Публичность государственной власти доклад

Обновлено: 28.04.2024

Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

· 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);

· 2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);

· 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);

· 4. Охватывает все население государства;

· 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).

· 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

· 7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

· 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.

· 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом п объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

История как опоры власти

Власть это специфический инструмент управления, используемый для достижения целей правящей элиты. В ее основе лежит вера народа в необходимости исполнения указаний существующей власти. Это убеждение основывается на мировоззренческих идеях: например, идее о том, что власть имущий – помазанник Божий, или, – строитель светлого будущего, а значит, основание власти лежит в сфере мировоззрения.

Власть является властью лишь потому, что таковой ее считают подданные. На насилие может опираться, да и то недолго, только слабая власть, не случайно Э. Тоффлер утверждает, что насилие –– низкокачественная власть.

Модусы времени (настоящее, прошлое, будущее), наряду с другими факторами, тоже участвуют в обосновании власти. Ее легитимность может создаваться либо прошлым, либо будущим.

Несмотря на то, что прошлого в реальности нет, за него идут нешуточные баталии, образ прошлого является яблоком раздора в спорах государств, им обосновывают войны и претензии на земли и народы.

Роль прошлого столь велика потому, что оно является неотъемлемой частью картины мира, создаваемой в рамках определенного мировоззрения. При кардинальной смене мировоззрений прошлое тоже подлежит замене. Именно поэтому переписываются учебники истории после революций и перестроек.

Виды власти

Верховная власть -высшая власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов.

Законодательная - власть в области законодательствагосударства или страны.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Судебная власть — одна из ветвей государственной власти. Выделяется в соответствии с принципом разделения властей.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных

Менеджмент(англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством[1] — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации.

Публичная власть— это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страныили государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство (страну) от общественного строя.

Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть - разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:

во-первых, реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле понимается общественный характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;

в-третьих, суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Она полновластна и самостоятельна. Но в условиях демократии государственному суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к государственному суверенитету. Что касается независимости государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;

в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;

в-пятых, обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов. Государственная же власть выражает интересы отдельных классов, социальных групп, слоев населения, которые занимают господствующее положение в обществе и в силу этого обладают и государственной властью.

Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий. Иначе обстоит дело в государственно организованном обществе: здесь появляется специальный аппарат управления и особый слой людей, занимающихся только управленческой деятельностью.

При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение. Государственная власть широко использует санкции, различные виды государственного принуждения, для чего создает специальный карательный аппарат.

Для содержания государственного аппарата и всей государственной власти требуются специальные средства, которые взимаются с населения, - налоги. Родовому строю они не были известны.

При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства, государственная же власть управляет по территориальному принципу.

Кроме того, появились понятия "подданство" или "гражданство".

Таким образом, государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определенное искусство управления, т.е. осуществлять политику.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1) субъект власти;

2) объект власти;

3) содержание властной деятельности (власти отношение);

4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти;

5) ресурсы власти.

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Субъектом государственной власти могут быть государство и его органы, и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению.

Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентации имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели.

Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом - резко разграничены.

Содержание властеотношений - один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы - от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные -это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.

Культурно-информационные ресурсы - это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням.

Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.

Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.

Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной.

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

Публичная политическая власть – один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство – это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно- территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно- территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость иединство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограниченаправом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничиваетсян еобходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

С учетом перечисленных признаков госуда рство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от обще ственного строя. Обычно противопоставляется общественн ой власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями

Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).

  • особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
  • публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

  • органы государства, в том числе:
    • государственные органы Российской Федерации;
    • государственные органы субъектов Российской Федерации;

    Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

    17. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

    Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления.

    Все принципы организации и деятельности государственного аппарата подразделяются на две большие группы:

    1) общие принципы — относятся к государственному механизму в целом;

    2) частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы.

    Морозов Л.А. выделяет следующие принципы организации и деятельности гос. аппарата:

    1. Принцип приоритета прав и свобод человека.

    Этот принцип предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

    2. Принцип демократизма.

    Этот принцип предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

    3. Принцип законности.

    Этот принцип выражает такое состояние общества, при котором государственные органы с одной стороны и граждане - с другой, обязаны строго соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состояние законности. Без наличия такой гарантии говорить о принципе законности нет оснований.

    4. Принцип профессионализма.

    При помощи этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.

    5. Принцип разделения власти.

    Этот принцип предусматривает разделение государственной власти на: законодательную; исполнительную; судебную.

    Юридическая наука называет еще ряд принципов, таких как легитимность, научность, учет и контроль и др.

    Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

    Цель работы: раскрыть сущность и особенности публичной власти.
    Задачи:
    1. изучить особенности публичной власти
    2. исследовать существующие модели
    3.раскрыть содержание структурных элементов российской политической системы;

    Содержание

    Введение. 3
    1.Глава I:Понятие публичной властии ее виды. 4
    1.1 Параграф I:Аппарат публичной политической власти. 7
    2.Глава II:Государственная власть. 9
    Заключение. 12
    Список литературы. 13

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    реферат.doc

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Институт социальных наук

    Кафедра государственного и муниципального управления

    по дисциплине: Введение в специальность

    Тема: Публичная власть и ее модели

    студентка группы 15142

    Павлова Анастасия Игоревна

    Проверила: доц., к.ф.н.

    Попова Марина Викторовна

    1.Глава I:Понятие публичной властии ее виды. . .4

    1.1 Параграф I:Аппарат публичной политической власти. . 7

    2.Глава II:Государственная власть. . . 9

    Список литературы. . . . 13

    Важной частью любой политической системы является публичная власть.

    Выбранная тема реферата интересна, и актуальна. В ходе развития человеческого общества публичная власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения.Интерес к выбранной теме обусловлен целым рядом факторов, и в первую очередь отсутствием в современном обществоведении комплексных исследований феномена публичной власти.

    Цель работы: раскрыть сущность и особенности публичной власти.

    1. изучить особенности публичной власти

    2. исследовать существующие модели

    3.раскрыть содержание структурных элементов российской политической системы;

    Структура реферата: Работа состоит из введения,трех глав,заключения и списка литературы.

    В ходе написания реферата были использованны такие источники как: учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, научная литература.

    Глава I. Понятие публичной власти и ее виды.

    Возникновение власти и её наличие вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Ранее на основе того, чьи интересы выражает власть, выделяли власть общенародную, классовую. Такое деление было во многом обусловлено идеологически. В современных условиях целесообразнее другой подход. Современная наука делит интересы на публичные и частные.

    Частные интересы - это интересы конкретного человека, группы людей (корпорации), реализация которых позволяет удовлетворять индивидуальные или групповые (корпоративные) потребности. Частные интересы отдельных людей могут противоречить друг другу, они стремятся к обособлению, автономии, склонны к реализации в ущерб интересам других субъектов. Собственный интерес эгоистичен уже в силу того, что его носитель ищет сам возможности удовлетворения необходимых потребностей. Стремление к обособлению интереса диктуется и тем, что интерес всегда сопряжен с интересами других людей, которые в плане реализации одинаковы между собой. Такое стремление часто сочетается с такими его свойствами, как противоречивость, состязательность, импровизация, конкурентность, предприимчивость, что в совокупности составляет такую черту, как стихийность. В основе современного демократического правового государства лежат разнообразные частные интересы и способы их реализации. Чем более развито в таком государстве гражданское общество, тем сложнее его социальная структура, а следовательно, усложняется также структура интересов, возрастают противоречия и конфликты между этими элементами социальной структуры.

    Конкурируя и соревнуясь друг с другом, одни интересы могут реализовы-ваться в ущерб реализации других интересов. Признавая положительные моменты в плюрализме интересов, нужно признать и деструктивный потенциал, который несет в себе их разнообразие.1

    Публичная политическая власть- один из главных признаков государства. Она подразделяется на государственную и общественную.

    Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и. т. д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и. т. д.), а также юридической базой.

    Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

    Экономическая власть-это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти.

    Духовно-информационная власть-это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации.

    Принудительная власть определяется тем, что она опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы.

    Основная функция политической власти — управление, руководство обществом в целом(страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.).

    Вторая функция тесно взаимосвязанна с первой(основной)-это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государственный аппарат, партийная система, избирательная система и. т. д.) к

    целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти.

    Третья функция политической власти — обеспечение стабильности в стране.

    Внешней социальной причиной подчинения одних людей другим является

    Поэтому для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

    Ресурсы делятся на:Утилитарные, Организационные, Принудительные, Нормативные, Социальные Культурно-информационный ресурсы.2

    В предыдущие десятилетие публичная власть не являлась самостоятельным предметом научных поисков. Беглые упомянания о ней можно встретить при рассмотрении власти в первобытном обществе и возникновении государственной власти, так как считалось, что публичная первобытная власть в процессе классогинеза трансформировалась в государственную власть. Нередко публичная власть отождествлялась с государственной властью. В целом,можно сказать, что изучение публичной власти находилось в тени изучения государственной власти.

    1. Публичная власть является легальной социальной властью, реализующей общественные интересы территориально- организованного сообщества.
    2. Публичная власть выполняет ряд функций: реализацию публичного интереса, управление, защиту существующей системы общественных отношений (охранительная), обеспечение прав и свобод человека.
    3. Сущность публичной власти проявляется в наличие трех форм (непосредственное народовластие, народное представительство, непредставительское народовластие и в наличии четырех видов (публичная власть общетсвенных объединений, муниципеальная, государственная, надгосударственная).
    4. Публичная власть имеет определенные пределы компетенции и реализуется на различных уровнях. Если реализация надгосударственной власти возможна на глобальном региональном уровне, то уровни государственной и муниципальной власти могут весьма значительно варьироваться в различных государствах.
    5. Публичная и частная собственность отличается друг от друга своими социальными функциями. При этом на разных этапах экономического развития пропорции между публичным и частным секторами могут меняться.
    6. Правильное развитие и устойчивое функционирование публичной власти продполагает соблюдение следующих принципов: правозаконности, единства системы публичной власти, гласности, компетенциональной самостоятельности и независимости,ответственности.

    1.1.Параграф I.Аппарат публичной политической власти

    Публичная политическая власть осущетсвляется особыми группами людей которые профессионально, на постоянной основе занимаются управлением и сосотавляют аппарат власти.

    Аппарат существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву — когда налогоплательщики являются свободными, либо произвольно, силой -когда они несвободны по отношению к власти и ее представителям.

    Аппарат публичной власти обычно включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительство и бюрократию, суд, полицию, вооруженные силы, тюрьмы и другие карательные учреждения.

    Аппарат публичной политической обладает монополией на принуждение на всей подвластной территории и в отношении всегог населения. Только аппарат публичной политической власти может издавать законы и другие общеобязательные факты. Все приказы этой верховной власти обязательны для исполнения.

    Таким образом, публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:

    • объединяет население по территориальному принципу, создает сообщество,интегрированное публично- властными отношениями на некой территории;
    • Осуществляется специальным аппаратом, который как совокупность людей не совпадает с населением, со всем территориальным сообществом;аппарат действует за счет налогов;
    • обладает суверенитетом, в частности , монополией на принуждение и прерогативой законотворчества.

    Есть два принципиально противоположных типа публичной политической власти: правовой (государственность) и силовой (от старого деспотизма до современного тоталитаризма). На такой позиции в понимании права и государства стоит либертарно-юридическая теория. Но в рамках позитивистского понимания права и государства это сущностное различие двух типов публичной политической власти не учитывается. Поэтому в позитивистских концепциях государства (государства и права) сущность государственности (государственно-правового общения) принудительная сила, позволяющая произвольно устанавливать законы, либо как сила, действующая в рамках законов, содержание которых считается , опять же, произвольным.3

    Kucherenko Alexandra Vyacheslavovna
    Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
    graduate student orientation (profile): "Legal provision of public authority"


    Abstract
    In the article the question of the relationship between concepts such as "government" and "public (political) power" and given their characteristics. The study concluded that the state acts as a kind of public (political) power, which carries out the powers of the people, government agencies and officials on the basis of the rule of law, including the possibility of legitimate coercion.

    Как известно, социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. Далее, по мере развития человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность – государственная власть.

    В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.

    Государственную власть можно охарактеризовать следующими признаками:

    - официальным характером, регламентируемым Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;

    - структурированностью аппарата власти, которая подразумевает существование специально сформированных и действующих институтов публичной власти;

    - общеобязательностью характера решений органов государственной власти;

    - существованием правомочий на легальное и легитимное применение насилия (принуждения), включая использование армии и специальных служб;

    - возможностью отменять акты и решения негосударственных структур и организаций, что не исключает государственно-частное партнерство [4];

    - наличием ряда исключительных правомочий, например, на законное изъятие части доходов граждан и организаций в виде налогов [5, с. 79 - 80].

    Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [6].

    Государственной власти присущи свои отличительные особенности:

    1) публичность государственной власти, то есть открытость власти, которая действует от имени всего общества и представляет его интересы. При этом государственная власть реализуется специальным профессиональным аппаратом, отделена от общества и не совпадает с ним;

    2) суверенитет государственной власти, то есть ее верховенство внутри страны, а также самостоятельность и независимость в международных отношениях (власть самостоятельно принимает решение об участии в каких-либо наднациональных союзах и объединениях, заключении каких-либо договоров и соглашений). В данном случае, под верховенством государственной власти понимается, прежде всего, то, что выше этой власти в стране не действует больше никакой другой власти и все в обязательном порядке подчиняются власти государства. Однако в условиях демократии государственный суверенитет опирается на суверенитет народа, который первичен по отношению к государственному;

    3) наличие аппарата принуждения (органов государственной власти), действующего на всей территории страны и в отношении всего ее населения;

    4) легитимность государственной власти, то есть ее признание, подтверждение обоснованности властвования, обладания необходимым авторитетом;

    5) всеобщность государственной власти, которая представляет ее распространение на всей территории и на все население государства, а включая лиц, временно находящихся на соответствующей территории;

    6) универсальность государственной власти, которая предполагает, что государственная власть гипотетически способна решать любые вопросы, существенные с точки зрения государства и общеситва, общеобязательность ее указаний и соблюдение и защита права и свободы человека;

    7) моноцентричность государственной власти предполагает одновременно единство государственной власти и ее разделение на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

    8) монополизм государственной власти в сфере издания законов и иных общеобязательных нормативных актов, который позволяет ей придавать своим указаниям обязательный характер, в том числе, обязательный для самого государства.

    Главной отличительной чертой государственной власти от других видов власти является то, что она единственная и главенствующая в обществе страны. Функционирование двух и более государственных властей в одном и том же государстве недопустимо, иначе это приведет к насильственному противоборству властей и к катастрофическому дезорганизационому управлению в обществе. Ярким примером в этом плане выступает сама Россия и те события, которые происходили 4 октября 1993 года, когда противостояние президента и парламента за отстаивание разного курса развития страны, выразилось в вооруженной борьбе, захватом некоторых учреждений и стрельбой из танков по парламенту.

    Таким образом, государственная власть выступает разновидностью публичной власти, осуществляет властные полномочия от имени народа, государственных органов и должностных лиц на основе верховенства закона, включая возможность легитимного принуждения [9].


    © Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

    Читайте также: