Литература и искусство 16 17 веков доклад

Обновлено: 02.07.2024

1. Вечные образы и их создатели
Гуманистические
идеалы Возрождения
Конец
XVI века
Суровая
действительность
бытия
Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того,
что человек не властен над собой и над своей судьбой
Человек сам находится под властью времени и обстоятельств, что
он постоянно пребывает в движении, изменяется
Многие гуманисты сохраняли верность прежним идеалам
красоты, добра и справедливости, однако теперь они всё более
ощущали бессилие человека в мире

1. Вечные образы и их создатели
Уильям Шекспир
(1564-1616)
Ромео и Джульетта
(1594-1595)
Гамлет
(1600-1601)
Английский поэт и драматург, зачастую
считается величайшим англоязычным
писателем и одним из лучших
драматургов мира. Дошедшие до нас
работы, включая некоторые,
написанные совместно с другими
авторами, состоят из 38 пьес, 154
сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы
Шекспира переведены на все основные
языки и ставятся чаще, чем
произведения других драматургов

2. Искусство барокко
Микеланджело да
Караваджо
(1573—1610)
Гадалка
Музыканты
Юдифь обезглавливающая Олоферна
Юноша с лютней

2. Искусство барокко
Эль Греко
(Доменикос Теотокопулос)
(1541-1614)
Кающийся Святой Петр
Срывание одежд с Христа
Святые Петр и Павел
Святое семейство

2. Искусство барокко
Франсиско Сурбаран
(1598—1664)
Святая Урсула
Святая Касильда
Матильда Саксонская
Святая
Мадонна с младенцем
Благовещение

2. Искусство барокко
Мученичество Святого Варфоломея
Хусепе Рибера
(1590—1652)
Святое семейство
Святой Себастьян и Святая
Ирина
Поклонение пастухов
Святой Петр

2. Искусство барокко
Диего Веласкес
(1599—1660)
Водонос
Конный портрет герцога
Оливареса
Фрейлины
Пряха

2. Искусство барокко
Питер Пауль Рубенс
(1577—1640)
Женский портрет
Охота на калидонского вепря
Пир богов на Олимпе
Рождество

2. Искусство барокко
Пейзаж с замком стен
Фламандские пейзажи
Фламандские пейзажи
Фламандские пейзажи

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении, изменяется. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь они всё более ощущали бессилие человека в мире.


Мигель де Сервантес

Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по Испании, где жизнь была совершенно не похожа на мир рыцарей из романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему. Ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всём мире.


Как вы думаете, зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?


Шекспира воодушевляла вера в человека – хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям – гневу, ревности, зависти. Трагедию своих героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.

Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остаётся Отелло, мучительных сомнений – Гамлет, всепобеждающей любви – Ромео и Джульетта.


Экстаз св. Терезы. Скульптор Л. Бернини

Зрелищное искусство барокко папы использовали для целей Контрреформации. Пышность убранства, изобретательность в оформлении храмов, художественные эффекты составляли разительный контраст со скудостью интерьеров протестантских церквей и призваны были подчеркнуть блеск и могущество Католической церкви и папства. Например, знаменитый скульптор и зодчий XVII в. Лоре?нцо Берни?ни (1598–1680) спроектировал парадную лестницу в Ватикане таким образом, что снизу она казалась гораздо длиннее, чем была на самом деле. Когда во время парадной церемонии на верхней площадке появлялся Папа Римский, его фигура, благодаря ложной перспективе, представала снизу неожиданно большой и потому величественной.

В XVII–XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).


Автопортрет с Изабеллой Брандт Художник П. Рубенс

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса

Оставаясь верным своему пути в искусстве, художник почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Переживший смерть горячо любимой жены и единственного сына, не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни продолжал поиски истины в искусстве. Он жил в нужде и был похоронен на общественные деньги.

Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В лицах стариков, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовность и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим всё новые открытия. Из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он предстаёт то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений человеческого лица.


Ночной дозор. Художник Рембрандт


Как вы думаете, почему Рембрандт оставил столько автопортретов, сколько никогда не писали художники Возрождения?


Портрет инфанты Маргариты. Художник Д. Веласкес

По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевский двор. За их жалкой внешностью он различал тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за чинной неподвижностью поз скрыта печаль детей, с младенчества скованных правилами придворного этикета.

Литература и искусство классицизма

В середине XVII в. во Франции утверждается новый стиль – классицизм. Именно в это время во Франции достигла расцвета абсолютная монархия, стремившаяся поставить науку, литературу и искусство на службу себе и направлять их развитие. Классицизм и стал официальным стилем французского абсолютизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) ориентировался на образцы искусства Античности и Высокого Возрождения. Художники изображали древних богов и героев, драматурги писали пьесы на сюжеты из античной истории и мифологии. В своём творчестве они стремились следовать определённым правилам. Теоретики классицизма считали, что произведение искусства должно быть построено по законам разума, быть величественным, ясным и строгим, свободным от изображения всего неправдоподобного.



Танкре?д и Эрми?ния. Художник Н. Пуссен

Ну а самый замечательный архитектурный ансамбль в стиле классицизма XVII в. (хотя имеющий и черты барокко) вам уже известен – это Версаль (см.§ 6).

С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес и Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.

1. В чём состояли особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?

2. Чем стиль барокко отличается от стиля Ренессанс?

3. Можно ли выделить какие-то черты, объединяющие великих мастеров искусства XVII в.?

4. Какие основные черты характеризуют стиль классицизма?

1. Прочитайте 66-й сонет У. Шекспира:

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живётся богачу,

И доверять, и попадать впросак,

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,

И вспоминать, что мысли заткнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывёт,

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.

Выявите черты современного Шекспиру общества, которые вызывают его негодование. Покажите, как в этом сонете проявляется трагический гуманизм Шекспира. Обоснуйте своё мнение.

2. На основании материала учебника (а при желании и с использованием дополнительных источников) составьте рассказ о взаимоотношениях художников и заказчиков в XVII в.

3*. Сопоставьте искусство Возрождения и искусство XVII в. на примере творчества двух художников той и другой эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Французское искусство XVII столетия

Французское искусство XVII столетия Предварительные замечания. Французское зодчество XVII столетия 1. Общий обзор развития искусства Облик искусства Франции в XVII веке был образован взамиодействием двух течений — романского (южного) и готического (северного), которые и

Искусство XVII столетия в Скандинавии

Искусство XVII столетия в Скандинавии Искусство этого периода в Дании 1. Обзор развития датского искусства Развитие искусства Дании серьезно отставало от западноевропейского, поэтому в рассмтариваемый период в стране наблюдается подавляющее преобладание немецкихЮ

Искусство XVII столетия в Швеции

Искусство XVII столетия в Швеции 1. Обзор развития шведского искусства Искусство Швеции в начале XVII века равзивалось преимущественно под патронажем правящего дома и в основном было представлено иностранными мастерами: нидерландцами, французами, немцами. В целом во всех

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА Обратим внимание еще на одно любопытное обстоятельство. В странствиях библейского ковчега Господня громко

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь 1. Позднее происхождение книги Есфирь Книга Есфирь занимает особое положение в Библии. Как мы сейчас покажем, она относится к группе шести библейских книг от 1-й книги Ездры до Есфири, которые

§ 15. Литература и искусство XVII века

§ 15. Литература и искусство XVII века Трагический гуманизм Сервантеса и ШекспираК концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Развитие литературно — художественного процесса в Украинской ССР определялось требованиями партии, выдвинутыми в постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. В них говорилось о необходимости создать

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пессимизм и оптимизм великих литераторов *Писатели XVI-XVII веков не идеализи.

Пессимизм и оптимизм великих литераторов *Писатели XVI-XVII веков не идеализировали человека, вполне осознавали его слабости и пороки. *Они видели, как эгоизм, страсть к наживе, жестокость продолжают царить в мире, и остро переживали это. *Но все же, несмотря ни на что, они хотели верить, что благодаря разуму и лучшим духовным качествам людей добро в мире восторжествует.

Сервантес и его рыцарь Печального Образа. (1547-1616 ) В 1605 году вышла в св.

Образ Дон Кихота-символ отваги и бескорыстия Подвиги Дон Кихота оказываются н.

Образ Дон Кихота-символ отваги и бескорыстия Подвиги Дон Кихота оказываются нелепыми на фоне реальной жизни: он принимает постоялые дворы за замки, служанок-за прекрасных дам, сражается с ветряными мельницами . Однако постепенно ирония уступает место сочувствию герою романа, который повсюду стремится восстановить справедливость, помочь слабым, защитить обиженных.

Уильям Шекспир 1564-1616 Родился в провинциальном городке Стратфорде-на-Эйвон.

Символ мучительных сомнений- Гамлет

Символ мучительных сомнений- Гамлет

Работа с текстом

Работа с текстом

Искусство барокко Новый художественный стиль возник в Италии. Итальянский тер.

Ярчайшим представителем архитектуры барокко был Джованни Лоренцо Бернини Баро.

Бернини был талантливым скульптором , умевшим в своих работах передать: момен.

Живопись также испытала на себе влияние барокко Его живопись казалась совреме.

Живопись также испытала на себе влияние барокко Его живопись казалась современникам очень необычной из-за резких контрастов света и тени . Персонажи Караваджо исполнены загадочности и значительности, хотя это просто обыкновенные крестьянские юноши. Одним из самых интересных итальянских художников XVI-XVII веков был Микеланджело да Караваджо ( 1573-1610)

В Испании XVII век был отмечен взлетом религиозной живописи Франсиско Сурбара.

В Испании XVII век был отмечен взлетом религиозной живописи Франсиско Сурбаран Хусепе Рибера

Диего Веласкес 1599-1660 Был придворным художником короля Филиппа IV ,оставил.

Диего Веласкес 1599-1660 Был придворным художником короля Филиппа IV ,оставил великолепную галерею портретов монарха, его близких, придворного окружения. Величайший испанский художник XVII века работал в жанре парадного портрета.

Портрет римского папы Иннокентия X Веласкес был не только прекрасным колорист.

Картины Веласкеса Инфанта Принц Балтазар

Картины Веласкеса Инфанта Принц Балтазар

Веласкес любил писать и сцены крестьянского быта, портреты людей из простонар.

Веласкес любил писать и сцены крестьянского быта, портреты людей из простонародья, грустные лица придворных карликов и шутов.

Самым известным художником был фламандец (выходец из Нидерландов) Питер Пауль.

Самым известным художником был фламандец (выходец из Нидерландов) Питер Пауль Рубенс Любил обнаженную натуру и обилие плоти . Был великолепным колористом , прекрасно владел светотенью.

Картины Рубенса

В XVII веке голландская школа живописи дала множество прекрасных мастеров, ра.

В XVII веке голландская школа живописи дала множество прекрасных мастеров, работавших в разных жанрах. Он создал множество портретов по заказам богатых амстердамских бюргеров, писал портреты близких-жены и сына , и более 60 автопортретов в разные периоды жизни. Рембрандт Харменс ван Рейн наиболее выдающийся среди них.

Делаем выводы: С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре Возрождения.

Делаем выводы: С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес и Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.

В XVI и XVII веках в культуре России произошел заметный прогресс. В стране начала распространяться грамотность, улучшилась ситуация с книжным делом. Появились новые направления в архитектуре, ремесленном производстве, живописи. Россия перестала быть обособленным государством. Укрепление связей с Европой положительно отразилось на развитии российской культуры.

Культура XVI века

В XVI веке изменения коснулись:

  • литературы;
  • образования;
  • архитектуры;
  • ремесленничества.

Литература 16 века

Литература XVI века

Российская литература пополнилась следующими произведениями:

  • Летописные своды: Никоновский и Лицевой.
  • Исторические: Степенная книга, Великие Четьи минеи. Предположительный автор книг митрополит Макарий.
  • Публицистика: письма Ивана Грозного и Андрея Курбского, Сказания о князьях Владимирских. Известные авторы: М. Башкин, И. Пересветов, Ф. Косой.
  • Бытовой жанр: Домострой. Точный автор неизвестен. Скорее всего, это работа протопопа Сильвестра.

Грамотность в XVI веке

Архитектура XVI века

Постепенно популярность набирает шатровой стиль. Он получил свое название из-за перекрытия в виде шатра. Для этого стиля характерна асимметрия, многоглавие. Шатровые кровли приобрели многие храмы. Самый удачный образец архитектурного стиля – церковь Вознесения, построенная в селе Коломенском в 1532 году.

Архангельский собор

XVI век богат храмами. Самые яркие:

  • 1509 год – в Московском кремле появился Архангельский собор. Архитектор – итальянец Алевиз Новый.
  • 1560 год – построен собор Василия Блаженного. Над ним трудились русские архитекторы Постник и Барма.

В XVI веке российские города постепенно переходят с дерева на камень. Повлияли постоянные пожары, а также получение новых знаний в плане строительства от зарубежных мастеров. Вокруг многих городов выросли каменные стены. Самый известный архитектор того времени – Федор Конь. Укрепления Смоленского кремля и Московского Белого города – его творения.

Ремесленничество XVI века

Российские ремесленники продолжали совершенствовать свое мастерство. В XVI веке процветали:

  • Резьба по дереву и кости.
  • Производство изделий из железа.
  • Изготовление ювелирных украшений.

Появились первые письменные инструкции, по которым мастера могли обучаться новым техникам. В 1586 году произошло знаковое для России событие – появилась первая Царь-пушка. Мастер – Андрей Чохов.

Культура XVII века

В XVII веке усиливается обмен знаниями с европейскими государствами. Происходит расхождение во взглядах духовенства и правительства. Все это отразилось на развитии культуры. Главные особенности:

  • На первый план в живописи, литературе выходит личность человека.
  • Ослабевает церковное влияние, происходит обмирщение культуры.
  • Культура разделяется на отдельные направления: наука, светская живопись, художественная литература.
  • Интерес к социальной тематике.
  • Преобладание в искусстве праздничности, ярких красок.
  • Повышенное внимание к распространению науки.

В XVII веке постепенно сформировался литературный и национальный язык, русская культура. Если бы духовенство и цари не вмешивались, развитие литературы, живописи, архитектуры происходило бы ускоренными темпами.

Наука в XVII веке

Новые знания в России получали благодаря переводам работ иностранных ученых, а также исследованиям отечественных знатоков. Популярностью пользовалась прикладная наука, разработки которой можно было применять на практике. Яркий пример – водяные колеса, винтовые деревянные домкраты.

Книга Везалия

Россия продолжала изучать все свои уголки, а также осваивать новые территории. В 1627 году появилась Книга Большого чертежа. В ней были собраны все географические и этнографические сведения как о самой стране, так и о соседних государствах. В 1667 году вышел Чертеж Сибирской земли. Географическую карту края составил генерал Петр Годунов.

Образование в XVII веке

Династия Романовых уделяла повышенное внимание распространению грамотности в России. Цари имели хорошее образование. Они понимали, что страна будет развиваться только при наличии достаточного количества профессионалов своего дела. Поэтому было открыто большое количество специализированных школ, в которых обучали подьячих, наборщиков, лекарей. В 1687 году братья Лихуды открыли Славяно-греко-латинскую академию. Самым известным ее учеником был Ломоносов.

Славяно-греко-латинская академия

В России массово открывались библиотеки. Они были трех типов: государственные, царские и частные. Хотя книгопечатание и развивалось, но все же длительное время наблюдалась нехватка литературы. Доступ к книгам имели только богатые сословия.

Литература в XVII веке

В России развивались следующие направления:

  • Автобиографические повести: Житие протопопа Аввакума.
  • Биографические произведения: Об Ульянии Осорьиной.
  • Сатира: Сказание о куре и лисице, О Ерше Ершовиче, Повесть о Фоме и Ереме.
  • Патриотические повести: Новая повесть о преславном Российском царстве, Сказание Авраамия Палицына.
  • Учебники: Синопсис, буквари Бурцева, Полоцкого, Истомина, грамматика Смотрицкого, Азбуковники.

Кроме всего прочего в России развивалась светская поэзия. Самыми яркими представителями были Карион Истомин, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.

Живопись и театр в XVII веке

Если раньше художники практиковали плоскостное изображение, то теперь начали переходить к объемному, более реалистичному. Первопроходцем в иконописи и создании портретов нового стиля стал Симон Ушаков. Главные его работы:

  • Троица;
  • Спас Нерукотворный;
  • Богоматерь Владимирская;
  • Насаждение древа государства Российского.

Спас Нерукотворный

Фресковая живопись приобрела мирской характер. Настенные картины демонстрировали повседневную жизнь человека, его быт, труд. В этом направлении работали художники Сила Савин, Гурий Никитин.

Если раньше портреты князей, царей рисовали по типу икон, то в XVII веке появились первые парсуны. Это были персональные портреты, на которых человек изображался реалистично, художественно. Художники в своих работах пытались передать не только внешность, но и внутренний мир своего героя. Первые парсуны были созданы для Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Во второй половине XVII века иностранцы познакомили русский народ с театром. Хотя многие были против такого вида развлечения. Известно о придворном театре, в котором работала немецкая труппа лютеранского пастора Грегори. Она выступала в Немецкой слободе с 1672 по 1676 год.

Архитектура в XVII веке

Хотя в России и появлялись каменные строения, но все же деревянное зодчество доминировало. Яркий пример архитектуры того времени – царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Над ним трудились Петров и Михайлов.

Постепенно появился новый стиль – московское или нарышкинское барокко. Для него характерна многоярусность, симметричность, дробность элементов, а также цветной декор. В таком стиле построен Рязанский Успенский собор, церкви Покрова в Медведкове и Филях.

Литература и искусство 16-17 веков

Вечные образы и их создатели Гуманистические идеалы

Вечные образы и их создатели Гуманистические идеалы

1. Вечные образы и их создатели

Гуманистические идеалы Возрождения

Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой

Человек сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении, изменяется

Многие гуманисты сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь они всё более ощущали бессилие человека в мире

Вечные образы и их создатели Мигель де

Вечные образы и их создатели Мигель де

1. Вечные образы и их создатели

Мигель де Сервантес
(1547-1618)

Герой романа повсюду стремится восстановить справедливость, помочь слабым, защитить обиженных. Образ Дон Кихота становится все более трогательным и трагичным. Не случайно в мировой литературе он навсегда остался самым ярким символом отваги и бескорыстия

Вечные образы и их создатели Уильям

Вечные образы и их создатели Уильям

1. Вечные образы и их создатели

Английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов

Ромео и Джульетта
(1594-1595)

Искусство барокко Барокко (итал

Искусство барокко Барокко (итал

2. Искусство барокко

Барокко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия

«Барокко" обозначают художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль XVII — XVIII веков, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоху в развитии культуры

Барочные творения нередко чрезмерно перегружены декором — лепниной, скульптурой

Барокко стало излюбленным стилем католической церкви в эпоху Контрреформации. Оно позволяло передать напряженность религиозного чувства, устремленность души ввысь, изумление перед масштабами Вселенной и могуществом ее Творца

Читайте также: