Психологическая диагностика способностей доклад

Обновлено: 04.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Способности

Способности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности (Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — М.; Ростов н/Д,1996.-С.381). Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Основные черты способностей

Основные черты способностей отличают одного человека от другого; имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Методики психодиагностики общих способностей

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.
Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Д. Векслера, Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта. Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности (Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.-С. 512).
Достоинства и недостатки тестов интеллекта приводятся в табл.5

Таблица 5. Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей

Достоинства

Недостатки

Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно-развивающей работы

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Тема 6. Психодиагностика способностей

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Объект и методы психодиагностики способностей. Актуальность работ по психологической диагностике способностей. Проблема способностей в психологической литературе (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.С. Лейтес и др.).

Определение способностей в различных отечественных научных подходах. Определение способностей Б.М. Теплова. Три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека Б.М. Теплова. Своеобразная диалектическая связь между способностями и знаниями и умениями (С.О. Рубинштейн). Роль природных, врождённых факторов в формировании способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Определение способностей в зарубежной психологии (А. Анастази, Дж. Лолер, Дж. Наэм и др.).

Классификация способностей.

Методы изучения общих и специальных способностей. Классификация специальных способностей в зарубежной литературе.

Рекомендуемые материалы

Диагностика моторных способностей (психомоторных, сенсомоторных). Методы диагностики сенсорных способностей. Тесты визуальных и слуховых способностей. Тесты технических способностей. Батареи тестов для диагностики определённых профессиональных способностей.

Тест Амтхауэра. Назначение теста. Характеристика отдельных субтестов теста. Требования к временным параметрам. Условия применения теста. Требования к интерпретации результатов теста.

Области применения тестов способностей. Перечень и характеристика областей применения тестов способностей. Причины, вызывающие критику применения тестов для прогноза профессиональной успешности. Обоснование отечественными психологами необходимости применения тестов способностей как инструмент профотбора и профконсультаций. Перспективы разработки методов диагностики способностей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

6.1. Определение и психологическая характеристика способностей

6.1.1. Сущность способностей

Умственные и эмоциональные способности

зависят от того, счастлив человек или

нет. И остроту ума, и силу чувств несчастье

ослабляет и даже парализует,

как и все остальные психические функции.

Эрих Фромм

Способности как психическое свойство личности, отражающее проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности (В.Г. Крысько).

Виды способностей:

Уровни развития способностей личности:

6.1.2. Психологическая характеристика способностей

Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Необходимы методы диагностики уровня развития способностей.

Исследования в области способностей Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьва, В.М. Мясищева, К.к. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.м. Теплова, М.С. Лейтеса и др. Наиболее чёткое определение способностей дано Б.м. Тепловым (Теплов Б.М., 1941).

Теплов выделяет три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека: 1) они отличают одного человека от другого; 20 они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, 3) они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения (Теплов Б.М., 1941).

Прогрессивные зарубежные учёные (А. Анастази, 1982; Дж. Лолер, 1982, Дж. Наэм. 1984) критикуют сложившийся подход к интеллектуальному развитию, общей одарённости. Тем не менее, теория врождённости способностей, интеллекта имеет ещё много сторонников.

6.2. Основные подходы к изучению способностей

Одним из основных подходов к изучению способностей стал факторный анализ, т.е. эмпирическое выделение разнообразных факторов, за которыми усматривалось проявление разных способностей. В числе прочих и интеллект стали рассматривать как составную способность, включающую в себя вербальные, математические и другие виды способностей. Однако вряд ли выделение всё большего числа факторов можно считать эвристическим путём изучения природы способностей, условий их развития и формирования (хотя для понимания их структуры, выделения основания для классификации такая работа оказалась полезной).

Основные положения теории способностей получили своё развитие и конкретизацию в многочисленных работах по изучению общих и специальных способностей. Здесь можно указать работы Ананьева и его сотрудников, посвящённые комплексному исследованию разносторонних особенностей и возможностей человека (Ананьев Б.Г., 1980), работы Лейтеса об общих умственных способностях и одарённости в целом (Лейтес Н.С., 1971), а также целый ряд работ по исследованию специальных способностей. К ним относятся изучение: математических способностей В.А. Крутецким и его сотрудниками (1968), музыкальных способностей Б.М. Тепловым (1961), организаторских способностей Н.Ф. Кузьминой (1961), лётных способностей К.К. Платоновым (1972), художественных способностей Е.И. Игнатьевым (1961).

6.3. Методы изучения способностей

В настоящее время в психодиагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей.

В настоящее время в психодиагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. В батареи тестов отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических). Интеллект длительное время рассматривался исследователями как единое, неделимое свойство.

Собственно, тесты специальных способностей и стали разрабатываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таки, как вербальные, математические, пространственные, мнемические (Терстоун Л., 1957).

В зарубежной литературе, посвящённой проблемам психодиагностики, принято классифицировать специальные способности по двум основаниям:

1) по видам психических функций (моторные, сенсорные);

2) по видам деятельности (технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии).

Диагностика моторных (психомоторных, сенсомоторных) способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте (Анастази А., 1982; Кулагин Б.В., 1984; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтенко В.А., Серова Л.К., 1984; Проблемы космической биологии, 1984; Сишор Х., 1963). Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора. Точности мышечного усилия и др.

Для изучения пространственных представлений разработаны многие разнообразные задания, которые входят в батареи отдельных способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесотского теста на восприятие пространства.

Из серии тестов на определение профессиональных способностей наиболее часто применяются тесты так называемых конторских способностей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей. При разработке этих тестов исходили из того, что в работе чиновника необходимы аккуратность, высокая скорость восприятия информации, хорошая речь, информированность в своей области, исполнительность. Поэтому они включают в тесты разнообразные задания на диагностику этих качеств.

Тесты требуют от испытуемых умения быстро читать числовой и словесный материал, располагать определённый материал в алфавитном порядке, кодировать и классифицировать его. Диагностируется также уровень общей осведомлённости испытуемых, знание ими деловой терминологии, грамотность, чувство языка.

2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Владимир Николаевич Дружинин. − СПб.: Питер, 2000. 368 с.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Функции обработки строк.

6. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).

7. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.

8. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. − М.: Просвещение,1990. 142 с.

Главная задача психологической диагностики – это оценивание способностей человека. Даже в глубокой истории успешное овладение профессиональным ремеслом считалось главным критерием при оценке субъекта.

Для диагностики способностей необходимо определить объект и предмет. Здесь нужно дать характеристику, определить структуру. Чтобы провести диагностику потребуется:

  • проведение неглубокого анализа проблемы способностей, теоретические и эмпирические подходы;
  • определить признаки проявления способностей и критерии, которые помогут их выявить;
  • определить методы и методики выявления, оценки, измерения объекта и предмета диагностики способностей. Для этого необходимо провести теоретический анализ методик;
  • определить показатели или шкалы, которые зафиксируют признаки способностей.

Способность – 1) дарование; 2) умение что-либо делать

Теплова Б.М. определял способность как индивидуально-психологическую особенность, которая является предпосылкой для легкого овладения деятельностью. Леонтьева А.Н. говорил, что способность является сложившимся элементом и органом для реализации деятельности.

В книгах по психологии способность определяют как систему оптимальных действий, движений, поступков людей. Продуктивность выступает только как подтверждающий факт относительной реализации способностей. Они понимаются как сформированный или только формирующийся образ/система задатков для работы. Образ – это ментальная схема деятельности человека как представление. Отсюда следует:

Способность в психологии – интеллектуальное и ментальное качество личности.

1. Некоторые представляют их в виде свойств или совокупности свойств и особенностей личности. Такая позиция стала называться личностно-деятельностным подходом. Мясищев В.Н., Ковалев А.Г. понимают способности как ансамбль, синтез качеств человека. Платонов К.К., Мерлин В.С., Теплов Б.М., Крутецкий В.А. – как структуру. Артемьева Т.И. – как характеристику личности. Если способности рассматривать со стороны деятельностного подхода, то содержание представлено в виде усвоения внешних воздействий путем интериоризации, такое определение дали Талызин Н.Ф. и Гальперин П.Я. Голубева Э.А., Лейтес Н.С., Климов Е.А. рассматривали их с позиции концепции индивидуальных различий и определили это как внутреннее образование. Рубинштейн С.Л. сравнивал способности со сплавом природных, сформированных особенностей и свойств человека.

2. Функционально-генетический подход. В данном случае способности выражаются в виде организации познавательных психических функций или свойств познавательных и моторных психических функций. Здесь проводится граница между способностями усвоения и накопленным опытом. Способность трансформируется в интегративное целостное психологическое образование в отличие от личностных образований.

Также часто способности связывают с понятием психического развития.

Способность базируется на легкости обобщения и на структуре познавательных психических процессов.

Коротеев Г.Л., А.П. Чернышев считали, что для диагностики способностей необходимо наличие связи с мотивацией и факт, что они не исчерпывают полностью личностные качества.

Сформированы три позиции о проблематике способностей.

Краткая характеристика позиций

1. Проблема представляется в виде общих и специфических способностей. В свою очередь общие делятся на:

А специфические – на:

Функция – запуск ментального механизма частных способностей. Параметры психической деятельности человека определяются активностью и адаптивностью.

Под частными способностями понимают реализацию возможностей человека в отдельных направлениях жизнедеятельности. Задача – обеспечить эффективное протекание работы.

Пример для анализа специальных способностей – тест Мюнстерберга Г. Он дает оценку функции внимания вагоновожатых, которые постоянно ориентируются в быстро меняющихся ситуациях на улице, за считанные мгновения предвидят и адекватно реагируют на все многообразные изменения.

В специальных способностях конкретизируются общие. Она достигается путем создания моделей внутренних условий определенной деятельности. Теплов Б.М. определял способности как те, которые помогают достичь успех в выполнении работы.

2. Базируется на понимании способностей как степени перехода потенциальных возможностей к актуализации в реальной деятельности. Так Лейтес говорил, что общие способности проявляются в многообразии возможностей индивида и в определенном единстве проявляемых им свойств.

Этот подход помогает определить: располагает ли человек определенным потенциалом, чтобы достичь успеха в своей сфере деятельности, или он вовсе не пригоден к данному виду работы. Но с другой стороны, при определенных условиях способности могут реализоваться. Грегори Р. говорил, что приобретенное знание сохраняется для дальнейшего использования. Чем больше знаний и опыта, тем больше увеличивается запас потенциальных способностей.

Еще с одной стороны, способности толкуются как фактическое достижение человека, т.е. если субъект достиг чего-то в определенной деятельности, то у него есть способности.

Диагностика заключается в определении степени достижения человека, например, при обучении. Шадриков В.Д. говорил, что свойство функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, имеющие собственную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качестве своеобразия выполнения работы.

4. Все вышеперечисленные позиции условны. Они могут друг с другом соотноситься. Поэтому была выявлена еще одна позиция – общие способности. Они проявляются в форме особенностей мышления человека. Лейтес Н.С. в первую очередь к общим способностям относил свойства ума. На данном этапе происходит следующее:

  • определяется уровень возможности субъекта обобщить информацию;
  • выявляются главные и второстепенные признаки объекта;
  • ограничивается распространение ментального объекта-образа;
  • производятся операции анализ-синтез;
  • и т.д.

Сущность теорий механизмов мыслительной активности

1. Первая теория рассматривается с точки зрения влияния социума и культуры общества на формирование общих способностей. Здесь можно выделить таких исследователей как Леви-Стросс К., Лурия А.Р. и другие. Чтобы провести диагностику необходимо измерить степень способности субъекта выйти за пределы категориально мышления. Культура вырабатывает характер интеллектуальных предпочтений. Здесь необходимо учитывать:

2. Данная позиция рассматривает общие способности как ментальный процесс адаптации к внешней среде. Представители Чарльз Ворс У.Р., Пиаже Ж. и другие. Интеллект приспосабливается к требованиям действительности. Данная способность базируется на врожденных свойствах нервной системы, состоит из единства процессов ассимиляции (воспроизведение элементов среды в виде схем) и аккомодации (изменение схем под воздействием новых требований). Интеллектуальное поведение усложняется и присваивается в процессе развития человека во взаимодействии со средой.

3. Способности представлены в виде следствия и причины освоения деятельности. Интеллект формируется в процессе мыслительных операций:

4. Способности представлены в виде результата обучения. Представители данной теории Стаатс А., Фейерштейн Р., Бернс Р. и другие. Для диагностики необходим факт отражения в структуре способностей системы ее приобретения. Интеллект является базой поведения. Ярко проявляется способность к обобщению. Фейерштейн Р. определяет способность как мобильность, т.е. гибкость, пластичность.

5. Айзенк Х. говорил о том, что ментальные различия людей на основе индивидуальных особенностей нейрофизиологических процессов, закодированы в определенной последовательности нервных импульсов в коре головного мозга.

  • сложность;
  • пластичность;
  • глобальность;
  • беглость.

7. В данной теории способности рассматриваются в качестве интеллектуальной системы. Здесь есть эффективные межфункциональные связи базовых познавательных процессов:

  • психомоторика;
  • внимание;
  • память;
  • мышление.

Общая направленность и целостность развития интеллекта заключается в единстве процесса когнитивных дифференциаций и интеграций.

8. Способности рассматриваются как:

  • механизм переработки информации;
  • меры ментального контроля мотивации (основной критерий развития интеллекта).

9. Общие ментальные способности рассматриваются как статистическая редукция к однофакторной или двухфакторной модели умственной энергии. Спирмен Ч. под этим подразумевал способность человека устанавливать логику и отношения между предметами и явлениями.

10. Интеллект рассматривается как единая концептуальная, креативная и концептуальная составляющая. Контекст подразумевает обработку информации в форме составления плана действий, уяснения алгоритма их выполнения, контроля и оценки. Стернберг считает, что на способности субъекта влияют опыт, и они реализуются исходя из практических задач. Т.е. контекст существует в обыденной жизни. Человек его может использовать, даже если концептуальный интеллект у него не развит.

11. Критерием развития способностей интеллекта также является креативность. Этот вопрос необходимо рассмотреть отдельно.

Природа креативности

1. Базируется на утверждении: одаренность интеллекта является необходимым компонентом, но недостаточным условием творческой активности человека. Главная роль в детерминации играют:

  • мотивация;
  • ценности;
  • личные черты индивида.

Эти компоненты были выделены Таннетбаумом А., Мак-Кинноном Д.В., Олохом А., Маслоу А. и другими. Богоявленская Д.Б. говорит о том, что базу творчества составляет определенная психическая структура, которая свойственна креативному типу личности, стремящийся выйти за пределы проблемы. Ломброзо Ч. считает, что творческая активность напрямую связана с отклонением психической нормы. Данное предположение сделали Роу Э. и Торренс Э. Второй исследователь изучал детей и сделал следующий вывод: больше всего проявил креативность тот класс, где дети были с психическими отклонениями.

Баррой Ф. считал, что ключ к пониманию психологии творчества является проблема свободы и человеческого выбора.

2. Представители Гилфорд Д.П., Торренс Э., Тейлор К., Пономарев Я.А.и другие. Они говорил о том, что между одаренностью и интеллектом слишком слабая связь. Так Торренс проводил эксперимент на детях и взрослых в одном лице. Т.е. сначала в детстве у детей определялся уровень IQ. Результаты показали, что у креативных детей не было устойчивых результатов по одаренности, но когда, они стали взрослыми, то превзошли тех, кто в детстве диагностировался как одаренный, но с низким уровнем креативности.

Торренс внес огромный вклад в исследование проблемы творчества в психологии. Он усовершенствовал тесты креативности, сформировал новые методы. Его основные идеи:

  • отличие развития творческих способностей от мышления путем логики и общего интеллекта;
  • преодоление творческого кризиса, используя определенные методики;
  • доказал, что популярные тесты на интеллект не диагностируют до 70% одаренных студентов;
  • развитие творческих способностей влияет на формирование будущей профессии, влюбленности и т.д.;
  • степень развития креативности не зависит от социально-экономического и расового положения человека и др.

Также вклад в развитие творческой психологии внес Гилфорд, который полагал, что оценка определенных способностей по шкалам интеллекта не дает информацию о креативности человека. Он разработал модель способностей с систематическим их разложением в виде трехмерной матрицы. Метод Гилфорда известен тем, что два раздела были отведены для оценивания креативности, а остальные – решению задач.

Гарднер Г.Э. видел интеллект как несводимый компонент к одному генеральному фактору. Он многогранен. Только изучив все грани, можно рассмотреть процесс творчества.

3. Представители Векслер Д., Айзенк Г., Уайсберг Р., Термен Л., Стренберг Р. и другие. Они, наоборот, считали, что уровень креативности напрямую зависит от интеллекта. Айзенк Г. говорил, что творчество – это компонент общей умственной одаренности. Уайсберг Р. предполагал, что креативность базируется на опыте, знаниях.

4. Рассматривает активность с точки зрения искусственного интеллекта. Представители: Крачфилд Р., Джонсон-Лэрд Ф., Боден М., Тихомирова О.К. и другие. В 1950-1960-е годах Р. Крачфилд с коллегами разработали компьютерную программу автоматизированного обучения творческому мышлению. Джонсон- Лэйрд сформулировал теорию музыкальной импровизации и заложил ее в программу компьютера. Боден М. утверждала, что компьютерное моделирование тесно связано с теоретической психологией мышления.

Вывод

Общие способности проявляются в следующих признаках:

1. Они представляются в виде особенностей мышления человека;

2. Степень возможностей:

  • обобщать информацию;
  • выделять главные и второстепенные признаки объекта;
  • ограничивать распространение ментального объекта-образа;
  • выполнять операции анализа, синтеза, умозаключения;
  • и т.д.;

3. Социум и культура оказывают влияние на создание общих способностей;

4. Природа общих способностей – это ментальный процесс адаптации к внешней среде;

5. Способности являются результатом обучения;

6. Индивидуальные особенности нервной системы человека формируют ментальные различия между людьми;

7. В рамках гештальтпсихологии к способностям интеллекта относят быстрое схватывание соотношений между элементами проблемной ситуации и мгновенное переструктурирование образа;

8. Способности являются системой интеллекта, где работают эффективные межфункциональные связи базовых познавательных процессов:

  • психомоторика;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;

9. Способности являются механизмом переработки информации и мерой ментального контроля мотивации поведения;

10. Способности устанавливают логику и отношения между предметами и явлениями;

11. Единство теории, творчества и практики;

12. Критерием развития интеллекта является креативность, которая имеет ряд особенностей:

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельностии только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.
Интерес психологов к проблеме диагностирования способностей вызван двумя главными причинами.

Файлы: 1 файл

Доклад на тему.docx

Выполнила: Бакиева К. ЭС-31

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельностии только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

Интерес психологов к проблеме диагностирования способностей вызван двумя главными причинами. Во - первых, запросами практики обучения и воспитания детей. Действительно, педагогам и родителям важно знать способности и склонности ребенка для построения адекватной системы психолого - педагогической работы, реализации индивидуального подхода, ранней диагностики одаренных детей, выраженности у них музыкальных, художественных и других талантов. Кстати говоря, во многих видах творческой деятельности своевременное выявление способностей необходимо еще и в связи с тем, что пики достижений приходятся на довольно молодой возраст (например, в хореографии это 20 - 25 лет, в сфере изобразительного искусства 30 - 34 года, в химии 26 - 30 лет), это же относится и к спорту.

Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.

К наиболее распространенным методам диагностики способностей можно отнести:

батарею тестов общих способностей;

батарею тестов дифференциальных способностей;

8 субтестов, которые позволяют выявить особенности развития числовых способностей, словесного мышления, технического мышления, абстрактного мышления и прочее;

12 субтестов, которые обеспечивают возможность измерить уровень развития девяти способностей.

Кроме того специалисты используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.

Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.

Комплексные батареи способностей - измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности. Тесты способностей делятся на:

- общие (интеллектуальные - применяются тесты интеллекта).

- специальные (применяются специальные тесты).

Различают тесты математических, технических, музыкальны художественных и других способностей. В зарубежной тесто ЮГИИ принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озе-рецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора, технический – Беннета.

Однако существуют и более общие методы изучения способностей -специальные тестовые батареи.

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ).

вербальные способности диагностируются с помощью заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас); числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и математическое мышление; пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток; восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы; задания на скорость восприятия, требующуюся для клерка, представлены парами слов, идентичность которых необходимо установить; моторная координация проверяется заданием - сделать пометки карандашом в серии квадратов; ловкость рук (пальцевая моторика) изучается с помощью специального приспособления (4 субтеста).

Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания:

1) на понимание произведений искусства (диагностируют одно из важнейших качеств, требуемых для творчества - эстетическое отношение к жизни). Например, в тестах на понимание произведений искусства испытуемому необходимо выбрать из двух или более вариантов изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный;

2) на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности.

Диагностика склонностей ребенка

определение уровня интеллектуального развития ребенка;

оценка его потенциальных возможностей;

анализ творческого потенциала ребенка.

Читайте также: