Производство боеприпасов в россии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Вторая мировая война - самая масштабная из всех войн, произошедших в истории человечества. Вот почему историки будут вновь и вновь возвращаться к теме этой войны, находя какие-то новые факты, касающиеся ее.

Казалось бы, тема реферата напрямую не относится ко Второй мировой войне, и вместе с тем без досконального знания советско-германских отношений в предвоенное десятилетие трудно понять многие причины, обусловившие начало войны. Германия и СССР к началу тридцатых годов превратились в мощные индустриальные державы.

Советско-германские отношения 20 - начала 30-х гг. занимают особое место в политической истории ХХ столетия. Они явились причиной многих противоречий, доминировавших на политической мировой арене в указанный период.

Военно-промышленное сотрудничество СССР и Германии.

Начало 20-х годов было очень грустным — что для военных Германии, что для военных Советской России. Обе страны стали изгоями и резко сокращали армии.

У немцев ограничение не было добровольным. Унизительный Версальский мир задал верхнюю планку в 100 тысяч человек, из них офицеров — всего четыре тысячи. Армия — контрактная, солдат должен отслужить 12 лет. Так что накопить мобилизационный резерв тоже было невозможно.

Уже в 20-е годы немецкая армия старательно отрабатывала многое из того, что стало кирпичиками блицкрига в 1939–1941 годах. Проблема была в том, что рейхсвер — как называлась эта армия — лишили почти всего тяжёлого и наиболее эффективного вооружения. Под полный запрет попали авиация, танки и боевая химия. Артиллерию ограничили дивизионными гаубицами калибра 105 мм. Что особенно обидно, именно запрещённые образцы показали себя наиболее эффективными в только что закончившейся мировой войне, пока ещё не получившей первый номер.

В настроении командиров (офицеров в Советской России официально не было) почти не ощущалось полынного привкуса проигранной Первой мировой — из Гражданской Красная армия вышла победительницей. Но при этом у неё не было столь богатого опыта войны с широким использованием техники, что был у немцев. Кроме того, отечественная оборонная промышленность сильно отставала как раз в тех областях, что запретили развивать немцам. Положение дел само толкало к совместной работе.

В силу действия Версальского договора сотрудничество по танкам, химии и, частично, по авиации, оставалось тайным.

Производство самолетов.

В начале 1920-х формируются первые в СССР самолетостроительные КБ, начинают развиваться опытное строительство и серийное производство советских самолетов.

Для координации опытных работ в 1926 году при Авиатрест образовано Центральное конструкторское бюро с опытными отделами, базировавшимися на серийных заводах. В 1930 году его производственной базой стал Московский авиационный завод № 39.

В начале 1932 года КБ было переведено в состав ЦАГИ, значительно при этом расширившись. Именно это время можно считать рождением самостоятельной вооруженческой подотрасли в рамках советского авиастроения.

К концу 1920-х годов объёмы производства достигли 800—900 самолетов год. В 1928 году СССР впервые принял участие в международной авиационной выставке в Берлине.

В период 1930-х годов было построено свыше 6500 истребителей И-15, И-15бис и И-153, примерно столько же бомбардировщиков СБ и около 9000 истребителей И-16.

Производство отравляющих веществ.

Еще до начала Первой мировой войны на вооружении практически всех стран - участниц будущего конфликта состояли боевые отравляющие вещества (ОВ), снаряженные ими боеприпасы и приборы для их выливания и распыления. Официально применение ОВ в ходе боевых действий было запрещено еще Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. Германия нарушила запрет первой, применив боевые газы на Восточном фронте против армии генерала Гурко в январе 1915 года.

Ни одна из участвовавших в войне стран не намеревалась останавливать гонку химических вооружений. Подписанный в 1925 году всеми странами, включая и Германию, Женевский протокол о неприменении в боевых действиях удушливых газов и бактериологических средств никак не повлиял на продолжение исследований в этой области и на процесс создания еще более совершенных ОВ и средств доставки.

Производство боеприпасов.

Производство ядерных боезарядов в России — крупная отрасль российской оборонной промышленности.

Содержание

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) ядерного оружейного комплекса: [2]

Разработанные НИО-1 и/или НИО-2 физические принципы и предлагаемая на их основе конструктивная схема нового заряда проверяются в ходе численного моделирования в НИО-3, который проводит работы по теоретической газодинамике. Полученные результаты в дальнейшем используются при оценке результатов натурных испытаний. [12]

Результаты работы, выполненной в научно-исследовательском секторе (НИС), передаются в институтское конструкторское бюро первого тематического направления (КБ-1), задачей которого является разработка и конструирование заряда на основе представленной теоретиками схемы. При разработке конструкции нового заряда могут использоваться некоторые унифицированные узлы, разработанные и запущенные в серийное производство одним из ядерных центров. Изготовление образца боезаряда осуществляется на опытных заводах, входящих в состав КБ. [13]

После создания работоспособной конструкции заряда, отвечающей требованиям технического задания, конструкторы КБ-1 могут вносить в полученные схемные решения изменения, учитывающие возможности производства. После внесения необходимых изменений скорректированное изделие вновь проходит цикл испытаний. При этом программа испытаний включает в себя ускоренные ресурсные, климатические, механические испытания зарядов, проводимые в 15-х и 16-х отделениях институтов. Отработанный опытный образец направляется на натурные испытания, организация которых осуществляется 14-ми отделениями институтов. [14]

Результаты натурных испытаний опытного образца ядерного зарядного устройства передаются для анализа в теоретический отдел разработчика. В случае расхождения полученных данных с расчётными проводятся дополнительные НИР, целью которых является выявление причины расхождения результатов и предложение путей его устранения. (По мере накопления разработчиками опыта количество непрогнозируемых результатов постоянно снижалось, и к началу 1990-х годов соответствие результатов достигалось в 93-95 % случаев.) При необходимости КБ-1 вносит изменения в конструкцию, после чего испытания проводятся вновь. Сходимость расчётных и реально полученных в ходе испытаний характеристик зарядного устройства позволяют КБ-1 приступать к созданию на его основе боевого заряда. [15]

Разработанная и утверждённая конструкторская документация на новое ядерное зарядное устройство (а также, при необходимости, опытные образцы изделия и отдельных его узлов) передаётся для разработки ядерного боеприпаса в конструкторское бюро второго тематического направления (КБ-2). При этом созданный в КБ-1 одного института заряд в принципе может быть использован для создания боеприпаса в КБ-2 другого института. [17]

После того как спецкомиссия подписывает акт о приёмке изделия, боеприпас вместе с комплектующими помещается в транспортный контейнер и передаётся представителю 12-го ГУМО. После приёмки контейнер с боеприпасом перемещается на подведомственный 12-му ГУМО объект предзаводского хранения, расположенный в непосредственной близости от серийного завода. В хранилище объекта боеприпас постоянно находится в транспортном контейнере. [20]

С объекта предзаводского хранения боеприпасы в сопровождении всей необходимой документации передаются 12-м ГУМО 6-му управлению вида Вооружённых сил, для которого они предназначены. В ходе передачи боеприпасы в транспортных контейнерах помещаются в спецэшелон, который следует на один из объектов централизованного хранения этого управления. [21]

В дальнейшем видовое 6-е управление информирует 12-е ГУМО обо всех перемещениях боеприпасов (их передаче с объектов хранения в части боевого применения, приём из частей в хранилища, осуществлении регламентных работ и т. д.). Такая практика позволяет 12-му ГУМО вести учёт местонахождения и технического состояния каждого отдельно взятого боеприпаса на протяжении всего его жизненного цикла вплоть до момента его разборки после снятия с вооружения. [22]

Выдача ядерных боеприпасов с объектов централизованного хранения в части боевого применения осуществляется только по приказу 6-го управления вида Вооружённых сил, согласованному с 12-м ГУМО. Основанием для такого приказа, по-видимому, является либо утверждённый Генеральным штабом план боевого дежурства, либо оперативный план действий в военное время или в кризисной обстановке. В соответствии со сложившейся в Советском Союзе практикой ядерные боеприпасы сухопутных войск и фронтовой авиации в мирное время постоянно находились на объектах централизованного хранения, а не в частях боевого применения. [25]

Осенью 1991 г., в соответствии с односторонними инициативами президентов СССР и США, был начат вывод ядерных артиллерийских снарядов, мин и боевых блоков тактических ракет из ядерно-технических частей видов Вооружённых сил для уничтожения. Кроме этого, начался перевод боеприпасов ПВО и тактических систем ВМФ из частей боевого применения (с кораблей) на объекты централизованного хранения. Передислокация тактического ядерного оружия была в основном завершена к концу 1993 г. [26]

При разборке боеприпаса из него в первую очередь извлекается отделение ядерного зарядного устройства. В ходе разборки боезаряда с него снимаются внешний кожух, системы поддержания микроклимата, блоки и детали подсистем детонации заряда. Детали из расщепляющихся материалов снимаются с заряда и незамедлительно помещаются в контейнер для хранения. Размещение деталей из делящихся материалов, высвобожденных при разборке одного боезаряда требует в среднем трёх-четырёх контейнеров. Делящиеся материалы хранятся в виде деталей боезарядов. В дальнейшем возможен их перевод в более удобную для хранения форму металлических шайб. [28]

Возникающие в процессе демонтажа химические и радиоактивные отходы стабилизируются, переводятся в компактную форму и направляются на захоронение. Снятые в процессе разборки боеприпаса блоки, узлы и детали направляются для разборки, утилизации и/или хранения на заводы, поставившие их на сборочный завод. [30]

Успешное испытание первой советской атомной бомбы РДС-1 было произведено 29 августа 1949 года. [31]

Главным инструктором по заказу являлся бывший полковник артиллерии рейхсвера Арнольд, инструкторами на заводах Вернер и Митман — в Туле, Крюгер и Старк — в Ленинграде, Генрих и Билецкий — в Охте, Кдиппе и Гейдельбергер — в Златоусте.

Глава II. Военно-учебные центры рейхсвера в СССР

Некоторое время спустя после заключения Рапалльского договора, прервавшего внешнеполитическую изоляцию Германии, ее политическое руководство взяло курс на постепенное сближение с Западом, сделав ставку на массированную экономическую помощь США, отказ от конфронтации с Антантой и умелое использование извечного англо-французского соперничества. Осторожный поворот на Запад и внутренняя стабилизация в стране ослабили значение Советской России как военного союзника Германии. Густав Штреземан был тем человеком, который в 1923-1929 гг. руководил внешней политикой Германии и осторожно, но неуклонно проводил курс на возвращение своей страны к решению мировых вопросов. Таким образом, концепция фон Секта, согласно которой Германия за счет усиления своего военного потенциала с опорой на Россию и создания благодаря этому предпосылок для проведения действенной политики союзов могла бы вновь стать мировой державой, была отодвинута германским политическим руководством на второй план. Оно справедливо опасалось, что утечка информации в страны Антанты вызовет ее немедленную и соответствующую реакцию, дискредитирует его в глазах западных демократий. Вместе с тем скудный военный бюджет, неудачное использование руководством "ГЕФУ" имевшихся финансовых средств (в том числе и в личных целях), с одной стороны, изменение инвестиционного климата в СССР, а также провокационная деятельность органов ГПУ по отношению к иностранцам - с другой, неумолимо ставили вопрос об изменении акцентов и характера военного сотрудничества. С обоюдного согласия были внесены соответствующие коррективы, и постепенно основной упор с взаимодействия в военной индустрии был перенесен на совместные испытания новейших образцов танков, самолетов, химических боеприпасов, подготовку квалифицированных кадров и взаимное участие в маневрах армий обеих стран.

Сотрудничество осуществлялось в основном в этих запрещенных для Германии областях, что позволяло развивать военную теорию и совершенствовать военное искусство, разрабатывать на их основе наставления и боевые уставы. В то же время были сохранены и наименее капиталоемкие формы сотрудничества в военной промышленности (передача патентов, опытное производство, создание совместных конструкторских бюро), а также обмен некоторыми разведданными.

Контроль за реализацией соглашений о создании и деятельности военно-учебных центров рейхсвера в СССР, административное и финансовое управление этими центрами осуществлял "Центр Москва", являвшийся исполнительным органом "Зондергруппы Р" военного министерства Германии. Кроме того, он действовал как единый административный центр для всего немецкого персонала, работавшего в СССР по этим программам. Военно-учебные центры рейхсвера - авиашкола под Липецком, танковая школа под Казанью и школа "химической войны" (так называемый "объект Томка") были созданы в 1924-1928 гг. Для координации деятельности этих объектов фон Сект еще в 1924 году назначил майора О. фон Нидермайера, формально подчинив его фон дер Лит-Томсену[40].

Созданием и деятельностью летной школы руководила в Берлине "инспекция №1" (так называемая "авиационная инспекция") оборонного управления военного министерства Германии, школой "химической войны" - "инспекция №4" ("артиллерийская инспекция") и танковой школой - "инспекция №6" ("автомобильная инспекция").

Руководство всеми учебными объектами рейхсвера на территории Советской России и координация их действий осуществлялись через разведывательный отдел германского генерального штаба "Т-З", имевшего официальное название "статистический отдел". Составной частью "Т-З" являлась "Зондергруппа Р".

№ 175. Доклад наркома обороны СССР С. К. Тимошенко и начальника Главного артиллерийского управления Красной армии Г. И. Кулика секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о состоянии производства артиллерийских боеприпасов [1]

5 января 1941 г.

Итоги 1940 г. по производству боеприпасов артиллерии еще раз ясно показали, что эта наиважнейшая область военного производства находится все еще в крайне неорганизованном состоянии и не обеспечивает обороны страны.

Начало развертывания валового производства артвыстрелов относится к 1937 г. До этого времени производство боеприпасов находилось в состоянии самом отсталом из всех видов оборонного производства. В течение последних 3,5 лет правительством принимались меры к расширению производства боеприпасов как с целью накопления запасов, так и с целью развертывания и налаживания работы промышленности, изготовляющей элементы артвыстрелов. Но все-таки достигнутые масштабы развертывания не могут нас удовлетворить. За все эти 3,5 года не было ни одного периода, когда плановые задания правительства были бы выполнены полностью.

За время с 1937 по 1939 г. заказы на артвыстрелы были выполнены в следующих размерах:

Следовательно, за эти 3 года армией недополучено от промышленности 433 тыс. крупных, 9641 тыс. средних и 4696 тыс. мелких калибров выстрелов.

В августе 1939 г. в ЦК и СНК СССР было проведено расширенное совещание с представителями заводов, давшее резкую оценку работе ряда заводов и наркоматов, сорвавших выполнение заказов в 1939 г. Однако решения этого совещания и меры воздействия, принятые к отдельным заводам и наркоматам, дали небольшой сдвиг. 1940 г. закончен с итогом, аналогичным предшествовавшим годам:

Помесячная сдача артвыстрелов в 1940 г. характеризовалась падением выпуска во втором полугодии по сравнению с первым полугодием. Этот факт является беспримерным во всей истории производства выстрелов, так как обычно сдача выстрелов, хотя и с недоделом, но всегда шла по возрастающему графику. В течение же 1940 г. сдача по месяцам выстрелов средних и крупных калибров шла следующим образом (в тыс. шт.):

Имея в виду, что начало особо заметного падения выпуска продукции по сроку совпадает примерно с моментом выхода Указа Верховного совета от 10 июля 1940 г. [2], данное обстоятельство показывает, что до выхода этого указа необходимой борьбы за налаживание технологической дисциплины на заводах не велось, в результате чего промышленность оказалась неподготовленной к обеспечению требований по качеству продукции.

Особенно плохо и медленно осваивалось производство выстрелов к артсистемам новых образцов. В 1940 г. сдано выстрелов для новых систем орудий: к 37‑мм зенитной пушке обр. 1939 г. — 21,5% от годового заказа; к 85‑мм зенитной пушке — 34,8% от годового заказа; к 122‑мм гаубице обр. 1938 г. — 6,5% от годового заказа; к 152‑мм гаубице обр. 1938 г. — 25,4% от годового заказа. Выстрелов к 152‑мм пушке обр. 1935 г., 280‑мм мортире, 210‑мм пушке и 305‑мм гаубице не сдано ничего. Боевое использование этих орудий совсем не обеспечено боеприпасами.

Исследуя причины указанного состояния производства боеприпасов, приходится признать, что ни производственные мощности нашей промышленности, ни сырьевые ресурсы страны не являются главными источниками этого состояния. Мощности промышленности и сырьевые ресурсы должны быть решительным образом увеличены для выполнения заданий военного времени, но для текущих заказов мирного времени производительных сил нашей страны по большинству элементов достаточно (кроме снарядов крупных калибров). Все дело заключается, главным образом, в организации использования этих производительных сил.

Наркомат боеприпасов их не организует; он с трудом лишь руководит одними своими предприятиями. Комитет обороны и Совет оборонной промышленности тоже не ведут повседневного руководства организацией производства элементов артвыстрелов, ограничиваясь только периодическим распределением между предприятиями и наркоматами годовых и квартальных заданий.

Неорганизованное состояние нашей промышленности, изготовляющей боеприпасы, является фактом исключительной серьезности. Все мероприятия, проводимые нами в области развития артиллерии, авиации, танкостроения могут оказаться совершенно не достигающими цели, если одновременно не будет поставлена на крепкие ноги промышленность боеприпасов. Совершенно невозможно рассчитывать на то, что эту задачу разрешит Наркомат боеприпасов и другие существующие органы теми методами руководства, которые применялись до настоящего времени. Сложность организации этого дела заключается, прежде всего, в том, что в производстве боеприпасов участвует вся страна, все промышленные и частично даже непромышленные наркоматы, что в развитии этого дела возникают столкновения и противоречия между многими важнейшими отраслями военного и мирного производства. Руководство этим делом и разрешение всех этих противоречий возможно только в высшем правительственном органе, которому все наркоматы должны быть подчинены в области организации производства элементов выстрелов.

По отдельным элементам артвыстрелов производство в 1940 г. находилось в следующем состоянии.

Корпуса снарядов

Корпуса снарядов и мин изготовляются в преобладающем числе на заводах не Наркомата боеприпасов, а гражданских наркоматов.

Читайте также: