Скандинавская экономическая модель доклад

Обновлено: 05.07.2024

Основная цель, поставленная в работе – выявить роль государства в эффективности экономики, что представляет собой социальная ориентированность и сложилась ли она в национальных моделях Казахстана и России. В этой связи в статье были рассмотрены вопросы развития и функционирования экономических моделей развитых государств на примере скандинавских стран. Автором сделан анализ отличительных признаков экономик стран Скандинавии, в частности, отмечено, что для Швеции характерно государственное регулирование действующего экономического механизма, основанного на принципах социал-демократической направленности политики государства. Выявлена высокая доля государственных расходов для скандинавских стран, в особенности на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских расходов, что объясняется необходимостью приоритетного развития высоких технологий в связи географическими особенностями территорий и отсутствием большой сырьевой базы. Отмечается, что в экономике Финляндии главная роль в качестве источника финансирования производства отведена фондовому рынку, а именно акционерному капиталу, где важное место занимает иностранный капитал. Подробный анализ рассмотренных экономических моделей позволил автору сделать заключение о необходимости модернизации экономик России и Казахстана с точки зрения усиления адресных социальных расходов.


1. Авилова А.В., Гутник В.П., Кузнецов А.В. и др. Рыночная демократия в действии: современное политико-экономическое устройство развитых стран. М.: Ин-т экономики переходного периода, 2005. 367 с.

3. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика. Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 746 с.

4. Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 399 с.

В настоящее время существует множество экономических моделей. У каждой страны она имеет индивидуальную особенность, которая отражается в экономическом развитии на различных уровнях, а именно: региональном и национальном.

После распада СССР перед Россией и другими странами постсоветского пространства, в частности Казахстаном, возникла важнейшая задача: сформировать новую, рыночную, отличную от плановой экономическую модель. На сегодняшний день экономики России и Казахстана характеризуются как социально ориентированные, переходные к рыночной, т.к. процесс трансформации еще не завершился [5]. Однако, стоит учесть, что национальные модели с рыночной экономикой разных государств имеют значительные различия, несмотря на одну принадлежность к направлению экономического развития.

Рассматривая современные развитые страны, можно выделить следующие модели: германская, французская, модель Великобритании, японская, американская, скандинавская [6]. Разберем из вышеуказанных моделей две последние. Каждая из них имеет свою отличительную черту: так, например, для либеральной американской экономической модели свойственен принцип социал-дарвинизма, которому присущи жесткая конкурентная среда, опирающаяся на бизнес, а не на государственные органы, наличие сильного предпринимательского духа и ограниченная роль государства в области материальной поддержки населения (социальные пособия выдаются лишь тем, кто меньше всего обеспечен среди граждан). Что же касается скандинавской экономической модели, в качестве примера можно рассмотреть Швецию, то здесь в центре экономической политики стоит государство, и важную роль играет социал-демократическая направленность страны. Также стоит принять во внимание экономическую модель Финляндии, которая хоть и относится к странам Скандинавии, но обладает своими отличительными чертами.

Как было сказано ранее, смешанная экономика основывается на взаимодействии рынка с государственным сектором. Экономике стран Скандинавии характерна высокая доля государственных расходов, особенно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы (НИОКР). Например, в Швеции они составляют 3,3% (для сравнения: доля государственных расходов в Японии – 2,9%, США – 2,5%) [3].

Скандинавские страны известны всему миру одним из самых высоких уровней жизни. Им присуща социально–экономическая модель, которая основывается на социал-демократических положениях. Особенностями данной модели являются: большая доля государства в управлении рыночной экономикой, а также всеобъемлющая политика, направленная на выделение значительных средств в пользу социальной сферы.

Таким образом, возникла необходимость доступного образования, социального страхования, обеспечения занятости, здравоохранения и других видов предоставления социальных услуг для населения. Следствием такой необходимости стало большое перераспределение национального дохода через государственный бюджетный механизм. Именно он является характерной чертой смешанной экономики таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания. Стоит также отметить, что, помимо национального дохода, государство регулирует цены, использование рабочей силы, капитала.

Социал-демократическая шведская модель схожа с германской, но особенно отличается от американской либеральной социально-экономической модели. Их главное различие заключается в том, что в шведской модели присутствует фактор дирижизма, а также большие расходы на социальные гарантии, в то время как в американской модели социальные гарантии предоставляются лишь крайне малообеспеченным слоям населения, к тому же доля государственного сектора в значительной мере ниже, чем в странах Скандинавии.

Перейдем теперь к изучению национальной модели экономики Финляндии. Ее специфика заключается в том, что главную роль в качестве источника финансирования производства отведена фондовому рынку, а именно акционерному капиталу, где важное место занимает иностранный капитал. Так, например, иностранные вложения в корпорации Nokia составляли 90% [1]. В силу своих географических особенностей, Финляндии характерны селения, которые расположены на больших расстояниях друг от друга, а также большое количество озер, пастбищ и лесов. Чтобы все регионы государства были связаны между собой, возникла потребность в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которая выдвинула страну на качественно новый уровень: от сырьевой экономики, которая базировалась на экспорте лесоматериалов, Финляндия сумела успешно перейти к экономике, опирающуюся на высокотехнологичные инновации. Стоит добавить, что данный переход обуславливается для скандинавской страны достаточно большим экономическим эффектом. Этим объясняется рост затрат на НИОКР с 1% в 1984 году до 3,5% [4].

Принимая во внимание экономическую модель Финляндии, Россия может почерпнуть полезный урок, ведь страны схожи географическими особенностями (тундры, леса, селения, разрозненные между собой), и тем, что Финляндия также была государством с сырьевой направленностью экономики, однако это не помешало ей встать на путь инновационного развития экономической системы. Для того, чтобы инновации были внедрены в повседневную жизнь, необходимо, чтобы проведение НИОКР совершалось в научно-исследовательских институтах совместно с промышленными предприятиями, которые могут использовать в промышленности новые технологии, а также следование малого и среднего бизнеса стратегиям, разработанным научно-исследовательскими центрами [2].

Подводя итоги, можно попытаться сформулировать ответ на первый поставленный вопрос: действительно ли большая доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны влечет за собой более низкую эффективность экономики, так как препятствует частному предпринимательству? Как было отмечено выше, значительная доля государства, характерная шведской модели экономики, подразумевает высокий уровень налогообложения для обеспечения социальных предоставлений населению. Говоря об эффективности моделей стран Скандинавии, стоит отметить, что, к примеру, Финляндия занимает 10% мирового рынка инновационной продукции и хотя роль государственного сектора в этой стране достаточно велика, но это не подавляет частное предпринимательство. Таким образом, на мой взгляд, главным является не то, сколько функций государства, а то, какие они по своему функционированию. В ответ на вопросы о социальной ориентированности, по моему мнению, необходимо учитывать, что излишние социальные гарантии имеют и негативные последствия, сказывающиеся на росте экономики и ее конкурентоспособности. Из этого следует, что России и Казахстану необходимо модернизировать свои национальные модели, где социальные расходы должны будут иметь более адресованный характер.

Читайте также: