Игры в средневековье доклад

Обновлено: 05.07.2024

Хоть пуля – дура, но штык-то – молодец! (02) ИСТОРИЯ ШТЫКА, ЧАСТЬ 2. ШТЫКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ .

1МВ: армия Великобритании. Пехота Для того чтобы держать врагов на расстоянии, островная Брит.

Хоть пуля – дура, но штык-то – молодец! (01) ИСТОРИЯ ШТЫКА, ЧАСТЬ 1. На протяжении мног.

1МВ: армия Османской империи в войне Османская армия перед 1-й мировой войной представляла с.

-Видео

Tu es Petrus - Niech mowia ze to nie jes 13.09.2012 --> Смотрели: 28 (3) Клип группы Within Temptation "Stand Ve 12.04.2012 --> Смотрели: 61 (10)

-Фотоальбом

Лагерь 18:58 25.02.2013 Фотографий: 21 шахта 07:07 12.07.2012 Фотографий: 5 Общая 13:18 27.03.2012 Фотографий: 8 ПРАЗДНИКИ 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Статистика

Радости детства

В расследования включали и новые и старые археологические находки, которых как оказалось, было достаточно.
Действительно, в последние десять лет, археология сделала серьёзный прорыв в расследовании жизни детей в Средние века.
Игрушки, найденные множество раз, показывают уровень интереса у детей.


В нижней части миниатюры малец играет деревянной повозкой на колёсах /из Часослова 1475 г./

Вот для сравнения увеличенный кус миниатюры и реконструкция:

Игрушки в виде лошадей, по всей видимости, пользовались наивысшим спросом у детёнков.
И за прошествием столетий, это не меняется. Игра в рыцарей любима всеми детьми всех времен.
Наверно каждый может вспомнить свои игрушки детства и что среди них обязательно были разные варианты игрушек-лошадей.


Игрушка, керамика.13 век. Из музея в Страсбурге (Musée de l’Œuvre de Notre-Dame de Strasbourg) и ей соврем.репродукция.


Игрушка из бронзы. Рыцарь с деревянным копьём. Приблизительно 13-14 век.


Оловянный рыцарь. Англия, музей Лондона, ок. 1300 г.

Купила мама конЫка, а конык без ногы, яка чудова играшка, гы, гы, гы, гы . гы-гы.
Ещё артефакты. Лошадь. Керамика.
Германия. Нюрнбергский национальный музей. 14 век.


Молящийся монах и снова лошадь. 15 век. Тульн. Австрия.


Играющие дети на немецкой миниатюре 16 века. Британская библиотека( Splendor Solis .Germany, 1582. British Library)

Палка-лошадь - важная игрушка для будущего рыцаря.


Danse macabre, XVe siècle, France


Много таких игрушек было найдено в России под Новгородом.


Дети из богатого семейства. Самый младший лежит в колыбели, другой учится ходить держась за раму на колесиках/что-то типа ходунков/, а тот, что постарше скачет на игрушечной лошадке. Франция XV век.


Конечно же были и чисто девчачьи игрушки.
Кукол эпохи Средневековья сохранилось мало - отчасти, вероятно ввиду спада производства, отчасти из-за непрочности материала.
Хрупкие, преимущественно деревянные или тряпичные, они не смогли пережить бурные исторические события.
Но существование таких кукол подтверждается архивными документами XI - XIII в., зафиксировавшими "simulacra de Pannis et Lignum" ("куклу из ткани и древесины")


Фрагменты глиняных кукол 14 века из Нюрнбергского музея. Германия.


Керамические фигурки 14 века с Нюрнбергского музея.

По-прежнему пользовались спросом глиняные куклы (такие куклы английского производства, датируемые XIII в., хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне,
а немецкие куклы XIII - XIV вв. - в Берлине в собрании Музея национальной истории; глиняные куклы этого периода есть в собрании музея Клюни и в музее в Праге). Встречались и куклы, изготовленные из необычных материалов - например, из ржаного или пряничного теста, - в основном сделанные в Тюрингии, но очень популярные в Англии. Грубые и неприятязательные, в основном аляповато раскрашенные, они в силу своей дешевизны быстро раскупались.
Но век таких кукол недолог: они плесневели, крошились, их грызли мыши.


А вот и мастер, изготавливающий куклу.Strassburg um 1499.


Идём дальше. Кости крупного рогатого скота использовались для игры.
Эти вот костомахи были типа кеглей, вообще сама игра это что-то наподобие боулинга.



Фрагмент картины Бригейля старшего,где худо-бедно, но можно разглядеть детей, играющих в эту игру (16 век)

Вот ещё малоизвестное приспособление для детских игр.
Нижняя челюсть лошади (или осла) служила в качестве полозьев для санок.
На одном историческом французском форуме писали, что всё это подтверждается археологическими находками в Швейцарии и Австрии.


Оксфордский Часослов, 13 век.Бодлеанская библиотека.



На миниатюре Оксфордского Часослова,рядом с саночником находится и юный средневековый фигурист на коньках из костомашек.
Сие так же подтверждено археологическими раскопками в местах, рядом с водой: Дублин, Брюссель, Лондон, Париж, Сен-Дени.

1) фотография документов археологического отдела Сен-Дени.Париж.
2) реконструкция

Вот ещё что. Ходунки для средневековых детёв.
Что ж. Очень правильно, перед тем, как сесть на лошадь, сначала нужно научиться ходить.


Франция,15 век.


GEERTGEN tot Sint Jans
The Holy Kinship (detail)1485-95 г.
/не пойму что там детишки на втором плане делают/

Людям всегда хочется как-то развлечь себя, разнообразные игры и забавы пользуются спросом у людей во все времена и эпохи. Так уж состоялось, что о развлечениях в период Средних веков почти ничего не известно, так как эта часть европейской истории кажется современникам мрачной и унылой. Да, Средневековье заработало себе довольно дурную славу, но и тогда люди во что-то играли и как-то развлекались. Современные психологи смело называют это защитной реакцией человеческого организма.

Возможно, они и неправы, но любой человек во времена Средневековья мог развлечь себя не только созерцанием кровавой казни на городской площади, но и поиграть в какую-то игру. Интересно, какие же игры были популярны у средневековых людей?

Развлечения наших предков можно разделить на две категории: настольные и групповые. Последние зависели больше от времени года, это могла быть игра в мяч или в снежки, лапту, прятки и тому подобные забавы. К настольным можно отнести кости и шахматы, тремерель и триктрак, а немного позднее возникли еще и карточные игры.

Сравнить средневековые игры в мяч можно скорее с гольфом, чем с современным футболом. Игроки делились на команды и били по мячу деревянными посохами, пытаясь попасть им в лунку. Это развлечение было популярным даже у священнослужителей.

В кости вообще играли почти все средневековые жители, включая клириков. Правил и условий этой игры никто не знает, но по древним записям стало достоверно известно, что играли в нее на деньги. Именно из-за этого игру вскоре запретили, церковь признала кости забавой падших людей и богохульников.

Не только церковное главенство боролось с игрой в кости, сражаться с распространением этого развлечения пытались также короли и разнообразные городские чиновники. Но победить игру никому так и не удалось, она была популярной как в различных кабаках и трактирах, так и у военных.

Острая критика постигла также тремерель и триктрак, хотя первая игра была, скорее всего, интересной разновидностью триктрака. Его еще знали как игру в таблички, для которой были необходимы кости и специальные деревянные или костяные таблички. Эту игру обожала больше верхушка средневековой знати.

Французскому монарху Людовику Святому пришлось даже ввести систему штрафов для любителей азартных игр. Известен случай, когда короля проигнорировал родной брат, отдав свое предпочтение игре в таблички. Не нравились ему и шахматы, так как они очень часто приводили к ссорам и дракам между игроками. Возникшая в Индии, эта игра прибыла в Европу со странствующими арабами, где очень быстро стала излюбленным времяпровождением множества европейцев. Шахматные фигуры делали из алого мрамора и слоновой кости, драгоценных камней и горного хрусталя.

Шахматы очень полюбились аристократии и дворянству, это явно просматривается в средневековой прозе и поэзии. Были, конечно, и у этой игры плохие времена, особенно в тот период, к примеру, когда их запретил играть и вообще хранить в доме парижский епископ Од де Сюлли.

Играть в шахматы нравилось не только мужчинам, полюбилась эта забава и представительницам слабой половины человечества. Существуют записи о супруге Людовика VII, которая весьма часто обыгрывала монарха, что его несказанно огорчало.

Шахматы смело можно назвать интеллектуальной игрой, поэтому многим стоит пересмотреть свои стереотипы по поводу ограниченности и слабого умственного развития средневекового общества.

Довольно скоро все вышеперечисленные игры уступили лидирующие позиции картам. Возникшая примерно в начале XIV-го века, эта игра очень быстро набирала популярность, пользуясь тем, что в карточных играх может принимать участие сразу несколько игроков.

И это еще не весь перечень игр и развлечений человечества в Средние века, ведь мы не рассказали еще о детских утехах, описывая только взрослые забавы. Средневековых младенцев развлекали пузырьками-погремушками, наполненными горошком, различными свистульками и куколками. Более взрослая детвора обожала ходить на ходулях, бегать взапуски и играть в шарики. Юношей же приучали к мужским забавам, например к игре в кольца, а еще обучали владению различным оружием, которое могло пригодиться им на популярных в то время рыцарских турнирах.

Теперь можно смело заявить, что Средние века — не только злобная эпоха инквизиции и бесовства, и даже тогда, в мрачный период Средневековья, люди знали толк в играх, посвящая им довольно много свободного времени.

Азартные игры триктрак и тремерель (возможно, разновидность первой) тоже были популярны в Средние века и тоже подвергались острой критике со стороны духовной и светской власти. Триктрак еще называли игрой в таблички, поскольку в ней использовался набор костей и табличек из слоновой кости или дерева. Ею увлекались высшие слои средневекового общества. Сюжет, где дама и рыцарь играют в триктрак, часто встречается на миниатюрах средневековых рукописей, написанных на протяжении XII - XV веков.

Гнев Людовика Святого вызывали даже шахматы , поскольку между благородными игроками нередко во время игры вспыхивали ссоры. Шахматы заслуживают отдельного разговора. Будучи изобретенными в Индии, они были завезены в Европу арабами и так полюбились европейцам, что стали ежедневным развлечением аристократии и городских нотаблей. В поэзии трубадуров упоминание игры в шахматы нередко имеет эротическую окраску:


Сохранились средневековые шахматы, выполненные с большим искусством из слоновой кости. Кроме того, для их изготовления использовался горный хрусталь, драгоценные камни, фольга и алый мрамор. О том, что дворяне отдавались этой игре со страстью свидетельствуют неоднократные упоминания шахматных партий в литературных произведениях той эпохи, впрочем, как и драк, связанных с ними.

Например, в английской рукописи XIII века рассказывается, как во время игры принц Джон, сын Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета, бросил шахматную доску в Фулька Фиц-Уоррена. Доска угодила в голову Фулька, на что тот в гневе пнул принца ногой в живот.

Следует отметить, что и шахматы, подобно триктраку и костям, периодически попадали под церковный запрет. Так, епископ Парижа Од де Сюлли, живший во второй половине XII , не только запретил священнослужителям играть в шахматы, но и держать их у себя в доме.

Кстати, дамы XII - XIV веков играли в шахматы наравне с мужчинами, а то и лучше. Известно, что Алиенора Аквитанская неоднократно обыгрывала первого мужа, короля Людовика VII , к большому неудовольствию последнего. На средневековых изображениях часто встречаются дамы, играющие с молодыми людьми в шахматы. Как, например, на этом футляре для зеркала, выполненном резьбой по слоновой кости в начале XIV века.


Игра в шахматы, как известно, развивает интеллект, из чего следует, что средневековое дворянство и, подражающие им городские верхи, не были уж столь ограничены в умственном отношении, как порой мы склонны думать, глядя в далекое прошлое с высоты века развитых технологий.

Все упомянутые игры – кости, триктрак и шахматы – были со временем вытеснены картами . Считается, что эта игра появилась в Европе приблизительно в XIV веке. Вероятно, одной из причин ее быстрой популярности у всех социальных слоев средневекового общества стало то, что в карты могли одновременно играть несколько человек.


Игра в карты. Миниатюра XV века


Но наш рассказ был бы неполным, ограничься мы упоминанием средневековых игр, которым предавались только взрослые. Дети в силу возраста еще в большей степени готовы проводить часы за игрой. Малышей в Средневековье забавляли погремушками – пузырями с сухим горохом, куклами, свистульками из терракоты в виде животных. Дети постарше играли шариками, бегали взапуски, практиковались в хождении на ходулях.

С возрастом игры, по сути, становились имитацией жизни взрослых. Мальчиков учили ездить верхом, владеть копьем, мечом, играть в кольца, вести поединок, что запечатлено на нижеследующей средневековой миниатюре.

Здесь подростки изображены, играющими деревянными куклами двух рыцарей. Движением веревок рыцари приводились в движение, создавая впечатление реального боя, а мальчики подготавливались к будущим сражениям.

Таким образом, даже небольшого и далеко неполного экскурса в мир средневековых игр достаточно, чтобы убедиться – в Средние века жизнь была многогранной, где развлечениям так же находилось место.

Подготовила Анна Пузырева

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?


Сходить в церковь и послушать проповедника


Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век © Wikimedia Commons

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Послушать музыку или стихи

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Потанцевать

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины. Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах. Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:


Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя


Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год © Württembergische Landesbibliothek

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города. В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь. Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть


Миниатюра из трактата Альфонсо Мудрого. 1283 год © Real Academia de la Historia

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Сходить в баню и хорошенько выпить

В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.

В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Отдохнуть у городского фонтана

Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем. Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам. Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.

Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики.

  • Бойцов М. А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., 1999.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М., 1999.

Читайте также: