Общественные наблюдательные комиссии доклад

Обновлено: 06.07.2024

Общественная наблюдательная комиссия - это орган, образованный на основании Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Полномочия Общественной наблюдательной комиссии:

  • посещает места принудительного содержания для осуществления общественного контроля;
  • рассматривает предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав в местах принудительного содержания;
  • готовит решения по результатам проведения общественного контроля, которые носят рекомендательный характер;
  • направляет материалы по итогам общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, в общественные объединения, СМИ, в органы власти и должностным лицам;
  • взаимодействует по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами власти и должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными объединениями, СМИ, общественными наблюдательными комиссиями других субъектов и т.п.;
  • участвует в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
  • проводит всевозможные мероприятия (общественные обсуждения, слушания) по вопросам своей деятельности.

С документами, регулирующими деятельность ОНК можно ознакомиться в соответствующем разделе этого сайта и на сайте Общественной палаты Российской Федерации. Общественные наблюдательные комиссии должны быть созданы в каждом субъекте Российской Федерации. Их состав также отражен на сайте Общественной палаты Российской Федерации.

В состав ОНК Челябинской области вошли 19 представителей общественных объединений. С составом можно познакомиться ниже. С деятельностью ОНК можно ознакомиться на нашем сайте.

Если ваши права в местах принудительного содержания были нарушены, если при задержании вы содержались в несоответствующих законодательству условиях, вы можете обратиться к ОНК, использовав онлайн-форму, по электронной почте.

Состав Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области 5 созыва:

Исследование механизма формирования, полномочий, порядка прекращения деятельности общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь. Ознакомление с законодательно закрепленными требованиями к членам общественных наблюдательных комиссий.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2018
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вестник Кузбасского института№ 4 (33) / 2017

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Общественные наблюдательные комиссии, как субъект общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных

УДК 343.8

Минск, Республика Беларусь

Аннотации

В статье рассматриваются вопросы осуществления общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных. Проанализированы механизм формирования, полномочия, порядок прекращения деятельности общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь. Подчеркивается, что законодательно закреплены требования к членам общественных наблюдательных комиссий, действующие в отношении них ограничения и запреты, учитывающие нормы отечественного законодательства в области борьбы с коррупцией. Отмечается, что указанные комиссии создаются как на республиканском, так и на региональном уровнях, и имеют целью осуществление контроля за обеспечением предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности. Автором сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию института общественных наблюдательных комиссий в Республике Беларусь.

Ключевые слова: наказание; осужденные; общественный контроль; правовое положение; уголовно-исполнительная система.

N. V. Kiyko

PUBLIC SURVEILLANCE COMMISSIONS AS A SUBJECT OF PUBLIC CONTROL OF PROVISION OF THE LEGAL POSITION OF THE CONDEMNED

The article explores the issues of implementing public control over ensuring the legal status of convicts. The mechanism of formation, powers, order of the termination of activity of public supervisory commissions in the Republic of Belarus is analyzed. It is emphasized that the requirements for members of public supervisory commissions, restrictions and bans applicable to them, which take into account the norms of domestic legislation in the field of combating corruption, are legislatively fixed. It is noted that these commissions are created both at the republican and regional levels and have the goal of monitoring the provision of the rights of individuals for whom the bodies of the Republic of Belarus are provided by the Constitution of the Republic of Belarus, generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Republic of Belarus, legislative acts of the Republic of Belarus and institutions execute punishments and other measures of criminal responsibility. The author formulated proposals for further improvement of the institution of public monitoring commissions in the Republic of Belarus.

Keywords: punishment; convicts; public control; legal status; criminal-executive system.

В соответствии со ст. 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее -- УК РБ) уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности. Целью этого является исправление лица [2, с. 112], совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. При этом уголовная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости.

Согласно ст. 47 УК РБ наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. С учетом преобладания в уголовно-исполнительных правоотношениях императивного метода правового регулирования, общественный контроль за обеспечением исполнения уголовных наказаний выступает одной из важных форм мониторинга деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Как отмечают О. М. Субботина и Я. Ю. Реент, ни для кого не секрет, что на пути развития общественного контроля за обеспечением прав осужденных стоит проблема ведомственной закрытости пенитенциарной системы [3, с. 15]. общественный наблюдательный беларусь

Указанные нормативные правовые акты определили порядок осуществления международными, республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание.

Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности.

Общественные объединения осуществляют контроль за обеспечением прав осужденных путем участия представителей общественных объединений в составе общественных наблюдательных комиссий (далее -- ОНК). Также в ст. 4 Положения определено, что только члены ОНК имеют право осуществлять общественный контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.

В Республике Беларусь создается республиканская ОНК при Министерстве юстиции и региональные ОНК при главных управлениях юстиции областей и г. Минска. Республиканская ОНК формируется из представителей только международных и республиканских общественных объединений, в то время как региональные ОНК формируются из представителей местных общественных объединений, организационных структур международных и республиканских общественных объединений.

Региональные ОНК осуществляют взаимодействие с республиканской ОНК по различным направлениям своей деятельности. Так, при необходимости решения вопросов на республиканском уровне решения, принимаемые на заседаниях региональных ОНК, направляются в республиканскую комиссию для обсуждения на ее заседаниях. Республиканская ОНК может направлять предложения, заключения региональных комиссий в Министерство юстиции Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Персональный состав, а также кандидатуры председателей ОНК утверждаются руководителями соответствующих органов юстиции.

В соответствии со ст. 10 Положения ОНК и их члены наделены следующими полномочиями:

1. при наличии полученного в установленном порядке разрешения члены ОНК посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений. Следует отметить, что даже после получения разрешения на посещение учреждения ОНК обязана предварительно проинформировать начальника учреждения о дате и времени посещения. При этом на период введения режима особого положения в исправительных учреждениях посещения комиссией указанных учреждений могут быть запрещены или ограничены;

2. беседовать с осужденными при наличии их согласия;

3. обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов осужденных;

4. запрашивать у администрации учреждения сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, за исключением материалов оперативно-служебной деятельности, личных дел осужденных, иных документов, относящихся к исполнению наказаний;

При этом в ходе анкетирования могут быть исследованы вопросы, характеризующие:

обеспечение правового положения осужденных;

соблюдение установленных требований условий содержания;

соблюдение установленных санитарно-гигиенических требований;

обеспечение выдачи осужденным необходимых средств личной гигиены и предметов первой необходимости;

соблюдение установленных для осужденных норм материально-бытового и медицинского обеспечения;

обеспечение трудозанятости осужденных;

получение осужденными образования;

обеспечение доступа осужденных к информации.

Помимо полномочий представителей ОНК Положение также содержит перечень действующих в отношении них запретов:

1. препятствовать исполнению служебных обязанностей сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;

2. знакомиться с материалами оперативно-служебной деятельности, личными делами осужденных, иными документами, относящимися к исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности в отношении конкретных осужденных;

3. осуществлять доступ к комплексу инженерно-технических средств обеспечения охраны и надзора за осужденными в исправительных учреждениях;

4. передавать осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, корреспонденцию, денежные средства и иное имущество;

5. осуществлять кино-, фото-, видеосъемку и аудиозапись;

6. принимать от осужденных, отбывающих наказание в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, письменные обращения.

В случае нарушения перечисленных запретов, а также нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, предоставления иностранному государству, иностранной или международной организации, средствам массовой информации заведомо ложных сведений о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, совершения действий, дезорганизующих работу учреждений, подстрекательства осужденных к неповиновению законным требованиям сотрудников и совершения иных противоправных действий член комиссии может быть исключен из ОНК. Решение об исключении принимается Министром юстиции или начальником регионального управления юстиции по представлению начальников управлений Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по областям.

Субъектами участия общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, являются:

общественные наблюдательные комиссии;

Участие общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется:

1. по следующим направлениям:

улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в учреждениях;

участие в организации труда, досуга, обучения осужденных;

участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;

обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях;

оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;

укрепление материально-технической базы органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;

2. с учетом рекомендаций комиссий в следующих формах:

оказание органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности, безвозмездной (спонсорской) помощи;

финансирование программ содействия органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности;

в иных формах, не запрещенных законодательными актами.

Общественные объединения могут оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь таким органам и учреждениям в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Говоря об организационном и материально-техническом обеспечении деятельности ОНК в Беларуси, можно утверждать, что оно имеет смешанный характер: Министерство юстиции Республики Беларусь и его региональные управления осуществляют организационное обеспечение деятельности ОНК, предоставляют им помещения для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывает методическую помощь. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, также оказывает содействие комиссиям в осуществлении общественного контроля. При этом в Положении закреплено, что общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена ОНК, вправе возмещать члену комиссии расходы, связанные с осуществлением его деятельности. Возмещаться могут лишь фактически понесенные расходы, непосредственно связанные с осуществлением контрольных мероприятий, но сама деятельность членов ОНК организована на добровольных началах и не может быть оплачена.

Подводя итог, полагаем возможным отметить, что общественные наблюдательные комиссии являются самостоятельным субъектом общественного контроля за обеспечением правового положения осужденных. Вместе с тем действующий в Беларуси порядок формирования ОНК, приостановления и прекращения полномочий членов ОНК свидетельствует о высокой степени зависимости данного формирования от органов государственной власти. Заслуживает внимания опыт Российской Федерации, где законодательно закреплена возможность посещения представителями ОНК учреждений уголовно-исполнительной системы без специального разрешения, а лишь с обязательным предварительным уведомлением [2]. Кроме этого, на наш взгляд, требует уточнения норма, закрепляющая форму анкеты для проведения анкетирования лиц, содержащихся в исправительных учреждениях открытого типа, арестных домах, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Фактически получается, что представители ОНК не могут получать иные сведения, относящиеся к вопросам исполнения и отбывания уголовных наказаний, эффективности применяемых средств исправления. Нельзя забывать, что согласно ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь общественное воздействие относится к числу основных средств исправления осужденных. Таким образом, требует дальнейшей научной разработки не только контролирующее направление деятельности ОНК, но и вопросы повышения их роли в вопросах исправительного воздействия на осужденных.

В последние годы в Республике Беларусь планомерно осуществляется работа по дальнейшему расширению институтов общественного контроля за деятельностью как органов государственной власти и управления в целом, так и пенитенциарной системы в частности. Это обусловлено реализацией государственной стратегии в области интеграции системы исполнения наказаний с институтами гражданского общества. Многое сделано, но впереди предстоит сделать еще больше, так как сфера исполнения уголовных наказаний по-прежнему остается одной из тех областей, где права граждан наиболее уязвимы и нуждаются в особом контроле и защите.

1. Реент, Я. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности общественных наблюдательных комиссий // Человек: преступление и наказание. -- 2014. -- № 1 (84).

2. Скиба, А. П. К вопросу о перечне субъектов общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания и эффективности его осуществления // Человек: преступление и наказание. -- 2013. -- № 4 (83).

3. Субботина, О. М. Общественные наблюдательные комиссии как субъект профилактики преступлений в отношении осужденных / О. М. Субботина, Я. Ю. Реент // Человеческий капитал / Объединенная редакция. -- 2017. -- № 4 (100).

Подобные документы

Виды избирательных комиссий по конституционному праву. Законодательное право избирательных комиссий осуществлять правотворческую деятельность в соответствии со своими полномочиями. Компоненты правового статуса избирательных комиссий и их деятельности.

курсовая работа [51,3 K], добавлен 08.02.2015

Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь. Понятие общественного объединения. Виды объединений, их права и обязанности. Формы участия общественных объединений в управлении страной.

лекция [22,6 K], добавлен 22.02.2010

Исследование проблемы вовлечения коллектива в управление предприятием через деятельность профсоюзов и комиссий по трудовым спорам. Принципы организации и задачи общественных профессиональных объединений. Традиционные способы правового просвещения граждан.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 16.10.2011

Учебная практика на базе Старорусского политехнического колледжа (ф) НовГУ. Правовые основы деятельности избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии, порядок их формирования и полномочия. Виды деятельности при похождении практики.

отчет по практике [33,2 K], добавлен 21.05.2014

Характеристика правового статуса Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Определение принципов и полномочий избирательных комиссий субъектов РФ. Изучение структуры и состава ЦИК РФ, прав её членов. Действие правовых актов ЦИК РФ.

курсовая работа [38,2 K], добавлен 11.06.2014

Мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Общественные объединения как субъекты конституционного права Республики Беларусь, наделение их правами и обязанностями. Рекомендуемые изменения для внесения в Закон "Об общественных объединениях".

статья [18,6 K], добавлен 15.08.2012

Система избирательных комиссий в Российской Федерации, их правовой статус и гарантии деятельности в соответствии с законодательством о выборах. Принципы деятельности окружных, территориальных и участковых комиссий, порядок их формирования и роспуска.

С начала 2015 года деятельность ОНК Волгоградской области обрела характерные черты неуправляемой команды, работы без организационного участия и предварительного планирования но, тем не менее, поступательные движения в рамках реализации социально-значимого проекта по социализации лиц освободившихся из МЛС велись на высоком профессиональном уровне.

Результаты пилотного этапа исследования, как апробации инструментария для тиражирования методики мониторинга и оценки проблематики были отражены в представленном в ОП РФ итоговом документе, который содержал в себе следующие выводы и рекомендации:

- рассмотреть возможность обозначения статуса инвалидов в местах лишения свободы в нормативных и регламентирующих документах;

- для улучшения работы с данной категорией заключенных предусмотреть изменения практики формирования структурных единиц с выделением отдельных отрядов/учреждений с ориентацией на инвалидов;

- предусмотреть возможность создания специальных условий работы с инвалидами в МЛС (медицинских, социально-психологических и др. аспектах), послабления режима и.т.д.;

- определить регламенты оказания инвалидам узкоспециализированной медицинской помощи и обеспечения их реабилитационным оборудованием с привлечением систем страхования;

- предусмотреть проведение целевого обучения сотрудников учреждений (семинаров, конференций, консультаций и.т.д.); разработать и издать методические материалы по работе с данной категорией заключенных.

Но, к сожалению, на предложение по сортировке и утилизации бытовых отходов и дальнейшей переработки было отказано в связи с отсутствием кадров по сортировки и помещений для их хранения.

23 сентября 2015 года мною инициирована рабочая встреча начальника УФСИН по Волгоградской области П.В. Радченко, Члена Общественной палаты Российской Федерации Будченко Лидии Ивановн и заместителя Председателя общественной наблюдательной комиссии Волгоградской области Ерохина С.Н. На встрече были обсуждены вопросы взаимодействия ОНК, ОП РФ и ФСИН, комплекс мероприятий, направленных на устранение препятствий в осуществлении общественного контроля по поступающим жалобам в ОНК, порядок формирования ОНК и ряд других вопросов.

29 сентября в Новониколаевский районный суд в качестве третьего лица на судебное заседание привлекли Общественную наблюдательную комиссию Волгоградской области. В судебном разбирательстве участвовала член ОНК Шеремет Лариса Алиноровна, которая отстаивала позицию матери осужденного Антона Стрепетова, отбывающего наказание ИК-19 г. Суровикино Волгоградской области. Мною в суд была подготовлена объективная справка о жалобах, поступивших из данного исправительного учреждения. Полная информация о сложной и неоднозначной ситуации в ИК-19.

28.10.2015 г. в зале оперативных совещаний административного здания УФМС России по Волгоградской области состоялось заседания Общественно-консультативного совета при УФМС России по Волгоградской области.

В работе Совета принял участие заместитель Председателя ОНК Ерохин Станислав Николаевич. В целях наиболее эффективного взаимодействия Общественной наблюдательной комиссии Волгоградской области и УФМС России по Волгоградской области и в соответствии с предложением начальника УФМС, Ерохин С.Н. единогласным решением включен в состав ОКС УФМС России по Волгоградской области.

02.11.2015г. мною направлен акт № 030 проверки ФКУ СИЗО №5 УФСИН России по Волгоградской области, проведенной совместно с членом ОНК Волгоградской области Шеремет Л.А. 30.10.2015 г. начальнику учреждения Лемешеву А.Н. для принятия мер реагирования на выявленные недостатки. В ходе проверки СИЗО и реагирования на обращения мною дано поручение партнерам ОНК подготовить ходатайство на просьбу подследственной о переводе из одного учреждения в другое. После чего сопроводительным письмом отправил его и.о. начальника УФСИН.

16 ноября 2015г. мною в адрес Начальника ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России Бурцева Александра Константиновича было направлено требовательное письмо об оказании содействия в медицинском обследовании Антона Стрепетова в лечебном исправительном учреждении системы ФСИН, а так же передать дорогостоящие лекарства в исправительную колонию по постоянному месту содержания, после отбытия срока содержания в ЕПКТ ИК-12.

За период 2015 года мною – заместителем Председателя ОНК Волгоградской области, совместно с членами ОНК Волгоградской области Шеремет Л.А. и Шелковниковой О.М. по различным вопросам осуществлено 33 посещения МПС, рассмотрено по существу 47 обращений/заявлений/жалоб, принято 40 решений. В стадии рассмотрения находятся 7 заявлений.

31. В Шестом периодическом докладе (пп. 172-199) уделено внимание деятельности общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (далее – ОНК).

Создание в 2008 г. такого института общественного контроля, как региональные общественные наблюдательные комиссии, можно считать очень прогрессивным шагом. По задумке ОНК представляют собой общественные структуры с достаточно широким кругом возможностей для осуществления контроля за соблюдение прав человек в местах принудительного содержания.

32. Важность института ОНК сложно переоценить. По понятным причинам места принудительного содержания являются местами весьма ограниченного доступа. Круг лиц, которые вправе туда входить, в том числе в целях осуществления контроля и надзора, устанавливается законом и является исчерпывающим.

Закон предусматривает, что в принципе любое лицо может с разрешения начальника места принудительного содержания туда пройти (например, журналисты или представители общественности). Однако следует учесть, что в таком случае этот посетитель не будет иметь никаких полномочий на осмотр всей территории места принудительного содержания или беседу с любыми лицами, с которыми он пожелает. Таким образом, формой контроля/надзора это считать нельзя.

33. В настоящее время закон предусматривает 3 структуры, которые способны осуществлять внешний контроль/надзор за системой ФСИН:

- уполномоченные по правам человека (далее - УПЧ);

Специализированные прокуратуры по надзору за местами принудительного содержания – это государственные органы, и не всегда проявляют необходимые тщательность и объективность.

Аппараты уполномоченных по правам человека в регионах России не так многочисленны, чтобы полноценно осуществлять эффективный надзор в местах принудительного содержания, ибо УПЧ занимаются не только жалобами на нарушение прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

34. Создание ОНК как формы общественного контроля, несомненно, является огромным достижением российской правовой системы. Предоставленные законом полномочия ОНК потенциально дают все возможности для осуществления эффективного общественного контроля.

К сожалению, именно эффективность и независимость таких общественных структур вызвали стремление государственных органов исполнительной власти получить больший контроль и в определенной мере ограничить деятельность ОНК – как на стадии формирования комиссий, так и в ходе реализации ими своих полномочий.

Вопрос 13

Проблемы реализации полномочий ОНК

35. В своей работе члены ОНК сталкиваются с некоторыми проблемными вопросами реализации своих полномочий при осуществлении общественного контроля. Эти вопросы являются следствием, с одной стороны, недостатка законодательного регулирования, а с другой, ограничительного подхода руководства ФСИН и его территориальных подразделений к решению этих вопросов.

Встречаются также отказы в предоставлении документов, отражающих дисциплинарную практику в отношении осужденных, что делает невозможным для членов ОНК проверку законности, обоснованности и целесообразности применения к осужденным таких взысканий, как помещение в места строгой изоляции (штрафной изолятор, помещение камерного типа).

37. Представители администрации некоторых мест принудительного содержания требуют оставлять технику, необходимую для осуществления общественного контроля (диктофоны, фотоаппараты), на контрольно-пропускном пункте места принудительного содержания и возвращаться за ней после получения разрешения конкретного осужденного на его фотографирование или беседу с использованием диктофона. Иногда выдвигаются требования предоставить разрешение на пронос техники за подписью начальника места принудительного содержания.

38. Здесь следует отметить, что закон об общественном контроле предусматривает, что фото-, видеозапись осужденного, а также беседа с применением диктофона осуществляются с его письменного разрешения. А фото- и видеосъемка помещений и средств обеспечения безопасности места принудительного содержания осуществляются с письменного разрешения начальника места принудительного содержания.

Однако данные нормы не означают, что сам по себе пронос техники (без ее использования) на территорию места принудительного содержания не может быть осуществлен членами ОНК.

Кроме того, имеется решение Верховного суда Российской Федерации, который постановил, что нормы внутриведомственной инструкции, касающиеся проноса запрещенных предметов (к которым относятся средства фото-, видео- и аудиофиксации), не распространяются на членов ОНК.

39. Продолжая тему фиксации условий содержания в местах принудительного содержания, нельзя не затронуть вопрос использования иных технических устройств, специально предназначенных, например, для оценки уровня освещенности, влажности, температуры воздуха.

Проблема в том, что закон не говорит прямо о возможности применения техники для фиксации условий содержания. Однако подобное право, на наш взгляд, напрямую вытекает из самого существа общественного контроля, это является объективным способом фиксации выявленных нарушений и, таким образом, способом реализации полномочий ОНК. И в таком случае запрет сотрудников администрации учреждения на пронос техники членами ОНК фактически означает воспрепятствование членам ОНК осуществлению их полномочий по проверке и фиксации условий содержания в местах принудительного содержания.

40. Спорные ситуации, подобные описанным выше, на практике решаются различными способами. В одних регионах (например, в Нижегородской области) вопросы могут решаться через руководство регионального управления ФСИН, которое содействует формированию надлежащей практики взаимодействия членов ОНК с администрациями мест принудительного содержания.

В других регионах положительный результат приносит использование механизмов обжалования действий представителей администрации мест принудительного содержания в прокуратуру или в суд.

41. Однако действительно эффективным способом решения возникающих проблем и формирования единообразной правоприменительной практики является совершенствование существующих законодательных норм.

- о беспрепятственном проносе членами ОНК на территорию мест принудительного содержания технических средств, необходимых для осуществления общественного контроля;

- о праве членов ОНК использовать специальные технические средства для фиксации условий содержания в местах принудительного содержания;

- о праве членов ОНК получать доступ к имеющимся в распоряжении администрации места принудительного содержания видеозаписям при проверке жалоб на незаконное применение насилия со стороны сотрудников администрации.

Вопрос 14

Читайте также: