Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде доклад

Обновлено: 02.05.2024

Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. Численность аудитории социальных сетей в России на начало 2020 года составила 70 миллионов пользователей , то есть 48% от всего населения страны.

В социальных сетях проводит время, по большей части, молодёжь. Старшее поколение, как правило, не имеет ни достаточного количества свободного времени, ни привычки проводить таким образом свой досуг. Молодёжь, увлечённая возможностью самовыражения в интернете, активно вступает в виртуальные контакты – и становится добычей виртуальных экстремистов.

Молодёжь составляет подавляющее большинство экстремистских субкультур. Возраст от 14 до 22 лет считается самым опасным для усвоения экстремистских идей. Этому возрасту присуще обострённое чувство справедливости, поиск ценностей и смысла жизни.

Социальная и материальная незащищённость молодёжи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности лёгкого распространения радикальных идей среди молодёжи.

Рост экстремистского контента в сети Интернет требует не только адекватных мер реагирования на соответствующие публикации, но и выработку системы мер профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.

Но, что мы можем противопоставить этой агрессии, например, с позиции образовательного учреждения? Здесь выбор не велик и сводится к трём основным направлениям:

1) образование, как процесс воспитания и обучения с целью формирования устойчивого иммунитета к деструктивным идеологиям;

2) профилактика, как инструмент своевременного выявления, локализации и устранения рисков проникновения в студенческую среду и распространения в ней деструктивных идеологий;

3) контент-фильтрация, как средство защиты учащихся и сотрудников образовательного учреждения от опасной и негативной информации в интернете.

В основе любого из этих направлений лежит правильный выбор методологии и принципов организации, в зависимости от условий, в которых находится образовательное учреждение и возможностей образовательного учреждения.

Итак, первое и, пожалуй, главное направление деятельности образовательного учреждения заключается в формировании у студентов устойчивого иммунитета к деструктивному влиянию вообще и к влиянию экстремистской и террористической идеологии, в частности.

Главная задача образовательного учреждения организовать посредством воспитания и обучения за относительно короткий срок эффективную работу по формированию у студентов устойчивого иммунитета, в том числе к экстремистской и террористической идеологии.

Безопасное поведение в Интернет основано на знании рисков и умении их избегать или преодолевать. Когда мы говорим о формировании антитеррористической грамотности, то конечно наиболее значимыми рисками являются контентные и коммуникационные риски.

Для эффективности информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в молодёжной среде в рамках нашего образовательного учреждения проводятся :

В рамках педагогических советов, инструктивно-методических совещаний и конференций проводится консультационная и методическая работа по вопросам ограничения доступа к информационным ресурсам сети Интернет, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся.

Информационно-просветительская работа с родителями по профилактике экстремистского влияния социальных сетей на студентов состоит из: тематических родительских собраний, регулярных информационных рассылок в родительских чатах.

На интернет-сайте техникума и официальных страничках в социальных сетях ВКонтакте и Инстаграмм систематически размещается информация, по профилактике экстремизма, направленная на формирование у студентов чувства патриотизма, гражданственности, информации этнокультурного характера.

В соответствии с Методическими и справочными материалами для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях, реализован комплекс организационных мероприятий по обеспечению безопасного интернета

в целях контроля за качеством доступа к ресурсам сети Интернет проводится регулярный мониторинг качества доступа к интернет-ресурсам в рамках которого отслеживаются проблемы с доступом к ресурсам сети Интернет образовательных организаций.

Законодательство РФ возлагает на администрацию учебных заведений ответственность за соблюдение правил доступа в интернет для несовершеннолетних.

Для блокировки доступа к сайтам, не имеющим отношения к образовательному процессу, мы используем специальное решение для контентной фильтрации в школах, гимназиях, колледжах и других учебных заведениях - интернет-фильтром SkyDNS, который позволяет:

- Выполнить требования законодательства по защите детей от запрещённого контента.

- Обеспечить учащихся безопасным интернетом.

В завершение хочется отметить, что без профилактических мероприятий невозможно своевременное выявление, локализация и устранения рисков проникновения в студенческую среду и распространение в ней деструктивных идеологий, эффективная борьба с экстремистскими проявлениями в социальных сетях и сети Интернет.

Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ // РГ. 2016. 28 июня.

Осипенко А.Л. Особенности раскрытия преступлений экстремистской направленности, совершаемых в сети Интернет // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. — 2015. — № 1.

Поляков В.В. Использование сети Интернет при совершении преступлений против детей // Сборник материалов криминалистических чтений. — 2014. — № 10.

Поляков В.В. Средства совершения компьютерных преступлений // Доклады Томского государственного

Седых Н.С. Роль массовой коммуникации в информационно-психологическом противодействии терроризму // Национальная безопасность. 2014. № 1.


Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей.

Экстремизм в нынешнее время является одной из наиболее сложных социально-политических проблем. И, к сожалению, именно юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций.

Причины и условия возникновения агрессивных настроений в молодёжной среде нам хорошо известны:

Это и изменение ценностных ориентаций в обществе,

И социальное неравенство,

и снижение авторитета правоохранительных органов,

и повышенная внушаемость, агрессивность подростков,

и снижение социальной и политической активности молодёжи;

и массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;

и негативное влияние СМИ, которые сплошь и рядом рассказывают о насилии и преступности;

и, конечно, наличие сети Интернет, которая дает радикальным организациям доступ к широкой аудитории.

Понятно, что образовательная организация на сегодняшний день обладают большим потенциалом, способным противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей.

И прежде всего наша с вами задача - воспитание толерантного сознания, уважения достоинств каждого человека, понимание, интерес к другим людям, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Нужно понимать, что толерантность совершенно не противоречит патриотизму. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к алкоголизму, наркомании, физическому и морально-нравственному насилию;

дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров.

В связи с этим наши действия должны быть направлены на:

стимулирование у детей положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив;

создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей;

создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

развитие просоциальных молодёжных общественных объединений, движений, групп.

Исходя из этого, можно выделить такие направления противодействия экстремизму:

проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;

рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;

проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения обучающихся;

проведение круглых столов по вопросам межнациональных отношений;

развитие и поддержка молодёжных общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;

привлечение детей к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;

привлечение к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов инспекторов по делам несовершеннолетних;

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

Все это - тематические уроки, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера – позволит успешно решать следующие задачи:

формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;

формирование знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера;

развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов (предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время, избегать опасных ситуаций, не рисковать без нужды, выбирать из возможных вариантов наиболее безопасный путь или способ действий, в критической ситуации не паниковать, не пугаться, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество).

В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся можно использовать различные формы работы:

тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников при чрезвычайных ситуациях;

проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму и терроризму;

распространение тематических памяток и методических инструкций;

организация мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;

использование современных активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, КВН по материалам фольклора, уроков-концертов с использованием фольклорных традиций, обрядов, конкурсов творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;

создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности;

выпуск школьной газеты по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;

подготовка школьной библиотекой циклов выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии Донецкой Народной Республики;

привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;

привлечение учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родителей для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;

регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её последствий, оценка эффективности системы профилактики;

своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, выявление детей, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

Также при изучении учебных предметов, таких как обществознание, уроки гражданственности Донбасса следует использовать возможности программы для становления правового воспитания обучающихся. Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили культуру Донецкой Народной Республики и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Это будет способствовать формированию таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, толерантность, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия.

Но не следует забывать, что при проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий не следует касаться самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики.

Вся наша работа должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков.

В среднем звене воспитательная работа с обучающимися направлена на формирование непримиримости к нарушителям закона и ответственности, совместное создание и сохранение правил.

Я напоминаю о методических рекомендациях по противодействию терроризма и экстремизма, в которых дается примерная тематика классных часов, родительских собраний, календарь знаменательных дат, словарь терминов и понятий, Памятки для обучающихся, их родителей и сотрудников, список рекомендуемых источников,

Конституция Донецкой Народной Республики

Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму

Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики;

Список рекомендуемой литературы:

Об истоках терроризма

О борьбе с терроризмом в современном мире

Угроза теракта: как защитить себя и своих близких

Список Интернет-ресурсов

для профилактической работы по противодействию экстремизму и терроризму,


-75%


На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации такие понятия, как экстремизм и терроризм не теряют своей актуальности.

Посредством влияния различных факторов, таких как: социальные, политические, экономических, наиболее подверженная идеологическому воздействию часть молодежи, пополняет ряды экстремистских и террористских группировок, главы которых используют и манипулируют ими в своих целях.

Экстремизм и терроризм. Для начала разграничим эти два понятия.

− публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Для полного раскрытия данного преступления, немало важным является такой элемент состава преступления, как субъект преступления.

Рассматриваемые преступления наиболее актуальны среди молодежи, ведь, одним из самых подверженных к воздействию является именно более не обремененная жизненными заботами часть общества — молодежь. Действительно, воздействие на незрелую психику требует меньшего труда и дает большего успеха. В результате, они становятся просто жертвами, ввиду своей несостоятельности и социальной, материальной незащищенности.

Так, согласно ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14-летнего возраста [2]. Законодатель исходит из того, что несовершеннолетнее лицо, достигшее такого возраста, способно осознавать общественную опасность своих деяний и нести ответственность за них. Как бы это ни было странно воспринимать и понимать, а особенно в рамках нашего, чеченского менталитета, это не только лица мужского пола. В последнее время данное направление приобретает популярность и среди девушек.

Но, что же побуждает их на такие крайности?

Как правило, в первую очередь это социальная напряженность: отсутствие равных условий труда, а соответственно экономическое неравенство, потребности, что влечет агрессивную настроенность общества, а молодежи в частности, на власть.

Следующий немаловажный фактор представляет собой интернет. Глобальная сеть, имеющая ряд негативных сторон. Молодые люди, гуляя в просторах интернета, могут натыкаться на большое количество нежелательных серверов. Интернет дает доступ к широкой аудитории, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах. Тем более вовлечение в такой среде весьма эффективно и набирает свои обороты;

Также это использование в деструктивных целях психологического фактора. Агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности;

Терроризм — это определенная политика, т. е. путь развития определённой организации, которая за основу своих действий взяла террор, т. е. насилие, устрашение и запугивание людей, и не отходят от этого принципа, полагаясь, что только насилие сможет одержать верх и помочь им добиться своих целей. Терроризм считается очень древней политикой, которая применялась ещё в Древнем Риме и Средние века.

По общему правилу, экстремизм шире, а терроризм является ее составной частью.

Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. В первую очередь подчеркну, что решение такой глобальной проблемы должно быть комплексным, так как одна мера не возымеет и 10 % необходимого эффекта, даже при добросовестном выполнении всех ее предписаний. Итак, я предлагаю следующие направления по профилактике:

− Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

− Снижение социальной напряженности в обществе;

− Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое, студенческое самоуправление;

− Воспитание у молодежи установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

− Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

− Повышение роли семьи в формировании у детей и молодежи норм толерантности;

− Внедрение в школьную, студенческую среду практики норм толерантного поведения;

− Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за такого рода преступления.

− Выявление и контроль за интернет-ресурсами, оказывающие неблагоприятное воздействие на молодежь.

− Ужесточение наказания за экстремистские и террористические преступления, а также за подстрекательство.

Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и неприязней, предприняв такие меры, которые способствуют пониманию молодых людей, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия, а равно искать защиту и покровительство за рамками государственных органов.

Только в таком случаи мы сможем говорить о полноценности противодействия и искоренения экстремизма и терроризма, не только в молодежной среде, но и в обществе в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, свобода человека, социальная напряженность, терроризм, экстремизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

на заседании методического объединения классных руководителей

Преподаватель: Бородина Е. А.

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Другое определение, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Здесь основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям? К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Существует закон "О противодействии экстремистской деятельности" трактует данное понятие следующим образом: насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства; публичное оправдание террористических актов; пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости; распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку; нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку; препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия; воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами; пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов; массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности; публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности; финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить: влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями; влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов; влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.); стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе; собственные представления и моральные установки; личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость); психическое напряжение.

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям: тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями; повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу; включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма; внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности); непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи; анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты; обеспечение доступности культурных благ для молодежи; реализация потребности в самореализации и самовыражении; организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач: применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм; формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе; донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье; создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность; формирование в сознании молодежи уверенности в неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях; выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

В нашем техникуме есть комплексный план противодействие идеологии терроризма и экстремизма, утвержденный руководителем организации. Согласно этого плана в учебном заведении проводятся следующие организационные мероприятия:

1. Рассмотрение и обсуждение мер по профилактике терроризма и экстремизма на административных совещаниях

2. Составление и обновление нормативно-правовых документов, регулирующих порядок обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности ОУ

3. Организация и взаимодействие коллектива техникума с представителями правоохранительных органов, администрацией БГО

4. Деятельность Совета по профилактике правонарушений среди обучающихся техникума.

5. Диагностика асоциального поведения студентов.

6. Обеспечение контроля и ежедневный осмотр состояния ограждений учебных корпусов и общежития.

Проводятся обучение сотрудников и обучающихся техникума:

Проведение бесед и инструктажей с сотрудниками и обучающимися техникума.

Организация практических занятий по действию в экстремальных ситуациях (учебная эвакуация обучающихся, персонала техникума)

Встречи с работниками правоохранительных органов, отрядом МЧС.

Проводятся вне учебные мероприятия по формированию у обучающихся толерантного поведения, противодействию терроризма, экстремизма и асоциальных явлений в студенческой среде.

День правовых знаний

Проводятся мониторинг страниц соц. сетей классными руководителями и соц педагогом обучающихся техникума. Так же проводятся тематические родительские собрания общие и групповые.

Таким образом работа в учебных заведениях по профилактике экстремизма и терроризма важна. В связи с этим в комплексе должны работать сотрудники правоохранительных органов, служб МЧС, администрация учебного заведения, педагоги и родители.

Читайте также: