Проблемы обучения и воспитания младших школьников доклад

Обновлено: 17.05.2024

Нина Плещева
Начальное общее образование. Его проблемы.

Я бы хотела поговорить о образовании, ведь в нашей стране сейчас довольно тяжело его получить. Рассказать о его особенностях и проблемах.

Образование – это важнейшая социальная деятельность общества. Российское образование, как ведущая социальная деятельность, нацелено на достижение определенных результатов,

а именно: укрепление объединяющих позиций общества в условиях роста его разнообразия; формирование российской гражданской идентичности личности; социальное выравнивание. Новой целью образования на современном этапе стало воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого, компетентного гражданина России. И именно начальная школа, является фундаментом всего последующего обучения.

1. Начальное общее образование

Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным. Обучение в начальной школе начинается с достижения детей шестилетнего возраста.

Начальное образование имеет свои особенности, которые отличают его от всех последующих этапов школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Особенностью содержания современного начального образования является и результат: учащийся по окончанию этой ступени образования должен не только приобрести набор определенных знаний, но и умений (применять полученные знания, уметь находить самостоятельно информацию, оценивать свои результаты и т. д.).

2. Проблемы начального образования.

2.1. Проблема преемственности дошкольного и начального образований.

Преемственностью, называют непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития.

В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей.

2.2. Проблема педагогических кадров.

Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формирование базовых

основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.

2.3. Проблемы обучения в младших классах сельских школ.

2.4. Здоровье младших школьников

Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.

Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.

2.5. Проблема патриотического воспитания.

2.6. Проблема обучения детей-инвалидов.

В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни. Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование. Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах.

2.7. Проблема обучения одаренных детей.

Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как: способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема чему и как их учить, а также проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.

Начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. Конечно, в системе начального образования существуют определенные проблемы : и проблема преемственности программ дошкольного и начального образования, и проблема духовно-нравственного воспитания школьников, и проблема обучения особенных детей, и многие другие, но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание — это процесс психического и физического изменения человека со дня рождения до конца жизни в результате его практической и мыслительной деятельности, в которые он включается под воздействием внешнего мира. Образование — это определенная система знаний, умений и навыков, способов мышления, взглядов и убеждений, опыта творческой деятельности, познавательных способностей и т. п. фиксированная в учебных программах и учебниках.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Выполнила: преподаватель

Козыревская Екатерина Андреевна

Вуктыл 2017г.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь

В. Ключевский

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

В педагогической науке общепринятым стало выделять три цели урока — образовательную, воспитательную и развивающую. Такое планирование целей называется комплексным. Его авторы справедливо опровергают господствующий подход к планированию целей урока, согласно которому можно ограничиваться лишь образовательной целью, т. е. обеспечением усвоения школьниками знаний, навыков и умений. Из-за этого подхода прежде редко предусматривалось решение воспитательных задач и мало внимания уделялось вопросам развития личности учащегося на уроке.

Комплексное планирование преодолевает односторонность, которая проявляется при указании лишь на образовательную цель урока. Благодаря усилиям представителей этого планирования стала ясной и понятной необходимость серьезного рассмотрения вопросов, связанных с целью урока, с воспитательным значением усвоения учениками учебного материала, а также с развиваюшим характером этого воспитания.

Так называемые образовательные и воспитательные цели урока:

Анализ литературы, посвященной этому вопросу, показывает, что исследователи и авторы, при определении целей урока выделяют отдельные цели образования и отдельные цели воспитания как равнозначные, равноправные, несмотря на то, что общепринят другой подход к сочетанию образования и воспитания. Известно, что на уроке все делается для умственного, нравственного, эстетического и т. п. воспитания, учитывая конкретные возможности учебного материала данного урока. Общепринято и то, что на уроках всякое воспитание осуществляется через особую организацию усвоения содержания образования, т. е. его усвоение не является самоцелью. Несмотря на все это, комплексное планирование исходит из того, что существуют отдельные цели образования, т. е. усвоение знаний, навыков и умений, и отдельные цели воспитания, что это разные самостоятельные функции обучения — функция образования и функция воспитания. Все это говорит о том, что на уроке должны ставиться не образовательные и воспитательные цели, а лишь образовательные задачи для достижения воспитательных целей. В плане развития учащихся учебный процесс должен развивать интеллект, эмоциональную сферу, формировать мотивы и потребности учения, воспитывать волю.

Важнейшей задачей обучения является также развитие познавательных интересов и способностей учащихся, их творческих возможностей. Если школа обеспечивает умственное, нравственное и т. п. воспитание учащихся, то в результате этой работы у ученика должны появляться определенные положительные качества характера, которые соответствуют этим видам воспитания. Только в таком случае можно утверждать, что все названные виды воспитания были развивающими. Значит, определяя задачи развития ученика на уроке, необходимо учитывать все виды воспитания с их развивающими эффектами, выбирая для каждого конкретного урока те виды воспитания, осуществить которые позволяет данный учебный материал, т. е. данный отрезок содержания образования. Цель всестороннего развития личности, которую ставит школа, достигается именно обеспечением развивающего умственного, нравственного… воспитания, а это воспитание организуется в школе, в основном, на уроках. Вот почему урок всегда имеет лишь цель развивающего воспитания, достижение которой обеспечивается особой организацией усвоения содержания образования. Для правильного представления цели урока можно предложить следующие характеристики образования, обучения и воспитания.

Воспитание — это процесс психического и физического изменения человека со дня рождения до конца жизни в результате его практической и мыслительной деятельности, в которые он включается под воздействием внешнего мира. Образование — это определенная система знаний, умений и навыков, способов мышления, взглядов и убеждений, опыта творческой деятельности, познавательных способностей и т. п. фиксированная в учебных программах и учебниках.

Все это означает, что обучение служит воспитанию, что в школе учебный процесс преследует цели воспитания (умственное, нравственное и т. п.) обучающихся. Эти воспитательные функции осуществляются не одновременно, не помимо и не наравне с образовательной функцией, как утверждается повсеместно, а обеспечивается особой организацией учебного процесса, т. е. образовательные задачи определяются, ставятся и решаются для достижения воспитательных целей. При этом воспитание, которое осуществляется обучением, должно иметь положительный характер.

Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников.

Поэтапное формирование умственных действий младшего школьника.

учитель начальных классов,

учитель высшей категории

Олешко Наталья Вячеславовна.


Актуальные проблемы обучения и воспитания

Поэтапное формирование умственных действий младшего школьника.

Одной из проблем современной педагогической практики является формальное неосознанное усвоение учащимися научных понятий и формирование навыков. В процессе анализа результатов контрольной работы, проведенной в конце изучения темы, как правило, выявляется большой процент учащихся, у которых данный навык не сформирован, либо находится в процессе формирования, анализ материала поверхностный, когда действительные отношения между частями объекта не раскрываются, существенные связи не улавливаются, ученик делает ошибки в применении понятия , либо навыка на практике.

Данная проблема давно находится в поле зрения ученых педагогов и психологов. А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным была разработана теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. Их сотрудники, коллеги и ученики продолжили работу по внедрению деятельностного подхода в обучении. Использование на уроках теории поэтапного формирования навыков и понятий повышает возможность достижения цели всеми учащимися, а значит, способствует их развитию.

Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берет, т. е. выполняет какую-то деятельность, какие-то действия с ними. Любая деятельность характеризуется рядом компонентов, основными среди которых являются потребности и мотивы, цели и действия, средства и операции. Действие приобретает умственную форму не сразу, а проходя ряд этапов.

2 этап: Составление ориентировочной основы действия. Ориентировочная основа действия – это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия. Её основное назначение заключается в том, чтобы раскрыть перед ребенком активную структуру материала и действия, выделить в материале ориентиры, а в действии последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли ребенку с первого до последнего шага правильно выполнить задание. Ориентировочная основа действий составляется в процессе выделения признаков, сравнения, абстрагирования и мысленного обобщения. Составляется памятка, алгоритм, раскрывающий существенные и необходимые этапы выполнения данного действия.

4этап: Внешнеречевая форма действия. Внешнеречевая форма действия—следующий шаг в превращении действия в умственное. Его предметное содержание остается тем же, а форма качественно меняется. В процессе усвоения этой новой формы действия обучаемый должен ориентироваться на его предметное содержание и на словесное выражение этого содержания. Формирование полноценной речевой формы действия предполагает определенную меру обобщения его материальной формы. Только после этого возможно преобразование действия в речевую форму: выделенные свойства закрепляются за словами, превращаются в их значение. Теперь возможен отрыв этих свойств от предметов. В начале этапа действие должно быть полностью развернуто, так как ученик должен научиться выполнять все операции в новой для него форме – речевой. В конце этого этапа возможно сокращение действия.

6 этап: Выполнение действий в умственном плане. Умственная форма действия является заключительной на пути преобразования действия из внешнего во внутреннее. Если раньше ученик выполнял действие как практическое, то теперь выполняет его в уме, оперируя образами этих предметов. На этом этапе происходит дальнейшее обобщение, действия обобщаются , автоматизируются.

Учителя начальных классов часто на практике сталкиваются с проблемами при изучении одной из основных тем математики: формирование приемов и способов вычислений. Я использовала данную теорию при формировании навыков сложения и вычитания с переходом через разряд. Учителю необходимо четко представлять себе операционный состав этих действий, для того ,чтобы сформулировать этапы ориентировочной основы действия, составить вместе с учащимися алгоритм выполнения данного действия.

Этапами действия сложения с переходом через разряд будут являться следующие:

1.В первом слагаемом определяется количество единиц , недостающих до полного десятка.

2 Второе слагаемое разбивается на две части, одна из которых равна количеству единиц, недостающих до полного десятка в первом слагаемом.

3К единицам первого слагаемого прибавляется та часть второго слагаемого , которая добавляет его до полного десятка, образуя новый десяток.

4К десяткам прибавляются оставшиеся единицы второго слагаемого .

Применение данной теории на практике показало её высокую эффективность, повысило процент учащихся осознано владеющих навыком или понятием, позволило учителю прослеживать процесс его формирования. Я считаю, что необходимо широкое внедрение на практике данной теории, дальнейшая разработка методических пособий в помощь учителю по применению данной технологии.

Вне всяких сомнений, воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи, учителя, систематического обучения, детского коллектива, формируются и закрепляются основные черты, в той или иной степени определяющие развитие личности ребенка, а следовательно и его будущего.

Цели и задачи воспитания младшего школьника

Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.

Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала.

Вот основные из них:

  1. гармоничное развитие личности с учетом ее природных и социальных возможностей с учетом требований общества;
  2. воспитание инициативного, ответственного и компетентного гражданина;
  3. формирование основ морали, способности к духовному развитию;
  4. прививание школьнику основных общенациональных ценностей;
  5. формирование эстетических ценностей и чувств;
  6. развитие способности к трудолюбию, к преодолению трудностей.

Воспитание младшего школьника в семье

Традиционно главным институтом воспитания и развития ребенка является семья. Те основы, которые ребенок получает в семейной обстановке сохраняются с ним на всю жизнь. В семье закладывается фундамент для создания полноценной личности, которая уже к поступлению в первый класс практически наполовину сформирована. Значительная роль семьи, как основному институту образования, отводится также потому, что ребенок находится в семейной обстановке длительное время.

Основная задача родителей — достижение душевной гармонии, нравственного единения с ребенком. Процесс воспитания не должен быть отпущен родителями на самотек, нельзя оставлять ребенка предоставленному самому себе, наедине с самим с собой. В семье, где царит любовь и радость, нежность и забота, оптимизм и душевность, ребенок развивается полноценным, психически здоровым, нравственно развитым человеком. От родителей ребенок перенимает абсолютно все: как внимание и доброжелательность, так и неуважение, грубость, злость, раздраженность.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос высоконравственным, ответственным, благоразумным и порядочным человеком. Родители могут ему в этом помочь, подавая хороший пример своими поступками, проявляя любовь, сочувствие и заботу по отношению к малышу.

Воспитание младшего школьника в школе

В возрасте 6-7 лет жизнь ребенка меняется кардинальным образом – он идет учиться в школу. С этого момента претерпевают изменения все сферы его жизни – отношения с окружающими его людьми, общение со сверстниками, виды деятельности.

Основным занятием младшего школьника теперь становится учеба, которая меняет организацию его жизни в связи с появлением новых обязанностей. Родные и близкие ребенка также начинают воспринимать малыша по-другому. В связи с началом обучения происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретающих свойства, характерные взрослым людям.

Для того чтобы у ребенка развивались навыки общения, умения преодоления трудностей адаптации и тревожности требуются различные формы коллективной работы в учебной и внеучебной деятельности младшего школьника. И чем эта работа интереснее и разнообразнее, тем быстрее ребенок овладеет такими мыслительными процессами, как сравнение, общение, обобщение.

Игры ребенка с началом его образования тоже меняются, так как ребенок начинает привносить в них свой опыт, полученный в ходе обучения, новые открытия и знания. В дошкольном возрасте ребенку были интересны ролевые, подвижные и ситуативные игры. Школьнику же нравятся игры, где можно проявить свои интеллектуальные способности. Поэтому важно для успешного обучения младшего школьника максимально использовать элементы игры в ходе уроков.

Ребенок, переступивший порог школы, конечно же, рассчитывает на учебный успех, и в том случае, если этого не случается, малыш переживает целую гамму негативных чувств, а это оказывает отрицательное воздействие на восприятие, память, мышление, самоощущение ребенка. Поэтому важно поддерживать у младшего школьника позитивно окрашенные чувства и выстраивать цепочку — удивление-радость-интерес в процессе обучения.

Воспитание ребенка — ежедневный непрерывный процесс. Поэтому важно, чтобы малыш вел разнообразную, содержательную и познавательную жизнь. Познание мира с его неизбежными трудностями, приобретение новых навыков и умений, общение друзьями, приобщение к труду и общественно полезной деятельности — эти процессы для ребенка должны проходить радостно и увлекательно. Только тогда воспитание ребенка становится эффективным.

Роль семьи в воспитании ребенка сложно переоценить, но так же значимо и участие школы в образовательном процессе. И только при совместной, кропотливой работе родителей и учителей происходит формирование высоконравственной личности младшего школьника.

Читайте также: