Принципы организации деятельности механизма государства доклад

Обновлено: 02.07.2024

Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

Характерные черты механизма государства:

• он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

• целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

• его основным элементом выступают государственные органы;

• он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, и подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, больница, почта, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.

В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.);

б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

17 Понятие, признаки, классификация органов государства

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1)представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма, занимая в нем свое специфическое место;

2)действует от имени государства и по его поручению;

3)образован и действует на основе нормативно-правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов);

4)выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

5)наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

6)состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы;

7)имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его компетенции

Компетенция (круг ведения) — это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций;

8)осуществляют свою компетенцию тремя способами:

• путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера);

• путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

• путем конкретно-организационной деятельности;

9) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

10) осуществляет свою деятельность на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Классификация государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

• по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом и органы, формируемые другими государственными органами;

• по форме реализации государственной деятельности — на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

• по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные.

• по иерархии — на федеральные, республиканские, местные;

• по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

• по способу принятия решений — на коллегиальные и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

• по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

• по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам, и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 206350
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время.
Предметом исследования являются принципы функционирования организации и деятельности механизма государства.

Содержание

Введение 3
1 Понятие механизма государства 6
2 Организация и деятельность механизма государства 11
2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 11
2.2 Принципы функционирования механизма (аппарата) государства 18
2.3 Структура государственного механизма 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО

Теория государства и права

Принципы организации и деятельности механизма

Вихрев Василий Васильевич

(ученая степень, звание)

Иванов Алексей Владимирович

1 Понятие механизма государства 6

2 Организация и деятельность механизма государства 11

2.1 Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства 11

2.2 Принципы функционирования механизма (аппарата) государства 18

2.3 Структура государственного механизма 20

Список использованных источников 28

Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.

Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит – руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества. [15]

Любое государство представляет собой целостный организм, существование которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Таким механизмом (или аппаратом) государства являются органы государственной власти, каждый из которых обладает своими специфическими направлениями деятельности.

Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. Актуальность данной работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, принципов организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время.

Предметом исследования являются принципы функционирования организации и деятельности механизма государства.

Теоретическую основу исследования составила специальная литература по исследуемой теме различных авторов. В данной курсовой работе используется как учебная литература, так и материал периодической печати.

1 Понятие механизма государства

Механизм государства - это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства. [5]

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма государства.

Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1924, 1936, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами. [7]

В перестроечный и постперестроечный периоды, в процессе демократизации Российского государства, в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.

В столь же резком противоречии со ст.1 и 3 находилась ст.104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации демократического принципа разделения властей. [8]

Эти противоречия устранила Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. [1] Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В ст.11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.

Согласно ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

- характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает:

· Государственные органы , находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

· Государственные организации , подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

· Государственные учреждения , подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

· Государственные предприятия , подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

· Организационные и финансовые средства , а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Гост

ГОСТ

Понятие и признаки механизма государства

В специальных исследованиях, посвященных изучению общей теории государства и политологии, большое внимание уделено характеристике такой категории как механизм государства. В частности, отмечается, что соответствующий механизм, демонстрирует применительно к каждому конкретному государству, совокупность отличительных свойств и особенностей построения государственно-властных органов, позволяющих сформировать представление о государственности соответствующей страны.

При этом следует отметить, что, несмотря на существование различных подходов к формулированию определения механизма государства, в наиболее общем виде рассматриваемая дефиниция может быть сформулирована следующим образом:

Механизм государства – это существующая в системной взаимосвязи и взаимозависимости совокупность созданных в особом порядке органов и учреждений, деятельность которых направлена на осуществление государственного управления обществом и защиту его основополагающих интересов.

Так, в числе признаков механизма государства могут быть названы:

  • С точки зрения внутреннего субъектного состава, механизм государства представляет собой совокупность государственных и муниципальных служащих, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного выполнения государством стоящих перед ним целей и задач;
  • Механизм государства отличает известная сложность составляющих его структуру органов и учреждений, находящихся между собой в тесной взаимосвязи в процессе непосредственного осуществления властных функций;
  • Для государственного механизма характерно наличие особой системы обеспечительных средств. Так, соответствующая деятельность одновременно обеспечивается значительными организационными и финансовыми ресурсами, а в необходимых случаях – также механизмами принудительного воздействия;
  • Механизм государства отличается особым социальным предназначением, связанным с тем, что он во всех случаях призван гарантировать и обеспечивать защиту законных интересов и прав граждан и их объединений в рамках конкретной страны, а равно и за ее пределами. Кроме того, именно механизм государства в лице конкретных органов и должностных лиц, способен обеспечить выстраивание доверительных и эффективных взаимоотношений между государством, обществом и личностью.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом как было отмечено выше, наряду с обозначенными выше, а равно некоторыми иными, выделяемыми в специальной литературе, признаками механизма государства, важное значение для его характеристики имеет система принципов соответствующего механизма, подробнее о которых будет сказано ниже.

Виды принципов построения и функционирования механизма государства

Продолжая характеристику механизма государства, следует обратить внимание на то, что процесс его формирования, а равно последующая непосредственная деятельность, во всех случаях подчинены определенным объективным по своему содержанию принципам, в числе которых следует назвать:

  1. Принцип представительства интересов граждан: содержание данного принципа в равной мере справедливо для всех звеньев государственного аппарата и состоит в обеспечении соответствующего представительства посредством демократических избирательных механизмов, реального гарантирования социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, и т.д.;
  2. Принцип разделения властей – важнейшая основа демократической государственности, история которой насчитывает уже несколько столетий, и утверждающая необходимость формирования таких государственных механизмов, которые исключали бы произвол со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, путем подразделения всех элементов механизма государства на относительно обособленные друг от друга законодательные, исполнительные и судебные органы;
  3. Принцип гласности и открытости деятельности органов государственной власти – одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав и свобод граждан в демократическом обществе, выступает подотчетность государственных органов собственным гражданам, а также возможность последних принимать реальное участие в решении вопросов общесоциального значения (например, посредством волеизъявления на выборах или референдуме);
  4. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных органов – с учетом того уровня общественной значимости, который присущ отдельным элементам государственного механизма, необходимым условием эффективности деятельности соответствующих органов и их должностных лиц, выступает высокая квалификация и наличие специальных знаний, способствующих выполнению существующих задач.

Принципы механизма государства в РФ

Следует отметить, что обозначенные выше принципы механизма государства в равной степени справедливы по отношению к большинству современных государств, включая Российскую Федерацию По данной теме мы уже выполнили реферат Таможенные режимы Российской Федерации подробнее . Однако необходимо отметить, что анализ действующей Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , а также некоторых законодательных актов, позволяет сделать вывод о том, что приведенный выше перечень может быть расширен, в частности, посредством включения таких принципов как:

Читайте также: