Метод живая капля доклад

Обновлено: 18.05.2024

Цель работы:ознакомится с техникой приготовления прижизненных (временных) препаратов микроорганизмов.

Для наблюдения микроорганизмов под микроскопом необходимо соответ­ствующим образом приготовить препарат. Препарат готовят обычно на пред­метных стеклах толщиной 1,2 – 1,4 мм. Применение более толстых стекол нарушает фокусировку конденсора, что резко снижает четкость изображе­ния. Весьма существенным моментом является подготовка предметных сте­кол. Поверхность стекла должна быть тщательно очищена и обезжирена, чтобы капля жидкости равномерно растеклась по стеклу, а не собиралась в выпуклые, медленно высыхающие капли. Для этого сухое стекло необхо­димо тщательно натереть мылом, после чего вытереть чистой хлопчатобу­мажной салфеткой.

Покровные стекла, применяемые обычно для приготовления препаратов живых микроорганизмов (бактерий), также должны быть тщательно вымы­ты. Толщина покровных стекол не должна превышать 0,15 – 0,17 мм. Для микроскопирования с иммерсией требуются покровные стекла толщиной 0,09 – 0,12 мм. Для приготовления препаратов студент получает чистые культуры микроорганизмов, выращенные в пробирках на различных пита­тельных средах. Пробирки с культурами закрыты ватными пробками, кото­рые предохраняют их содержимое от попадания посторонних микроорганиз­мов из окружающего воздуха. Эти культуры называются чистыми, так как они выращены изолированно от посторонних микроорганизмов.

В препарате можно найти микро-, дипло-, стрептококки, бактерии, бациллы.

По характеру их движения можно предположить тип жгутикования (сами жгутики в живом препарате увидеть не удается): перитрих – кувыркающиеся движения, монотрих, лофотрих – направленное, стремительное. Споры в водном препарате отличаются от микрококков резкой очерченностью, сильно преломляют свет и кажутся блестящими или темными.

На покровное стекло наносят бактериологической петлей очень небольшую каплю препарата. Покровное стекло должно быть абсолютно обезжиренным. Опрокидывают покровное стекло над углублением специального предметного стекла. Края углубления предварительно смазывают вазелином. Капля должна висеть на покровном стекле над углублением предметного. Препарат может хранится долго.

Оборудование и материалы:

1) микроскоп АЛЬТАМИ 136;

2) препараты бактерий, предметные и покровные стекла, микробиологические петли.

Задание: приготовить прижизненные препараты из полученных у преподавателя культур; промикроскопировать сделанные препараты и зарисовать в тетрадь.

Цель работы:ознакомится с техникой приготовления прижизненных (временных) препаратов микроорганизмов.

Для наблюдения микроорганизмов под микроскопом необходимо соответ­ствующим образом приготовить препарат. Препарат готовят обычно на пред­метных стеклах толщиной 1,2 – 1,4 мм. Применение более толстых стекол нарушает фокусировку конденсора, что резко снижает четкость изображе­ния. Весьма существенным моментом является подготовка предметных сте­кол. Поверхность стекла должна быть тщательно очищена и обезжирена, чтобы капля жидкости равномерно растеклась по стеклу, а не собиралась в выпуклые, медленно высыхающие капли. Для этого сухое стекло необхо­димо тщательно натереть мылом, после чего вытереть чистой хлопчатобу­мажной салфеткой.




Покровные стекла, применяемые обычно для приготовления препаратов живых микроорганизмов (бактерий), также должны быть тщательно вымы­ты. Толщина покровных стекол не должна превышать 0,15 – 0,17 мм. Для микроскопирования с иммерсией требуются покровные стекла толщиной 0,09 – 0,12 мм. Для приготовления препаратов студент получает чистые культуры микроорганизмов, выращенные в пробирках на различных пита­тельных средах. Пробирки с культурами закрыты ватными пробками, кото­рые предохраняют их содержимое от попадания посторонних микроорганиз­мов из окружающего воздуха. Эти культуры называются чистыми, так как они выращены изолированно от посторонних микроорганизмов.

В препарате можно найти микро-, дипло-, стрептококки, бактерии, бациллы.

По характеру их движения можно предположить тип жгутикования (сами жгутики в живом препарате увидеть не удается): перитрих – кувыркающиеся движения, монотрих, лофотрих – направленное, стремительное. Споры в водном препарате отличаются от микрококков резкой очерченностью, сильно преломляют свет и кажутся блестящими или темными.

На покровное стекло наносят бактериологической петлей очень небольшую каплю препарата. Покровное стекло должно быть абсолютно обезжиренным. Опрокидывают покровное стекло над углублением специального предметного стекла. Края углубления предварительно смазывают вазелином. Капля должна висеть на покровном стекле над углублением предметного. Препарат может хранится долго.

Оборудование и материалы:

1) микроскоп АЛЬТАМИ 136;

2) препараты бактерий, предметные и покровные стекла, микробиологические петли.

Задание: приготовить прижизненные препараты из полученных у преподавателя культур; промикроскопировать сделанные препараты и зарисовать в тетрадь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ Ненахова - ИЗО.doc

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

308036, г. Белгород, ул. Конева 11, т е л . 53 - 54 - 84 , факс 53-54-84

_________________________________________________________________________________________________________

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название).

Разработала

учитель начальных классов

Ненахова Е.В.

г.Белгород 2012г.

Учитель Ненахова Е.В.

Цель: способствовать развитию умения изображать не только предметный мир. Но и наблюдательность, творческое

воображение, приобретению опыта эстетических впечатлений. Умение видеть красоту родной природы. создать

условия для формирования УУД

личностные : мотивация учения, нравственно-этическое.

познавательные : формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения

признаков, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,

выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативные: оценка действий одноклассников, умение полной и точно выражать свои мысли,

регулятивные : целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, воспитание бережного

отношения родной природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация; альбом, бумага, простой карандаш, ластик, акварель, гуашь,

Этапы урока

Формирование УУД

(1 группа у конторок)

В ходе урока дети работают у конторок для смены динамических поз (технология В.Ф.Базарного)

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ! Вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам.

Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила. Найдите в классе меточки с правилами и прочитайте вслух.

Не выкрикиваем.

Не перебиваем друг друга.

Мы слышим друг друга.

Учимся работать сообща.

Я желаю вам успехов.

Личностные: мотивация учения

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; договариваться о правилах общения и поведения;

Регулятивные УУД:

1) умение определять цель деятельности на уроке;

2) умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные УУД: моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей

Регулятивные:

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

II . Определение темы, постановка учебной задачи.

- На столе каждой группы лежит конверт с заданием.

Вам надо составить пословицы и попробовать объяснить их смысл.

- Ну а теперь мне хочется узнать, а кто же из вас самая внимательная.

- Какое слово прозвучало во всех трех пословицах? ( Капля )

- Где можно встретиться с каплей в нашей жизни?

- А какая она, капелька? Опишите.

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. Что мы будем сегодня рисовать?

- Молодцы! Но нарисовать обычную каплю, для таких девочек как вы, слишком просто.

- Как вы думаете, какая капля будет у нас? ( Живая )

Ι II . Актуализация опорных знаний.

- Кто мне скажет, что может быть у живого?

- Как они могут отличаться друг от друга?

- Вы тоже все индивидуальны и неповторимы. Я уверена, что и ваши капельки тоже будут индивидуальными, не похожими на других.

Этапы выполнения рисунка

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию рисунка.

Выбрать расположение листа.

Тонкими линиями проводим линию горизонта.

Определить расположение главных героев рисунка.

Отмечаем места, где будут располагаться остальные детали.

Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции.

IV . Применение знаний на практике .

Практическая работа.

Перед началом работы повторяются правила работы карандашом.

Физкультминутка с использованием офтальмо тренажёра

(выполняется перед работой красками)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Познавательные УУД : поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативн6ые УУД: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли

V . Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой?

- Удалось ли их решить?

- А сейчас возьмите свои капельки и прикрепите из на наше экологическое панно. Какое прекрасное получилось море!

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

V I . Рефлексия учащихся

- какую работу мы сейчас с вами выполняли?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Используя лестницу успеха, ОЦЕНИТЕ свою работу.

VII . Домашнее задание.

Попробуйте придумать сказку про свою капельку.

Выбранный для просмотра документ Путешествие капельки.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

В маленьком родничке родилась капелька. Она с интересом слушала журчание родного ручейка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала … о путешествии. А для этого ей нужно было попасть в ручеёк, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенёс капельку в ручеёк.

Ручеёк бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку.

Капельки играли, переливались на солнце. Всем было очень весело. Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары, испаряясь, поднималась к небу. Сначала на небе была одна капелька, но потом к ней присоединились другие и облачко поплыло.

Плыло над лесами,

И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец туча стала большой и тяжелой, что хлынул дождь!

Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась вглубь. Проходя через почву и песок, капля очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 075 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.01.2017 938
  • RAR 13.3 мбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ненахова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Темные поля крови: Диагностика / Автор: Алексей Водовозов
Источник: Популярная механика / Январь 2010

Кровь была одной из первых жидкостей, которую любознательные медики поместили под только что изобретенный микроскоп. С тех пор прошло более 300 лет, микроскопы стали намного совершеннее, но глаза врачей по-прежнему смотрят на кровь в окуляры, выискивая признаки патологии.

Антони ван Левенгук определенно получил бы несколько Нобелевских премий, живи он в наше время. Но в конце XVII века этой награды не было, поэтому Левенгук довольствуется всемирной известностью конструктора микроскопов и славой основателя научной микроскопии. Добившись в своих приборах 300-кратного увеличения, он сделал множество открытий, в том числе первым описал эритроциты.

Последователи Левенгука довели его детище до совершенства. Современные оптические микроскопы способны давать увеличение до 2000 раз и позволяют рассматривать прозрачные биологические объекты, включая клетки нашего организма.

Другой нидерландец – физик Фриц Цернике – в 1930-х годах заметил, что ускорение прохождения света по прямой делает изображение изучаемой модели более детальным, выделяя отдельные элементы на светлом фоне. Для создания интерференции в образце Цернике придумал систему колец, которые располагались как в объективе, так и в конденсаторе микроскопа. Если правильно настроить (юстировать) микроскоп, то волны, которые идут от источника света, будут попадать в глаз с определенным смещением по фазе. И это позволяет значительно улучшить изображение изучаемого объекта.

В XXI веке биологические и медицинские микроскопы стали цифровыми, способными работать в разных режимах – как в фазовом контрасте, так и в темном поле (изображение формируется светом, дифрагированным на объекте, и в результате объект выглядит очень светлым на темном фоне), а также в поляризованном свете, который нередко позволяет выявлять структуру объектов, лежащую за пределами обычного оптического разрешения.

Казалось бы, медикам нужно радоваться: в их руки попал мощнейший инструмент изучения тайн и загадок человеческого организма. Но этот высокотехнологичный метод очень заинтересовал не только серьезных ученых, но и шарлатанов и мошенников от медицины, которые посчитали фазово-контрастное и темнопольное микроскопирование очень удачным способом выуживания энных сумм денег у доверчивых граждан.

Она живая и шевелится

Гемосканирование можно считать венцом творения мошеннической мысли, шедевром и высшим пилотажем околомедицинского шарлатанства. Во-первых, используется реально существующее физическое явление (про Нобелевку помните?) и самая настоящая сложная медицинская аппаратура. И действительно дорогостоящая. Стоимость диагностического комплекса обходится не менее чем в 3–4 тысячи долларов, и продают его солидные поставщики серьезной медицинской техники. Аппаратура имеет все необходимые – подлинные и совершенно заслуженные – сертификаты и свидетельства. Во-вторых, никаких проблем с лицензированием. Лабораторная диагностика – вполне законный вид медицинской деятельности, а микроскоп, позволяющий осуществлять фазово-контрастное или темнопольное микроскопирование,– вполне законная медицинская диагностическая аппаратура. Мало того, она широко применяется в медицине, то есть существуют сертифицированные и дипломированные специалисты. В-третьих, действительно под микроскопом можно обнаружить массу признаков тех или иных заболеваний. Например, изменение формы эритроцитов при серповидноклеточной анемии. А еще можно увидеть внутриклеточных паразитов все в тех же эритроцитах, бартонеллами называются. И даже яйца гельминтов в крови теоретически обнаружить можно.

Арба вижу – арба пою

Но даже если, чисто теоретически, в крови под микроскопом будет обнаружен такой гигант мира бактерий, как кишечная палочка (1–3 мкм длиной и 0,5–0,8 мкм шириной), это будет означать только одно: у пациента сепсис, заражение крови. И он должен лежать горизонтально с температурой под 40 и прочими признаками тяжелейшего состояния. Потому что внорме кровь стерильна. Это одна из основных биологических констант, которая проверяется достаточно просто– посевом крови на различные питательные среды.

Апофеоз диагностики, конечно же, назначение лечения. Оно, по странному стечению обстоятельств, будет проводиться биологически активными добавками к пище. Которые по сути ипо закону лекарствами не являются и лечить не могут в принципе. Тем более такие страшные болезни, как грибковый сепсис. Но гемосканеров это не смущает. Ведь лечить они будут не человека, а те самые диагнозы, которые ему наставлены с потолка. Ипри повторной диагностике – будьте уверены – показатели улучшатся.

Что нельзя увидеть в микроскоп

Взятки гладки?

Доказать, что вас обманули, практически нереально. Во-первых, как уже говорилось, не всякий врач сможет заподозрить в методике подлог. Во-вторых, даже если пациент пойдет в обычный диагностический центр и у него там ничего не найдут, можно в крайнем случае свалить все на врача-оператора, проводившего диагностику. И действительно, визуальная оценка сложных изображений целиком и полностью зависит от квалификации и даже физического состояния того, что проводит оценку. То есть метод не является достоверным, поскольку напрямую зависит от человеческого фактора. В-третьих, всегда можно сослаться на некие тонкие материи, которые пациенту понять не дано. Это последний рубеж, на котором обычно насмерть стоят все околомедицинские мошенники.

Что же мы имеем в сухом остатке? Непрофессиональных лаборантов, которые выдают случайные артефакты (аможет, и срежиссированные) вкапле крови за страшные заболевания. Ипотом предлагают лечить их пищевыми добавками. Естественно, все это за деньги, и очень немаленькие.

Имеет ли данная методика диагностическую ценность? Имеет. Безусловно. Такую же, как и традиционная микроскопия мазка. Можно увидеть, например, серповидноклеточную анемию. Или перницитозную анемию. Или другие действительно серьезные заболевания. Только вот, к огромному сожалению мошенников, встречаются они редко. Да и не продашь таким пациентам толченый мел с аскорбинкой. Им нужно настоящее лечение.

А так – все очень просто. Обнаруживаем несуществующую болезнь, а потом успешно ее излечиваем. Все довольны, особенно доволен вон тот гражданин, у которого из крови изгнали обломок антенны космической связи комара-звонца. И никому не жалко пущенных на ветер, а точнее, на обогащение мошенников, денег.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методы исследования и культивирования микроорганизмов. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Для изучения морфологии бактерий из них готовят нативные (прижизненные) препараты и фиксированные мазки, которые окрашивают анилиновым красителем. В основе окраски лежат сложные химические и физико-химические реакции. Протоплазма бактерий, особенно в фиксированных мазках, обладает сродством к основным красителям. Поэтому для их окраски используют главным образом основные красители: метиленовый синий, кристаллический фиолетовый, везувин и др. Для выявления различных структурных элементов в бактериальной клетке применяют нейтральные и кислые краски. Для изучения морфологии бактерий из них готовят нативные (прижизненные) препараты и фиксированные мазки, которые окрашивают анилиновым красителем. В основе окраски лежат сложные химические и физико-химические реакции. Протоплазма бактерий, особенно в фиксированных мазках, обладает сродством к основным красителям. Поэтому для их окраски используют главным образом основные красители: метиленовый синий, кристаллический фиолетовый, везувин и др. Для выявления различных структурных элементов в бактериальной клетке применяют нейтральные и кислые краски.

Различают простые и сложные методы окраски (по Граму, Цилю —Нельсену и др.). Последние имеют дифференциально-диагностическое значение. Отношение микроорганизмов к красителям Различают простые и сложные методы окраски (по Граму, Цилю —Нельсену и др.). Последние имеют дифференциально-диагностическое значение. Отношение микроорганизмов к красителям расценивают как тинкториальные свойства. Существуют специальные методы окраски, которые используют для выявления жгутиков, клеточной стенки, нуклеоида и разных цитоплазматических включений.

Приготовление препаратов для микроскопического исследования. Взятие материала для исследования. Для приготовления препарата исследуемый материал берут из пробирки, колбы или чашки Петри бактериологической петлей или стерильной пипеткой. Пробирку с бактериальной культурой берут в левую руку, а петлю за петледержатель — в правую. Петлю прожигают в пламени горелки до покраснения. Вращательным движением вынимают из пробирки ватную пробку, прижимая ее V и IV пальцами правой руки к ладони, и обжигают край пробирки. Осторожно вводят петлю в пробирку, охлаждая ее о внутреннюю поверхность, после чего легким скользящим движением берут материал. Затем вынимают петлю из пробирки, снова обжигают ее край и затыкают пробкой. После приготовления препарата петлю обязательно прожигают (стерилизуют) в пламени. Жидкий материал из пробирки или колбы можно набирать пипеткой, удерживая ее в правой руке и закрывая отверстие II пальцем.

Приготовление фиксированных препаратов-мазков. Для приготовления препарата на обезжиренное предметное стекло наносят каплю воды или изотонического раствора хлорида натрия, в которую петлей вносят исследуемый материал и распределяют его таким образом, чтобы получить тонкий и равномерный мазок диаметром около 1—1,5 см, только при таком распределении материала в мазке можно увидеть изолированные бактериальные клетки. Если исследуемый материал содержится в жидкой среде, то петлей его непосредственно наносят на предметное стекло и готовят мазок. Мазки высушивают на воздухе или в струе теплого воздуха над пламенем горелки.

Для фиксации мазка предметное стекло (мазком вверх) медленно проводят 3 раза (в течение 3 с) через пламя горелки. Микроорганизмы при фиксации погибают, плотно прикрепляясь к поверхности стекла, и не смываются при дальнейшей обработке. Более длительное нагревание может вызвать деформацию клеточных структур. Мазки крови, мазки-отпечатки органов и тканей и в некоторых случаях мазки из культур микроорганизмов фиксируют погружением на 5—20 мин в метиловый или этиловый спирт, смесь Никифорова, сулемовый спирт или другие фиксирующие жидкости. Для фиксации мазка предметное стекло (мазком вверх) медленно проводят 3 раза (в течение 3 с) через пламя горелки. Микроорганизмы при фиксации погибают, плотно прикрепляясь к поверхности стекла, и не смываются при дальнейшей обработке. Более длительное нагревание может вызвать деформацию клеточных структур. Мазки крови, мазки-отпечатки органов и тканей и в некоторых случаях мазки из культур микроорганизмов фиксируют погружением на 5—20 мин в метиловый или этиловый спирт, смесь Никифорова, сулемовый спирт или другие фиксирующие жидкости.

Методы окраски мазков Простой метод. Фиксированный мазок окрашивают каким-либо одним красителем, например фуксином водным (1—2 мин) или метиленовым синим (3—5 мин), промывают водой, высушивают и микроскопируют. Сложные методы. Включают последовательное нанесение на препарат красителей, различающихся по химическому составу и цвету, протрав и дифференцирующих веществ. Это позволяет выявить определенные структуры клеток и дифференцировать одни виды микроорганизмов от других.

Окраска по методу Грама. 1. На фиксированный мазок наносят карболово-спиртовой раствор генцианового фиолетового через полоску фильтровальной бумаги. Через 1—2 мин ее снимают, а краситель сливают.. 2. Наносят раствор Люголя на 1—2 мин. 3. Обесцвечивают препарат этиловым спиртом в течение 30—60 с до прекращения отхождения фиолетовых струек красителя. 4. Промывают препарат водой. 5. Докрашивают мазок водным раствором фуксина в течение 1—2 мин, промывают водой, высушивают и микроскопируют. Грамположительные бактерии окрашиваются в темно-фиолетовый цвет, грамотрицательные — в красный

Окраска по Граму имеет важное дифференциально-диагностическое значение и широко используется в микробиологии. К грамположительным бактериям относятся стафилококки, стрептококки, коринебактерии дифтерии, микобактерии туберкулеза и др., к грамотрицательным—гонококки, менингококки, кишечная палочка и др. Некоторые виды бактерий могут окрашиваться по Граму вариабельно в зависимости от возраста, особенностей культивирования и других факторов, изменяющих структуру клеточной стенки Окраска по Граму имеет важное дифференциально-диагностическое значение и широко используется в микробиологии. К грамположительным бактериям относятся стафилококки, стрептококки, коринебактерии дифтерии, микобактерии туберкулеза и др., к грамотрицательным—гонококки, менингококки, кишечная палочка и др. Некоторые виды бактерий могут окрашиваться по Граму вариабельно в зависимости от возраста, особенностей культивирования и других факторов, изменяющих структуру клеточной стенки

Основная ошибка, допускаемая при окраске по Граму, состоит в переобесцвечивании или недообесцвечивании мазка спиртом. Основная ошибка, допускаемая при окраске по Граму, состоит в переобесцвечивании или недообесцвечивании мазка спиртом. В первом случае грамположительные бактерии могут утрачивать первоначальную окраску генциановым фиолетовым и приобретать красный цвет (характерный для грамотрицательных бактерий) в результате последующей докраски мазка фуксином. Во втором случае грамотрицательные бактерии могут сохранять сине-фиолетовый цвет генцианового фиолетового. Для правильной окраски следует строго соблюдать технику обесцвечивания

Окраска кислотоустойчивых бактерий по методу Циля— Нельсена. 1. На фиксированный мазок наносят карболовый раствор фуксина через полоску фильтровальной бумаги и подогревают до появления паров в течение 3—5 мин. 2. Снимают бумагу, промывают мазок водой. 3. На мазок наносят 5% раствор серной кислоты или 3% раствор солянокислого спирта на 1—2 мин для обесцвечивания. 4. Промывают водой. 5. Докрашивают мазок водным раствором метиленового синего в течение 3—5 мин. 6. Промывают водой, высушивают и микроскопируют. Кислотоустойчивость обусловлена наличием в клеточной стенке и цитоплазме бактерий повышенного количества липидов, воска и оксикислот, в частности миколовой кислоты.

Раствор карболовой кислоты разрыхляет клеточную стенку и тем самым повышает ее тинкториальные свойства, а высокая концентрация красителя и нагревание в процессе окраски усиливают реакцию взаимодействия красителя с бактериальными клетками, которые окрашиваются при этом в красный цвет. Раствор карболовой кислоты разрыхляет клеточную стенку и тем самым повышает ее тинкториальные свойства, а высокая концентрация красителя и нагревание в процессе окраски усиливают реакцию взаимодействия красителя с бактериальными клетками, которые окрашиваются при этом в красный цвет. При обработке препарата серной кислотой некислотоустойчивые бактерии обесцвечиваются и окрашиваются метиленовым синим в голубой цвет, а кислотоустойчивые бактерии остаются окрашенными фуксином в красный цвет

Окраска спор по методу Ожешки. 1. На нефиксированный мазок наносят 0,5% раствор хлористоводородной кислоты и подогревают на пламени горелки в течение 2—3 мин. 2. Кислоту сливают, препарат промывают водой, просушивают и фиксируют над пламенем горелки. 3. Окрашивают препарат по Цилю — Нельсену. Споры бактерий при этом приобретают красный цвет, а вегетативные формы — синий.

Окраска зерен волютина по методу Нейссера. На фиксированный мазок наносят ацетат синьки Нейссера на 2—3 мин. Наносят раствор Люголя на 10—30 с. 3. Промывают препарат водой. 4. Мазок докрашивают водным раствором везувина или хризоидина в течение 54—1 мин. 5. Промывают водой, высушивают и микроскопируют. Зерна волютина представляют собой соединения, имеющие в отличие от цитоплазмы щелочную реакцию и поэтому избирательно воспринимают ацетат синьки, окрашиваясь в темно-синий цвет. Цитоплазма клетки, обладающая кислой реакцией, воспринимает щелочной краситель везувин и окрашивается в желтый цвет

Обнаружение капсул по методу Бурри—Гинса. 1. Готовят препарат по Бурри: смешивают каплю взвеси микробов с каплей туши и при помощи стекла со шлифовальным краем готовят мазок так же, как мазки из крови; затем его высушивают и фиксируют. 2. На мазок наносят водный раствор фуксина на 1—2 мин. 3. Промывают водой, высушивают на воздухе и микроскопируют. При этом бактерии окрашиваются в красный цвет, а неокрашенные капсулы контрастно выделяются на черно-розовом фоне

Измерение микробов Все микроскопические объекты измеряются в нанометрах (нм) и микрометрах (мкм): 1 мкм—КГ3 мм; 1 нм—Ю-8 мм; 1 мкм— —1000 нм. Для измерения микробов применяются окуляр-микрометр и объект-микрометр. Окуляр-микрометр служит для непосредственного измерения объекта и представляет собой стеклянную пластинку, в центральной части которой нанесена шкала с 50 делениями. Объект-микрометр представляет собой стекло, в середине которого имеется эталонная шкала, разделенная на 100 частей. Деление шкалы равно 10 мкм.

Читайте также: