Приоритетные направления государственной политики в области гражданской обороны доклад

Обновлено: 19.05.2024

�Основы государственной политики в области гражданской обороны�

Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих при велении военных действий предотвращение или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Государственная политика в области гражданской обороны формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации. Федерального закона �О гражданской обороне� и других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, общепринятых норм и принципов международного права в данной области, а также с учетом следующих основных принципов:

защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной

власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;

мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов;

мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются дифференцированно, с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций;

гражданская оборона является предметом совместного веления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.

Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:

обеспечение подготовки современной гражданской обороны к выполнению свойственных ей функций в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов;

обеспечение функционирования гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от

уровня высших угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащенных сил, прикрывающих территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также целые регионы;

гражданская оборона занимает особое место в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь положениями Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 года и выполняет гуманную миссию - оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;

в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской обороны, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны;

совершенствование системы государственного управления в области гражданской обороны, включая восстановление на всех уровнях института руководителей гражданской обороны, создание служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, совершенствование и поддержание в готовности пунктов управления, разработку на всех уровнях планов гражданской обороны и мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны;

совершенствование сил и средств гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны и поисково-спасательной службы, создание на их базе государственной спасательной службы, реорганизацию невоенизированных формирований гражданской обороны в НАСФ, а сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны � в систему мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному неведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание на федеральном, региональном и местном уровнях мобильных группировок сил гражданской защиты; реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия;

дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социально-экономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения;

развитие системы научных знаний в области гражданской обороны, включая разработку теории гражданской обороны, организацию и проведение НИОКР;

активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны, включая подготовку, подписание и реализацию двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской обороне, всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности стран � участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 �Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях�.

Государственная политика в области гражданской обороны в Российской Федерации реализуется путем разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых и научно-технических программ, планов гражданской обороны, мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны, а также через систему государственного оборонного заказа.

Анализируя имеющие место современные тенденции развития военно-политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет возрастать. Это обуславливается тем, что в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства она выполняет три важнейшие функции:

оборонную � решением проблемы сохранения людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;

социальную - обеспечением защиты и жизнедеятельности населения, спасением и оказанием помощи пораженным и пострадавшим;

экономическую � сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны.

Определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации

Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696

Определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Установлено, что приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны, в числе прочего, являются:

совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны.

Проведение единой государственной политики в области гражданской обороны обеспечивает Правительство РФ.

Источниками ресурсного обеспечения являются:

федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и средства организаций;

создаваемые в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.


28 февраля 2021 года в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области состоялась расширенная встреча с Уполномоченным по правам… ( читать полностью › )


Вопрос 1: Необходимо ли в 2022 году представлять нулевые расчеты 4 — ФСС ИП, у которого в 2021 году были… ( читать полностью › )


25 февраля Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин принял участие в совещании уполномоченных по правам человека… ( читать полностью › )


Для обеспечения гарантий прав граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прибывших на территорию Российской Федерации, в рабочем аппарате… ( читать полностью › )


Информация-разъяснение "Определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны"

На фото: баннер прокуратура информирует

Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 N 696 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года (далее Основы).

Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.

Государственная политика РФ в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны.

Источниками ресурсного обеспечения являются как федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и средства организаций, так и создаваемые в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно Указа Президента РФ от 20.12.2016 N 696, основными факторами, влияющими на состояние гражданской обороны, являются:

а) нарастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;

б) увеличение в среднесрочной и долгосрочной перспективе размера возможного ущерба от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и объема работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) угроза возникновения очагов вооруженных конфликтов и их эскалации;

г) сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми, неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;

д) растущая угроза проявлений экстремизма.

Государственная политика в области гражданской обороны реализуется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, основанной на законодательстве Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) формирование и исполнение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривающих ресурсное обеспечение мероприятий по гражданской обороне, в том числе:

формирование и выполнение государственного оборонного заказа;

разработка государственных, региональных, муниципальных и ведомственных программ, предусматривающих финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне;

б) формирование перечней организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

в) создание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Читайте также: