Рационализм в философии доклад

Обновлено: 02.05.2024

В нашей работе уже было отмечено, что рационализм выступает противоположностью эмпиризма, что он ориентирован на методологические и гносеологические проблемы.

Для представителей рационализма в эпоху Нового времени было характерно построение универсальных систем, основанных на очевидных принципах, из которых методом рассуждений выводилось знание о мире в целом [8].

Основоположником рационализма в философии Нового времени принято считать французского философа Рене Декарта (1596 – 1650). Философия Декарта направлена на понимание, что философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать так, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика, следовательно, знание должно быть ясным и очевидным [7].

Рене Декарт признавал два самостоятельных начала в философии – материальную субстанцию, которая обладает атрибутом протяженности, и духовную субстанцию, обладающую атрибутом мышления. В процессе познания главную роль Декарт отводил разуму, а не ощущениям [11].

Философия Б. Спинозы

Нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) был последователем и критиком учения Декарта. Основу его философии составила система учения об единой субстанции, о природе. По его мнению, субстанция является причиной самой себя. Спиноза отрицал существование сверхъестественного, отождествлял Бога с природой, стоял на позициях пантеизма. Философ признавал природу существующей вечностью, не имеющей конца, следовательно, выступающей причиной и следствием, сущностью и явлением. Подобное понимание неразрывного единства природы, субстанции, материи и Бога содержало как диалектическую идею взаимодействия между конкретными материальными образованиями, так одновременно и идею их материального единства. В свою очередь Бенедикт Спиноза отвергал атрибут движения, признавая его не неотъемлемым свойством материального мира, а лишь вторичной, производной характеристикой.

Спиноза был представителем теории естественного права и общественного договора. Он вывел закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы, считая возможным гармоническое объединение собственных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

Рационализм Спинозы – это понимание того, что чувственное познание дает лишь поверхностное знание, а истинные знания мы можем получить лишь с помощью разума. Высшей формой познания, по мнению Спинозы, является интуиция. Критерием истины является четкость [4].

В отличие от Декарта Спиноза направляет свое внимание на решение проблемы человеческого бытия, стремится обосновать программу внутреннего преобразования мира человеческой духовности. Философ не отрицает иррационального в человеке, считая что тот, подчиняя свои действия контролю разума, способен понять законы природы [1].

Представления Г. В. Лейбница

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) был не только немецким философом-рационалистом, также он являлся ученым-математиком, признающим, что врожденные идеи – это природные наклонности ума, не требующие обоснования истин, основывающихся на этих наклонностях. В представлениях Лейбница процесс познания выступал процессом прояснения врожденных идей. Лейбниц считал, что субстанция, чтобы ее мыслить, как некий универсальный объясняющий принцип, должна признаваться множественной. Он доказывал, что мир является местом, где существует огромное количество постоянно меняющих свое состояние монад или единиц (простых, неделимых, самодостаточных сущностей). Лейбниц предлагал различать монады по тому, насколько они обладают самосознанием и насколько они творчески активны. Одним из основных аргументов Лейбница в пользу монадологии был принцип предустановленной гармонии, объясняющий согласованность замкнутых в самих себе и невосприимчивых к побуждениям извне монад между собой. Более точно отношения между монадами можно охарактеризовать как отношения, не предполагающие причинно-следственной связи, но находящиеся в независимом гармоничном изменении. Интересным, с этой позиции, является объяснение философа согласованности между душой и телом, которая обеспечивается путем влияния одного из них на другое; посредством помощи Бога, если Он позаботится регулировать их движения, подгоняя одно к другому; посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собственной природы.

Специфика теории познания Лейбница заключалась в том, что философ рассматривал познание в целом как прояснение уже имеющихся в разуме, но смутных, неотчетливых достоверных знаний. Лейбниц не отрицает роли чувственного опытного познания, однако отказывает ему в необходимости и достоверности. Именно логику он считал ключом к достоверному знанию [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы подвести итог изученной теме, которая была посвящена вопросу рационализма в философии Нового времени.

Нам удалось выделить характерные черты философии Нового времени, которые определяют этот период, как период бурного развития науки и техники, период формирования экспериментально-математического мировоззрения, оказавший влияние и на становление философской концепции этой эпохи [6].

Период научной революции в обществе разделил взгляды ученых на две основные группы: рационалистов и эмпиристов. В нашей работе мы остановились на философии рационалистов, к главным представителям которых относят Рене Декарта, Баруха Спинозу и Готфрида Лейбница.

Нам удалось показать, что Рене Декарт является ключевой фигурой рационализма эпохи Нового времени. В своих трудах Декарт показал, что познание происходит в процессе поиска истины разумом, что путь к истине возможен только через научный метод, что истина всеобща, необходима и абсолютна.

Барух Спиноза ратовал за свободу научного знания, за просвещение, так как видел в нем средство от всех общественных бед. Его философская концепция была направлена на доказательство неизменности, целостности природы, ее существование вне времени. Спиноза придерживался мнения, что изменяются только отдельные вещи. Он решал метафизически не только вопрос о движении, о развитии, но и вопрос о причинности, необходимости и случайности.

Представления Г. Лейбница касались объяснений многообразия мира и существующей внутри него активности. Немецкий философ-рационалист считал, что в центре теории познания лежит проблема истины, требующая рационалистического истолкования. Лейбниц доказывал, что только знания о природе и обществе способны указать человеку путь к достижению счастья [9].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишневский М. И. Философия: учеб. пособие / М. И. Вишневский – Минск: Высш. шк., 2008. – 479 с.

2. Гарин И. И. Что такое философия? Запад и Восток; Что такое истина? – М.: ТЕРРА, Книжный клуб, 2001. – 752 с.

3. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.

4. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия. Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с.

5. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

6. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева,

A. A. Кротова, Д. В. Бугая. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический

Проект, 2008. – 783 с.

8. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. – 3-е

9. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина, Н. Ф.

Рахманкулова [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.

10. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2009. – 688 с.

11. Философия: Учебное пособие. – 5-е изд. / под ред. проф. М. Н. Щербинина. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 388 с.

План
Введение
1 Формальная и субстантивная рациональность
2 История философского рационализма
2.1 Сократ (ок. 470—399 до н. э.)
2.2 Рационализм и эмпиризм
2.3 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)
2.4 Иммануил Кант (1724—1804)

Список литературы

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Формальная и субстантивная рациональность

Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение.[1]

2. История философского рационализма

Сократ (ок. 470—399 до н. э.)

Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

2.2. Рационализм и эмпиризм

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом .

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)

Иммануил Кант (1724—1804)

· Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). — М.: Мысль, 1974. — 279 с. — 21000 экз.

1. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997.

2. Lisa Montanarelli (book reviewer). Spinoza stymies 'God's attorney' -- Stewart argues the secular world was at stake in Leibniz face off, San Francisco Chronicle (January 8, 2006).

5. ANTHONY GOTTLIEB. God Exists, Philosophically (review of "Spinoza: A Life" by Steven Nadler), The New York Times -- Books (7 сентября 2009).

7. EINSTEIN BELIEVES IN "SPINOZA'S GOD"; Scientist Defines His Faith in Reply, to Cablegram From Rabbi Here. SEES A DIVINE ORDER But Says Its Ruler Is Not Concerned "Wit Fates and Actions of Human Beings.", 'The New York Times' (April 25, 1929).

8. Spinoza, "God-Intoxicated Man"; Three Books Which Mark the Three Hundredth Anniversary of the Philosopher's Birth BLESSED SPINOZA. A Biography. By Lewis Browne. 319 pp. New York: The Macmillan Com- pany. $4. SPINOZA. Liberator of God and Man. By Benjamin De Casseres, 145pp. New York: E.Wickham Sweetland. $2. SPINOZA THE BIOSOPHER. By Frederick Kettner. Introduc- tion by Nicholas Roerich, New Era Library. 255 pp. New York: Roerich Museum Press. $2.50. Spinoza, 'The New York Times' (November 20, 1932).

9. Spinoza's First Biography Is Recovered; THE OLDEST BIOGRAPHY OF SPINOZA. Edited with Translations, Introduction, Annotations, &c., by A. Wolf. 196 pp. New York: Lincoln Macveagh. The Dial Press., 'The New York Times' (December 11, 1927).

10. IRWIN EDMAN. The Unique and Powerful Vision of Baruch Spinoza; Professor Wolfson's Long-Awaited Book Is a Work of Illuminating Scholarship. (Book review) THE PHILOSOPHY OF SPINOZA. By Henry Austryn Wolfson, 'The New York Times' (July 22, 1934).

11. ROTH EVALUATES SPINOZA, 'Los Angeles Times' (Sep 8, 1929).

12. SOCIAL NEWS BOOKS. TRIBUTE TO SPINOZA PAID BY EDUCATORS; Dr. Robinson Extols Character of Philosopher, 'True to the Eternal Light Within Him.' HAILED AS 'GREAT REBEL'; De Casseres Stresses Individualism of Man Whose Tercentenary Is Celebrated at Meeting., 'The New York Times' (November 25, 1932).

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Формальная и субстантивная рациональность

Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение. [1]

2. История философского рационализма

Сократ (ок. 470—399 до н. э.)

Многие философские направления, в том числе и рационализм, берут начало от философии древнегреческого мыслителя Сократа, который верил, что, прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя. Единственный путь к этому он видел в рациональном мышлении. Греки считали, что человек состоит из тела и души, а душу, в свою очередь, разделяли на иррациональную часть (эмоции и желания) и рациональную, которая только и составляет собственно человеческую личность. В повседневной реальности иррациональная душа входит в физическое тело, порождая в нем желания, и таким образом смешивается с ним, ограничивая восприятие мира через органы чувств. Рациональная душа остается за пределами сознания, но иногда вступает с ним в контакт через образы, мечты и другими способами.

Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу.

2.2. Рационализм и эмпиризм

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируют с введением в философию математических методов Декартом, Лейбницем и Спинозой. Противопоставляя это течение британскому эмпиризму, его еще называют континентальным рационализмом .

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)

Иммануил Кант (1724—1804)

Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). — М.: Мысль, 1974. — 279 с. — 21000 экз.

Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: На Воробьевых, 1997.

Lisa Montanarelli (book reviewer). Spinoza stymies 'God's attorney' -- Stewart argues the secular world was at stake in Leibniz face off, San Francisco Chronicle (January 8, 2006).

ANTHONY GOTTLIEB. God Exists, Philosophically (review of "Spinoza: A Life" by Steven Nadler), The New York Times -- Books (7 сентября 2009).

EINSTEIN BELIEVES IN "SPINOZA'S GOD"; Scientist Defines His Faith in Reply, to Cablegram From Rabbi Here. SEES A DIVINE ORDER But Says Its Ruler Is Not Concerned "Wit Fates and Actions of Human Beings.", ' The New York Times' (April 25, 1929).

Spinoza, "God-Intoxicated Man"; Three Books Which Mark the Three Hundredth Anniversary of the Philosopher's Birth BLESSED SPINOZA. A Biography. By Lewis Browne. 319 pp. New York: The Macmillan Com- pany. $4. SPINOZA. Liberator of God and Man. By Benjamin De Casseres, 145pp. New York: E.Wickham Sweetland. $2. SPINOZA THE BIOSOPHER. By Frederick Kettner. Introduc- tion by Nicholas Roerich, New Era Library. 255 pp. New York: Roerich Museum Press. $2.50. Spinoza, ' The New York Times' (November 20, 1932).

Spinoza's First Biography Is Recovered; THE OLDEST BIOGRAPHY OF SPINOZA. Edited with Translations, Introduction, Annotations, &c., by A. Wolf. 196 pp. New York: Lincoln Macveagh. The Dial Press., ' The New York Times' (December 11, 1927).

IRWIN EDMAN. The Unique and Powerful Vision of Baruch Spinoza; Professor Wolfson's Long-Awaited Book Is a Work of Illuminating Scholarship. (Book review) THE PHILOSOPHY OF SPINOZA. By Henry Austryn Wolfson, ' The New York Times' (July 22, 1934).

ROTH EVALUATES SPINOZA, ' Los Angeles Times' (Sep 8, 1929).

SOCIAL NEWS BOOKS. TRIBUTE TO SPINOZA PAID BY EDUCATORS; Dr. Robinson Extols Character of Philosopher, 'True to the Eternal Light Within Him.' HAILED AS 'GREAT REBEL'; De Casseres Stresses Individualism of Man Whose Tercentenary Is Celebrated at Meeting., ' The New York Times' (November 25, 1932).

Похожие страницы:

Философия Нового времени (9)

. опыта, ощущений. 3. Характерные черты рационализма философии Нового времени РАЦИОНАЛИЗМ (от лат . rationalis - разумный . представляет определенное завершение европейского философского рационализма. В философии Лейбница отразились почти все философские .

Эмпиризм и рационализм философии Нового времени

Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Значение чувственного и рационального уровней познания в общественной деятельности

. Федерации Кафедра философии Курсовая работа по философии Тема: «Эмпиризм и рационализм философии Нового времени . Характерные черты эмпиризма философии Нового времени………………………………………………………………….5 Рационализм философии Нового времени…………………………..12 Отличия .

Философия Нового времени (20)

. и её ориентация на науку. Эмпиризм рационализм. Философия Ф. Бэкона. Разработка Бэконовского индуктивного метода . ). Декарт — один из родоначальников философии Нового времени и классического рационализма. Основные труды. «Рассуждение .

Рационализм, критицизм и эмпиризм как методологические принципы

. итог, я выделяю следующие характерные черты рационализма философии Нового времени: через достоверность мысли . , можно сделать вывод о характерных чертах рационализма философии Нового времени: через достоверность мысли .

Понятие рационализм и его происхождение

фото 760

Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон, в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы. Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума.

Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:

Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.

История развития термина

Рациональность развивалась в философии в несколько этапов, и каждый из них связан с именем какого-либо мыслителя.

Древняя Греция

Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.

Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет.

Платон признавал, что мы познаем мир через органы чувств: видим предметы, ощущаем их, трогаем. Но он также предполагал, что непостоянные чувства не могут быть источником познания. Он предположил, что есть мир, в котором находится душа человека до рождения. И до рождения человек знал все, но, родившись забыл. При помощи органов чувств индивид познает окружающий мир, но при помощи разума, вспоминает предыдущий опыт и познает важные неизменные понятия.

Средневековье и эпоха Возрождения

Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником бытия и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие.

Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.

Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.

В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.

Новое время

В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.

В Средневековье человека считали ничтожным созданием, которое подчинялось Богу, а религия занимала главенствующее положение. В эпоху Возрождения развивается антропоцентризм, когда человек стоит в центре внимания, и воспринимается как венец Вселенной. В эпоху Нового времени главное место занимает просвещение и образование. Появляется вера и заинтересованность в разумности и возможностях человека. Зародился новый тип личности: разумный человек, которые стремится к знанию и действиям. В этот период развивается наука и техника, происходит научный прорыв. Все эти особенности влияли на человеческое сознание. Людям стала необходима обоснованность событий и явлений, происходящих в мире.

Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.

Рене Декарт

фото 761

Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.

По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.

  1. Не отрицается существование Бога. Философы того времени еще придерживались теологической теории происхождения мира, и религия занимала значимое место в обществе.
  2. Самосознание обеспечивается Богом.

Эти минусы делают его теорию несовершенной. Хотя он признает, что человек разумное существо, которое может познать многие вещи, он не познает сам себя без вмешательства божественного начала.

Бенедикт Спиноза

Это философ – рационалист из Нидерландов, родившийся в 1632 году и умерший в 1677 году. Он отвечал на главные вопросы, интересующие человечество, исходя из рационалистической идеи. Он также провозгласил, что Бог существует только в философском смысле.

Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина.

Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.

По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.

Этот мыслитель выделил два вида истины:

Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.

Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.

Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.

Иммануил Кант

Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.

Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. Кант заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.

Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.

фото 762

Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания.

В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.

Читайте также: