Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование доклад

Обновлено: 20.05.2024

Предыстория

Система НМиФО появилась за три года до того, как о ней массово узнали специалисты: в 2013 году концепция была одобрена на общем собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических ВУЗов России.

Плюсы НМиФО

  1. Обучение один раз в 5 лет – слишком редко в наше скоротечное время, т.к. изменения в фармации происходят очень быстро. Конечно, есть конференции и семинары, но многие из них рекламные.

Вот некоторые из них:

    информация обязана быть сбалансированной и всесторонне отражать современные подходы к обсуждаемой проблеме;

    Можно самостоятельно выбирать темы, которые необходимы именно вам в практической деятельности, а не слушать стандартный курс;

Сколько баллов в год необходимо набрать?

Вопрос с подвохом. Есть два законопроекта Министерства здравоохранения Российской Федерации:

Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования;

Для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу). Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц в течение пяти лет с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц.

Повышение квалификации работников проводится в течение всей их трудовой деятельности в объеме не менее ‎30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.

На данный момент не принят ни один из этих проектов, однако на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации пятилетний цикл обучения включает 250 кредитов/баллов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения 50 зачетных единиц.

Почему именно такая цифра? Она пришла к нам из Европы. 1 год состоит из 52 недель и 1 дня (в високосный – 2 дня). Считается, что специалист может выделить один час в неделю для повышения своей квалификации. Итого получается 52 часа. Цифру округлили до 50.

Как набрать 50 образовательных баллов/кредитов/ЗЕТ?

Чтобы оценивать обучение специалистов в системе НМО и НМиФО, используются зачетные единицы: 1 ЗЕТ = 1 зачетная единица трудоемкости = 1 балл = 1 кредит приравниваются к одному академический часу (45 минут). Если фармацевтический работник не набирает 50 ЗЕТ/баллов/кредитов за год, то дефицит переносятся на оставшийся период пятилетнего цикла.

Зарабатывать ЗЕТ/баллы/кредиты можно в рамках:

    дополнительных профессиональных программ повышения квалификации длительностью 18 ч и 36 ч;

При этом на долю первого пункта – дополнительных профессиональных программ – отводится 36 часов в год (ЗЕТ, баллов, кредитов), а остальные 14 необходимо получать за счет интерактивных образовательных модулей и образовательных мероприятий.

Таблица 1. Сравнительная характеристика образовательных элементов

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации

Интерактивные образовательные модули

Актуальная информация, прошедшая экспертную оценку на соответствие требованиям к НМиФО

При дистанционном обучении доступ к материалам предоставляется круглосуточно

Обратная связь со спикером в режиме реального времени

Обучение в удобное вам время (не фиксированное)

При дистанционном обучении нет обратной связи в режиме реального времени

Обучение только в определенное время, нельзя посмотреть в видеозаписи и получить кредиты/баллы/ЗЕТ

Время на прохождение итогового тестирования ограничено (1 час после завершения образовательного мероприятия)

Нет обратной связи в режиме реального времени

Необходимо хорошее владение компьютером/мобильным устройством

Как выбрать необходимые образовательные элементы?

В рамках системы НМиФО существует два сайта. Первый – сайт Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. На нем размещены сведения только об образовательных мероприятиях . Ознакомиться с примером такого образовательного мероприятия можно здесь .

Второй сайт – Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Здесь размещены сведения обо всех образовательных элементах, а также именно здесь формируется образовательное портфолио каждого участника.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации

В год достаточно освоить одну дополнительную профессиональную программу повышения квалификации длительностью 36 часов или две по 18 часов. Если программа рассчитана на 18 часов, то, как правило, ее длительность составит 3 дня, если 36 часов – 6 дней. При дистанционном обучении доступ к материалам предоставляется круглосуточно.

Образовательные мероприятия

За одно образовательное мероприятие с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинар) можно получить 1-2 балла, таким образом достаточно посетить от 7 до 14 вебинаров в год, выбрав самые интересные. З а участие в аудиторных образовательных мероприятиях, которые проходят 6 академических часов и дольше – не более 6 ЗЕТ/баллов/кредитов за учебный день и 12 ЗЕТ/баллов/кредитов за образовательное мероприятие в целом.

Интерактивные образовательные модули

За один интерактивный образовательный модуль также можно получить 1-2 ЗЕТ (баллов, кредитов), следовательно, модулей нужно набрать от 7 до 14 в год, если не прибегать к образовательным мероприятиям.

Правила безопасного образования

Подводя итог, можно выделить три формулы набора 50 ЗЕТ/баллов/кредитов в год:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ельчанинова С.А. профессор кафедры общей и биологической химии, клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

НОВОЕ С 01 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА в связи с вступлением в действие ст. 69, ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ Изменяется система допуска к профессиональной деятельности: вместо сертификации – аккредитация Изменяется система дополнительного профессионального обучения: вместо повышения квалификации 1 раз в пять лет – непрерывное образование на протяжении пяти лет

Процедура аккредитации Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 года N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" Первичная и первичная специализированная аккредитация теоретический экзамен (тестирование, собеседование по ситуационным задачам) оценка практических навыков на базе симуляционных центров (введен в 2016 году в АГМУ) Периодическая (повторная) аккредитация теоретический экзамен (тестирование) оценка портфолио (документально подтвержденных индивидуальных достижений, включая повышение квалификации)

2. Изменение системы дополнительного профессионального обучения: вместо повышения квалификации 1 раз в пять лет – непрерывное образование на протяжении пяти лет




Общая информация для специалистов здравоохранения

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Особое значение непрерывность повышения квалификации приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности:

Однако в условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через:

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ("формальное образование");
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций ("неформальное образование");
  • индивидуальную познавательную деятельность ("самообразование").

Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.

На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:

ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОРТАЛА

Базовые возможности

После регистрации и создания личного кабинета специалиста Вам становятся доступными следующие возможности Портала:

  • формирование собственного плана обучения по специальности;
  • выбор программ повышения квалификации и формирование заявок на обучение, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • выбор и освоение интерактивных образовательных модулей;
  • выбор образовательных мероприятий и подтверждение участия в них;
  • оценка качества освоенных образовательных элементов;
  • формирование и анализ образовательного портфолио.

В зависимости от Ваших потребностей и особенностей профессиональной деятельности Вы можете выбирать различные образовательные элементы, наиболее удобный график их освоения, а также форму и условия обучения.

Персонификация обучения

Проведенная модернизация Портала направлена на обеспечение возможности персонификации обучения специалистов здравоохранения.

Новая версия Портала позволяет в автоматизированном режиме создавать персональные рекомендации по формированию образовательной траектории с учётом Вашего профиля, а также актуального состояния профессиональных знаний и умений.

Профиль специалиста – это набор характеристик, включающий индивидуальные возможности и потребности специалиста, а также особенности его профессиональной деятельности. На Портале определение Вашего профиля осуществляется:

по данным, введенным при регистрации (автоматически);

  • по данным, получаемым из Федерального регистра медицинских работников (автоматически);
  • по результатам прохождения профессионального анкетирования и психологических тестирований (по желанию).

Состояние своих профессиональных знаний и умений по специальности Вы можете определять путем прохождения различных видов самоконтроля (тестов, интерактивных ситуационных задач).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие рекомендации

Для поддержания и повышения своего профессионального уровня Вам рекомендуется включать в свой план обучения различные образовательные элементы, входящие в перечни Портала:

  • программы повышения квалификации, обеспечивающие непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;
  • различные типы интерактивных образовательных модулей: короткие онлайн-курсы, интерактивные ситуационные задачи, компьютерные тренажеры и др., разработанные с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины;
  • образовательные мероприятия, реализуемые или контролируемые некоммерческими профессиональными обществами: семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.),

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. С помощью технических средств Портала Вы можете включать в свой план обучения различные образовательные элементы. Результаты их освоения с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в Вашем портфолио.

Объём и график обучения

На основании зарубежного опыта, а также по результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.

При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях. Так, оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года. Такой ритм позволит Вам постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики.

Долевое распределение различных компонентов непрерывного образования


Схема 2. Рекомендации по объему, графику обучения и долевому распределению различных компонентов непрерывного образования

Формы и технологии обучения

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучение по программам повышения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в очной, очно-заочной или заочной форме, которая определяется непосредственно самой организацией, а при реализации таких программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Использование дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность образования, создавая возможность поддерживать и повышать свой профессиональный уровень независимо от места нахождения и в удобное время. Применение симуляционных технологий позволяет получать и совершенствовать необходимый профессиональные умения и навыки.

Таким образом, при формировании плана обучения Вам рекомендуется обращать внимание на применяемые образовательные технологии и форму обучения по программам повышения квалификации и выбирать их с учетом Ваших потребностей и возможностей.

При этом освоение интерактивных образовательных модулей осуществляется только в заочной форме, а прохождение образовательных мероприятий – исключительно в очной форме обучения.

Формирование образовательной траектории

Технические средства модернизированного Портала позволяют специалисту обучаться по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с его профилем, состоянием профессиональных знаний и умений и потребностями системы здравоохранения в целом. Основой для формирования образовательных траекторий являются созданные в автоматизированном режиме рекомендации по обучению по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные и факультативные).

При обучении Вам рекомендуется отдавать приоритет в освоении раздела или темы наиболее высокой степени значимости. При этом выбор конкретных образовательных элементов из рекомендованного перечня остаётся непосредственно за Вами.

ОБУЧЕНИЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ НОРМИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ЗАПАСА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

− видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);

− должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.

Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:

а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;

б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);

в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме.


Cхема. Координация действий при финансировании обучения из средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС

mbbs_txt.jpg

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

В условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года (далее – Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года №926, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (далее – непрерывное образование) осуществляется через:

  • освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ("формальное образование");
  • обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций ("неформальное образование");
  • индивидуальную познавательную деятельность ("самообразование").

csm_Specialistam__skhema_1_p300_1300x300_30b0ac70a7.jpg

Настоящий Портал поможет Вам выполнить минимальные требования к обучению для допуска к профессиональной деятельности, а также воспользоваться полным спектром возможностей обучения в рамках непрерывного образования.

На данный момент обучение с использованием возможности Портала позволяют сформировать личные кабинеты для:

ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОРТАЛА

Базовые возможности

После регистрации и создания личного кабинета специалиста Вам становятся доступными следующие возможности Портала:

  • формирование собственного плана обучения по специальности;
  • выбор программ повышения квалификации и формирование заявок на обучение, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • выбор и освоение интерактивных образовательных модулей;
  • выбор образовательных мероприятий и подтверждение участия в них;
  • оценка качества освоенных образовательных элементов;
  • формирование и анализ образовательного портфолио.

В зависимости от Ваших потребностей и особенностей профессиональной деятельности Вы можете выбирать различные образовательные элементы, наиболее удобный график их освоения, а также форму и условия обучения.

Персонификация обучения

Проведенная модернизация Портала направлена на обеспечение возможности персонификации обучения специалистов здравоохранения.

Новая версия Портала позволяет в автоматизированном режиме создавать персональные рекомендации по формированию образовательной траектории с учётом Вашего профиля, а также актуального состояния профессиональных знаний и умений.

Профиль специалиста – это набор характеристик, включающий индивидуальные возможности и потребности специалиста, а также особенности его профессиональной деятельности. На Портале определение Вашего профиля осуществляется:

  • по данным, введенным при регистрации (автоматически);
  • по данным, получаемым из Федерального регистра медицинских работников (автоматически);
  • по результатам прохождения профессионального анкетирования и психологических тестирований (по желанию).

Состояние своих профессиональных знаний и умений по специальности Вы можете определять путем прохождения различных видов самоконтроля (тестов, интерактивных ситуационных задач).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие рекомендации

Для поддержания и повышения своего профессионального уровня Вам рекомендуется включать в свой план обучения различные образовательные элементы, входящие в перечни Портала:

  • программы повышения квалификации, обеспечивающие непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;
  • различные типы интерактивных образовательных модулей: короткие онлайн-курсы, интерактивные ситуационные задачи, компьютерные тренажеры и др., разработанные с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины;
  • образовательные мероприятия, реализуемые или контролируемые некоммерческими профессиональными обществами: семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.),

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. С помощью технических средств Портала Вы можете включать в свой план обучения различные образовательные элементы. Результаты их освоения с учетом указанной трудоемкости в ЗЕТ будут учитываться в Вашем портфолио.

Объём и график обучения

На основании зарубежного опыта, а также по результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.

При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях. Так, оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года. Такой ритм позволит Вам постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики.

Долевое распределение различных компонентов непрерывного образования

csm_Specialistam__skhema_2_8397b3dba2.jpg


Более подробную информацию Вы можете получить на Портале по следующей ссылке

Реализация профессиональных образовательных программ фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации. Подготовка по программам интернатуры (затем ординатуры) должна обеспечивать приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности фармацевтических работников. Обращается внимание на дополнительное профессиональное образование, выделяя два вида подготовки – повышение квалификации и профессионально переподготовка.


1. Платонова Н.А. Активные и интерактивные формы занятий по фармацевтической химии / Н.А. Платонова, Г.Ю. Чекулаева: мат. Всерос. науч.-практ. конф. с медунар. уч., посвящ. 70-летию РязГМУ. – Рязань, 2013. – С. 105-108.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.08.03 Фармацевтическая химия и фармакогнозия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). – М., 2014.

Одним из основных условий инновационного развития России в современных условиях является модернизация образования в целом и высшего фармацевтического образования в частности. В связи с этим особую важность приобретает проблема подготовки и квалификации фармацевтических кадров. Кадровый дефицит в системе лекарственного обеспечения определяет необходимость поиска новых эффективных форм непрерывного фармацевтического образования, мотивации персонала, постоянного повышения квалификации сотрудников и повышения качества оказания фармацевтической помощи.

Общепризнанным считается, что вложение денежных средств в образование является наиболее значимым инвестированием материальных средств, но это в настоящее время относительно справедливо для отдельно взятых личностей, но не государства в целом. Государство через вузы по сути оплачивает подготовку провизоров, обучающихся на бюджетной основе не только для государственных и муниципальных структур, но и для частных аптечных и фармацевтических организаций, предприятий.

Следует отметить, что темпы развития фармацевтической индустрии опережают фармацевтическое образование. На прошедшем в 2014 году Всероссийском съезде фармацевтических работников было констатировано, что главная проблема отрасли – нехватка квалифицированных кадров.

В фармацевтическом образовании выделяют следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – специалитет; 3) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации; 4) дополнительное профессиональное образование.

В общей системе профессионального образования провизоров фармацевтическая химия занимает особое место. Это связано, прежде всего, с тем, что дисциплина – самая затратная, так как при проведении анализа фармацевтических субстанций и их лекарственных форм, используются реальные лекарственные средства, реактивы и растворители, приборы физико-химического анализа. Все это в настоящее время стоит очень дорого. Справедливости ради, стоит отметить, что с реорганизацией аптечной сети в сторону аптек готовых лекарственных форм и резким сокращением аптек с производственными отделами, надобность в специалистах – провизорах по контролю качества лекарств (провизоров-аналитиков) тоже резко сократилось. Аспекты учебно-методического обеспечения при изучении дисциплины и производственной практики изложены нами в ряде публикаций [1, 2, 3].

Ориентирование в возможностях послевузовского трудоустройства со знанием реального положения дел на рынке труда того или иного региона – местожительства студентов, определяет их заинтересованность в изучении дисциплин профессионального цикла. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация [6] специалист должен решать ряд задач, в соответствии с видами профессиональной деятельности, требующих знаний фармацевтической химии. В области производственно-технологической деятельности: контроль качества изготовления лекарственных средств; в области обращения лекарственных средств: обеспечение хранения лекарственных средств и лекарственных препаратов; в области контрольно-разрешительной деятельности: осуществление контрольно-аналитических мероприятий разработки, производства и обращения лекарственных средств, осуществление фармацевтического анализа; в области организационно-управленческой деятельности: организация контроля качества изготовления лекарственных средств, организация хранения лекарственных средств, организация мероприятий по уничтожению лекарственных средств, мероприятий по охране труда и технике безопасности, контроль соблюдения и обеспечения экологической безопасности; в области информационно-просветительской деятельности: осуществление деятельности по декларированию качества лекарственных средств.

Освоение теоретического материала по фармацевтической химии и умений практического использования этих знаний позволят выпускникам в дальнейшем принимать решения с использованием комплекса полученных в вузе знаний, делая грамотный выбор принятия решений, принимая на себя моральную и социальную ответственность.

Первым этапом существующей в настоящее время послевузовской системы непрерывного профессионального обучения провизора является интернатура (далее –ординатура), после окончания которой выпускник получает диплом и сертификат по одной из трех специальностей, предусмотренных номенклатурой специальностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием, а также право на осуществление фармацевтической деятельности в любой фармацевтической организации нашей страны.

Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского фармацевтического образования в интернатуре студентов, принятых на обучение по программе ГОС ВПО, осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ. С 01.09.2016 г. начнется прием лиц, имеющих высшее фармацевтическое образование (специалитет) в ординатуру, и ординатура рассматривается как один из уровней профессионального образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации) [5].

Дополнительное профессиональное образование предусматривает обучение 1 раз в 5 лет для углубления знаний и освоения новых достижение в области фармации и направлено на повышение профессионального уровня, на качественные изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, а также на формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

На уровне дополнительного профессионального образования (ДПО) можно выделить два вида подготовки – повышение квалификации (ПК) и профессионально переподготовка (ПП). Цель ПК – совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Цель ПП – получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации [1].

Основные квалификационные требования данной специальности определены как проведение контроля качества поступающих и изготовленных в фармацевтической организации лекарственных средств, применяя все виды внутриаптечного контроля и фармацевтического анализа, а также осуществление хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения [4].

Формированию активной познавательной самостоятельности, что является непременным условием непрерывного самообразования, способствует доступность к Интернет-ресурсам, информационным ресурсам электронных учебников и пособий. С одной стороны, это позволяет расширять собственные знания по специальности, но, с другой стороны, существенно ограничивает саморазвитие, так как собственная аналитическая работа по периодическим изданиям непривлекательна из-за ее трудоемкости.

Реформы высшего образования и дополнительного профессионального образования по ФГОС [5, 6] не решают проблемы взаимодействия обучения с практической деятельностью фармацевтической отрасли (фармацевтические предприятия). Требуется дальнейшая детальная проработка набора дисциплин при подготовке и усовершенствовании провизоров.

Читайте также: