Доклад об инквизиции о нищенствующих орденах монахов

Обновлено: 07.07.2024

К нищенствующим монашеским орденам относится ряд католических монашеских орденов, которые полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней. Возникновение нищенствующих орденов в 13 в. тесно связано с развитием новых воззрений на монашескую аскезу. Следование Христу понималось теперь как отказ от всякого имущества и даже крыши над головой. В "апостольской жизни" члены нищенствующих орденов (мендиканты) видели не прообраз идеальной киновии, но пример активной деятельности в миру во спасение других. Поэтому они именовали себя не "монахами" (отшельниками), но "братьями". С самого начала нищенствующие ордена поддержало папство, стремившееся опереться на них в борьбе с еретическими движениями, укрепить пастырское служение в городах и повысить авторитет Церкви. В обязанности нищенствующих орденов входили проповедь, исповедь, миссионерство и участие в инквизиции, что предполагало принятие всеми братьями священнического сана, а также создание орденской системы богословского и лингвистического образования. Организация проповеди в нищенствующих орденах существенно отличалась от территориальной, практиковавшейся в Церкви, и восходила к опыту еретиков – катаров и вальденсов. Проповедник не ждал, когда к нему соберется паства, но сам искал ее, шел к людям "со всем смирением", "пешком без золота и серебра, словом, во всем подражая апостолам". Конкуренция членов нищенствующих орденов с клиром порою доходила до острых конфликтов.

Крупнейшие из них имели женское ответвление – второй орден и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в третий орден (терциарии).

В эпоху Реформации нищенствующие ордена попали под огонь критики гуманистов и протестантов, что вызвало упадок орденов, укрепивших свое положение лишь в 19 в.

Августинцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в Италии в середине XIII в. Орден получил название от своего устава, ложно приписываемого блаженному Августину (умер в 430 г.).

Августинцы-Эремиты (еремиты) – ческий нищенствующий монашеский орден, образованный в 1256 г. по инициативе папы Александра IV из отдельных групп итальянских отшельников на основе устава св. Августина и по образцу доминиканцев. К реформаторскому крылу ордена, возникшему в 15 в., принадлежал идеолог Реформации Мартин Лютер.

Доминиканцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1215 г. испанцем Домиником (1170 – 1221 гг.). Первый из нищенствующих орденов. Официальное название – Братья ордена проповедников (в шутку назывались Domini canes – собаки Господни). Орден был создан с целью углубленного изучения богословия, проповеди и борьбы с ересями. В их ведении находилась инквизиция, а затем и цензура. Доминиканцы создали разветвленную сеть богословского образования, включавшего также изучение различных языков. Во главе ордена стоит генерал, находящийся в Риме. Носят белую одежду с черной мантией. Обеты: безусловная нищета, проповедь, преследование еретиков.

Капуцины – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1525 г. миноритом Басчио в Урбино – Италия в результате отделения от ордена францисканцев-обсервантов. Распространились по всей Западной Европе, были одной из важнейших сил католической контрреформации.

Кармелиты – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1156 г. в Палестине на горе Кармель во время крестовых походов. В 13 веке переместился в Западную Европу. Распался на обсервантов, конвентуалов и терциариев, давших обеты нищенства.

Тринитарии – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1198 г.; орден был создан с целью сбора пожертвований для выкупа христианских невольников.

Францисканцы – католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1208 г. итальянцем Франциском Ассизским (1182 – 1226). Официальное название с 1223 г. – "орден братьев меньших" (лат. ordo fratrum minorum), сокращенно – минориты. Обеты: отречение от собственности и удовольствий, проповедь, миссионерство, борьба с еретиками и пр. Краеугольным камнем францисканского учения была бедность, понимаемая как высшая степень смирения: "Не может человек владеть, ибо владеет только Бог". Следование Христу, воплощенной Любви, означало для Франциска не только отказ от всех земных благ, но и всепоглощающую любовь к ближнему, выразившуюся в проповеди спасения. Франциск запрещал братьям искать даже минимальные удобства для себя, предписывал носить рубище, препоясанное веревкой, а книги разрешал иметь только грамотным братьям, притом исключительно богослужебные. Францисканцы, подобно доминиканцам, создали свою систему богословского образования.

С 1212 г. в подражание возник женский орден кларисянок. Особый светский отдел францисканского ордена составляли терциары, дававшие обет нищенства и жившие в семействах, домах.

Попытки смягчить требования бедности вызвали, однако, во второй половине 13 в. раскол ордена на сторонников их полного сохранения – спиритуалов (миноритов) – и конвентуалов, ратовавших за развитие больших монастырских общин – конвентов. Во второй половине 14 в. появилось движение обсервантов. Окончательный раскол францисканцев на ордена конвентуалов и обсервантов произошел в 1517 г., а затем отпочковался от обсервантов орден капуцинов. После долгого упадка ордена в эпоху Реформации и Просвещения в 19 в. началось возрождение ордена. Новый взлет популярности обрела личность св. Франциска как национального итальянского писателя, гуманиста и борца за социальную справедливость; в 20 в. его стали считать первым защитником экологии. В 1897 г. под давлением папы Льва XIII была заключена Леонианская уния, объединившая лишь обсервантов (Ordo fartrum minorum ab Unione Leoniana). Вместе с миноритами-конвентуалами и капуцинами три ветви францисканцев остаются по сей день самым многочисленным монашеским объединением Западной Европы.

Опорой Церкви и папства в борьбе с еретическими движениями были возникшие в это время нищенствующие ордены. Их новизна заключалась в том, что монахи жили в миру, проповедовали и питались милостыней. Наряду с обетами целомудрия и послушания они давали обет бедности. Вначале к ним относились с недоверием (неслучайно IV Латеранский собор запретил создание новых орденов). Одетые в бедные рясы, подпоясанные веревками, босые, они своим видом напоминали тех бедняков, которые в знак протеста против несправедливости уходили в еретические секты, среди них проповедовали, и их проповедь имела больший успех, чем увещевания монахов из богатых монастырей и белого духовенства.

В это же время испанский священник Доминик де Гусман (ок. 1170–1221) создает орден доминиканцев, или братьев проповедников. Изучая жизнь еретиков, он перенял у них их проповедь странствующих нищих апостолов. Устав (августинский) утвердил Гонорий III в 1216 г. Доминиканцы приняли строгий устав св. Франциска о бедности и стали вторым нищенствующим орденом. Для проповеди веры среди еретиков нужна была хорошая богословская подготовка, и многие монахи проходили обучение в Парижском университете. Для инквизиции доминиканцы разрабатывали не только богословские аргументы, но и изощренные правовые казусы. Папская инквизиция оказалась почти исключительно в руках доминиканцев.

В XIV–XV вв. полномочия инквизиции расширились, и она стала преследовать не только еретиков, но и тех, кто нарушал христианскую нравственность и занимался ведовством. Зачастую это были просто политические противники и личные враги инквизиторов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.1.7. Православная инквизиция в России

4.1.7. Православная инквизиция в России (По одноименной книге Е. Грекулова) Многие монастыри царской России служили тюрьмами, в которые заключались лица, обвиняемые в религиозном свободомыслии, участники антицерковных движений… Монастырское заключение — одно из самых

Святая Инквизиция

Монашеские ордены

Монашеские ордены Вне иерархической структуры Церкви стоят так называемые институты посвященной Богу жизни. Клирики и миряне, принявшие на себя обеты целомудрия, бедности и послушания (или другие священные узы), посвятившие себя Богу и служению народу Божьему, образуют

Глава 16: Инквизиция XX века

Глава 16: Инквизиция XX века Как-то в конце 1981 года, в выходные, мы с женой сидели среди примерно двух тысяч мужчин, женщин и детей, собравшихся на районный конгресс Свидетелей Иеговы в местном Зале Конгрессов в Натике, штат Массачусеттс. Как преданные Свидетели, мы

КОНКИСТА И ИНКВИЗИЦИЯ

РИМСКАЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

Инквизиция

Инквизиция

Инквизиция О необходимости творения добра и препятствования злу рационалисты говорили твердо: это обязанность всех верующих, и принуждать к этому следует даже с помощью меча. И в 218 году халиф (который утверждал, что лучше выигрывать в споре, чем в битве) учредил

ИНКВИЗИЦИЯ

7. Инквизиция наших дней

Глава VI Нищенствующие монахи

Глава VI Нищенствующие монахи Высшее духовенство полагалось почти исключительно на силу, но этого было мало, чтобы снискать доверие и уважение народа. На самых низших ступенях церковной иерархии стояли люди, видевшие яснее и имевшие более высокие идеалы; они знали все

Второй нищенствующий орден – орден доминиканцев – возникает в XIII в. в Испании и получает название также по имени своего основателя – монаха Доминика (1170-1221) (в миру Доминик де Гусман). Этот орден сразу же, с момента своего основания подчиняется папе. Доминиканцы придавали большое значение искусству проповеди и схоластическим богословским спорам. Братья-проповедники (так называли доминиканцев) при поддержке папы очень скоро заняли богословские кафедры крупнейших университетов Европы. Из доминиканского ордена вышли крупные теологи, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский. Доминиканцы играли огромную роль в политике папства, но главной их задачей была борьба с ересью. На их знамени была изображена собака с факелом в зубах, а самих себя они называли псами Господними, выгрызавшими ересь. Некоторые исследователи считают, что доминиканцы и были создателями, по приказу папы, инквизиции. Другие исследователи считают, что большинство инквизиторов были доминиканцами. Сорбонна, богословский факультет Парижского университета, возглавляемая доминиканцами, становится высшим судом в определении отклонения неортодоксальных учений от ортодоксальных. Доминиканцы и лично сам Доминик приняли непосредственное участие в подавлении движения альбигойцев.

Однако ни преследования еретиков, ни инквизиция, ни нищенствующие ордена не привели к обновлению, реформированию католицизма и не смогли предотвратить кризис папства в XIV-XV вв. Еретические движения ХII-ХIII вв. способствовали ослаблению его авторитета.

Инквизиция.

В ХII-ХIII вв. вся Европа была охвачена еретическим движением, которое носило не локальный характер, а общеевропейский. По своей сущности общеевропейские ереси не были однородными. Условно выделяются два типа ересей: бюргерские (т.е. городские) и крестъянско-плебейские. Требования и тех и других еретиков часто совпадали. Оба вида еретических направлений требовали ликвидации политических притязаний папства, земельных богатств Церкви, особого положения католического духовенства. Идеалом средневековых еретических учений была раннехристианская апостольская Церковь.

Доктрины ранних еретических учений имели некоторые религиозные основы. В первую очередь подобные доктрины подразумевали критическое отношение к служителям Церкви, от папы до священника.

Ереси охватывали широкие социальные слои населения Европы. В крестьянско-плебейские ереси втягивались низшие слои, но в бюргерские ереси входили и образованные слои горожан – преподаватели университетов, студенты.

Широта распространения еретических учений, их глубокое воздействие на сознание европейского населения, естественно заставляли как-то маневрировать и саму католическую церковь, прибегать к действиям, направленным против еретиков. Первым побуждением официальной церкви был призыв к действиям самым решительным – безоговорочному уничтожению сект и еретических движений. На соборах предавались анафеме учения Арнольда Брешианского, Иоахима Флорского, Амори Венского, Петра Оливия. Осуждались и сжигались на кострах многие руководители сект и еретических движений. Сжигались не только ересиархи, но и рядовые еретики. Еретики постоянно подвергались преследованиям.

Однако формы, которые изобрела католическая церковь в борьбе с еретиками, не сводились исключительно к преследованиям, к соборным осуждениям и к кострам. Одной из существенных форм борьбы с ересью являлись Крестовые походы. В XIII в. было несколько таких походов против альбигойцев в Южной Франции, в XIV в. – против апостоликов.

Перечисленные механизмы борьбы с ересью не могли ее искоренить, и тогда церковь начинает лихорадочно искать другие, более эффективные. Таким механизмом явился институт инквизиции. В конце XII в. возникает инквизиция как форма папского суда. В каждом епископате была введена должность папского инквизитора, который вел расследование (inquisitio) по делам ереси и выносил приговор. В XIII в. инквизиция становится самостоятельной организацией с очень широкими полномочиями, которая подчинялась непосредственно папе. Затем наступило время, когда это подчинение стало носить чисто формальный характер. Инквизиция стала самостоятельной грозной организацией, которую боялись все – еретики и католики, крестьяне и горожане, дворяне и короли, светская и духовная власть. Боялись инквизицию и сами папы. Страх – это мощное оружие, и инквизиция умела им пользоваться.

Инквизиция вводит широкую систему розыска, судебного расследования по делам еретиков, не брезгуя такими методами, как доносы и шпионаж. Обвинив кого-нибудь в ереси, инквизиторы добивались признания всеми возможными способами – от запутанного ведения следствия, казуистических богословский прений до самых жестоких пыток. Под пыткой даже невинный человек признавался в чем угодно, и ему выносился обычный приговор – autodafe – сожжение на костре. Особенно жестокой была испанская инквизиция. В XV в. в Испании была создана так наз. новая инквизиция во главе с главным инквизитором – доминиканцем Томасом Торквемадой, который обладал огромным влиянием. При нем широко развернулись преследования. В Испании пылали костры, на которых сжигались иноверцы. Инквизиция была отменена Наполеоном. В настоящее время она существует как конгрегация вероучений.

Первый нищенствующий орден – орден францисканцев создан в Италии. Основателем его был сын богатого купца из Ассизи – Франциск Ассизский (1181/2 – 1226).

Второй нищенствующий орден – орден доминиканцев – возникает в XIII в. в Испании и получает название также по имени своего основателя – монаха Доминика (1170-1221) (в миру Доминик де Гусман). Этот орден сразу же, с момента своего основания подчиняется папе. Доминиканцы придавали большое значение искусству проповеди и схоластическим богословским спорам. Братья-проповедники (так называли доминиканцев) при поддержке папы очень скоро заняли богословские кафедры крупнейших университетов Европы.

Папство в XIII-XV вв.

В Авиньоне папы смогли создать эффективное финансовое ведомство. Процветала открытая торговля доходными церковными должностями, деньги, собранные для очередного крестового похода, использовались на личные нужды, именно авиньонские папы перешли к широкой торговле индульгенциями.

Столетняя война вызывает движение за независимость национальных церквей. Нач. XIV в. – зарождается теория о необходимости отделения церкви от государства (У. Оккам, М. Падуанский, Данте). Критика теократической доктрины папства (Джон Виклиф в Англии, Ян Гус – в Чехии). 1377 г. – папа Григорий XI, пользуясь ослаблением Франции в войне, вернул папскую резиденцию в Рим. Далее начинается чехарда с избраниями пап, был созван собор в Пизе, но раскол только углубился: в Европе было уже три папы. Вследствие этого оформляется соборное движение, европейские монархи стремятся ограничить власть паства над национальными церквями. Укрепляется положение кардиналов в управлении церковью.

XV в. – отказ от притязаний на универсальное господство, укрепление власти в Риме. Папы этого периода все более напоминают ренессансных итальянских князей. Они привлекают в Рим знаменитых художников и гуманистов, ведут строительство церквей и общественных зданий. Отказ от проведения реформ, светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы пап вызывают недовольство в странах Западной Европы. XVI в. – начало Реформации в Европе, которая привела к отпадению от Рима части Германии, отдельных кантонов Швейцарии, Англии, Скандинавии.

Нищенствующие ордена - монашеские ордена, уставы которых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства, отречения от любого имущества, существования на подаяние. К нищенствующим орденам принадлежат: францисканцы, доминиканцы, августинцы, кармелиты, капуцины и некоторые другие. Первоначально нищенствующие ордена создавались в знак протеста против образа жизни и роскоши церковных иерархов.

Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Христа, несших его учение людям, и строго соблюдали обет бедности. Основу орденской жизни составили проповедническая деятельность и миссионерство. Нищенствующие ордена в XIII—XIV веках действовали во всех странах Западной Европы, в Палестине, Египте, на Кавказе, в Крыму, в Азии и Китае.

В разное время многие нищенствующие ордена обращались к папе с просьбой смягчить их уставы, и эти просьбы нередко удовлетворялись. Это стало причиной раскола нищенствующих орденов на сторонников строгого соблюдения первоначального устава (обсервантов) и сторонников его смягчения.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970

Нищенствующие монахи явились в христианстве как бы откровением. Было немало людей, готовых отречься от всех прелестей жизни и пойти по стопам апостолов, чтобы обращать грешных и неверных, будить заснувшую совесть, наставлять темных и нести всем спасение; одним словом, было немало людей, готовых безвозмездно делать то, чего не делала Церковь за тысячи привилегий и за несметные богатства. Странствующие пешком по всей Европе под палящими лучами солнца или под холодным ветром, отвергающие подаяние деньгами, с благодарностью принимающие черствый кусок хлеба, часто переносящие голод с молчаливым смирением перед волею Бога, не заботящиеся о завтрашнем дне, неустанно занятые делом спасения душ от когтей Сатаны, стремящиеся поднять человека над мелочными дрязгами повседневной жизни, всегда приходящие на помощь людям в их слабостях и вносящие в их мрачную душу небесный свет — вот в каком виде предстали первые доминиканцы и францисканцы перед людьми, привыкшими видеть в духовном лице человека суетного, алчного, чувственного, думающего только об удовлетворении своих желаний. И нет ничего удивительного, что подобное явление в значительной степени содействовало возрождению в людях веры в христианство, столь сильно пошатнувшейся.

Нет ничего удивительного в том, что народ окружал нищенствующих монахов любовью и поклонением, что народная благотворительность так щедро одаряла их, что можно было опасаться за сохранение их основного обета бедности, и что люди, проникнутые искренним убеждением, стремились в их ряды. Всякий раз, когда в XIII веке человек поднимался над своей средой, его почти наверняка можно найти в одном из нищенствующих орденов. Раймунд де Пеннефорте, Александр Гальский, Альберт Великий, святой Фома Аквинский, святой Бонавентура, Роджер Бэкон, Дунс Скот, — вот имена, которые достаточно ясно показывают, что наиболее богато одаренные люди стремились найти свой идеал в орденах Доминика или Франциска. Бесполезно говорить, что они не находили его там, но одно их присутствие показывает, какое впечатление производили нищенствующие монахи на лучшие умы своего времени и объясняет, почему эти ордена так быстро приобрели такое огромное влияние.

В обществе XIII века, поглощенном своими личными делами, не было силы более деятельной, как в хорошем, так и в дурном отношении, чем нищенствующие ордена. Но в общем они, быть может, принесли добро тем, что бесспорно отсрочили взрыв революции, к которой Европа не была еще подготовлена. Хотя их первоначальное самоотречение и было добродетелью.

Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911.

Вступив в монашескую семью, нищенствующие ордена явились новым могучим орудием церкви, более универсальным, чем прежние ордена, более связанным с папством и послушным его воле, глубже проникающим в жизнь. Благодаря нищенствующим орденам папство располагало необыкновенно удобными орудиями воздействия на мир и независимостью от местных сил. Но оно было уже занято не столько религиозными, сколько политическими задачами, и новые его орудия обветшали прежде, чем были использованы. Когда же в эпоху реформации папство вернулось к своей религиозной миссии, на смену нищенствующим монахам пришли созданные новым религиозным подъемом католичества иезуиты.

Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912

Массовый религиозный подъем XII—XIII веков породил и множество различных еретических учений, крупнейшими из которых стали ереси катаров — альбигойцев и вальденсов. Эти ереси приняли такой массовый характер, что католическая церковь провозгласила против альбигойцев крестовый поход.

Большая советская энциклопедия. М. 1930,1970

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Читайте также: