Ракетостроение в ссср доклад

Обновлено: 30.06.2024

Добрый день, мой многоуважаемый читатель. Ваш почтенный слуга, как и миллионы мальчишек родившихся в советском союзе, мечтал стать космонавтом. Я им не стал, в связи со здоровьем и как это не прозвучит странно, ростом. Но далекий и неизвестный космос, влечет меня и по сей день.

В этой статье, я хочу вам поведать о таких интересных и поистине космических штуках, как ракета-носители и полезный груз который они доставляли в космическое пространство.

Плотное освоение космоса началось в середине третей пятилетки, после окончания второй мировой войны. Велись активные разработки во многих странах, но главные передовики естественно были СССР и США. Первенство в удачном запуске и вывода ракета-носителя с ПС-1 (простейший спутник) на околоземную орбиту, принадлежало СССР. До первого удачного запуска, было аж шесть поколений ракет и только седьмое поколение (Р-7) смогло развить первую космическую скорость в 8км/с чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту. Космические ракеты взяли свое начало из баллистических ракет дальнего радиуса, путем форсирования двигателя. Вначале я вам кое что поясню. Ракета и космический корабль, это разные вещи.


Сама ракета, это всего лишь средство доставки космического корабля в космос. Это первые 30 метров на рисунке. А космический корабль уже крепится на ракету в самом верху. Впрочем, космического корабля там может и не быть, там может располагаться все что угодно, начиная от спутника, заканчивая ядерной боеголовкой. Что и служило большим стимулом и страхом для держав. Первый удачный запуск и вывод спутника на орбиту, значил для страны многое. Но главное из всего прочего, военное преимущество.

Сами ракета-носители, до первого удачного запуска имеют только буквенно-цифровое обозначение. И только после фиксирования удачного вывода полезного груза на заданную высоту, получают название.



Вот самый первый искусственный спутник ПС-1 проходит заключительную проверку всех систем.



ПС-1 в космосе. (картинка не является оригинальной съемкой)

В США и без этого была ядерная истерия. В детских садах, школах, фабриках и заводах, начались бесконечные учения на случай ядерного удара. Это был первый случай, когда американцам нечем было противостоять СССР. Межконтинентальные баллистические ракеты могут долететь до СССР за 11 минут. Прилететь из космоса ядерный заряд может намного быстрее. Конечно, все это слишком сложно, чтобы действительно так считать. Но у страха глаза велики.






Кстати, вот еще что добавьте в копилку эрудита: Как вы думаете, сколько времени ракета летит в космос? Час, два? Может быть пол часа?
Чтобы достичь высоты в 118 км, ракете требуется примерно 500 секунд, что меньше 10 минут. Высота в 118 км(100км) это так называемая линия Кармана, где аэронавтика становится полностью невозможной. Принято полагать, что полет считается космическим, если линия Кармана была преодолена.



Ракета правда американская, но этот рисунок очень удачно отображает атмосферу земли и точки переходов.



Два металлических пентагона с символикой СССР, отправленных вместе с АМС-2 на луну.

(После этой удачи, американцы начали строить павильон, где решили снимать фильм о высадке на луну. Шутка.) 4 октября, этого же года, была запущена аналогичная ракета с АМС Луна-3, которая впервые за всю историю человечества, смогла сфотографировать обратную сторону Луны. Заставив рядовых американцев плакать, забившись в угол. Так как, к сожалению, луна с другой стороны абсолютно такая же и на ней нет лунопарков и лунных городов.



Обратная сторона луны. 1959 год.



Лайка. Она была первым живым существом, побывавшим в космосе, но без шанса вернуться обратно.



Спутник-4



1. Фотоаппаратура; 2. Спускаемый аппарат; 3. Баллоны системы ориентации; 4. Приборный отсек;
5. Антенны телеметрических систем; 6. Тормозная двигательная установка; 7. Датчик ориентации по Солнцу;
8. Построитель вертикали; 9. Антенна программной радиолинии; 10. Антенна системы радиоразведки

После этого случая, каждые два месяца, были запуски на ракета-носителях Восток, каких либо представителей фауны земли. В июле запустили собак Чайку и Лисичку, но к сожалению, На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась. Собаки Чайка и Лисичка погибли.



Первые собаки полетевшие в космос на возвращаемом космическом корабле(спускаемый аппарат).
Вернуться им было, к сожалению, не суждено.

А в августе 60го, осуществили успешный полет две наши гордости, Белочка и Стрелочка! Но следующую информацию, запиши в свою копилочку: Вместе с Белкой и Стрелкой, на борту было 40 мышей и 2 крысы. Они провели в космосе 1 день и 9 часов. Вскоре после приземления у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди.




Белка и Стрелка, первые собаки, вернувшиеся из космоса.

В декабре этого же года, был запуск Спутника-6. Экипажем корабля были собаки Мушка и Пчёлка, две морские свинки, две белые лабораторные крысы, 14 чёрных мышей линии С57, семь мышей гибридов от мышей СБА и С57 и пять белых беспородных мышей. Серия биологических экспериментов, включавших проведение исследований по возможности полётов нагеофизических и космических ракетах живых существ, наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях таких полётов, а также, изучение сложных явлений в околоземном пространстве.
Учёными были проведены исследования воздействия на животных большинства факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей различной интенсивности, воздействия космического излучения, гипокинезии и гиподинамии. Полёт продолжался чуть более суток. На 17 витке из-за отказа системы управления тормозным двигателем, спуск начался в нерасчетном районе.[1] Было принято решение уничтожить аппарат путём подрыва заряда, с целью исключить незапланированное падение на чужую территорию. Все живые существа, находившиеся на борту, погибли. Несмотря на то, что аппарат был уничтожен, цели миссии были выполнены, собранные научные данные переданы на Землю при помощи телеметрии и телевидения.



Собаки Мушка и Пчёлка перед полетом в космос.

После этого случая, было еще два удачных и одного не очень, запуска ракет Восток. Американцы негодовали и с каждым днем становились все смурнее и смурней и всячески перехватывали зашифрованные сигналы и пытались их расшифровать, но терпели фэйлы.

12 апреля, 1961 года, СССР преподнес свой завершающий удар и отправил Юру в космос на этом же ракета-носителе, в космическом корабле Восток-1, который выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут. Чтобы понимать, что такое космический корабль Восток-1, приведу его габаритные характеристики:

• Масса аппарата — 4,725 т;
• Диаметр герметичного корпуса — 2,2 м;
• Длина (без антенн) — 4,4 м;
• Максимальный диаметр — 2,43 м

(Как уже писал выше, я не космонавт, просто была возможность посидеть в аналогичном аппарате на земле.) Это очень неудобный летательный аппарат я вам скажу. С моим ростом в 190см, было крайне неудобно сидеть в кресле ковше, да еще и в скафандре. По этому Гагарин и был отобран по росту, весу и здоровью. (170/70/отличное) Но даже Гагарин скорее всего чувствовал себя дискомфортно в такой крохотной капсуле.

Хочу отметить, что первый полет человека был полностью автоматическим, но Юра мог в любой момент переключить корабль на ручное управление. Для этого, надо было ввести специальный защитный код, для отключения автоматики, который был в запечатанном конверте, который был в яйце, яйцо в утке, утка….короче перед полетом, Королев шепнул Юрке этот код, все-таки мало ли? А делалось все ради того, что никто не знал, как поведет себя нервная система человека в космосе и не сойдет ли он с ума. По этому код для ручного управления поместили в конверт, который сумел бы открыть только вменяемый человек.



Наша всеобщая гордость!

Хочу вам рассказать некоторые интересные подробности о первом полете человека.



Старт ракет всегда приходится на неровное время.



В 9-57 Гагарин махал рукой лично президенту Америки, пролетая над оной.



Автобус везущий космонавтов к ракете, голубого цвета.



Тот самый автобус.



Гагарин мог в любой момент отказаться от полета, и его заменил бы Титов, которого в свою очередь мог заменить Нелюбов.

Карандаши в космосе лучше привязывать. Кстати, из-за невесомости, обычные авторучки в космосе не пишут.

При спуске космического аппарата, из-за проблем в тормозно-двигательной установке корабль начал вращаться в течении 10 минут с амплитудой полного оборота в 1 секунду. Гагарин, не стал пугать Королева и обтекаемо сообщил о нештатной ситуации, что говорит о его стальных нервах. Все спускаемые аппараты типа Восток, садятся по баллистической траектории, что приводит к перегрузкам до 10 джи. К тому же, корабль сильно нагревается и дико потрескивает в нижних слоях атмосферы, что может очень сильно давить на психику. Когда корабль достигает отметки в 7 км над землей, происходит катапультирование космонавта, который спускается отдельно от спускаемого аппарата на собственных парашютах. Что такое катапультирование на корабле Восток? Когда спускаемый аппарат выпускает парашют и скорость с 900 км/ч постепенно падает до 72км/ч, под сидением космонавта срабатывает пиротехнический заряд и кресло вместе с космонавтом со свистом вылетает в свободное падение. Потом космонавт должен успеть отсоединиться от кресла и уже самостоятельно спуститься на парашюте на землю. И это при диких перегрузках, постоянным страхом и недоверием к автоматике. У Гагарина после катапультирования не сработал клапан подачи кислорода и он начал задыхаться. Спустя некоторое время, клапан открылся и Юра глубоко вздохнул. Когда парашют раскрылся, его стало сносить прямиком в Волгу. Напомню, что вода в апреле немного холодная и он снова оказался на волосок от гибели, и спасло его умение маневрировать с помощью строп. Думаю, не передать словами, что он успел за этот час с небольшим натерпеться. Оно того стоило. Юрий Алексеевич Гагарин, самый знаменитый (современник) человек на земле, из когда либо живших.



При спуске, капсула начинает гореть в нижних слоях атмосферы.



Парашют раскрывается на скорости 900км/ч



Приземляется капсула со скоростью 7м/с



Вот так обгорает спускаемый аппарат.



Предстартовая проверка всех систем.



Королев не скрывая волнения общается с Гагариным во время полета.


Самый знаменитый человек на планете!

На обложке журнала Тайм.



На обложке журнала Лайф.



Но сам он был очень скромным.

На этом я закончу первую часть об освоении космоса СССР. Если вам интересно продолжение я с удовольствием буду писать. В последствии я расскажу и о других странах, в том числе и о США, которые тоже очень много сделали в этой сфере деятельности.

Первая советская жидкостная ракета стартовала 17 августа 1933 года, вторая – 25 ноября. В Нахабине, где проходил старт первых советских жидкостных ракет, поставили обелиск. В 1935-1936 годах в СССР были запущены неуправляемые и управляемые крылатые ракеты. Жидкостная крылатая ракета стартовала 29 января 1939 года. СССР созданием замечательных ракет обязан не немецким разработкам, а работам советских учёных, конструкторов и инженеров. 13 мая 1946 года И. В. Сталин подписал постановление №1017-419сс, которым определялись основные направления работ в нашей стране по вопросам создания ракетной техники. Через несколько лет после смерти Сталина в СССР была запущена МБР и первый в мире искусственный спутник земли.

Для обеспечения безопасности народов Советского Союза нужны были новые ракеты: и для вооружения самолётов, и для зенитных комплексов, и межконтинентальные. Первые два типа ракет мы имели и серийно производили во время Великой Отечественной войны. Межконтинентальные баллистические ракеты в то время не производила ни одна страна в мире.

Думаю, что СССР не сделал такую ракету, потому что она на наших фронтах, с учётом затрат, необходимых для её производства, была нам не нужна, как и немцам, которые её на Восточном фронте не применяли.

Появление ракет также связывают с именем К. Э. Циолковского. В настоящее время его стали называть гениальным учёным. Но, на мой взгляд, Циолковский – это, прежде всего, мечтатель, пропагандист, идеолог и его клад в науку ограничивался общими идеями.

И только факты скажут нам правду о том, почему Россия стала ведущей ракетной державой мира. М. Ю. Ларин и С. В. Шалункина пишут: «В 1921 году в Москве была создана Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) – первая советская научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация по разработке ракетных двигателей и ракет. Основателем лаборатории стал инженер-химик Николай Иванович Тихомиров, который был основоположником разработки ракетных снарядов на бездымном порохе.

В 1930-1931 годах в Газодинамической лаборатории производились первые жидкостные ракетные двигатели – Опытный ракетный мотор -1 (ОРМ-1) и опытный ракетный мотор-2 (ОРМ-2). В лаборатории постоянно проводились работы над ракетами. В частности, над ракетой РЛА-100 с расчётной высотой вертикального подъёма до 100 км. Количество специалистов, работавших над ракетами, постоянно увеличивалось. Осенью 1931 года при Осоавиахиме были открыты Московская и Ленинградская группы изучения реактивного движения (ГИРД). Ф. А. Цандер являлся первым руководителем МосГИРД. В 1932 году руководителем стал С. П. Королёв.

В этом же году из ГИРДа был создан РНИИ под руководством одного из основоположников ракетной техники И. Т. Клейменова. Его заместителем стал С. П. Королёв. В 1935-1936 годах в СССР были запущены неуправляемые и управляемые крылатые ракеты. Жидкостная крылатая ракета стартовала 29 января 1939 года.

В 1937 году впервые были испытаны авиационные ракетные снаряды калибром 82 мм – РС-82, которые разработали сотрудники РНИИ. Этими ракетными снарядами во время войны советские штурмовики Ил-2 громили немецкие танки, артиллерию и пехоту.

Правительство СССР не выделило средств для изготовления ракеты ВР-190, потому что разрабатывалась новая программа конструирования и производства тяжёлых ракет. Нужен был не прыжок в стратосферу, а нечто намного большее. В дальнейшем Тихонравов и Чернышев работали над ракетами совместно с С. П. Королёвым.

13 мая 1946 года И. В. Сталин подписал постановление №1017-419сс, которым определялись основные направления работ в нашей стране по вопросам создания ракетной техники.

Курировать работы со стороны членов правительства поручалось Л. П. Берия и надо отметить, что он с большим трудолюбием и умением выполнял возложенные обязанности. И. В. Сталин постоянно держал под контролем выполнение указанных работ.

Нам нужна была ракета, как для вооружения страны средством доставки заряда в любую точку земного шара, так и для запуска искусственных спутников земли и совершения межпланетных путешествий. То есть нужна была ракета, которая в состоянии развивать первую – 7,9 км/сек, вторую – 11,2 км/сек и третью – 16,7 км/сек космические скорости.

Коллектив С. П. Королёва, как видно из предыдущего текста, начинал работать не на пустом месте и до него учёными, в том числе группой М. К. Тихонравова были решены тысячи вопросов, связанных с ракетостроением. Но, тем не менее, коллективу С. П. Королёва пришлось решать ещё десятки тысяч новых, никем до него не решённых вопросов проектирования и изготовления новой ракеты, начиная от сплавов, способных выдержать температуру в 3500 градусов Цельсия до гироскопических приборов и электронно-вычислительных машин, обеспечивающих управление ракетой и её агрегатами.

Первый запуск межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования был осуществлён в СССР в августе 1957 года с космодрома Плесецк. Пройдя несколько тысяч километров, ракета попала в точно заданный район. Ракеты с жидкостными реактивными двигателями, запускаемые в СССР с научно-исследовательскими целями с 1933 года уже весной 1957 года отличались невиданной в мире грузоподъёмностью. Одна ракета несла аппаратуру весом 2200 кг и поднималась на высоту 212 км.

В 1947 году после указанного выше постановления коллектив С. П. Королёва насчитывал уже 310 сотрудников. Разработку модели новой ракеты Р-7 повышенной мощности начали ещё в 1953 году.

Четыре боковых блоков двигателей делали ракету уникальной и придавали отличный от других ракет вид - солидный вид устремлённого в космос корабля с широким коническим основанием, переходящим в цилиндр и заканчивающимся остриём конуса, смотрящим в небо.

Несмотря на первые неудачи, в целом испытания ракеты прошли успешно. СССР навсегда стал обладателем самой мощной и надёжной ракеты в мире. С такой ракетой можно было: и поражать оружием территорию США, и перевозить тяжёлые грузы, и запускать искусственные спутники земли, и бороздить космические пространства.

Что началась эксплуатация ракеты Р-7 в 1950-х годах и продолжается до настоящего времени, правда, в более совершенных вариантах. Супернадёжность Р-7 была за годы её существования неоднократно доказана, а сравнительно невысокие затраты производства позволяют говорить о её долговременном применении… Атомный боезаряд для МБРР-7 был создан в КБ-11 (Азамас-16) под руководством С. Г. Корчагина. Изготовление первых ракет велось на Опытном заводе № 88 в селе Подлипки (ныне город Королёв Московской области). Серийное производство ракет развернулось в 1958 году на Куйбышевском авиазаводе №1, производство маршевых двигателей первой и второй ступеней осуществлялось тоже в Куйбышеве (ныне Самара) на моторостроительном заводе №24.

С созданием ракеты Р-7 США уже не могли проводить мировую политику вседозволенности, пользуясь трудной досягаемостью своей территории для СССР. С появлением ракеты Р-7, оснащённой ядерным оружием, с учётом отсутствия в то время технических средств, способных сбить ракету, отдалённость территории США перестала стимулировать пиратское поведение Америки по отношению к другим странам. Ей пришлось поубавить степень своей наглости и начать считаться с интересами других стран планеты. Америка перестала быть неуязвимой и впервые начала беспокоиться о возможности нападения на неё другой страны.

В тоже время необходимо отметить, что ракету Р-7 всё-таки надо отнести к ракетам для мирных, а не военных целей. И то, что у СССР получилась именно ракета для мирных целей не случайно, а исходит из самой сущности, самого предназначения нашей страны. Ракету необходимо отнести к мирной по следующим причинам: во- первых, запуск не из подземных шахт, а с открытых площадок, а поэтому легко обнаруживаемых и достаточно уязвимых для противника, во-вторых, длительное время подготовки к запуску, в-третьих, после заправки срок готовности к пуску составлял не более 30 дней.

Однако это не значит, что СССР проигрывал Западу в баллистических ракетах чисто военного предназначения. В этой области СССР до последнего дня своего существования значительно опережал США. И после гибели СССР, не смотря на почти полный доступ США к нашим разработкам в области ракетостроения и к технологиям производства ракет, США двадцать лет не могли достигнуть в области проектирования и изготовления ракет уровня СССР.

Идея создания искусственного спутника земли возникла у С. П. Королёва до создания ракеты Р-7 и фактически работы по созданию ракеты и спутника велись параллельно, то есть почти одновременно.

Научное руководство, обеспечение всей необходимой аппаратурой возлагалось на Академию наук СССР. Само создание спутника было поручено Министерству оборонной промышленности (исполнителем было назначено ОКБ-1 Королёва).

Разработкой систем управления, радиотехнической аппаратуры занялось Министерство радиотехнической промышленности. Создание гироскопических приборов было поручено Министерству судостроительной промышленности.

Комплексы наземного и подъёмно-транспортного оборудования разрабатывались в Министерстве машиностроения. За благополучный запуск и полёт спутника отвечало Министерство обороны.

Таким образом, все ведущие отрасли народного хозяйства, которые представляли эти министерства, все промышленные предприятия были привлечены к работе над первым спутником Земли.

20 мая 1954 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке, изготовлении и экспериментальных испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (8К71), - указывают М. Ю. Ларин и С. В. Шалункина.

Из содержания постановлений видно, что создание ракеты и спутника было возможным благодаря высокому техническому и научному уровню институтов, ОКБ и предприятий СССР. В то время этот уровень превышал уровень любой страны мира, даже уровень США.

Спутник со всем снаряжением весил 83,6 кг, представлял собой сферу из алюминиевого сплава диаметром 580 мм. Поверхность его была настолько отполирована, что он сиял, как ёлочная игрушка. Спутник имел автономное бортовое электропитание, четыре антенны разной длины, радиопередатчик, солнечные батареи и вентилятор для охлаждения аппаратуры. Внешне он был красив – блестящий шар с антеннами, отклоняющимися от шара на 35 градусов.

Летом 1957 года были проведены испытания ракеты с отделением блоков и спутника от центральной части ракеты. А через два дня на полигоне Тюра-Там космодрома Байконур состоялось важное заседание по запуску спутника, на котором все службы подтвердили свою готовность к этому важному событию. 22 сентября на полигон были доставлены ракета типа Р-7 и спутник (изделие М1-ПС). Их поместили в монтажно-испытательный корпус для подготовки к полёту… На стартовой площадке ракета была поднята специальным мощным устройством в вертикальное положение, затем произведена заправка стартующей ракеты топливом. Очевидцы говорили, что ракета была изумительно красива, возвышаясь всей громадой над полигоном и сверкая под лучами восходящего солнца от покрывшего её инея. После заправки топливом она весила 267 тонн.

За полётом спутника затаив дыхание следил весь мир. В людях крепла надежда на лучшую жизнь, потому что они видели, что народы, живущие при русском коммунизме без неприкасаемых миллиардеров и миллионеров, совершают подвиги и великие достижения. Сознание обездоленных, что есть на земле другой мир, кроме того, в котором они живут давало им силы, мечта, могущая стать реальностью согревала их души и наполняла сердца верой в возможность счастливой, достойной жизни. И они с восторгом слушали сигналы спутника и искали в небе летящую звёздочку.

Вскоре запустили ещё два спутника. Вес третьего спутника был равен 1 327 кг, а высота полёта равнялась 1 880 км от поверхности Земли.

Конечно наш триумф был позором для Америки, которая не ограниченная денежными средствами покупала себе учёных во всём мире и, главное, не испытывала наших трудностей, связанных с огромными разрушениями промышленности, жилья и потерей миллионов советских людей в результате европейской агрессии.

В ракетостроении, как и в самолётостроении во всей полноте проявился русский национальный научный гений, инженерный талант и рабочая смекалка, а также преимущества народного социалистического общественного строя. А ведь нашими учёными, инженерами и руководителями в те времена были в основном дети русских крестьян. Этим они всему миру показали, что богатые не самые умные.

То, что крестьянские дети при социализме показали, что они интеллектуально выше представителей многих правящих сословий и классов вызывает ненависть к ним со стороны сегодняшних миллиардеров и потомственной интеллигенции, как в России, так и на Западе. Но как бы они не бесились факты остаются фактами и утверждают, что крестьянские дети создали космические корабли, способные летать во вселенной и средства доставки оружия, способного сокрушить любую самую мощную и богатую державу мира.

И как бы ни хотелось признавать, но придётся признать всем живущим в России, что те, кто сегодня проклинают Сталина и те, кто сегодня защищают Сталина – все благодаря Сталину живут на свете, потому что он всех нас защитил и обеспечил нашу безопасность, то есть сохранил нас, так как именно в послевоенное время при И. В. Сталине было создано всё необходимое для конструирования и производства межконтинентальных баллистических ракет.

Определяющим фактором в осуществлении полетов в космическом пространстве является уровень развития ракетных двигателей. Скорость, приобретаемая ракетой, в первую очередь зависит от энергетических характеристик ее двигателей. Первая советская научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория по разработке ракетных двигателей и ракет основана в 1921 г. по предложению Н. И. Тихомирова. Впоследствии она стала называться газодинамической лабораторией (ГДЛ).

В мае 1929 г. в ГДЛ впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Руководителем разработок ЖРД был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.

Н. И. Тихомиров первая советская лаборотория

В. П. Глушко разработка ЖРД

С. П. Королев ГИРД председатель

Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ГИРД объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветчинкин, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев и др.

Работой ГИРД руководил технический совет под председательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.

Первой экспериментальной советской ракетой с ЖРД была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. Хотя в полете нарушилось крепление двигателя и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в овладении ракетной техникой.

Осенью 1933 г. на базе ГДЛ и ГИРД было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части — С. П. Королев.

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Организаторские способности и талант ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих институтов и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике в СССР.

РНИИ-212 с двигателем ОРМ-65 ракета

Экспериментальная ракета РНИИ-212 с двигателем ОРМ-65

1 — пороховой ускоритель; 2 — направляющие рельсы

Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.

Это был первый в СССР полет человека на летательном аппарате с ЖРД.

Таким образом, в предвоенные годы в стенах РНИИ на уровне экспериментальных образцов были разработаны различные образцы жидкостных ракетных двигателей и ракетного вооружения, но в условиях надвигающейся войны эти работы, требующие огромной затраты сил и средств, были приостановлены.

По инициативе ряда капиталистических государств после войны начинается разработка и оснащение армий новым оружием — боевыми ракетами дальнего радиуса действия. Советский Союз, вынесший на своих плечах основное бремя самой страшной и разрушительной в истории человечества войны, потерявший 20 миллионов жизней, вынужденный восстанавливать разрушенное войной хозяйство, не мог в то же время пренебрегать своей обороноспособностью.

Создать невиданную доселе технику предстояло своими силами, и вот 9 августа 1946 г. С. П. Королева назначают главным конструктором особого конструкторского бюро, где должны создаваться мощные баллистические ракеты.

Одновременно к созданию новых ракетных двигателей, систем управления и наземных комплексов были привлечены крупные конструкторские коллективы и заводы. Координацией всех работ руководил Совет главных конструкторов.

Под руководством С. П. Королева была создана баллистическая ракета дальнего действия (БРДД) на жидком топливе. А вскоре был разработан вариант ракеты Р-1, специально предназначенный для запуска по вертикальной траектории (В-1А). Стартовая масса ракеты около 14 т.

1 — горючее; 2 — окислитель; 3 — ракетный двигатель РД-101

Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2, во всех отношениях превосходящие ракету Р-1. Они и послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.

Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту более 200 км и успешно возвращен на Землю.

С 1958 г. начинается третий этап систематических исследований верхней атмосферы до высот более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

PD-107 и PD-108 ракетные двигатели

Стартовая масса, т — 267

Масса полезного груза, т — 1,327

Масса топлива, т — 245

Тяга двигателя, кН

I ступени (на Земле) — 3904

II ступени (в пустоте) — 912

Полная длина, мм — 29167

Максимальная скорость, м/с — 8 000

1 — головной блок; 2 — центральный блок; 3 — боковой блок; 4 — бак окислителя; 5 — бак горючего; 6 — бак пероксида водорода; 7 — бак жидкого азота; 8 — основная камера жидкостно-реактивного двигателя; 9 — рулевая камера жидкостно-реактивного двигателя; 10 — воздушный руль; 11 — ферма крепления двигателя; 12 — агрегаты двигателя; 13 — первый искусственный спутник ПС-1.

Первый искусственный спутник Земли представлял собой шар из алюминиевого сплава диаметром 58 см и массой 83,6 кг.


ТАСС-ДОСЬЕ. 4 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня запуска первого в мире искусственного спутника Земли. С этого космического аппарата, созданного Советским Союзом, началось освоение космического пространства человечеством.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории советской ракетно-космической программы.

Циолковский и первые ракеты в СССР

Первым идею полетов в космос высказал основоположник практической космонавтики, русский ученый Константин Циолковский (1857-1935).

Космические пророчества Циолковского Спутники, орбитальные станции, выход в открытый космос и другие идеи ученого, опередившие свое время

Космические пророчества Циолковского

В своем труде "Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения" (1895) он писал: "Еще с юных лет я нашел путь к космическим полетам. Это - центробежная сила и быстрое движение". Впоследствии в своих работах он подробно описал теорию полета и конструкцию ракет, предложенных им для исследования атмосферы.

Идеи Циолковского начали воплощаться в 1933 году, когда инженеры московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Королева провели испытания экспериментальной ракеты на гибридном топливе ГИРД-09 (конструкции Михаила Тихонравова). Она поднялась на высоту 400 м, всего находилась в полете 18 секунд. В 1938 году работы по ракетам на жидком топливе в СССР были прерваны в связи с арестом Королева. К созданию баллистических ракет он вернулся только в 1945 году.

Становление ракетно-космической промышленности

После окончания Великой Отечественной войны среди советских трофеев оказались комплектующие немецких баллистических ракет "Фау-2" (V-2, сокращение от Vergeltungswaffe-2 - "Оружие возмездия - 2"), а также их завод по производству близ города Нордхаузен. Первоначально завод был занят американскими военными, которые вывезли оттуда все собранные ракеты, но затем был передан в Советскую зону оккупации Германии в обмен на Западный Берлин.

Кроме того, в плену у советских войск оказались около ста немецких ученых-ракетчиков. При этом основной разработчик "Фау-2" Вернер фон Браун сдался в плен американцам, захватив с собой всю документацию. Уже летом 1945 года специальная группа, руководить которой назначили освобожденного из заключения незадолго до этого Королева, приступила к изучению немецких ракет.

13 мая 1946 года вышло секретное постановление Совета министров СССР №1017-419сс "Вопросы реактивного вооружения". Документ предусматривал создание при Совмине СССР специального комитета по реактивной технике во главе с заместителем председателя Совета министров Георгием Маленковым, а также научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ) и полигонов по этой тематике.

Человечество отмечает 60 лет с начала космической эры

В их число входило специальное конструкторского бюро НИИ-88, при котором в августе того же года был образован отдел №3 для разработки баллистических ракет дальнего действия под руководством Королева. В апреле 1950 года отдел был преобразован в особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1) НИИ-88. В августе 1956 года ОКБ-1 вместе с опытным заводом №88 было выделено из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией (впоследствии - ЦКБЭМ, НПО "Энергия", ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева).

Специалистами ОКБ-1 на основе узлов и агрегатов немецкой "Фау-2" была собрана баллистическая ракета и 18 октября 1947 года произведен ее запуск. Копия "Фау-2" пролетела 247 км, поднявшись на высоту 86 км.

Конструкторским бюро Королева из отечественных материалов на базе немецкой ракеты была разработана ракета Р-1. С 1950 года, изучив все недостатки немецкой конструкции, коллектив Королева, с участием таких ученых, как Валентин Глушко, Николай Пилюгин и др., занялся ее коренной переработкой. В 1949 году начались испытания Р-2, чья дальность увеличилась с 300 до 600 км. В 1955 году впервые стартовала советская стратегическая баллистическая ракета Р-5М (8К51), а в 1957 году - межконтинентальная Р-7 (8К71).

Несмотря на то, что первоначально у американцев было преимущество в виде команды фон Брауна, и их ракетная программа до середины 1950-х годов опережала советскую, руководство США совершило ряд просчетов. Так, баллистическая ракета Jupiter-C, сравнимая по классу с "семеркой", была запущена почти на год раньше, в сентябре 1956 года, однако президент Дуайт Эйзенхауэр запретил использовать ее для запуска спутника.

Специально разработанная для космических полетов облеченная ракета Vanguard оказалась крайне ненадежной. В результате американцам пришлось возобновлять программу по космическому запуску с помощью ракеты Jupiter-C, четырехступенчатая модификация которой под названием Juno 1 смогла вывести на орбиту спутник Explorer 1 лишь 1 февраля 1958 года.

Начало космической эры

4 октября 1957 года с помощью переоборудованной МБР Р-7 (получила индекс 8К71ПС) в космос был выведен первый искусственный спутник Земли. Запуск был осуществлен с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР (ныне - космодром Байконур).

Спутник один. История первого космического устройства О том, как простой советский спутник в одиночку положил начало эпохе космических исследований

Читайте также: