Происхождение слова совесть доклад

Обновлено: 04.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Без рук, без ног - калека, без совести - пол человека
Русская пословица

Здесь приведены те части из неё, которые относятся к предположениям о происхождении слова совесть и мыслям о его судьбе.


Совесть – со + весть. То, что приходит вместе с вестью, с веданием, с осознанием. Во многих учениях (например, в философской концепции Рерихов) одно из основных утверждений заключается в том, что все беды и все зло человеческое происходят от невежества. Но слово невежество обозначает в данном случае, что человек не ведает, что творит. А вот когда он ведает результат своих действий, когда он может этот результат полностью осознать и прочувствовать, то такой человек зла творить не станет, потому что чувство, пришедшее с веданием, совесть, просто-напросто не позволит ему творить худое дело – себе же будет дороже .

Алексей 08.05.2008:
- Чего-то не так в Вашем словаре. Живое слово вы препарировали. Вскрытие показало, что слово умерло от вскрытия.

Но филологи в подтверждение своего препарирования приводят сравнение с европейскими языками (на том же сайте)

Совесть - весть, ведание русский
conscience - science (наука) английский
conciencia - ciencia (наука) испанский
coscienza - scienza (наука) итальянский
conscience - science (наука) французский
Gewissen - Wissen (знание) немецкий

… я давно хочу понять, как перевести на французский язык слово СОВЕСТЬ.
Обычно при переводе как-то выкручиваемся с помощью слов conscience или honte, но ведь это все-таки не совсем то, что нужно - это сознание и стыд, а "посередке" между ними вроде как ничего нет.
Т.е. получается, что у русских три градации, а у французов только две? Быть такого не может.
Как, например, перевести фразу из фильма "Место встречи изменить нельзя":
"Ты не сознание потерял - ты совесть потерял" ?
Опять со словом honte? Неточно.
А по-другому никак?
А если будет русский текст, где все три понятия обсуждаются - его как переводить?
В-общем, не знаю я ответа на свой вопрос, а поскольку он у меня уже давно возник, то решила об этом написать и послушать, что люди скажут
.

А один из людей вот что сказал (на упоминаемом раньше сайте korneslov):


06.06.2009 . Вадим
Значит, нет в иностранных языках слова "СОВЕСТЬ" в русском понимании
″.

Очень интересная гипотеза и очень многое объясняет! Но много в ней и неоднозначного, которое мешает принять её сходу.

.9. Но как же быть с европейскими языками, действительно ли они обходятся в официальном своём приложении без совести? Похоже, что так. Ведь в недавнем прошлом главные европейские страны – это метрополии, присваивающие жизненные блага колоний. В метрополиях господствующей властью была власть присваивателей, господствующей идеологией – присвоение. Захватившая власть цивилизация навязывает народу свой язык, своё отношение к понятиям. Похоже, что именно это и произошло с главными европейскими языками.

Атавизм по отношению к человеку по-русски означает проявление у него животных признаков. А если справедливость считать атавизмом, то и совесть надо тоже считать атавизмом. Великое достижение философской мысли Западной цивилизации!

Общество при этом лишается своих мудрецов и лишается способности ценить, понимать и совесть, и мудрость.
А значит, такое общество перестает понимать, что такое ИСТИНА, КРАСОТА, и не может защитить ни себя, ни свои ИДЕАЛЫ. Оно их перестает видеть, перестает замечать, и в таком состоянии общество готово бежать за тем, кто громче всех кричит ″ .

Как механизм регулирования поведения совесть часто противопоставляют стыду, поскольку она, в отличие от стыда, предполагает более полный разрыв с любыми внешними способами давления на человеческую волю. Даже если мотивированное совестью совершение или несовершение определенных действий оказывается результатом страха перед негативными санкциями, а не уважения к нравственным принципам, эти санкции являются сугубо идеальными и внутренними. Потери, которые несет человек, которому совесть вынесла свой приговор, связаны исключительно с автономным самоосуждением. Нормативной основой функционирования совести являются нравственные нормы, относящиеся как к области справедливости, так и к области милосердной любви, заботы, благотворительности.

Возникновение феномена совести

Вопрос о времени возникновения и путях культурно-исторического генезиса совести порождает непрекращающиеся дискуссии. Среди отечественных и зарубежных исследователей существует три основных подхода к его разрешению.

Конституционно-правовой статус личности - человека и гражданина РФ

. О.Е и ряда других. 1.Понятия и сущность правового статуса личности и этапы его исторического развития Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав . раскрытие сущность вопроса конституционно- правового статуса личности - человека и гражданина РФ. Поставленная цель решается посредством - исследовать сущность правового статуса человека и гражданина; дать характеристику .

Второй подход — концепция раннего происхождения или даже изначального характера совести (в отечественной мысли ее развивал психолог Г. Д. Бандзеладзе).

Трудные люди: 4 варианта поведения

. работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: . взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева .

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое .

. внимания в первую очередь находится человек, его душевная жизнь и душа. Душа понимается как средоточие, центр духовной жизни человека. Душа рассматривается как феноменология человеческой субъективности, . информационных технологий, новыми способами коммуникаций, усиливающейся интеграцией народов, наций в решении вопросов мира, экологических и других глобальных проблем, гуманизацией всех общественных .

Башляр научное призвание и душа человека

. говоря о духовных реальностях, выделяет четыре мира, среди которых человек рассматривается как четвер­тый мир, помимо трех остальных: . обстоятельство. Пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы . показать, что их восприятие предполагает, несомнен­но, расширение человеческой души. Говоря о недоверии к науке и обесценении научно­ .

При этом радость чистой совести оказалась маргинальным явлением.

Этико-теологические и философские интерпретации совести

Один из первых прецедентов развернутого этико-теологического анализа феномена совести сложился в средневековой моральной теологии. Исходные вопросы схоластических дискуссий о совести были предложены в сочинениях св. Иеронима: какое место занимает совесть в топологии души и возможно ли ее исчезновение у конкретного человека? Св. Иероним рассматривает совесть в качестве четвертой инстанции человеческой души, наряду с тремя платоновскими, но в отличие от них не обязательной, а факультативной. Грешник может не проявлять понимания тяжести своих деяний, не переживать угрызений, и тем самым он демонстрирует отсутствие у него совести (словами св. Иеронима, совесть теряет свое место).

Основы последующих теологических интерпретаций совести были заложены Филиппом Канцлером, для которого совесть-conscientia являлась результатом соединения непогрешимой и неуничтожимой совести-synderesis со свободным выбором человека. Ошибки совести-conscientia, возникающие вследствие свободного выбора, связаны с тем, что совесть-synderesis ориентирует человека в отношении добра (блага) лишь в самом общем виде, но не в отношении конкретных действии, мыслей, убеждений, которые являются добрыми или злыми. Переход от добра (блага) к его конкретизации осуществляется в пределах совести-conscientia. Он имеет место даже у еретиков, готовых мученически умереть за свои заблуждения. Последние способны на самопожертвование, поскольку их притягивает добро и отталкивает зло, поскольку они могут чувствовать вину в связи со своими нравственными недостатками. Однако из рассуждения Филиппа Канцлера не ясно, как проходят границы между общим и конкретным в ценностно-нормативной сфере и отчего невозможна ошибка в сфере общего. Кроме того, описание взаимодействия двух видов совести, предложенное Филиппом Канцлером, не даст представления о том, как соотносятся рациональные и эмоционально-волевые составляющие моральной жизни индивида. Оно открывает возможности для сугубо интеллектуалистских интерпретаций совести и тех, которые носят смешанный (интеллектуалистско-аффективистский) характер.

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление . попыток было сделано, чтобы расчленить существо человека на части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и .

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

. на самом деле. Направленность личности. Направленность - самое важное свойство личности, в котором осуществляется выражение значимых тенденций поведения человека, динамики его развития как . духовного и социального существа. Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, представляющем систему ее .

Теолог-доминиканец Фома Аквинский предлагает сугубо интеллектуалистский вариант понимания совести. И совесть-synderesis, опознающая первые практические принципы, и совесть-conscientia, обеспечивающая их приложение в виде руководства к действию или суждения о совершенном действии, относятся к рациональной части души. Ошибка второй части совести есть ошибка логического вывода или ошибка, связанная с добавлением недостоверных посылок. Иоанн Дунс Скотт, как и Фома Аквинский, сохраняет интеллектуальную природу обеих частей совести, однако в качестве движущей силы человеческого поведения рассматривает волю. Для интеллектуалистского понимания совести в целом свойственны игнорирование ее аффективной составляющей, выражающейся в переживании чистой и нечистой совести, а также неспособность разграничить между собой функции добродетели благоразумия и пары synderesis-conscientia. В рамках скоттовской интерпретации совесть еще и теряет статус силы, реформирующей устойчивые убеждения и формы привычного поведения человека. Ее значение маргинализируется. Моральное совершенствование у Иоанна Дунса Скотта есть по преимуществу совершенствование воли, а не развитие совести, которая выполняет довольно скромную роль советчика в нравственных вопросах.

В дальнейшей истории идей совесть осознается как особое свойство или особая часть человеческой души, отличная от воли, аффектов и интеллекта. Так, М. Лютер в своих зрелых трудах полностью отказывается от понятия synderesis, которое в томистской традиции встраивало совесть в рамки практической рациональности и привязывало ее к суждениям об отдельных поступках человека. Он начинает рассматривать совесть как инстанцию, которая судит о человеческой личности в целом, хотя и на основе ее собственных дел. Совесть выступает у М. Лютера как способность к морально сознательной жизни, способность видеть свою личность в зеркале моральной рефлексии. В этой связи не случаен его возврат к библейской метафорике сердца при обсуждении совести.

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

. Стремление к одиночеству В) стремление к поддержке мнений других людей 20.какими чертами характеризуется шизоидная личность? А) общительностью 2б замнкнутостью В) Никакими особыми чертами . Б) избегают конфликтов,спокойны 29. Чем отличаются истерические личности от других? 1а демонстративностью,театральностью Б) спокойным поведением В) Особо не отличаются 30. Как характеризуются .

Человек, индивид, личность, индивидуальность

. в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Исторически человек начинает формироваться как личность на основе выделения индивидуального труда, возникновения частной собственности, . позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида. История феномена личности. Сущность личности проявляется в историческом процессе. В эпоху античности .

Совесть доклад — Стр 2

Психологические интерпретации совести

Варианты объяснения психопатии многочисленны. Первая концепция строится на предположении о том, что психопатическая личность в период ранней социализации неадекватно реагирует на угрозу наказания. С этой точки зрения психопатию формирует недостаток страха, который не позволяет установиться связке между нарушением нормы и негативными переживаниями. Многие психологи считают, что данная концепция неоправданно ставит процесс формирования совести в исключительную зависимость от карательных воспитательных практик. В этом случае концепция дополняется предположением о пониженной способности будущего психопата к эмоциональному отклику на любовное и заботливое отношение. Вторая концепция связана с предполагаемой неспособностью психопатических личностей в раннем возрасте осуществлять процедуры мысленного обмена ролями с другими людьми. Такая неспособность может быть обусловлена причинами интеллектуального или эмоционального порядка. С позиции теории морального развития Л. Кольберга, неспособность входить в положение другого человека препятствует освоению высших ступеней морального развития, достижению постконвенционального уровня.

Примеры похожих учебных работ

Что такое совесть, откуда она берется и помогает ли она человеку в борьбе за выживание? Вот перечень вопросов, которые будут рассмотрены в этой статье. Владимир Даль определял совесть как способность распознать качество поступка. Бессовестным он называет человека, не отдающего себе отчет в делах своих. Толковый словарь русского языка дает такое определение: совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. В этом определении есть доля истины. Действительно, совесть, как и мораль, существует только в обществе. Где нет людей, там нет морали, там не может появиться и проявиться совесть. И все-таки, в первую очередь, совесть — это чувство ответственности перед самим собой.

Мне больше нравится определение, предлагаемое интернетовской Википедией: совесть — это способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Согласно Зигмунду Фрейду, совесть — это внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний или действий, с акцентом на то, что эта недопустимость несомненна и в доказательствах не нуждается. При этом совесть находится в непосредственной связи со свободой воли, ибо человек только в том случае может упрекать себя в совершении определенного рода поступков, когда предполагает, что от него зависело и не совершать их.

И вот здесь возникает очень сложный и не решенный до конца вопрос об ответственности человека за совершение вынужденных действий. В одной из песен Булата Окуджавы говорится о солдате, который освобожден от всякой моральной и общественной ответственности и угрызений совести:

Действительно, судьба ведет человека. Но правдой является и то, что человек идет, потому что хочет, и он волен не хотеть.

Рисунок Валерия Курту

Если в определении совести философы и моралисты не имеют принципиальных расхождений, то о происхождении и природе совести споры продолжаются со времен Сократа и Аристотеля. До сих пор специалисты не пришли к согласию, что же такое совесть и как она возникла.

Существуют две взаимоисключающие точки зрения. Одна из них объясняет появление и развитие совести, исходя из психологических и социологических условий жизни человека. Вторая теория, называемая интуитивизмом, покоится на утверждении, что совесть есть природное свойство человека, не являющееся производным от других его качеств.

Эта теория не отрицает развитие совести и зависимость ее проявлений от исторических условий во времени и в пространстве, но считает зародыш совести основным свойством человеческого духа. Основная мысль интуитивизма: совесть есть глас Божий.

Если это так, то как объяснить отсутствие совести у преступников? Чтобы как-то ответить на этот вопрос, сторонники интуитивизма вводят смутное понятие о двойной совести: трансцендентной и эмпирической. Первая непосредственно задана в природе человека в виде зародыша, т.е. это общее для всех людей духовное свойство. Вторая подвержена законам развития и зависит от весьма сложных внешних и внутренних условий. Если трансцендентная совесть является безошибочной, то эмпирическая может ошибаться.

Еще древнегреческие философы подметили, что человеческая совесть — не обязательно непреложный указатель правильного пути, что существуют ошибки совести. Из этого следует, что поступать по совести далеко не всегда означает действовать правильно и справедливо. Видите, как всё запутанно, и я предоставляю читателям возможность самим разобраться в этом непростом вопросе.

Из сказанного следует, что наличие совести дает человеку знание, позволяющее отличать добро от зла, т.е. делает его почти равным Богу.


Ключевые слова: совесть, христианство, этическая категория.

И. А. Ильин. Путь духовного обновления.

Многие факты современной социальной жизни России свидетельствуют о серьезных духовно-нравственных проблемах общества, которые зачастую расцениваются учеными и современными общественными деятелями как поступательно развивающаяся нравственная деградация общества. По этой причине, а также с целью морально-нравственного оздоровления климата в жизни российского общества в целом, в работах исследователей особую ценность приобретает обращение к такой проблематике в историческом контексте, как: патриотизм и героизм, служение Родине, честь, долг и совесть.

Платон ни разу не употребляет слова συνείδησις, он говорит об αἰδώς — совестливости/стыдливости. Аристотель пишет о нечистой совести косвенно, лишь намекая на возможность внутреннего мучения после плохого поступка. В учении Аристотеля преобладает приоритет разума над чувствами, а отсюда вытекает и ответственность человека за свои действия.

больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула (1Цар. 24:6);

то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения (1Цар. 25:31);

И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ (2Цар. 24:10);

Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои (Иов 27:6);

Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество (Еккл. 10:20);

Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их (Иер. 17:1).

…ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы (Прем. 17:10).

Апостол Павел охарактеризовал совесть у язычников как проявление естественного нравственного закона: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2:14–15).

Cогласно учению апостола Павла, всем людям Бог дал нравственный закон, написанный в их сердцах, по которому они и будут судимы: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли и… в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим. 2, 15–16); совесть — это оценка человеком своего поступка, одобряемая нравственным чувством: Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль. за братьев моих (Рим. 9, 1–3), похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности. жили в мире, особенно же у вас (2 Кор. 1, 12), мы имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (13:18), исам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми (Деян. 24:16); повиноваться властям необходимо не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 5); а приступать к Богу нужно сискренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести. (Евр. 10, 22).

Существуют грехи, который оставляют в сердце людей, сожженных в совести своей (1Тим 4:2),неизгладимый след на всю жизнь, — предупреждает апостол Павел. Человек не в состоянии самостоятельно успокоить муки совести: cим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище (Евр 9:9). Только с Божьей помощью человек может очистить себя, только Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр 9:14).

Ап. Петр напоминает христианам о необходимость хранить чистоту совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3:16). Он заповедует священнослужителям иметь таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3:9).

Приведем несколько святоотеческих мыслей о совести:

2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1095 с.

14. Иоанн Крестьянкин, архим. Письма. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2006. — 511 с.

Основные термины (генерируются автоматически): совесть, Бог, слово, Ветхий Завет, история термина, Рим, этическая категория, Добрая совесть, нечистая совесть, христианская письменность.

Читайте также: