи с этим обозначенная тема представляется актуальной в исследовании и обозначении основных проблемных аспектов по ней.

Так, право граждан на равный доступ к государственной службе закреплено в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ [1].

Закрепление в Конституции РФ права на равный доступ граждан к государственной службе имеет множество предназначений, наиболее важными среди которых являются предотвращение бюрократизации государственного аппарата, обеспечение нормальной сменяемости государственных служащих. Содержание понятия равного доступа к государственной службе составляет право граждан на занятие любой должности государственной службы без какой-либо дискриминации.

Следует отметить, что право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе реализуется на конкурсных началах. Именно конкурс обеспечивает равенство при занятии должностей государственной гражданской службы и карьерный рост сотрудников. Вместе с тем на сегодняшний день одной из главных проблем является эффективное привлечение и отбор кадров на государственную службу, так как действующая система конкурсного отбора нуждается в обновлении методов отбора.

В научной литературе достаточно много споров, связанных с целесообразностью проведения такого конкурсного отбора.

Отметим некоторые проблемы, которые нуждаются в более пристальном внимании.

Представляется, что коррупционная составляющая в подборе кадров госорганов напрямую связана с отсутствием разнообразия методов оценки кандидатов, неэффективности ныне применяемых методов, не способствующих раскрытию личности претендента. Отделу персонала проще назначить на службу человека по рекомендациям, который проверен и может выступать доверенным лицом. Сложилось мнение, что выбор на должность как способ замещения должности и рекрутирования государственных служащих является наиболее разумным. Однако такой способ замещения должности в России применим для категории высших должностей, которые назначаются в соответствии с решением таких лиц, которые замещают должности политиков, а на муниципальном и региональном уровне не применим, так как ограничивает равный доступ граждан к государственной гражданской службе [7, c. 47].

Во-вторых, существуют малооплачиваемые должности, на которые сложно найти желающих работать и без конкурса, а наличие конкурсной процедуры создает дополнительные сложности. На практике могут возникнуть такие ситуации, когда для конкурса необходимо найти не менее двух человек, а если должность низкооплачиваемая, то сложно заинтересовать и одного человека участием в конкурсе. Безусловно, что в таком случае необходимо находить альтернативный вариант, который бы не только позволил привлечь кандидатов к участию в конкурсе на ту или иную должность, но и давал бы какие-то перспективы для трудоустройства. Возможно, что в таких ситуациях конкурс даже не является необходимостью, поскольку есть такие должности и такие обстоятельства, при которых нужно использовать иные процедуры, руководствоваться иными требованиями для привлечения специалистов к работе.

Следовательно, мы можем заключить, что в настоящее время механизм реализации права граждан на равный доступ к государственной службе далек от совершенства. До сих пор отсутствуют четко прописанные гарантии равного доступа граждан к государственной службе. Правда, на практике ведется активный поиск реальных возможностей обеспечения равного доступа граждан к государственной службе.

В сложившейся ситуации актуальным будет обращение к опыту субъектов РФ, которые выдвигают те или иные программы, направленные на соблюдение рассматриваемого конституционного права.

Заслуживающим внимания представляется опыт Правительства Москвы. С целью привлечения мотивированных и подготовленных молодых граждан на государственную службу и учреждения бюджетной сферы города Москвы и в последующем трудоустройства, Правительство Москвы проводит молодежные стажировки.

Уникальность данного проекта в том, что позволяет стажеру поработать за первый год в трех-четырех органах власти. Руководители государственных и муниципальных органов включились в борьбу за таланты. Результат: 80 процентов стажеров трудоустраиваются в органы исполнительной власти г. Москвы, 50 процентов получают повышение в первый год.

Вместе с тем такой опыт можно обнаружить не во всех субъектах РФ и такие случаи в целом можно назвать как редкое явление. Безусловно, что такая практика должна внедряться далее и находить отклик не только в рамках активной правотворческой деятельности субъектов РФ, но и каким-то образом стимулироваться правовым регулированием на федеральном уровне.

Нельзя не отметить также еще одну достаточно важную проблему, связанную с ответственностью.

По действующему служебному законодательству принятие (или непринятие) гражданина на должность государственной службы в определенной мере зависит от усмотрения представителя нанимателя, поэтому даже суд не всегда может оценить целесообразность принятого в конкретном случае решения. А учитывая, что на практике, порядок принятия решения о назначении на должность, как правило, формально соблюдается, доказать неправомерность принятого представителем нанимателя решения о назначении на должность государственной службы становится практически невозможным.

И в итоге получается, что законодательство хотя и предусматривает меры ответственности в случае нарушения права на равный доступ гражданина к государственной службе, однако привлечь к ответственности виновных лиц довольно сложно.

Поэтому полагаем разумным пересмотреть перечень таких исключений, причем в сторону сокращения случаев бесконкурсного отбора на должности гражданской службы. Для усиления позиции конкурсного отбора важно в вышеуказанном Законе прописать обязательный характер проведения конкурса при замещении вакантных должностей, за исключением младших должностей гражданской службы. Также важно установить обязательность решения конкурсной комиссии по выбранной кандидатуре для представителя нанимателя (руководителя государственного органа), уполномоченного осуществлять назначение на вакантную должность государственной службы.

Во всех случаях нарушения правил конкурсного приема на государственную службу виновные должностные лица должны нести ответственность.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время нет достаточных условий для последовательной реализации принципа равного доступа к государственной службе. Сложившаяся конкурсная система отбора, имеет ряд противоречий и пробелов. Законодателем существенным образом ограничен круг лиц, в отношении которых проводится конкурсный отбор кадров. Как следствие, существенным образом увеличено количество групп должностей, которые замещаются без проведения конкурса. В результате чего ставится под сомнение полноценность реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе.

Особое значение следует уделить коррупционной составляющей, поскольку на сегодняшний день данный фактор играет ключевую роль и актуализирует проблему, связанную с реализацией конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе.

Исходя из проведенного анализа проблем обеспечения права на равный доступ к государственной службе, представляется необходимым сформулировать несколько предложений:

1) осуществлять назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы не по решению представителя нанимателя, а только путем проведения конкурсного отбора;

2) исключить все основания внеконкурсного назначения на должности государственной службы;

3) более четко регламентировать процедуру конкурсного отбора на должности государственной службы и, главное, создать обстановку реального экзамена, который сдают все кандидаты на равных условиях;

4) создать независимые органы конкурсного отбора на должности государственной службы, с преобладанием в них представителей общественности, с возможностью приглашения экспертов и специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки и большим опытом практической работы для объективной оценки знаний кандидатов, участвующих в конкурсе;

6) исключить влияние политических партий на государственных служащих, как при осуществлении служебных обязанностей, так и при замещении государственных должностей;

7) установить конституционный запрет на политический патронаж государственных должностей различными политическими партиями [7, c. 102].

Полагаем, что дальнейшее совершенствование правового регулирования реализации права на равный доступ к государственной службе позволит ускорить решение задач по обеспечению российским гражданам данного конституционного права.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, должность, гражданская служба, гражданин, конкурсный отбор, государственная гражданская служба, конкурс, вакантная должность, москва, Удмуртская Республика.

Рассмотрение особенностей законодательного урегулирования поступления граждан на государственную службу в Федеральном законе об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995 г. Право на равный доступ к государственной службе.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2011
Размер файла 10,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: "Право на равный доступ к государственной службе в РФ"

Право на участие в управлении делами государства - в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении правосудия. Данное право можно также рассматривать как конституционный принцип государственного управления. Оно непосредственно вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Конституцией Российской Федерации в статье 32 провозглашено право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом непосредственное участие в управлении делами государства может осуществляться гражданами через реализацию права на равный доступ к государственной службе, установленного частью 4 указанной статьи Конституции.

Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям.

Право на равный доступ к государственной службе очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа. В правовом государстве должны действовать надежные гарантии против возрождения тоталитарной "номенклатуры", представители которой и поныне еще находятся на важных участках государственной жизни. Равный доступ на государственную службу призван обеспечить нормальную сменяемость и обновление чиновничества, недопустить его превращения в касту

Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом об основах государственной службы от 31 июля 1995.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона " О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ

Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, к числу которых относятся:

? требования к уровню профессионального образования,

? стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности,

? профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

К различным категориям и группам должностей гражданской службы предъявляются разные квалификационные требования. Соответствие претендентов на замещение должности гражданской службы установленным действующим законодательством квалификационным требованиям, а также оценка их профессионального уровня осуществляются посредством проведения конкурса, по результатам которого решается вопрос о поступлении гражданина на государственную службу.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; государственный служба российский закон

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.

Пример нарушения права на равный доступ к государственной службе в РФ.

В ст. 3 Федерального Закона " О системе государственной службы Российской Федерации" основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. А также равный доступ граждан к государственной службе.

На территории Пермского края действуют два основных нормативных акта, определяющих порядок прохождения государственной гражданской службы: Закон Пермской области от 29.12.2004 № 1969-427 "О государственной гражданской службе Пермской области" и Закон Пермской области от 10.10.2005 № 2536-559 "О квалификационных требованиях к стажу гражданской службы для государственных должностей государственной гражданской службы Пермской области". Данные нормативные акты не устанавливают ограничения для поступления и прохождения государственной гражданской службы. Единственное ограничение, установленное региональным законом о государственной гражданской службе касается возраста. Статья 8 закона определяет, что на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и не старше 65 лет.

Нарушение права на равный доступ к государственной службе на основе законодательства в Пермском крае не установлено. Однако существует повсеместная практика, когда в результате формально проводимых конкурсов на замещение вакантной должности отбираются "неслучайные" кандидаты. Так, на практике существуют ограничения для приема на государственную служу в органы прокуратуры. Конкурсы на замещение вакантных должностей, предусмотренные законом "О государственной гражданской службе в РФ", но не предусмотренные законом РФ "О прокуратуре", не проводятся. Отдел кадров краевой прокуратуры принимает документы и заявления от кандидатов, устно обещая поставить их в кадровый резерв, однако письменных подтверждений этого не дает.

Более того, существует порочная практика устройства на службу "по знакомству". Если одновременно в прокуратуру обращаются выпускники высших учебных заведений, имеющие высокий средний балл по диплому и отлично сдавшие выпускные квалификационные экзамены, но не имеющие личных связей в правоохранительных органах, и выпускники тех же высших учебных заведений, имеющие минимальный средний балл, с трудом сдавшие выпускные экзамены на удовлетворительную оценку, но каким-либо образом связанные с высокопоставленными чиновниками или сотрудниками правоохранительных органов, то предпочтение, без сомнения, отдается последним.

В сентябре 2006 года выпускнице Пермского государственного университета сотрудником кадровой службы краевой прокуратуры устно было отказано в постановке в резерв кадров прокуратуры на том основании, что паспорт ей был выдан в другом субъекте Российской Федерации. Данный отказ обжалован не был.Также в сентябре 2006 года в правовом отделе Управления ФСКН РФ по Пермскому краю образовалась вакансия юриста. Выпускницей Пермского государственного университета были предоставлены все необходимые документы для рассмотрения ее кандидатуры на должность юриста. Позже в личной беседе сотрудник отдела кадров отказал ей в приеме на службу на том основании, что начальник правового отдела хотел бы видеть на вакантной должности мужчину. Письменного обоснованного отказа не последовало. Незаконные действия обжалованы не были.

При принятии решений по кадровым вопросам представители правоохранительных органов зачастую не принимают во внимание ни профессионально-психологические качества кандидатов на должности государственной службы, ни положения закона о запрете дискриминации, ни интересы службы, а руководствуются исключительно возможностью приобретения личных выгод.

Подобные документы

Характеристика основных прав и свобод граждан Российской Федерации: на участие в референдуме, избирательное, на равный доступ к государственной службе, на обращение, на участие в отправлении правосудия. Главные публично-политические права и свободы.

курсовая работа [28,4 K], добавлен 20.12.2010

Порядок приема (поступления) на государственную службу, продвижение по службе, ее прекращение. Аттестация служащих и присвоение им квалификационных разрядов (чинов, рангов, званий). Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 05.09.2013

Признаки и принципы государственной службы согласно закону РК "О государственной службе". Права и обязанности государственного служащего. Требования к лицам, поступающим на государственную службу. Наступающая ответственность за неправомерные деяния.

реферат [25,3 K], добавлен 18.10.2012

Правовые основы системы государственной службы РФ: организация, право равного доступа к гражданской службе, правовой статус гражданского служащего. Анализ режима поступления на гражданскую службу и ее прохождения, взаимосвязь видов государственной службы.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 19.04.2010

Рассмотрение типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской федерации и порядка их урегулирования. Конфликт интересов в отношении родственников и иных близких лиц. Конфликт, связанный с владением ценными бумагами и вкладами.

контрольная работа [40,0 K], добавлен 06.10.2016

Правовое исследование института государственной гражданской службы России как способа осуществления государственного управления. Анализ порядка поступления и перемещения по государственной гражданской службе. Ответственность государственных служащих.

курсовая работа [120,6 K], добавлен 06.04.2014

Патримониальный характер государственной службы в Московском государстве, развитие законодательства о государственной службе. Правовое положение государственных служащих в советский период. Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ".

Государственная служба есть целесообразная, социально-полезная, общественно необходимая и организационно-оформленная деятельность управленческого персонала, она имеет свой предмет труда. В государственных органах сложились определенные способы подбора управленческих кадров, имеют место кооперация и разделение управленческого труда, распределение управленческих функций и полномочий между должностными лицами, механизм обеспечения государственной и трудовой дисциплины, управления процессом совместного труда, установление необходимых условий для управленческой деятельности, обеспечивающих нормальное функционирование государственных органов. В этом аспекте государственная служба основывается на общих нормах трудового права.

Государственная служба, как институт, призванный на практике реализовать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции Российской Федерации именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

В соответствии с действиями этого принципа государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону, судебную защиту и др.

Данный принцип основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". Это положение в целом соответствует требованиям п. "c" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200A [XXI] Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которым каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Основным отличием нормы российского закона от указанного выше положения п. "c" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах является указание в российском законе на обязательность владения для гражданина, претендующего на поступление на государственную службу Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации. Данное требование является вполне обоснованным, так как вполне очевидно, что лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми (а именно такова в основном специфика государственной гражданской службы).

Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.

Государственная служба, несмотря на разделение на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации, является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной службы.

Данный принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих. В то же время законодательство закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на соотношении открытости и служебной конфиденциальности.

Читайте также: