Приемы игры на гитаре доклад

Обновлено: 05.07.2024

В предыдущей статье мы говорили о способах звукоизвлечения, то есть об основных техниках игры на гитаре. Ну а сейчас рассмотрим подробнее приемы игры, с помощью которых можно украсить свое исполнение.

Не стоит злоупотреблять приемами-украшениями, их переизбыток в пьесе чаще всего указывает на отсутствие вкуса (если только этого не требует стиль исполняемого произведения).

Стоит отметить, что некоторые из приемов не требуют тренировки перед исполнением – они довольно простые даже для начинающего гитариста. Другие приемы придется некоторое время прорепетировать, довести до максимально совершенного исполнения.

Глиссандо

Простейший прием, о котором вы наверняка знаете, называется глиссандо. Выполняется он следующим образом – поставьте палец на какой-либо лад любой струны, извлеките звук и плавно проведите пальцем на несколько ладов вперед или назад (в зависимости от направления глиссандо называют восходящим и нисходящим).

Обратите внимание – в некоторых случаях последний звук глиссандо следует продублировать (то есть дернуть струну) если того требует исполняемое произведение.

Пиццикато

На струнных смычковых инструментах пиццикато – это способ извлечения звука пальцами. Гитарное пиццикато подражает звуку скрипичному пальцевому способу игры, а поэтому частенько используется именно в выполнении классической музыки.

Положите ребро правой ладони на подставку гитары. Мякоть ладони должна чуть-чуть накрывать струны. Оставляя руку в таком положении, попробуйте что-нибудь сыграть. Звук должен быть приглушен одинаково на всех струнах.

Опробуйте этот прием на электрогитаре. При выборе эффекта в стиле хэви метал, пиццикато поможет вам контролировать подачу звука: его громкость, звонкость и длительность звучания.

Тремоло

Многократное повторение звука, исполняемого приемом тирандо, называется тремоло. На классической гитаре тремоло исполняется поочередными движениями трех пальцев. При этом большой палец исполняет опору или бас, а безымянный-средний-указательный (именно в таком порядке) – тремоло.

На электрогитаре тремоло исполняется плектром (медиатором) в виде быстрых движений вниз-вверх.

Флажолет

Одним из красивейших приемов игры на гитаре является флажолет. Звук флажолета чуть глухой и в то же время бархатный, тянущийся, чем-то похожий на звучание флейты.

Первый вид флажолетов называется натуральный. На гитаре он выполняется на V, VII, XII и XIX ладах. Аккуратно прикоснитесь пальцем к струне над порожком между V и VI ладами. Слышите мягкий звук? Это и есть флажолет.

Существует несколько секретов удачного выполнения приема флажолет:

  • не задерживайте палец на струне – не препятствуйте ее вибрации;
  • если это возможно, извлеките звук приемом апояндо;
  • для того чтобы флажолет получился ярким, отодвиньте правую руку к подставке и после этого извлеките звук.

Искусственный флажолет более сложный в извлечении. Однако он позволяет расширить звуковой диапазон использования этого приема.

Прижмите любой лад на любой гитарной струне (пусть это будет II лад 1-ой струны). Отсчитайте 12 ладов и отметьте для себя полученное место (в нашем случае – это будет порожек между XIV и XV ладом). Указательный палец правой руки поставьте в отмеченное место, а безымянным дерните струну. Вот и все – теперь вы знаете, как сыграть искусственный флажолет.

Следующее видео как нельзя лучше показывает всю волшебную красоту флажолета.

Еще некоторые приемы игры

В стиле Фламенко широко используются гольпе и тамбурин.

Гольпе – это постукивание по деке пальцами правой руки в процессе игры. Тамбурин – это удар кисти по струнам в районе подставки. Тамбурин неплохо слушается на электро- и бас-гитаре.

Смещение струны по ладу вверх или вниз называется приемом бенд (в простонародье – подтяжка). При этом звук должен меняться на пол или один тон. Этот прием практически нереально исполнить на капроновых струнах, он более эффектен на акустической и электрогитаре.

Овладеть всеми приемами, перечисленными в этой статье не так-то и сложно. Потратив немного времени, вы обогатите свой репертуар, сможете добавить в него изюминку. Ваши знакомые будут в приятном шоке от ваших исполнительских возможностей. Но вы не обязаны выдавать им свои секреты – пусть никто даже и не догадывается о ваших маленьких тайнах в виде приемов игры на гитаре.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

ВложениеРазмер
priemy_igry_na_gitare.doc 87.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

РАЗНООБРАЗНЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ

Струны дрожат, пальцы по грифу
Носятся, в поисках стройного лада,
Льётся легато, бьются о рифы
Звуки аккордов мажорного ряда.

Скрыт исполнитель созвучным единством
Со сладкогласной гитарой своею.
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.

Импровизация, ветер, свобода,
В пальцах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,

Он чудеса создаёт, словно Бог.

Но мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.

Одним из первых приёмов игры на гитаре, характерным для классической гитары, является перебор или арпеджио. Вариацией арпеджио является приём арпеджиато – быстрый перебор струн, последовательное извлечение звуков, расположенных на различных струнах.

Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны. Исполняется оно, как правило, нижним ударом, но встречаются случаи, когда нижний удар сочетается с верхним. Это происходит, когда нужно выделить среди звуков арпеджио мелодию.

Арпеджиато — быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Исполняется, как правило, за счет предшествующей длительности.

Существует несколько способов исполнения арпеджиато. Основные из них:

1) Арпеджиато, исполняемое большим пальцем правой руки. Большой палец правой руки, направляемый кистью, быстрым и мягким движением от басовых струн к первым извлекает звуки.

В нотах часто обозначается стрелкой вверх с указанием пальца р.

2) Арпеджиато, исполняемое указательным пальцем правой руки. Указательный палец правой руки быстрым и легким. движением от первых струн к басовым извлекает звуки. В нотах обозначается стрелкой вниз с указанием пальца i.

3) Арпеджиато, исполняемое четырьмя пальцами. Большой палец правой руки верхним ударом быстро извлекает один, два или три звука на басовых струнах, затем пальцы i, m, a нижний ударом извлекают звуки на оставшихся трех струнах.

4) Сложное арпеджиато. Этот прием объединяет сразу два приема — 2) и 3) или 2) и 1).

Возможны и другие варианты. Часто вместо указательного пальца в игре участвует безымянный

Баррэ — один из основных технических приемов игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Различают малое и большое баррэ.

При малом баррэ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при большом—пять или шесть.

В нотах этот прием обозначается римской цифрой и пунктиром, указывающим на лад и продолжительность приема: V------: Иногда пунктир отсутствует

Прием баррэ сложен; отрабатывая его, обратите внимание на следующее:

1) Первый палец левой руки выпрямлен и плотно прижимает струны перпендикулярно грифу, ближе к ладу.

2) При выполнении большого баррэ на шести струнах первый палец не должен выходить далеко за гриф: кончик пальца находится чуть выше края грифа.

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, вы почувствуете, что ваша левая рука быстро устает. Не переутомляйтесь, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям. Со временем вы сможете сыграть их полностью, соблюдая необходимые правила.

Приём тремоло подразумевает очень быстрое повторение одной и той же ноты.

Тремоло на гитаре очень эффектно и при хорошем исполнении создает впечатление непрерывно льющейся мелодии с аккомпанементом.

Технически этот прием труден, поэтому отрабатывать его нужно тщательно.

На гитаре тремоло исполняется четырьмя пальцами р,а,m,i в указанной последовательности.

В упражнениях возможны различные варианты исполнения: p,i,m.a, р,а, m, i, m, а и другие.

Трудность тремоло заключается в быстром, ровном и достаточно громком звучании тремолируемых нот. Поэтому упражнения на тремоло нужно начинать очень медленно, внимательно контролируя движения пальцев правой руки.

Остальные пальцы (a, m, i) извлекают звуки нижним ударом; каждый палец в отдельности совершает дугообразную траекторию, в одной из точек которой находится тремолируемая струна.

В отличие от обычного нижнего удара, когда пальцы собраны и движутся очень экономно, в тремоло нижний удар производится с некоторым размахом, цель которого добиться громкости и отчетливости звучания. Добившись ровного и четкого звучания, постепенно ускоряйте темп тремоло.

Часто большой палец правой руки извлекает в аккомпанементе аккорды, состоящие из нескольких звуков.

Пальцы а, т, i также нередко исполняют тремоло не по одной, а по двум и даже трем струнам.

Существует много разновидностей расгеадо . Разберем некоторые из них, наиболее употребительные:

1) Расгеадо — удар одним пальцем. Обозначается в нотах стрелкой с указанием пальца.

Стрелка, направленная снизу вверх, обозначает удар, выполняемый от 6-й струны к 1-й, стрелка, направленная сверху вниз—удар, выполняемый от 1-й струны к 6-й.

2) Расгеадо — удар четырьмя пальцами: мизинцем, безымянным, средним и указательным. Эти пальцы, собранные вместе, начиная с мизинца, поочередно распрямляются в веерообразном движении и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. Получается громкий, арпеджированный аккорд.

Этот прием также часто комбинируется с другими приемами.

3) Расгеадо — тремоло одним пальцем. Этим приемом исполняются трех-, четырех-, пяти- и шестизвучные аккорды. При исполнении трех-, четырех- и пятизвучных аккордов палец i или m, делая быстрые колебательные движения от басовых струн к первым и обратно, извлекает звуки. Большой палец в это время опирается на одну из басовых струн.

При исполнении расгеадо — тремоло указательным пальцем шестизвучных аккордов в движении участвует вся кисть правой руки.

Количество движений пальца от 6-й струны к 1-й и обратно зависит от размера и темпа исполняемого произведения.

4) Расгеадо — тремоло четырьмя пальцами. Этот прием представляет собой многократное, быстрое повторение приема расгеадо — удара 4-мя пальцами (фризэ).

Пиццикато — прием игры, при котором извлекаются отрывистые, приглушенные звуки.

Правая рука ребром ладони кладется на струны около подставки, и большой палец извлекает звуки. В некоторых случаях пиццикато исполняется другими пальцами правой руки.

Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и минорные гаммы в 1-й позиции.

Тамбурин — прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южноевропейского народного ударного инструмента).

Отрабатывая этот прием, проследите за тем, чтобы кисть руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на них.

Легато – слитное исполнение нескольких нот. Слитность звучания достигается при ударе пальцем левой руки по струне на ином, чем прежде, ладу в то время, как струна ещё не перестала звучать. На гитаре различают три вида легато:

1) Восходящее легато . Правая рука извлекает первый звук, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на звучащую струну, извлекает второй звук. Приемом легато может быть исполнено поочередно несколько звуков, причем правая рука извлекает только первый звук, остальные исполняются с помощью левой руки.

2) Нисходящее легато . Правая рука извлекает звук, после чего палец левой руки. прижимающий звучащую струну, с силой снимается с этой струны в сторону и чуть вверх, в направлении кисти.

Последующие звуки извлекаются только левой рукой.

Следите за ровностью и ритмичностью исполняемых звуков.

3) Легато на разных струнах . Правая рука извлекает звук на одной струне, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на другую струну, извлекает второй звук без участия правой.

Прием легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.

С помощью приёма вибрато достигается слегка дрожащий, вибрирующий звук. При использовании этого приёма гитарист немного двигает левой кистью, изменяя силу натяжения струны и степень нажатия на неё.

При перемещении пальца левой руки вдоль струны без изменения степени нажима достигается эффект глиссандо – перехода от одной ноты к другой через все полутона, расположенные между ними.

При резком и коротком глушении струны после прозвучавшей ноты используется приём стаккато.

Стаккато — отрывистое, острое исполнение звуков. Обозначается стаккато точкой над или под нотой, а исполняется двумя способами:

1) С помощью левой руки . После извлечения звука правой рукой пальцы левой руки тут же снимаются со струн.

2) С помощью правой руки . После извлечения звука пальцы правой руки тут же прикрывают одну или несколько звучащих струн.

Стаккато, исполняемое предельно отрывисто, называется стаккатиссимо. Обозначается коротким вертикальным клинышком.

Глиссандо — прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки. В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Различают несколько видов глиссандо:

1) Глиссандо без извлечения последующего звука правой рукой. В этом случае последующий звук образуется от нажима скользящего пальца на звучащую струну. Иногда такой прием обозначается дополнительной лигой над знаком глиссандо. Этот вид глиссандо очень распространен в пьесах подвижного характера, т. к. требует минимальной затраты движений.

2) Глиссандо с извлечением последующего звука правой рукой. Этот вид глиссандо распространен в пьесах спокойного характера.

3) Глиссандо с подменой пальцев. Во время исполнения глиссандо один палец левой руки подменяется другим. Делается это для удобства аппликатуры.

4) Глиссандо с извлечением последующего звука на другой струне. Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях.

Применяя прием глиссандо, старайтесь добиться как можно большей связности исполнения.

Экономьте движения левой руки: максимально используйте предыдущую аппликатуру (т. е. пальцы, оставшиеся на струнах от уже использованной аппликатуры).

С помощью флажолетов гитарист имеет возможность расширить диапазон звучания своего инструмента на целую октаву. Существует мнение, что данный прием для гитары является одним из самых сложных. На сегодняшний день прием флажолет делится на три подвида:

1) Натуральный флажолет.

Исполняется на 12, 7, 5, 4 и 3 ладах с помощью прижатия струны подушечкой пальца левой руки напротив порожка. В это время пальцем правой руки извлекается звук из задействованной струны, после чего струна резко отпускается на грифе. В теории, такой прием можно использовать на каждом ладу, однако с первого по третий лад качество звучания приема далеко не лучшее.

2) Искусственный флажолет.

Ввиду сложности и глухого звучания данный прием игры на гитаре используется достаточно редко, однако его освоение позволяет значительно повысить собственный уровень. Пальцем левой руки зажимаем струну на грифе, и держим в таком положении на протяжении всего звучания ноты. В это время подушечкой указательного пальца правой руки мягко прижимаем ту же струну на семь ладов выше, безымянным пальцем извлекаем звук и резко отпускаем указательный палец.

3) Сложный флажолет.

Отличается от предыдущего подвида только тем, что для его выполнения задействуется большой палец правой руки, который во время звучания ведет дополнительный аккомпанемент. Также указательный палец немного сильнее жмет на струну.

Достаточно интересный прием на гитаре, использующийся даже многими начинающими гитаристами. В среднем диапазоне грифа максимально натягиваем шестую струну к пятой, пытаясь их скрестить. Прижимаем обе струны к грифу и щипком извлекаем звук в рабочей области правой рукой.

Прием, хорошо знаком вокалистам, однако на гитаре выполняется он намного проще. Суть заключается в колебании прижатой струны. Для хорошего вибрато достаточно двигать палец левой руки, прижимающий струну во время извлечения звука. Многие гитаристы также выполняют вибрато с помощью колебания кисти или локтя (на малом баррэ).

Бенд (подтяжка) — повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.

Гольпеадо - еще один перкусионный прием, постукивание ногтем пальца по деке во время игры.

Приемы и стили игры на гитаре

Гитара — многогранный музыкальный инструмент с широкими функциональными возможностями, разнообразными техническими приёмами игры и стилями. Начинающий гитарист должен знать, что предела совершенства у исполнителей гитарной музыки попросту нет: овладев, например, классической гитарой, захочется научиться играть фламенко, затем блюз и так до бесконечности. Но уже то хорошо, что у большинства стилей игры на гитаре много общего. Об основных стилях и приемах игры на этом инструменте идёт рассказ ниже.


Обзор техник

Основной задачей любого музыканта, в том числе и гитариста, является получение хорошего звука на своем инструменте. На гитаре и других подобных струнных музыкальных инструментах звуки мелодии возникают в результате воздействия на струны пальцами рук. При этом даже в том случае, когда нужно сыграть всего одну ноту, приходится использовать пальцы обеих рук, чего не требуется, например, на фортепиано, аккордеоне, баяне, у которых фиксированные (готовые) звуки в отдельной клавише или кнопке.

Техника звукоизвлечения — вот та база, овладением которой в первую очередь должен заняться гитарист. И участвуют в процессе звукоизвлечения обе руки и их пальцы. Левая рука отвечает за прижатие струн, правая — за непосредственное извлечение из них звука. Другими словами, необходимо развивать технику действий обеих рук для получения качественного звука.

Не пытайтесь искать ответ на вопрос, какая из рук для гитариста важней — они обе делают одну и ту же работу: обеспечивают звучание инструмента

К технике игры левой руки относятся:

  • точность и сила зажатия струн на ладах;
  • беглость пальцев;
  • одновременная расстановка пальцев в аккордах, в том числе с помощью баррэ;
  • легато;
  • подтяжки (бенды);
  • вибрато;
  • тремоло.


Если с беглостью пальцев и их точностью на ладах более или менее понятно даже новичку, то об остальных техниках пальцев левой руки необходимо пояснить подробней.

Расстановка аккордов

Быстрая расстановка пальцев в аккорды на струнах — одна из самых сложных техник для начинающих гитаристов. Овладение этой техникой иногда растягивается на несколько месяцев тренировок. Цель — научиться ставить аккорд любой сложности одним движением за долю секунды, обеспечив при этом точное и чистое звучание всех звуков гармонического построения.

Поначалу это покажется невозможным, так как пальцы не готовы к растяжкам и не обладают достаточной независимостью друг от друга. Приходится изучать различные упражнения как на растяжку, так и независимость пальцев, ежедневно отрабатывать их, попутно практикуясь по взятию сначала простых аккордов, состоящих из двух-трёх прижатых струн, а потом и более сложных — с использованием видов баррэ.

Есть одно важное правило при начальных попытках взятия аккордов, когда новички стараются зажимать струны на ладах по очереди: пальцы следует расставлять по направлению от басовых к мелодическим струнам.

Вот несколько примеров правильной очерёдности постановки пальцев в аккорд:


Объясняется такая техника очень просто. Если играть аккомпанемент боем или перебором, то смена аккордов в большинстве случаев происходит на сильную долю, когда движение правой руки при бое осуществляется сверху вниз по струнам или берётся бас в случае перебора. Именно поэтому нужно в первую очередь успеть прижать струны сверху, то есть басовые, а потом уже мелодические. Наступит тот момент, когда аккордовое построение начинающий гитарист будет выполнять хотя и не мгновенно, но всё-таки за время, которого хватит, чтобы расставить пальцы на струны перед их извлечением.

Легато

Восходящее легато (хаммер) — звукоизвлечение за счёт быстрого и энергичного удара по струне на нужном ладу пальца левой руки в восходящем движении звуков (от более низкой ноты к высокой). Может производиться как после извлечения звука открытой струны, так и после звука на прижатой струне, при этом начальный звук извлекается обычным способом — щипком пальца правой руки. После начальной ноты, извлечённой щипком, может последовать не только одна, но и несколько легатных нот, извлечённых пальцами левой руки. Легато связывает звуки между собой, так как они практически незаметно (без перерыва) переходят один в другой.

Нисходящее легато (пул) — обратное хаммеру действие: нужно связать более высокую по звучанию ноту с низкой на одной и той же струне. Считается, что такая техника звукоизвлечения сложней предыдущей. Здесь необходимо начальный звук получить обычным способом — щипком, — а другой извлечь путём сдёргивания пальца, зажимающего струну в данный момент, по направлению к соседней струне вниз. При этом звук, в который должен совершиться переход от начального, готовится заранее — ещё до извлечения первой ноты одновременно с постановкой пальца на соответствующий лад зажимается другим пальцем левой руки и тот лад, где расположен второй (легатный) звук. Нужно добиваться, чтобы легатная нота звучала не слабее первой: регулярно упражняться в технике сдёргивания пальца со струны на разных ладах и струнах гитары: сдёргивание должно быть активным, похожим на щипок струны.

Иногда гитаристы оставляют на пальцах левой руки очень короткие ногти для более эффективного получения нисходящего легато.


Подтяжка

Техника подтяжек (бендов) практикуется в разнообразных стилях игры на акустических гитарах с металлическими струнами и электрогитарах. Больше всего используется при медиаторной технике игры.

Есть два основных способа выполнения бендов.

  1. Первый звук берётся пальцем левой руки на ладу и исполняется обычным образом, например, медиатором, а второй — за счёт подтяжки (смещения струны на этом же ладу вверх или вниз поперёк грифа до получения нужной ноты). Струну при этом не требуется ударять медиатором второй раз.
  2. Первый звук берётся бендом (прижимается струна, подтягивается до нужной высоты, извлекается медиатором). Второй звук получается за счёт возвращения струны в нормальное положение, то есть в ту ноту, которая звучит при прижатии её на данном ладу без бенда.

Все остальные бендовые штрихи (легатный, возвратный и так далее) исходят из этих двух базовых способов их выполнения.


Вибрато

Вибрирующий звук на гитарах с нейлоновыми или стальными струнами получают путём ритмического чередования микроскопических по силе натяжения и ослабления струны на ладах грифа. Это делается кончиком пальца левой руки. Струна прижимается перпендикулярно подушечкой пальца к ладу при взятии звука, а затем при взаимодействии предплечья и кисти левой руки начинается ритмическая раскачка пальца на определённый угол вперёд-назад параллельно длине струны (как бы водить по струне внешней округлостью подушечки). Но центр прижатия струны должен находиться в одном и том же месте лада. За счёт этого происходит хотя и очень малое натяжение или ослабление струны, но вполне достаточное для тоновых изменений звука.

На электрогитаре и акустической гитаре с металлическими струнами возможно воспроизводить вибрато, делая движения пальцем, прижимающим струну, не вдоль, а поперёк грифа гитары, тем самым натягивая или ослабляя её (по типу исполнения бендов). Таким способом можно воспроизвести даже дрожащий звук на электрогитаре.


Тремоло

Эту технику звукоизвлечения особенно быстро смогут освоить гитаристы, использующие медиаторный способ игры на гитаре. Играть пальцами ровное тремоло удаётся далеко не сразу и отнюдь не всем. Техника тремоло требует очень быстрого и ровного исполнения нескольких одинаковых нот, создающих некий фон мелодическому перебору либо являющихся, наоборот, мелодической линией в гитарной пьесе.

Чаще всего в классической гитаре тремоло сопровождает басовая либо арпеджированная гармоническая линия. Повторяются звуки в высоком регистре, создавая ощущение звучания человеческого голоса. Линия тремоло обычно ведётся после баса тремя повторяющимися звуками, извлекаемыми пальцами в таком порядке: a-m-i. Басы или арпеджио в нижнем регистре играются большим пальцем правой руки (P). Получается схема звукоизвлечения: P-a-m-i.


В технике игры на гитаре фламенко преимущественно используется линия тремоло из 4 повторяющихся звуков, поэтому порядок звукоизвлечения несколько иной: P-i-a-m-i.

К технике игры правой руки относятся:

  • пальцевая игра;
  • бой;
  • медиаторная техника игры.

Вкратце охарактеризуем, в чём особенности указанных техник игры правой руки на гитаре.

Пальцевая игра

Многие стили гитарной музыки подразумевают именно игру пальцами. Сюда входят классическая гитара и гитара фламенко, новомодный фингерстайл (фингерпикинг), а так же обычная акустика без определённого стиля.

В первую очередь надо постараться овладеть именно пальцевой техникой в правой руке.


Медиаторная техника

Распространена при игре на электрогитаре и акустике с металлическими струнами. На нейлоновых струнах тоже играют, но это – нестандартный вариант.

Основные приемы

Возможно, иные новички не смогут без разъяснений понять, чем отличаются приемы от техники игры на гитаре. И в действительности этот вопрос выглядит не особенно прозрачно. Многие же профессиональные музыканты считают, что приемы игры — это способы украсить исполняемые музыкальные произведения либо улучшить звучание инструмента.

Не увлекайтесь нагромождением разных приёмов в одной пьесе — это выглядит непрофессионально.

Среди основных приёмов, которыми можно украсить своё исполнение, можно выделить следующие.

  1. Апояндо и тирандо. Относятся к пальцевой технике игры. Апояндо — способ извлечения звука, после которого палец правой руки опирается на соседнюю струну. Особенно распространён среди гитаристов классической и фламенко музыки. Тирандо — приём звукоизвлечения, не предусматривающий опоры пальца на соседнюю струну. Звук при таком способе не обладает таким глубинным и особым тембром, как полученный при апояндо.
  2. Арпеджио. Игра перебором любят гитаристы, аккомпанирующие лирическим песням и романсам. В этом случае звуки аккордов играются в разложенном (последовательном) виде. Существует огромное количество переборов. Главное здесь — научиться дёргать струны в правильной очерёдности и не глушить их раньше времени.
  3. Флажолеты. Кроме украшения произведения необычностью звучания, флажолеты расширяют имеющийся диапазон гитарного грифа: некоторые флажолеты издают ноты, по высоте превосходящие самый высокий звук стандартного строя.
  4. Слайд (глиссандо) — прекрасный способ залиговать ноты или перейти в другую позицию с минимальным временем. Осуществляется этот приём скольжением по струне пальцами левой руки.


Интересные стили

Некоторые приёмы игры являются нестандартными для гитары, позаимствованными из техник других музыкальных инструментов.

  • Пиццикато. Позаимствован у смычковых инструментов (скрипка, виолончель). Приглушённый звук на гитаре получается при лёгком наложении на струны ребра ладони правой руки в районе нижнего порожка при одновременной игре пальцами либо медиатором.
  • Тэппинг. Используется на электрогитарах. Звуки извлекаются не медиатором, а постукиванием по струне пальцами правой руки на соответствующих извлекаемым звукам ладах. Незаменим для проигрывания легато на больших интервальных отрезках струны.
  • Гольпе. Перкуссионный приём, применяемый исполнителями музыки фламенко. При этом одновременно с игрой пальцами на струнах производится удар по верхней деке корпуса гитары одним либо двумя пальцами правой руки.


Рекомендации по игре

Несколько советов по игре на гитаре для начинающих помогут овладеть этим сложным инструментом.

Автор: Бурыкина Велта Владимировна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Мачешанская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: с.Мачеха
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Основные приемы игры на гитаре"
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методический доклад на тему:

Составитель: Бурыкина Велта Владимировна

преподаватель отделения народных инструментов

с. Мачеха 2018 г.

Приемы игры на гитаре.

необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре:

это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое.

Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на

инструменте и умение применить их.

Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения

инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.

Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его

игра будет содержательной и оригинальной.

Арпеджио - поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод

этого слова означает "как на арфе". Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны

1) прямое движение: П-И-М-А

2) обратное движение: П-А-М-И

3) полное прямое: П-И-М-А-М-И

4) полное обратное: П-А-М-И-М-А

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани. Так же много пьес у Калинина в сборнике.

упражнения и этюды на все виды арпеджио.

А теперь рассмотрим

один способ прижимать струны, нарушающем общий принцип

работы левой руки – это приём БАРРЭ.

Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а

кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного

пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём,

получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым

Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы

оптимально распределить давление по пальцу.

Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука

упражнения по частям.

Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно,

гитаре довольно трудно.

являются ЛЕГАТО, ВИБРАТО, ГЛИССАНДО и ТРЕМОЛО.

Рассмотрим каждый приём подробно.

Приём ЛЕГАТО.

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно,

соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу.

Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры

пальцами левой руки.

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой

2. нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на

нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с

силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для

отработки его следует приложить немало усилий.

Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.

ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО — приём, при котором один или несколько пальцев

левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание

инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той

ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных

позициях. Используется в пьесах как подвижного так и спокойного характера.

В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и

последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.

Ярким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба

приёмом ВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть,

напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя

его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки,

путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается

Приём ФЛАЖОЛЕТ.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук

напоминает тембр флейты

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над

порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.

2 вида флажолетов:

1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5

2)искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а

указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия.

РАСГЕАДО – (испанское – перебирание струн).

Это удары по струнам пальцами правой руки.

Характерно для испанской народной и цыганской музыки, однако этот приём используется

Читайте также: