Пушкин в самарском крае доклад

Обновлено: 30.06.2024

По следам Пушкина

В сентябре 1833 года Александр Сергеевич Пушкин проездом побывал в Самарском крае. Он собирал материалы об истории пугачевского бунта и посещал только те места, где останавливался Пугачев, поэтому проехал мимо Самары.

Встретиться с известным поэтом мечтали многие самарские поклонники его таланта. Узнав о том, что он находится совсем рядом, чета помещиков Шелашниковых, две их дочери и подруга дочерей Евгения Воронина срочно выехали из Самары, надеясь увидеть Пушкина в Оренбурге. Дневник этой поездки вела Воронина. Она, несомненно, обладала литературным даром и сделала очень интересные записи, хотя так и не встретилась с поэтом. Письма Ворониной из Оренбурга своей матери нашел и опубликовал известный самарский краевед Анатолий Иванович Носков.

Имя великого русского поэта в то время было незнакомо простому народу. Сейчас мы дорожим каждым словом знавших его людей. Прекрасно, что воспоминания о Пушкине сохранились в записях самарской современницы.

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

26 сентября 1863 г. Исполняющим обязанности самарского губернатора назначен Мансуров Николай Павлович. Он вступил в должность сразу по прибытии в Самару 17 ноября. Николай Павлович впервые в России создал уездные земства в Самарской губернии, и сам возглавил губернский комитет по ведению земских органов. Он осуществил в Самаре судебную и финансовую реформы, при нем было открыто самарское отделение Государственного банка.

26 сентября 1865 г. Состоялось освящение евангелическо-лютеранской церкви Святого Георгия на углу улиц Дворянской (Куйбышева) и Предтеченской (Некрасова). Задумывалась и строилась она купцом Е.Н.Аннаевым на свои средства как римско-католическая церковь. Однако польское восстание 1863 года сделало невозможным ее открытие. Егор Никитич подарил здание евангелическо-лютеранской общине, которая достроила и открыла церковь.

Дополнительно о нем у нас в календаре за 12 июня:

26 сентября 1918 г. Союз грузчиков, металлистов, швейников, электромонтеров, строителей, пищевиков и ряд других отказываются делать отчисления 1,5% от зарплаты в кассу безработных, требуя переработки устава кассы. Союзы торгово-промышленных служащих и печатников на отчисления согласились.

О чем писали самарские газеты

О событиях этого дня из других источников:

Архивы Самарской области
26 сентября в истории губернии и области.

1863 год. Исполняющим обязанности Самарского губернатора назначен камер-юнкер Двора Его Императорского Величества Мансуров Николай Павлович, который прибыл в Самару 17 ноября и сразу вступил в должность.

1865 год. В г.Самаре построена и освящена лютеранская кирха (строительство было начато в 1862 году). Богослужение до 1868 года совершалось приезжавшими пасторами, а в 1868 году был назначен постоянный пастор Э.Иогансон.

1931, 26 сентября. В г.Самару прибыла группа норвежских спортсменов – рабочих кожевенных заводов и верфи.

1979 год. В областном центре начала работу 1 Всесоюзная конференция по проблемам детской оториноларингологии, приуроченная к проходившему тогда Международному году ребенка.

2000 год. Тольяттинец Алексей Немов завоевал золотую медаль в упражнениях на перекладине и бронзовую медаль в упражнениях на брусьях на XVII-ых Олимпийских играх в г.Сиднее (Австралия).

В Самарском крае много мест, связанных с именем А.С. Пушкина.

16 сентября 1833 года поэт проехал через самарские сёла Красный Яр – Алексеевка - Борское для того, чтобы изучить и собрать материалы для своей книги о Пугачёве. Так что наш край оставил след не только в жизни и творчестве писателя, но до сих пор мы сталкиваемся с эти великим именем.

Цель моей работы:

Изучить родной город Самару и выявить какой след оставил А.С.Пушкин в судьбе города.

За воздвигнутым в 1888 году краснокаменным теремом драматического театра остался большой, без единого деревца и кустика пустырь, которым заканчивалась левая сторона Саратовской(Фрунзе) улицы. То был неистощимый источник пыли во время летних ветров и средоточие грязи весной и осенью. Довольно обширный “жареный бугор” этот (в то время закулисно-хозяйственная часть театра не простиралась так далеко, как сейчас) не один год находился во власти самарских мальчишек и коз. Последние, естественно, владели им сезонно — до тех пор, пока там оставалась хоть одна живая травинка.

Но даже в таком первобытном виде это возвышавшееся над Волгой место считалось едва ли не самым красивым и привлекательным в городе. Отсюда открывался прекрасный вид на широкую излучину Волги, Жигулевские Ворота, часто подернутые прозрачной дымкой.. Поэтому не случайно, когда передовая Россия решила всенародно отметить 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, взоры горожан, причастных к проведению юбилейных торжеств в Самаре, обратились и к этому пустырю за драмтеатром

В последнем десятилетии XIX века в Самаре знали и помнили, что А.С.Пушкин в 1833 году побывал в Самарской губернии. Пребывание Пушкина в Самарской губернии отражено в его творчестве. Был изменен план повести "Капитанская дочка" - в ряде глав действие происходит в наших краях.

Хотя пушкинские торжества 1880 и 1899 годов проходили в общем российском потоке, в нашем городе они отличались активностью и основательностью. Так, в мае 1880 года, когда в России праздновалось открытие в Москве памятника Пушкину, в Самаре прошли чествования поэта в мужской гимназии и народное гулянье с фейерверком в Струковском саду.

Наш город оказался в числе десяти провинциальных городов, отметивших это событие, а если взять Россию в её нынешних границах, то в числе немногих пяти городов. Перечислим их: Орёл, Псков, Самара, Тула, Царское Село.

В 1899 году Россия широко отметила 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина. В Самаре наряду с текущими юбилейными действиями – церковными службами, чтениями, утренниками, вечерами, народными гуляньями, дарением пушкинских книг учащимся, статьями в газетах – были приняты решения, увековечить имя Пушкина в самом строе нашего города, - о создании Пушкинского сквера и присвоении намеченному к постройке Народному дому имени великого поэта. Пушкинский сквер и Пушкинский народный дом прошли через все испытания бурного XX века, существуют поныне, и, будем верить, ещё долго будут украшать наш город и нести самарцам имя Пушкина.

Также некоторые объекты в городе были названы в честь великого поэта: в третьей части города (такое было в те времена “районное” деление) открылась народная библиотека, названная Пушкинской. Нескольким училищам было присвоено имя Пушкина.

Вот в те весенние пушкинские дни круто изменилась и судьба пустыря за драмтеатром. Именно с него и начался школьный праздник древонасаждения, объявленный в честь столетия А. С. Пушкина. Под руководством учителей и садовников учащиеся высадили здесь молодые деревца и саженцы, специально выписанные из Саратова. Так в Самаре возник рукотворный сквер имени Пушкина, сказочно преобразив и украсив самый конец Саратовской улицы.( ныне – это улица Фрунзе)

Однако через год Альфред Филиппович Фон Вакано взялся за дальнейшее благоустройство площадки – он был владельцем расположенного неподалёку Жигулёвского пивоваренного завода. На заседании Городской Думы в октябре 1902 года фон Вокано сообщил, что пушкинская площадка благоустроена и на ней построен павильон.

А чтобы навечно и “вещественно”, так сказать, закрепить имя поэта, на преображенном детскими и учительскими руками клочке самарской земли было решено установить бюст А. С. Пушкина. И он появился тут в 1905 году, на двухметровом кирпичном постаменте.

К тому времени сквер был обнесен высоким штакетником, деревья укрепились, а рядом с закулисной частью театра был построен и открыт красивый деревянный павильон, названный Пушкинским. Скромный белый бюст Пушкина долгие годы стоял в том его углу, что образуется нынешними улицами Фрунзе и Вилоновской.

В одном крыле Пушкинского павильона с декабря 1906 года открылась бесплатная библиотека, где в то революционное время скопилось много книг по истории, политике, социальным и экономическим вопросам, в другом — хозяйничали дети, родители и учителя. Потому-то весь этот “культурно-спортивный комплекс” и называли тогда “Семейно-педагогический кружок или Пушкинский сквер”, о чем гласила огромная вывеска, укрепленная на двух столбах и обращенная к Саратовской улице

В годы первых пятилеток в городе появились большие, современные стадионы, дворцы культуры и библиотеки, но Пушкинский сквер до самой Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания оставался скромным спортивным сооружением — маленьким стадионом, принадлежавшим уже Дому Красной Армии. (Павильон сгорел во время войны.) Когда стадион был передан в ведение Горзеленхоза, Пушкинский сквер решено было восстановить.

в 1968 году настал черед новой перестройки и полной перепланировки Пушкинского сквера, который виделся автору проекта реконструкции архитектору В. Смирнову как своеобразный культурный центр. Здесь, на открытом воздухе, в тени деревьев, предполагалось устраивать выставки работ куйбышевских художников и скульпторов.

В работе над заново отлитым большим портретом А. С. Пушкина участвовал тольяттинский скульптор В. А. Фомин. Вместе с архитектором А. Г. Моргуном они завершили художественное решение памятника, задуманного И. Б. Федоровым. Теперь А. С. Пушкин стоит недалеко от крутого косогора. Его решительный и вдохновенный взгляд устремлен на волжские просторы. Сам он легко прислонился к перилам, напоминающим перила волжской набережной, а руки его свободно и красиво лежат на них. Бюст установлен на высокой ребристой колонне, опирающейся на беломраморный квадратный постамент.

Вскоре после ввода в эксплуатацию Пушкинского народного дома на его балконе был установлен гипсовый бюст А.С.Пушкина работы самарского скульптора-любителя Вадима Николаевича Рейтлингера, родившегося в Самаре в 1880 году. В 1905 году идентичный гипсовый бюст Пушкина того же автора был установлен на двухметровом постаменте из оштукатуренного кирпича в Пушкинском сквере. Самара вошла в число двадцати двух городов Российской империи, имевших в 1905 году памятники Пушкину. Эти скромные первые памятники великому поэту в Самаре быстро сделались достопримечательностью города, неоднократно воспроизводились, начиная уже с 1906 года, на почтовых карточках, издаваемых в Самаре и Москве.

Интересно отметить, что памятники А.С.Пушкину в Самаре работы В.Н.Рейтлингера оказались первыми на берегах Волги. Следующий памятник поэту в волжском городе появился в Астрахани в 1937 году. Бюст Пушкина украшает фасад Пушкинского народного дома и в настоящее время. Памятник же этого скульптора в Пушкинском сквере, созданный из недолговечных материалов, к сожалению, не сохранился.

Картина Владимира Александровича Михайлова ярко показывает нам события 5 декабря 1905 года. Народный дом им. А.С.Пушкина был местом заседаний Самарского Совета депутатов трудящихся, который возглавлял Н.Е.Вилонов. В эту тревожную, зимнюю ночь к зданию для расправы с революционными силами были стянуты казачьи подразделения и жандармерия. Всё это лично видел из окон своей квартиры и запечатлел художник. Произведение вызвало яростное негодование буржуазной прессы. Цензоры запретили Михайлову распространять фотографии этих произведений. В настоящее время картина находится в самарском художественном музее.

Таким образом, по всей области решили увековечить память Пушкина:

О намерении открыть памятник А.С.Пушкину в Тольятти сообщили газеты 4 февраля 2004 года. Над памятником работает тольяттинский скульптор Николай Колесников.

Остаётся пока никак не отмеченным имя Пушкина в селениях Самарской губернии, через которые поэт проехал в 1833 году. Следовало бы установить памятные стелы в райцентрах Красном Яре и Борском, а так же в посёлке Смышляевка.

С дореволюционных времён в Самаре в бывшем Мещанском посёлке существовала улица Пушкинская. Она обозначена на плане Самары 1910 года (параллельная Чернореченской улице и соседняя с ней). В 1966 году Пушкинская улица, входившая в Ленинский и Самарский районы, исчезла с карты города в связи с реконструкцией и перепланировкой его старой части.

Была с 1910 года улица Пушкина и в посёлке Зубчаниновке, который в 1942 году вошёл в состав Куйбышева-Самары. Однако уже давно эта улица переименована в Сокскую.

Отрадно отметить, что недавно в Самаре появилась улица Пушкина, ранее это была часть улицы Братьев Коростелевых, а для самарцев и гостей города открыт литературный музей, названный именем великого русского поэта.

Пушкин – это имя сопровождающее нас всю жизнь. Впервые мы его слышим от пап и мам, бабушек и дедушек в самом раннем возрасте, когда еще мы не умеем писать и читать. Он входит в наши души чудесной сказкой с синем лукоморьем, морскими богатырями и волшебной золотой рыбкой. Сказки Пушкина – это первые наши книги и самые лучшие!

Изучив Самару и область, я узнала, что с именем великого поэта очень много связано, хотя и был на нашей земле он проездом.

Не стоит говорить о вечности, понятие это многогранно. Но ясно одно: вечность не подвластна времени. Слово Пушкина столь же сильно и проникновенно действует на нас, как действовало на его современников и будет действовать на наших потомков. Оно стало достоянием вечности и наш город и область является ярким примером!



День вместе с Пушкиным. Конечно же не один день… Творчество русского Поэта становится нам известно уже в детстве. С трудом можно найти человека, который не знает хотя бы пару строк из бессмертных произведений Пушкина на память. Многие фразы из произведений Поэта стали цитатами в жизни, и мы, вставляя их в свою речь, порой не замечаем этого. Мы говорим на одном языке.[cut=Читать далее. ]

Праздник этот отмечается ежегодно и является Всероссийским. В этот день слушаются поэтические произведения А.С. Пушкина и многих других поэтов. На этот праздник приезжают многие известные актеры театра и кино.

Другими словами, переоценить значение творчества этого знаменитого русского поэта практически невозможно.

Во все времена данный день не был обделен вниманием почитателей творчества великого писателя. Раньше — 6-ое июня именовалось не Пушкинским днем России, а Пушкинским праздником поэзии. Но отличие в названиях не умоляло статус этого дня. Поэтому ежегодно в память об Александре Сергеевиче Пушкине организовывались интересные и по-настоящему торжественные мероприятия.

Всегда находились люди, которые на должном уровне чтили память писателя и поэта в этот летний день.


Интересным фактом является то, что с 2011 года Пушкинский день России получил второе название – День русского языка. Соседство таких двух праздников нельзя назвать случайным и нелогичным, так как язык, на котором творил А.С. Пушкин является высокохудожественным и всегда брался за пример другими писателями и поэтами.


День русского языка получил не только всероссийский статус. В ООН его также отмечают. Это связано с существующей программой развития многообразия в культуре и языковой сфере.


Весь сегодняшний день мы посвятим Александру Сергеевичу Пушкину. Пушкин и Самара.


Был ли Пушкин в Самаре — вопрос до сих пор открытый. Но можно сказать твердо: на землю Самарской губернии нога Пушкина ступала.


О том, что величайший русский поэт бывал в Самаре, можно только догадываться. Однако нет и фактов, утверждающих обратное.


Карта поездки А.С.Пушкина по Поволжью и Приуралью в сентябре 1833 г.

Самара могла быть интересна Пушкину как город, открывший ворота пугачевскому

Из писем Поэта к жене видно, что с 5 до 8 сентября 1833 года он был в Казани, с 10 по 14 сентября в Симбирске, 19-го в Оренбурге. Как полагал исследователь, 16 или 17 сентября Пушкин вполне мог остановиться в нашем городе.


Первая статья А. Носкова была о записи Пушкина в дорожной книжке на мордовском языке, которую он сделал, будучи в нашем крае. Долгое время эту запись не могли расшифровать. Оказалось, там речь шла о главном мордовском боге. Ведь мордва даже с принятием христианства соблюдала свои обычаи и не забывала языческую веру. Пушкин, будучи человеком любознательным, сделал эту запись.


В книгах и статьях А. Носкова немало удивительных открытий, связанных с Пушкиным и Самарским краем.

Так что наш край оставил след не только в жизни, но и в творчестве великого писателя.


Память об А.С.Пушкине — увековечена в Самаре.

В Самаре был создан в 1899 году силами учащихся и учителей Пушкинский сквер (за драматическим театром). Там же – установлен первый на Волге памятник Поэту.

Пушкинский сквер Самары

За воздвигнутым в 1888 году краснокаменным теремом драматического театра остался большой, без единого деревца и кустика пустырь, которым заканчивалась левая сторона Саратовской(Фрунзе) улицы. То был неистощимый источник пыли во время летних ветров и средоточие грязи весной и осенью.

Довольно обширный “жареный бугор” этот (в то время закулисно-хозяйственная часть театра не простиралась так далеко, как сейчас) не один год находился во власти самарских мальчишек и коз. Последние, естественно, владели им сезонно — до тех пор, пока там оставалась хоть одна живая травинка.

Но даже в таком первобытном виде это возвышавшееся над Волгой место считалось едва ли не самым красивым и привлекательным в городе.

Отсюда открывался прекрасный вид на широкую излучину Волги, Жигулевские Ворота, часто подернутые прозрачной дымкой… Поэтому не случайно, когда передовая Россия решила всенародно отметить 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, взоры горожан, причастных к проведению юбилейных торжеств в Самаре, обратились и к этому пустырю за драмтеатром…


Городской училищной комиссией была разработана программа пушкинских майских дней 1899 года. В театре и Доме трудолюбия прошли Пушкинские народные чтения и литературно-музыкальные вечера. Сбор от “пушкинского” спектакля драматического театра передан Обществу поощрения образования для оплаты обучения нуждающихся учеников. Свыше трех тысяч учащихся школ и училищ Самары получили по томику сочинений поэта, на что было выделено из юбилейных средств 900 рублей, в основном собранных по подписке.

В Третьей части города (такое было в те времена “районное” деление) открылась народная библиотека, названная Пушкинской. Для добросовестных учеников, нуждающихся в помощи, учреждены стипендии имени А. С. Пушкина.


Нескольким училищам было присвоено имя Пушкина. Успевающих учеников было решено освободить от экзаменов при переводе в следующий класс. По ходатайству училищной комиссии было разрешено закончить учебу и экзамены до 26 мая, с тем чтобы в праздновании 100-летнего юбилея поэта смогли принять участие все юные граждане города. (А ведь после гибели Пушкина, стремясь вытравить из памяти народной первого поэта России, министерство просвещения распорядилось не упоминать его имени в учебных курсах университетов и в научных занятиях “как человека нечиновного и в государственной деятельности себя не проявившего”.) Но гений Пушкина, его бессмертное художественное наследие, его влияние на отечественную литературу и национальное самосознание оказались столь могучи, что и духовенство вынуждено было отметить столетие со дня его рождения. Во всяком случае, в Самаре оно свое, “мероприятие” провело в кафедральном соборе, в присутствии учащихся городских школ, гимназий, реального училища и фельдшерской школы.


Вот в те весенние пушкинские дни круто изменилась и судьба пустыря за драмтеатром. Именно с него и начался школьный праздник древонасаждения, объявленный в честь столетия А. С. Пушкина. Под руководством учителей и садовников учащиеся высадили здесь молодые деревца и саженцы, специально выписанные из Саратова. Так в Самаре возник рукотворный сквер имени Пушкина, сказочно преобразив и украсив самый конец Саратовской улицы. А чтобы навечно и “вещественно”, так сказать, закрепить имя поэта, на преображенном детскими и учительскими руками клочке самарской земли было решено установить бюст А. С. Пушкина. И он появился тут в 1905 году, на двухметровом кирпичном постаменте. К тому времени сквер был обнесен высоким штакетником, деревья укрепились, а рядом с закулисной частью театра был построен и открыт красивый деревянный павильон, названный Пушкинским. Скромный белый бюст Пушкина долгие годы стоял в том его углу, что образуется нынешними улицами Фрунзе и Вилоновской.



В одном крыле Пушкинского павильона с декабря 1906 года открылась бесплатная библиотека, где в то революционное время скопилось много книг по истории, политике, социальным и экономическим вопросам. В другом — хозяйничали дети, родители и учителя. Потому-то весь этот “культурно-спортивный комплекс” и называли тогда “Семейно-педагогический кружок или Пушкинский сквер”, о чем гласила огромная вывеска, укрепленная на двух столбах и обращенная к Саратовской улице. В садике были установлены турники, шведские стенки, появились подвесные шесты и веревки для лазания. А в центре устроен теннисный корт на две площадки, огороженный высокой сеткой. Зимой корт превращался в отличную ледяную площадку, на которой, кстати, зародился первый в Самаре кружок фигурного катания.


Вокруг корта тоже был каток — довольно большое конькобежное кольцо. Здесь катались все желающие, и отсюда же взяла старт история конькобежного спорта Самары. Не дремали и любители классической, или французской, как ее тогда называли, борьбы. Они отвоевали одну комнату в Пушкинском павильоне и стали там заниматься. В 1907 году в борцовской комнате побывал знаменитый русский богатырь Иван Поддубный, показавший самарским силачам приемы борьбы. В годы первых пятилеток в городе появились большие, современные стадионы, дворцы культуры и библиотеки, но Пушкинский сквер до самой Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания оставался скромным спортивным сооружением — маленьким стадионом, принадлежавшим уже Дому Красной Армии. (Павильон сгорел во время войны.) Когда стадион был передан в ведение Горзеленхоза, Пушкинский сквер решено было восстановить.
Года через три-четыре тут возник уютный садик с низкой железной оградой, сменившей деревянный забор, с огромной клумбой в центре, от которой в разные стороны лучисто шли коротенькие аллеи. Клумбу венчал еще более скромный, чем первый, каменный постамент с цементным беленым бюстом Пушкина, смотревшим уже на улицу Фрунзе, на центральный вход в садик. Прошло еще несколько лет, и в 1968 году настал черед новой перестройки и полной перепланировки Пушкинского сквера, который виделся автору проекта реконструкции архитектору В. Смирнову как своеобразный культурный центр. Здесь, на открытом воздухе, в тени деревьев, предполагалось устраивать выставки работ куйбышевских художников и скульпторов.



В работе над заново отлитым большим портретом А. С. Пушкина участвовал тольяттинский скульптор В. А. Фомин. Вместе с архитектором А. Г. Моргуном они завершили художественное решение памятника, задуманного И. Б. Федоровым. Теперь А. С. Пушкин стоит недалеко от крутого косогора. Его решительный и вдохновенный взгляд устремлен на волжские просторы. Сам он легко прислонился к перилам, напоминающим перила волжской набережной, а руки его свободно и красиво лежат на них. Бюст установлен на высокой ребристой колонне, опирающейся на беломраморный квадратный постамент.
Открыла памятник, произнеся проникновенное слово о Пушкине, почетный гражданин города, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Вера Александровна Ершова. То была радость приобщения к высокому и вечному, звучавшая и в стихах А. С. Пушкина, и в музыке, исполняемой квартетом филармонии, и в речах многих выступавших, среди которых был и почетный гость — сын Алексея Николаевича Толстого – Никита Алексеевич Толстой.


Из истории памятника Поэту в Самаре


Дважды снимали установленный в пушкинском сквере памятник Александру Сергеевичу, но великий поэт каждый раз возвращался обратно, и каждый раз в новом обличье.


Вот как историю памятников Самары рассказывает архитектор Алексей Григорьевич Моргун:

«Второй памятник Александру Сергеевичу был установлен уже после войны, в 1949 году, в том же Пушкинском сквере, но уже в другом месте и на пьедестале из камня. Бюст из бетона был изготовлен московским скульптором Владимиром Николаевичем Домогацким. Второму памятнику тоже не повезло – в 1962 году бетонный Пушкин был демонтирован. И лишь в 1985 году в пушкинском сквере, вновь на другом месте, был воздвигнут ныне существующий памятник из металла.

На постаменте-колонне был установлен скульптурный бюст Александра Сергеевича. Этот третий по счету самарский памятник был создан самарским скульптором Игорем Борисовичем Федоровым, выпускником Ленинградского художественного училища им. Мухина.


И.Б.Федоров в мастерской за работой над бюстом поэта.

Игорь Борисович много лет продуктивно проработал в должности главного художника нашего города и создал множество высокопрофессиональных композиций для городской среды. Он же разработал модель этого памятника, отформовал его, подготовил к отливке в бронзе.

История с созданием третьего памятника развивалась так:



После поиска различных вариантов композиции памятника мы пришли к тому, который частично представлен на фотографиях. Жаль только, что первоначальный замысел не был осуществлен в полном объеме. Отсутствует предусмотренный проектом фрагмент классической капители на беломраморной плите основания для возложения на нее цветов. Не установлена перед памятником копия царско-сельской чугунной скамьи, на которой когда-то сидел молодой Пушкин с друзьями, нет около памятника чугунного фонаря, такого, какие были в Петербурге тех лет. Все это, конечно, снизило колорит замысла.

Литье бюста и колонны поручили одному местному сталелитейному предприятию, которое в основном отливало крупные металлические детали (в том числе задвижки для инженерных коммуникаций, крышки для колодцев и пр.). Искусство отливки тонкостенных фигур по классической технологии им было неведомо. Поэтому, хотя и неумышленно, но заводчане безнадежно испортили отливку, сожгли бронзу. Мы, авторы, невероятно расстроились из-за случившегося. Я запретил дальнейшие работы, а уцелевшие формы для бюста были упрятаны в каком-то цеховом колодце. Как выяснилось – надолго.


Модель памятника, выполненная И.Б.Федоровым


У Игоря Борисовича и так-то было нездоровое сердце, и он, молодой, к сожалению, не дожил до изготовления и открытия этого замечательного памятника поэту: ушел из жизни в 1981 году.

Лишь через много лет мне удалось частично осуществить наш общий замысел. И вот как. Я узнал, что в город Тольятти переехал из Челябинска и обосновался там скульптор Виктор Алексеевич Фомин, который перенял от своего отца – литейщика, все тонкости художественного литья объемных скульптур методом т.н. восковой выплавки. Он восстановил поврежденную модель, отлил ее из металлического сплава, обработал ее поверхность под старую бронзу. Мне же удалось найти в городе беломраморные блоки и красные гранитные полированные плиты для окантовки основания задуманной композиции.


Не менее тесно история самарского памятника Пушкину была связана с самарским Пушкинским домом. Решение о строительстве Народного дома с театральным залом на 600 мест, библиотекой-читальней и чайной столовой за счет средств Попечительства о народной трезвости было принято еще в 1898 году, а в июле следующего 1899 года гласный городской Думы А.А.Смирнов предложил присвоить Народному дому имя А.С.Пушкина.


В декабре 1903 года Пушкинский народный дом, в строительстве которого большую роль сыграли архитектор Ф.П.Засухин и все тот же А.Ф. фон Вакано (на его средства были сделаны подвижная сцена и внутренний противопожарный водопровод), был освящен и открыт для посетителей. А спустя несколько месяцев на балконе пушкинского дома был установлен гипсовый бюст поэта работы самарца В.Н.Рейтлингера. Вадим Николаевич, родившийся в Самаре в 1880 году, хоть и был художником-самоучкой, но блестяще справился с задачей.


Фасад Пушкинского дома после реставрации. Современное состояние.


В процессе работы музейный фонд пополнялся материалами о жизни и творчестве поэта, что привело к расширению музея.

Являясь связующей нитью поколений, хранителем и проводником традиций прошлого, исторического и культурного наследия нашего народа, музей ориентирован на развитие духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения через приобщение их к русской культуре, науке и искусству, через обращение к отечественной истории.

Самарский литературный музей-студия активно поддерживает связь с музеями Пушкина в других городах России с помощью переписки, поездок и общения, в том числе дистанционного (с помощью Skype). Отрадно, что в музей приезжают и зарубежные гости.


Сегодня в Самаре традиционно состоится праздник, посвященный Дню русского языка – Пушкинскому дню России.

Основные события развернутся в сквере имени А.С. Пушкина и в саду усадьбы Клодта.

Пушкин и Самара, автор В.Карасёв

Блог самарских краеведов

Персональный сайт — Пушкинский музей

Не заезжая в небольшой уездный городок Самару, А.С.Пушкин 18 сентября 1833 года прибыл в Оренбург. Поэт не посетил наш город скорее всего по тому, что Самара его особенно не интересовала. Он торопился в Оренбург, и, видимо, решил, что не стоит делать крюк в 40 верст, чтобы посетить городок, в котором Пугачев не был. Впрочем, пушкинский путь из Красного Яра на Смышляевку и далее вдоль реки Самары наверняка прошел и через северо-восточную часть современного города Самара, который за минувшие 185 лет далеко раздвинул свои границы.

Пробыв два дня в Оренбурге, поэт 20 сентября выехал в Уральск. О дальнейшем его пути на запад, вплоть до самого приезда в Болдино, документальных свидетельств не сохранилось. Лишь по косвенным данным можно предполагать, что из Уральска на запад Пушкин проехал несколько сотен верст по заволжским степям вдоль реки Иргиз и переправился через Волгу неподалеку от Сызрани. Через 30 лет после А.С.Пушкина в 1863 году в Самарской губернии побывал по имущественным делам сын поэта Григорий Александрович Пушкин (1835–1905).

В это же время Самарская городская дума приняла решение об учреждении на пустыре за театром Пушкинского сквера с детской площадкой. Позднее, благодаря участию в благоустройстве А.Ф. фон Вакано, сквер был благоустроен и построен павильон, в котором проводились вечера поэзии и народные чтения. Позднее сквер с павильоном были переданы в пользование Семейно-педагогическому кружку. Также в сквере находились две спортивные площадки,с теннисным кортом, который превращался зимой в каток. В павильоне занималисьфранцузской борьбой. Здесь выступалИван Поддубный по время своего посещения Самары.

В 1905 году в сквере установлен памятник АС.Пушкину в виде гипсового бюста поэта на постаменте из оштукатуренного кирпича. Автором памятника стал самарский скульптор-любительВ.Н.Рейтлингер (р.1880 г.). Это был первый памятник поэту на берегах Волги.Со временем постамент начал разрушаться и памятник был демонтирован в середине 1930-х годов.Второй памятник А.С.Пушкину на каменном пьедестале воздвигнут в сквере в 1949 году. Его автором был московский скульпторВладимир Домогацкий. Третий памятник, который украшает Пушкинский сквер сегодня, установлен в 1985 году. Полуфигурный бюст поэта укреплен на колонне-постаменте. Создан самарским скульптором Игорем Федоровым, в работе над памятником также принимали участиескульпторВиктор Фомини архитектор Алексей Моргун.

В декабре 1903 года в Самаре был открыт Пушкинский народный дом с театральным залом на 600 мест, библиотекой-читальней и столовой. Здание в стиле модерн построено по проекту архитектора ФиларетаЗасухина.Решение о строительстве Народного дома за счет средств Попечительства о народной трезвости было принято еще в 1898 году, ав июле 1899 года гласный городской думы А.А.Смирнов предложил присвоить Народному дому имя А.С.Пушкина.

Читайте также: