Технология триз доклад презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) Составитель: Сергеева Н.А." — Транскрипт:

1 ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) Составитель: Сергеева Н.А.

2 Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

3 Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

4 Метод каталога Метод каталога Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. Последовательность вопросов может быть следующей: Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Чем всё закончилось?

5 Предполагаемый ход действия сказки: 1. Жил-был… 1. Жил-был… 2. И был он какой?. 2. И был он какой?. 3. Умел делать что?. 3. Умел делать что?. 4. Делал он это, потому что… 4. Делал он это, потому что… 5. Но в это время жила-была… 5. Но в это время жила-была… 6. Она была… 6. Она была… 7. Однажды между ними случилось… 7. Однажды между ними случилось… 8. Им помогла… 8. Им помогла… 9. Сделала она это, чтобы… и т.д. 9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

6 Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные, "пиктограммы, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные, "пиктограммы, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

8 Метод морфологического анализа Метод морфологического анализа В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

9 Возможные варианты характеристик объекта по выделенным критериям Возраст Возраст Место жительства Место жительства Средство передвижения Средство передвижения Стиль одежды Стиль одежды Характер Характер Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик- весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик- весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое.

10 Метод золотой рыбки Метод золотой рыбки Метод золотой рыбки Метод золотой рыбки Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком- то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной. Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком- то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.

11 Моделирование маленькими человечками Моделирование маленькими человечками Моделирование маленькими человечками Моделирование маленькими человечками Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное) Игра "Кубики (на гранях которого изображены фигурки "маленьких человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков дети составляют модели "Борща, "Океана, "Извержение вулкана и т.д. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное) Игра "Кубики (на гранях которого изображены фигурки "маленьких человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков дети составляют модели "Борща, "Океана, "Извержение вулкана и т.д.

12 Метод проб и ошибок Метод проб и ошибок Метод проб и ошибок Метод проб и ошибок Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт (на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает работать "здравый смысл" - толковый, рассудительный, трезвый, "взрослый". Здравый смысл - это наша логичность, умение анализировать. Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт (на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает работать "здравый смысл" - толковый, рассудительный, трезвый, "взрослый". Здравый смысл - это наша логичность, умение анализировать.

13 Мышление по аналогии Мышление по аналогии Умозаключение по аналогии - это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным для данного рассмотрения признакам. Именно в таком понимании мы будем использовать термин умозаключение или мышление по аналогии. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Свеча по главной функции аналогична лучине. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле). Мышление по аналогии - это использование старых решений в новых задачах, это использование нашего прошлого опыта или опыта других людей.. Умозаключение по аналогии - это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным для данного рассмотрения признакам. Именно в таком понимании мы будем использовать термин умозаключение или мышление по аналогии. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Свеча по главной функции аналогична лучине. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле). Мышление по аналогии - это использование старых решений в новых задачах, это использование нашего прошлого опыта или опыта других людей..

16 Проблема обозначение состояния человека, когда есть потребность, нужда и не видится возможностей, средств, способов ее удовлетворения. Применение технологии в нештатной ситуации Применение технологии в нештатной ситуации Задача обозначение преобразования, изменения, действия, необходимого для удовлетворения потребности, построения желаемого будущего. Задача обозначение преобразования, изменения, действия, необходимого для удовлетворения потребности, построения желаемого будущего.

18 Техническое противоречие ТП техническое противоречие сочетание позитивных и негативных последствий при выборе способа действий, мешающих использованию данного способа действий. Смысл формулирования ТП выделение возможных действий и возникающих нежелательных последствий для последующего разрешения с помощью приемов. ТП техническое противоречие сочетание позитивных и негативных последствий при выборе способа действий, мешающих использованию данного способа действий. Смысл формулирования ТП выделение возможных действий и возникающих нежелательных последствий для последующего разрешения с помощью приемов.

19 Вслед за техническим противоречием формулируем физическое противоречие ФП физическое противоречие это соединение в одной формуле противоречивых требований к действию, к объекту, к свойствам объекта или субъекта. ФП физическое противоречие это соединение в одной формуле противоречивых требований к действию, к объекту, к свойствам объекта или субъекта.

21 Идеальный конечный результат Важный момент: решение сложной первоначальной задачи требует периодического ее уточнения, перехода к новым задачам. Важный момент: решение сложной первоначальной задачи требует периодического ее уточнения, перехода к новым задачам. Здесь старик мог бы сформулировать ИКР – идеальный конечный результат: пусть старуха выдает тайну и САМА себя опровергает. Здесь старик мог бы сформулировать ИКР – идеальный конечный результат: пусть старуха выдает тайну и САМА себя опровергает.

22 ИКР важнейший инструмент ТРИЗ. Он помогает найти и выдержать направление на предельное решение: малозатратное, эффективное. Формулируется по схеме: Объект САМ выполняет желательное действие. ИКР важнейший инструмент ТРИЗ. Он помогает найти и выдержать направление на предельное решение: малозатратное, эффективное. Формулируется по схеме: Объект САМ выполняет желательное действие.

24 Заключение Конечно, это сказка. В реальности могло быть по-другому. Но мне важно было показать вам ход возможного решения практической жизненной задачи с применением средств ТРИЗ. Конечно, это сказка. В реальности могло быть по-другому. Но мне важно было показать вам ход возможного решения практической жизненной задачи с применением средств ТРИЗ.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Технология ТРИЗ. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что же такое ТРИЗ? Т – теория Р – решения И – изобретательских З – задач это уникальный инструмент для: поиска нетривиальных идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Положительные стороны ТРИЗ: У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления.

Методы в ТРИЗ Метод фокальных объектов; Морфологический анализ; Мозговой штурм; Системный оператор; Метод противоречий.

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Что же такое ТРИЗ? Т – теория Р – решения И – изобретательских З – задач это.

Что же такое ТРИЗ? Т – теория Р – решения И – изобретательских З – задач это уникальный инструмент для: поиска нетривиальных идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ – это определённая последовательность действий и разл.

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ – это определённая последовательность действий и различные методы образовательного процесса, такие как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов применяемые с учётом активного мышления и воспитания творческой личности, для решения сложных задач в различных сферах деятельности.

ДЕВИЗ ТРИЗ «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство р.

ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР 15.10.1926 - 24.09.1998 Генрих Саулович Альтшулле.

ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР 15.10.1926 - 24.09.1998 Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии 1. Развитие у ребёнка естественной по.

Цели ТРИЗ как педагогической технологии 1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой. 2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития. 3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации. 4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения. 5. Воспитание определённых качеств личности 6. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей

Возможности применения ТРИЗ позволяют: 1) заменить хаотичный перебор варианто.

Возможности применения ТРИЗ позволяют: 1) заменить хаотичный перебор вариантов алгоритмическим - операции мышления осознанные и управляемее 2) рефлексия собственных мыслительных процессов говорит о видении проблемы (то есть умеет анализировать ресурсы и вычленяет главные моменты и структурные единицы ситуации), 3) в соответствии с алгоритмом строит (производит анализ через синтез) 4) разрешает (делает умозаключения, опирающиеся на различные операции мышления) противоречия.

Психологическая основа ТРИЗ- понимание процесса творческого мышления как един.

Форма обучения учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений. Посколь.

Форма обучения учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений. Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества

Использование ТРИЗ способствует формированию следующих знаний и умений: Сист.

Использование ТРИЗ способствует формированию следующих знаний и умений: Системное и ассоциативно-образное мышление. Развитие воображения.

Основные функции ТРИЗ

Основные функции ТРИЗ

Принципы ТРИЗ - педагогики Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип.

Принципы ТРИЗ - педагогики Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности (ИКР — идеально конечный результат)

Основные этапы методики ТРИЗ

Основные этапы методики ТРИЗ


Положительные стороны ТРИЗ: У детей обогащается круг представлений, растет сл.

Положительные стороны ТРИЗ: У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. - ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ В ТРИЗ принято условную проблему/задачу дробить, формулиру.

Для ТРИЗ характерна открытая задача Отсутствует четко сформулированный вопрос.

Для ТРИЗ характерна открытая задача Отсутствует четко сформулированный вопрос Неясно, где и что именно требуется искать Не дается алгоритм; Есть противоречие Нет единственно правильного ответа Есть несколько вариантов, которые надо апробировать и выбрать наилучший


Алгоритм работы над задачей в системе ТРИЗ 1 Определите тип задачи: Изобретат.

Алгоритм работы над задачей в системе ТРИЗ 1 Определите тип задачи: Изобретательская задача — это когда есть цель, которую решателю требуется достичь, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед решателем возникает вопрос, как быть? Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоят вопросы: почему, как это происходит? Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: как сделать, чтобы происходило именно это явление?

Алгоритм работы над задачей в системе ТРИЗ 2. Сформулируйте к задаче противор.

Алгоритм работы над задачей в системе ТРИЗ 2. Сформулируйте к задаче противоречие, идеальный конечный результат (ИКР) 3. Выявите ресурсы 4. Примените приемы и принципы решения задач 5. Проанализируйте решения

ПРИМЕР ЗАДАЧИ Исследовательская задача. Отправляясь на охоту, медведица остав.

ПРИМЕР ЗАДАЧИ Исследовательская задача. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему? Изобретательская задача. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится, опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам? Ответ. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.

Методика решения задач. · выделять и формулировать противоречия; · выделять п.

Методика решения задач. · выделять и формулировать противоречия; · выделять противоречивые свойства; · находить часть системы, в которой возникло противоречие; · выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие; · формулировать идеальное решение; · мобилизовать ресурсы; · прогнозировать последствия предлагаемых изменений; · решать простые изобретательские задачи по схеме; · подбирать информацию для учебных задач; · формулировать задачи; · объяснять различные явления

Рекомендации по ведению занятий: Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-пе.

Рекомендации по ведению занятий: Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-педагогики ( А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) дают следующие рекомендации по ведению занятий: 1) Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход. 2) Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. 3) Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи. 4) Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации. 5) При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс. 6) Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения. 7) Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”. 8) Довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время. 9) Включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия! 10) За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому. 11) На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление. [11] 12) Оградить учеников от необдуманных инертных решений в виде выкриков, дать время подумать над возможным решением задачи, и только потом давать алгоритм ее решения.

Принципы на которых основывается данная технология 1. Принцип преодоления пси.

Принципы на которых основывается данная технология 1. Принцип преодоления психологической инерции 2. Принцип конкретности 3. Принцип бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития. 4. Принцип разностороннего подхода 5. Принцип идеальности. 6. Принцип двусторонности. 7. Принцип “Сам”. 8. Принцип объективности законов развития систем -- строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

Особые методы и приемы ТРИЗ 7. Алгоритм работы с информацией: варианты «сверт.

8. Системный оператор: технология анализа информации и составления вопросов Ц.

10. Метод каталога: дает нестандартные варианты решения и является улучше.

10. Метод каталога: дает нестандартные варианты решения и является улучшенным вариантом метода проб и ошибок, требуя выбрать случайную систему

Метод каталога:

Система оценивания идеальный повтор учебного материала («магнитофонная запись.

Три уровня выполнения заданий • первый (исполнительский) уровень заданий спос.

Три уровня выполнения заданий • первый (исполнительский) уровень заданий способствовал осознанию учеником личностного начала учения; • самостоятельно переводя собственный выбор с исполнительского на поисковый (второй) уровень заданий, учащийся расширял свою сферу деятельности и связей с окружением, изменяя мировоззрение и нацеливаясь на движение к следующему уровню саморазвития и самоутверждения; • третий (высший) уровень заданий позволил подростку реализовать активную творческую работу, прежде всего над собой

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не.

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.

Основателем является
Генрих
Саулович
Альтшуллер
(15.10.1926-24.09.1998)
Технология Г. С. Альтшуллера
в течение многих лет
с успехом использовалась
в работе с детьми на станциях
юных техников,
где и появилась
ее вторая часть —
творческая педагогика,
а затем и новый раздел ТРИЗ —
теория
развития
творческой
личности.

В настоящее время приемы и методы
технического ТРИЗ
с успехом используются в детских садах
для развития у дошкольников
изобретательской смекалки,
творческого воображения,
диалектического мышления.

Цель ТРИЗ — не просто развить
фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих
процессов. Дать в руки воспитателям
инструмент по конкретному
практическому воспитанию у детей
качеств творческой личности,
способной понимать единство и
противоречие
окружающего мира,
решать свои маленькие
проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это
программа коллективных игр и занятий с
подробными методическими рекомендациями
для воспитателей. Все занятия и игры
предполагают самостоятельный выбор
ребенком темы, материала и вида
деятельности.
Они учат детей выявлять
противоречивые свойства предметов, явлений
и разрешать эти противоречия. Разрешение
противоречий — ключ к творческому
мышлению.

Методы и приемы технологии ТРИЗ
можно использовать во всех разделах
воспитания ребенка
Кружковая
работа
Праздники
НОД
по различным
областям
ТРИЗ
Вечера
развлечений
Работа
с педагогами
ДОУ
Работа
с родителями
Индивидуальная
работа с детьми
Физминутки

Методика располагает как
индивидуальными, так и
коллективными приемами активизации
деятельности.
Метод проб и ошибок – наш
врожденный метод мышления. Поняв
задачу, мы поочередно выдвигаем идеи,
оцениваем их, и если они нам не
нравятся, отбрасываем и выдвигаем
новые.

Метод морфологического анализа
появился в середине 30-х годов XX
века, благодаря швейцарскому
астрофизику Фриц Цвикки,
который использовал его
исключительно для решения
астрофизических задач.

Еще один вид активизации мышления
Морфологического анализа –
Круги Луллия.
Сам круг сделан из нескольких кругов
разного диаметра, нанизанных на
общий стержень. Все круги разделены
на одинаковое количество секторов.
Круги подвижны. С помощью
Кругов Луллия закрепляются и
систематизируются знания детей об
объектах
окружающей
действительности.

Метод фокальных объектов предложен
американским психологом Чарльзом
Вайтингом
Выбирается предмет, который мы хотим
усовершенствовать или придать другие
обычные и необычные свойства.
Фея
Шар
Костер
Добрая
Расписной
Большой
Красивая
Летучий
Жаркий
Воздушная
Мыльный
Яркий
Матрешка
Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

Метод Мозгового Штурма предложен
американским учёным Алексом Осборном,
используется для активизации мыслительных
операций, развития ассоциативных связей, как
групповое и индивидуальное обсуждение
разнообразных проблемных ситуаций. Например,
нужно придумать и сочинить необычный рисунок,
а изобразительных материалов нет. Как быть? Что
же делать? То есть ставится некая задача, решение
которой дети предлагают сами. Главное в том,
чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже
самые невероятные и нереалистические
идеи и решения.

Метод синектики предложен Уильямом
Гордоном в50 годы XX столетия– возможности
метода – незнакомое сделать знакомым, а
привычное – чуждым. В основе такой работы
лежат прием: Эмпатии – личностного
уподобления –
способности ребенка отождествлять
себя с кем-либо или чем-либо,
уметь сопереживать объекту.
Очень удачен этот прием на
физкультминутках.

Метод каталога.
Был разработан в 20-х годах XX века
профессором Берлинского университета
Эмилем Кунце. Этот метод успешно
адаптирован к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени
решить проблему обучения дошкольников
творческому рассказыванию.

ММЧ( метод маленьких человечков).
Суть методики в том, что дети представляют
себе маленьких человечков, которые живут,
действуют в окружающих предметах и
явлениях. Игра в маленьких человечков
позволяет представить фазовые переходы
веществ, моделировать строение веществ и
процессы, происходящие в них, способствует
развитию логического мышления, внимания,
наблюдательности, сообразительности,
позволяет делать умозаключения.

Системный оператор
Работа с системным оператором
предполагает формирование у ребёнка
умение анализировать и описывать
систему связей любого объекта
материального мира: его назначение,
динамику развития в определённый
отрезок времени, признаки и строение.

Читайте также: