Принцип сотрудничества в совместной деятельности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества.

Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств, для налаживания сотрудничества.

В системе дошкольного образования России, за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОУ становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.

Как я ее понимаю педагогику общения и сотрудничества

Сотрудничая, мы стремимся к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическому равноправию, открытости, уважительному отношению к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.

Педогогическое сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов.

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Педагогическое общение - это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Сотрудничество как основа взаимодействия характеризуется:

• пространственным и временным соприсутствием,

• организацией и управлением деятельностью,

• разделением функций, действий, операций,

• наличием позитивных межличностных отношений.

Как мы знаем в ДОУ может существовать несколько способов педагогического сотрудничества :

- Педагог – родитель

- Педагог – педагог

- Педагог – ребёнок.

отношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения.

Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

это мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентациями его поколения

и мир ребенка, с проблемами и противоречиями развития, формирования личности; стремлением все познать, попробовать; разноплановыми интересами, желаниями, потребностями.

Давайте мы немного поиграем:

На подносе лежат 5-7 камней, предлагаю выбрать по камешку и постараться запомнить его, а затем, вернуть его на поднос, перемешиваю камешки и снова предлагаю найти каждому свой камешек.

- Что вам помогло узнать свой камешек? (особые приметы, индивидуальные качества)

- Вот так и наши воспитанники: все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений.

Как вы думаете, какие это принципы?

- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);

- уважения труда познания воспитанника;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ребенка;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

- оптимальной требовательности и уважения;

- опоры на положительное в ребенке;

- компромиссности спорных решений.

Правильно, и это означает:

- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с воспитателем;

- интерес к миру ребенка и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;

- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с детьми.

Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с детьми.

Я предлагаю поиграть:

Этюд на различные позиции в общении (пара, подготовленная заранее)

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Общение в парах проходят в диалоговом режиме.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба сидят лицом друг к другу; затем один сидит на стуле, а другой стоит около своего стула; затем, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

- Как вам больше понравилось общаться? Почему?

Цель: Показать, как важно уметь просит, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации.

-Что вы почувствовали, коллеги? Поддержку или сопротивление, испытали ли вы желание помочь или были равнодушны к путнику?

Вывод: Все мы разные, но каждый из нас, когда-то нуждается в помощи, а она не всегда приходит сама. Ее надо уметь найти – прямо за ней обратиться. Если человек замечает, что вы нуждаетесь в помощи, и предлагает ее сам, ее надо уметь принять. Этому нужно учиться самим и формировать чувство взаимопомощи у детей.

Цель: Показать влияние слова на человека. Расширить понимание того, что речь, будучи средством выражения, является и средством воздействия. Предложить участникам переосмыслить значение собственных мыслей, оформляющихся словами.

А сейчас я предлагаю вам записать результаты кроссворда (раздать заранее).

- Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!

Улыбка - солнечный лучик в общении, противоядие, созданное самой природой от неприятностей.

- Трудности закаляют нас на пути к счастью.

- Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и даёт стареть нам.

Благодарю за внимание!

Педагогика безопасности. Безопасность дома, на улице, в природе Самым лучшим способом обучения детей всегда был пример взрослых. Если вы хотите научить ребенка правилам безопасности – выполняйте их сами.

Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы реализации Развитие музыкальных творческих способностей воспитанников посредствами музыки Искусством музыки божественно и обладает сильным воздействием.

Народная педагогика как часть нравственно-патриотического воспитания Педагогика современной России представляет многовековой народов по воспитанию будущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям.

Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю Великие педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А, Каменский Я. А. поднимали в своих трудах тему патриотического воспитания. Ушинский К. Д. ,.

Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с историей Белогорья Одной из основных задач внедрения ФГОС дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Народная педагогика о формировании у детей оптимизма Народная педагогика о формировании у детей оптимизма. Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское.

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

ВложениеРазмер
printsip_sotrudnichestva.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из условий эффективного формирования исследовательских умений учащихся является непрерывное, глубокое и многостороннее сотрудничество учителя и учеников. В частности, принцип сотрудничества широко применяется на уроках геометрии. Ш.А. Амонашвили определяет сотрудничество педагога и учащихся как объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач. "Это такая форма общения, при которой школьник чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью".

Обучение на основе принципов педагогики сотрудничества предполагает, что учитель

- отдает приоритет творческой деятельности учащихся;

- открыт для любой информации, позитивно настроен к обратной связи, готов участвовать в совместных с учеником поисках истины;

- способен рисковать, готов к неудачам;

- выполняет функцию координатора и партнера; в ходе исследования различных аспектов проблемы помогает отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов;

- проявляет терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение;

- предлагает свою помощь или адресовывает к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего положения;

- предоставляет возможность для обмена мнениями в ходе классных обсуждений;

- признает равенство между собой и учениками не только в потенциальной интеллектуальной силе, но и в слабостях: в возможности что-то забыть, перепутать, в случайном выборе ложного пути познания;

- согласует педагогический процесс с индивидуальными и психологическими особенностями учащихся;

- выбирает такие формы обучения, которые обеспечивают самостоятельность и творчество учащихся.

Обобщая, сущность принципа сотрудничества в обучении можно сформулировать следующим образом: "Учитель выбирает такие средства, методы и формы обучения, которые позволяют школьнику чувствовать себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью ".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся

Данная презентация говорит не толко о принципах сотрудничества классного руководителя и учащихся, но и о психолого-педагогическом просвещении родителей, о вовлечении родителей в учебно-воспитательный .


Принципы сотрудничества в образовательном учреждении

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как.


Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся

Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.Принцип третий – терпение и терпимость в достижении ре.

Среди требований, предъявляемых сегодня к современному специалисту, важнейшими являются профессиональная и социальная компетентность, активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, спос.


Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

В статье показана важность реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности.


Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время.

Статья посвящена теме реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время.


Разработка упражнений по принципу обучения в сотрудничестве с применением электронных образовательных ресурсов. УМК "Spotlight 5"

На сегодняшний день одна из ведущих мировых тенденций – это гуманизация образования. Гуманизация образования направлена на реформирование российского образования. В реформировании нуждается преж.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

По характеру и содержанию общение бывает формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В целом деловое общение отличается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Структуру делового общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Цель данной работы путем анализа литературы раскрыть перцептивную и интерактивную сторону коммуникаций.

Интерактивная сторона коммуникаций

Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некото­рой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигну­тое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновремен­но многих людей в этой деятельности означает, что каждый дол­жен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпрети­ровать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участни­ков, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организа­ции какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологи­ческая теория деятельности, принятая в отечественной психоло­гической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таково и в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность.

Психологический рисунок взаимодействия в каж­дой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных ис­следований установить его в каждом конкретном случае.

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчер­пывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникация со стороны общения была установлена зависимость между характе­ром коммуникации и отношениями, существующими между парт­нерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участ­никами взаимодействия отношениями.

Гост

ГОСТ

Совместная деятельность — это организованная система активности, характерная для взаимодействующих индивидов. Она концентрируется на целесообразном производстве (воспроизводстве) объектов материальной и духовной культуры.

Особенности совместной деятельности

Один из путей анализа психологической структуры совместной деятельности представлен осуществлением анализа и проведением аналогии со структурой индивидуальной деятельности. В этом процессе структура совместной деятельности состоит из нескольких элементов, главный и первичный из которых включает общую цель в качестве представления о самом желаемом результате.

Цель совместной деятельности, как правило, разделяется всеми участниками группы. Второй компонент заключается в наличии общего мотива, выступающего как главная движущая сила для всех членов группового субъекта. Важно отметить, что в этом случае сразу проявляется несколько очень интересных и до конца не изученных вопросов. В первую очередь это проблема соотношения индивидуальных и общих мотивов.

Третьим немаловажным элементом совместной деятельности являются совместные действия, сконцентрированные на решении актуальных задач для группового субъекта. Они формулируются в соответствии с общей целью.

Наконец, четвертый и заключительный ее элемент составляет общий результат. Это то, к чему группа должна прийти в итоге выполнения соответствующих задач. Их можно представить в качестве цепочки, которая ведет к достижению изначально поставленной цели. В этом случае одна из ключевых проблем представляет собой осознание коллективным субъектом результата, а также проблема, определяющая критерии оценки соответствия общей цели общему результату.

Эмпирические исследования совместной деятельности, выполненные А. Л. Журавлевым, показывают, что в реальности можно встретить деятельность с неполной структурой. Здесь происходит выпадение одного или нескольких составляющих, что способствует возникновению большого многообразия видов.

Например, долговременно совместная деятельность осуществляться участниками, которые не осознают и не понимают ее общую цель (при этом осознание личных целей происходит каждым участником вполне успешно).

Готовые работы на аналогичную тему

Изучение принципов совместной деятельности

Все технологии группового и коллективного взаимодействия классифицируются в зависимости от типа организации совместной деятельности. В ее основе лежит несколько принципов:

  • Индивидуальный вклад,
  • Позиционный принцип,
  • Принцип развивающейся кооперации,
  • Ролевое поведение.

Принцип индивидуальных вкладов заключается в том, что основная цель группового и коллективного взаимодействия данного типа состоит в росте эффективности определенного процесса через решение поставленных задач. Это происходит на основании взаимного дополнения, обогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого члена группы.

Позиционный принцип организации совместной деятельности характеризуется тем, что взаимодействие группы основано на выделении и столкновении разных точек зрения, позиций участников, их взглядов на проблему и объект работы группы.

Принцип развивающейся кооперации заключается в определенной направленности групповой работы. В данном случае она концентрируется на исследовании, совместном поиске решения вновь и вновь возникающих и усложняющихся задач, которые порождаются самим процессом совместной деятельности.

При совместном осознании и постановке проблем, использовании целеполагания, составления планов, реализации и рефлексии каждой стадии решения задачи и перехода к новым вариантам кооперации необходимо перестраивать структуру собственных отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой.

Совместная деятельность, построенная таким образом, способна не только развивать творческое, системное мышление, но и формирует способность осуществлять самоуправление, саморазвитие и соразвитие. Здесь возникает новое, профессиональное отношение к объекту усвоения.

К данному принципу относятся следующие методы: организационно-деятельностная игра (Г. П. Щедровицкий), технология развивающейся кооперации (Т. Акбашев) и коллективная мыследеятельность (К. Я. Вазина).

Методы осуществления совместной деятельности

Для эффективного совместного выполнения определенной деятельности можно использовать несколько психологических и педагогических методов. Они концентрируются на групповом взаимодействии и сотрудничестве в продуктивной деятельности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

– люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

  1. взаимное доверие
  2. взаимная поддержка
  3. терпение и терпимость по отношению друг к другу

Это помогает педагогу и родителям объединить свои усилия в созда-

нии условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Основные функции классного руководителя во взаимодействии:

1. ознакомление родителей с содержанием и методикой УВП, организуемого лицеем;

2. психолого-психологическое просвещение родителей;

3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

В связи с изменением социальных и экономических отношений в стране происходит разрушение семьи, усугубляются проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. В таких условиях дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;

2. родители больше уделяют внимание просмотрам телепередач, а на общение с детьми, то есть на их воспитание, не остается времени.

Аксуский колледж черной металлургии

Разработала: мастер п/о 2 кат

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего

– люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

терпение и терпимость по отношению друг к другу

Это помогает педагогу и родителям объединить свои усилия в созда-

нии условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Основные функции классного руководителя во взаимодействии:

1. ознакомление родителей с содержанием и методикой УВП, организуемого лицеем;

2. психолого-психологическое просвещение родителей;

3. вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4. корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5. взаимодействие с общественными организациями родителей.

Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

В связи с изменением социальных и экономических отношений в стране происходит разрушение семьи, усугубляются проблемы семейного воспитания по ряду причин:

1. однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. В таких условиях дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;

2. родители больше уделяют внимание просмотрам телепередач, а на общение с детьми, то есть на их воспитание, не остается времени.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и лицее, составлении программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей является дифференцированным. Классный руководитель не навязывает всем одинаковые формы взаимодействия, ориентируется на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщает родителей к делам лицея, группы.

Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, в которых нет одного родителя, ли смешанные семьи.

Педагогически ослабленные семьи с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу классного руководителя лицея об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

Воспитательная работа лицея не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Прежде всего, родители воспитывают ребенка.

Мы создали примерную структуру работы учащихся во взаимодействии с родителями, учителями-предметниками и мастерами п/обучения.

УЛИЦА (негатив)

посещаемость успеваемость





ПОСЕЩАЕМОСТЬ

УСПЕВАЕМОСТЬ



УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК













В идеале, это все должно работать, но почему же у нас сбои? Если в семье мир, благополучие, любовь и понимание, то у ребенка хорошая посещаемость и успеваемость. Начались прогулы, ищем причину, почему это произошло: либо конфликт с учителем-предметником, либо виновата улица. Мы приучили родителей к тому, что мы сами всё им говорим. Если мастер не звонит, то всё нормально. Некоторые родители бывают в лицее всего два раза в год – на родительских собраниях. Мастер должен быть заинтересован в оказании помощи родителям в организации воспитания своих детей.

Ведем мониторинги по успеваемости и посещаемости. Как только успеваемость становится ниже, мы напрямую связываемся с учителем-предметником, который в свою очередь назначает дополнительные занятия и мы начинаем вести контроль качества знаний.

Немаловажную роль играет связь учащегося с наставником на производстве. Если учащемуся на практике нравится, ему дают работу по специальности, то он не будет допускать прогулов.

Читайте также: