Уголовно исполнительная инспекция доклад

Обновлено: 31.05.2024

Если наказание лиц, преступивших закон, не связано с изоляцией их от общества, это не означает, что они предоставлены сами себе. Все сферы жизни правонарушителей строго контролируются. Обеспечить выполнение определенного судом наказания обязана уголовно исполнительная инспекция.

Что это за структура в рамках УФСИН?

В компетенцию Управления Федеральной службы исполнения наказаний входит выполнение множества правоприменительных функций. В ее юрисдикции вся система контроля жизни нарушителей закона, как в изоляции, так и вне специальных исправительных учреждений.

Для нормального функционирования в рамках УФСИН созданы подразделения, каждому из которых не вменяется всеобъемлющих задач. Они ведают только одним определенным спектром в системе осуществления исполнения наказаний.

Например, уголовно исполнительная инспекция отвечает за исправление граждан, нарушивших закон, но не лишенных судом свободы.

Уголовно исполнительная инспекция – это одно из подразделений общей структуры УФСИН. Ее функции сводятся к обеспечению надзора за жизнью и работой правонарушителей, не изолированных от общества, но несущих определенную опасность для его законопослушных членов.

Кого контролирует УИИ?

Полномочия и задачи Уголовно исполнительной инспекции, как понятно из определения, сводятся к полномасштабным действиям по выполнению предписаний суда. В частности, они касаются мер, направленных на исправление нарушителя закона, но не связанных с изоляцией его от общества. В зоне ее ответственности граждане, наказание которых сводится к следующим мерам:

  • Лишению свободы условно.
  • Ограничению свободы.
  • Отсрочке наказания фактической изоляцией.
  • Лишению права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности. . .

В компетенции надзорного инспектора и контроль поведения и содействие в адаптации в правовом обществе лиц, уже отбывших наказание в закрытых учреждениях.

Конкретные обязанности инспекторов

Вслед за тем, как судебное решение по делу правонарушителя приобрело законную силу, приговор направляется в УИИ. Осуществление контроля его выполнения осужденным вменяется в обязанность сотрудников этого ведомства.

  • После прибытия документов осужденного, инспектор вызывает его для предварительной беседы. В ней он разъясняет правила поведения, обязательства и права подконтрольного лица, и порядок посещений Уголовно исполнительной инспекции для периодической регистрации.

График этих посещений регулирует должностное лицо исходя из соображений уровня жесткости необходимого контроля. Менять его вправе сам инспектор.

Полномочия сотрудника УИИ охватывают все сферы жизни правонарушителя.

Но по отношению к разным группам осужденных его координирующие действия имеют особенности.

Контроль жизни условно осужденных

Замена фактического лишения свободы в исправительном учреждении условным сроком означает, что нарушитель закона продолжает жить и трудиться в обществе законопослушных граждан. За испытательный срок он должен своим поведением доказать, что он исправился и может жить в правовом поле.

  1. После стандартной процедуры регистрации в уголовно исполнительной инспекции и разъяснения обязанностей и прав осужденного, служащий УИИ предупреждает его об ответственности за нарушение правил. Правила эти касаются ежедневной жизни и содержат следующие требования:

– не покидать населенный пункт в продолжение испытательного срока;

– не менять место пребывания по регистрации и постоянного жительства без ведома инспектора;

– работать на предприятии, устроится на которое сам осужденный, либо при помощи инспектора. Служащий УИИ, в свою очередь, обговаривает с работодателем обязанности нового сотрудника на рабочем месте, его выходные дни и график ежегодных отпусков;

– восстановиться на месте учебы;

– воздерживаться от употребления спиртных напитков и наркотических средств;

– находиться дома в промежуток времени, определенный инспектором УИИ (например, от 22 часов вечера до 8 часов утра);

То же самое касается лиц, остающихся на свободе из-за отсрочки наказания в виде лишения свободы. Это обычно беременные женщины или матери с малолетними детьми (до 14 лет), а также мужчины, воспитывающие малолетних детей в отсутствии матери или родственников, способных о них позаботиться.

На нашем сайте можно получить более подробную консультацию специалиста в круглосуточном режиме.

Надзор за гражданами, отбывающими наказание в виде домашнего ареста

Такая мера наказания подразумевает строгие ограничения в жизни осужденного, связанные с определенными запретами. В частности, это касается запрета покидать жилое помещение, пользоваться мобильным телефоном и другими средствами связи с выходом в интернет. Это делается для того, чтобы исключить его общение с другими фигурантами его дела. Для облегчения работы по постоянному контролю нахождения поднадзорного на определенной площади, применяются разные средства.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • На нарушителя надевается электронный браслет, способный в любое время уведомить контролирующего инспектора о нарушении поведения осужденного.
  • МКУ – устройство, которое носится совместно с браслетом и позволяет определять местонахождение человека по спутниковой связи.
  • Стационарное устройство, подающее сигналы при попытке сужденного снять браслет и покинуть место отбывания наказания.

Обычно это касается покидания места домашнего ареста. Если это случилось, инспектор инициирует розыскные мероприятия.

Надзор за обязанными выполнять исправительные и общественные работы

Инспектор, в соответствие с решением суда, регулирует следующие моменты:

  • Определяет место прохождения общественных работ обычно муниципальная власть. Совместно с сотрудником Уголовно исполнительной инспекции определяются условия работы и количество часов ежедневной отработки.

После этого уведомляется сам осужденный о месте и времени явки на отработку.

  • Исправительные работы правонарушитель может проходить и на основном месте трудоустройства. В этом случае часть ежемесячного заработка перечисляется в государственную казну. Обычно это не более 20%.

Общие правила для всех отбывающих трудовую повинность:

– приходить на работу своевременно и в трезвом состоянии;

– исключить пропуски без уважительной причины;

– не игнорировать указание руководства;

– посещать УИИ по первому требованию надзирающего инспектора для профилактической беседы, для регистрации или для дачи объяснений, если имело место нарушение трудовой дисциплины.

Надзор за гражданами, вернувшимися из мест лишения свободы

Прежде всего, деятельность инспектора УИИ сводится к помощи бывшего заключенного в период адаптации в правовом обществе. После постановки на учет, сотрудник беседует с человеком, узнает его планы на будущее и готовность жить и работать честно. Возможно привлечение штатного психолога с целью выявления необходимости психологической адаптации бывшего заключенного.

Затем инспектор уведомляет его о необходимости скорейшего трудоустройства. Если необходимо, оказывает содействие в этом.

Кроме помощи, сотрудники уголовно исполнительной инспекции проводят полномасштабные мероприятия по контролю жизни и работы бывшего заключенного.

Надзор за несение совмещенных наказаний

Если вердикт суда содержит в себе несколько видов наказания правонарушителя, то инспектор совмещает контролирующие функции.

Пример. Гражданин Наумов осужден за умышленную порчу оборудования на предприятии. Вердикт суда – условный срок заключения 1 год (что означает 2 года испытательного срока) и исправительные работы. Инспектор обязан совместить контролирующие мероприятия по отбыванию наказания в виде исправительных работ с остальными аспектами жизни с учетом испытательного срока.

Помощь осужденным гражданам со стороны надзирающего инспектора

В функции уголовно исполнительной инспекции входит не только надзорные и контролирующие мероприятия.

Одним из приятных моментов является то, что инспектор может ходатайствовать перед судом о смягчении мер уголовно – правового воздействия на гражданина, который отлично зарекомендовал себя. Это может быть как просьба о сокращении, так и о полном снятии судимости.

Это является дополнительным стимулом для правонарушителей, желающих поскорее отбыть наказание и вернуться к жизни без контроля и надзора.

Ответственность поднадзорных граждан

  • Он имеет только положительные отзывы от руководства предприятия, на котором трудится.
  • Положительно характеризуется по месту учебы. Участвует в общественной жизни предприятия или учебного заведения.
  • Соблюдает режим посещения УММ для регистрации, не уклоняется от бесед надзирающего сотрудника и участкового полицейского.
  • Ведет трезвый образ жизни.
  • Не пропадает из поля зрения контролирующих органов.

Взаимодействие уголовно исполнительной инспекции и МВД

Правоохранители для выполнения своей работы наделены широкими полномочиями. Но на деле часто встречается ситуация, когда нагрузка на каждого инспектора УИИ превышает его возможности.

Отчасти из-за этого, а отчасти для проведения наиболее качественной работы по профилактике правонарушений, сотрудники уголовно исполнительной инспекции работают в тесном взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел. В частности, с участковыми уполномоченными. Ведь главная задача и тех, и других – превентивные меры по профилактике правонарушений.

Две эти структуры проводят совместные рейды по местам возможного проведения досуга поднадзорных граждан, посещения адресов с целью выявления лиц, не находящихся дома в ночное время. По месту домашнего ареста посещения возможны в любое время суток.

Особенно эта практика приносит хорошие плоды в местности, где расположено много населенных пунктов. Охватить контролем всех дислоцирующихся там лиц, отбывающих условные сроки наказания, гораздо легче при действенной помощи сотрудника МВД.

Обжалование действий инспекторов УИИ

К сожалению, бывают и случаи злоупотреблений служебными полномочиями со стороны сотрудников УИИ.

Жалоба составляется по определенному образцу.

В правом верхнем углу указывается:

  • – название органа, в который направляется документ;
  • – данные осужденного (ФИО, где состоит на учете, каким судом осужден, по какой статье и на какой срок);
  • – номер телефона для связи.

Далее прописывается слово ЖАЛОБА и ФИО лица, конкретного инспектора, на которого направляется жалоба.

Подробное описание обстоятельств возникновения конфликтной ситуации. Нужно изложить факты неправомочных (с точки зрения осужденного) действий инспектора. Если имели место невыполнимые требования, притеснения со стороны должностного лица, необоснованное ужесточение условий прохождения наказания – все это надо подробно описать и обосновать. Например, инспектор направил на общественные работы, связанные с повышенной опасностью для беременной женщины и ее будущего ребенка. Или определенный вид работ не позволяет выполнять хроническое заболевание, инвалидность осужденного, и т.д.

Далее помещается просьба провести проверку деятельности данного инспектора УИИ и способствовать устранению и злоупотреблениям с его стороны.

К жалобе приобщаются копии всех возможных документов, подтверждающих слова гражданина.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней с даты подачи. Если факты подтверждаются, к сотруднику применяются меры дисциплинарного характера.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта. Для этого воспользуйтесь формой ниже или обратитесь непосредственно в чат к специалисту в правой части экрана.

Структура и полномочия УФСИН

Уголовно-исполнительные инспекции – территориальные подразделения ФСИН местного уровня, в основном районного. Выше находятся Управления ФСИН, которые созданы и работают по региональному принципу.

Нормативно-правовая база:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс (УИК).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
  3. Постановления Правительства РФ.
  4. Ведомственные нормативно-правовые акты по линии Минюста РФ и ФСИН.

Всего по России насчитывается порядка 2,5 тыс. УИИ. В основном на учете этих органов состоят лица, которые получили по приговору суда условный срок лишения свободы, отсрочку исполнения наказания или были приговорены к обязательным, принудительным, исправительным работам, а также дополнительным видам наказания.

Чем занимается уголовно исполнительная инспекция? Ключевые обязанности:

  • Вести учет подконтрольных лиц, проводить с ними разъяснительную и воспитательную работу, контролировать их поведение по месту работы, учебы, жительства и соблюдение установленных судом ограничений.
  • Предупреждать совершение подконтрольными лицами преступлений и правонарушений.
  • Обеспечивать условия для отбытия наказаний в виде принудительных, исправительных, обязательных работ во взаимодействии с другими органами государственной и местной власти.
  • Проводить первичные мероприятия по розыску подконтрольных лиц, которые уклоняются от отбытия наказания и (или) скрылись с места жительства в неизвестном направлении.
  • Вносить в установленном порядке в суд представления по вопросам дальнейшего отбытия наказания и освобождения от него, установления и отмены обязанностей (ограничений) для осужденных.
  • Согласовывать или разрешать осужденным определенные действия, которые связаны с отбытием наказания и соблюдением установленных судом и законом обязанностей (ограничений).

Конкретные полномочия УИН (права и обязанности) зависят от того, какое именно наказание отбывает осужденный.

Условный срок

Лица, которые получили лишение свободы условно с испытательным сроком – основной контингент, состоящий на учете УИИ. В данном случае работает уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного.

Как исполняется условное осуждение:

  1. Условно осужденный обязан встать на учет УИИ по своему месту жительства (регистрации) и регулярно ходить на отметки. Как правильно отмечаться после приговора – решается судом или, если суд не определил, УИИ. В любом случае все должен разъяснить инспектор при первом посещении осужденным инспекции.
  2. Учет ведется персонально. На каждого осужденного заводится свое личное дело. Инспектор УИИ вправе проверять условия работы (учебы) осужденного, посещать его на дому, запрашивать характеристики, касающиеся образа жизни и поведения. К осуществлению своих функций инспекторы УИИ вправе привлекать органы внутренних дел. Обычно работа ведется в сотрудничестве с участковыми уполномоченными полиции.
  3. Если судом на осужденного возложены определенные обязанности, УИИ проверяет их выполнение. Если назначены дополнительные виды наказаний, инспектор должен контролировать их исполнение.
  4. Как только испытательный срок прошел и нет оснований для его продления, осужденный снимается с учета и считается отбывшим наказание.

В качестве меры поощрения инспектор УИИ вправе подготовить представление в суд о досрочном (до истечения испытательного срока) освобождении осужденного от наказания.

Обязательные работы

Обязательные работы

При назначении наказания в виде обязательных работ осужденный должен быть привлечен к ним в течение 15 дней с момента поступления в УИИ копии приговора. Соответственно, в этот же срок он должен встать на учет в инспекции.

Помимо всех функций, которые УИИ исполняет в рамках контроля за условно осужденными, при обязательных работах инспекция должна:

  • согласовывать представленный муниципалитетом перечень видов работ и объектов их проведения;
  • вести учет отработанного осужденным времени.

Отбытие обязательных работ похоже на исполнение обычных трудовых функций. Только это не основная, а, скажем так, дополнительная работа. Как правило, речь идет о неквалифицированном труде, зачастую на предприятиях ЖКХ. Типовые варианты – уборка мусора, снега и т.п. Осужденный работает бесплатно, обязан соблюдать трудовой распорядок и дисциплину. Его главная задача – отработать назначенное количество часов добросовестно и без нарушений. Учет и контроль отбытия наказания ведутся, преимущественно, по информации, предоставленной работодателем.

Принудительные работы

Принудительные работы отбываются в специальных центрах по месту жительства осужденного или, если первое невозможно, в соседнем регионе. В соответствующий исправительный центр осужденный должен прибыть самостоятельно на основании полученного в УИИ предписания. Предписание выдается в течение 10 суток с момента получения инспекцией копии приговора суда. Если осужденный находится под стражей, он следует в исправительный центр под конвоем. При уклонении от получения предписания или его невыполнении осужденного направляют к месту отбытия наказания принудительно.

Исправительные работы

Исправительные работы – менее суровое наказание, чем принудительные и обязательные работы. Осужденный может трудиться по своему месту работы. И только если такого нет, УИИ направит его на объект, включенный в перечень, подготовленный местными властями. Обычно такие объекты и виды работ не особо отличаются от тех, что входят в перечень для отбытия обязательных работ.

Полномочия УИИ в отношении осужденных к исправительным работам почти такие же, как и в случае с обязательными работами. Инспекция ставит осужденного на учет, ведет с ним разъяснительную и воспитательную работу, контролирует ход отбытия наказания. Осужденный получает зарплату, но за минусом установленного судом удержания. Он не может уволиться без разрешения УИИ.

Ограничение свободы

Ограничение свободы

Ограничение свободы – относительно новый вид наказания. На УИИ возложено осуществление полного надзора за его отбытием в соответствии с установленным порядком и условиями.

В течение 15 суток с момента получения копии приговора УИИ направляет осужденному уведомление о необходимости явки в инспекцию и постановки на учет. В первый визит осужденного фотографируют и дактилоскопируют. С этого дня начинается течение срока ограничения свободы.

Наказание отбывается по месту жительства. Главная задача осужденного – своевременно являться в УИИ на отметку и соблюдать все установленные судом ограничения. Обычно обязанности – это не покидать постоянное место жительства, не посещать определенные места, устроиться на работу, положительно вести себя. В исключительных случаях осужденный может нарушить установленные ограничения, но не все и исключительно с согласия (разрешения) инспектора УИИ.

Дополнительные наказания

Если одновременно с основным наказанием осужденному назначен штраф или лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью), то в обязанности УИИ входит контроль за отбытием этих видов наказаний. Он осуществляется в рамках контроля за исполнением основного наказания, только отслеживается отдельно. При определенных условиях проблемы с исполнением дополнительного наказания могут послужить фактором для пересмотра основного наказания в сторону его ужесточения. В случае условного лишения свободы может быть продлен испытательный срок либо условное наказание заменено на реальное. Все это делается судом по представлению УИИ.

Другие полномочия УИИ

Среди других полномочий УИИ – учет и контроль лиц:

  1. Освобожденных от отбытия наказания условно-досрочно.
  2. Освобожденных из мест лишения свободы в связи с заменой наказания на более мягкое.
  3. Освобожденных от наказания в связи с тяжелой болезнью или инвалидностью.
  4. Приговоренных к наказанию с отсрочкой его отбывания.

С появлением и активным распространением меры пресечения в виде домашнего ареста на УИИ были возложены и обязанности по контролю над подозреваемыми и обвиняемыми, к которым судом применена такая мера.

Информация о деятельности УИИ

Чтобы узнать адрес УИИ и другую информацию, можно зайти на официальный сайт УФСИН своего региона и найти раздел, в котором даются сведения о структуре Управления и его подведомственных органах. Поскольку УИИ работают, как правило, в связке с местной полицией и, в частности, участковыми, информацию можно уточнить в местном отделе полиции. Порой службы даже находятся в одном здании по соседству.

Все сведения о порядке отбытия наказания, условиях, правах и обязанностях следует узнавать у своего инспектора УИИ. На первом этапе важно вовремя встать на учет и соблюдать все предписания. При смене места жительства, если это допускается порядком отбытия наказания, происходит и смена УИИ – дело перенаправляется по территориальности.

После вступления приговора по уголовному делу в законную силу начинается его исполнение. И даже в той ситуации, когда осужденному судом не назначается реальное лишение свободы в виде наказания, его жизнь остается под строгим контролем специального органа.

В России этим органом является уголовно-исполнительная инспекция. Чем занимается уголовно-исполнительная инспекция? Круг ее полномочий строго регламентирован Уголовно-исполнительным Кодексом страны.

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции осуществляет контроль, как за осужденными, приговоренными к альтернативным реальной изоляции наказаниям, так и к тем, кто уже вышел из тюрьмы, но остается под надзором государства.

Особенности работы УИИ

Особенности работы УИИ

Что такое уголовно-исполнительная инспекция? Уголовно-исполнительная инспекция является подразделением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции страны (ФСИН).

Сегодня в стране функционирует около 2500 исполнительных инспекций по уголовным делам, которые разделяются на основании территориального признака.

Отбывать наказание, не связанное с лишением свободы, необходимо по месту жительства осужденного.

Когда осужденный получает реальный срок, при исполнении приговора его копия направляется в СИЗО, где он содержится. Уже в изоляторе решается вопрос о дальнейшем распределении преступников по колониям и отправка их по этапу.

Когда же осужденный по приговору получает, к примеру, обязательные или исправительные работы, условное осуждение или иные виды наказания, копия приговора после вступления его в законную силу отправляется в УИИ.

Предварительно в день оглашения приговора осужденный заполняет в суде обязательство о явке в УИИ, которое позже вместе с копией приговора поступает к инспектору УИИ.

Инспекция занимается контролем за отбыванием следующих видов наказаний:

Кроме того, инспекция по уголовным делам отслеживает судьбу тех, кто только освободился и начал адаптироваться к реальной жизни.

Как только приговор обретает законную силу, осужденному необходимо совершить явку в УИИ. Там инспектор, ответственный за данного осужденного, поставит его на учет.

Новоиспеченному преступнику придется заполнить на месте анкету или еще несколько документов, которые впоследствии будут сформированы в личное дело.

Права и обязанности уголовно-исполнительной инспекции

Права и обязанности уголовно-исполнительной инспекции

Инспекция выполняет, как контрольные и надзорные функции, так и воспитательные. Смысл ее работы заключается не только в том, чтобы следить за исполнением наказания, но и положительно влиять на осужденного, снижая вероятность наступления рецидивов.

Инспекция имеет право ходатайствовать в суде о замене назначенного наказания более строгим.

Такая практика применяется при нарушении осужденным режима исполнения наказания. Происходит это довольно просто. Инспектор УИИ подает в суд представление о замене наказания на реальное лишение свободы. Суд вызывает все стороны для разбирательства.

Инспектор в процессе осуществляет функции обвинения, в то время как прокурор защищает права осужденного.

Если виновное лицо не сможет представить доказательства уважительности своих прогулов или иных нарушений, судья может вынести постановление об удовлетворении представления.

Основные обязанности уголовной инспекции:

Кроме обязанностей, УИИ предоставлен определенный перечень прав:

  • Проведение профилактических бесед с осужденными;
  • Выяснение причин нарушений в отбывании наказаний;
  • Разъяснение правил отбывания наказаний;
  • Посещение осужденных по месту их жительства для контроля за их образом жизни;
  • Вынесение постановлений о приводе тех осужденных, кто уклоняется от явки;
  • Контролировать перечисление финансовых средств в бюджеты от исполнения наказания и др.

Перечень прав и обязанностей сотрудников УИИ намного шире, чем представленный выше список. Далее рассмотрим полномочия инспекции в разрезе отдельных видов уголовных наказаний.

Основные полномочия УИИ в разрезе уголовных деяний

Инспектор уголовно-исполнительной инспекции контролирует все сферы жизни осужденного: его поведение в свободное время, образ жизни, исполнение трудовых обязанностей по основному месту работы и дополнительному, назначенному судом.

В зависимости от конкретного вида назначенного наказания особенности функционирования УИИ также меняются.

Условное осуждение

Условное назначение наказания отличается от реального тем, что виновное лицо не изолируется от общества. Но при этом его обычная жизнь терпит серьезные изменения, за соблюдением которых будет наблюдать УИИ.

Сам алгоритм исполнения условного наказания инспекцией выглядит следующим образом:

Инспекция в рамках исполнительной деятельности контролирует образ жизни осужденного, опрашивает его соседей и делает запросы в ГУ МВД о наличии административных правонарушений, совершенных в период отбывания наказания.

Обязательные работы

Обязательные работы

Обязательные работы предполагает отбыванием дополнительных трудовых обязанностей осужденным помимо его основного места работы. Инспекция решает, в какую организацию будет направлен осужденный для исполнения назначенного судом наказания.

Список организаций, в которых работают осужденные, определяется инспекцией раз в год совместно с администрацией города.

Начинается контроль за исполнение обязательных работ также, как и при уловном осуждении. Необходима явка виновного по уголовному делу лица в УИИ, где ему будут разъяснены его права и обязанности. Он на руки получает предписание о явке в конкретную организацию с указанием точного времени.

Отбывать обязательные работы осужденный может только от 2 до 4 часов в день.

Производить свой контроль сотрудники УИИ будут, в том числе, и через ту организацию, где будет числиться осужденный. При неуважительных прогулах инспектор обязан провести беседу с осужденным.

Если она не привела к положительным результатам, скорее всего сотрудник УИИ обратиться в суд с ходатайством о замене наказания на реальное лишение свободы.

Исправительные работы

Исправительные работы

Исправительные работы можно по закону отбывать на основном месте труда или в другой организации, которая будет назначена УИИ.

Самое главное, это чтобы с того предприятия, на котором работы отбываются, в бюджет ежемесячно перечислялись определенные судом суммы с дохода осужденного.

Размер взыскиваемой в бюджет суммы с дохода от исправительных работ не должен превышать 20%.

Инспектор в рамках контроля за исполнением наказания в виде исправительных работ осуществляет следующие полномочия:

  • Следит за поступлением квитанций из бухгалтерии об удержании выплат в бюджет;
  • Ведет табель учета рабочего времени осужденного;
  • Следит за соблюдением осужденным правил исполнения наказания;
  • Контролирует соблюдение прав трудящегося на предприятии.

Чаще всего для исправительных или обязательных работ избираются занятия по озеленению и ремонту дворов, уборке придомовых территорий. Чаще всего суды назначают размер в виде 5% отчислений от дохода осужденного в бюджет.

Ограничение свободы и домашний арест

Ограничение свободы и домашний арест

При ограничении свободы для осужденного устанавливаются строгие рамки его жизни, за соблюдением которых следит УИИ совместно с органами полиции.

К тем, кто находится под домашним арестом, применяются особо строгие условия содержания. Им запрещено покидать квартиру, общаться с подельниками. Часто на такие субъекты вешают электронный браслет, который в случае нарушений режима подает сигнал инспектору.

Когда осужденный, имеющий браслет, совершает попытку бегства, инспектор об этом оповещается. Он обязан немедленно выехать в квартиру осужденного и осуществить его поиск. Если место его нахождения остается неустановленным в течение 24 решается вопрос об объявлении его в розыск.

Жалоба на уголовно-исполнительную инспекцию

УИИ хоть и обязана контролировать поведение осужденного и исполнение им наказания, она прежде всего должна действовать в рамках вверенных ей полномочий и не допускать нарушения прав фигурантов уголовного дела. Действия инспектора УИИ могут быть обжалованы осужденным.

Чаще всего на 2022 год сотрудниками инспекции совершаются следующие виды нарушений:

Подать жалобу на действия или бездействия инспектора уголовно-исполнительной инспекции необходимо в районную прокуратуру.

В жалобе, адресованной в прокуратуру, следует детально расписать имеющиеся нарушения с ссылкой на нормативные нормы, которые предусматривают обязанность их исполнения инспектором. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней, в рамках чего проводится проверка.

Осужденным крайне не рекомендуется допускать нарушения правил исполнения наказания. Суды очень часто удовлетворяют ходатайства УИИ о замене наказания на реальный срок лишения свободы. При отбывании лишения свободы значительно увеличивается срок погашения судимости после освобождения осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция действует в системе органов уголовного права страны, совмещая в себе функции надзорного контроля за исполнением наказания, обеспечением общественной безопасности с отслеживанием соблюдения защиты прав самих осужденных.

Лица же, признанные по суду виновными в уголовном деле, должны следовать рекомендациям УИИ и соблюдать все установленные правила. Ведь от действий УИИ зависит дальнейшая судьба их приговора.


Встатье проводится анализ истории развития деятельности органов по привлечению лиц к отбыванию наказания без изоляции от общества, которое связано с трудовым воздействием на осужденных, определено, что история развития и становления уголовно-исполнительной инспекции тесно связана с историей происхождения системы исполнения уголовных наказаний, а также охарактеризованы четыре этапа развития данных инспекций.

Ключевые слова: история становления и развития, уголовно-исполнительная система, система исполнения наказаний, уголовно-исполнительные инспекции, исполнительная власть, ответственность, наказание.

The article analyzes the history of the development of the activities of the bodies for attracting persons to serve sentences without isolation from society, which is associated with the labor impact on convicts, it is determined that the history of the development and formation of the penal inspection is closely related to the history of the origin of the system of execution of criminal penalties, and also describes the four stages of the development of these inspections.

Keywords: history of formation and development, penal enforcement system, penal enforcement system, penal inspection, executive power, responsibility, punishment.

История развития и становления уголовно-исполнительной инспекции тесно взаимосвязана с историей происхождения системы исполнения уголовных наказаний.

Проводя исследование, можно выделить 4 этапа развития деятельности органов по привлечению лиц к отбыванию наказания без изоляции от общества, которое связано с трудовым воздействием на осужденных.

Одним из видов исправительных наказаний была отдача в исправительные арестантские роты. Согласно Уложению, арестантские роты представляли собой срочное, высшее исправительное наказание, применяемое к лицам податных сословий. Арестанты привлекались на публичные работы: рытье канав, сооружение мостов и т. д.

Сельский устав для государственных крестьян 1857 года устанавливал наказания за проступки в виде: денежного взыскания, призвание на работу, заключение под стражу, наказание розгами и удаление из общества.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 года, устанавливал ответственность за самые легкие преступления, рассматриваемые земскими судами. Одним из видов наказаний был арест не свыше 3 месяцев.

Временный приказ о Волостном Суде 1898 года содержал в себе норму, в которой говорилось, что суд имел право накладывать наказания в виде ареста до 7 дней, общественных работ до 6 дней, денежного штрафа до 3 рублей, порки розгами до 20 ударов.

По Исправительно-трудовому Кодексу РСФСР 1924 года бюро принудительных работ находились при губернских инспекциях мест заключения и действовали под общим руководством губернского инспектора. Исправительно-трудовой Кодекс 1924 года детально регламентировал работу бюро принудительных работ.

Согласно Исправительно-трудовому Кодексу РСФСР 1933 года, инспекция могла пользоваться двумя способами принудительного воздействия на осужденного (кроме права обратиться в суд с ходатайством в суд о замене исправительных работ на более строгое наказание в случае злостного уклонения): принудительный привод и предупреждение.

Третий этап начинается с 1977–1990 годы. Данные этап связан с появлением организации деятельности инспекций исправительных работ по привлечению к отбыванию наказаний, связанных с воспитательным воздействием на осужденных. Помимо этого, данный временной промежуток характерен созданием в системе Министерства внутренних дел СССР

Кроме этого, в 1977 году были внесены дополнения в статью 242 УК РСФСР, касающейся оснований и порядка назначения условного осуждения с обязательным привлечением к труду.

Редакция 1983 года Исправительно-трудового Кодекса РСФСР закрепляла право сотрудника органов внутренних дел выносить меры взыскания: выговор и предупреждение. Об отсутствии осужденного лица на рабочем месте более 3 суток по неизвестным причинам или невозвращение таких лиц из отпуска, командировки администрация учреждения, где исполнялось наказание, должна была сообщить об этом органу внутренних дел. [4]

Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1983 года предусматривалось, что систематически уклоняющийся от работы осужденный или злостно нарушающий трудовую дисциплину мог быть задержат сотрудниками органов внутренних дел с санкции прокурора на срок не более 10 суток в целях пресечения уклонения от исполнения приговора суда. Далее материалы дела передавались в суд, где решался вопрос о направлении такого осужденного в места лишения свободы.

Самый последний этап (1991 годы — начало 21 века). Это время характерно развитием деятельности уголовно — исполнительных инспекций, расширением полномочий по привлечению осужденных лиц к отбыванию исправительных и обязательных работ. Принятие Уголовного Кодекса 1996 года ознаменовало новый этап движения Российской Федерации по пути расширения принятия мер, которые не связаны с изоляцией от общества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исправительно-трудовая политика в период СССР развивалась идеей усиления воспитательных мер применительно к обязательным работам. Основной задачей был своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность возвращается в социум.

В декабре 1996 года был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который утвердил правовую деятельность сотрудников уголовно-исполнительной инспекции и основы функционирования уголовно-исполнительной системы.

В системе Министерства Внутренних Дел стали действовать уголовно-исполнительные инспекции, в задачи которых входит исполнение множество наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и конечно, контроль за условно осужденными.

Приказами Министерства Внутренних Дел и Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 1999 года была произведена реорганизация уголовно-исполнительных инспекции и передача их в ведомство Министерства юстиции Российской Федерации.

В заключение можно сказать, история развития уголовно-исполнительных инспекций имеет длительный период своего становления. Эта история разделена на 4 основных этапов, каждый из которых обладает особыми характерными чертами. Но объединяет их одно — трудовое воздействие на осужденных лиц, наказание которых связано без изоляции от общества.

  1. Бочарова О. В. Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие / О. В. Бочарова. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2017. — 140 с.
  2. Бушуев И. А. Исправительные работы / И. А. Бушуев. — М.: Юрид. лит., 2008. — 200 с.
  3. Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право: учебник для ВУЗОВ и факультетов / В. Б. Малинин., Л. Б. Смирнов. — М.: Межрегион. ин — т экономики и права: Контракт, 2019. — 368 с.
  4. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2015.– 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, работа, инспекция, осужденный, Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР, история развития, трудовое воздействие, уголовно-исполнительная инспекция, уголовно-исполнительная система, условное осуждение.

Ключевые слова

история становления и развития, уголовно-исполнительная система, система исполнения наказаний, уголовно-исполнительные инспекции, исполнительная власть, ответственность, наказание


Проблемные вопросы связанные с практической деятельностью уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исправительные работы, проблемы, уголовная инспекция, предприятия, труд.

Correctional work, problems, criminal inspection, enterprises, labor.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы возникающие в ходе исполнения наказания в виде исправительных работ уголовно-исполнительными инспекциями и пути возможного их решения.

Исправительные работы, проблемы, уголовная инспекция, предприятия, труд.

На сегодняшний день при исполнении наказания в виде исправительных работ уголовно исполнительные инспекции преодолевают определенные трудности.

Первая проблема связана с отбыванием наказания в виде исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы.

Многие граждане, подвергнутые уголовному наказанию в виде исправительных работ желают добросовестно его отбыть, органам власти необходимо лишь создать для этого необходимые условия.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ определены положениями статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1 . Нормами данной статьи предусмотрено, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы.

Порядок отбытия наказания в виде исправительных работ осужденными, имеющими постоянное место работы, четко регламентирован и, как правило, правоприменительных сложностей не вызывает.

Вместе с тем, многие осужденные к исправительным работам не имеют места работы, в связи с чем не могут отбыть назначенное приговором суда наказание по основному месту работы. В этих случаях, в соответствии со статьей 39 УИК РФ осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

У неработающих осужденных есть определенный срок, в течение которого они обязаны трудоустроиться. Кроме того осужденные понимают, чем раньше они будут официально приняты на работу, чем раньше из их заработной платы начнут производить удержания, тем быстрее они отбудут назначенное приговором суда наказание.

Уголовно-исполнительная инспекция требует от органов местного самоуправления, чтобы они вели учет всех объектов, предоставляющих рабочие места для осужденных к исправительным работам.

Составляемый на основе таких данных так называемый Перечень видов и объектов отбывания исправительных работ ежегодно согласовывается с угловно-исполнительной инспекцией и утверждается правовым актом администраций муниципальных образований.

Практика показывает, что при трудоустройстве по выданному уголовно-исполнительной инспекцией предписанию существуют следующие сложности:

1. Законодательно не урегулированы какие-либо критерии, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют объекты и места, на которых отбываются исправительные работы.

Поэтому, к сожалению, имеются случаи, когда органы местного самоуправления формально подходят к составлению Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ (далее – Перечень), в том числе, включают в него предприятия, проходящие процедуру банкротства, а также предприятия, осуществляющие отдельные виды деятельности, на которые сложно трудоустроить осужденных, не имеющих соответствующей подготовки (квалификации).

Также следует отметить, что основные предприятия, включаемые в данный Перечень это муниципальные предприятия, связанные с уборкой города, оказанием ритуальных услуг и т.д. Работа на таких предприятиях может потребовать от осужденного наличия определённых навыков. Кроме того, некоторые виды работ носят сезонный характер.

2. Не регламентирована процедура согласования мест для отбывания исправительных работ и порядок межведомственного взаимодействия.

В соответствии со ст.ст. 25, 39 УИК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность определять и согласовывать места для отбывания исправительных работ. Однако порядок такого согласования законодательно не регламентирован, что создает трудности во взаимодействии.

Также следует отметить, что не все частные организации соглашаются с необходимостью предоставления рабочих мест для трудоустройства осужденных к исправительным работам, квотирование для данной категории лиц как правило отсутствует.

В отсутствии законодательно закрепленного механизма определения объектов отбывания исправительных работ, действенных рычагов воздействия на руководство предприятии у местных властей фактически нет.

Для решения данной проблемы и эффективной работы по трудоустройству осужденных к исправительным работам требуется повысить взаимодействие ряда государственных структур, определить порядок формирования и согласования Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ.

Более детально следует проработать вопрос о роли службы занятости населения в решении трудоустройства осужденных к исправительным работам.

Согласно действующему российскому законодательству, органы службы занятости населения непосредственно не оказывают услуги по трудоустройству осужденных к исправительным работам.

Согласно положениями ст. ст. 9, 12 данного Закона такие граждане могут обратиться в органы службы занятости только для получения консультации, информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в целях трудоустройства.

Однако, в странах ближнего зарубежья ситуация немного иная, что позволяет осуществлять пенитенциарным учреждениям с государственными органами службы занятости совместную работу по исполнению приговоров суда. Так, например, в Республике Беларусь уголовно-исполнительная инспекция, при необходимости, направляет осужденных к исправительным работам в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управление по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета для трудоустройства (ч.3 ст. 37 УИК Республики Беларусь 3 ). Также, например, в Республике Казахстан служба пробации при необходимости отправляет осужденных в центры занятости для трудоустройства (ч.5 ст. 55 УИК Республики Казахстан 4 ).

Таким образом, следует рассмотреть возможность повышения роли службы занятости населения, и использования имеющихся в ее распоряжении возможностей в решении задач по трудоустройству осужденных к исправительным работам.

3. Наличие Перечня видов и объектов отбывания исправительных работ не гарантирует трудоустройство осужденных.

Осужденный может найти работу и самостоятельно, однако даже если работодатель даст согласие на включение своей организации в Перечень видов и объектов отбывания исправительных работ, то для включения органом местного самоуправления данной организации в указанный Перечень, опять же потребуется определенный период времени.

Представляется целесообразным установить возможность подобных дополнительных гарантий занятости (квотирование) и для вышеуказанной категории осужденных. Также следует проработать вопрос о стимулировании предприятий к приему на работу осужденных к исправительным работам. Одним из вариантов такого стимулирования могло бы стать предоставление таким предприятиям налоговых льгот.

Согласно положениям статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Очевидно, что норма об определении места работы осужденного в районе места его жительства прописана в данной статье не только в целях осуществления за ним контроля, но и для удобства самого осужденного, в целях обеспечения приемлемых условий отбывания наказания и соблюдения закрепленных в статье 8 УИК РФ принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ. На практике, к сожалению, имеются сложности в ее применении.

В силу объективных социально-экономических процессов в некоторых сельских населенных пунктах имеются сложности с трудоустройством. Поэтому если осужденный проживает в сельской местности, то перед органами местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией в ряде случаев стоит непростая задача по поиску для осужденного места работы.

Буквальное толкование ч.1 ст. 39 УИК РФ препятствует направлению осужденного на работу в другой район, при его несогласии.

Необходимо расширить толкование данной нормы, предоставляющей возможность направления осужденного на работу в близлежащий населенный пункт в пределах муниципального образования, путем внесения в данную статью законодательных изменений.

Сложности в применении ч.1 ст.39 УИК РФ возникают и в случае, когда осужденный желает трудоустроиться на предприятие, находящееся за пределами его места жительства. То есть когда осужденный самостоятельно находит себе работу за пределами населенного пункта, в котором проживает, и имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания.

Еще один не маловажный вопрос имеется и по применению ч.4 ст. 40 УИК РФ, в которой указано, что осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Очевидно, что возможность учета личности осужденного и его квалификации также должна быть регламентирована.

Исходя из вышеизложенного уголовно-исполнительным инспекциям необходимо учитывать желание осужденных и имеющиеся у них возможности работать за пределами района места жительства, при определении мест отбывания осужденными исправительных работ, учитывать данные о личности и квалификации осужденных, при определении мест отбывания осужденными исправительных работ.

Отсутствие у осужденных к исправительным работам необходимых для трудоустройства документов является очередным фактором, препятствующим привлечению осужденных к труду. Обязательный минимум документов, который необходимо предоставить при заключении трудового договора, определен в статье 65 Трудового кодекса РФ 6 . В число таких документов, в том числе, входит паспорт, а также документ воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Практика показывает, что на момент постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции у многих осужденных документы отсутствуют. Восстановление паспорта и (или) получение военного билета занимает определенный период времени. Тогда как в соответствии с ч.2 ст. 39 УИК РФ срок привлечения осужденного к труду составляет 30 дней. Кроме того, для получения паспорта требуется оплатить госпошлину, денег на которую у осужденных, как правило, не имеется.

Решение обозначенной проблемы необходимо, как для обеспечения отбывания осужденными к исправительным работам назначенного судом наказания (своевременного привлечения их к труду), так и для профилактики совершения ими правонарушений (повторных преступлений).

Для этого необходимо законодательно урегулировать вопрос о выделении государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, для оплаты расходов, связанных с получением документа, удостоверяющего личность.

Отбывание наказания в виде исправительных работ осужденными, являющимися иностранными гражданами и лицами без гражданства носит определенные трудности.

В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства наказанию в виде исправительных работ может быть подвергнут не только гражданин Российской Федерации, но и иностранный гражданин, а также лицо без гражданства.

В вопросе об отбытии неработающими иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) назначенного судом наказания в виде исправительных работ, следует обратить вынимание на ряд проблемных вопросов, связанных с необходимостью соотнесения, в данном случае, норм уголовно-исполнительного законодательства с положениями законодательства в сфере миграции.

Во-первых, как указывалось выше, согласно положениям статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденными, не имеющими основного места работы, исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Изложенные нормы сужают число предприятий, которые могут оказать содействие в трудоустройстве осужденных обозначенной категории.

Во-вторых, что касается самих осужденных, то к ним, как к иностранным гражданам, также предъявляются особые требования для осуществления трудовой деятельности.

Так, согласно части 4 статьи 13 указанного Федерального закона иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (кроме исключений, установленных в данной статье в отношении отдельных категорий иностранных граждан).

Также следует учитывать и установленные данным Федеральным законом случаи отказа в выдаче либо аннулировании, выданного осужденному иностранному гражданину, разрешения на работу.

В-третьих, важное значение имеет и тот факт, учитывались ли вышеизложенные особенности законодательства и личность осужденного иностранного гражданина при назначении судом наказания в виде исправительных работ.

Если иностранный гражданин не имеет обязательных документов для трудоустройства, включая разрешения на работу (патент), то привлечь его к труду, в том числе с соблюдением сроков, установленных в части 2 статьи 39 УИК РФ, довольно сложно.

Для решения данной задачи требуется установить особый порядок определения места работы иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ.

Часть обозначенных в сфере соблюдения прав осужденных проблем, которые возникают при исполнении наказания в виде исправительных работ, могут быть разрешены в рамках межведомственного взаимодействия.

Однако, вместе с тем имеется необходимость и в совершенствовании соответствующего законодательства Российской Федерации.

Решение проблем исполнения наказания в виде исправительных работ, в том числе, необходимо для дальнейшего расширения механизмов его использования в качестве элемента социальной адаптации осужденных к лишению свободы.

Рассмотрение возможности использования исправительных работ (возможности замены лишения свободы исправительными работами) в качестве механизма трудоустройства освобождаемых от лишения свободы, их ресоциализации, важно, как для самих осужденных, так и для решения общегосударственных задач Российской Федерации.

Читайте также: