Распознавание предметов путем соприкосновения с ними доклад
Обновлено: 08.07.2024
ОСЯЗАНИЕ — распознавание предметов путем соприкосновения с ними и тем самым возбуждения различных рецепторов (чувствительных нервных окончаний) кожи, особенно тактильных (чувствительных к прикосновению и давлению), от которых импульсы (волны возбуждения) поступают в кору больших полушарий головного мозга и вызывают ощущение осязания. Тактильная чувствительность особенно велика на кончиках пальцев, а также на кончике языка; импульсы с тактильных рецепторов слизистой оболочки рта участвуют в образовании вкусовых ощущений. Тактильные рецепторы реагируют преимущественно на начало действия раздражителя или изменение его силы. Если надавливать на кожу или прикасаться к ней непрерывно и с неизменной силой, чувствительность рецепторов быстро падает и поток импульсов постепенно прекращается. Поэтому монета, положенная на неподвижную ладонь, вскоре перестает ощущаться.
Обычно осязание производится кончиками пальцев путем ощупывания предмета, что обеспечивает непрерывное изменение силы и характера раздражения рецепторов, а следовательно, сохранение их чувствительности. При ощупывании в процесс осязания включаются рецепторы двигательного аппарата (сухожилий, мышц).
Осязание позволяет судить о форме, размерах и характере поверхности (гладкость, шероховатость) предметов, их расположении, перемещении в пространстве, вибрации, упругости, твердости или мягкости, сухости или влажности, температуре и пр. У ребенка первые представления о форме, величине, поверхности предметов и т. д. развиваются под влиянием совместной сигнализации с рецепторов кожи, двигательного аппарата и органа зрения на основе образования условные рефлексы . В дальнейшем оценка ощущений, получаемых при осязании, контролируется другими органами чувств. Тонкость осязания достигается упражнением (напр., под влиянием профессиональных навыков) и приобретает особое значение при потере других органов чувств. Слепоглухонемые, осязая ничтожные детали ощупываемого предмета, его вибрацию, малейшие сдвиги температуры, едва заметное движение воздуха, ориентируются в окружающих явлениях; в основном они познают окружающий мир при помощи осязания.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Советы школьного врача.
• Выявление знаний и представлений обучающихся об органах чувств, их значении и гигиене.
• Создать условия для формирования умений и навыков осознанного выборочного чтения.
• Способствовать развитию умения перечитывать и просматривать научный текст для того, чтобы обосновывать свои ответы на вопросы после прочтения материала.
• Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, развитию исследовательских умений .
• Создать условия для р азвития устной речи обучающихся в связи с необходимостью пересказа учебного материала
• Создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу.
Урок открытия новых знаний
Организационно- деятельностный блок
1.Организационный момент. Эмоциональный и психологический
II . Актуализация знаний.
III. Выявление места и причины затруднения
IV . Построение проекта выхода
из затруднения
V . Реализация построенного проекта
VI . Первичное закрепление во внешней речи
VII . Самостоятельная работа
с самопроверкой
VIII. Включение в систему знаний и повторение
IX . Рефлексия учебной деятельности.
Работа с высказыванием .
Распределение ролей.
- В течении всей жизни человек сталкивается с большим объёмом информации. Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия.
- Мы уже знаем почти все способы её получения. Давайте вспомним их .
1) С помощью какого органа ты видишь все, что тебя окружает (орган зрения - глаза)
2) - с помощью какого органа ты узнаешь о том, что залаяла собака, зазвенел будильник, пропел песню сосед по парте (орган слуха и равновесия - ухо)
3) Какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат цветка, духов (орган обоняния - нос)
4) С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от соленой (орган вкуса - язык).
- Какое общее название подойдет к ним? (Органы чувств)
1. Целеполагание.
- Какой орган чувств мы не назвали? ( орган осязания)
- Сформулируйте тему нашего урока и цель.
- Нам предстоит устранить этот пробел и познакомиться с удивительным органом – органом осязания. Человек обладает пятью чувствами. Это зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окна в мир.
Осязание — первое чувство, при помощи которого ребенок воспринимает внешний мир, и на протяжении всей жизни оно остается одним из основных способов взаимодействия с ним.
- Знакомство с органами чувств мы договорились изучать по плану.
Слайд №7 с планом
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНА
1. Название органа.
2. Значение органа.
3. Строение органа.
4. Профилактика заболеваний.
- Предложите способы достижения цели и реализации поставленных задач.
Работа с пунктом №1
- Давайте познакомимся с определением этого органа. Для этого заглянем в наши словарики в конце учебника.
РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.
Вашему вниманию я предлагаю ещё несколько вариантов определения значения этого слова. Ваша задача дополнить толкование, помещённое в учебнике важной на ваш взгляд информацией.
- Итак, подведём итоги по работе с пунктом №1 плана изучения органа чувств.
Осязание – способность организма воспринимать различные воздействия внешней среды посредством органов осязания и преобразовывать поступающие сигналы в соответствующий вид чувствительности: давления, прикосновения, температуры.
Проблемная ситуация.
- Как вы думаете, какой орган является главным органом осязания. Прочитайте ещё раз определение и выскажите свои предположения.
- Давайте проведём эксперимент.
-Я предлагаю вам исследовать предмет, описать его, но использовать ранее изученные органы чувств нельзя.( разные предметы)
- Какие ощущения можно испытать, если прикоснуться к предмету кожей?
Физкультминутка
- Я называю ощущения или признак предмета. Если вы можете почувствовать это кожей, то вы встаёте и хлопаете в ладоши, подняв руки над головой. Если нет, то садитесь.
- Работая в своих группах, вы должны расширить свои знания об органе осязания.
- Для этого нам надо познакомиться со строением органа осязания, что и будет объектом изучения экспертов первой лаборатории.
- Далее изучить какую роль играет осязание в жизни людей и благодаря чему организм постоянно получает информацию об окружающей среде и реагирует на её изменения. А также проведём некоторые опыты. Это будет объектом исследования второй лаборатории.
-наконец, выясним, к чему могут привести нарушения в работе этого органа, дадим рекомендации, как этого избежать.
-Источниками получения информации может быть учебник, дополнительные сведения, предоставленные научным руководителям, а так же вы можете воспользоваться помощью научных сотрудников в лице наших многоуважаемых гостей.
Работа с информацией в группах.
Я предлагаю вам начать ответ со следующих слов
«Если бы я не соприкасался с предметами, то…. И дальше предлагаете свой вариант ответа.
1. Подведение итогов работы лабораторий, роль каждого члена группы, оценивание обучающихся.
3. Домашнее задание
- Выберите то задание, которое для вас будет наиболее интересным:
Л : • действие смыслообразования, ориентирование в содержании прочитанного, умение самостоятельно делать выводы.
• формирование таких качеств личности как дружелюбие, осознание ответственности за себя и свои действия;
• развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий
Р: - Ц елеполагание как постановка учебной задачи, контроль, коррекция;
• прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением);
• умение работать по предложенному учителем плану,
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
К: - использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, корректно
формулировать свою точку зрения
П: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Предметные : •Обеспечение условий для формирования представлений связи органов чувств и здоровья человека. •Расширение знаний об органе осязания. • Организовать на уроке ситуацию, восстребующую от учащихся необходимости обсудить, почему кожа является главным органом осязания. •Обучение детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о строении главного органа осязания – кожи, тактильных рецепторах, профилактических мерах, предупреждающих болезни органов осязания. • Планируется, что к окончанию урока обучающиеся смогут подготовить выступление по заданной теме, используя опорные слова
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)
• Создать условия для формирования умений и навыков осознанного выборочного чтения.
• Способствовать развитию умения перечитывать и просматривать научный текст для того, чтобы обосновывать свои ответы на вопросы после прочтения материала.
• Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, развитию исследовательских умений .
• Создать условия для р азвития устной речи обучающихся в связи с необходимостью пересказа учебного материала
• Создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу.
№ слайда 1
№ слайда 2
Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная система чувствительна и к температуре, и к боли.
№ слайда 3
Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами. Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.
№ слайда 4
Орган осязания предупреждает нас и об опасности. Боль или чувство дискомфорта от одежды, обуви или жаркого дня предохраняют организм от травм, ожогов, аллергических заболеваний.
№ слайда 5
Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами, о которые можно порезаться или обжечься.
№ слайда 6
Знаете ли вы? Поскольку осязание дает нам так много знаний об окружающем мире, оно может заместить недостаток иных ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев. Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали великолепные произведения искусства. Так советская балерина Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством скульптора. Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в 18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником- резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1. Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно создал его бюст.
№ слайда 7
Спасибо за внимание!
№ слайда 8
Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
Смотрите телевизор на расстоянии не менее 3 метров
и не более 1 часа
Играйте в компьютерные игры
Умывайтесь ежедневно с мылом
Гуляйте часто на свежем воздухе.
Не трите глаза грязными руками.
Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
Берегите глаза от колющих и режущих предметов
ЖИВОТНЫЕ ВИДЯТ МИР
СОВСЕМ В ДРУГИХ ЦВЕТАХ
У ФИЛИНА ЖЁЛТЫЕ ГЛАЗА
ГЛАЗА МНОГИХ ЖИВОТНЫХ ОТЛИЧАЮТСЯ.
У РЫБ НЕТ ВЕК
У НАСЕКОМЫХ ГЛАЗА СОСТОЯТ ИЗ МНОЖЕСТВА МАЛЕНЬКИХ ГЛАЗКОВ- ФАСЕТОК. ПОЭТОМУ ОНИ ВИДЯТ СРАЗУ ВО МНОГИХ НАПРАВЛЕНИХ
СТЕБЕЛЬЧАТЫЕ ГЛАЗА РАКА РАСТУТ ВСЮ ЖИЗНЬ
У ПАУКОВ БЫВАЕТ 2, 4 ИЛИ 8 ГЛАЗ
СОБАКИ И КОШКИ
НЕ ВИДЯТ КРАСНЫЙ И ОРАНЖЕВЫЕ ЦВЕТА,
НО ХОРОШО РАЗЛИЧАЮТ ОТТЕНКИ СЕРОГО ЦВЕТА
УШИ - ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ.
ДАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ИНФОРМАЦИЮ О РАЗНООБРАЗНЫХ ЗВУКАХ.
ЧЕЛОВЕК СЛЫШИТ ДВУМЯ УШАМИ, ПОЭТОМУ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА
КАК УСТРОЕНО УХО?
ПОЛУКРУЖНЫЕ КАНАЛЫ
УШНАЯ РАКОВИНА
СЛУХОВОЙ НЕРВ
СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ
СЛУХОВОЙ ПРОХОД
БАРАБАННАЯ ПЕРЕПОНКА
В ПОЛУКРУЖНЫХ КАНАЛАХ НАХОДИТСЯ ЖИДКОСТЬ.
ПРИ ДВЕЖЕНИИ ЖИДКОСТЬ КОЛЕБЛЕТСЯ И ДАВИТ НА НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ.
КАК ЧЕЛОВЕК СОХРАНЯЕТ РАВНОВЕСИЕ?
ПОЛУКРУЖНЫЕ КАНАЛЫ
НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ СЛЫШАТ ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА.
У КУЗНЕЧИКА ОРГАН СЛУХА НАХОДИТСЯ НА ЕГО НОГАХ.
ЗМЕИ НЕ ИМЕЮТ УШЕЙ. ОНИ УЛАВЛИВАЮТ ТЕЛОМ КОЛЕБАНИЯ ЗЕМЛИ.
ЯЗЫК - ОРГАН ВКУСА.
ОН ДАЁТ ЧЕЛОВЕКУ ИНФОРМАЦИЮ О РАЗЛИЧНЫХ ВКУСАХ.
НЁБНЫЙ ЯЗЫЧОК
ЯЗЫК – ЭТО МЫШЦА, КОТОРАЯ МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ВКУС ЕДЫ.
На языке есть маленькие пупырышки, которые
называются вкусовыми сосочками.
Вкусовые сосочки
определяют, хороша ли еда для тебя.
УВЕЛИЧЕНЫЙ УЧАСТОК ЯЗЫКА
КАЖДАЯ ЧАСТЬ ЯЗЫКА РАСПОЗНАЁТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ВКУС
НОС - ОРГАН ОБОНЯНИЯ.
ОБОНЯНИЕ- ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ЗАПАХА. ОБОНЯНИЕ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ УЗНАВАТЬ, СЪЕДОБНА ЛИ ПИЩА, СВЕЖА ЛИ ВОДА И Т.Д.
НА СЛИЗИСТОЙ ПОВЕРХНОСТИ НОСА НАХОДИТСЯ УЧАСТОК , ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ К РАЗЛИЧНЫМ ЗАПАХАМ - ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ . ЕГО ПЛОЩАДЬ 1 СМ 2
ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
Неприятные, опасные запахи
ОСТРОТА ОБОНЯНИЯ ЗАВИСИТ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА. ОНА СНИЖАЕТСЯ ПРИ НАСМОРКЕ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.
В КИТАЕ ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЁН ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ НАСМОРКЕ
Дыхательная гимнастика
Подняться на носки - вдох носом,
опуститься – выдох ртом.
(Это упражнение использовали ещё в Древнем Китае.
Настрой такой: вдохнём все хорошее – радость, здоровье, хорошее настроение;
выдохнем все плохое – злость, зависть, гнев и т.д.)
ОТОЛАРИНГОЛОГ
ВРАЧ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ЛЕЧЕНИЕМ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ УХА И НОСА.
КОЖА - ОРГАН ОСЯЗАНИЕ.
ОСЯЗАНИЕ- РАСПОЗНАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПУТЁМ СОПРИКОСНОВЕНИЯ С НИМИ, НА ОЩУПЬ.
НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ НА КОЖЕ ПОМОГАЮТ НАМ ОЩУЩАТЬ ТЁПЛОЕ И ХОЛОДНОЕ, МЯГКОЕ И ТВЁРДОЕ, ПУШИСТОЕ И КОЛЮЧЕЕ, СУХОЕ И ВЛАЖНОЕ, ВОСПРИНИМАТЬ ЧУВСТВО БОЛИ.
БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕРВНЫХ ОКОНЧАНИЙ НАХОДИТСЯ В ПОДУШЕЧКАХ ПАЛЬЦЕВ РУК .
-75%
Читайте также: