Профсоюзы доклад по экономике

Обновлено: 17.05.2024

Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

- Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии.

- Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

- Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа.

Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество. В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка - это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 72768
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Профсоюзная организация - независимое добровольное объединение работников с целью представления и защиты их социальных, трудовых и иных прав и интересов во взаимоотношениях с работодателем.

Профсоюз по своей природе должен быть тем независимым посредником в отношениях между работниками и работодателем, который отчасти устраняет этот дисбаланс.

Первая и главная, основополагающая идея профсоюза – правозащитная и представительская функция. С одной стороны, профсоюз – это законный представитель интересов трудового коллектива в отношениях с работодателем. Представительство прав и интересов означает выступление от имени коллектива (а не только отдельных работников) во взаимоотношениях с работодателем в форме коллективных переговоров, заключении коллективного договора, разрешении коллективных трудовых споров. С другой стороны, профсоюз выступает как субъект практической правозащитной деятельности, защищая профессиональные и иные права работников, доверивших ему такое право (членов профсоюза).

Все это определяет актуальность данной темы.

Целю данной работы является рассмотрение основных функций и путей развития современных профсоюзов.

В России движение профсоюзов официально возникло в 1905 году, когда профсоюзная деятельность была разрешена. До 1905 года профсоюзная деятельность была запрещена, и профсоюзы были нелегальные, подпольные.

Еще в конце 80-х годов XX века в ходе стачечного движения в России на отдельных заводах возникали временные комиссии, делегатские собрания и другие представительные органы рабочих. Эти объединения были малочисленные, действовали разрозненно, создавались, как правило, на период отдельных акций. Они явились предшественниками массовых профессиональных союзов, которые стали образовываться в период первой русской революции 1905-1907 годов в целях организации борьбы за права рабочих.

В марте 1905г. возникли заводские профсоюзные организации на Путиловском, Обуховском, Семянниковском и других крупных металлообрабатывающих заводах Петербурга. В апреле 1905г. во время забастовки приступили к созданию своего профсоюза булочники Москвы. За ними в этот процесс включились многие другие. Вслед за пролетариатом Петербурга и Москвы начали создавать профсоюзы рабочие Харькова, Нижнего Новгорода, Одессы, Киева, Минска и других городов.

Образование значительного количества профсоюзов выдвинуло важную задачу координации их деятельности, осенью 1905 года в ряде городов страны были созданы межсоюзные организации - центральные бюро профсоюзов.

В октябре 1905 года состоялась 1-я Всероссийская конференция профсоюзов, которая обсудила вопрос о созыве Всероссийского съезда профсоюзов. На конференции большевикам пришлось вести упорную борьбу с меньшевиками и эсерами по вопросу о характере и задачах профсоюзов.

Конференция постановила созвать съезд профсоюзов в декабре 1905 года в Москве. Значение 1-й Всероссийской конференции состоит в том, что она впервые сделала попытку централизовать профсоюзное движение.

В сентябре-ноябре 1905 года начался бурный рост профсоюзов, В.И.Ленин писал, что "в России никогда не создавалось таком бездны профессиональных рабочих организаций, как в эти дни".

Всероссийская политическая стачка ускорила процесс формирования крупных профсоюзов и содействовала превращению значительной части их в боевые классовые организации, построенные по производственному принципу.

В Нижнем Новгороде в этот период появилось 18 профсоюзов.

В период массового создания профсоюзов еще раз выявились противоположные точки зрения большевиков и меньшевиков на роль и задачи профсоюзов в классовой борьбе пролетариата. Меньшевики пытались доказать, что профсоюзы должны вести борьбу только за улучшение условий труда, что политическая борьба - удел политических партий. Большевики же разъясняли массам, что экономическая и политически борьба неразрывно связаны между тобой,

В Москве накануне Декабрьского вооруженного восстания насчитывалось до 50 профсоюзов, охватывающих 25 тысяч человек. Их деятельность координировало Московское центральное бюро профсоюзов, во главе которого стояли видные большевики И.И.Скворцов-Степанов, М.Г.Лунц, А.В.Шестаков, Д.И.Курский. Всеобщая политическая забастовка, начавшаяся 7 декабря, вскоре переросла в вооруженное восстание, которое явилось вершиной революции. После его подавления царское правительство подвергло репрессиям партию, рабочие организации. Десятки и сотни активных деятелей партии и профсоюзов были арестованы.

К началу 1907 года в России насчитывалось 652 профсоюза, в которых состояло 245 тысяч членов, или 3,5% от общего числа рабочих, занятых на производстве. Наибольший процент членов профсоюзов был среди металлистов, нефтяников, кожевников, текстильщиков. Эти данные свидетельствуют о том, что в годы первой русской революции профсоюзы еще не стали по настоящему широкими массовыми организациями.

В 20-е годы достаточно влиятельными были профсоюзы в Советском Союзе, с ними всерьез считались. Было такое явление в 20-е годы даже – профсоюзная оппозиция, внутри партии причем это была профсоюзная оппозиция, которая по сути дела предлагала передать хозяйственные функции профсоюзам от государства. При Сталине, естественно, все это было свернуто, профсоюзы превратились в часть государственной машины, формально считавшуюся общественной организацией. И так это длилось до распада Советского Союза.

Профсоюзы в этот период превратились в одну из самых массовых организаций трудящихся. Их численность увеличилась в 7,5 раз по сравнению с 1917 годом, в более чем в 2 раза за годы пятилеток и достигла к 1937 году 21,3 миллиона человек. Членами профсоюзов были 82,6% рабочих и служащих. Значительно расширилась социальная база профсоюзного движения. Помимо промышленных рабочих (43%), профсоюзы объединяли работников просвещения (85%), здравоохранения (88%), государственных учреждении (83%), транспорта (87%), сельского хозяйства (75 %).

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году, провозгласившего создание Федерации независимых профсоюзов России.

В начале 1990-х ФНПР впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства, организовала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, законопроектов в области социальной политики, а также концепцию будущего Трудового кодекса.

Отношение простых людей к профсоюзам показывают последние результаты изучения общественного мнения. По опросу ВЦИОМ (пресс-выпуск № 520 от 29.08.2009 г.), в качестве причин недоверия профсоюзам как демократическим институтам в России граждане называют следующие:

- деятельность профсоюзов незаметна, бесполезна, неэффективна, их просто нет - 39%;

- они не отстаивают интересы работников, выполняют волю властей - 16%;

- не доверяет профсоюзам, затрудняются сформулировать причины своего недоверия, но тем не менее не доверяют - 46%.

Какие профсоюзы нужны стране? И насколько их наличие необходимо?

Тогда какие профсоюзы нужны стране? И насколько их наличие необходимо? На этот и другие вопросы мы попытаемся дать ответы в этой статье. Для этого нам потребуется восстановить смысл существования профсоюзов в современном мире, проанализировать ситуацию возникновения профсоюзов в дореволюционной России и их трансформацию в советский период, что, в свою очередь, позволит объективно оценить ситуацию профсоюзов в современной России.

В 2009 году Председатель ФНПР Михаил Шмаков, выступая на VI съезде ФНПР указал, что за последние 15 лет в России произошло сокращение численности профсоюзов на 10 миллионов При этом за последние 5 лет создано 20 тысяч новых профсоюзных организаций, в члены профсоюзов вновь принято 8 миллионов человек

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы:

Первая и главная, основополагающая идея профсоюза – правозащитная и представительская функция. С одной стороны, профсоюз – это законный представитель интересов трудового коллектива в отношениях с работодателем. С другой стороны, профсоюз выступает как субъект практической правозащитной деятельности, защищая профессиональные и иные права работников, доверивших ему такое право (членов профсоюза). Именно возврат в этим функциям является перспективным с точки зрения дальнейшего существования профсоюза и вполне логичным в русле современных процессов.

Не смотря на то, что профсоюзы не играют такой большой роли в современной России, как это было в советский период, однако их роль для экономики страны трудно переоценить.

В последнее десятилетие в стране произошли крупные изменения, которые привели к существенной трансформации деятельности предприятий и профсоюзов. Изменилась и правовая база. В новом законодательстве об охране труда определяются и новые, по своей сути, содержание, формы и методы работы профсоюза и его органов в области охраны труда. Неизменной остается цель - безопасность работника на производстве, исключение либо сведение к минимуму влияния вредных производственных факторов на работающих.

1. Доннер Е. Прошлое экологического движения // Участие. Социальная экология регионов России. Альманах. М., 2003. Вып. 8.

2. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993.

3. История профсоюзного движения за рубежом. М.: Профиздат, 1990.

4. Кацва А.М. Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы и особенности. М. - СПб.: Летний сад, 2002.

6. Профсоюзное пространство современной России / Под ред. В Борисова, С. Кларка. М.: ИСИТО, 2001.

7. Яницкий О.Н.; Халий И.А. Развитие советского / российского экологического движения // Социальное развитие: современные политические тенденции. Тилборг, 1996.

8. Giddens A. Sociology. Third edition. Cambridge: Polity Press, 1998.

9. Kitschelt H. Political opportunity structures and political protest: anti-nucler movements in four democracies // British Journal of Political Sciences. 1986.Vol. 16.

10. McCarthy J., Zald M. Resource mobilization and social movements: a partial theory // American Journal of Sociology, 1977. Vol. 82. P. 1220.

11. Touraine A. An introduction to the study of social movements // Socilogical Research. 1985. Vol.52, N. 4.

Диаграмма 1. Изменения в организации труда

Диаграмма 2. Динамика изменения численности членов организации Профсоюза

[1] Кацва А.М. Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы и особенности. М. - СПб.: Летний сад, 2002

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [1].

роль профсоюзов

Профсоюзы представляют и защищают права работников в трудовых отношениях с работодателями, обеспечивают помощь в защите социально-экономических интересов членов профсоюза. За счет деятельности профсоюзов достигается широкое представительство интересов работников.

Отношения между профсоюзами и предпринимателями строятся на основе коллективного соглашения. Коллективное соглашение включает в себя не только основные аспекты трудовых отношений, к которым относится уровень зарплаты, оплата сверхурочных часов, отпусков, страховые взносы, но и социальные вопросы. К социальной составляющей коллективного соглашения относятся гарантии занятости, порядок определения трудового стажа, критерии вынужденных увольнений, процедуры решения возникающих трудовых разногласий и т.п. Кроме того, коллективное соглашение включает в себя и гарантии условий труда: охрана и безопасность рабочего места, возможность отказа от сверхурочной работы, соблюдение мер безопасности и охраны труда на предприятии в целом и т.п.

Профсоюзы представляют собой объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Деятельность профсоюзов исходит из того, что целью профсоюзного движения является максимизация заработной платы, улучшение условий труда и повышение занятости. В настоящее время профсоюзы представляют интересы наемных работников в современной модели социального партнерства.

Сущность профсоюзов описывают различные экономические модели. В настоящее время, наиболее актуальной является модель, в рамках которой профсоюзы рассматриваются в качестве продавца, предлагающего услуги защиты экономических интересов работников, тогда как работники являются покупателями данных услуг. Модель опирается на существование спроса и предложения на услуги защиты экономических интересов работников. Таким образом, отношения между профсоюзом и входящими в него работниками являются экономическими, построенными на рыночных условиях.

Профсоюзы в своих действиях руководствуются комплексной системой факторов:

  • наемный труд порождает противоречия между работниками и предпринимателями в области организации труда, его охраны, оплаты труда и социальных гарантий работникам;
  • удовлетворение экономических интересов работников может быть достигнуто более эффективно в результате совместных действий;
  • работникам необходимо быть объединенными в профсоюзные организации для реализации своих законных прав и защиты интересов;
  • решение социально-экономических задач в области трудовых отношений возможно только при содействии государства.

На основе данных факторов профсоюзные организации защищают экономическую свободу и интересы каждого работника, а также обеспечивают преодоление объективного неравенства, которое существует в экономической системе между работником и предпринимателем.

Принципы профсоюзов

Принципы деятельности профсоюзов соответствуют принципам социального партнерства:

Принципы деятельности профсоюзов

Профсоюзы добиваются экономического роста за счет планомерной реализации данных принципов. При этом от политики профсоюза во многом зависит понимание наемными работниками, которые входят в этот профсоюз, целей работодателей, степень и качество использования квалификации работников на предприятии, а также степень удовлетворенности работников условиями труда. Если продолжить логическую цепочку, то от деятельности профсоюзов зависит и эффективность хозяйственной деятельности предприятий, их конкурентоспособность на рынке, следовательно, профсоюзы определяют будущее и работников, и работодателя.

При этом профсоюзные организации располагают различными средствами для достижения экономических интересов наемных работников:

  1. собрания, митинги, демонстрации – акции коллективного протеста;
  2. заявления, обращения, петиции – выражение недовольства профсоюзов конкретными вопросами или проблемами;
  3. забастовки – крайняя мера и действенный способ оказания давления на предпринимателей;
  4. коллективные переговоры – целевое средство достижения поставленных профсоюзом задач.

Следует отметить, что иногда первые три средства являются лишь способом начать коллективные переговоры. Это объясняется тем, что работодатель не всегда желает вступать в переговоры с работниками, однако наиболее значимые успехи профсоюзов достигались и достигаются именно в процессе коллективных переговоров.

принципы профсоюзов

Продуманность позиции означает наличие у профсоюзов конкретных целей, когда она начинают коллективные действия, при этом они сохраняют готовность пойти на разумный компромисс, если основные требования будут удовлетворены.

Солидарность трактуется как единство большинства трудящихся, сознательность и дисциплина всех членов профсоюза. Во многом, данный принцип повышает шансы на достижение целей профсоюзами в противостоянии с работодателями за интересы трудящихся.

Законность означает отказ профсоюзов от незаконных забастовок, стихийных акций. Вообще профсоюзы всегда стараются не допустить дискредитации профсоюзного движения в целом.

Гласность является важным инструментом профсоюзов, привлекая внимание общественности к проблемам трудящихся, они позитивно влияют на общественное мнение, широко информируя общество о конфликте и требованиях трудящихся.

Цели профсоюзов

В настоящее время деятельность профсоюзов можно оценивать по двум критериям:

1. Уровень заработной платы входящих в профсоюз работников;

2. Уровень занятости членов профсоюза.

Соответственно достижение двух основных целей профсоюзов, увеличение заработной платы и уровня занятости, может существенно различаться между различными профсоюзами. При этом в экономической науке до сих пор не выработано единое мнение или методология определения того, в какой мере можно пожертвовать уровнем заработной платы для увеличения занятости членов профсоюза и наоборот. Экономическая теория свидетельствует о том, что попытки добиваться бесконечного увеличения заработной платы бессмысленны, так как это неминуемо ведет к снижению уровня занятости вплоть до нуля. Практика экономических отношений говорит о том, что стремление к беспредельному повышению заработной платы встречается в качестве основной и единственной цели профсоюза, закрепленной в его документах. Это справедливо для тех случаев, когда предприниматели в условиях кризиса в хозяйственной деятельности своего предприятия следуют принципу сокращения тех работников, у кого стаж работы меньше.

При этом три основных условия возможностей роста заработной платы на макроуровне остаются неизменными на протяжении многих лет и являются одним из основополагающих факторов развития экономической системы:

  1. Повышение спроса на труд,
  2. Сокращение предложения труда,
  3. Реализация монопольной власти профсоюза.

В соответствии с этим, если данные условия не соблюдаются, профсоюзы могут добиваться роста заработной платы, используя различные методы взаимодействия с предпринимателями и государством.

При этом основные цели профсоюзов достигнуты в большинстве стран:

Роль профсоюзов в модели социального партнерства

Классическая схема системы социального партнерства выглядит следующим образом: интересы работников представляют профсоюзы и объединения, а интересы работодателей выражают союзы предпринимателей, промышленные образования и т.п. В результате достигается ситуация, при которой интересы обоих групп уравновешены.

В так называемом трипартистском варианте социального партнерства третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступают государство и институты власти. При этом государство одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений.

Согласование интересов достигается путем переговорного процесса. Это наиболее простой способ решить общие проблемы с выгодой для всех участников. В ходе согласования и переговоров стороны договариваются об условиях и социальных гарантиях, которые устроят всех участников.

Социальное партнерство – это система институтов и механизмов согласования интересов, основанная на равном сотрудничестве.

Субъекты социального партнерства: общество, предприниматели, государство. Институты, представляющие интересы субъектов социального партнерства: профсоюзы, объединения предпринимателей, правительство и органы власти.

Роль профсоюзов проявляется в представлении и защите интересов работников в социально-экономической сфере: условия и оплата труда, обеспечение занятости, решение социальных проблем. Профсоюзы представляют социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, при этом они защищают интересы конкретного человека как носителя рабочей силы.

Существует три основные модели социального партнерства в зависимости от роли профсоюзов и уровня их участия по представительству интересов работников в рамках социального партнерства.

Модель профсоюзного представительства характерна тем, что профсоюзы являются законодательно утвержденными представителями работников. При этом зачастую профсоюзы представляют и ту часть работников, которые не являются членами профсоюзов. Данная модель социального партнерства получила наибольшее развитие в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. В зависимости от условий, в которых действуют профсоюзы, выделяется две формы, когда профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью, и когда профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью. Вторая форма характерна, например, для ситуаций, когда профсоюзы жесткими действиями, забастовками, акциями протеста и т.д. требуют значительного улучшения условий труда и заработной платы.

Модель чистого представительства отличается передачей функций профсоюзов комитетов по труду, которые и выполняют роль профсоюзов. Они ведут переговорный процесс с работодателем, при этом роль таких комитетов консультативно-информационная, а степень учета мнения трудового комитета определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. Фактически, традиционная роль профсоюзов в рамках данной модели отсутствует, а на уровне каждого предприятия создается собственный небольшой профсоюз, не обладающий существенными возможностями для воздействия на предпринимателей.

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в комитеты, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия комитета более широкие, так как комитет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Комитет в большей степени выполняет роль профсоюза, принимая решения по широкому кругу вопросов: трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени. Вместе с тем, это специально оговаривается законодательством либо коллективным соглашением. Данная модель применяется во Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и ряде других стран.

В зависимости от уровня переговорных процессов, в которых участвуют профсоюзы, существует три основные модели.

Первая модель характерна для североевропейских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. В рамках модели присутствует активное вмешательство государства в трудовые отношение и жесткое регулирование принятых норм. Для данной модели характерна трехуровневая система социального партнерства: национальный уровень, отраслевой и уровень отдельных предприятий. Например, в Бельгии на национальном уровне действует Национальный совет по труду, в который входят участники от каждой из трех сторон социального партнерства. При этом государство берет на себя и законодательную функцию. На отраслевом уровне действуют паритетные комиссии, занимающиеся формированием отраслевых стандартов социального партнерства. На уровне предприятия социальное партнерство развивается на основе диалога предпринимателей и профсоюзов под контролем государства в отношении законности предпринимаемых действий.

Вторая модель социального партнерства характерна для США, Канады, Японии и ряда латиноамериканских стран. Модель ограничивает роль профсоюзов заключением коллективных договоров на уровне отдельных компаний и отличается одноуровневой системой социального партнерства. В рамках данной модели профсоюзы и предприниматели стараются оказать влияние на законодательный процесс путем выдвижения своих представителей на законодательные и властные должности и лоббирования отдельных нормативных актов. Таким образом, через такой косвенный процесс осуществляется влияние и регулирование отношений в рамках социального партнерства.

Третья модель социального партнерства наиболее характерна и развита в странах центральной Европы, например, в Германии и Австрии. Фактически, данная модель является неким промежуточным вариантом между первой и второй моделями социального партнерства. Главный акцент трехстороннего социального партнерства выражен на отраслевом уровне, а национальный уровень отличается тем, что проводятся своеобразные взаимные консультации трех сторон, которые не являются обязательными. При этом коллективные договоры в компаниях не заключаются, а предприятия руководствуются принятыми отраслевыми принципами социального партнерства. Роль профсоюзов в данной модели также проявляется в оценке соблюдения отраслевых принципов. Отдельно следует выделить образцовое соглашение, которое является одной из форм реализации такой модели. Такое соглашение формируется и заключается в отдельной отрасли, а затем становится своеобразным ориентиром для остальных отраслей. Например, компания JG Metall занимала доминирующее положение в германской промышленности, что впоследствии привело к тому, что ее партнерское соглашение служит образцом для других крупных и средних компаний немецкой промышленности. В Австрии социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. Такая модель широко используется также в Голландии и Швейцарии. В Голландии действует более 200 отраслевых соглашений, которые распространяются на большинство компаний и их работников, а в Швейцарии кроме отраслевых соглашений также действуют региональные соглашения.

По критерию роли профсоюзов в представительстве интересов работников в рамках социального партнерства в России сложилась модель профсоюзного представительства. Вместе с тем по критерию уровня переговорных процессов для России на данном этапе развития не характерна какая-то одна модель социального партнерства. Существующие элементы социального партнерства соответствуют как трехуровневой системе социального партнерства, так и одноуровневой. При этом отсутствует сильное влияние профсоюзов, но намного выше влияние государственных и муниципальных органов власти, по сравнению с зарубежными странами. В настоящее время в России самыми благополучными с точки зрения охвата отраслевыми соглашениями и коллективными договорами являются угледобывающая отрасль (100%), горно-металлургическая отрасль (98,7%) и нефтегазовая отрасль (97,8%), а также электроэнергетическая отрасль (85%), где позиции профсоюзов традиционно сильны.

Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций -защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Основные черты профсоюзов:

1) являются разновидностью общественных объединений;

2) создаются гражданами на добровольных началах;

3) создаются на основе осуществления совместной производственной, профессиональной деятельности;

4) действуют на основе соответствующего законодательства;

5) создаются по отраслевому, территориальному или иному признаку;

6) создаются в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов своих членов.

Основные права профсоюзов:

1) на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов;

2) на содействие занятости;

3) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

4) на участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

5) на информацию;

6) на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров;

7) на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) в области охраны труда и окружающей природной среды;

9) на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества;

10) на социальную защиту работников;

11) на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции:

- организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);

- регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);

-защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);

-представительская (профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей);

-контрольная (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;

Читайте также: