Психологические угрозы поведения человека в толпе доклад

Обновлено: 13.05.2024

Как получать удовольствие, а не испытывать страх во время крупных мероприятий, как обезопасить себя и какие действия помогут избежать травм, рассмотрим в данной статье.

В первую очередь нужно понять:

  • что такое толпа;
  • виды толпы;
  • безопасность в толпе.

Виды толпы и как ее определить

В социологии под этим явлением понимают крупное скопление людей, которые находятся в непосредственной близости друг к другу. Характеризуется отсутствием общей цели, структуры и носит кратковременный характер. Стихийная группа народа, как правило, возникает внезапно.

Ее опасность заключается в том, что с момента возникновения толпа начинает сосуществовать какой – то отдельной и самостоятельной жизнью, совершенно не учитывая желания и цели ее невольных участников. Обеспечение безопасности в толпе зависит от ее вида.

Выделяются следующие:

Для того чтобы избежать травм и вовлечения в неприглядные действия нужно знать и придерживаться правил безопасности в толпе.

Не следует приуменьшать влияние толпы на сознание и поведение отдельного человека. В большом скоплении людей личность сама по себе перестает существовать, она подхватывает общие эмоции, настроение и действия. В психологии существует множества эффектов коллективного поведения, например эффект подражания, конформизма, группового эгоизма.

Правила поведения

В случае если Вы идете на официально не разрешенный митинг, то знайте, что это является правонарушением. Основные принципы: не брать с собой детей, так как велика вероятность, что в толпе Вы их просто потеряете и не идти туда одному. Близкие люди или друзья в случае опасной ситуации смогут Вам помочь.

Безопасность в толпе

Безопасность в толпе

Как обезопасить себя, если Вы планируете посетить массовое мероприятие?

  1. Для начала выберете правильную одежду. Не одевайте предметы одежды, за которые легко можно будет схватить: шарф, галстук. Длинные, висячие украшения также оставьте дома (бусы, браслеты, пирсинг, серьги). Одежда должна быть обтягивающая без шнуровок и завязок. Обувь удобная, лучше спортивная. Однако внимательно отнеситесь к шнуркам. Они не должны болтаться или быть слишком длинными.
  2. Колющие и режущие предметы будут лишними. Стеклянная бутылка также может случайно нанести травмы. Снимите с себя любую символику.
  3. Документ, удостоверяющий личность должен быть во внутреннем кармане, а не в сумке.
  4. Держите руки расслабленными и вдоль тела, вытащите их из карманов.
  5. Длинные волосы заколите или спрячьте под головной убор.

Движение в толпе

Движение в толпе

Что делать, если Вы оказались внутри толпы?

  1. В толпе старайтесь держаться подальше от тучных и (или) высоких людей.
  2. Попав в толпу, старайтесь идти в одном с ней направлении, даже если Вас несет совершенно в противоположную сторону. Потихоньку толпа начнет рассеиваться, сила потока ослабнет, и Вы сможете из нее выйти. Старайтесь не попасть в ее центр, а также опасно находиться на ее окраине.
  3. Всегда пытайтесь найти выход из толпы. Иногда возникают пустующие коридоры, не пропустите их.
  4. Не старайтесь ухватиться за что-то руками, так как вероятность получение перелома конечностей очень большая. Застегните верхнюю одежду,
  5. Держитесь на ногах. Не пытайтесь поднять упавшие вещи.
  6. В случае падения, не кричите – Вас не услышат. Сгруппируйтесь, подтяните ноги к животу и закройте руками голову и шею. В такой позе Вы защитите наиболее важные части тела. Постарайтесь хоть немного опереться носками об землю и рывком вставайте.
  7. Не давайте слишком плотно Вас окружить. Для этого держите руки согнутыми в локтях и немного раздвиньте их в стороны. Освободитесь от любой ноши и предметов в карманах (ключи, зажигалка). Они будут при усилении людского потока впиваться Вам в тело.
  8. В случае если Вы все-таки оказались в сильной давке, Вам нужно защитить себя с боков. Согните руки в локтях и прижмите их к себе. Напрягите все мышцы и в такой позе продвигайтесь.
  9. Сохраняйте спокойствие, даже если стали возникать панические настроения. Не идите с опущенным взглядом. Это соответствует жертве. Лучше используйте боковое зрение.

Толпа и правила безопасности

Инфографика МЧС: Толпа и правила безопасности

Лайфхак от МЧС России

Как не стать жертвой толпы

В первую очередь при давке страдают дети, так как они маленького роста и их трудно заметить в толпе.

При обеспечении безопасности в толпе с ребенком, следует придерживаться следующих правил:

  1. Лучшим вариантом будет посадить его себе на шею, и крепко держать за ноги.
  2. Если взрослых несколько, то они могут встать вокруг ребенка лицом друг к другу и так продвигаться. Ребенок будет, как в защитной капсуле.
  3. Ребенок должен всегда находиться перед Вами, а не сзади, идущим за руку.

Однако подобную ситуацию можно и избежать. Не нужно примыкать к митингующим ради любопытства. Старайтесь держать подальше от крупного скопления народа, даже на праздниках. Помните, что в толпе Вы можете попасть под действия правоохранительных органов. Не сопротивляйтесь, доказывая свою непричастность. Выполняйте все их требования. В такой ситуации, у полиции совершенно нет времени разбираться и выяснять, кто есть кто.

Самым главным врагом в экстремальных условиях является паника. Иногда хватает несколько секунд трезвого взгляда на возникшую ситуацию, чтобы найти выход и спастись.

Толпа в помещении или на улице

Существование специфических общностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища предполагает наличие в этих условиях специфических форм общения и воздействия.

Говорить о человеке в толпе можно много, но основным моментом, который хотелось бы отметить - это поведение человека в толпе. Человек в толпе, превращается в саму толпу, человеком начинает двигать ни что иное, как стадное чувство. Человек теряет своё определение, как личность и им движут животные инстинкты, инстинкт самосохранения. Это оправдано, поскольку именно этот инстинкт позволяет отдельно взятому человеку выжить в экстремальных для него условиях. Именно этот инстинкт позволяет человеку не начать движение против или поперёк толпы, именно этот инстинкт заставляет человека оставаться на ногах, а в случае падения попытаться как можно быстрее встать на ноги, чтобы не быть растоптанным. Однако ввиду различий силы нервной системы каждого человека, иногда психика человека в толпе даёт сбой и человек входит в состояние аффекта. В этом состоянии человек начинает кричать, противостоять толпе, двигаться в непредсказуемых направлениях и, как правило, чаще всего именно такая реакция приводит к летальным исходам.

Критика Ле Бона

Люди считают, что в толпе стираются различия между людьми и люди выплескивают нередко в жестоких действиях свои страсти и грёзы – от низменных до героических, от иступлённого восторга до мученичества.

Густав Ле Бон пережил Парижскую коммуну и как истинный французский аристократ мучился от перманентного страха "черни" и революции. Его ценности и опасения очевидны и в его работе, и в том, какие исторические фигуры были его поклонниками - Ленин, Муссолини, Гитлер и Геббельс. "Психология толп" стала настольной книгой власть имущих: "Предостерегающий голос авторитетных психологов прошлого избавит нас от взрывов "революционной энергии" масс - энергии всеразрушающей". На японский язык "Психология толп" была переведена министром иностранных дел, на арабский - министром юстиции. Ле Бон полагал, что в толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или "расовому бессознательному". В толпе человек становится варваром, движимым инстинктами, он склонен к насилию/героизму, снижаются его интеллектуальные способности и чувство индивидуальной ответственности за свои поступки, эмоции выходят из-под контроля. На самого Ле Бона повлияли идеи эволюционизма (с ними связано его мнение, что в толпе люди регрессируют на более низкие эволюционные ступени) и расцвет гипноза в тогдашней Европе. Как известно, под гипнозом человек теряет самоконтроль и становится очень восприимчивым к внушениям гипнотизера, и лебоновские представления о взаимоотношении толпы и ее лидера во многом из этого исходят. Поклонником Ле Бона был Фрейд. Его "Психология масс и анализ человеческого Я" - во многом отклик на лебоновскую "Психологию толп". Интересно, что буквально до 1980-х гг. в области поведения толпы психология практически ничего не могла противопоставить идеям Ле Бона и Фрейда. Флойд Олпорт критиковал и того и другого, но его идиосинкразия ко всему "социальному" в психологии сводила эту критику к биологическому редукционизму и парадоксальному на первый взгляд выводу, что в толпе человек еще больше индивидуализируется (более ярко проявляются инстинкты и эмоции). Авторство наиболее продуктивной и всесторонней критики принадлежит Стивену Райкеру, который в 1985 г. совместно с Джонатаном Поттером указал на 5 ошибок традиционных теорий толпы (включая лебоновскую):

I. Поведение толпы рассматривается этими теориями вне социального контекста. Таким образом, упускается из виду то, что за действиями толпы стоит, как правило, межгрупповой конфликт - между подчиненной группой и группой, которой принадлежит экономическая и политическая власть в обществе.

II. Игнорируется политическая и идеологическая подоплека поведенческой динамики толпы. С точки зрения традиционных теорий люди ведут себя в толпе бессмысленно, иррационально вплоть до серии стереотипных поведенческих паттернов. До середины 1980-х никто не рассматривал поведение толпы как направленное на поддержку интересов группы и социальной идентичности ее членов.

III. Традиционные теории подчеркивают, что одна из причин антисоциального поведения человека в толпе - анонимность. Это не так. Эмпирически установлено, что многие люди в толпе очень часто знают и узнают друг друга.

IV. Мотивы индивида в толпе. Сведение их к иррациональным инстинктам фактически означает, что попытка объяснения провалилась. СМИ порой вносят свой вклад в это заблуждение, замалчивая мотивы и представляя бунт, конфликт, стычку как не поддающееся рациональному объяснению "происшествие".

V. Подчеркивание негативного аспекта поведения толпы - деструктивность и т.д. Однако бывают и миролюбиво настроенные толпы, чья позиция нередко приводит к позитивным социальным изменениям. Кроме того, установлено, что деструктивность всегда преувеличивается масс-медиа. Например, драки футбольных болельщиков - очень часто всего лишь ритуальный обмен взаимоустрашающими жестами, без побоев и травм. Что интересно, журналисты об этом и не подозревают - потому что футбольные фанаты в интервью очень ярко живописуют свои мнимые расправы с "неприятелем" и порой искренне верят, что так оно и было на самом деле.

Стивен Райкер рассматривает поведение больших групп в широком социальном контексте и описывает процесс, в котором поведение индивидов в толпе приобретает идеологически значимые формы. В своем объяснении он исходит из феномена социальной идентичности и процессов социальной категоризации, дополняя разработанные ранее теории собственными идеями относительно того, как на процесс самокатегоризации индивида влияют идеология и политика. В обыденной жизни человек определяет себя в терминах соответствующих категорий. В ситуации толпы как межгруппового конфликта - когда всегда есть "мы" и "они" - членство в одной из этих категорий/групп становится особенно выпуклым (например, "студент" vs "полицейский" или, если угодно, "омоновец"). Индивид быстро осознает стереотипные нормы и типичное поведение, характерное для этой категории в данной ситуации. В этом ему помогает то, что в толпе обязательно есть некто прототипический, наиболее экстремистски настроенный, в чьем поведении наиболее полно выражается настроение группы. Этот прототип - совсем не обязательно вождь авторитарного типа. Это скорей "заводила", который первым из толпы швыряет пивную банку в шеренгу полицейских и, таким образом, запускает групповое действие. Не прибегая к спекуляциям относительно "животного" и "изначально злого в человеческой природе", Райкер дает ответы на два вопроса, мучившие многие поколения социальных психологов, начиная с Ле Бона: люди, до этого не знавшие друг друга, в толпе практически мгновенно организуются в некую однородную коллективность, осуществляющую целенаправленное поведение; и почему законопослушные граждане вдруг начинают чинить безобразия и насилие. В целом поведение толпы видится Райкеру (в противовес Ле Бону) рациональным и имеющим смысл: люди отстаивают свою социальную идентичность и интересы группы.

Позиция Фрейда

Человека в толпе характеризуют следующие черты:

Инстинктивность.В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность.В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации).В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.

Состояние гипнотического транса.Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.

Ощущение неодолимой силы.Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

Заражаемость.В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность.В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

Безответственность.В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация.Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.


Психология толпы – это направление психологической отрасли, изучающее поведение групп людей, выделение особых механизмов функционирования и изменения личностных особенностей человека, а также выявление отличий между поведением внутри и вне группы.

Психология поведения толпы была вынесена в отдельную отрасль, поскольку в подобном бесструктурном обществе каждый индивидуум имеет схожие эмоциональные реакции, проявляющиеся у остальных участников. Именно на основании данных механизмов рождается возможность растворения индивидуальности, а законы массы всегда превалируют над внутренними устремлениями человека (так, интеллигентные люди в толпе позволяют себе низкое поведение, а способные к критике перестают адекватно оценивать мир и т.д.).

Изучал психологию толпы Лебон, ставящий основой своей теории то, что механизм эмоционального заражения (передачи определённого вида эмоций, состояний, мыслей) среди массы людей происходит подобно эпидемиологическому распространению вируса. Соответственно, чем больше людей будет вовлечено во взаимодействие, тем сильнее влияние и быстрее распространение эмоционального аффекта. Учёный объяснял подобный эффект психологии толпы тем, что рассеивается личная ответственность и в чувстве полной анонимности люди способны на проявление того, что ранее бы корректировали в своём поведении.

Понятие психология толпы подразумевает людей объединённых не общей целью, а только эмоциональным состоянием. Это всегда отсутствие структуры, иначе речь о коллективе или организованной группе, имеющей общую цель и систему реагирования в соответствии с ролями.

Объединяет толпу всегда только эмоциональное сходство, поэтому такие скопления могут появляться в местах культурного интереса или идейных собраниях (концерты, митинги, катастрофические происшествия и пр.).

Захваченность общими чувствами уже не даёт человеку возможность реагировать иначе, а приоритет желаний большинства закреплён генетически. Поскольку только вместе лучше охотиться или добиваться целей, а тот, кто шёл против всеобщего настроя, рисковал остаться изгоем и погибнуть без поддержки стаи. Именно поэтому сейчас многие испытывают неуютные чувства страха и тревоги, когда выражают сопротивление большинству – такое поведение закреплено, как грозящее смертью.

Виды толпы

Психология управления толпой строится на понимании различных видов толпы и ведущих механизмов влияния на неё. Различные скопления людей могут отличаться активностью самих участников, т.е. это либо непосредственные деятельные участвующие в событиях, либо публика, наблюдающая происходящее. Активные участники всегда больше вовлечены, легче поддаются внешнему влиянию и управлению, те же, кто просто пришёл посмотреть, менее активны и сохраняют больше индивидуальности. Группа поддержки на концерте всегда способна быстрее включиться в драку за отстаивание имени любимца, чем сидящие в зале.

В зависимости от активности меняется и управляемость толпой, в соответствии, с чем выделяют ещё несколько видов. Абсолютно неуправляемое собрание людей возникает стихийно, оно не имеет ни цели, ни лидера, ни механизмов организации. По силе разрушительных последствий это наиболее страшный вид толпы, поскольку отсутствуют любые механизмы воздействия.


Неконтролируемая стихийная толпа возникает в общественных местах (стадионы и метро, районы стихийных бедствий или массовых гуляний). Эти люди имеют различные цели, оказываясь вместе только по воле случая. Люди, подчиняющиеся конкретным командам одного лидера, относятся к ведомой толпе, где один человек или незначительная группа способны регулировать эмоции большого скопления людей, корректировать их мотивацию и вести в нужном направлении.

Ещё более управляемая толпа – это организованная, имеющая не только выраженного лидера, способного менять её настроение и направленность, но также общие цели и заранее оговоренные места сбора и продолжительности запланированных действий. Это хорошо организованное движение, отличающееся максимальной эффективностью в своих действиях и достигающее любых целей благодаря чёткой внутренней структуре и общим интересам.

По эмоциональному наполнению толпа отличается и меняется так же, как эмоциональная и настроенческая сфера индивидуума. Это может быть агрессивная группа лиц, бунтующая в отношении не устраивающих порядков, это может быть скопление людей, парализованное страхом или паникой вследствие случившихся катастроф.

Эйфорическое скопление людей происходит на концертах или мирных митингах, где основными движущими силами являются эмоции наслаждения и радости. Часто эйфория соприкасается с экспрессией, где главное беспрепятственное и яркое выражение чувств. Экспрессия объединяет людей в группу по общему отношению к кому-то событию, а конвенциональная толпа сплачивается на основе общего когнитивного интереса.

Ещё один момент отличия видов толпы это ее гомогенность. Разнородная толпа чаще всего рождается там, где собрания происходят стихийно, она же обычно и анонимна – там никто никого не знает и все личности стёрты воедино. Там где люди собираются намеренно чаще всего собрание персонифицировано, известны личности, имена, регалии или хотя бы более крупное сообщество, представляемое участниками. Варианты если собрания, объединённые интересами или идеями, подразумевают большую однородность. Есть и искусственное разделение людей на классы и секты, возраста и уровень достатка – это всё пришло из научного мира и представлено толпой только по предварительной договорённости о встрече или совместной акции (церковная служба, митинг, празднование, пр.).

Психологические свойства толпы

Особым свойством обладает коммуникация в толпе, через которую осуществляется подготовительное влияние. Никто не поддаётся внешнему воздействию тех, кто не транслирует близкие ему идеи, не идёт за противоположным мнением.


Толпа бессознательна, а люди в ней действуют на уровне базовых инстинктов. Тут большую роль играет импульсивность, захваченность эмоциями, вместо разумного анализа ситуации, а тот кто, находясь в толпе, попытается подвергнуть критике происходящее, включить рациональный подход либо сам покинет общую структуру, либо будет ею растоптан.

Находясь в большой группе, человек мыслит в основном образами, его воображение работает сильнее, чем в одиночестве или в диалоге. Не возникают моменты обдумывания или критики, образы, навязываемые извне, воспринимаются как реальные, при этом они категорически просты. Чем больше численность толпы, тем более простые тезисы и образы доступны пониманию, анализ сложных или ступенчатых понятий просто не доступен. Главным в таких образах всегда выбирается не правда и объективность, а желаемость, в итоге те, кто хочет вкусных абрикос пойдет за тем, кто скажет, что они в десяти метрах, не задумываясь о несоответствии климата и том, что сами видят на этом расстоянии лишь пустоту.

Толпа категорична и консервативна, там отсутствуют сомнения относительно истины, нет терпения и толерантности к другим точкам зрения, зато есть упорство и силовое давление. Новые альтернативные идеи могут быть восприняты, только если харизматично будут сказаны прежним лидером, в остальных же вариантах большинство будет стремиться сохранить прежний общественный порядок, как символ безопасности. Отсюда и повышенная внушаемость толпы, поскольку люди в ней не различают полутонов – они либо принимают идею полностью (а значит туда можно вложить дополнительные необходимые моменты) или категорически отвергают.

Этапы формирования толпы

Возникновение даже случайной и негомогенной толпы никогда не бывает без социальной обусловленности и происходит по стадиям. У каждой массы людей есть ядро, держащее их всех вместе – это могут специально назначенные или неформальные лидеры, эмоционально значимые люди или те, кто лучше всего ориентируется в ситуации. Изначальное ядро может возникать на основании логических побуждений, так при несчастных случаях люди собираются вместе, чтобы оказать помощь, при этом есть пострадавшие и те, кто имеет медицинские навыки или может помочь организовать передвижение в больницу. Потом к этим людям добавляются неравнодушные, способные поучаствовать или ищущие защиты. Именно с момента присоединения других лиц толпа начинает входить в циркулярное движение.

Когда толпу начинает кружить происходит этап нарастания эмоций, возрастания аффекта, окружающий социум начинает делиться на полярные кланы. В этом процессе всегда есть свои, чьё мнение попадает в психику других без всякой критики, вследствие чего склонность к совершению неконтролируемых, спонтанных, опасных действий возрастает в разы. Тут происходит исчезновение личностной ответственности, растворение своей личности и приобретение анонимности.

После того, как была сформирована большая общность, имеющая сплочённые интересы, на основании разных высказываемых мнений формируется новый общий объект сплочения. Если сначала это было стихийное бедствие, то совместное обсуждение может родить поиск или обвинение конкретных людей или структур в произошедшем. Внимание смещается, зато появляется совершенно новая и абсолютно общая цель, родившаяся умами участников в процессе взаимодействия. На этом этапе люди максимально сплочены и тогда возникает необходимость нового формирования ядра.

Появляются активисты, лидеры, зачинщики или провокаторы, руководящие толпой. Они могут, находясь в ней смещать эмоциональные акценты, через что руководить поступками людей. Не обязательно понимать, как руководить обществом и стремится к реформации во что-то хорошее. Это могут быть незрелые личности, имеющие пограничное расстройство, психопаты и манипуляторы, дети и экстремисты – главное уметь эмоционально раскачать толпу, цель в данном контексте вторична.

Психология поведения человека в толпе

Есть характерные определённые особенности и для человека находящегося под влиянием массового сознания. Каждая личность ведёт себя по-разному, находясь в одиночестве, общаясь на межличностном уровне или являясь частью толпы. Эти изменения обусловлены механизмами адаптационного выживания психики и закреплены значительно сильнее, требуя большего времени для коррекции.


Первоочередным является регрессия уровня коммуникации с межличностного и вербального на эмоциональный и внутригрупповой. Даже социально-ориентированные люди, поддержание диалога для которых является профессиональным качеством (психологи, следователи, переговорщики и пр.) перестают использовать вербальную коммуникацию в достаточном объеме.

На уровне биологических реакций человеку свойственно испытывать возбуждение, как психомоторное, так и агрессивное, половое и прочее. Проявляться может в бессмысленных движениях, цель которых только в снижении уровня адреналина, высокой физической активности, при этом снижении контроля над своими действиями и координацией. Так на стадионе фанатам свойственно повторять стереотипные, но бессмысленные движения, можно заметить, как тысячи людей раскачиваются в такт и поднимают руки – это транс, где нет места сознанию, а только неосознаваемым процессам, первичным реакциям. Для людей с заболеванием эпилептического спектра и неврозами подобное трансовое состояние присутствия в толпе может закончиться приступом. Для других характерно возникновение различных галлюцинаций, причём нередки случаи одинакового характера обманных ощущений. Собравшись потом вдвоём, люди могут прийти к выводу, что они были под воздействием гипноза, что отчасти является правдой – пребывание в толпе схоже с гипнотическим состоянием, где нет критики, а есть эмоции и послушание.

Человек, анализируя своё поведение после, может заметить, что тогда требовались простые решения, односложные указания – так происходит за счёт снижения критичности, объёма внимания и способности различать различные уровни, оттенки и думать о нескольких вариантах последствий в ситуации. Спускаясь на базовые инстинкты, психика каждого конкретного человек откатывается назад, упрощается, становится инфантильной и требует чёткости указаний и однозначности выводов.

Самоконтроль человека падает, поскольку большая часть ответственности передаётся или лидерам или распределяется между всеми участниками. Вместе с ответственностью постепенно растворяется индивидуальность человека, и даже если час назад он был категорически не согласен с основными идеями толпы, то после пребывания там, будет отчаянно доказывать эти мнения, как свои. Тут действует эффект ассоциации – восприятия всех участников едиными с собой, именно поэтому срабатывают механизмы, схожие с защитой собственной семьи, где тот, кто трогает своего приравнивается к врагам.

Психология толпы и её влияние на личность

Изучение проблемы психологии толпы и того как толпа влияет на личность в теоретическом и практическом аспектах. Автором обозначен анализ литературы по проблеме исследования, представлены результаты социальных экспериментов.

Психология толпы и её влияние на личность

Фомин Иннокентий

учащийся МОУ Лицей г. Черемхово

Аннотация:

Цель данной статьи: рассмотреть изучение проблемы психологии толпы и того как толпа влияет на личность в теоретическом и практическом аспектах. Автором обозначен анализ литературы по проблеме исследования, представлены результаты социальных экспериментов.

Annotation:

The goal of this article is to study the problem of crowd psychology and how the individual is affected by it in theory and on the practical side. Literature on the problem and the results of social experiments are highlighted by the author.
Ключевые слова :

Толпа, сознание, влияние, поведение, эксперимент.

Key Words:
Crowd, consciousness, influence, behavior, experiment

Введение . Актуальность исследования .

Влияние общества на человека проявляется везде - во всех сферах жизни. В современном мире очень просто попасть под влияние толпы. Многие люди оказавшись в толпе поддаются влиянию и начинает думать так, как большинство, даже в том случае, если изначально имели другую точку зрения. Причиной такого поведения являются страх, лень, нерешительность и многие другие. Человеку легче согласиться с большинством, чем бороться в одиночку. Данное исследование поможет индивиду сохранить концентрацию и осведомленность при попадании в подобную ситуацию.

Цели, задачи, материалы и методы, литература.

Целью нашего исследования явилось изучение проблемы психологии толпы и её влиянии на личность в их теоретическом и практическом аспектах.

Основная часть.
1. Понятие толпы. Социальная жизнь людей проявляется во множестве самых разнообразных форм. Будь то индивидуальная форма поведения, либо ограниченная влиянием других.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.
3. Психологические свойства толпы. Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:
-когнитивной;
-эмоционально-волевой;
-темпераментальной;
-моральной.
В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии. Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Толпа живет исключительно чувством.

Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, просты и ясны. Для толпы не сами факты имеют значение, а только её восприятие этих фактов.

Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.

Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.

Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

4. Психологические особенности индивида в толпе.

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты:

Анонимность. Растворяясь в безликости толпы, индивид теряет чувство собственной ответственности. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда не дает волю. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

5. Поведение толпы.
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей. Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными. Одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.
6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой.

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

7. Коммуникации в толпе.

Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по всей длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии.

8.Социальные эксперименты

Выводы: Все люди разные, но практически все одинаково зависят от мнения большинства. И это несмотря на то, в какой период времени они живут. Хоть в СССР в 1971 году, хоть сейчас, человек готов пойти вразрез со своими убеждениями лишь бы показать, что он согласен с мнением окружающих. Но это в корне неправильно. Поэтому занимайтесь саморазвитием и проявляйте индивидуализм.

Читайте также: