Рассудок разум ум и мудрость философия доклад

Обновлено: 04.07.2024

 По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум.
Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, былГераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее совершенно, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи.Сократ понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления, способность согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее впонятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием вобщей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция — составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее, онрефлексивен. Как утверждал Николай Кузанский: рассудок разрывают противоречия, противопоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка — абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия, он мыслит мир какпроцесс.
Рассудок, говорил Б. Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира. Спиноза высказал любопытную мысль:действующий по определенным правилам рассудок представляется неким духовным автоматом, а разум служит высшим регулятором общественной жизни и деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится вединстве с бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.
Критическое отношение к рассудку отличало И. Канта, который считал, что мышление развивается от рассудка к разуму. Первой предпосылкойразума был не вполне осознавший себя рассудок — догматизм, когда философ, выявив ряд достаточно широких и, как он считал, непоколебимых принципов, был уверен.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Соотношение знаний и мудрости в философии

. Чувашской Республики. РЕФЕРАТ на тему: «Соотношение знаний и мудрости.

Философия как любовь к мудрости.

3 Стр. 103 Просмотры

Проблемы веры и разума в философии

. Семестровая работа №1 По дисциплине Философия На тему Соотношение веры и.

Дилемма разума и веры в средневековой философии

. самостоятельная работа по философии на тему: «Дилемма разума и веры в.

7 Стр. 2 Просмотры

Реферат: Жизнь и разум во Вселенной

. горячей вселенной………………………………………………………. стр. 6 Жизнь и разум во.

По способу умственной деятельности мысли­тельные функции личности можно разделить на два основных типа: рассудоки разум.Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность мышле­ния, был Гераклит. Он говорил, что разумсостоит из возможности воспринимать природу целостно в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления. Платон говорил, что разум способен созерцать сущее в поняти­ях, а рассудок достаточен для обычного приме­нения в практической деятельности. Согласно Аристотелю более мудрым оказывается тот, кто владеет знанием в общей форме.

Рассудокпроявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Например, функция— составление суждений, формаль­ное отношение. Разум рефлексивен, ориенти­рован на сущее. Рассудок разрывают противо­речия, противопоставляя противоположности друг другу. Разум мыслит и разрешает противо­речия. Рассудок, действующий по определен­ным правилам, представляется чем-то духов­ным. Разум же служит высшим регулятором общественной деятельности человека, направ­лен на всеобщее благо

По П. Гольбаху, рассудок — это вырабаты­ваемое опытом и размышлением умение отли­чать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни. В переломные эпохи общественной жизни необходим прежде всего разум, потому что он находит верное решение в самых сложных и противоречивых си­туациях.

И. Кантсчитал, что мышление развивается от рассудка к разуму. Первой предпосылкой разума был не вполне осознавший себя рассу­док — догматизм. Выявив ряд достаточно ши­роких принципов, философ был уверен, что человеческое мышление, опираясь на них, в состоянии познать все сущее. И. Кант определял рассудок как познавательную способность. Это ориентированная на достижение практических целей способность мыслить посредством поня­тий по определенным правилам. Затем насту­пает скептицизм, когда рассудок, осознав себя, подвергает критике свои догмы. Наступает тре­тий этап — собственно разум, который неизбеж­но сталкивается с вопросами, приводящими его к диалектике. Для разума характерна как критич­ность, так и самокритичность.

По Аристотелю, мудрость — это знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей.

МАТЕРИЯ

Под материейпонимают совокупность абсо­лютно плотных неделимых частиц — атомов, со­вершающих механическое 'движение в пустоте.

В конце XIX в. выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов. За эти­ми открытиями последовали и другие; централь­ное же место заняло представление об элект­рической природе материи, нашедшее широкое применение на практике. Например, телеграф, телефон, радио, электрическое освещение, ди­намо-машины, электродвигатели.

Появление электричества подтолкнуло философию и естество-знание к решению вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи. Физики и философы считали, что материальное лишь вещественно, что можно непосредствен­но видеть и осязать. Заметим, что микроявле­ния недоступны непосредственному восприятию органами чувств, материя предстает в новом свете — без цвета, запаха, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать мате­риальное.

Материя стала представляться как сово­купность электронов, как энергия, как комплекс ощущений. Издавна масса считалась мерой количества материи. Открытие постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости тела привело к краху материализма. Материя есть объективная реальность (причина, основа, содержание и носитель всего многооб­разия мира).

Свойства материи— объективность суще­ствования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение.

Все предметы и процессы внешнего мира обладают общим признаком; они существуют независимо от сознания, отражаясь в наших ощущениях. Они объективны.

Существуют определенные конкретные фор­мы проявления материи, поэтому то, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Лишь сознание и дух являются единственным отно­сительно отличительным от материи свойством.

Единство предметов некоторые философы усматривает в том, что они существуют. Мате­рия имеет разнообразное (зернистое, преры­вистое) строение: она состоит из частей различ­ной величины, качественной определенности (элементарных частиц, атомов, молекул, ради­калов, ионов, комплексов, макромолекул, кол­лоидных частиц, планет, звезд и их систем, га­лактик). Нужно отметить, что материя не просто зерниста, дискретна, ее дискретные элемен­ты (молекулы, атомы, ядра, элементарные части­цы) являются неделимыми в определенной' области взаимодействий.

Структурные уровни материи:




СОЗНАНИЕ

Сознание — это высшая, свойственная толь­ко людям и связанная с речью функция. Будучи осмыслением реальности, сознание реализу­ется в виде практической и теоретической дея­тельности.

Идея— это не только знание, но и планирование; понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Практическая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью челове­ка и с потребностями, возникающими из внеш­него мира. Отражаясь в голове, потребности приобретают характер цели.

Цель— это идеа­лизированно нашедшая свой предмет потреб­ность человека. Взаимоотношения целенаправ­ленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность из­менить его так, как удобно человеку и обществу. Значит, цели человека порождены обществен­ной практикой, объективным миром и предпо­лагают его.

Структура сознания.В широком смысле слова под сознанием подразумевают психи­ческое отражение действительности независи­мо от того, на каком уровне оно осуществляется (биологическом или социальном, чувственном или рациональном). Этим оно подчеркивает его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

Под сознанием также подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, челове­ческую форму психического отражения действи­тельности. Здесь сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в законо­мерных отношениях. В структуре сознания выделяются осознание вещей, переживание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей, имеет следующие характеристики: различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. В связи с этим про­слеживается обыденное, научное, философ­ское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уров­ни сознания.

Познание и творчество— это богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой лич­ности. Оно включает в себя такие чувства, как удовольствие, радость, горе; или эмоциональ­ное самочувствие, такое как веселье; аффекты: ярость, ужас, отчаяние.

Заставляет нас организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели именно эмоциональный стимул.

ДВИЖЕНИЕ

Понятие и виды движения.Мир находится в постоянном движении. Неисчислимое множест­во звезд, которыми мы любуемся и которые кажутся нам неподвижными, движется сложным образом с огромными скоростями. Они враща­ются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей Галактики вокруг ее оси. Вся поверхность Солнца бурлит и извергается, огромные фонта­ны пламени — протуберанцы — бьют на сотни тысяч метров в высоту, гигантские потоки внут­реннего тепла выбрасываются на его поверх­ность, изливаются в пространство.

Движение многообразно.В организмах животных и людей происходят сложные физио­логические процессы: сердце толкает кровь по сосудам, бьется, не переставая. Все время в обществе происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры, трудовой и по­знавательной деятельности людей.

Движение— это способ существования су­щего, а быть — значит, быть в движении, изме­нении. В мире нет неизменных свойств и отно­шений; он слагается и разлагается. Движение не привносится извне, а движение сущего — тенденция, импульс к изменению.

Формы и виды движения многообразны.

Каждой фор­ме движения присущ определенный носитель — субстанция. Например, элементарные частицы являются носителями разнообразных взаимо­превращений, элементы атомного ядра — но­сителями другой формы движения, элементы атома — носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения и т.д.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, так как понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения объекта следует найти другой объект (систему отсчета), по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, движе­ния и покоя. Действительно, любое изменение структурных элементов осуществляется при сохранении определенных моментов, однако каждое сохранение происходит только через движение. Пока существует предмет, и как бы он ни изменялся, он сохраняет свою определен­ность. Например, река не перестает быть рекой из-за того, что она течет.

Предмет перестает существовать, если он обретает абсолютный покой. Все относительно, покоящееся неизбеж­но причастно к какому-либо движению, и покой всегда имеет только видимый и относительный характер.

Тела могут покоиться только по отно­шению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Диалектика движе­ния: двигаться — значит, быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновре­менно там.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Все тела имеют определенную протяжен­ность: длину, ширину и высоту, которые различ­ным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы.

Пространствоесть форма координации со­существующих объектов и заключается оно в том, что объекты расположены вне друг друга и нахо­дятся в определенных количественных отноше­ниях. Например, объекты могут находиться рядом, сбоку, внизу,- вверху, внутри, сзади, спереди и т.д. Структуру пространства образует порядок со­существования этих объектов и их состояний. Явления характеризуются длительностью су­ществования, последовательностью этапов развития; процессы совершаются либо одновре­менно, либо один раньше или позже другого. Например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Это означает, что тела существуют и движутся во времени.

Времяявляется формой координации сменяю­щихся объектов и их состояний. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количествен­ных отношениях с другими состояниями. Струк­туру времени образует порядок смены этих объектов и состояний.

Пространство и время— это всеобщие формы существования и координации объектов. Пространство и время обладают некоторыми особенностями: пространство имеет три изме­рения (длину, ширину и высоту), а время лишь одно — направление от прошлого через настоя щее к будущему. Пространство и время сущест­вуют объективно, вне сознания.

Расстояние между какими-либо телами, на­ходящимися в пространстве, неодинаково в различных движущихся инерциальных систе­мах. Не существует в мире единственной длины тела: она меняется в зависимости от системы отсчета.

Пространство и время абсолютны, но так как это формы движущейся материи, они не безраз­личны к своему содержанию (перемещаясь, предмет не оставляет после себя свою пустую форму). Пространство и время обусловлены материей, а каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-вре­менной структурой. Живые клетки и организмы, обладают особенными свойствами простран­ства и времени. Бытует мнение, что существует историческое время, а его единица может быть сменой одного поколения другим. Эта единица — столетие. Возможно, что внеземные цивилиза­ции исчисляют историческое время иными ме­рами.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Принцип детерминизмаявляется фунда­ментальным принципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит от­вет на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядочен­ный характер.

Детерминизместь учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В осно­ве такого представления о мире лежит универ­сальная взаимосвязь всех явлений,которая является:

1) проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации;

2) следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Изначальной категориейдетерминизма стали понятия связи и взаимодействия. Когда происходит взаимное изменение вещей, проявлять себя начинает взаимодействие. Исход­ной предпосылкой принципа детерминизма является существование всеобщей универ­сальной взаимосвязи всех явлений. Детерми­низм — общее учение, признающее существо­вание универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

2 Имбецилъностъ (лат. imbecillus) — средняя степень врожденного слабоумия.

3 См. Б. В. Зейгарник. Патология мышления. М., 1962; Н. М. Соловьев. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966.

кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее совершенно, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Мудрость же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний, общий многим уровень мышления, способность согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, где он занимается какой-либо специальной областью. Его функция — составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее; он рефлексивен. По Николаю Кузанскому, рассудок разрывают противоречия, противопоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка — абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия; он мыслит мир как процесс. Рассудок, утверждал Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира. Спиноза высказал любопытную мысль, что действующий по определенным правилам рассудок представляется неким духовным автоматом 1 . Разум же служит высшим регулятором общественной жизни и деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится в единстве с бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.

Французские материалисты XVIII в. рассматривали рассудок лишь с негативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение и доставляющую только личные преимущества, не распространяющиеся на человечество. Гольбах, например, определял рассудок как вырабатываемое опытом и размышлением умение отличать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни, он нередко ведет к консерватизму. В бурные, переломные эпохи общественной

1 См. Б. Спиноза. Избр. произв. в двух томах, т. I. M., 1957, стр. 349.

жизни необходим прежде всего разум, который находит верное решение в самых сложных и противоречивых ситуациях.

По Гегелю, суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов на составные части. В этом акте проявляется основная мощь рассудка, способного разделить, разорвать, казалось бы неразрывное. Рассудок, кроме того, необходимый и существенный момент образования. Без опоры на твердые определения рассуд-

1 И. Кант. Соч., т. 3, стр. 620.

2 Фихте. Основные черты современной эпохи. Спб., 1906, стр. 32.

1 Гегель. Соч., т. V. М., 1937, стр. 482.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 7.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлектирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Мышление на уровне разума освобождается от застывших рассудочных форм и становится осознанно свободным 1 . На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности отражения, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание — глубоко диалектический процесс.

2 А. О. Маковельский. Древйегреческие атомисты. Баку, 1946, стр. 314.

Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком 1 .

1 Гете. Фауст. М., 1953, стр. 53.

2 Т. И. Ойзерман. Проблемы историко-философской наука. М., 1969, стр. 49.

3 Ф. Бэкон. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические, изд. 2. М., 1962, стр. 82.

Подлинно разумный, мудрый тот, кто обладает обобщенными знаниями существенного в жизни и поступает адекватно ситуации, объективным тенденциям ее развития. Мудрость связана с интеллектуальной культурой и умением использовать ее в жизни. Школа мудрости — общественная практика, весь неисчерпаемый социальный опыт, к которому человек постоянно приобщается в течение всей своей жизни.

Разум - это та самая система, которая концентрирует реальность в том измерении, в котором логически определяет возможности наиболее рационального использования закономерностей существования. Разум обладает сферами влияния равными по своему определению. Возможности Разума не ограничиваются видами его проявления, но каждый вид имеет определенно установленные ограничения, согласно основных законов Разума целью которых является его самосохранение и развитие. Ни один вид не в состоянии воздействовать на законы Разума таким образом, что бы сохранить свое первоначальное состояние. Последовательности развития вида как Разума предоставляют преимущества, попытка преодоления барьера в развитии способом нарушающим установленные законы приведет к проблемам не только ограничения свобод вида(единицы вида) но и к изменению вида(единицы вида), а то и частичного или даже полного его уничтожения, определяющегося как "самоуничтожение". Каждый вид имеет возможности воздействия на общую систему существования, но не каждый вид отдает отчет своим действиям в данной системе, результат - исчезновение вида как вида разума. О чем свидетельствуют памятники истории об истории которых существуют только догадки довольно не легко разгадываемые по средствам логического исследования. Каждый вид эволюционирует развиваясь по средствам построения своей логики. Так каким образом по средствам логики определяет свой разум или же Разум в целом современный человек;

разум — это способность духовной системы (души) осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.(Сергей Речка)основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать[2] (способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания)высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок[3]

Разум, сознание, мышление, ум, помимо своих значений в лексике, имеют одно значение — определение. И они в этом значении являются синонимами.

Для образования мышления необходимо присутствие одновременно четырёх факторов:

Мозг.Органы чувств (глаза — для зрения, нос — для определения запаха, уши — для слуха, кожа — для осязания, язык — для определения вкуса).Внешняя действительность (объект, с которым взаимодействуют индивиды способом, определённым обществом, стоящим на определённой ступени развития).Общество, находящееся на определённом уровне развития. Этот уровень и будет в среднем определять уровень мышления каждого индивида этого общества.

Разум неотделим от сознания, как свойства высокоорганизованной материи отражать окружающий мир и себя, и является функцией-свойством сознания анализировать воспринятые идеи и синтезировать из полученных компонентов новые идеи. Разуму присуща направленность познания истины, как порядка вещей, соответствующего действительности. Разуму присуще стремление к справедливости-разумности устройства мира, как равному праву на существование всех явлений мира, внутри собственного класса — уровня организации явлений мира, с приоритетностью сложности — совершенства организации. То есть — всё, что существует, имеет право на существование, но преимущество такого права всегда на стороне явления, имеющего более высокую организацию. Например, человечность, как концепция разумного общества, предполагает одинаковое право каждого человека на безопасное существование в обществе людей, и уже после обеспечения такого права — защиту животных, употребляемых в пищу человеком.

1. Этимология и близкие понятия

Латинское слово ratio также обозначает разряд, рассудок, рассуждение, расчёт[4], что служит иллюстрацией существовавшего некогда объединения понятий разума и рассудка. Но рассудок в современных представлениях не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее.

Различие между бытием и небытием основывается только на сознании.[5]

2. Разум в философии

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

Как писал Иммануил Кант разум это:

. Высшая способность умозаключения, дающая априорные принципы, обнимающая собой творческую фантазию, нравственное волеизъявление и религиозное чувство.

Действие разума, как осмысления всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью (языком), которая закрепляет за одним знаком неопределённое множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений, подобных или однородных между собой. Если рассматривать языковой знак в его целости, нераздельно с тем, что им выражается, то можно признать, что действительная сущность разумного мышления выражается в словах, из которых рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см.: Философия).

Подходя к вопросу о возможности невербального мышления Брауэр показал, что математика — автономный, находящий основание в себе самом вид деятельности, не зависящий от языка и что идеи математики уходят в разум куда глубже, чем в язык, не завися от словесного восприятия. Естественный язык способен, по Брауэру, создать лишь копию идей, соотносимую с ней самой, как фотография с пейзажем.

4. Разум и божество

В древности разум традиционно связывался с благом и божеством[12]. После того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление — греч. τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом разуме) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешиласьуточнить в неоплатонизме, ставившем Разум и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной — за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта — за умоисступлённым восторгом (греч. έχστασις). Христианская традиция не связывает разум с божеством, требуя для приближения к божеству не разума, но избежания греха. Определённое и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении (схоластика) между разумом как светом естественным (лат. lux naturae ) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (лат. illummatio divina s. lux gratiae ).

5. Разум и практика

Если в словах разум находит одну из форм своего выражения, то в практике человечества разум черпает свое содержание. Чем богаче практика общества, тем содержательней разум. Поскольку каждый индивид не в силах освоить всю практику человечества, постольку разум каждого индивида так или иначе ограничен условиями своего становления.

7. Разум у животных

Можно сказать, что, хотя многие животные, кроме человека, способны к мышлению, разум у них проявляется лишь в исключительных случаях, в целом животные обладают рассудком, интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.

В Викицитатнике есть страница по теме
Разум

2. Рассудок и разум. БСЭ.

4. Русско-латинский словарь

5. Фейербах Людвиг Андреас. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

7. Дух в энциклопедии эзотеризма

9. Сознание в БСЭ

10. Разум в энциклопедии Кругосвет

11. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС) | Словарь космических терминов

12. В.И. Пьянов. Бог мудрости Тот (Мировой Разум) записал сценарий нашей мировой истории

Читайте также: