Доклад на тему народная мудрость о трудовом воспитании

Обновлено: 02.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Факультет ППД КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЭТНОПЕДАГОГИКИ И ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ ВЫПОЛНЕЛА: студентка Кубрак Ирина Владимировна

ПРОВЕРИЛА: Пушилова Ольга Викторовна Красноярск 2010 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят не выполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.

Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и посредством народных поговорок и пословиц. ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Трудолюбие - склонность, любовь к труду; черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда

В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Для развития трудолюбия большое значение имеют такие качества, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость и деловитость.

Трудолюбие, старательность, добросовестность - отличительные черты положительных героев народных сказок, и

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

hello_html_m1104f5c1.jpg

МБДОУ МО г. Краснодар

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают - леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

· Человек рожден для труда.

· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Что потрудился, то и поел.

· Воля и труд дивные всходы дают.

· Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

· Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

· Труд человека кормит, а лень портит.

· Наше счастье в общем труде.

· Кто трудиться, тот и пользуется.

· Без труда нет добра.

· Без труда меду не едят.

· Трудовая денежка - мозольная.

· Труд кормит и одевает.

· Не замочив рук, не умоешься.

· Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

· Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.

· Встанешь пораньше - шагнешь подальше.

· Без хорошего труда нет плода.

· Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

· Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

· Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

· Зажиточно жить - надо труд любить.

· Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

· Дитя любит ласку, а станок - смазку.

· Не следи за гудком, а следи за станком.

· Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

· Труда много, а добычи мало.

· Трудовая денежка до веку живет.

· Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.

· В труде победить - мир укрепить.

· В труде рождаются герои.

· Где труд, там и счастье.

· Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.

· От бессонницы трудом лечатся.

· Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

· Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

· Тот ничего не боится, кто честно трудится.

· Труда не терпев, и чести не будет.

· Чести без труда не сыскать.

· Без труда в саду нет плода.

· Без труда и отдых несладок.

· Без труда и палку не выстругаешь.

· Без труда не проживешь.

· Без трудностей труд немыслим.

· Без успеха в учебе нет успеха в труде.

· Без учебы и труда не придет на стол еда.

· Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

· Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.

· Благо жизни - в труде.

· Бог труды любит.

· Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

· Будешь упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

· Быт здоровый - труд толковый; быт плохой - и труд такой.

· В народе тот не забудется, кто честно трудится.

· В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет.

· В труде - наше счастье.

· Вдохновение приходит во время труда.

· Век живи - век трудись, а трудясь, век учись.

· Всякая борозда труд любит.

· Всякий труд достоин награды.

· Всякий труд ценен, да не всякий полезен.

· Где охота и труд, там поля цветут.

· Где труд, там и правда.

· Даровое - на ветер, трудовое - в сок да в корень.

· Для добра трудиться - есть чем похвалиться.

· Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье.

· Если труд - удовольствие, то жизнь - наслаждение.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· За труд не бьют, а награды дают.

· За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.

· За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.

· Землю солнце красит, а человека - труд.

· Знание и труд новый быт дают.

· Какие труды, такие и плоды.

· Каков трудовой счет, таков и почет.

· Кто живет своим трудом, тем работа - второй дом.

· Кто любит труд, того люди чтут.

· Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

· Кто труд любит, долго спать не будет.

· Кто труда не боится, того и лень сторонится.

· Кто труда не видит, тот покоя не знает.

· Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.

· Любовь и труд счастье дают.

· Любовь к труду у людей на виду.

· Не богатству почет, а труду.

· Не ленись, а трудись, на чужое не льстись.

· Не пожалеешь трудов - снимешь с гектара двести пудов.

· От трудов праведных не нажить палат каменных.

· От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

· Старание и труд свое возьмут.

· Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

· Трудовая копейка впрок идет.

· Трудолюбив как муравей.

· Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.

· У нас самый счастливый - человек трудолюбивый.

· Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.

· Трудовая денежка всегда крепка.

· Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет.

· Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная - ребром торчит.

· Трудовая копейка велика.

· Здоров в еде, да хил в труде.

· Без труда жить - только небо коптить.

· Где успехи трудовые, там и горы зерновые.

· Земля труд любит.

· Кто первый в труде, тому слава везде.

Пословицы о труде

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Уменье и труд – всё перетрут!

Пашню пашут – руками не машут.

Летом – дрова, зимой – трава.

Доброе начало полдела откачало.

Чтоб в почёте быть – надо труд свой любить.

Много спать – дела не знать.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Есть терпенье – будет и уменье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не натопишь – не погреешься.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Легко добыто – легко и прожито.

Труд – дело чести. Будь в труде на первом месте.

Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

Работай боле – тебя и помнить будут доле.

Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Ученье – путь к уменью.

Посеяно – с лукошко, так и выросло немножко.

О добре трудиться – есть чем похвалиться.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Осталось дело до завтра – считай, что застряло.

Ягнёнка хвалят весной, а курицу – осенью.

Послал бог работу, да отнял чёрт охоту.

Пока ленивый разомнётся, усердный – с работы вернётся.

От беспорядка всякое дело – шатко.

Горько добудешь, да сладко съешь.

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Поговорки о труде

Дело мастера боится.

Уменье скалу разрушает.

Лень без соли щи хлебает.

Неумелой швее и иголка с ниткой мешают.

Желанная работа светлее солнца.

Кто сделал замок, тот сделает и ключ.

Без отдыха и конь не скачет.

Бессмысленно выпускать стрелу без цели.

Летний день год кормит.

Из кожи вон лезет.

На ловца и зверь бежит.

Не по зубам мне эти орешки.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сонливая кошка мышей не ловит.

Словами туда-сюда, а делом – никуда.

Всякому делу – своё время.

Языком кружева плетёт.

С разговоров сыт не будешь.

Песней поле не вспашешь.

Рот – нараспашку, язык – на плечо.

За делами дня не видно.

Поля словами не засевают.

Волка ноги кормят.

Заря золотом осыпает.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит.

Не печь кормит, а поле.

Цыплят по осени считают.

Не боги горшки обжигают.

Муравей не велик, а горы копает.

Пословицы, поговорки и стихи о труде, хранят в себе некие моральные стандарты, и противоречия в работе с детьми, они просто необходимы. Эти народно-традиционные жанры прививают у детей положительное отношение к труду.

В работе с детьми эти виды творчества хорошо усваиваются. Они способствуют развитию логики и абстрактного мышления. Дети расширяют свой кругозор, начинают смотреть на многие вещи по-другому, формируют литературные и художественные навыки в собственной речи.

Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд, делает из простого человека - героя, он становится нужным людям. Это заряжает детей энтузиазмом труда; побуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно или хорошо трудится.

Ребенку прививаются полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы, стихи и поговорки о труде для детей прославляют труд и высмеивают леность. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.

Все это имеет большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особой форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности, Знакомит детей с морально-этическими нормами, формирует навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными и уважать чужой труд людей.


В данной статье раскрывается потенциал русских народных пословиц и поговорок о труде, обосновывается важность использования в воспитании детей младшего школьного возраста, предлагаются различные формы работы с пословицами и поговорками на занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Содержимое разработки

Русские народные пословицы и поговорки о труде и их роль в воспитании подрастающего поколения (на примере работы с детьми младшего школьного возраста)

Аннотация: В данной статье раскрывается потенциал русских народных пословиц и поговорок о труде, обосновывается важность использования в воспитании детей младшего школьного возраста, предлагаются различные формы работы с пословицами и поговорками на занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Ключевые слова: Пословицы и поговорки, труд, трудолюбие, воспитание, младший школьный возраст.

Наступивший XXI век, век информатизации, требует особого подхода к организации современного школьного образования. Социально-экономические и политические ориентиры нашей страны вызвали к жизни потребность в воспитании конкурентоспособной личности с выраженной индивидуальностью, организаторскими способностями и лидерскими качествами.

Трудолюбие является тем стержневым качеством, которое позволяет человеку самореализоваться и самоутвердиться в социуме, позволяет претендовать на успех в будущем.

Младший школьный возраст - важнейший этап развития, именно в этот возрастной период закладываются многие личностные качества, необходимые для достижения высоких результатов в жизни, в том числе и трудолюбие. [1]

В исследованиях К.С. Абилова, С.А. Гончаренко, Е.Л. Кононко, Н.В. Матяш, О.П. Мачехиной, И.П. Подласого, В.Д. Симоненко, А.Н. Щировой, Э. Эриксона и других отмечено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия является младший школьный возраст. У учащихся начальных классов наблюдается повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращённость к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной и др. В данный период индивиду важно осознать нравственную пользу труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности. [2]

Именно поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста следует уделять особое внимание формированию необходимых для современной жизни личностных качеств.

Общетеоретические и методологические основы трудолюбия нашли отражение в психолого-педагогической литературе. В трудах Л.Я. Бондарева, Н.Г. Липской, С.Е. Матушкина, И.Ф.Свадковского, П.И. Чернецова, А.Н. Щировой и др. обоснована необходимость формирования трудолюбия как качества личности в процессе нравственного и трудового воспитания.

Одним из действенных способов работы по данному направлению является работа с пословицами и поговорками о труде. [3]

Речевой фольклор, как результат отбора и фильтрации народного опыта в педагогическом воздействии, использовался Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, И.И. Срезневским. Общественная, педагогическая ценность пословиц и поговорок, обобщающих в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления с окружающим миром, приобщения к ценностным ориентирам (К.Д.Ушинский, JI.H. Толстой, Г.Н. Волков) и емким средством речевого, в том числе, лексического развития.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. [6]

Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у детей младшего школьного возраста соблюдая следующие условия:

ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

системное использование пословиц и поговорок на уроках, их анализ и разъяснение;

приобщение детей к употреблению пословиц и поговорок. [3]

На занятиях с детьми младшего школьного возраста можно использовать следующие формы работ:

Помочь добраться мышатам на урок с помощью подходящей пословицы";

Закончил дело – гуляй …

Кто… , тот людей смешит.

Меньше слов, да больше…

Без печи холодно, без хлеба…

Не будет хлеба, не будет и…

Составить альбом пословиц и поговорок для информационного уголка;

- Учи и учись сам.

- Не бездельничай с другими.

- Помогай своим друзьям.

- Учи младших по возрасту.

Кто больше назовет пословиц о труде.

Подберите пословицу, которая вас учит трудиться.

Нарисуй рисунок к пословице.

Учитель читает пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.

Ребенок показывает пословицу мимикой, жестами, движениями, а другие должны угадать пословицу.

Меньше слов, да больше дела.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчелка маленькая, а и та работает.

Терпенье и труд все перетрут

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Труд кормит, а лень портит

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Труд украшает человека

Каков мастер-такова и работа

Люби дело-мастером будешь

Помучишься, так и научишься

Кто не работает, тот отдыха не знает

Хорош отдых, когда работа сделана

После дела и погулять хорошо

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на детей младшего школьного возраста благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.

Список использованной литературы:

Бершедова, Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: дисс. … д-ра психол. наук/ Л.И. Бершедова. – М., 1999. – 314 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер. 2008. – 400 с.

Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М.: Мин. просвещ. РСФСР, 1963.

Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. М., 1984.

Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 4-е изд., испр. и доп. М., 1991. 534 с. 3.

Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. М., 1996. 544 с. 4.

Золотая коллекция пословиц и поговорок / сост. Т. В. Скиба. Ростов н/Д : Владис, 2010. 480 с.

Синицына Е.И. Игры с пословицами. М.: Лист Нью: Вече, 2002.


-75%

Труд во все времена был не только основой существования народных масс, но главным и единственным способом проявления их творческой активности. Века и тысячелетия решал и решает народ задачу подготовки детей и подростков к труду, являющуюся и главной целью, и главным средством воспитания.

Важнейшим средством накопления, сохранения и передачи традиций народной педагогики, опыта трудового воспитания являются произведения устного народного творчества. В фольклоре нашли свое отражение и идеалы воспитания, и средства, обеспечивающие их реализацию. Фольклор прямо и непосредственно оказывает воздействие и на поведение взрослых, руководящих подготовкой детей и подростков к труду, и на поведение самих детей и подростков, усваивающих трудовой опыт. Произведения устного народного творчества, как правило, выполняют свою педагогическую функцию в процессе повседневного общения и повседневной деятельности. Пословицы и поговорки, сказки и песни показывают, как человек должен относиться к труду; какие качества ему необходимы для того, чтобы он мог успешно трудиться; как эти качества у него могут быть сформированы; какие качества мешают людям осуществлять трудовую деятельность; в какой степени и как должны учитываться при подготовке к труду возрастные особенности детей и подростков.

В устном народном творчестве затрагиваются также проблемы, связанные с профессиональной подготовкой подрастающих поколений, и ряд других вопросов.

В настоящем разделе сделана попытка отобрать из необъятного фольклорного наследия наиболее типичные представления о труде и трудовом воспитании подрастающих поколений.

Произведения устного народного творчества способствуют формированию у детей и подростков положительного эмоционально-ценностного отношения к труду, убеждения в необходимости трудиться. В фольклоре нашел свое выражение идеал человека-труженика, рассматривающего возможность трудиться как счастье, а сам труд — как единственное достойное занятие.

Трудиться — значит быть счастливым [12, 34][‡‡‡‡‡‡] (турецкая народная пословица).

Счастье приносит труд [3, 17]

(корейская народная пословица).

Труд человека красит [И, 7]

(тамильская1 народная пословица).

Всякий труд украшает человека [4, 12]

(монгольская народная пословица).

Работать, так на совесть [11, 7]

(тамильская народная пословица).

Работа не позор [5, 150]

(персидская народная пословица).

У кого руки и ноги в работе, тот всегда сыт будет [2, 38] (индонезийская народная пословица).

Труд кормит человека, безделье портит [6, 10] (ассирийская народная пословица).

Без труда и успехов нет [12, 3]

(турецкая народная пословица).

Без затраты прибыль не жди, без труда не жди удачи [2, 38]

(индонезийская народная пословица).

Без труда добра не бывает, как без мытья чистоты [13, 13]

(финская народная пословица).

Без труда добро не приходит [10, 22]

(сомалийская народная пословица).

Всякий труд вознаграждается [1, 11]

(арабская народная пословица).

Труженика и бог любит [5, 43]

(персидская народная пословица).

СКАЗКА О СТАРОМ ЧЕЛОВЕКЕ

И ЕГО ШЕСТЕРЫХ СЫНОВЬЯХ

(Сказка народа канури)2

У одного старого человека было шесть сыновей.

Позвал он их к себе однажды. Я позвал вас, все ли шестеро пришли ко мне? Отец, мы все пришли к тебе. Послушайте меня, я хочу поговорить с вами. Говори, отец, мы слушаем. Я хочу узнать, какое ремесло каждый из вас избрал, чтобы содержать себя.

Старший из братьев встал перед отцом, и тот спросил: Сын мой, скажи, какое ремесло тебе нравится?

И сын ответил своему отцу: Я хочу пойти к царю, чтобы он дал мне коня. Я хочу быть воином. Ты избрал для себя такое занятие? — спросил отец. — Садись, я узнал о твоей судьбе.

Тогда поднялся второй сын и подошел к отцу. Скажи мне, какое ремесло ты избрал для себя? — спросил его отец. Отец мой, мне больше всего нравится воровство. Его я избрал своим ремеслом. Ты избрал воровство своим занятием? Иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.

Третий сын поднялся, подошел к своему отцу, и отец ему сказал: Так как ты пришел ко мне, то позволь мне узнать, какое занятие выбрал ты? Мне нравится грабеж, я хочу быть разбойником. Значит, ты хочешь стать разбойником. Иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.

Затем поднялся четвертый сын и подошел к отцу. Тот сказал сыну: Ты пришел ко мне и поэтому скажи, какое ремесло ты выбрал для себя? Говори, я слушаю. Мне нравится ходить с торговым караваном и торговать. Хорошо, — сказал отец, — иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.

Пятый сын поднялся, подошел к отцу и сказал: Я слушаю тебя, отец. Я хочу спросить тебя о том, какое занятие выбрал ты.

Сын сказал: Отец мой, мне нравится земледелие. Хорошо, иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.

Тогда шестой сын поднялся и подошел к своему отцу. Я хочу спросить тебя о том, какое ты избрал для себя ремесло? — сказал отец. Отец мой, мне нравится работа кузнеца. Хорошо, я слышал, что тебе нравится работа кузнеца. Иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.

И затем старый человек сказал своим сыновьям: Встаньте. Я выслушал все, что вы сказали мне. А сейчас идите по своим домам и начинайте заниматься тем, что каждый из вас выбрал для себя.

Сыновья поднялись и отправились по своим домам и каждый занялся тем ремеслом, которое он выбрал для себя: один стал воином, другой стал вором, третий стал разбойником, четвертый — торговцем, пятый — земледельцем, шестой — кузнецом.

Через два года старый человек позвал к себе одного человека и сказал ему: Иди к моим шести сыновьям и скажи им, что они могут прийти ко мне, я хочу их видеть.

Человек отправился к сыновьям старого человека. Он нашел только двоих и сказал им: Я пришел к вам от вашего отца, он послал меня сказать, что хочет видеть вас и зовет всех к себе.

Два сына отправились к своему отцу. Они пришли к нему и сказали: Отец, нам сказал посланный тобой человек, что ты зовешь нас к себе. Мы повиновались и пришли к тебе.

Их отец вышел из дому и подошел к ним. Тут он увидел, что их двое. и спросил: Раньше, когда я звал вас к себе, вас было шестеро. Почему сегодня пришли только вы двое? Где другие мои четыре сына?

Тогда сыновья старика сказали ему: Отец наш, один из тех четверых сказал тебе, что он любит войну и хочет быть солдатом. Он поступил на службу к царю, а царь послал его воевать. Он был убит в бою. А где трое остальных? Один из них, — ответили сыновья, — стал торговцем. Он торговал в дальнем городе, но по дороге домой был убит. Где же еще двое? — спросил старик.

Они ответили: Один из них стал вором. Однажды он пытался украсть коня, но был схвачен и повешен. А где еще один сын? Он стал разбойником. Он грабил людей на дороге, ведущей к рынку. Однажды он напал на двух людей, идущих с рынка домой. Он хотел ограбить их, но два человека оказались сильнее, они убили его.

Старик спросил оставшихся сыновей: Только вы двое остались. Чем же вы занимаетесь?

Один из них встал и сказал: Отец мой, когда ты спрашивал меня, какую работу я люблю, разве я не сказал тебе, что мне нравится возделывать землю?

Старый человек сказал сыну-земледельцу: Благодарю тебя, сын мой, ты избрал хорошее занятие.

Второй сын встал и сказал: Отец мой, когда в прошлый раз ты спрашивал меня, разве я не говорил тебе, что мне нравится ремесло кузнеца?

Его отец ответил: type="disc"> Ты, сын мой, имеешь хорошее ремесло. Береги его. Твое ремесло мудрое. После того как я умру, ты, кузнец и твой старший брат, земледелец, сможете содержать себя. И в будущем, когда вы женитесь и у вас будут дети, учите ваших детей нашему ремеслу.

Вот и вся история о старом человеке и его шести сыновьях, которая была мне рассказана. Я же передал ее

ВаМ* Сказание о Лионго Фума: Сказки

народов Африки. М., 1952. С. 332— 334, 336—337.

В произведениях устного народного творчества зафиксированы те качества личности, которые обеспечивают успех трудовой деятельности, — прилежание, усердие, сноровка, терпение, быстрота и др. Фольклор не только ориентирует взрослых на выработку этих качеств у детей и подростков при подготовке их к труду, но и указывает также на важнейшие условия, средства и методы их формирования: воспитание в духе заинтересованности воспи- туемых в выполняемом деле, необходимость преодоления трудностей, использование объяснения и примера и т. д.

Уменьем, а не числом людей работа делается [13, 24] (финская народная пословица).

Лошади нужна сила, человеку — умение [13, 23]

(финская народная пословица).

Прилежание — отец счастья [8, 263]

(немецкая народная пословица).

Прилежность — мать благополучия [14, 18]

(японская народная пословица).

Сноровка человеку всегда поможет [13, 24]

(финская народная пословица).

Грузу нужна веревка, а работе нужна сноровка [4, 10] (монгольская народная пословица).

Работа боится старательного, а не сильного [13, 24]

(финская народная пословица).

Терпенье все возьмет [11, 8]

(тамильская народная пословица).

Есть терпенье — будет и уменье [14, 33]

(японская народная пословица).

Немного ума лучше, чем много силы [6, 47]

(амхарская3 народная пословица).

В работе ценится быстрота [3, 32]

(корейская народная пословица).

Труд мастерству учит [13, 23]

(финская народная пословица).

Опыт — самый лучший учитель [8, 262]

(немецкая народная пословица).

Обучайся тому, к чему душа лежит [14, 32]

(японская народная пословица).

Работа по душе — сама по себе помощница [11, 33] (тамильская народная пословица).

Принуждение убивает желание [3, 33]

(корейская народная пословица).

Не бойся суровой школы: она в долгу не останется [13, 24]

(финская народная пословица).

Трудность учит, баловство портит [4, 8]

(монгольская народная пословица).

Один раз побрани, два раза — объясни [14, 34] (японская народная пословица).

Читайте также: