Профессиональная мораль сотрудников овд доклад

Обновлено: 05.05.2024

1. лекция по теме НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

2. цели лекции

1. Сформировать понимание сущности
профессиональной этики правоохранительной
деятельности сотрудника ОВД как составной части
общей этики; норм профессиональной морали
сотрудника ОВД; нравственных принципов
правоохранительной деятельности сотрудника
ОВД.
2. Развивать умения: концентрации внимания,
выделения и фиксации основных смыслов, их
систематизации.

3. Актуальность темы обусловлена

Во-первых, значимостью этических
знаний для жизнедеятельности органов
внутренних дел:
соблюдение норм морали является
одним из основных условий высокого
авторитета и доверия к полиции со
стороны граждан.

4. Актуальность темы обусловлена

Во-вторых, значимостью изучения этики для
офицеров полиции:
1. Понимание рассматриваемых вопросов
говорит об образованности полицейского.
2. Знание этических норм создает базу для
формирования морального сознания и поведения
и позволяет избегать аморальных поступков.
3. Активное, вдумчивое изучение морали
способствует интеллектуальному и духовному
развитию.

5. Мудрые высказывания о морали

Этика - последняя ступень в науках к
высшей мудрости (Декарт Р).
Наша моральная проблема — это
безразличие человека к самому себе
(Фромм Э).
Когда морализируют добрые, они
вызывают отвращение; когда
морализируют злые, они вызывают
страх (Ницше Ф).

6. Мудрые высказывания о морали

Порядочен тот, кто свое право
измеряет своим долгом (Лакордер Ж.).
Проповедовать мораль легко,
обосновать и соблюдать трудно
(Шопенгауэр А)..

7. Литература

8. ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

1. Профессиональная этика правоохранительной
деятельности сотрудника ОВД как составная часть
общей этики.
2. Определение и специфика профессиональной
морали сотрудника ОВД.
3. Система нравственных принципов
правоохранительной деятельности сотрудника
ОВД сотрудника ОВД.

9. ПЕРВЫЙ ВОПРОС

Профессиональная этика
правоохранительной
деятельности сотрудника
ОВД как составная часть
общей этики

10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

11. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

12. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

13. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

14. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

В процессе развития культуры за разными
словами начинает закрепляться разный
смысл: под этикой главным образом
подразумевается соответствующая ветвь
знания (наука), а под моралью
(нравственностью) — изучаемый ею
предмет.
Существуют также различные попытки
разведения понятий морали и
нравственности.

15. ПРОИСХОЖДЕНИЕ

В процессе развития культуры за разными
словами начинает закрепляться разный смысл:
под этикой главным образом подразумевается
соответствующая ветвь знания (наука), а под
моралью (нравственностью) — изучаемый ею
предмет.
Существуют также различные попытки разведения
понятий морали и нравственности.
В общекультурной лексике все три слова
продолжают употребляться как взаимозаменяемые.

16. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ

эволюционно-генетическая
(мораль вырастает из биологических законов:
естественного отбора, борьбы за существование;
инстинкты человека предопределяют его
нравственность);

17. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ

религиозно-богословская
(моральные истины ниспосланы человеку Богом,
путь человека в Рай или в Ад зависит от
соблюдения моральных норм);

18. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ

социально-историческая
(мораль зарождается и развивается по мере
развития общества; ее появление – примерно
середина первого века до н.э.; это - период
распада родоплеменного общества и
противопоставления индивида группе).

19. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

Мораль – это система норм и правил,
сформулируемых в координатах добра – зла,
блага – неблага, истины – заблуждения,
справедливости – несправедливости, свободы
– несвободы, счастья – несчастья и др., и
выступающих в виде требований к человеку, но,
осуществление которых носит добровольный
характер.

20. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

21. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Благо – все то, что: для человека
приносит состояние радости и счастья
и само это состояние (благосостояние);
может быть в виде слова,
материальных вещей, природных и
социальных явлений, произведений
искусств и др.;
для общества приносит состояние
благополучия, процветания (ценность).

22. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Добро – бескорыстное и искреннее
стремление сделать что-либо другому
во благо; то, что, как правило, не
связано непосредственно с личной
выгодой.
Зло – это то, что разрушает жизнь и
благополучие общества и
взаимосвязанного с ним человека.

23. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Справедливость – категория, означающая, что:
оценки в обществе должны осуществляться с
точки зрения правды (высшей правды) – речь идет
о соотношении прав и обязанностей, труда и
вознаграждения, преступления и наказания,
социального равенства;
поступки человека должны осуществляться с точки
зрения праведности - отстаивания высшей истины,
правды, которая, как правило, не совпадает с
интересами конкретных людей, групп, слоев,
классов – про такого говорят праведный

24. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Свобода – возможность по своей воле
принимать любые решения и нести полную
ответственность за последствия принятых
решений; осознанная необходимость.
Счастье – состояние человека, которое
соответствует наибольшей внутренней
удовлетворённости условиями своего
бытия, полноте и осмысленности жизни.

25. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

26. СТРУКТУРА МОРАЛИ

27. Моральное сознание

система идей, представлений, взглядов, социальных
чувств, традиций, обычаев, привычек о должном и
справедливом в общественных отношениях. Оно
оценивает действия людей и общественные явления,
выражает свое положительное и отрицательное отношение
к ним, осуждает или одобряет их. Важнейший фактор
формирования морального сознания у отдельного
человека – социальная среда, особенно ближайшее
окружение.

28. Моральные отношения

Моральные отношения – компонент
общественных отношений,
пронизывающий все стороны
общественной жизни.

29. Моральное поведение

поступки человека, направленные на
реализацию добродетелей и определяемые
нравственными ценностями (благо, добро,
справедливость, свобода, долг, честь,
достоинство и др.).

30. Мораль выступает

31. Как измерение личности

Мораль - мера господства человека над самим
собой, показатель того, насколько человек
ответствен за себя, за то, что он делает. Это
вопрос о господстве разума над страстями.
Человек либо раб своих страстей и эмоций, либо –
хозяин.

32. Как измерение личности

33. Как моральное измерение общества

35. Характеристики морали

1) господство разума над страстями (аффектами);
2) стремление к совершенству;
3) добрая воля, бескорыстие мотивов;
4) способность жить в человеческом общежитии;
5) человечность или общественная форма
отношений между людьми;
6) самостоятельность воли;
7) взаимность отношений, выраженная в золотом
правиле нравственности.

36. ВЫВОДЫ

Мораль в жизни человека связана, во-первых, с
определением смысла жизни. Человек живет,
чтобы есть или ест, чтобы ЖИТЬ?
Свой смысл жизни человек формулирует через
слова, но реализуется он через дела.
Господь Бог, Природа заложили в человека иные
возможности, чем в животных.
Человек, как разумное существо, должен
действовать во БЛАГО, делая ДОБРО и проявляя
СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
.

37. ВЫВОДЫ

Во-вторых, мораль охватывает все сферы
человеческого бытия.
В-третьих, будучи главным основанием
человеческого бытия, мораль существует
как долженствование. Мораль в виде
долженствования — сугубо человеческая
форма бытия, потому что цель, на которую
направлена мораль, кроме как через
долженствование достичь нельзя.

38. ЗАДАЧИ МОРАЛИ

39. Социальные функции морали

1) Регулятивная (обеспечение
взаимодействий людей в рамках
конкретных норм).
2) Познавательная (способствует
расширению культурно-нравственного
кругозора, развитию моральных навыков
поведения);
3) Воспитательная (ведет к нравственному
совершенствованию человека).

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в настоящее время в условиях, которые предъявляют повышенные требования к правовой и нравственной сферам его личности. Негативные проявления в правоохранительной деятельности, трудности в решении задач борьбы с преступностью непосредственно связаны с размыванием нравственного смысла деятельности: нравственность перестает быть стимулятором и регулятором повседневного выполнения служебных обязанностей. Выполнение профессиональных обязанностей в ситуациях, когда оплата труда снижает мотивацию, унижает чувство собственного достоинства профессионала, не способствует престижу профессии, ведет к коррумпированности сотрудников на всех уровнях - все это понижает нравственную устойчивость работников правоохранительных органов. К этому добавляется необходимость постоянного общения с лицами, нарушающими моральные и правовые нормы, непосредственное взаимодействие с криминальной и аморальной средой.

Высокий уровень духовно-нравственной культуры сотрудника правопорядка позволяет осуществлять эффективное исполнение служебных полномочий на основе сформированных убеждений в необходимости стремления к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сущность и содержание гражданского долга сотрудника органов внутренних дел.

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Долг - та общественная необходимость, которая выраженна в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Гражданский долг - совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом.

Гражданский долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Специфика требований долга сотрудников правоохранительных органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные отношения в них регламентированы нормами права более детально, чем в других сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование государства и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную основу долга раскрываются высокие качества - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие профессиональные и этические требования к моральному облику ее сотрудников независимо от занимаемого служебного положения и специального звания.

Таким образом, высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами: гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности; законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений; справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения; толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Высший нравственный смысл служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел по защите человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел:

- относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;

- быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей; проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства;

- в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда - средством;

Смысл и содержание основополагающих нравственных ценностей службы в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: гражданственность - как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность - как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм - как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему:

• Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

• Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан.

• Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга.

• Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений.

• Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям.

• Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности.

• Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях.

• Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник органов внутренних дел, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности:

Нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений.

Анализируя элементы структуры профессионального сознания, необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности.
Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регулируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

Содержание

1. Понятие профессиональной морали сотрудников ОВД, ее основные
особенности……………………………………………………………………6

2. Источники профессиональной морали сотрудников
правоохранительных органов: международные и отечественные
нормативно-правовые акты, традиции отечественного правосознания,
правоохранительная деятельность…………………………………………..16

3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации о нравственных принципах службы в полиции….25

Список использованной литературы………………………………………32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Профессиональная этика.docx

Этический характер деятельности криминальной полиции, милиции определяется соответствующими задачами, стоящими перед сотрудниками данной службы, среди которых основными являются следующие:

- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся

от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Отсюда, во-первых, следует, что любому оперативному сотруднику нужно осуществлять подбор средств, имея в виду определенные параметры:

- адекватность средств условиям стоящей задачи;

- достаточность средств для достижения поставленной цели;

- средство не должно уничтожать нравственного характера цели, которая значительно выше той, которая соответствует решаемой задаче.

А это означает с этической точки зрения, что в основе ОРД лежит моральный компромисс, на который общество должно идти для достижения благородных целей, но в любом случае средство должно быть адекватно.

Во-вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали применительно к сфере использования оперативными службами конфиденциального содействия граждан. Последнее не представляет собой систему нравственных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки моральной крайней необходимости.

В-третьих, специфика оперативно-розыскной деятельности накладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать определенные правила (обычаи), которые применительно к деятельности других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты.

Не следует проявлять интерес к действиям коллег, документам, фактам, а также к лицам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени, целей проведения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителей и т.п.; каждый сотрудник, привлекаемый к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях, участниках, месте, времени и т.п. только в той части, которая требуется для успешного выполнения своих функций (действий).

Это связано с тем , что этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений (этическими нормами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами.

В этом смысле особенность процессуальной деятельности следователя - законодательная регламентация методов и способов работы.

Существование особой профессиональной морали сотрудников ОВД (шире - правовой морали) доказывается двумя рядами обстоятельств.

Первый ряд обстоятельств давно отмечен в литературе. Это наличие специфического объекта профессиональной деятельности сотрудников ОВД, а также ее специфической цели. Таковым объектом является другой человек, индивидуальный и коллективный субъект, а также коренные интересы личности, общества и государства.

Цель профессиональной деятельности сотрудников основных подразделений ОВД, как и всякой профессиональной юридической деятельности со времен появления первых юристов в Древнем Риме периода республики, формулируется в естественно- правовых или нравственно-правовых понятиях. Таковой целью является обеспечение и защита прав человека и гражданина путем предотвращения, раскрытия и наказания преступлений против личности, общества и государства.

Эта цель конкретизируется в содержании профессиональной деятельности юристов разных специализаций, в том числе, сотрудников органов внутренних дел. Так, содержанием профессиональной деятельности следователей ОВД, а также органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и, частично, прокуратуры, будет производство предварительного следствия по уголовным делам, что включает в себя поэтапное производство следственных и иных процессуальных действий.

Содержание профессиональной деятельности участковых инспекторов состоит в обеспечении порядка и безопасности граждан на вверенных им участках путем обхода граждан, правовой помощи, первичного расследования правонарушений, профилактических бесед и т.д.

И, наконец, содержание профессиональной деятельности работников ГИБДД и ППС заключается в осуществлении мероприятий по поддержанию порядка и безопасности на дорогах и улицах населенных пунктов.

Свой профессиональный долг любой сотрудник ОВД выполняет в тесном повседневном общении с людьми, как мирными гражданами, так и правонарушителями или участниками уголовного процесса. Понятно, что профессиональное общение сотрудника милиции с гражданами имеет свои особенности.

Профессиональную мораль сотрудников ОВД (шире - правовую мораль) мы определим как такие нормы и принципы, которые регламентируют и защищают основные права человека и гражданина, в том числе правонарушителя и участника уголовного процесса. Такие принципы и нормы регулируют профессиональное общение сотрудников ОВД с гражданами разных категорий, что совершенно необходимо для эффективного выполнения профессиональных задач.

Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД в сравнении с нормами обычной морали имеют ряд особенностей. Выделим главные из них:

а) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД имеют институционально - внеинституциональный характер. Это значит, что ряд норм профессиональной морали сотрудников ОВД закреплен в действующем международном и отечественном законодательстве, а другой ряд норм существует как неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников милиции;

б) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях;

в) за соблюдением норм профессиональной морали ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и СМИ.

Свои деонтологические кодексы имеют и другие профессиональные группы, в том числе и преступные группировки.

Тогда как профессиональная мораль сотрудников ОВД (шире - правовая мораль) фиксирует не сферу должного, но реально существующего профессионального общения сотрудников милиции с различными категориями граждан с его неписаными правилами, проблемами, противоречиями.

Ценность понятия правовой морали - в его методологичности , в том, что это понятие является инструментом анализа нравственной составляющей профессиональной деятельности и профессионального общения

Профессиональная мораль сотрудников ОВД неотделима от морали тех конкретных людей, которые приходят на службу в ОВД, морали того общества, выходцами из которого они являются и в котором им приходится жить и работать.

Профессиональная мораль сотрудников ОВД не могла не возникнуть, так как является неотъемлемой частью общечеловеческой морали, которая, по мнению большинства философов, есть феномен, отличающий человека от животного. Представление о том, что такое добро и зло, является необходимо присущим человеческому сознанию и проявляется во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. Можно смело утверждать, что представитель любой профессии так или иначе проявляет свои моральные качества в ходе своей деятельности, так как любая профессиональная деятельность может быть направлена как на благо человека, так и во вред. Профессионал высокого класса, например, врач, может спасать людей, движимый своей высокой моралью, а может, используя те же самые профессиональные навыки и умение, совершать злые, аморальные поступки. Аналогичным образом и чисто профессиональные знания, умения, навыки, выработанные сотрудниками милиции и других силовых структур, можно применить для совершения преступления или его сокрытия. К глубокому сожалению, существуют примеры, когда бывшие сотрудники милиции, изменившие Присяге, совершают преступления, используя свой профессиональный опыт, или, что еще печальнее, действующие сотрудники совершают аморальные и противоправные действия, используя при этом свое служебное положение. Противодействовать таким преступлениям бывает особенно сложно.

Общественная мораль всегда была средством противодействия злому началу в человеческой жизни. Являясь системой норм и запретов, регулирующих взаимоотношения людей в обществе, мораль рассматривается как необходимое средство самозащиты этого общества от хаоса и вырождения. Неслучайно упадку и гибели многих цивилизаций, обществ, государств, например, Римской империи, предшествовал упадок общественной морали, разложение нравов общества.

Представители определенной профессии образуют общественную группу, "профессиональный цех”, которая включена в систему общественных отношений и одновременно сама по себе представляет достаточно сложное общественное образование. Возникает необходимость моральной регуляции на уровне этой общественной группы.

Мораль апеллирует всегда к конкретному человеку, но в обществе не существует абстрактного человека "вообще”, он всегда принадлежит к какой-либо общественной группе, в том числе и к профессиональной. Поэтому появление профессиональной морали является естественным процессом. Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность морали. Религиозные мыслители считают, что мораль имеет нечеловеческое, Божественное происхождение. Так называемый социологический подход (Аристотель, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер) рассматривает моральные нормы как результат общественного соглашения. "Философия жизни” (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг) считает мораль явлением, заложенным в природе человека. Все эти точки зрения имеют право на существование, так как помогают нам взглянуть на разные аспекты проявления морального начала в жизни человека и общества. Но когда мы говорим о профессиональной морали, необходимо иметь в виду, что все вышеперечисленные аспекты оказываются подчиненными целям и задачам, которым служит в обществе данная профессия. Эта цель всегда является в той или иной степени общественно важной и необходимой, направленной на общественное и личное благо людей и поэтому моральной. Профессиональная мораль врача подчинена общественно значимой цели защиты и сохранения здоровья людей, учителя – воспитания и просвещения и т.п.

Деятельность сотрудников ОВД в большей степени, чем у представителей иных профессий, регламентирована фиксированными нормами, законами, поэтому общественно значимая цель, которой подчинена профессиональная мораль сотрудников ОВД, зафиксирована в основном законе государства – Конституции России. Органы внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами (суд, прокуратура, служба исполнения наказания) исполняют важнейшую конституционную обязанность государства – охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Уважение к человеку как к гражданину, уважение его конституционных прав и свобод, готовность всегда и везде встать на их защиту является ядром профессиональной морали сотрудников ОВД, основной профессионально-моральной ценностью.

Анализируя феномен профессиональной морали, как и морали вообще, необходимо рассмотреть структуру и основные компоненты профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД.

Профессионально-нравственное сознание как форма общественного, группового сознания включает в себя два уровня – теоретический и обыденно-психологический.

Теоретический уровень представляет собой идеалы, принципы и нормы, усвоенные сотрудником в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД носит публичный, общественный характер, поэтому содержание профессионально-нравственного сознания определяет господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти. Как сказал в одном из интервью известный создатель детективных романов Даниил Корецкий, милиция – это палка, которую кто-то держит в руках, и она всегда будет выполнять волю хозяина. В связи с этим представляется нелепым обвинять органы внутренних дел в действиях, определяемых властью. Достаточно вспомнить героя фильма "Семнадцать мгновений весны” Генриха Мюллера, который во времена Веймарской республики, будучи начальником криминальной милиции Мюнхена, разгонял демонстрации нацистов, а после прихода их к власти, стал ревностно служить им, расправляясь с их политическими противниками.

Обращаясь к нашему недавнему прошлому, мы видим, что на рубеже 90-х гг., когда в нашей стране произошла смена общественно-политического строя, в ОВД остались работать тысячи честных сотрудников, которые выполняли и выполняют распоряжения власти, даже если они их в чем-то не приемлют или даже совсем не понимают. И все-таки, эта ситуация отличается от времен революции 1917 г., когда старый государственный аппарат, в том числе и полиция, был разрушен до основания для того, чтобы создать принципиально новое государство с новой идеологией. Но даже тогда новая власть была вынуждена обращаться за помощью к профессионалам.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать: идеологии и политические режимы приходят и уходят, а правоохранительные органы остаются и будут существовать, пока есть государство, право и власть.

Однако это не означает, что сотрудники ОВД должны быть бездушными роботами, проводниками чужой воли. Существуют некие идеологической константы, неизменное положение правоохранительных органов при любом режиме. Поскольку ОВД являются инструментом государства, институтом, упорядочивающим общественные отношения, единственной идеологией наших сотрудников является идеология порядка, обеспечения гарантированного уровня безопасности для всех членов общества, независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности. В обществе может существовать противоречие между различными политическими партиями, конфессиями, классами, но сотрудник милиции должен, не вмешиваясь в выяснение правоты той или иной из сторон, предотвращать насилие и обеспечивать безопасность как участников конфликта, так и окружающих.

Помимо ценности порядка, другой составляющей идеологии сотрудников является патриотизм в изначальном понимании этого слова. "Патриот” по-французски означает "гражданин”, то есть человек, связанный с государством целым комплексом прав и обязанностей. Истинным патриотом является тот, кто целиком живет интересами государства, готов защищать их до конца. Сотрудник ОВД находится, как говорили раньше, на "государевой службе” и должен являться патриотом своего государства, действуя исключительно в его интересах.

И, наконец, в качестве важнейшей идеологической константы следует назвать стремление к справедливости, понятой как законность всего, что совершается в обществе. Известно, что справедливость – это одна из признанных "общечеловеческих” ценностей, имеющая социально-поли-тический и правовой характер. Справедливость обычно рассматривается как равное, пропорциональное воздаяние за совершенное добро и зло. Данная идея вытекает из принципа гармонии, существующей в природе. Понятие справедливости характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между ними. Справедливость включает в себя соотношение между ролью отдельных людей (классов) в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), достоинством человека и его вознаграждением. Нарушение такого соответствия рассматривается как проявление несправедливости.

Обычно оценку "справедливо – несправедливо” люди склонны применять для всех ситуаций. В частности, в работе правоохранительных органов мы часто сталкиваемся со случаями, когда рядовым гражданам действия наших сотрудников кажутся несправедливыми, санкции, налагаемые ими, слишком жестокими.

На самом деле, справедливость – это многоуровневое явление, которое носит конкретно-исторический характер. То, что считалось справедливым в одну эпоху, будет несправедливым в другую.

Первоначально в качестве основного выражения справедливости считалась месть. В принципе, и сейчас многие люди, рассуждая чисто на эмоциональном уровне, готовы "подсказывать” правоохранительным органам: мол, надо с ворами поступать как на Востоке, если украли – рубить им руки. Однако в этом случае не соблюдается в полной мере принцип пропорциональности воздаяния за совершенное, потому что невозможно руководствоваться субъективными критериями при назначении санкции. Поэтому для сотрудников правоохранительных органов возможно осуществление прежде всего юридической справедливости. Под ней понимается равное воздаяние за равные деяния всех граждан без исключения, то есть равенство всех перед законом. Каждый должен получить то, что ему положено по закону.

Стремление к установлению порядка, справедливости и верность интересам государства есть идеи, составляющие идеологическую базу профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД. Эти идеи излагаются и понимаются с помощью разума. Но их разумного осмысления еще недостаточно для того, чтобы они, как говорят, вошли "в плоть и кровь” сотрудника, стали его внутренними убеждениями. Необходимо существование второго уровня профессионально-нравственного сознания – обыденно-психологического.

Идея, занимающая свое место в сознании, должна быть эмоционально принята и подтверждена. Чувства гораздо более глубоко воздействуют на человека, нежели разумные доводы. Именно здесь кроется опасность формализма в воспитательной работе с сотрудниками, когда правильные, "красивые” слова могут оказать совершенно обратный эффект. Выбирая то, чему служить, человек "выбирает сердцем”, а головой, разумом он лишь подтверждает и соглашается. Деятельность правоохранительных органов зачастую связана с так называемыми экстремальными ситуациями, когда на карту ставится материальное благополучие, здоровье, и сама жизнь. Далеко не всегда с рациональной точки зрения можно обосновать необходимость точного исполнения законов и интересов службы. Наверняка большинство сотрудников, тех, кто полностью отдает себя работе, слышали вопросы и даже упреки окружающих: а зачем тебе это нужно? К чему за такие, прямо скажем, невеликие деньги ты портишь себе нервы и здоровье? Бывают случаи и посерьезнее. Например, почему в дудаевской Чечне находились чеченцы-милиционеры, которые под страхом смерти отказывались служить бандитской власти и, сохранив верность Присяге, действовали на стороне федеральных властей? Или что заставило майора К., который поздно вечером возвращался домой безоружный, вступить в схватку с распоясавшимися молодчиками, пытавшимися затащить в машину сопротивляющуюся девушку? Существуют чувства и эмоции, без которых нельзя представить себе полноценное профессионально-нравственное сознание.

К эмоционально-психологическому уровню сознания обычно относят верность Присяге, совесть, профессиональный долг и профессиональную честь сотрудника. Рассматривать этот уровень можно только через призму личности человека и гражданина. Задача подразделений ОВД, которые занимаются комплектованием, как раз в том, чтобы подобрать кандидатов, которые обладают высокими морально-нравственными качествами в общечеловеческом плане. Сделать это очень трудно, так как нет тестов, которые достоверно могли бы определить нравственен человек или нет. Эти качества проявляются на уровне микрогрупп: семья, трудовой или учебный коллектив, поэтому представляется целесообразным рассматривать отзывы и рекомендации, которые даются кандидату в ОВД по месту его работы или службы. Добросовесность и исполнительность в полученном деле, отзывчивость в отношении с родными, близкими, коллегами, вежливость и предупредительность по отношению к окружающим есть те качества, которые являются основой, формирующей профессионально-нравственное сознание. Однако далеко не каждый просто хороший человек, обладающий суммой этих качеств, может стать хорошим сотрудником ОВД. Существует профессиональная специфика нравственности.

Читайте также: