Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время доклад

Обновлено: 18.05.2024

Главная особенность проектной деятельности в том,что эта технология создаёт все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

г. Валуйки Белгородской области

Доклад на МО учителей истории и обществознания

Выполнила: учитель истории

и обществознания Марочкина И.Н.

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимного дополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Главная особенность проектного метода в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

Почему хочется обратить ваше внимание именно на проектную деятельность?

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.

Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.

В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.

В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.

Слайд 1 Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности

Слайд 2 Актуальность

Личностно-ориентированный подход вносит существенные изменения во все компоненты системы обучения: цели, содержание, принципы, технологии обучения и в организацию учебно-воспитательного процесса. Процессы обновления в сфере обучения предоставляют педагогам право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. Одной из ведущих тенденций современной методики обучения является использование таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.

Слайд 3 Метод проектов

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

Слайд 4 Основные требования к использованию метода проектов по Е.С. Полат: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Слайд 5 Дидактическая типология проектов

По виду деятельности: исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные

По предметно- содержательной области: монопроекты; межпредметные проекты; внепредметными проектами; надпредметными проектами и др.

По характеру координации: проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией

По характеру контактов: внутренние; региональные; международные

По количеству участников:личностные;парные;групповые

По продолжительности проведения: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

Слайд 6 Выполнение проектов предполагает

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы документирования: Формы проектов - таблица - описание - аннотация - рецензия фото-, аудио-, видеоотчет выставка - каталог - словарь - альбом - газета -дневник - журнал путеводитель (для туристов) - коллаж - комикс презентация Power Point справочник - брошюра - афиша - реклама сценарий программа

Слайд 7 К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести: свободную переписку; информационный обмен; электронные встречи; обмен локальными решениями проблемы; проведение совместных наблюдений; подготовку совместных публикаций; создание баз данных; выпуск электронных газет; разработка виртуальных экскурсий и путешествий; организация виртуальных школьных музеев; организация деятельности Web-студий; социальные проекты.

Слайд 8 Задачи

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). Приобретение учащимися умений критически разбираться в различных проблемах, логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими школьными дисциплинами.

Слайд 9 Проблемы

Сочетание метода проектов с классно – урочной системой. (Проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место).

Руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом.

Слайд 10 Один из важных вопросов - оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Проблема в том, что способы оценки проекта вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников.

Слайд 11 Способы и критерии оценки проекта

Таблица 1. Способы оценки. Оценка учителя (А) Средняя оценка одноклассников (В) Самооценка автора проекта (С) Итоговая оценка D = (А+В+С):3

Слайд 12 Критерии оценки проекта.

1.Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.

2.Логика и последовательность их изложения.

3.Самостоятельность и адекватность выбора средств.

4.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.

5.Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.

7.Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

8.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

9.Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности. 10.Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.

Слайд 13 Критерии оценки проекта (продолжение)

11.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

12.Практическое использование проектного изделия.

13.Качество записей и наглядных материалов.

14.Использование знаний из других наук и учебных предметов. 15.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

16.Полнота знаний по теме.

17.Оригинальность решения проекта.

19.Привлечение знаний из других областей.

21.Умение пользоваться информационными технологиями.

Слайд 14 Для оценивания работ в презентации Power Point можно использовать следующие критерии: степень реализации проекта

владение технологией Power Point

хорошо иллюстрированный и др.

Соответствие отобранных фактов выбранной теме :

логика и последовательность изложения материала;

умение представить работу на устной защите

Слайд 15 Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности; получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции; повышению активности и самостоятельности учащихся;

овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач; осознанию учеником ценностей совместного труда; повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

развитию позитивной внутренней мотивации к обучению;

формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающихся знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задачи.

Задачи внеурочной деятельности:

Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.

Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

Мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

Определяет цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Выбирает пути решения

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает определить цель деятельности

Рекомендует источники получения информации

Предлагает возможные формы работы

Содействует прогнозированию результатов

Создает условия для активности школьника

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек.

Выбор проектов. После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

В результате работы учащиеся должны научиться:

- давать определения понятиям;

- делать умозаключения и выводы;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированные действия.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, задача педагогов заключается в том, чтобы за простым детским вопросом увидеть целую исследовательскую проблему, увлекательный процесс, который поведёт ученика по ступенькам познания к разгадыванию загадок и тайн из различных областей знания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

« Проектная деятельность

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди. Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся начальной школы;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап - (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме:

альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п.

Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты.

Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

В своей работе я использую такие типы проектов:

информационные; (Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.)

творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Практические; Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально - значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

Например: проекты “Дом, в котором я живу”, “Чистый город” и другие.

Виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

по количеству детей;

личностные Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт;

парные, работа в парах;

групповые концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

по количеству детей;

по времени проведения проекта;

по месту проведения;

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

Читайте также: