Концепция содержания образования леднев доклад

Обновлено: 28.06.2024

Дидактический энциклопедизм. Представители: Я.А. Коменский, Дж.Мильтон и др.

провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большогообъема научных знаний и опыта жизнедеятельности.

Дидактический формализм. Представители: А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Э. Шмид и др.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании этих способностей и интересов, поэтому главным критерием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе умений, о существовании так называемого дополнительного трансфера.

Дидактический утилитаризм. Представители: Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.

Эта теория возникла на рубеже XIX и XX столетий в США, где утилитаристскую концепцию в области отбора и систематизации содержания обучения выдвигал, в частности, Дж. Дьюи. В Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, находившийся под сильным влиянием Дьюи.

Какими же должны быть содержание учебного процесса и его цель? Какими критериями следует руководствоваться при определении его содержания?

На этот вопрос Дьюи отвечает следующим образом: источник связи между учебным содержанием отдельных предметов нужно видеть не в природоведении, не в литературе, не в истории или географии, а в самой индивидуальной и общественной деятельности ученика. В результате единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения их к тем видам деятельности которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Поэтому при определении содержания обучения нужно сконцентрировать внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию и т. п.

Эти виды деятельности должны обеспечить предпосылки учебы в соответствии с оптимальной программой, в которой не фиксируется последовательность и не обеспечивается преемственность в изучении предметов; прогресс в педагогической работе основывается не на изучении отдельных предметов в определенной последовательности, а на свободе ученика формировать новые отношения и типы поведения, связанные с его опытом. Следовательно, реконструкция социального опыта является, по Дьюи, основным критерием, которым следует руководствоваться при определении содержания обучения; разнообразные же практические занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельность учащихся.

Функциональный материализм. Представители: В. Оконь.

Теорию отбора содержания образования под таким названием разработал В. Оконь. Отмечая, что существующие программные концепции, в частности энциклопедизм, дидактический формализм и утилитаризм, не выдержали проверки временем, автор подчеркивает необходимость разработки теории, которая бы обеспечивала для учащихся как получение знаний, так и приобретение умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности. В основе этой теории, таким образом, должно лежать положение об интегральной связи познания с деятельностью.

Кроме того, нужно предоставить ученикам возможность использовать приобретенные в школе знания для решения задач практического характера, связанных с преобразованием доступных им фрагментов природной, общественной, культурной и технической действительности. Претворение в жизнь этого требования, однако, зависит от содержания и методов, которые должны содействовать развитию способностей, познавательных интересов учащихся, прежде всего формированию у них самостоятельности мышления и деятельности, побудили бы их к самообразованию.

Можно предположить, что конкретизация перечисленных требований в ходе широкомасштабных экспериментов будет содействовать созданию программ, отвечающих как требованиям, предъявляемым к образованию обществом, так и индивидуальным запросам учащихся.

Представители: К. Сосницкий.

Этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципов отбора содержания и построения учебных программ в социалистической школе.

Исходной предпосылкой для структурализма послужил факт перегруженности учебных программ материалом, из которой следовало много отрицательных последствий; само же требование сокращения объема учебного материала вступает в противоречие с ходом развития науки, достижения которой должны отражать школьные программы. Механическое выполнение этого требования могла бы привести к нарушению принципа систематичности в обучении.

Чтобы избежать такого рода опасностей, в программы нужно включать лишь наиболее важный материал, отражающий фундаментальные положения науки и одновременно восходящий к ее историческим истокам и последним достижениям научной мысли. Ориентация программ именно на эти содержательные компоненты позволит, по мнению К. Сосницкого, освободить их от балласта, сделать их посильными для учащихся.

Несомненно правильным является требование К. Сосницкого выделить в содержании каждого изучаемого предмета основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно. Представляется правильной и рекомендация не отказываться от систематического представления содержания образования. Особенно это касается программ, предназначенных для старших классов средних школ.

Концепции содержания образования в современной отечественной науке.

Первая концепция.

Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

Вторая концепция.

По И.Ф. Харламову, рассматривает содержание образования как совокупность ЗУН, которые должны быть усвоены воспитанниками. Предполагается, что овладения знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной культуры. Требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике и др.

Третья концепция.

Личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского. При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств и свойств субъекта культуры. При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Содержание образования. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Содержание – совокупность элементов, которые составляют основу объектов и обуславливают существование, развитие и смену их форм. Содержание образования в личностно ориентированном обучении воспринимается как среда для внутренних образовательных изменении.

Основные теории содержания образования Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) - Источником знаний является разум, поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. Дидактический материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) - Основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки, Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) - Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика.

КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук. Содержание образования — система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.) Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В.: Краевский) Содержание образования — содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности (В.С. Леднев). Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение: (А. В. Хуторской).

Принципы построения содержания образования Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования. Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне. Принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения. Принцип доступности и природосообразности содержания образования.

Требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Государственный образовательный стандарт Стандарт – это норма, образец, мерило. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимающиеся в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Однако сам термин стандарт в отношении образования стал использоваться недавно.

Общая структура стандарта Базисный учебный план, т.е. генеральный уровень представление стандарта. Стандарт базовых образовательных областей. Общая характеристика образовательной области (функции и цели образования). Базовое содержание образовательной области. Требование к минимально необходимому уровню подготовки учащихся. Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.

Функции стандарта Критериально-оценочная. Стандарт – это норма на которую ориентируется система образования при отборе содержания обучения, учебной нагрузки, при оценке результатов обучения. Право на полноценное образование. Сохранение единства образования пространства страны. Гуманизация образования. Управление – реализация этой функции связана с возможностью коренной перестановки существующей системы контроля и оценивание качества результата обучения на основе использования системы объективных измерителей качества подготовки определенного стандарта. Повышение качества образования.

Учебные планы Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ: Собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий. Рабочий план школы утверждается ежегодно советом школы.

Структура учебного плана ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника,и ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Он учитывает их личностные особенности. Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: - обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; - обязательные занятия по выбору; - факультативные занятия.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. ВИДЫ ПРОГРАММ: типовые, рабочие школьные, авторские.

Цель данной работы рассмотреть содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формирования содержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержания общего среднего образования.
Так же в данной работе будут изложены теоретические основы формирования общего образования и проведен сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Понятие и сущность содержания образования
1.1 Понятие содержания образования ………………………………………. 5
1.3 Сущность содержания образования и его исторический характер………6
1.4Требования к содержанию образования…………………………………. 8
2.Сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования ………….12
3.Современные модели концепции содержания образования……………………18
3.1.Примерный базисный план обучения современных общеобразовательных школ………………………………………20
Глава II
Основные подходы к формированию содержания общего среднего образования
1. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. 27
2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования………………. 29
5.Заключение…………………………………………………………………. 30
6.Список литературы…………………………………………………………. 35

Работа содержит 1 файл

содержание образования.docx

Выше отмечалось, что образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

2. Сравнительный анализ отечественных концепций содержания образования (Лернер; Леднев)

Исследованием содержания образования занимались многие ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение (функция) образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А опыт, говоря коротко, это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Такого же мнения придерживаются B.C. Леднев и Ю.К. Бабанский. “Содержание образования— это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям правляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания”.


Что же представляет собой социальный опыт, или культура? Проделав анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер утверждал, что “культура — это прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием”. И далее эту мысль он расшифровал так:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности…;
2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных деятельностей…;

3) опыт творческой деятельности, …обеспечивающий способность к дальнейшему развитию … культуры;

4) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу”, являющийся условием формирования у личности системы ценностей.
И.Я. Лернер достаточно подробно сформулировал структуру культуры (социального опыта), на основании которой дидакты могут определить содержание и структуру общего образования. По И.Я. Лернеру, в учебном плане должны быть такие предметы, которые раскрывали бы все четыре элемента культуры. Проявление этих элементов, так сказать, их существование происходит в строго указанной последовательности. Иначе говоря, навыки существуют после знаний, опыт творчества — после знаний и навыков и т.д. Тут перескакивания невозможны.

При определении содержания общего образования B.C. Леднев уделяет особое внимание видам деятельности. При классификации последних он берет за основу идею философа М.С. Кагана, причем добавляет еще один вид: физическую культуру. Если сопоставить классификацию деятельности, предложенную философом, с опытом личности в педагогическом смысле, по B.C. Ледневу, то получится такое соотношение:

Если взять виды деятельности и соответствующий им опыт личности, то с ними пересекаются, как справедливо отмечает B.C. Леднев, опыт предметной (общее и специальное образование), теоретической и практической деятельности (знания и умения) и опыт, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность). И получается, что опыт личности включает четыре группы пересекающихся компонентов. В соответствии с ними и определяется содержание общего и специального образования.
Познавательная деятельность должна иметь все 4 элемента культуры; преобразовательная (у B.C.Леднева — трудовая)— тоже. И так— до конца. Естественно, конкретное содержание по горизонтали предполагает умения и навыки, репродуктивный и творческий материал, общий (в основном) и отчасти социальный опыт. B.C. Леднев учитывает влияние двух групп детерминант. В последнее время он уточнил эти детерминанты. Одну группу он назвал сторонами культуры, отражающими структуру деятельности. Другую группу — стороны деятельности, по B.C. Ледневу, составляют следующие компоненты: вся реальность, системы, структуры; самоуправляемые системы; человек, живая природа; Земля; неживая природа; вещество; техника и технология. Он на основе этого определяет обязательные общеобразовательные учебные предметы совокупно на разных ступенях обучения. К ним относятся, по его мнению:

1) родной язык и литература;

2) государственный язык;

3) иностранный язык;

4) философия, в том числе — этика;

7) системы, структуры (сюда входили и математика);

8)самоуправляемые системы (кибернетика, информатика);

9) физика и астрономия;

10) вещество (химия);

11) Земля (георрафия и экология);

12) живая природа;

15) физическая культура.

Он замечает, что это “перечень общеобразовательных обязательных предметов в его максимальном выражении”. Большинство из них изучается в общеобразовательной школе, а некоторые к тому времени (1991) не вошли еще в учебный план (кибернетика, антропология и этика).

Следует отметить, что антропология раскрыта неполно (как биология и психология человека). В предлагаемые предметы не вошла экология. К настоящему времени факультативно или как обязательный учебный предмет изучается этика в специализированных классах и учебных заведениях (гимназиях, лицеях).

Разумеется, это всеохватный абрис глобальных направлений, характеризующих содержание общего образования. Содержание затем конкретизируется в зависимости от ступеней обучения в отдельных учебных предметах и их программах. Источники содержания образования. Откуда же берется содержание образования? Каковы его источники? Их несколько. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин к ним относят культуру, виды деятельности, логику развертывания каждой деятельности, средства и организационные формы обучения . Результаты познавательной деятельности сконцентрированы в науке. Значит, в частности, она составляет важнейший источник содержания образования. Но общечеловеческая культура, в том числе и наука, не могут быть представлены в полном объеме в содержании общего образования. Для изучения даже части культуры не хватило бы всей жизни человека. Есть факторы, которые влияют и на объем, и на характер отбираемого содержания. Те же ученые-дидакты в числе таких факторов указывают:

а) потребности и цели общества;

б) законы и закономерности учебной деятельности;

в) интеллектуальные возможности самих учащихся, так сказать, пропускную способность воспринимающих систем ученика;

г) в конкретном процессе обучения таким фактором безусловно выступает и сам учитель.

В этом направлении надо продолжать поиски. Названные факторы можно бы сравнить с фильтрами (или решетами), имеющими ячейки разных размеров, через которые одни фрагменты содержания проходят, а другие — нет, отсеиваются и, следовательно, в дальнейшем в содержание обучения не войдут.


До сих пор мы говорили об общем образовании. Его реальная ценность состоит не только в том, что совершенствуется эрудиция личности, расширяется кругозор и повышается ее культура. Общее образование пролагает путь к профессиональному (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предпочитают его называть специальным). Иначе говоря, сегодняшний школьник завтра станет трудящимся какой-либо отрасли производства или сферы обслуживания, работником-профессионалом конкретного (сельскохозяйственного, промышленного, строительного) предприятия. А профессиональное образование имеет опору на общее. Но между общим и специальным (профессиональным) образованием есть еще промежуточное звено: политехническое образование.

Подробнее остановимся на его содержании.

В него входят знания о главных отраслях производства: о промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, энергетике, транспорте и связи; о различных сферах экономики страны, отраслях материального производства и непроизводственной сферы; об организации управления народным хозяйством. Следует дать знания учащимся о трудовой и преобразующей деятельности человека, о профессиональном труде, экономических и производственных связях предприятий.

Учащиеся должны иметь представление о средствах и орудиях труда, о технике и производственной технологии, различных видах сырья и материалов, основных принципах и способах их обработки. Школьников надо учить пользоваться простейшими орудиями труда, распространенными измерительными приборами и инструментами. Кроме того, в школе им предстоит овладеть некоторыми несложными трудовыми умениями.

Политехническому обучению учащихся общеобразовательной школы придавалось большое значение в советский период. Проводились многочисленные научные и практические конференции, методические семинары на разных уровнях. Считалось, что политехническое обучение не сводится к изучению какого-то отдельного учебного предмета. Его содержание раскрывается во многих предметах, которые получили название предметов политехнического цикла: физика, химия, математика, биология, география, черчение, машиноведение, уроки труда. В этом смысле политехнизм рассматривался как принцип обучения. B.C. Леднев полагает, что политехническое обучение сводить лишь к принципу неправильно. Должны быть самостоятельные учебные предметы по политехнизму с собственным содержанием и другими дидактическими атрибутами, например, машиноведение, электротехника и т.п.

Политехническому обучению сопутствует в старших и особенно выпускных классах профессиональная ориентация учащихся, подготовка их к выбору профессии.

В последние годы, к сожалению, внимание и теоретиков, и практиков к политехническому обучению ослабло, что совершенно ничем не оправдано.

Содержание специального образования определяется профессией, приобретаемой учащимися в профессиональном учебном заведении разного уровня и типа: профессионально-технических училищах (ПТУ), средних специальных и высших учебных заведениях. В них сочетаются общеобразовательные учебные предметы и курсы с профессиональными.
По специальностям производственного цикла в содержание обучения включается материал политехнического характера. Исходными практическими документами при определении содержания обучения конкретным профессиям служат квалификационные характеристики и профессиограммы соответствующих специальностей.

3.Современные модели концепции содержания образования

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Возникает необходимость обращения к имеющимся концепциям содержания для того, чтобы определить их соответствие целям личностно ориентированного образования.

Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них лежат определенные представления о месте и функциях человека в мире и в обществе. Истоки противостояния демократии и гуманизма, с одной стороны, и авторитарных позиций с другой, в конечном счете, восходят к разному пониманию этих функций. Человек -- цель или средство, государство для него или он для государства? Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в сторону понимания человека как средства, а не цели общественного развития с неизбежностью уводит от гуманизма. В связи с этим рассмотрим три концепции содержания образования, которые появились в нашей стране в разное время, с точки зрения их соответствия современным представлениям о человеке и его становлении

В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры. Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимися к тем же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания, умения и навыки по языкам, математике, физике и другим учебным предметам. Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно.

Название работы: Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский)

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования М.Н. Скаткин И.Я. Лернер В.В. Краевский. Стандартизация образования. Психологопедагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебн

Дата добавления: 2013-03-25

Размер файла: 71 KB

Работу скачали: 220 чел.

Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский). Стандартизация образования. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебный план и его компоненты. Межпредметные связи в содержании образования

В процессе обучения реализуется содержание образования (СО), которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся для полноценного функционирования в обществе ( знаниево-ориентированный подход).

Однако при таком подходе к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Согласно этому подходу содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева и др.

В свете этой концепции СО состоит из четырех структурных элементов (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  1. опыта познавательной деятельности , фиксируемой в форме ее результатов – знаний;
  2. опыта репродуктивной деятельности , фиксируемой в форме способов ее осуществления – умений и навыков;
  3. опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  4. опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Источниками формирования содержания школьного образования является культура, или социальный опыт, переработанный с точки зрения науки. При формировании СО учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований, интересов.

Основанием для отбора СО служат общие принципы и критерии .

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским:

  • принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост;
  • принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания образования. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного тана;
  • принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация , которая вызвана двумя обстоятельствами:

  1. необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений;
  2. обусловлена задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В законе РФ "Об образовании" устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный (нормативы по всей России), национально-региональный (учет национально-региональных особенностей) и школьный (специфика отдельно взятого образовательного учреждения) компоненты.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает описание содержания образования на каждой из его ступеней, требования к минимально необходимой подготовке, максимально допустимый объем нагрузки по годам обучения.

Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что означает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме (решать те или иные задачи, излагать, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию, сравнивать те или иные объекты и т.д.). Компетентностный подход к обновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе следования школы и профессионального образования за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.

Государственные образовательные стандарты отражены в следующих нормативных документах:

  • учебный план;
  • учебная программа;
  • учебная литература.

Учебный план (УП)– нормативный документ, направляющий деятельность школы.

УП общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

  • базисный УП (БУП) РФ,
  • примерные типовые федеральные и региональные УП,
  • УП конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

БУП как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой. Примерный федеральный УП утверждается Федеральным агентством по образованию.

Региональный БУП разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается ФА по образованию.

УП школы разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существует два типа учебных планов школы:

  • собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного БУПа на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);
  • рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В структуре УП выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника, и вариативная часть , обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности

Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в УП любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

обязательные занятия по выбору (вариативная часть);

факультативные занятия (вариативная часть).

В УП выделяются следующие компоненты:

  • федеральный (инвариантный) – обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия).
  • национально-региональный (вариативный) – обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).
  • школьный (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) – отражает специфику конкретного образовательного учреждения и позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и УП, что в соответствии со ст.32, п.2 Закона "Об образовании" является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Учебный план средней школы содержит в себе такие сквозные линии образования, как фундаментальное и технологическое . Они по-разному отражаются в учебном плане в зависимости от типа школы и ступени обучения. Фундаментальная составляющая, основой которой является общенаучная и общекультурная подготовка учащихся, с наибольшей полнотой реализуется в начальной и основной школе. Технологическое образование в школе представляет собой допрофессиональную общетрудовую подготовку.

БУП общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

  • продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
  • недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
  • максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
  • итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Решающая роль в повышении продуктивности преподавания принадлежит систематической и плановой реализации межпредметных связей. Реализация межпредметных связей предполагает установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, построение и отбор материала, исходя из общих целей образования и оптимального учета учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Читайте также: