Психолого медико педагогическое сопровождение ребенка с овз доклад

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Дробинина Наталья Викторовна

Населенный пункт: Нижегородская область город Сергач

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В нашем детском саду функционируют одна группа комбинированной направленности полного дня в которой обучаются 3 ребенка-инвалида.

Работа данной группы строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

В детском саду необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями комбинированной группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медсестры.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы. Все эти документы размещены на сайте детского сада.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.

В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

Опираясь на труды Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой выделили 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ППК в ДОУ, ПМПК.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе родители пишут согласие на написание АОП и коррекционно-развивающей программы.

Специалистами предварительно изучается ИПРА ребенка. Каждый специалист проводит диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

При данной работе дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре. При организации занятий учитываются возможности детей с использованием различных педагогических технологий.

Каждое занятие – это серьезный труд педагога и воспитанника. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы в нашем детском саду при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяем особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в воспитательно-образовательном процессе.

Традиционные технологии обучения

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.

К Арт-технологии или (арт-терапии) относятся (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, пескотерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Отдельно хотелось бы сказать о технологии песочной терапии
Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в неоднородные группы.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый воспитанник начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем ДОУ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.

Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья.

Также мы активно сотрудничаем с Гусевской библиотекой-филиалом. Такое взаимодействие способствует приобщению детей к художественной литературе, к художественному слову, что способствует духовно-нравственному воспитанию.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада, группы, кабинетов специалистов, музыкального- спортивного зала, бассейна, тренажёрного зала, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей-инвалидов.

Особое место отводится центрам уединения, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.

Для коррекционной работы с особенными детьми требуется специальное оборудование. В рамках сотрудничества с родителями была объявлена акция по изготовлению различных пособий. Которые успешно решают коррекционные задачи обучения. Весь дидактический материал (пособия, игры, , игрушки) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук –различные шнуровки

Имеются пособия на развитие тактильных ощущений

На восприятие цвета

Пособия на развитие познавательной сферы деятельности

Пособия по коррекции и профилактики физического развития.

Данные пособия сегодня присутствуют в зале.

Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Важным фактором социализации детей –инвалидов являются совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития.

Ежегодно проводится конкурс чтецов, спортивные досуги, театрализованные постановки.

Привлекаем детей к конкурсам.

Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.

Мы активно сотрудничаем с родителями, которые являются нашими главными помощниками. С целью формирования детско- родительских отношений в группе комбинированной направленности был проведен опрос, который показал:

-что 100% родителей готовы к тому, чтобы здоровые дети воспитывались вместе с особыми

-100% родителей готовы оказать посильную помощь в создании РППС для особенных детей

-100% родителей поддержали инициативу ДОУ по введению дополнительного образования именно на развитие мелкой моторики

-все родители поддерживают инициативу ДОУ по проведению совместных мероприятий.

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Своим опытом мы активно делимся с педагогическим сообществом, участвуя в РМО, публикуемся в журналах. Транслируем в социальных сетях, персональном сайте и сайте ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение - гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Участие в научно – практической конференции – это, в первую очередь, возможность поделиться опытом работы нашего образовательного учреждения, информацией, касающейся организации психолого – педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе.

В условиях современного общества одной из приоритетных задач становится - социальная защита, помощь в адаптации и интеграции детей с особыми нуждами и их ближайшего окружения. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Любой ребёнок может стать личностью, если только этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия.

На протяжении последних лет в составе обучающихся школ всё чаще встречаются дети с ОВЗ. В нашем образовательном учреждении контингент обучающихся различен – это дети, имеющие лёгкую, умеренную, тяжёлую степень умственной отсталости, зачастую с нарушением поведения, а так же дети с задержкой психического развития. У большинства отмечаются сопутствующие нарушения, некоторые практически не владеют речью, что осложняет дефект и, соответственно, работу педагогов по организации в образовательном учреждении модели психолого – педагогического сопровождения таких обучающихся. Для их полноценного обучения и воспитания необходима иная организация развивающей среды, программно – методическое обеспечение школы, нежели для учащихся с нормальным развитием. Это связанно с более серьёзными нарушениями психики и, следовательно, большими трудностями в обучении, более медленным темпом овладения социально – адаптированными формами поведения. Сказанное выше определяет приоритеты в образовании таких учащихся – формирование элементарных форм социально – бытовой ориентации, жизненных компетенций, позволяющих, по возможности, автономное существование, либо существование с минимальными формами опеки.

Вся система сопровождения направлена на решение проблем развития и обучения детей внутри образовательного учреждения и повышение их адаптационных возможностей, позволяющих в дальнейшем успешно интегрироваться в общество.

Целью психолого – педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение условий жизнедеятельности обучающихся с учётом особенностей и уровня их развития; содействие родителям в воспитании детей, формировании социальной дееспособной личности, успешно адаптирующейся в обществе.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

профилактика физических, интеллектуальных, психологических нагрузок, эмоциональных срывов;

создание научно-обоснованного режима работы школы, обеспечивающего сохранение здоровья обучающихся;

взаимодействие с другими ведомствами по созданию оптимальных условий в работе с обучающимися.

В качестве субъекта сопровождения выступают :

• группа детей, организованных в класс, группу;

• конкретный ребёнок, обучающийся по индивидуальному образовательному маршруту.

Основные принципы сопровождения :

• Непрерывность сопровождения.

Основные направления ППС сопровождения :

• индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа;

• просветительско-профилактическая работа с педагогами, обучающимися, родителями с целью повышения психологической и валеологической культуры и компетентности;

• постоянный личностный и профессиональный рост специалистов ППС сопровождения

• медицинское сопровождение.

С опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599) в ОУ разработана компетентностная модель выпускника (Приложение № 1, включающая в себя трёхуровневую шкалу интеграции ребё нка с нарушение интеллекта в социальную среду:

• элементарный уровень интеграции – ребёнок интегрирован в систему социальных отношений в образовательном пространстве школы;

• функциональный уровень интеграции – ребёнок социализирован в системе взаимоотношений внутри школы и ближайшем социальном окружении вне её;

• компетентностный уровень интеграции – ребёнок социально адаптирован в общество.

• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599) – целью которого является обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое).

• Компетентностная модель выпускника.

Система сопровождения обучающихся направлена на достижение ими как можно более высокого уровня интеграции. Организационно система сопровождения так же осуществляется соответственно этим уровням: элементарному, функциональному, компетентностному.

На каждом уровне сопровождения работа с обучающимися осуществляется по следующим направлениям деятельности:

1. Самообслуживание и социально – трудовая ориентация.

2. Социально – бытовая ориентация.

3. Академические (учебные) знания.

Формирование и постоянное развитие знаний и навыков у обучающихся по каждому направлению деятельности способствуют их продвижению от минимального, самого низкого элементарного уровня интеграции (интеграция, через более активный уровень функциональной интеграции (социализация) к интенсивному компетентностному взаимодействию ребёнка с окружающим миром (социальная адаптация).

Представляю вам модель психолого –педагогического сопровождения детей с ОВЗ на примере работы с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости (Приложение №2).

Направления деятельности взаимосвязаны, взаимодополняемы и характеризуются практической направленностью. Независимо от возраста ребёнка и рекомендуемой ему формы обучения работа осуществляется по всем направлениям. Для определения ведущего направления деятельности учитывается уровень сформированности социально – ориентированных и предметно – ориентированных знаний, навыков, соматического состояния ребёнка.

Координационная деятельность консилиума обеспечивает:

защиту прав и интересов ребёнка;

комплексную диагностику детей;

обсуждение хода промежуточных результатов коррекционно – развивающего воздействия;

анализ динамики развития детей;

корректировку содержания занятий и их формы;

консультирование педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;

Критериями оценки результативности психолого – педагогического сопровождения являются сформированные у детей жизненно необходимые компетенции, отражённые в модели выпускника.

Таким образом, можно сказать, что разработанная в школе модель психолого – педагогического сопровождения способствует формированию жизненно необходимых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря отлаженной системе психолого – педагогического сопровождения обучающиеся получают комплексную медико – психолого – педагогическую помощь в условиях образовательного учреждения, вследствие чего наблюдается положительная динамика в развитии и социальной адаптации.

Родители сознают значимость работы педагогов и являются активными участниками системы сопровождения.

Модель психолого –педагогического сопровождения детей с ОВЗ (на примере детей с умеренной степенью умственной отсталости)

Распределение обязанностей участников психолого-педагогического сопровождения

Участник сопровождения Деятельность на начальном этапе сопровождения обучающихся Деятельность в рамках ПМПк Деятельность по сопровождению учащихся

Школьный врач Сбор информации о состоянии здоровья обучающихся.

Анализ причин проблем конкретных обучающихся. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.

Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.

Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающихся, классов в целом. Проведение необходимых профилактических и лечебных мероприятий.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.

Педагог-психолог Проведение необходимой диагностической работы:

• углублённая диагностика по проблеме, заявленной теме консилиума;

• анализ результатов диагностики;

• подготовка материалов к консилиуму. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.

Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.

Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение психокоррекционных, развивающих и консультативных мероприятий с обучающимися.

Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.

Планирование работы совместно с классными руководителями, педагогами-предметниками.

Психологическое просвещение.

Учитель - дефектолог Проведение диагностической работы:

• определение уровня развития речи;

• создание речевой карты;

• определение нарушений в устной и письменной речи, препятствующих успешному усвоению программы.

Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.

Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.

Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение занятий с обучащимися, осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения программы.

Консультирование родителей и педагогов.

Классный руководитель Сбор информации о педагогических аспектах статуса обучающегося (собственные наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, педагогов-предметников, родителей). Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.

Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.

Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума.

Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения обучающимся, классам.

Учитель-предметник Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума.

Определение ЗУН уч-ся по данному предмету и ОУУН в рамках подготовки к консилиуму.

Предоставление необходимой информации кл. руководителю, психологу, социальному педагогу в рамках подготовки к консилиуму. Предоставление необходимой педагогической информации по конкретному предмету. Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, социальным педагогом, зам. директора по УВР и школьным врачом.

Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных обучающихся и её последующая реализация.

Зам. директора по УВР Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий при подготовке к консилиуму Организация работы консилиума, участие в его работе.

Участие в разработке педагогических аспектов сопровождения отдельных обучающихся. Помощь педагогам в разработке стратегии сопровождения, ИКП.

Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам.

Социальный педагог Сбор информации о социально-педагогическом статусе учащегося:

• составление индивидуальной и групповой карты;

• изучение жилищно-бытовых условий, взаимоотношений в семье;

• анализ социальной ситуации развития учащегося. Предоставление необходимой информации по конкретным обучающимся, классам.

Участие в разработке стратегии сопровождения, составлении ИКП.

Планирование форм и направлений работы в рамках конкретных обучающимся, классам в целом. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями.

Планирование работы совместно с кл. руководителями, учителями-предметниками.

Социально-диспетчерская деятельность. Разработка индивидуальной стратегии педагогического сопровождения.

Директор школы Организационная помощь в проведении диагностической работы. Не участвует. Встречи с зам. директора по УВР, психологом по обсуждению результатов консилиума.

Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство.

Родители школьников Предоставление необходимой информации психологу, социальному педагогу и кл. руководителю в рамках подготовки к консилиуму. Не участвует. Участие в групповых консультациях с психологом и педагогами по результатам консилиума.

Сотрудничество с психологом и кл. руководителем в решении школьных проблем ребёнка.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Оценить 795 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с умственной отсталостью

Выполнила: Учитель технологии

Лютикова Ольга Владимировна.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:

- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,

- обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,

- педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ будут:

· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;

· создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;

· оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

· обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;

· организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося; в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием;

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

· психологическое обеспечение образовательных программ; в отношении семей обучающихся;

· систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;

· повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

· повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;

· оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;

· формирование психологической культуры; в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике;

· повышение профессиональной компетентности;

· формирование навыков командной работы;

· формирование психологической культуры.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка образовательного процесса – это целостная система деятельности специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса.

Отсутствие четких представлений о содержании деятельности, о круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школы системы психолого-педагогической работы.

Деятельность специалистов сопровождения может быть реализована в двух направлениях.

Первое направление - профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.

Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная, в преодолении трудностей в обучении.

Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитием обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.

Сопровождение может быть реализовано на разных уровнях: в школьной среде (в учебной и внеучебной деятельности), вне школы (сетевое взаимодействие).

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1 этап: организационный.

Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.

● определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей;

● определение направлений психолого-педагогического сопровождения детей;

● определение последовательности процесса сопровождения;

● подготовка документации - составление графика / плана работы.

2 этап – содержательный.

Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого- педагогического сопровождения

● определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста - обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

● включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

● информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап – сопроводительный.

Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

●выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

●выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка - выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала;

●освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);

●определение объема необходимой помощи ребенку;

●реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

●коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.

Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяется всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфике, характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.

Второй этап – анализ полученной информации.

На основе анализа определяется специфика психолого- педагогической помощи. Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся (В.Е. Летунова, 1998):

· дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

· дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

· дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

· дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам.

Третий этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.

Четвертый этап – консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап – деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап – анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап – дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:

1. Первичная диагностика.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

4. Разработка адаптированной образовательной программы.

5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

6. Динамическая диагностика.

7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ.

Социальное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимо проводить по следующим направлениям:

● социально-педагогическая работа с учащимися;

● социальная помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

● работа со специалистами сопровождения и педагогами;

● сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Формами социально-педагогического сопровождения участников образовательных отношений являются: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, просвещение (формирование социальной культуры, развитие социально-педагогической компетентности обучающихся, администрации Школы, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся), социально-диспетчерская деятельность.
Работа социального педагога в рамках Программы комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ включает: посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей; контроль исполнения родительских обязанностей; консультации родителей (законных представителей) и детей по правовым вопросам; социальная поддержка семей; проведение мероприятий по адаптации детей вобразовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения; вовлечение в различные кружки и спортивные секции, в ученическое самоуправление класса; привлечение к общественно-полезному труду и волонтерству, организация занятости в каникулярное время.

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003.

4. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 2007.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. -- М.: Гардарики, 2005.

6. Маркова АЛ. Психология труда учителя. М., 2003.

7. Самахова И.А. Не смейтесь над Дауном! Он человек, хотя порой без биополя // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 2005.

8. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 2002.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Читайте также: