Доклад на тему народная мудрость о трудовом воспитании
Обновлено: 02.07.2024
Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Факультет ППД КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ЭТНОПЕДАГОГИКИ И ЭТНОПСИХОЛОГИИ
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОГОВОРОК И ПОСЛОВИЦ ВЫПОЛНЕЛА: студентка Кубрак Ирина Владимировна
ПРОВЕРИЛА: Пушилова Ольга Викторовна Красноярск 2010 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят не выполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.
Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и посредством народных поговорок и пословиц. ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Трудолюбие - склонность, любовь к труду; черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда
В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Для развития трудолюбия большое значение имеют такие качества, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость и деловитость.
Трудолюбие, старательность, добросовестность - отличительные черты положительных героев народных сказок, и
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МБДОУ МО г. Краснодар
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают - леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.
· Человек рожден для труда.
· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
· Что потрудился, то и поел.
· Воля и труд дивные всходы дают.
· Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
· Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
· Труд человека кормит, а лень портит.
· Наше счастье в общем труде.
· Кто трудиться, тот и пользуется.
· Без труда нет добра.
· Без труда меду не едят.
· Трудовая денежка - мозольная.
· Труд кормит и одевает.
· Не замочив рук, не умоешься.
· Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
· Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.
· Встанешь пораньше - шагнешь подальше.
· Без хорошего труда нет плода.
· Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
· Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
· Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
· Зажиточно жить - надо труд любить.
· Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
· Дитя любит ласку, а станок - смазку.
· Не следи за гудком, а следи за станком.
· Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
· Труда много, а добычи мало.
· Трудовая денежка до веку живет.
· Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.
· В труде победить - мир укрепить.
· В труде рождаются герои.
· Где труд, там и счастье.
· Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
· От бессонницы трудом лечатся.
· Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
· Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
· Тот ничего не боится, кто честно трудится.
· Труда не терпев, и чести не будет.
· Чести без труда не сыскать.
· Без труда в саду нет плода.
· Без труда и отдых несладок.
· Без труда и палку не выстругаешь.
· Без труда не проживешь.
· Без трудностей труд немыслим.
· Без успеха в учебе нет успеха в труде.
· Без учебы и труда не придет на стол еда.
· Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
· Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.
· Благо жизни - в труде.
· Бог труды любит.
· Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
· Будешь упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
· Быт здоровый - труд толковый; быт плохой - и труд такой.
· В народе тот не забудется, кто честно трудится.
· В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет.
· В труде - наше счастье.
· Вдохновение приходит во время труда.
· Век живи - век трудись, а трудясь, век учись.
· Всякая борозда труд любит.
· Всякий труд достоин награды.
· Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
· Где охота и труд, там поля цветут.
· Где труд, там и правда.
· Даровое - на ветер, трудовое - в сок да в корень.
· Для добра трудиться - есть чем похвалиться.
· Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье.
· Если труд - удовольствие, то жизнь - наслаждение.
· Живи своим умом, а честь расти трудом.
· За труд не бьют, а награды дают.
· За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.
· За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.
· Землю солнце красит, а человека - труд.
· Знание и труд новый быт дают.
· Какие труды, такие и плоды.
· Каков трудовой счет, таков и почет.
· Кто живет своим трудом, тем работа - второй дом.
· Кто любит труд, того люди чтут.
· Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
· Кто труд любит, долго спать не будет.
· Кто труда не боится, того и лень сторонится.
· Кто труда не видит, тот покоя не знает.
· Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.
· Любовь и труд счастье дают.
· Любовь к труду у людей на виду.
· Не богатству почет, а труду.
· Не ленись, а трудись, на чужое не льстись.
· Не пожалеешь трудов - снимешь с гектара двести пудов.
· От трудов праведных не нажить палат каменных.
· От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
· Старание и труд свое возьмут.
· Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
· Трудовая копейка впрок идет.
· Трудолюбив как муравей.
· Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.
· У нас самый счастливый - человек трудолюбивый.
· Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.
· Трудовая денежка всегда крепка.
· Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет.
· Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная - ребром торчит.
· Трудовая копейка велика.
· Здоров в еде, да хил в труде.
· Без труда жить - только небо коптить.
· Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
· Земля труд любит.
· Кто первый в труде, тому слава везде.
Пословицы о труде
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Уменье и труд – всё перетрут!
Пашню пашут – руками не машут.
Летом – дрова, зимой – трава.
Доброе начало полдела откачало.
Чтоб в почёте быть – надо труд свой любить.
Много спать – дела не знать.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Есть терпенье – будет и уменье.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не натопишь – не погреешься.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Работай до поту – так и поешь в охоту.
Легко добыто – легко и прожито.
Труд – дело чести. Будь в труде на первом месте.
Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
Работай боле – тебя и помнить будут доле.
Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится.
Дерево дорого плодами, а человек – делами.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Ученье – путь к уменью.
Посеяно – с лукошко, так и выросло немножко.
О добре трудиться – есть чем похвалиться.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Осталось дело до завтра – считай, что застряло.
Ягнёнка хвалят весной, а курицу – осенью.
Послал бог работу, да отнял чёрт охоту.
Пока ленивый разомнётся, усердный – с работы вернётся.
От беспорядка всякое дело – шатко.
Горько добудешь, да сладко съешь.
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Поговорки о труде
Дело мастера боится.
Уменье скалу разрушает.
Лень без соли щи хлебает.
Неумелой швее и иголка с ниткой мешают.
Желанная работа светлее солнца.
Кто сделал замок, тот сделает и ключ.
Без отдыха и конь не скачет.
Бессмысленно выпускать стрелу без цели.
Летний день год кормит.
Из кожи вон лезет.
На ловца и зверь бежит.
Не по зубам мне эти орешки.
Всякая птица своим клювом сыта.
Сонливая кошка мышей не ловит.
Словами туда-сюда, а делом – никуда.
Всякому делу – своё время.
Языком кружева плетёт.
С разговоров сыт не будешь.
Песней поле не вспашешь.
Рот – нараспашку, язык – на плечо.
За делами дня не видно.
Поля словами не засевают.
Волка ноги кормят.
Заря золотом осыпает.
Дело мастера боится.
Труд человека кормит.
Не печь кормит, а поле.
Цыплят по осени считают.
Не боги горшки обжигают.
Муравей не велик, а горы копает.
Пословицы, поговорки и стихи о труде, хранят в себе некие моральные стандарты, и противоречия в работе с детьми, они просто необходимы. Эти народно-традиционные жанры прививают у детей положительное отношение к труду.
В работе с детьми эти виды творчества хорошо усваиваются. Они способствуют развитию логики и абстрактного мышления. Дети расширяют свой кругозор, начинают смотреть на многие вещи по-другому, формируют литературные и художественные навыки в собственной речи.
Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд, делает из простого человека - героя, он становится нужным людям. Это заряжает детей энтузиазмом труда; побуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно или хорошо трудится.
Ребенку прививаются полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы, стихи и поговорки о труде для детей прославляют труд и высмеивают леность. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.
Все это имеет большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особой форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности, Знакомит детей с морально-этическими нормами, формирует навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными и уважать чужой труд людей.
В данной статье раскрывается потенциал русских народных пословиц и поговорок о труде, обосновывается важность использования в воспитании детей младшего школьного возраста, предлагаются различные формы работы с пословицами и поговорками на занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Содержимое разработки
Русские народные пословицы и поговорки о труде и их роль в воспитании подрастающего поколения (на примере работы с детьми младшего школьного возраста)
Аннотация: В данной статье раскрывается потенциал русских народных пословиц и поговорок о труде, обосновывается важность использования в воспитании детей младшего школьного возраста, предлагаются различные формы работы с пословицами и поговорками на занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Ключевые слова: Пословицы и поговорки, труд, трудолюбие, воспитание, младший школьный возраст.
Наступивший XXI век, век информатизации, требует особого подхода к организации современного школьного образования. Социально-экономические и политические ориентиры нашей страны вызвали к жизни потребность в воспитании конкурентоспособной личности с выраженной индивидуальностью, организаторскими способностями и лидерскими качествами.
Трудолюбие является тем стержневым качеством, которое позволяет человеку самореализоваться и самоутвердиться в социуме, позволяет претендовать на успех в будущем.
Младший школьный возраст - важнейший этап развития, именно в этот возрастной период закладываются многие личностные качества, необходимые для достижения высоких результатов в жизни, в том числе и трудолюбие. [1]
В исследованиях К.С. Абилова, С.А. Гончаренко, Е.Л. Кононко, Н.В. Матяш, О.П. Мачехиной, И.П. Подласого, В.Д. Симоненко, А.Н. Щировой, Э. Эриксона и других отмечено, что сензитивным периодом для формирования трудолюбия является младший школьный возраст. У учащихся начальных классов наблюдается повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращённость к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной и др. В данный период индивиду важно осознать нравственную пользу труда и при этом освоить позицию субъекта трудовой деятельности. [2]
Именно поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста следует уделять особое внимание формированию необходимых для современной жизни личностных качеств.
Общетеоретические и методологические основы трудолюбия нашли отражение в психолого-педагогической литературе. В трудах Л.Я. Бондарева, Н.Г. Липской, С.Е. Матушкина, И.Ф.Свадковского, П.И. Чернецова, А.Н. Щировой и др. обоснована необходимость формирования трудолюбия как качества личности в процессе нравственного и трудового воспитания.
Одним из действенных способов работы по данному направлению является работа с пословицами и поговорками о труде. [3]
Речевой фольклор, как результат отбора и фильтрации народного опыта в педагогическом воздействии, использовался Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, И.И. Срезневским. Общественная, педагогическая ценность пословиц и поговорок, обобщающих в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления с окружающим миром, приобщения к ценностным ориентирам (К.Д.Ушинский, JI.H. Толстой, Г.Н. Волков) и емким средством речевого, в том числе, лексического развития.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. [6]
Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у детей младшего школьного возраста соблюдая следующие условия:
ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;
системное использование пословиц и поговорок на уроках, их анализ и разъяснение;
приобщение детей к употреблению пословиц и поговорок. [3]
На занятиях с детьми младшего школьного возраста можно использовать следующие формы работ:
Помочь добраться мышатам на урок с помощью подходящей пословицы";
Закончил дело – гуляй …
Кто… , тот людей смешит.
Меньше слов, да больше…
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Составить альбом пословиц и поговорок для информационного уголка;
- Учи и учись сам.
- Не бездельничай с другими.
- Помогай своим друзьям.
- Учи младших по возрасту.
Кто больше назовет пословиц о труде.
Подберите пословицу, которая вас учит трудиться.
Нарисуй рисунок к пословице.
Учитель читает пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.
Ребенок показывает пословицу мимикой, жестами, движениями, а другие должны угадать пословицу.
Меньше слов, да больше дела.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Пчелка маленькая, а и та работает.
Терпенье и труд все перетрут
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Труд кормит, а лень портит
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Труд украшает человека
Каков мастер-такова и работа
Люби дело-мастером будешь
Помучишься, так и научишься
Кто не работает, тот отдыха не знает
Хорош отдых, когда работа сделана
После дела и погулять хорошо
Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на детей младшего школьного возраста благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.
Список использованной литературы:
Бершедова, Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: дисс. … д-ра психол. наук/ Л.И. Бершедова. – М., 1999. – 314 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер. 2008. – 400 с.
Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М.: Мин. просвещ. РСФСР, 1963.
Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. М., 1984.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 4-е изд., испр. и доп. М., 1991. 534 с. 3.
Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. М., 1996. 544 с. 4.
Золотая коллекция пословиц и поговорок / сост. Т. В. Скиба. Ростов н/Д : Владис, 2010. 480 с.
Синицына Е.И. Игры с пословицами. М.: Лист Нью: Вече, 2002.
-75%
Труд во все времена был не только основой существования народных масс, но главным и единственным способом проявления их творческой активности. Века и тысячелетия решал и решает народ задачу подготовки детей и подростков к труду, являющуюся и главной целью, и главным средством воспитания.
Важнейшим средством накопления, сохранения и передачи традиций народной педагогики, опыта трудового воспитания являются произведения устного народного творчества. В фольклоре нашли свое отражение и идеалы воспитания, и средства, обеспечивающие их реализацию. Фольклор прямо и непосредственно оказывает воздействие и на поведение взрослых, руководящих подготовкой детей и подростков к труду, и на поведение самих детей и подростков, усваивающих трудовой опыт. Произведения устного народного творчества, как правило, выполняют свою педагогическую функцию в процессе повседневного общения и повседневной деятельности. Пословицы и поговорки, сказки и песни показывают, как человек должен относиться к труду; какие качества ему необходимы для того, чтобы он мог успешно трудиться; как эти качества у него могут быть сформированы; какие качества мешают людям осуществлять трудовую деятельность; в какой степени и как должны учитываться при подготовке к труду возрастные особенности детей и подростков.
В устном народном творчестве затрагиваются также проблемы, связанные с профессиональной подготовкой подрастающих поколений, и ряд других вопросов.
В настоящем разделе сделана попытка отобрать из необъятного фольклорного наследия наиболее типичные представления о труде и трудовом воспитании подрастающих поколений.
Произведения устного народного творчества способствуют формированию у детей и подростков положительного эмоционально-ценностного отношения к труду, убеждения в необходимости трудиться. В фольклоре нашел свое выражение идеал человека-труженика, рассматривающего возможность трудиться как счастье, а сам труд — как единственное достойное занятие.
Трудиться — значит быть счастливым [12, 34][‡‡‡‡‡‡] (турецкая народная пословица).
Счастье приносит труд [3, 17]
(корейская народная пословица).
Труд человека красит [И, 7]
(тамильская1 народная пословица).
Всякий труд украшает человека [4, 12]
(монгольская народная пословица).
Работать, так на совесть [11, 7]
(тамильская народная пословица).
Работа не позор [5, 150]
(персидская народная пословица).
У кого руки и ноги в работе, тот всегда сыт будет [2, 38] (индонезийская народная пословица).
Труд кормит человека, безделье портит [6, 10] (ассирийская народная пословица).
Без труда и успехов нет [12, 3]
(турецкая народная пословица).
Без затраты прибыль не жди, без труда не жди удачи [2, 38]
(индонезийская народная пословица).
Без труда добра не бывает, как без мытья чистоты [13, 13]
(финская народная пословица).
Без труда добро не приходит [10, 22]
(сомалийская народная пословица).
Всякий труд вознаграждается [1, 11]
(арабская народная пословица).
Труженика и бог любит [5, 43]
(персидская народная пословица).
СКАЗКА О СТАРОМ ЧЕЛОВЕКЕ
И ЕГО ШЕСТЕРЫХ СЫНОВЬЯХ
(Сказка народа канури)2
У одного старого человека было шесть сыновей.
Позвал он их к себе однажды. Я позвал вас, все ли шестеро пришли ко мне? Отец, мы все пришли к тебе. Послушайте меня, я хочу поговорить с вами. Говори, отец, мы слушаем. Я хочу узнать, какое ремесло каждый из вас избрал, чтобы содержать себя.
Старший из братьев встал перед отцом, и тот спросил: Сын мой, скажи, какое ремесло тебе нравится?
И сын ответил своему отцу: Я хочу пойти к царю, чтобы он дал мне коня. Я хочу быть воином. Ты избрал для себя такое занятие? — спросил отец. — Садись, я узнал о твоей судьбе.
Тогда поднялся второй сын и подошел к отцу. Скажи мне, какое ремесло ты избрал для себя? — спросил его отец. Отец мой, мне больше всего нравится воровство. Его я избрал своим ремеслом. Ты избрал воровство своим занятием? Иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.
Третий сын поднялся, подошел к своему отцу, и отец ему сказал: Так как ты пришел ко мне, то позволь мне узнать, какое занятие выбрал ты? Мне нравится грабеж, я хочу быть разбойником. Значит, ты хочешь стать разбойником. Иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.
Затем поднялся четвертый сын и подошел к отцу. Тот сказал сыну: Ты пришел ко мне и поэтому скажи, какое ремесло ты выбрал для себя? Говори, я слушаю. Мне нравится ходить с торговым караваном и торговать. Хорошо, — сказал отец, — иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.
Пятый сын поднялся, подошел к отцу и сказал: Я слушаю тебя, отец. Я хочу спросить тебя о том, какое занятие выбрал ты.
Сын сказал: Отец мой, мне нравится земледелие. Хорошо, иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.
Тогда шестой сын поднялся и подошел к своему отцу. Я хочу спросить тебя о том, какое ты избрал для себя ремесло? — сказал отец. Отец мой, мне нравится работа кузнеца. Хорошо, я слышал, что тебе нравится работа кузнеца. Иди и сядь. Я узнал о твоей судьбе.
И затем старый человек сказал своим сыновьям: Встаньте. Я выслушал все, что вы сказали мне. А сейчас идите по своим домам и начинайте заниматься тем, что каждый из вас выбрал для себя.
Сыновья поднялись и отправились по своим домам и каждый занялся тем ремеслом, которое он выбрал для себя: один стал воином, другой стал вором, третий стал разбойником, четвертый — торговцем, пятый — земледельцем, шестой — кузнецом.
Через два года старый человек позвал к себе одного человека и сказал ему: Иди к моим шести сыновьям и скажи им, что они могут прийти ко мне, я хочу их видеть.
Человек отправился к сыновьям старого человека. Он нашел только двоих и сказал им: Я пришел к вам от вашего отца, он послал меня сказать, что хочет видеть вас и зовет всех к себе.
Два сына отправились к своему отцу. Они пришли к нему и сказали: Отец, нам сказал посланный тобой человек, что ты зовешь нас к себе. Мы повиновались и пришли к тебе.
Их отец вышел из дому и подошел к ним. Тут он увидел, что их двое. и спросил: Раньше, когда я звал вас к себе, вас было шестеро. Почему сегодня пришли только вы двое? Где другие мои четыре сына?
Тогда сыновья старика сказали ему: Отец наш, один из тех четверых сказал тебе, что он любит войну и хочет быть солдатом. Он поступил на службу к царю, а царь послал его воевать. Он был убит в бою. А где трое остальных? Один из них, — ответили сыновья, — стал торговцем. Он торговал в дальнем городе, но по дороге домой был убит. Где же еще двое? — спросил старик.
Они ответили: Один из них стал вором. Однажды он пытался украсть коня, но был схвачен и повешен. А где еще один сын? Он стал разбойником. Он грабил людей на дороге, ведущей к рынку. Однажды он напал на двух людей, идущих с рынка домой. Он хотел ограбить их, но два человека оказались сильнее, они убили его.
Старик спросил оставшихся сыновей: Только вы двое остались. Чем же вы занимаетесь?
Один из них встал и сказал: Отец мой, когда ты спрашивал меня, какую работу я люблю, разве я не сказал тебе, что мне нравится возделывать землю?
Старый человек сказал сыну-земледельцу: Благодарю тебя, сын мой, ты избрал хорошее занятие.
Второй сын встал и сказал: Отец мой, когда в прошлый раз ты спрашивал меня, разве я не говорил тебе, что мне нравится ремесло кузнеца?
Его отец ответил: type="disc"> Ты, сын мой, имеешь хорошее ремесло. Береги его. Твое ремесло мудрое. После того как я умру, ты, кузнец и твой старший брат, земледелец, сможете содержать себя. И в будущем, когда вы женитесь и у вас будут дети, учите ваших детей нашему ремеслу.
Вот и вся история о старом человеке и его шести сыновьях, которая была мне рассказана. Я же передал ее
ВаМ* Сказание о Лионго Фума: Сказки
народов Африки. М., 1952. С. 332— 334, 336—337.
В произведениях устного народного творчества зафиксированы те качества личности, которые обеспечивают успех трудовой деятельности, — прилежание, усердие, сноровка, терпение, быстрота и др. Фольклор не только ориентирует взрослых на выработку этих качеств у детей и подростков при подготовке их к труду, но и указывает также на важнейшие условия, средства и методы их формирования: воспитание в духе заинтересованности воспи- туемых в выполняемом деле, необходимость преодоления трудностей, использование объяснения и примера и т. д.
Уменьем, а не числом людей работа делается [13, 24] (финская народная пословица).
Лошади нужна сила, человеку — умение [13, 23]
(финская народная пословица).
Прилежание — отец счастья [8, 263]
(немецкая народная пословица).
Прилежность — мать благополучия [14, 18]
(японская народная пословица).
Сноровка человеку всегда поможет [13, 24]
(финская народная пословица).
Грузу нужна веревка, а работе нужна сноровка [4, 10] (монгольская народная пословица).
Работа боится старательного, а не сильного [13, 24]
(финская народная пословица).
Терпенье все возьмет [11, 8]
(тамильская народная пословица).
Есть терпенье — будет и уменье [14, 33]
(японская народная пословица).
Немного ума лучше, чем много силы [6, 47]
(амхарская3 народная пословица).
В работе ценится быстрота [3, 32]
(корейская народная пословица).
Труд мастерству учит [13, 23]
(финская народная пословица).
Опыт — самый лучший учитель [8, 262]
(немецкая народная пословица).
Обучайся тому, к чему душа лежит [14, 32]
(японская народная пословица).
Работа по душе — сама по себе помощница [11, 33] (тамильская народная пословица).
Принуждение убивает желание [3, 33]
(корейская народная пословица).
Не бойся суровой школы: она в долгу не останется [13, 24]
(финская народная пословица).
Трудность учит, баловство портит [4, 8]
(монгольская народная пословица).
Один раз побрани, два раза — объясни [14, 34] (японская народная пословица).
Читайте также: