Программа социально экономического развития рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Тема данного реферата актуальна, потому что социально-экономическое развитие регионов является приоритетным направлением политики государства. Зачастую от взаимодействия элементов и механизмов программы социально-экономического развития зависят сама реализация проекта.

Для эффективного исполнения задач в жизнь необходимы четко определенные цели, шаги для претворения его в жизнь, учет индивидуальных факторов региона, ресурсов, трудового и кадрового потенциала.

В первой главе реферата рассматривается сущность и понятие комплексной программы, элементы ее системы.

В работе были использованы труды таких ученых, как Корчагин, Поздняков, Фетисов и другие.

1. Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона

Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Под термином "развитие" обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Экономическое развитие обычно рассматривается совместно с развитием социальным, так как и существование, друг без друг друга невозможно.

Программу комплексного социально-экономического развития региона должна разрабатывать местный орган власти, но при поддержке Правительства РФ и органов власти субъекта Федерации.

В условиях многоукладной собственности орган власти обязан учитывать планы развития частных компаний и населения.

Программа социально-экономического развития представляет собой систему планов:

Поэтому и разрабатывается он непрерывно: в конце каждого года подводится итог выполнения текущего плана и вносятся корректировки во все остальные.

Реализация такого подхода позволяет обеспечивать преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; рационально подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптируя их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.

Инициатором разработки стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования должен быть глава местного самоуправления (мэр). Его представления и приоритеты в существенной степени повлияют на успех (неуспех) реализации разработанной стратегии.

Разработку стратегию должна вести целевая группа из специалистов городской администрации (ведущая роль здесь во многом должна принадлежать экономистам и градостроителям, архитекторам) с привлечением экспертов из различных организаций. При этом разработкой подобной стратегии могут заниматься как муниципальные служащие, так и специалисты научных учреждений, привлекаемые для выполнения подобной работы.

Периодичность разработки и принятия программ развития может быть различной в зависимости от потребностей муниципального образования. Традиционно программы могут быть разделены на краткосрочные (не более одного финансового года, что связано со спецификой ежегодного утверждения бюджета) и долгосрочные (свыше одного года либо свыше срока полномочий представительного органа).

Бесплатно скачать Реферат: Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона

Инструменты государственного управления социально-экономическим развитием. Разработка долгосрочных целевых программ. Роль целевых программ в рыночной экономике. Сущность программ "Новое качество жизни" и "Инновационное развитие и модернизация экономики".

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.05.2018
Размер файла 364,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ

Звягинцев П.С. к.э.н.,

в.н.с. Института экономики РАН

Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственные программы позволяют в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (подпрограммы).

Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности, и сложности решаемых в рамках государственной программы задач. Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.

Инструментом государственного управления социально-экономическим развитием России являются государственные программы.

Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие одного или нескольких субъектов Российской Федерации, включают мероприятия по регулированию и координации деятельности по достижению целей социально-экономического развития соответствующей территории, реализации комплексных проектов, которые невозможно полностью отнести к одной из государственных программ, направленных на комплексное развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение национальной безопасности. Данные государственные программы должны отражать аналитически (справочно) мероприятия, реализуемые на соответствующей территории в рамках отраслевых государственных программ, а также соответствующие таким мероприятиям расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органами исполнительной власти, местного самоуправления в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

При помощи осуществления научно обоснованных государственных программ должны достигаться конкретные цели структурной, инвестиционной, научно-технической, социальной, экологической политики с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития страны.

Опыт экономически развитых стран показывает, что социальные и экономические проблемы можно решать посредством государственных программ. Это свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Данный метод позволяет также решать такие задачи, которые могут быть не эффективны, неподъемны или малопривлекательны для бизнеса. При отдельных положительных качествах частного капитала, он не во всех случаях в состоянии обеспечить реализацию, например, ряда социальных и крупных инфраструктурных проектов в процессе экономического развития страны.

Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, можно реализовать только с помощью программ.

В условиях выхода из кризиса большое значение приобретает антиинерционный потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования.

При этом программно-целевой метод в условиях выхода из кризиса позволяет проводить как конструктивные структурные сдвиги, так и смягчения негативных социально-экономических последствий.

Программно-целевой метод планирования является одним из основных инструментов бюджета, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его основные принципы. Этот метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки. Бюджетное планирование заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Базовая модель программного бюджетирования представляет собой процесс составления государственного бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования государственных программ посредством государственных расходов. Программное бюджетирование использует анализ затраты-выгоды для целей принятия решения о распределении финансирования и оценивает соответствие достигнутых результатов программ их целям.

Государственные программы в настоящее время положены в основу планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако, несмотря на высказывания премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что к 2016 году, будут расходоваться практически все средства федерального бюджета на государственные программы - до 95% в действительности расходы федерального бюджета на государственные программы составили в 2016 году 55,46% и в 2017 году 53,90% (рис. 1).

Количество государственных программ Российской Федерации ежегодно увеличивается, а федеральных целевых программ с 2011 года сокращается (рис. 2).

Рисунок 2 Количество государственных и федеральных целевых программ в 2006-2017 гг. Письмо зам. министра министерства экономического развития Российской Федерации А.Л. Ведева от 14.10.2015 № 29.349-АВ/Д22и

Госпрограммы объедены по направлениям. Всего направлений 5.

государственный программа целевой экономический

Рисунок 3 Структура расходов на реализацию государственных программ РФ Письмо зам. министра министерства финансов Российской Федерации А.М. Лаврова от 31.08.2015 № 01-02-03/09-50 070. , %

Наименование государственной программы Российской Федерации

1. Развитие здравоохранения

2. "Развитие образования" на 2013- 2020 годы

3. Социальная поддержка граждан

4. "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы

5. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

6. Развитие пенсионной системы на 2018 - 2035 годы

7. Содействие занятости населения

8. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности

9. Противодействие незаконному обороту наркотиков

10. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

11. "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы

12. "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

13. Развитие физической культуры и спорта

14. Реализация государственной национальной политики

Расходы бюджета на социальное развитие общества зависят от состояния экономики в России.

В рамках данного направления реализуются мероприятия, которые не только позволяют российской экономике оставаться мировым лидером в энергетическом секторе, в добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Источником финансирования новых технологий и импортозамещающей продукции являются государственные инвестиционные программы, которые таким образом становятся средством решения стратегических задач развития инновационной экономики.

Поэтому необходимо увеличить номенклатуру создаваемых технологий и продукции и кратно увеличить финансирование данного направления государственных программ.

Государство уделяет большое внимание разработке, экспертизе и реализации государственных программ, но результаты их осуществления пока не дают значимого социально-экономического развития России.

Незначительный результат от реализации государственных программ вызван многими недостатками Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России // Вестник института экономики РАН. - М., 2015. - № 6. - С. 44-55. .

Для повышения эффективности реализации государственных программ Российской Федерации необходимо:

1. В государственных программах должны участвовать государственные и частные предприятия (организации).

2. Ввести персональную ответственность руководителей ведомств за реализацию программ, учитывать достижение программных целей при выплате премий, создать правительственную комиссию по повышению эффективности формирования и реализации госпрограмм.

3. Создание конкурентоспособной инновационной системы на мировом уровне и активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере.

4. Создание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

5. Переход к Модели стратегического программно-целевого планирования на основе формирования институциональной системы национальных целевых программ.

7. Повысить требования к ответственным исполнителям государственных программ в части точного выполнения их условий.

8. Разработать положение о принятии санкций к ответственным исполнителям за недостижение по госпрограмме утвержденных индикаторов и показателей и эффективность работы каждого бюджетного рубля в отчётном периоде.

9. Определять экономическую и социальную эффективность государственных программ.

10. Переход на проектный метод управления госпрограммами.

Таким образом, государственные и федеральные целевые программы являются инструментом управления и драйверов роста социально-экономического развития России.

Однако небольшое бюджетное финансирование данных программ и многие недостатки, возникающие при их разработке и реализации, не дают российской экономике значимых позитивных результатов.

Реализация вышеперечисленных предложений по государственным программам значительно ускорит социально-экономическое развитие экономики России.

Подобные документы

Знакомство с проблемами разработки предложений по совершенствованию использования целевых программ как механизма управления социально-экономическим развитием Псковской области. Анализ видов целевых программ: федеральные, региональные, муниципальные.

курсовая работа [800,4 K], добавлен 27.02.2016

Понятие и назначение федеральных целевых программ. Разработка, финансирование, утверждение федеральных целевых программ, анализ и оценка практической эффективности некоторых из них. Влияние программ на социально-экономическое положение государства.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 11.06.2011

Субъекты федерации в системе государственного управления экономическим развитием и принципы модернизации политики и экономики современной России. Проблемы политического управления экономическим развитием Российской Федерации и пути их разрешения.

курсовая работа [35,6 K], добавлен 12.01.2011

Теоретические и методологические аспекты управления региональным развитием на примере Тюменской области. Сущность, цели, критерии социально-экономического развития региона. Система регионального программирования. Разработка и утверждение целевых программ.

курсовая работа [438,1 K], добавлен 20.04.2011

Специфика, методика и механизм реализации региональных целевых программ. Анализ реализации целевых государственных программ на территории Калининградской области. Строительство морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов в Пионерском.

Читайте также: