Экономические опасности в молодежной среде и особенности защиты от них доклад

Обновлено: 30.06.2024

Реальность такова, что каждое общество без исключения сталкивается с определенными опасностями, которые таит в себе окружающий мир. Они имеют различные источники происхождения, отличаются по своему характеру и интенсивности, но их объединяет то, что в случае их игнорирования последствия могут быть катастрофическими. Даже самая незначительная на первый взгляд социальная угроза может привести к народному бунту, вооруженным конфликтам и даже к исчезновению страны с карты Земли.

Согласно С. И. Ожегову, опасность – это возможность наступления чего-то плохого, какого-либо несчастья.

Такая дефиниция является весьма условной и не раскрывает всей комплексности рассматриваемого понятия. Для всестороннего анализа необходимо дать термину более глубокое определение. Опасность в широком смысле можно трактовать как реальные либо потенциальные явления, процессы или события, которые действительно могут нанести вред каждому отдельному индивиду, определенной группе людей, всему населению конкретной страны или мировому сообществу в целом. Этот вред может выражаться в виде материального ущерба, разрушения духовных и нравственных ценностей и принципов, деградации и инволюции общества.

социальные опасности

Объект и субъект опасности

Рассматривая опасности, необходимо принимать во внимание взаимодействие их субъекта, с одной стороны, и объекта - с другой.

Субъектом является ее носитель или источник, в качестве которого выступают индивиды, социальная среда, техническая сфера, а также природа.

Объекты, в свою очередь, это те, на которых распространяется угроза или опасность (личность, общественная среда, государство, мировое сообщество).

определение опасность

Классификация опасностей

На сегодняшний день насчитывается около 150 наименований потенциальных опасностей, и это, по мнению некоторых авторов, далеко не полный список. Для того чтобы разработать наиболее эффективные мероприятия, которые бы предотвратили или, по меньшей мере, снизили бы их негативные последствия и отрицательное влияние на человека, целесообразно провести их систематизацию. Классификация опасностей – это одна из центральных тем обсуждения специалистов. Тем не менее, многочисленные горячие споры вплоть до настоящего времени не принесли ожидаемых результатов – общепринятую классификацию так и не удалось разработать.

Согласно одной из наиболее полной типологии, существуют следующие виды опасностей.

В зависимости от природы происхождения:

  • естественные, обусловленные стихийными явлениями и процессами, особенностью рельефа, климатическими условиями;
  • экологические, обусловленные любыми изменениями, происходящими в природной среде, которые негативно сказываются на ее качестве;
  • антропогенные, возникающие в результате деятельности человека и его непосредственного влияния на среду обитания путем использования различных технических средств;
  • техногенные, возникающие в ответ на производственно-хозяйственную деятельность людей на объектах, относящихся к техносфере.

По интенсивности различают:

По масштабу охвата выделяют:

  • локальные (в пределах конкретной местности);
  • региональные (в пределах конкретного региона);
  • межрегиональные (в пределах нескольких регионов);
  • глобальные, затрагивающие весь мир.

По длительности отмечают:

  • периодические или временные;
  • постоянные.

По восприятию органами чувств человека:

В зависимости от количества людей, подверженных опасности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • массовые.

источники опасности

Что можно сказать о классификации социальных опасностей

Угрозы многочисленны, что обуславливает необходимость их упорядоченности. Общепринятой классификации на сегодняшний день не существует. Вместе с тем одна из наиболее распространенных типологий отмечает следующие виды социальных опасностей.

  1. Экономические – нищета, гиперинфляция, безработица, массовая миграция и др.
  2. Политические – сепаратизм, чрезмерное проявление национализма, шовинизм, проблема национальных меньшинств, национальные конфликты, экстремизм, геноцид и др.
  3. Демографические – рост огромными темпами населения планеты, незаконная миграция, достигающая в настоящее время ужасающих масштабов, перенаселение в одних странах, с одной стороны, и вымирание наций, с другой, так называемые социальные болезни, к которым относятся, к примеру, туберкулез и СПИД и др.
  4. Семейные – алкоголизм, беспризорность, проституция, домашнее насилие, наркомания и др.

Альтернативная классификация социальных опасностей

Их можно классифицировать и по ряду других принципов.

По природе бывают социальные опасности:

  • воздействующие на человеческую психику (случаи шантажа, вымогательства, мошенничества, воровства и др.);
  • относящиеся к физическому насилию (случаи бандитизма, рэкета, террора, разбоя и т. д.);
  • порожденные хранением, употреблением и распространением наркотических или иных психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табачной продукции, запрещенных курительных смесей и т. п.);
  • возникающие преимущественно в результате незащищенных половых актов (СПИД, венерические заболевания и др.).

По полу и возрасту различают опасности, характерные для:

  • детей;
  • подростков;
  • мужчин/женщин;
  • людей преклонного возраста.

В зависимости от подготовки (организации):

Знать виды опасностей важно. Это позволит своевременно принять меры для их предотвращения или быстрой ликвидации.

Источники и причины возникновения социальных опасностей

Здоровью и жизни людей могут угрожать не только природные опасности, но и социальные. Уделять внимание следует всем видам, так как их игнорирование может привести к плачевным последствиям. Источники опасности принято еще называть предпосылками, главными из которых являются различные происходящие в обществе процессы социального и экономического характера. Эти процессы, в свою очередь, не спонтанны, а обусловлены действиями человека, то есть его поступками. Те или иные поступки зависят от уровня интеллектуального развития человека, его предубеждений, нравственных и моральных ценностей, совокупность которых в конечном итоге определяет и вырисовывает его линию поведения в семье, группе и социуме. Неправильное поведение, а вернее девиантное, является отклонением от нормы и создает реальную угрозу для окружающих. Таким образом, можно утверждать, что несовершенство человеческой природы – один из важнейших источников социальных опасностей.

Зачастую причины социальных опасностей, волнений, перерастающих в конфликты, кроются в нужде или недостатке чего-либо. К ним относятся, например, патологическая нехватка денег, отсутствие адекватных условий для проживания, недостаток внимания, уважения и любви со стороны близких и родных людей, невозможность самореализации, непризнанность, постоянно усугубляющаяся проблема неравенства в обществе, игнорирование и нежелание властей понять и решить сложности, с которыми ежедневно сталкивается население страны и т. д.

социальные опасности бжд

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными источниками опасности являются:

  • процессы, а также явления, которые имеют природное происхождение;
  • элементы, составляющие техногенную среду;
  • поступки и действия человека.

Причины, из-за которых некоторые объекты страдают в большей степени, а другие не страдают вообще, зависят от специфических свойств этих объектов.

В чем заключается социальная опасность преступности?

Цифры, демонстрирующие ежегодный рост преступности в мире, просто поражают воображение и невольно заставляют задуматься о смысле жизни. Жертвой неправомерных, насильственных действий может стать каждый человек, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и вероисповедания. Здесь скорее идет речь о случае, а не о закономерности. Осознавая всю серьезность положения и ответственность, которую несут за жизнь и здоровье детей взрослые, они пытаются максимально подробно объяснить своим чадам, в чем социальная опасность преступности, чем может обернуться небрежность, чрезмерная самоуверенность или легкомысленность. Каждый ребенок должен осознавать, что преступление – это осознанное деяние, направленное против одного человека или группы лиц. Оно является общественно опасным, а преступник, совершивший злодеяние, обязан понести соответствующее наказание.

в чем социальная опасность преступности

Основные виды социально опасных преступлений

Преступления, бесспорно, представляют собой серьезные социальные опасности. БЖД (безопасность жизнедеятельности) отмечает следующие наиболее распространенные преступления, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду: террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование.

Террор – насилие с применением физической силы вплоть до летального исхода.

Мошенничество – преступление, суть которого заключается в завладении чужим имуществом посредством обмана.

Разбой – преступление, целью которого является также завладение чужим имуществом. Однако в отличие от мошенничества, разбой предполагает применение насилия, опасного для здоровья или жизни людей.

Шантаж – преступление, которое предполагает угрозу разоблачения какого-либо лица с целью получения от него различного рода материальных либо нематериальных благ.

Изнасилование – преступление, которое представляет собой насильственный половой акт, во время которого жертва находится в беспомощном состоянии.

виды опасностей

Краткая характеристика основных видов социальных опасностей

Напомним, что к социальным опасностям относятся: наркомания, алкоголизм, венерические заболевания, террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование и др. Рассмотрим эти угрозы общественному порядку подробнее.

к социальным опасностям относятся

Защита от социальных опасностей

В своей повседневной жизни человек неизбежно сталкивается с теми или иными угрозами. Сегодня мы рассматриваем социальные опасности. БЖД, то есть защита от них, является одной из важнейших функций любого государства. Чиновники, иные государственные деятели обязаны обеспечить безопасность населения, которое делегировало им право правления. В их непосредственные обязанности входит разработка и внедрение мер, а также профилактических мероприятий, целью которых является предотвращение или ликвидация различного рода опасностей. Практика показала, что игнорирование либо пренебрежение социальными угрозами приводит к тому, что ситуация в обществе значительно усугубляется, становится практически неуправляемой и переходит со временем в экстремальную стадию, приобретает черты и характеристики чрезвычайной ситуации. Повсюду подстерегают человечество социальные опасности. Примеры жизни наркоманов, алкоголиков, преступников должны всегда напоминать нам о том, что мы ответственны за происходящее вокруг и обязаны помогать по мере возможности нуждающимся и обездоленным. Лишь совместными усилиями можно сделать мир лучше.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное профессиональное образовательное учреждение

ОПАСНОСТИ ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЁЖЬ

Индивидуальный проект

по основам безопасной жизнедеятельности

Обучающийся1 курса группы ЭКТ-20 по специальности

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Зарецкий Алексей Сергеевич

Романович Денис Валерьевич

Оценка за проект_______________

Все актуальней встают проблемы современной молодежи в наше время. Во всем мире, да и в России, в частности, у молодежи, меняются приоритеты. Вместо того, чтобы быть добрыми честными и послушными, думать о семье, наше подрастающее поколение все чаще хочет выделиться за счет пагубных привычек, насилия и превосходства. Из существующих молодежных проблем особенно важными являются: аморальность в поведении, алкоголизм, наркомания, табакокурение, преступность или самоубийство, подмена жизненных ценностей.

Ранее, многие из этих проблем возникали в неблагополучных семьях, где детям не дают той ласки, той любви, в которой они так нуждаются. Но сейчас эти проблемы могут коснуться каждой семьи. Также на появление этих проблем может повлиять общество, окружающее ребенка. Ведь в этом возрасте молодежи хочется попробовать что-то неведомое, узнать, что будет после этого. Но часто последствия бывают очень страшными. Люди, которые в молодости попробовали спиртные напитки, табачные изделия, а ещё хуже наркотики, часто страдают из-за этого, потому что не могут отказаться от этих пагубных привычек, они не только сокращают им жизнь, но также делают ее мучительной. Вот почему нужно бороться с этими проблемами в первую очередь.

Цель проекта: Предостеречь студентов от нежелательных поступков и действий.

Задачи проекта:

1.Помочь учащимся получить достоверную информацию об опасностях, подстерегающих современную молодёжь и их влиянии на личность.

2. Разобрать причины, которые подталкивают к опасным поступкам

3.Формировать у учащихся понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.

4. Помочь сформировать активную жизненную позицию.

5.Способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

Объект исследования

Опасности для молодежи.

Предмет исследования

Изучение негативных факторов опасностей и причину их возникновения

Если эти опасности возникают по определённым причинам, то и есть выход из этой проблемы.

Теоретические (изучение литературы, интернет ресурсов по данному вопросу)

Вы знаете, что существует много вещей, на которые мы особо не обращаем внимания, не считая их опасными. Но они на самом деле могут очень сильно нам навредить: испортить отношения с другими людьми, ухудшить характер, нанести психологический и физический ущерб. Основными проблемами современной молодежи, опасностями, подстерегающими их являются алкоголизм, наркомания, преступность, курение, СПИД, субкультуры, секты, опасные игры.

Алкоголизм - это заболевание, наступающее в результате постоянного употребления спиртных напитков (в том числе энергетических напитков). Помимо того, что само состояние алкогольного опьянения зачастую толкает человека на безумные, подлые и некрасивые поступки.

К сожалению, многие юноши и девушки, начав употреблять спиртные напитки в раннем возрасте, потом уже не могут остановиться, что влечет за собой смертельное заболевание - цирроз печени. Данный орган просто разлагается под воздействием этанола, так как его жировые клетки претерпевают быстрый процесс перерождения, и его ткань приходит в состояние омертвения, тем самым нанося непоправимый вред молодому организму. От алкоголизма также страдает сердечно сосудистая система, страдает работа желудочно-кишечного такта, также среди подростков с алкогольной зависимостью развиты половые акты (которые могут привести к венерологическим заболеваниями: СПИД; Гепатитом B и C; ВИЧ инфекции), погибает иммунная система, и репродуктивная система у обоих полов близится к нулю (к примеру, у девушек, зависимых от алкоголя, рождаются дети с хроническими заболеваниями и смертельными заболеваниями.)

1.2. Наркомания

Наркомания - тяжёлое психическое заболевание, возникающее при систематическом употреблении наркотиков.

Во всем мире наркотики это самое опасные после алкоголя вещества, вызывающие сильную зависимость и имеющие тяжелые последствия для подрастающего организма. Наркотики полностью разрушают организм человека за очень короткий срок. Нарушается обмен веществ, организм лишается всех необходимых полезных микроэлементов. Как следствие, снижаются защитные функции организма, ослабленный иммунитет не способен защищать организм даже от самых лёгких видов инфекций окружающего мира. Развиваются болезни сердца, сосудов и половая дисфункция.

Влияние на сознание не менее страшно. Галлюцинации, нервные срывы, ломки, интеллектуальная деградация – ещё не полный список всех расстройств. Измененная психика толкает на насилие и суицид. До 80% самоубийств в мире совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Примерно такая же статистика и в криминальной сфере.

К тому же, жизнь наркомана крутится вокруг поиска и употребления новой дозы. Зависимый человек постоянно стремиться как можно большее удовольствие и увеличивает потребление. Рано или поздно, если наркоман не умирает раньше из-за отказа какого-либо органа, случается передозировка. Тем страшнее наркомания среди несовершеннолетних подростков, ведь на них влияние удваивается.

Современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии табака на здоровье. Некоторые из них утверждают, что наблюдают негативные последствия курения на своих знакомых курильщиках. Наиболее значимыми последствиями отрицательного влияния курения на здоровье считаются следующие:

1. ограничение физических возможностей (трудно заниматься спортом, танцами);

2. появление зависимости от табака (наиболее сильный негативный момент курения для молодежи заключается в том, что они объясняют свою невозможность отказаться от курения отсутствием воли);

3. проявление внешней непривлекательности (желтый цвет кожи, зубов и ногтей). Этот момент очень актуален для подростков, так как они придают большое значение внешнему виду (это связано с развитием процесса социализации подростков и появлением межполового интереса); Однако, несмотря на множество негативных сторон курения, оно, по мнению молодежи, имеет всего три, но очень веских положительных момента:

1. снятие напряжения (курение - хороший способ расслабиться, отвлечься от проблем);

2. возможность повысить собственный авторитет (в подростковой и молодежной среде курение воспринимается как признак взрослости; считается, что курящим легче найти себе компанию, чем некурящим);

3. сплочение группы (подростки считают, что курение сплачивает компанию; легче завязывается разговор; во время курения легче познакомиться с другими ребятами).

Никотин можно считать точно таким же наркотиком, как и гашиш, марихуану и героин. Всем абсолютно известно то, что именно курение является главной причиной развития рака легких и гортани, также причиной импотенции среди мужчин, и ухудшению детородных функций у женщин.

1.4. Преступность

Объединение подростков в уличные банды, приводит к тяжелым последствиям для общества. Подростковый бандитизм приводит к резкому росту криминала, многие моральные принципы и общественные законы рушатся и общество окатывает волна насилия (Убийства, грабежи, разбойные нападения, изнасилования). Подобное приводит к резкому росту смертность и демографическим обвалом (когда на 10 родившихся в день, приходится 100 убитых за этот же день)

1.5. Интернет - зависимость.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи.

Серьезной проблемой современной молодежи является компьютерная и телефонная зависимости. Компьютерная зависимость - патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.

Врачи считают, что Интернет-зависимость очень схожа с игровой, алкогольной и даже наркотической зависимостью

Интернет – виртуальная сеть, где можно найти любую информацию, но именно ее наличие, точнее факт ее неконтролируемости, так беспокоит многих родителей. И это понятно, ведь то, что могут найти любопытные дети, не всегда полезно для них: порнография, фильмы для взрослых, видеоролики, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия и жестокости.

Многие дети, общаясь в социальных сетях, выставляют свою личную жизнь напоказ. Они могут спокойно опубликовать такие данные, как телефон и домашний адрес, а это, согласитесь, в наше время небезопасно - мало ли, кто может зайти к ребенку на страничку.

Родителям необходимо контролировать, какие сайты посещает ребенок, чем именно он занимается, сидя за компьютером. Естественно, невозможно следить за собственным чадом 24 часа в сутки. Можно воспользоваться специальными программами, которые фиксируют передвижения ребенка в сети.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия физического здоровья.

Среди пользователей ПК выявлен новый тип заболевания — синдром компьютерного стресса (СКС), который проявляется головной болью, воспалением слизистой оболочки глаз, повышенной раздражительностью, вялостью и депрессией. Игра на компьютере зачастую вызывает психические сдвиги у подростков. Причина в том, что в виртуальной реальности он может убивать, превращаться в вампира, оборотня, супермена и т. д. Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни. И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы. Такие случаи уже были, о них все чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни.

Компьютерная игра с ее виртуальным миром во много раз опаснее для подростка, чем просмотр телевизора. Игрок с головой окунается в искусственную реальность. Таким образом он привыкает убегать и прятаться от жизненных проблем, вместо того чтобы решать их, и это неминуемо осложнит ему жизнь в будущем.

1.6. Субкультуры

Субкультура — это часть культуры того или иного общества, которая отличается от большинства отдельными признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д.

Тревогу стоит бить лишь в том случае, когда она заменяет все остальные сферы жизни и оказывает негативное влияние на психику подростка. Особую опасность представляют современные субкультуры, культивирующие депрессивный настрой, суицидальные наклонности, агрессию к окружающим.

Некоторые психологи делят молодежные направления на три вида: абсолютно безопасные, потенциально опасные и представляющие повышенную угрозу.

В некоторых течениях может пропагандироваться нетерпимость к определенным группам людей и жестокость (например, скинхеды отличаются расизмом и могут совершать незаконные действия, которые соответствуют их идеологии). При этом среди представителей субкультуры такое поведение является нормой, поэтому они могут не осознавать полной ответственности за свои поступки. Некоторые подростки начинают ощущать вседозволенность и попадают в неприятности. В этом случае влияние субкультур корректирует мировоззрение человека, настраивая его против других членов общества.

Субкультура как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Типы неформальных группировок. Специфический стиль поведения. Формализованные структуры жизни. Музыкальные молодёжные организации. Массовые организованные движения.

Все выше описанное можно приобрести при участии в таких группировках, где распитие алкоголя, наркомания, курение, а в некоторых даже бандитизм является чем-то нормальным и уважительным.

Есть еще одна опасность, которой могут подвергнуться подростки, это вовлечение в секту. Руководители таких организаций всячески стараются привлечь новых членов к себе, активно используя для этого методики психологического воздействия, даже гипноз.

1.8. Опасные игры

Чем руководствуются молодые люди, прыгающие по крышам, забирающиеся на высоченные вышки, гоняющие ночью на автомобилях, прыгающие с высоты, катающиеся на крыше поезда…?

Селфимания, молодые люди готовы идти на крайности, для того, чтобы опубликовать на своей странице в социальных сетях интересную фотографию. Часто они позируют в экстремальных местах и при экстремальных обстоятельствах. В своем стремлении сделать максимально зрелищную фотографию, для получения максимального количества лайков, подростки рискуют собственной жизнью и, к сожалению, все чаще ценой одной фотографии является человеческая жизнь

Проблема смертельных селфи стала настолько острой, что МВД РФ выпустило памятку под названием "Делай безопасные селфи. Крутое селфи может стоить тебе жизни", которая будет распространяться среди молодежи.

Скайуокинг (хождение по небу) - покорение самых высоких точек без специального снаряжения. Скайуокеры забираются на самые высокие объекты: крыши небоскребов, башни, мосты. Это им нужно для того, чтобы сделать крутые фотографии и насладиться ощущением свободы и полета.

Руфинг – прогулки по крышам, вооружившись фотоаппаратом или обычным телефоном с камерой, руферы готовы сутками бродить по чердакам и крышам снимать виды, открывающиеся с высоты. Они якобы ищут красоту, покой и вдохновение.

Диггерство – спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты, бомбоубежища и т.д.).

Вырастив ребенка до определенного возраста, многие родители расслабляются и дают детям полную свободу. Однако резкий гормональный взрыв, который приходится как раз на подростковый возраст, превращает даже самых домашних и послушных деток в строптивых бунтарей, которые иногда заводят себе весьма экстремальные хобби.

Мы рассмотрели причины разных опасностей, подстерегающих нашу молодежь.

Причины алкоголизма

1.Негативные отношения в семье

3.Подросток хотел уйти от своих внутренних (внешних) проблем с помощью алкоголя.

4.Подростку захотелось почувствовать себя более решительным и смелым.

Причины наркомании

1. Тесное общение с наркоманами

2. Со зависимость

3. Заниженная самооценка

4. Проблемы психического здоровья

5. Школьные неприятности

7. Неприятности дома

Причины курения

1.Желание не быть белой вороной перед курящими ровесниками.

2.Негативный пример из семьи

4. Реклама табачных изделий уверяющих в безопасности курения

Причины преступности

1. Проживание в неблагополучных районах

2. Негативный пример из семьи

3. Влияние со стороны ровесников, связанных с криминалом.

4. Проблемы в семье и желание вырваться из сложившейся нищеты

Причины вовлечение в субкультуры

1. Возможные проблемы в семье

2. Желание быть связанными с чем-то большими, получение новых связей.

Причины вовлечения в секты

2.Сомнения в жизни и желание получить ответы на гложущее разум вопросы.

3.Желание уйти от сложившихся проблем.

Причины участие в опасных играх

Желание почувствовать адреналин в крови при экстремальных ситуациях.

Причины возникновения компьютерной зависимости:

1.Отсутствие навыков самоконтроля.

2.Неумение самостоятельно организовывать свой досуг.

4.Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

5.Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

6.Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.

7.Низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.

8. Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

Чтобы уберечь своего ребенка от опасных групп и игр нужно знать:

1. Главная задача родителей – не потерять контакт с ребенком. Важно не запрещать, поскольку запретный плод сладок. Лучшее решение – интересная альтернатива, чтобы подросток понимал, что есть веселая и интересная жизнь.

2. Предложить альтернативные экстремальным, виды спорта: спортивную гимнастику, полеты на параплане, прыжки с парашютом, секция скалолазов и многое другое. В этом случае подросток получит все те же ощущения от хобби, но будет делать это под присмотром инструктора и с соблюдением техники безопасности, минимизируя риск для жизни и здоровья.

3. Объяснить и на собственном примере показать, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, увлечь ребенка интересным и полезным хобби (танцы, спорт, рисование и так далее).

4. Не стоит контролировать все действия подростка в социальных сетях, поскольку это может негативно сказаться на отношениях с ним. Нужно лишь просматривать его страницу через собственный аккаунт (быть в друзьях или подписчиках), чтобы видеть статусы, перечень групп, друзей и так далее.

5. Оценить серьезность ситуации. Бывает так, что подросток вовсе и не совершает безумных поступков с риском для собственной жизни, а просто является наблюдателем. Он может восхищаться умением своих друзей, но выступать исключительно зрителем.

6. Необходимо регулярно общаться с подростком, интересоваться его жизнью и принимать в ней непосредственное участие. Ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что плохо.


Объектом исследования является молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости. Целью исследования проблемы является изучение причин и попытка предложения путей решения проблемы молодежной безработицы в России. Понижение процента безработных среди молодежи отразится на социально-экономической стабильности страны, а повышение интереса к работе повысит качество труда, что положительно скажется на экономическом росте.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства, безработица, национальная безопасность, национальные интересы, экономическое развитие, социально-экономическое развитие.

Понятийный аппарат:

Молодежь ― социально-демографическая группа, которая выделяется на основании совокупности возрастных характеристик, проходит стадию социализации, усваивает общеобразовательные, культурные и профессиональные функции и подготавливается социумом к уяснению и исполнению социальных ролей взрослого [3,С.598].

Занятость — участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащая законодательству РФ и приносящая заработок или трудовой доход [11].

Трудоустройство — это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу [12, С.5].

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Это одна из самых важных социальных проблем [13].

Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов.

Анализируя национальные интересы согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, очевидно то, что главным приоритетом выступает человек — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Состояние общества и государства в целом определяет положение личности. Следовательно, национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [1].

Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития, науки, образования, культуры, качества и уровня жизни общества, человеческого капитала.

Угроза национальной безопасности, а соответственно и устойчивому социально-экономическому развитию — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [1].

Безработица является не просто индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных угроз социально-экономической стабильности современности. С одной стороны, при росте безработицы происходит снижение доходов населения, что вызывает спад потребления, и, в свою очередь, влечет замедление экономического роста и как следствие — обнищание населения. С другой стороны, массовая безработица среди молодежи углубляет социальные проблемы, которые могут проявляться в виде таких негативных последствий, как появление крупных социальных конфликтов, а также депопуляция населения, криминализация общества, наркомания, проституция и т. д. Каждое из названных явлений в обществе, проявляясь обособленно, таит значительную угрозу. Консолидировано эти процессы и явления могут привести страну к разрушительным последствиям. Такая масштабность от наступления данной угрозы экономической безопасности в социальной сфере явно позволяет её отнести к разряду особо крупных [2].

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов. Следовательно, для обеспечения национальной безопасности со стороны государства необходимо обеспечивать реализацию мер по поддержке трудовой занятости населения, контролю за соблюдением трудовых прав работников, совершенствовать систему защиты от безработицы, создавать условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями [1] и молодежи.

Рассмотрев и проанализировав статьи о молодежной безработице [6, С. 410–413; 7, С. 598–601; 8, С.172; 9; 10, С. 317–319], было выявлено, что проблема, несмотря на ее проработанность, все еще остается актуальной, ведь развитие технологий и мира в целом требует каждый раз нового подхода к проблеме безработицы.

  1. 15–18 лет — учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений, многие представители данной группы стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.
  2. 18–23 лет — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Данная категория так же не имеет достаточных навыков и профессионального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.
  3. 24–29 лет — молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе [3].

По данным об уровне безработицы в России опубликованным Росстатом в октябре 2019 года средний уровень безработицы по стране составил в августе 2019 года 4,3 % (без исключения сезонного фактора). Причем, среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля молодежь до 25 лет составляет 22,0 %. В России в настоящее время проживает почти 24,3 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет 16,5 % всего населения страны и около 35 % трудоспособного населения России, поэтому проблема молодежной безработицы остается актуальной и требующей отдельного внимания [5].

Интерес к данной проблеме обусловлен рядом обстоятельств, так например:

– молодежь наиболее восприимчива к изменениям, обладает способностью к легкой смене трудовых функций, огромными возможностями профессионального роста, умеет адаптироваться к нововведениям;

– длительное отсутсвие занятости молодых людей приводит к социальной апатии и социальному инфантилизму и является фактором роста преступности в молодежной среде.

Как особо важную, следует отметить проблему трудоустройства выпускников вузов, ее основными причинами мы считаем ряд факторов:

В этой связи огромное значение имеет выбор профессии выпускником школы, далеко не каждый может быстро и верно определить, какой вид деятельности ему интересен. Выбор специальности, по которой будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из наставлений родителей, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда. Если учащимся заранее объяснить в какой области они будут более востребованы как работники, это благоприятно скажется на будущей профессиональной реализации.

  1. Низкая конкурентоспособность молодых людей, обусловленная высокими затратами на их адаптацию и рисками работодателей при их найме. Многие работодатели скептически относятся к уровню компетентности молодых специалистов, а также проявлениям излишней эмоциональности и неустойчивого поведения, являющихся признаками социальной незрелости человека, недостаточного уровня социализации в обществе, и, при подборе персонала, делают выбор в пользу более опытных и взрослых работников. В конечном счете, эти оценки приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

Однако работодатели не учитывают гибкость и креативность молодого сознания, что часто положительно влияет на профессиональную деятельность.

Еще одной причиной низкой мотивации к труду является финансовая поддержка со стороны родителей и отсутствие обязательств перед кем-либо. Это ведет к тому, что, в конечном счете у молодежи создается иллюзия легкого получения благ. Молодежь не готова сталкиваться с трудностями, что ведет к разочарованию в выбранной будущей профессии. Гарантированность жизненной безопасности, социального и материального благополучия — вот основная жизненная ценность молодежи и ее ожидания.

  1. Рост технической безработицы. Технический прогресс, внедрение роботов и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различные отрасли экономики позволяет повысить производительность, а также качество продукции. Преимущества такого производства: высокая точность, снижение брака, возможность применения на вредном производстве, эргономичная конструкция, экономящая рабочее место. Недостатком же станет исключение участия человека в трудовой деятельности, это лишь увеличит уровень безработицы, что может стать причиной технической безработицы [14].

Рассмотрев проблему безработицы молодежи и выявив ее основные причины сформулируем необходимые современные пути решения данной проблемы:

1) Популяризация профессий, которые нуждаются в рабочем персонале, через организацию: ярмарок рабочих вакансий, временных рабочих мест для молодых людей, тематических семинаров, где раскрываются положительные стороны профессий для будущих выпускников школы. Реализация таких программ позволит молодому поколению получить знания о преимуществах востребованных профессий и специальностей, позволит качественнее подходить к выбору места будущего обучения и как результат — решение проблем профессиональной ориентации молодежи и недостатка кадров.

2) Целевое распределение выпускников по предприятиям страны, как это реализовано в ведомственных образовательных учреждениях, таких как военные училища, университеты МВД и так далее. Данная мера — это гарантия занятости выпускника, молодого специалиста.

Направляясь на конкретное место работы, получают необходимый профессиональный опыт и стаж. По окончании обязательного срока работы, молодой человек может либо продолжить трудиться в данной сфере, не опасаясь, что работодатель уволит его, уже опытного специалиста, либо выбрать другую специальность, при этом подойти более осознанно к новому выбору.

3) В связи с развитием технологического прогресса, необходимо объединить трудовую деятельность человека с полноценным, развитым искусственным интеллектом.

Наряду с внедрением робототехники специалисты должны проходить переквалификацию. Вместо ручного труда они будут управлять роботизированным комплексом. Таким образом в данном вопросе подразумевается синтез деятельности человека и робота. И здесь, роботы должны выступать в роли посредников-наставников и стимуляторов, осуществляя помощь новичку в овладении профессией. Таким образом решится проблема нежелания работодателя принять на работу неопытного работника в связи с тем, что он не выгоден по сравнению с опытным специалистом.

В итоге мы получим:

– снижение возрастного порога вхождения молодого человека в профессию, что позволит даже подростку, не имеющему опыта работы, приступить к профессиональной деятельности;

– заинтересованность молодежи в выборе специальностей, востребованных рынком, что распределит трудовые ресурсы в различных сферах;

– активизацию роста микро- и макроэкономических показателей страны;

– снижение показатели уровня молодежной безработицы, тем самым будет нейтрализована угроза социально-экономической стабильности;

Таким образом, решение проблемы молодежной безработицы зависит от поддержки со стороны государственных и негосударственных структур. Только совместные действия всех видов и уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная безработица, национальная безопасность, молодежь, Российская Федерация, трудовая деятельность, молодой человек, Россия, рынок труда, социально-экономическое развитие, уровень безработицы.

Ключевые слова

занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства, безработица, национальная безопасность, национальные интересы, экономическое развитие, социально-экономическое развитие

Похожие статьи

Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы.

Молодежная безработица является серьезной социально-экономической проблемой, которая углубляется из-за несовершенства

Стабильное развитие молодежи — это стабильное развитие рынка труда. Рынок труда сталкивается с проблемой занятости среди молодежи.

Безработица молодежи как социальная проблема

Вступая в социально-трудовые отношения, молодой человек помимо профессиональной

Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности

Согласно данным официальной статистики, молодежная безработица в нашей стране.

Безработица среди молодежи как социальная проблема.

Незанятость среди молодежи на рынке труда является одной из главных социально-экономических проблем на рынке в современном российском обществе. Безработица среди молодежи является национальной проблемой, если учесть.

В статье рассмотрена сущность молодежной безработицы, выявлены особенности молодежной безработицы. Ключевые слова: безработица, безработный, молодежь, рынок труда.

Анализ занятости молодежи на российском рынке труда

Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, служба занятости, уровень безработицы, молодая, профессиональная ориентация. Молодёжь — это социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет).

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале.

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой соответствуют 16―29 годам.

Изучать и прогнозировать структуру и динамику молодежной безработицы, трудовые мотивации молодежи, своевременно выявлять и.

Уровень занятости молодёжи в условиях экономического.

Рынок труда является важнейшим социально-экономическим институтом, нормальное

Что будет предложено в условиях экономического кризиса, нарастающей безработицы

безработица, рынок труда, работа, уровень безработицы, РФ, Российская Федерация.

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

рынок труда, безработица, молодежь, молодежная занятость, государственная молодежная политика. Проблемы безработицы и занятости сельской молодежи как фактор устойчивого развития территории. Анализ государственной молодежной политики России.

Особенности положения молодежи на региональном рынке труда

Безработица среди молодежи как социальная проблема. В статье анализируется состояние молодежной безработицы на рынке труда, приведены

Трудоустройство молодежи как объект социального управления. Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи.

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Классификация видов опасных ситуаций социального характера. Возможные ЧС на территории России. Социальная опасность в современном мире. Преодоление и предупреждение детской беспризорности. Профилактика наркомании.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 40,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

по курсу: "Безопасность жизнедеятельности"

на тему: "Чрезвычайные ситуации социального характера. Виды и способы защиты"

Подобные документы

Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация производственных аварий по их тяжести и масштабности. Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, химически опасных веществ. Гидродинамические аварии.

презентация [1,1 M], добавлен 09.02.2012

Чрезвычайная ситуация как обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы. Понятие и специфика чрезвычайной ситуации экологического характера, ее последствия для человека.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 28.08.2010

Классификация чрезвычайных ситуаций естественного (природного) происхождения. Чрезвычайные ситуации: землетрясения, извержение вулканов, сель, оползни, ураган, буря, смерч, сильный снегопад, заносы, обледенения, лавины, наводнение, подтопление и др.

контрольная работа [36,0 K], добавлен 04.12.2008

Оценка индивидуального и социального риска при чрезвычайных ситуациях природного характера и организация мероприятий по защите населения при землетрясениях. Определение вероятности формирования источника чрезвычайной ситуации природного характера.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 19.04.2012

Причины, которые могут вызывать чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Опасность выпадения града. Последствия и негативные факторы засухи. Условия возникновения циклона. Защита от ураганов, бурь и смерчей, предупредительные мероприятия.

презентация [9,6 M], добавлен 16.11.2013

Виды стихийных бедствий и их возможные причины. Источники чрезвычайных ситуаций в природной сфере. Классификация опасных природных явлений. Инфекционная заболеваемость людей и сельскохозяйственных животных. Общее число жертв природных катастроф.

презентация [135,4 K], добавлен 21.06.2012

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций и сопутствующие им условия. Стадии действия факторов риска. Понятие и виды мошенничеств. Опасность и типы терроризма. Основной признак наркомании. Классификация инфекционных заболеваний. Факторы риска суицида.

Читайте также: