Работа с одаренными детьми в дши методический доклад

Обновлено: 18.05.2024

Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_dlya_odarennykh_detey.docx 21.79 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п. Октябрьский Радищевского района

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ

«Особенности работы с одаренными детьми в условиях

Гаврилова Резида Венеровна,

преподаватель МОУ ДОД Детская школа искусств

Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку творческого потенциала обучающихся.

Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования детей.

  • выявление у ребенка мотивации к заинтересовавшей его деятельности;
  • создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала;
  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению.
  • создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития
  • обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.
  • повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Данная методическая разработка ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера:

  • проблемного и проективного обучения,
  • здоровьесберегающих технологий,
  • игровых технологий
  • информационно-коммуникационных технологий.

Конкретные цели обучения одарённых детей определяются с учётом качественной специфики определённого вида одарённости. Приоритетными целями обучения детей с общей одарённостью для нас стали:

- развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одарённого ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

Педагогический опыт работы подсказал, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.

Работа по выявлению одарённых детей в учреждении включала в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей;

Творческая одарённость: - чрезвычайно любознателен в самых различных областях. Мы выделяем основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ.Выделив суть одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги нашего образовательного учреждения, каждый для себя, решил, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными.

Суммируя всё выше сказанное, можно сказать, что программы индивидуального развития для одарённых детей должны:

- обеспечивать самостоятельность в учении;

- развивать методы исследовательской работы;

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей;

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных

критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является преподаватель. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми.Большинство педагогов нашего образовательного учреждения верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей.

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности. Безусловно, что методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

Преподаватели Октябрьской ДШИ осознают, что - индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;

- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;

- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;

- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;

- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;

- привлечь родителей к участию в деятельности нашей школы;

Данная методическая разработка направлена на разработку системы работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.

Особенностью методической разработки является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся.

1. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

2. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.

3. Бахтин М.М. Одарённые дети. - М.: Прогресс, 1991.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.


Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов.

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования


Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы).


Статья "Особенности работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС"

В статье приводятся теоретические положения, касающиеся работы педагога с одаренными детьми. Рассматривается нормативно-правовое обоснование данной деятельности, приводится характеристика педагогическ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на тему: «Работа с одаренными

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

- способность к переживанию в форме музыкальных образов;

- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность.

Педагогическое воздействие основывается на слушании музыки, пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах (детский оркестр), музыкально-дидактической игре, игре-драматизации. В них укладывается не только традиционное содержание, но и такие разделы, как формирование ладового чувства (в музыкально-дидактической игре), постановка певческого голоса, обучение нотной грамоте, формирование детского музыкального творчества (в игре-драматизации). Вообще все занятия проводятся в увлекательной форме детского музицирования и вызывают у детей живой эмоциональный отклик.

Комплекс способностей формируется в каждом виде музыкальной деятельности, поскольку музыка едина и включает в себя все структурные элементы, отражением которых и являются способности. Однако некоторые виды музыкальной деятельности имеют преимущества в отношении развития той или иной способности. Так, становление мелодического слуха происходит главным образом в пении; формирование чувства ритма – в движениях под музыку; репродуктивного компонента музыкального мышления – путем слушания и анализа исполняемых произведений и т.п.

Задания, направленные на развитие музыкальных способностей:

Слушание музыки – активный процесс музыкального восприятия мышления. Отмечу последовательность этапов работы над музыкальным произведением.

В пении проходит становление мелодического слуха в единстве двух его компонентов: перцептивного (ладовое чувство) и репродуктивного (певческий голос). Для того чтобы дети пели эмоционально и выразительно привлекаются необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов. Специальное внимание чистоте интонирования и певческому дыханию.

Движения под музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

Музыкальная игра представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация.

Перед вокальной группой я ставлю следующие задачи:

формирование устойчивого интереса к пению;

обучение выразительному пению;

обучение певческим навыкам;

развитие слуха и голоса детей;

формирование голосового аппарата;

развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

сохранение и укрепление психического здоровья детей.

При работе с одаренными детьми я учитываю индивидуальные способности каждого ребенка, т.к. дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Для развития всех трёх компонентов музыкальности ( по Б.М. Теплову) применяю специальные упражнения способствующие развитию ладового чувства, музыкально слуховых представлений, чувства ритма. Также использую музыкотерапевтические распевки для профилактики и развития правильного дыхания и повышения самооценки.

В процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях вокалом должно быть постепенным, без торопливости, расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, слежу за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять. Учащиеся, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также веду индивидуальную работу. Репертуар подбираю таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

Все песни должны соответствовать вокальным, возрастным, физиологическим, музыкальным возможностям и интересам детей.

Приложение 1

Критерии уровней развития музыкальности по С. Мерзляковой

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Приложение 2

Диагностика музыкальных творческих способностей детей

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

Средний уровень – образная звукоимитация.

Низкий уровень – отказ.

2) Вопросно-ответные интонации.

Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

Средний уровень – на одном звуке.

Низкий уровень – проговаривание ответа.

3) Сочинение простейших попевок.

Высокий уровень – самостоятельно.

Средний уровень – точно копирует педагога.

Низкий уровень – копирует неточно.

2. Игра на музыкальных инструментах.

1) Изобразить на инструменте звуки окружающего мира

Высокий уровень – тембровое соответствие.

Низкий уровень – тембровое несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое однообразие.

3) Сочинение на заданный стихотворный текст.

Высокий уровень – мелодическое разнообразие.

Средний уровень – 1-2- звука.

Низкий – на 1 звуке.

1) Ритмизирование стихов хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень - 1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень - беспорядочный ритм.

3) Сочинение ритмических композиций.

Высокий уровень – использование ритмоформулы.

Средний уровень – воспроизведение метр.

Низкий уровень – беспорядочный ритм.

1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.

Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.

Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.

2) Создание динамического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Низкий уровень – отказ.

3) Создание статического образа.

Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение ситуации.

Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.

Автор: Каданев Олег Игоревич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 50"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50
Раздел: дополнительное образование

Каданев О.И., преподаватель гитары

МБОУ ДО "Детская школа искусств № 50", г. Кемерово

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДШИ № 50

Развитие методов работы с одаренными детьми является одной из основных

дополнительного образования является поддержка учащихся в их самоопределении,

Дополнительное образование в

ДШИ рассматривается как этап предварительной

предпрофессиональной подготовки. В связи с этим на педагога дополнительного

следующей профессиональной ступени обучения.

К сожалению большинство дипломов об окончании детских школ искусств

и понятие престижа профессии в обществе изменились.

Анализируя современную ситуацию в области дополнительного образования, можно

выделить следующие проблемы:

1. Трудности в финансировании учреждений дополнительного образования.

2. Отсутствие надлежащего статуса для учителей.

3. Проблема заинтересованности молодежи в профессиональной деятельности

профессии на их взгляд: экономист, юрист, врач, в связи с этим уже наблюдается

нехватка специалистов в области культуры и искусства.

Таким образом, на сегодняшний день выявление и развитие одаренных детей

образования. Главная цель в этом направлении создать систему в соответствии с их

дальнейшего профессионального обучения создав таким образом условия для их

реализовать себя. Причина этого в том, что

зачастую одаренные дети сложно

адаптируются в обществе. В этой ситуации профильное обучение и должно стать

выходом, поскольку оно позволяет более полно учитывать интересы, предпочтения и

Одаренные дети – дети с огромным потенциалом развития, в отличии от их

одаренный ребенок такой же, как и все, только немного лучше и определил другое

понимание. Одаренный ребенок не просто опережает своих сверстников по целому

ряду параметров развития – это ребенок, который качественно отличается от своих

одаренность - это не только высокий IQ, но и результат сочетания трех основных

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

таких достижений в определенном типе деятельности.

Одаренные дети имеют:

выше по сравнению с большинством интеллектуальных способностей,

восприимчивости к обучению, творческих возможностей и проявлений;

преобладающая активная познавательная потребность;

испытавает радость приобретения знаний, умственной работы.

На уровень развития таланта ребенка влияет не только его способность усваивать

знания и навыки, но и окружающее пространство, в котором он растет. Открытие

таланта ребенка требует атмосферы психологического спокойствия, и именно это

о б е с п е ч и в а е т

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я .

специальных учебных программ для удовлетворения потребностей и возможностей

этой категории обучающихся и обеспечения дальнейшего развития их талантов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач современной педагогической деятельности. Цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической поддержки учащимся в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере, ДМШ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки.

Работы с одаренными детьми в ДМШ

Развитие системы работы с одаренными детьми – одна из главных задач современной педагогической деятельности. Цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической поддержки учащимся в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере, ДМШ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки.

Ни для кого не секрет, что свидетельства об окончании музыкальной школы, лежат в дальних ящиках, а профессию музыканта или педагога выбирают единицы, так как приоритеты в приобретении профессии и понятия престижности профессии в обществе изменились.Анализируя ситуацию в дополнительном образовании в настоящее время, можно обозначить следующие проблемы:

Сложности финансирования учреждений дополнительного образования.

Отсутствие должного статуса у педагогов.

Проблема подготовки молодежи к профессиональной деятельности. Многие выпускники школы стремятся получить престижные профессии – экономиста, юриста, врача, а вместе с тем в сфере культуры и искусства уже наблюдается нехватка специалистов.

Таким образом, выявление, поддержка и развитие одаренных детей становится одной из главных задач современного образования. Стратегической целью в этом направлении является формирование системы работы с одаренными детьми через создание условий для выявления, поддержки и из развития, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, поощрения и развития мотивации дальнейшего профессионального обучения.

Проблема детской одаренности на сегодняшний день является особенно важной, так как по последним данным, 20% детей считаются одаренными, но лишь 2-5 % реализуют себя. Причиной этого является то, что одаренные дети часто не могут адаптироваться в социуме. Профильное обучение кА раз и является выходом из сложившейся ситуации, так как оно позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Одаренные дети – это дети, обладающие потенциалом развития большим, чем у сверстников. Современные психологи пересмотрели представление о том, что одаренный ребенок – это такой же, как все, только немного лучше, и определили иное понимание. Одаренный ребенок не просто опережает своих сверстников по ряду параметров развития – это ребенок, качественно отличающийся от сверстников. Согласно определению американского ученого Джозефа Рензули, одаренность – это не просто высокий коэффициент интеллекта, это результат сочетания трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, мотивации.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:

более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

доминирующую активную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

На уровень развития одаренности ребенка влияет не только его способность усваивать знания и умения, но и жизненное пространство, в котором он вырастает. Для раскрытия одаренности ребенка необходима атмосфера психологического комфорта, и именно такие условия обеспечивает система дополнительного образования.

1. Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. Таким образом, для того чтобы способности учащегося успешно развивались, необходимо соблюдение следующих условий:

более раннее и полное выявление музыкальных способностей, имеющихся у ребенка;

активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых его способности развиваются;

наличие педагогов, которые сами обладают развитыми способностями соответствующего типа;

использование современных развивающих методов и средств обучения;

стимулирование развития способностей, через мотивацию к дальнейшему профессиональному обучению.

3. Расширение кругозора посредством посещения театров, концертов, музеев, выставок. Творческое использование преподавателем различных коллективных форм общения – от бесед на уроке и во время классных часов, до совместных посещений театров, филармонии и т. д., может способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению детей к занятиям.

4. Создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний. В жизни детей выступление в концерте или конкурсе занимает особое место. В целях поощрения одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности проводятся открытые выступления. Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсная деятельность. Главным результатом совместной работы учеников и педагога является участие в конкурсах. Целью проведения конкурсов различного уровня является выявление одаренных детей, создание стойкой мотивации к исполнительской деятельности, поддержка творчества. В музыкальной школе существуют богатые возможности для реализации основных направлений в этом плане – школьные, региональные, Всероссийские и Международные. Вовлечение учащихся в систему творческих конкурсов – важная ступень в творческой деятельности учащихся, которым предоставляется возможность публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и компетентности. Дипломы, полученные на конкурсах, помогают учащимся оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые происходят с детьми:

ожидания становятся более реалистичными, связанными с полученными результатами и успехами;

дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;

повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, они начинают выбирать более трудные задачи.

Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших усилий и серьёзного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После концерта следует обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе. Подобная целенаправленная работа способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанному выбору профессии.

Также необходимыми условиями для достижения устойчивых положительных результатов в работе с одаренными детьми являются посещения мастер-классов и сотрудничество с родителями.

При организации работы со способными детьми необходимо опираться на следующие рекомендации для повышения творческой активности:

доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы;

использование разнообразных и новых видов деятельности для стимулирования развития детей;

поощрение высказывания оригинальных идей;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

В работе с одаренными детьми необходимо научиться работать нестандартно, находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося. Одаренные дети, участвуя в творческой деятельности, создают прекрасный мир, а задача преподавателей ДМШ – помочь им обрести своё место в этом мире.

1. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И. Султанбаева. – Абакан, 1999.

2. Одаренность //Словарь-справочник по педагогике /Авт,-сост. В. А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2004. - С.249-250.

3. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 210 с.

4.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.

Читайте также: