Социальная адаптация осужденных доклад

Обновлено: 02.07.2024

Целью курсовой работы является социологический анализ факторов и условий, влияющих на характер и эффективность социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и пенитенциарной системы в целом.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы;
- выявить проблемы социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы;
- изучить психологические аспекты адаптации осужденных в условиях исполнения;
- рассмотреть факторы, влияющие на процесс адаптации российских заключенных в местах лишения свободы.

Файлы: 1 файл

Курсовая УИП.doc

Введение

Проблема социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы актуальна по нескольким причинам. Во-первых, в местах лишения свободы личность сталкивается с условиями жизни, которые разительно отличаются от привычных условий жизнедеятельности на свободе. Естественно, осужденный вынужден к ним адаптироваться, и этот процесс имеет свою специфику в зависимости от психологического и социального типа, пола; возраста, характера совершенного преступления, срока осуждения и других факторов. Но в любом случае отбывание наказания в виде лишения свободы является одним из тех стрессовых факторов, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. И в этом плане очень важное значение приобретает исследование социальной адаптации заключенных к условиям лишения свободы, так как после освобождения личность, как правило, возвращается в общество, и ее дальнейшая жизненная активность, характер и содержание во многом определяются тем, что в процессе социальной адаптации в местах лишения свободы было изменено или сохранено личностью на уровне психологических и социальных установок и ориентаций, какой вышла из этих мест личность: озлобленной, агрессивной, ослабленной духом или наоборот. Таким образом, характер социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране, что и определяет социальную актуальность диссертационного исследования.

Объектом исследования являются осужденные как социальная группа, отбывающие наказание в виде лишения свободы.

Предметом исследования является процесс социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы.

Целью курсовой работы является социологический анализ факторов и условий, влияющих на характер и эффективность социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и пенитенциарной системы в целом.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть теоретические подходы к исследованию социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы;

- выявить проблемы социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы;

- изучить психологические аспекты адаптации осужденных в условиях исполнения;

- рассмотреть факторы, влияющие на процесс адаптации российских заключенных в местах лишения свободы.

Методами исследования в настоящей курсовой работе является комплекс направлений, активно применяемых в социологии и криминологии, основными из которых стали системный и причинно-следственный подходы к изучению преступности (В.Н. Кудрявцев, Д.А. Ли, A.M. Яковлев), а также теоретические положениям и взгляды таких знаменитых социологов, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ш. Сорокина.

Теоретической базой написания курсовой работы использованы труды таких авторов, как А.И. Александров, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Ли, Д.А. Шестаков, Т.В. Шипунова, В.Е. Эминов, A.M. Яковлев и другие.

Структура курсовой работы определена введением, главами, разделенными на параграфы, заключением и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации осужденных к условиям жизни в местах лишения свободы и на свободе

1.1. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы

Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. Осужденному по крайнеё мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаться:

- к требованиям режима отбывания наказания, к условиям труда, средеосужденных, жизни и быту в исправительных учреждениях;

- при изменении условий отбывания уголовного наказания – к новым условиям труда и быта, требованиям режима, правилам внутреннего распорядка и т.п.;

- в связи с освобождением из исправительного учреждения – к условиям жизни на свободе, работы в коллективе свободных граждан, к жизни в семье и т.п.

Осужденные адаптируются к условиям социальной изоляции адекватным или неадекватным образом. Основными признаками адекватной реакции является:

- соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы;

- соблюдение им режима отбывания наказания, требований администрации;

- способность контролировать своё поведение и эмоции.

Для не адекватной реакции характерно проявление психопатологических признаков у лица, считавшегося до осуждения психически здоровым.

Клаустрофобическая реакция проявляется в боязни закрытого пространства - камеры следственного изолятора или тюрьмы. При нахождении в камере эти лица проявляют двигательное беспокойство, на прогулках - повышенную двигательную активность. Указанные реакции более выражены у сельских жителей.

Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеуказанных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту лишения свободы, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима отбывания наказания, игнорированием указаний и требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.

Проблема переадаптации осужден ных в местах лишения свободы

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, определенным образом вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители, предъявляемые изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия личности с данной средой и эффективностью деятельности в соответствии с произошедшими внешними и внутренними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды, то есть включаются механизмы переадаптации 3 .

Переадаптацию, по нашему мнению, можно определить в двух значениях:

1. Как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования.

2. Как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.

Говоря о проблеме переадаптации осужденных в местах лишения свободы, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированности в экстремальных, измененных, непривычных условиях существования (дезадаптивных условиях). Анализ факторов дезадаптации позволяет сделать вывод о том, что основным психогенным воздействием условий лишения свободы является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики закрытых исправительных учреждений разного вида режима. Спектр данных потребностей довольно широк: от чисто биологических до социальных. Однако фрустрирующее влияние исправительных учреждений обусловлено именно актом лишения свободы, сопряженным с резкими переменами в судьбе человека.

Процесс переадаптации связан с длительным пребыванием в измененных условиях существования, который возникает в связи с осуждением человека к лишению свободы, сопровождающийся восстановлением процессов отражения, системы отношений и координации движений, адекватных для обычных условий жизни. Переадаптация осужденного сопровождается сложными психофизиологическими, психологическими и социальными механизмами, в результате которых возникает новая функциональная система, происходит перестройка деятельности, формируются новые паттерны поведения 5 , в соответствии с целями и задачами перевоспитания и исправления осужденного в условиях системы исполнения наказания.

Успешность процесса переадаптации в условиях лишения свободы в данном случае должна зависеть от ряда факторов: понимания смысла и необходимости исполнения наказания, как кары за совершенное преступление; осознания и принятия своей социально-психологической роли (личности, переступившей закон не только уголовно-исполнительной системы, но и законы бытия); включения в деятельность для поиска путей, которые могли бы способствовать переадаптации и предотвращению дезадаптации.

Таким образом, механизмы переадаптация осужденных в условиях лишения свободы должны представлять собой комплекс мер, направленных на нормализацию социально-психологического состояния личности преступника с целью создания основы для добровольной реинтеграции данного индивида в социум. Кроме того, данный комплекс должен обеспечивать психолого-педагогические условия отбывания наказания, определяющие, структуру взаимодействия личности с условиями лишения свободы, как субъекта деятельности и общения, в процессе создания осужденным нового мира, в котором ему предстоит жить 6 .

Однако мир осужденного в условиях лишения свободы характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни, что приводит к снижению жизненной активности, к отсутствию необходимой сдержанности по отношению к возникающим ситуациям. Поэтому особое и перспективное направление в работе по психологическому обеспечению и адаптации осужденных в условиях лишения свободы занимает снижение уровня влияния психогенных факторов в условиях лишения свободы и профилактика дезадаптивных состояний. Данное направление может быть реализовано, по нашему мнению, следующими способами:

Социальная адаптация осуждённых, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы - это сложный, нравственно-правовой процесс. Этот процесс охватывает целый комплекс вопросов связанных с восстановлением одобряемого обществом статусного состояния, приобретением полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению к честному, согласующемуся с законом образу жизни.

Преодоление трудного периода социальной адаптации осуждённых после отбытия наказания, связанного с изоляцией от общества (в особенности при длительных сроках), требует от них не только большой концентрации волевых усилий, но и устойчивого осознанного и даже непреодолимого желания не возвращаться вновь в исправительное учреждение.

Актуальность вопросов, связанных с необходимостью активной социальной адаптации осуждённых обусловливается целям рядом следующих объективных обстоятельств:

1) длительное пребывание в условиях изоляции приводит к утрате семьи, постоянных социально полезных контактов с родственниками, друзьями, близкими, сослуживцами;

2) изменяются социальные взгляды осуждённых;

3) у осуждённых вырабатываются пассивная социальная позиция, отсутствие прогрессивных интересов, стремление существовать за счёт других и государства и т.д. Особые трудности испытывают освобождаемые осуждённые после отбытия наказания связываются с вопросами трудоустройства и местом жительства. Потеря семьи является одним из самых основных факторов, который в сочетании с вышеуказанными причинами может послужить мотивационным началом к совершению новых преступлений. Эти преступления, как правило, носят имущественный характер, либо направлены против личности.

Закон (статья 180 УИК) возлагает на администрацию исправительных учреждений обязанность подготовки каждого осуждённого к предстоящему освобождению. Администрация учреждений, исполняющих наказания, должна оказывать содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осуждённых. Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо, за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осуждённых к лишению свободы на срок до шести месяцев – после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. С осуждённым проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осуждённому разъясняются его права и обязанности.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ введена дополнительная обязанность администрации учреждения, исполняющего наказание, относительно осуждённых за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ч. 2.1 ст. 180 УИК). Этой категории осуждённых не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбытия наказания, администрация обязана разъяснять их право на освидетельствование комиссией врачей – психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждения совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.




Осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осуждённые мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осуждённого от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передаёт необходимые материалы в отношении осуждённого, прошедшего освидетельствование и лечение в орган здравоохранения по избранному месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение (ч. 4. ст. 180 УИК). Аналогичное правило установлено и в отношении осуждённых за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (ч. 5 ст. 180 УИК).

Администрация исправительных учреждений обязана обеспечить освобождённых, освобождаемых от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определённый срок проезд за счёт государства к месту их жительства. Они обеспечиваются необходимыми продуктами питания или деньгами на время проезда в установленном порядке.

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на её приобретение осуждённые, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются такой одеждой за счёт государства. Кроме того, им может быть выдано единовременное денежное пособие, в установленных размерах (размеры пособий определяются Правительством Российской Федерации). Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осуждённых производится администрацией учреждения, исполняющего наказание.

При освобождении от отбывания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы на определённый срок осуждённых, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных женщин и осуждённых женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних администрация учреждения исполняющего наказание заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 23) освобождённое лицо, равно как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учётом этого, закон не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственникам осуждённых и иным лицам. Исключение предусмотрено лишь в отношении: осуждённых несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей и больных, нуждающихся в постороннем уходе. При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осуждённого могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия. Указанные выше лица, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц. В случае отсутствия таковых, либо их неприбытия освобождённые, указанных категорий сопровождаются к месту жительства сотрудниками исправительных учреждений.

Проблемными остаются и вопросы обеспечения бывших осуждённых жильём. Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривает каких-либо особых преимущественных прав на его получение лицами, освобождёнными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Осуждённый, отбывший наказание, вправе обратиться в органы местного самоуправления с просьбой о постановке его в очередь для получения жилья на общих основаниях. Вместе с тем, во время отбывания наказания и после освобождения от него за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жильё по наследству, договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под индивидуальное строительство и т.д. При наличии оснований, указанных в законе, возможно:

1) восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и жилищного муниципального фонда;

2) прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.

В ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначаемые для временного проживания лиц, по каким-либо причинам, не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

Социальная адаптация осуждённых, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы - это сложный, нравственно-правовой процесс. Этот процесс охватывает целый комплекс вопросов связанных с восстановлением одобряемого обществом статусного состояния, приобретением полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению к честному, согласующемуся с законом образу жизни.

Преодоление трудного периода социальной адаптации осуждённых после отбытия наказания, связанного с изоляцией от общества (в особенности при длительных сроках), требует от них не только большой концентрации волевых усилий, но и устойчивого осознанного и даже непреодолимого желания не возвращаться вновь в исправительное учреждение.

Актуальность вопросов, связанных с необходимостью активной социальной адаптации осуждённых обусловливается целям рядом следующих объективных обстоятельств:

1) длительное пребывание в условиях изоляции приводит к утрате семьи, постоянных социально полезных контактов с родственниками, друзьями, близкими, сослуживцами;

2) изменяются социальные взгляды осуждённых;

3) у осуждённых вырабатываются пассивная социальная позиция, отсутствие прогрессивных интересов, стремление существовать за счёт других и государства и т.д. Особые трудности испытывают освобождаемые осуждённые после отбытия наказания связываются с вопросами трудоустройства и местом жительства. Потеря семьи является одним из самых основных факторов, который в сочетании с вышеуказанными причинами может послужить мотивационным началом к совершению новых преступлений. Эти преступления, как правило, носят имущественный характер, либо направлены против личности.

Закон (статья 180 УИК) возлагает на администрацию исправительных учреждений обязанность подготовки каждого осуждённого к предстоящему освобождению. Администрация учреждений, исполняющих наказания, должна оказывать содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осуждённых. Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо, за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осуждённых к лишению свободы на срок до шести месяцев – после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осуждённым месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. С осуждённым проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осуждённому разъясняются его права и обязанности.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 14-ФЗ введена дополнительная обязанность администрации учреждения, исполняющего наказание, относительно осуждённых за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ч. 2.1 ст. 180 УИК). Этой категории осуждённых не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбытия наказания, администрация обязана разъяснять их право на освидетельствование комиссией врачей – психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждения совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения.

Осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осуждённые мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осуждённого от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передаёт необходимые материалы в отношении осуждённого, прошедшего освидетельствование и лечение в орган здравоохранения по избранному месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение (ч. 4. ст. 180 УИК). Аналогичное правило установлено и в отношении осуждённых за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (ч. 5 ст. 180 УИК).

Администрация исправительных учреждений обязана обеспечить освобождённых, освобождаемых от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определённый срок проезд за счёт государства к месту их жительства. Они обеспечиваются необходимыми продуктами питания или деньгами на время проезда в установленном порядке.

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на её приобретение осуждённые, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются такой одеждой за счёт государства. Кроме того, им может быть выдано единовременное денежное пособие, в установленных размерах (размеры пособий определяются Правительством Российской Федерации). Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осуждённых производится администрацией учреждения, исполняющего наказание.

При освобождении от отбывания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы на определённый срок осуждённых, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременных женщин и осуждённых женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних администрация учреждения исполняющего наказание заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 23) освобождённое лицо, равно как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учётом этого, закон не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственникам осуждённых и иным лицам. Исключение предусмотрено лишь в отношении: осуждённых несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей и больных, нуждающихся в постороннем уходе. При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осуждённого могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия. Указанные выше лица, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц. В случае отсутствия таковых, либо их неприбытия освобождённые, указанных категорий сопровождаются к месту жительства сотрудниками исправительных учреждений.

Проблемными остаются и вопросы обеспечения бывших осуждённых жильём. Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривает каких-либо особых преимущественных прав на его получение лицами, освобождёнными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Осуждённый, отбывший наказание, вправе обратиться в органы местного самоуправления с просьбой о постановке его в очередь для получения жилья на общих основаниях. Вместе с тем, во время отбывания наказания и после освобождения от него за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жильё по наследству, договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под индивидуальное строительство и т.д. При наличии оснований, указанных в законе, возможно:

1) восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и жилищного муниципального фонда;

2) прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.

В ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначаемые для временного проживания лиц, по каким-либо причинам, не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

Исполнение наказания обуславливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в уголовно-исполнительные системы, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств. За годы пребывания в учреждении, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено, осужденные теряют социальные навыки.

До 35 % бывших осужденных, не подготовленных заранее к жизни в обществе, утративших навыки самостоятельно решать возникающие перед ними социально-бытовые проблемы повторно совершают преступления. Общество страдает от наносимого преступлениями вреда. Общество, испытывающее демографические проблемы при этом, теряет своих граждан.

Вопросами снижения рецидива преступлений и возвращения после освобождения бывших заключенных в общество полноценными гражданами постоянно занимаются органы государственной власти, уголовно-исполнительной системы, министерства внутренних дел, однако средний уровень рецидива преступлений по стране остается прежним.

Одним из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью является оказание лицам, освобожденным от наказания, помощи в реинтеграции в общество на стадии освобождения от отбывания наказания, трудовом и бытовом устройстве.

Практика нашей организации показывает, что несколько месяцев до освобождения у осужденных происходит резкая смена настроения, повышается уровень тревожности, страх перед освобождением. Именно в этот период заключенным необходима правовая, информационная, социальная помощь в подготовке осужденных к жизни на свободе.

Сложившаяся в России практика постпенитенциарной адаптации заключенных, освобожденных после отбывания срока наказания при всей ее необходимости, имеет существенные недостатки. Процесс социальной и правовой адаптация заключенных начинается только после освобождения, и они выходят на свободу не подготовленными к самостоятельному решению социально-бытовых проблем, возникающих после их освобождения.

Предложенный к реализации проект базируется на участии общественных институтов в решении социальных проблем, связанных с рецидивом преступлений. Адресная работа с осужденными по подготовке их к реинтеграции в общество на стадии исполнения и отбывания наказания в уголовно-исполнительной системе содействует решению названных социальных проблем.

Достижение целей проекта предполагается путем решения ряда задач:

  1. Оказать осужденным на этапе их подготовки к освобождению от отбывания наказания, доступную, квалифицированную выездную, дистанционную правовую и социальную помощь в практическом решении проблемных вопросов, возникающих после их освобождения.
  2. На семинарах проинформировать осужденных по вопросам жилищных прав, восстановления социальных связей, возможности и порядке трудоустройства после освобождения, восстановления утраченных документов, пенсионного обеспечения и другим вопросам, которые могут встать перед осужденными после освобождения.
  3. Осуществить мониторинг и оценку воздействия мероприятий проекта на целевую аудиторию и обобщение лучших практик проекта для их тиражирования в других колониях Приморского края и за его пределами.

Мониторинг в сфере социальной и правовой адаптации заключенных к реинтеграции в общество осуществлялся путем сбора и обработки данных, полученных в процессе проводимых мероприятий. Мониторинг также осуществлялся по местным печатным и электронным СМИ, по обращениям на телефон горячей линии и методом анкетирования осужденных - участников консультаций в исправительных колониях Приморского края.

Гипотеза мониторинга

В 5 исправительных колониях проведены выездные семинары для осужденных, в которых в качестве слушателей приняли участие не менее 400 осужденных. Получили раздаточные материалы не менее 400 осужденных.

Проведены выездные консультации осужденных в 20 исправительных колониях, которыми воспользовались не менее 608 осужденных. Принято письменных обращений от осужденных не менее 228. На принятые обращения даны письменные ответы не менее 228, в том числе запросы в органы власти.

  • Осужденные, на этапе их подготовки к освобождению от отбывания наказания, получили доступную, квалифицированную выездную, дистанционную правовую и социальную помощь в практическом решении проблемных вопросов, возникающих после их освобождения.
  • На семинарах осужденные были проинформированы по вопросам жилищных прав, восстановления социальных связей, возможности и порядке трудоустройства после освобождения, восстановления утраченных документов, пенсионного обеспечения и другим вопросам, которые могут встать перед ними после освобождения.

Результаты мониторинга по вопросам востребованности осужденными на этапе их подготовки к освобождению от отбывания наказания правовой и социальной помощи в практическом решении проблемных вопросов, возникающих после их освобождения.

Мониторинг осуществляли специалисты проекта: Найдин В.А., Рябова К.В., Смышляев А.М и Юферов Д.В.

Мониторингом были охвачены исправительные колонии № 10 (женская) 20, ЛИУ- 23, ИК 29 и 41 ГУФСИН России по Приморскому краю, где проводились семинарские занятия.

Участниками проекта при проведении мониторинга в исправительных колониях Приморского края были проанкетированы участники семинарских занятий в количестве 200 человек.

Результаты мониторинга по вопросам востребованности осужденными квалифицированной правовой и социальной помощи в практическом решении проблемных вопросов, возникающих после их освобождения приведены в диаграмме № 1.


Из диаграммы №1 можно видеть, что потребность осужденными в квалифицированной правовой и социальной помощи в практическом решении проблемных вопросов, возникающих после их освобождения довольно высока от 62% и выше, что может свидетельствовать о том, что осужденные осознают возможность столкнуться с проблемами после их освобождения.

Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных обстоятельств.

Анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации освобожденных от наказания, его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или адаптационные проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории. Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта. Другая группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду - семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве). Во второй -- решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т. е. факторы субъективного плана. И те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально - демографических параметров личности.

На диаграмме №2 можно увидеть с какими проблемами реинтеграции и социальной адаптации предполагают столкнуться осужденные после их освобождения.


Как видно из диаграммы №2 наибольшую проблему осужденные видят в жилищных вопросах и в трудоустройстве.

Общие выводы

Проблема социальной реадаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальных проблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительно-трудового учреждения.

К объективным факторам относится то, что к моменту освобождения из мест лишения свободы человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую площадь, квалификацию и т. д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, преобладание частной собственности в производстве и сфере обслуживания ведущее к снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, даже самые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путь совершения преступления повторно. Анализируя эту проблему нужно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, продолжая ограничивать прописку лицам, освободившимся из мест заключения.

Необходимо более тесное сотрудничество с государственными структурами, осуществляющими реализацию реинтеграции заключенных в общество.

Проект

«Социальная и правовая адаптация заключенных


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Освобождение для осужденных к лишению свободы является желанной задачей и целью к которой они стремятся. На первый взгляд, можно сказать, что для них это является радостным, долгожданным событием, но при этом большинство испытывает тревожные, напряженные состояния. Это вполне ожидаемо, ведь освобождаемые проводят в местах лишения свободы далеко не один год.

При освобождении у осужденных восстанавливается не только правовой статус свободного гражданина, но и происходит существенное расширение его социальный ролей и функций, которых он был лишен в связи с исполнением наказания.

Поэтому в процессе отбытия ими наказания они лишаются самостоятельности во многих повседневных вопросах, что становится для них проблемой после освобождения. Становясь пассивными, осужденные тяжело адаптируются к новым условиям жизни.

Следовательно, законодатель закрепил некоторые нормы для оказания помощи освобожденным от отбывания наказания в их социальной адаптации в обществе. 1

Социальная адаптация будет заключаться в том, чтобы приспособить осужденного освобождаемого от наказания к новой социальной среде, следовать определенным нормам, правилам, установкам, устоям, которые характерны для данной среды, приобретению навыков, позволяющих жить и адаптироваться к обществу.

Сама подготовка к освобождению длится в течение всего отбытия наказания осужденным. Она предполагает ряд задач, которые помогут освоиться освобождающимся из мест лишения свободы и начать новую жизнь за пределами камеры. Туда входит получение новой специальности, трудовых навыков, повышение общего образования, которые в дальнейшем позволят организовать свой быт. Даже находясь в местах лишения свободы, осужденные имеют право на телефонные переговоры, посылки, свидания, передачи, что позволяет сохранять отношения со своей семьей и препятствовать ее распаду.

В свою очередь учреждения, исполняющие наказание обязаны проводить воспитательные работы с осужденными, чтобы прививать навык общения с людьми и их поведение в обществе. Перед освобождением проводится целенаправленная работа суть которой решить конкретные проблемы, которые встают перед выходом на свободу. Данная работа проводится не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу. В это время администрация учреждения, где исполняется наказание должна уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, есть ли у него жилье, его трудоспособность и наличие у него специальностей.

Нужно помочь осужденным в трудовом и бытовом устройстве. Ведь многие работодатели отказывают в трудоустройстве в виду наличия судимости, низкой квалификации или по иным причинам, что может способствовать рецидиву преступлений со стороны данных лиц. В соответствии с этим в ст. 97 УИК РФ для решения вопросов трудового и бытового трудоустройства после освобождения осужденному может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения продолжительностью до семи суток. Разрешение выдается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного. Расход на данное мероприятие осужденный выделяет из собственных средств. Но тут есть и исключения для лиц: а) при особо опасном рецидиве; б) осужденным, которым смертная казнь заменена лишением свободы; в) осужденным к пожизненному лишению свободы; г) осужденным, которые больны открытой формой туберкулеза; д) осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; е) ВИЧ – инфицированным; ж) также если проводятся противоэпидемические мероприятия. 2 Что касается бытового устройства, то многие осужденные планируют вернуться в свою жилплощадь, но многие из них не знают сохранилось ли их жилье или право на него. Поэтому исправительные учреждения должны выяснить наличие жилья у осужденного и имеет ли он право проживать там. Даже закон сохраняет право за осужденными на жилье после 1995 года не зависимо от срока лишения свободы. Также в момент нахождения в местах лишения свободы они могут приватизировать свою жилплощадь с согласия всех членов семьи, проживающих там. Если, осужденный не имеет своей жилплощади, то он может написать заявление о постановке на учет для получения жилой площади. Но бывают случаи, когда про осужденных забывают или не хотят предоставлять жилье, то данные вопросы можно решить с помощью прокуратуры или суда.

Но все мы знаем, что не каждый осужденный является здоровым человеком, что может препятствовать не только его трудовому устройству, но и бытовому. Для данной категории лиц, которыми являются инвалиды первой и второй группы, а также мужчины старше шестидесяти и женщины старше пятидесяти пяти лет по их просьбе могут быть направлены в дома инвалидов и престарелых, где за ними будет обеспечен нормальный уход. Лица, которые проходили освидетельствование и лечение в соответствии с УИК РФ, с их согласия могут быть переданы документы, для решения вопроса о дальнейшем лечении или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения, а для лиц, которые страдали расстройством сексуального предпочтения, данные заключения передаются в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства.

Социальной адаптации осужденных мешает также доступность информации. Лишь немногие знают о событиях, происходящих на свободе. Полной информацией обладают лишь избранные осужденные, которые имеют свое влияние в местах лишения свободы. Это говорит о том, что система информирования недостаточно эффективная. Считаю, что нужно проводить какие-то тренинги по информированию осужденных и предоставлять большое количество выписываемых газет и журналов, а не ограниченное количество, так как это поможет им в дальнейшем адаптироваться на свободе.

Также для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы нужно организовать психологическую помощь, ведь они переживают 3 адаптационных периода: 1) когда попадают в исправительное учреждение; 2) когда адаптируются к условиям исправительного учреждения; 3) когда выходят на свободу. 3 Ведь данные личности теряют свою социальную роль свободного человека, а, следовательно, возникают проблемы адаптации на свободе, что может привести к общению с криминальной субкультурой и возвращению в места лишения свободы.

При освобождении осужденный получает вещи и ценности, средства, которые хранятся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги и документы об его освобождении и трудовой деятельности. Если истек срок действия паспорта или отсутствуют какие-либо документы, то администрация исправительного учреждения заранее должна помочь в их получении, расходы на это оплачивает сам осужденный со своего лицевого счета, а если он не имеет денежных средств, то за счет государства. Это своего рода является социальной помощью в получении документов и помогает почувствовать осужденным, себя снова полноправными гражданами страны.

Так же при освобождении осужденным оплачивается бесплатный проезд до места жительства, их обеспечивают продуктами или деньгами на время проезда. Если они не имеют одежды по сезону или денежных средств на ее приобретение, то они обеспечиваются одеждой за счет федерального бюджета либо им может быть выдано единовременное пособие. Данные действия осуществляет администрация того учреждения, которое исполняло наказание. Если осужденные лица нуждаются в постороннем уходе, то об их освобождении ставят в известность родственников либо иных лиц и они направляются к месту жительства в сопровождении родственников или работника исправительного учреждения. Это тоже представляет собой социальную помощь.

После освобождения осужденные имеют право на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении в соответствии с законом и получении медицинского страхового полиса. Если данное лицо не принимают без полиса, то это считается грубым нарушением, что влечет за собой определенные последствия. При этом многие из осужденных болеют туберкулезом и имеют полноценное право на получение лечения в полном объеме. Данные мероприятия помогают освобождаемым в адаптации, показывая, что они являются свободными гражданами, которым по закону предполагается помощь.

После освобождения осужденный также может написать заявление о восстановлении родительских прав в соответствии с Семейным Кодексом РФ. Ведь наличие детей, может способствовать успешной социальной адаптации, потому что появляется стремление обеспечить свою жизнь и жизнь своего ребенка. Но это двоякое мнение, так как это может еще больше усугубить адаптацию к новой жизни.

За лицами, которые освободились из мест лишения свободы нужно осуществлять контроль, ведь в первые недели могут произойти рецидивы, в связи с невозможностью адаптироваться в данной среде. Можно выделить несколько факторов, которые мешают социальной адаптации: 1) отсутствие работы; 2) отсутствие места жительства; 3) отсутствие денежных средств; 4) наличие судимости; 5) отсутствие психологической или социальной помощи; 6) употребление спиртных или наркотических веществ. Поэтому нужно осуществлять контроль за данной категорией лиц, чтобы предотвратить совершение новых преступлений.

Каждый из данной категории имеет свои адаптивные способности. Можно выделить 3 группы: 1) с высокими адаптивными способностями; 2) со средними адаптивными способностями; 3) с низкими адаптивными способностями. 5

К первой группе относятся люди, которые информированы о событиях в жизни, хорошо общаются со своей семьей. Они нацелены на возвращение к своей семье. Для таких, большое значение имеют дети, а если их нет, то в скором времени появятся. В основном сюда будут входить личности, обладающие жильем и имеющие ярко выраженное желание работать, а у многих из них есть возможность вернуться к своей старой работе. При поиске работы они полагаются на свои силы и стараются не поддерживать отношения с людьми, с которыми отбывали наказание. Данная категория лиц будет избегать возвращения в места лишения свободы, как бы начинают жизнь с чистого листа.

К третей группе относятся люди, которые низко информированы о событиях в жизни, отсутствие контактов с близкими людьми и нежелании создать семью. Как правило они не имеют жилья и не планируют трудоустраиваться в жизни. Поддерживают контакты с людьми, отбывшими наказание и планируют вернуться к своей антисоциальной жизни.

Ко второй группе относятся люди, которые имеют признаки как первой, так и третей группы. Они частично владеют информацией о событиях в мире, а также не знают будут ли поддерживать связь с бывшими осужденными. Считают, что успех в адаптации зависит от стечения обстоятельств. У них есть желание работать, и они не знают, сохранилось ли у них жилье или нет. Именно на данную категорию лиц, администрациям учреждений, исполняющих наказание нужно обратить внимание.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мероприятия, которые проводят исправительные учреждения позволят увеличить шанс осужденных к лишению свободы, освобождающихся из учреждений на успех социальной адаптации к жизни на свободе.

Список используемой литературы

1) "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015), "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.

2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

3) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.

4) Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов - М.: "Былина", 1999 - 122 с.

5) Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: гендерный аспект, 2009 г.

1  См.: Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для вузов - М.: "Былина", 1999 - 122 с.

2  "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015), "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.

3  См.: Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: гендерный аспект, 2009 г.

4  Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832

5  См.: Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: гендерный аспект, 2009 г.

Читайте также: