Психика в философии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]

Файлы: 1 файл

Психика и сознание.docx

Психика и сознание

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно- историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. [1]

В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, "Духовные" мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Наряду с двумя источниками поведения - наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.

Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:

  • Знание о окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшим мотивом познавательной деятельности.
  • Выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта "Я" и объекта "Я", противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
  • Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
  • Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.

Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности. Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе, к форме общественной жизни.

Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы - корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.

Оглавление

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению
  • подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению
  • уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения
  • лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей
  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. ЕЕ понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.

Английский ученый Д. Гартли (1705 - 1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположником ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималось закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мысли (идеи) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

Французский философы и естествоиспытатели Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и Э. Кондильяк впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. МарксомиФ, Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.

Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

· идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

Американский психолог У. Джеймс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярной наук в Америке. Он был первым профессором психологии а Гарвардском университете, президентом Американского психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс сделал многое для того , чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том , чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Таким образом, можно контролировать, что во второй половине XIX века психология выделялась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии – дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. ЕЕ понятия и объяснительные принципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамическую (Ньютон) картины природы.

Английский ученый Д. Гартли (1705 - 1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположником ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималось закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мысли (идеи) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

Французский философы и естествоиспытатели Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и Э. Кондильяк впервые разработали идею социальной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием социальной среды. Однако связь индивида с обществом была раскрыта позже К. МарксомиФ, Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, высказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутреннего опыта, забыв о родословной этих понятий.

Итак, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки:

· идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом была интроспекция;

· материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, материи, а его содержание как отражение в нем реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы методы, используемые естественными науками.

3. Выделение психологических знаний в самостоятельную науку

3.1 Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

Американский психолог У. Джеймс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярной наук в Америке. Он был первым профессором психологии а Гарвардском университете, президентом Американского психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс сделал многое для того , чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том , чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Таким образом, можно контролировать, что во второй половине XIX века психология выделялась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии – дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

Читайте также: