Что такое духовность доклад

Обновлено: 02.07.2024

Анализ научных публикаций, посвященных пониманию процессов развития и формирования личности, роли воспитания и образования, месту различных социальных институтов в них, убеждают в том, что данные процессы осмыслены с разных сторон в работах как зарубежных, так и отечественных философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов, и в определенной степени затрагиваются вопросы становления духовности, нравственности у подрастающих поколений.

В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Русская философия в отличие от западноевропейской всегда была ориентирована на логос, который подразумевает одухотворенность мира, поэтому проблема духовности человека - одна из основных в наследии отечественных философов.

Конец XIX - начало XX века характеризовались особым взлетом русской религиозной нравственной философии. Этот интерес к духовной жизни человека передала мыслителям великая русская культура и в первую очередь литература.

Во главу духовного становления Н.А. Бердяев ставил индивидуальную свободу личности. Ведь человек сам ответственен за созидание в самом себе добра, за свое духовное восхождение (при этом философ не отрицал роли воспитания).

Но самосозидание в себе духовного человека возможно, по утверждению Н.А. Бердяева, лишь в творчестве.

Н.А. Бердяев полагал, что духовность не может быть исключительным направлением энергии человека на самого себя, она должна направляться на других людей.

Н.А. Бердяев выделял несколько типов духовности:

- христианская (православная, католическая);

- вне христианская (мусульманская);

- всеобщие основы духовности (индусская, мистическая);

Новая духовность включает в себя все признаки, перечисленные выше.

Предметом нравственной (духовной) философии является понятие добра, которое единое, по его мнению, у всего человечества.

Основа общечеловеческой нравственности (духовности) базируется на чувстве стыда, жалости и благоговения по отношению к высшему началу.

Более того, B.C. Соловьев, подчеркивает, что человек существует достойно только тогда, когда подчиняет свою жизнь и свои дела нравственному закону и направляет ее к безусловным нравственным делам.

Среди истоков духовности И.А. Ильин называет чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. Но в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека он выделял веру и любовь.

Таким образом, практически все религиозные философы конца XIX - начала XX века считали, что духовная реальность проявляется в понимании Бога, а Бог, по их мнению, есть царство Истины, Добра, Красоты, Святости.

Именно с формированием духовности и нравственности, как показывает проведенный нами анализ, большинство представителей гуманитарных наук связывает выход человечества из нравственно-экологического кризиса. Поэтому с разных сторон они стремятся охарактеризовать изучаемую категорию. Это позволяет, в частности, В.В. Макееву прийти к ряду выводов:

- В новейшей литературе духовность раскрывается преимущественно как внутренняя интеллектуальная и нравственная сущность человека, как его непреходящая ценность, основной ориентир жизнедеятельности. Понятие духовности включает также религиозный аспект - олицетворение психических проявлений организма. Отечественные мыслители конца XIX - начала XX в. рассматривали духовность как божественную сущность в человеке и как обогащение разума научными ценностями, идеями добра и красоты.

- Ш.А. Амонашвили духовность раскрывает на основе новейших достижений естествознания, в связи с открытием торсионного поля, подчеркивая, что существует единство заключенных в человеке духовных и природных сил как проявление союза Неба и Земли, Души и Тела, как проявление Космоса в Микрокосмосе. Ученый утверждает, что ребенок в то же время есть неповторимая частица Целого, уникум среди уникумов. Поэтому духовно-нравственная сущность Ребенка устремлена к восхождению, а его природные силы имеют внутренний импульс к проявлению и созреванию.

Все это вместе взятое позволяет автору сделать обобщение, что духовность есть общечеловеческая ценность. Она представляет собою интегральное качество, обусловливающее целостность личности, высокий уровень ее развития. Низкий духовный облик людей, порожденный условиями НТР, способствовал возобладанию стремления к удовлетворению узко прагматических, меркантильных материальных потребностей, к увлечению наслаждениями. В сфере образования создался перевес в сторону увеличения знаниевого компонента в ущерб духовно-нравственному развитию личности. Необходимо усиление воспитания духовной, высоконравственной личности. Это воспитание должно включать обобщенное овладение ценностями и опытом, связанными как с материальным, так и с нематериальным существованием человека, как признание единства научного и религиозного, рационального и религиозного, земного и космического.

Соглашаясь с тем, что в толковании проблемы духовности, особенно ее истоков, нет единого мнения, а существуют достаточно полярные точки зрения, коллектив авторов считает, что правомерно говорить о двух разновидностях духовности: религиозной и светской. Их противопоставление, ставшее традиционным, серьезно нарушает единство и целостность духовного бытия человека, мешает преодолению аморальных явлений в современной жизни, тем более, что христианской и светской мысли общий интерес и общая задача - помочь человеку быть и стать человеком, осознать свое кровное единство с другими людьми и разделить ответственность за их судьбу.

Понятие духовности в этом источнике употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего, духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие. На этом духовность не исчерпывается, так как данное определение подчеркивает в духовном приоритет рационального, просветительского, то, что можно достичь образованием. Конечно, без всего этого неправомерно говорить о духовности, но и сводить ее только к этим качествам также нельзя. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию, чем сфера рациональности, рационального освоения мира. Главное в духовности не обретение знаний, не количество и не разнообразие их, а их смысл. Многознание не показатель духовности. Знания становятся духовными, когда они становятся осознанным средством постижения смысла внешнего и внутреннего мира человека, средством освоения высших ценностей, таких как истина, добро, красота. Духовность - это способность прочувствования, переживания смысла этих ценностей, внутренняя, непринужденная извне, готовность и возможность поступать, действовать в духе их требований. Духовность предполагает свободу личности. Формируя свою духовность, человек восходит, поднимается именно к этим идеалам и реализует их в своем жизненном пути. При этом он выходит за рамки узкоэмпирического бытия, преодолевает свой эгоизм, своекорыстие. Человек обретает совесть, т.е. наиболее высокую меру нравственности, которая определяет его духовный мир, духовную культуру. Люди больше различаются по духу, чем биологически и социально. Духовный мир человека более автономен и сокрытен, он имеет свои закономерности, которые трудно познаваемы.

Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и экзистенциальные ориентиры личности укоренены в системе над индивидуальных ценностей.

- пласт - бытийный (чувства, переживания, реальное состояние души);

- пласт - рефлексивный (поиск смысла и значения этих чувств, переживаний человека, их понимание);

Но духовный слой сознания - это та особая онтология, к которой психология прикасалась лишь изредка. Поэтому, как полагает В.П. Зинченко, констатируя его наличие, психологическая наука сегодня практически не имеет опыта его анализа.

В известной мере продолжая предыдущие рассуждения A.M. Столя-ренко отмечает, что, во-первых, изменение отношения к духовности аксиологическим (ценностным и мировоззренческим) ракурсом ее рассмотрения. Констатируя, что сознание человека имеет три составляющие (сознание окружающего, самосознание и духовное (трансцендентное) сознание), автор последнее понимает как расширяющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека, его конкретных личных задач и интересов, даже удовлетворяющихся морально и правомерно корректными способами.

Иными словами такое сознание характерно потребностью и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего человечества.

Таким образом, духовность в этом понимании - высший уровень культурного развития, характеризующий собственно человеческое в данном человеке, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной общественной жизни. Духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к молитве и религии - заключает свою характеристику данной категории A.M. Столяренко.

В.Т. Кабуш в азбуке гуманистического воспитания духовность определяет какдуховную сущность человека, противоположную его физической, телесной сущности, как внутренний, нравственный мир человека.

Критериями духовности является поведение человека, его отношение к самому себе, к окружающим людям, к труду, к любви, к обществу и Отечеству.

В соответствии с таким подходом, автор рисует портрет духовной личности. Это человек, у которого сформирована потребность в познании мира и самопознании; благородство души, бескорыстность, мировоззренческий поиск и понимание смысла жизни; стремление к добру и справедливости; потребность в красоте, понимание прекрасного; целостность внутреннего мира; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; постоянная готовность к работе над самосовершенствованием личности.

В.А. Караковский уточнял, что сущность такого явления, как духовность, точнее всего передается понятиями гуманность, человечность, доброта.

А.А. Коростелева под духовностью предлагает понимать идеальную потребность познания человеком сущности своего предназначения, в которой выражается стремление личности преодолеть конечность своего бытия, а также потребность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе единства красоты, добра и истины.

Мы склонны рассматривать духовность человека как синтетическую категорию, как тонкое и сложное единство многих качеств человеческой личности, как нечто, поддерживающее ее целостность.

Следовательно, можно говорить, что духовность - это идеальная потребность познания человеком сущности своего предназначения, в которой выражается стремление личности преодолеть конечность своего бытия, а также необходимость строить взаимоотношения с окружающим миром на основе единства свободы, любви, творчества, красоты, добра и истины.

Таким образом, мы определились в понятии духовность человека, сущность которой заключена в проявленности наличной (изначальной и полной) экзистенции посредством реальной (здесь и теперь) и возможной (теперь и там) экзистенций с ориентацией на Абсолютные ценности.

Таким образом, делает вывод исследователь, духовность реализуется в стремлении к смыслу жизни (С.Л. Франк, В. Франкл, Б.С Братусь, В.И. Слободчиков и др.). Исследование позволило сделать вывод, что психологическими основами субъективного духа человека является его способность к самотрансценденции (А. Маслоу, В.И. Слободчиков). Духовность есть ценностно-смысловое основание человеческого существования, реальность которого подтверждается тем, что его отсутствие низводит человека к уровню чисто биологического животного вида, к уровню живых организмов.

Наиболее продуктивными для теории воспитания духовности является, по ее мнению сам подход к человеческой жизни через призму ценностей (Б.С. Братусь, С.Л. Франк, В. Франкл, А. Маслоу и др.). В своих рассуждениях она обнаружила, что объективация ценностей приводит к тому, что они существуют в виде значений независимо от конкретного человека, однако, их присвоение в виде смыслов не просто является возможным, но и становится необходимым условием человеческого существования. Данное положение определено в исследовании как психологическое основание в воспитании духовности, поскольку нацеливает педагогов на организацию совместного поиска смыслов с учащимся. Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для различных людей, но для каждого он является единственным, неповторимым и истинным. От личности к личности, от ситуации к ситуации меняется смысл. В этом заключается его динамичность и оптимистичность, так как характеристики задаются социокультурным окружением, а его освоение демонстрирует человеку собственные потенциальные духовные силы существования.

Психологические основания развития духовности обнаруживается в душевно-когнитивной, ценностно-смысловой (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк) и деятельностно-волевой (В.П. Зинченко) сферах человека. Такой подход дал возможность автору сформулировать следующее определение восприятие конкретного смысла есть осознание возможности на, фоне действительности, т.е. осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации.

Если механизмы воспитания духовности подразделяются на объективированные - аксиосфера культуры и субъективные - аксиосфера личности, то оказание педагогической помощи в процессе самоопределения личности в мире объективированных ценностей и обретения на их основе личностных смыслов является педагогическим механизмом воспитания духовности школьников.

Условия успешности процесса воспитания духовности включают культуросообразное целеполагание, личностно-ориентированное образование, гуманитарно-творческое воспитание и субъектно-ориентированную диагностику.

В Словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой этика, мораль и нравственность представлены как синонимичные понятия. В то же время нравственность определяется как область сознания, ценностей, идеалов и связанных с ними практических поступков, при совершении которых человек к другому человеку относится, как к себе, а к себе - с точки зрения другого; качество личности, являющееся (наряду с интеллектуальностью, интеллигентностью и другими) определителем ее духовной культуры.

В известной мере, с этими выводами соглашается и В.Т. Кабуш, который, во-первых, подчеркивает, что нравственность, ее принципы - это не только и не столько способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. Так, в разряд нравственных качеств в разное время зачислялись, отмечает автор, политические (пролетарский интернационализм, патриотизм), социальные (коллективизм, общественный долг), идеологические (убеждение, подчинение), правовые (дисциплинированность, исполнительность). Однако этого, считает автор, явно не достаточно. В содержание нравственного воспитания необходимо включать и совесть, стыд, скромность, сочувствие, сострадание, милосердие, непримиримость к злу, любовь, ответственность за свои дела и слова. Следовательно, нравственность - духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение правил, определяющих поведение человека.

Примерно об этом же пишет в своем исследовании Т.А. Липаева. Она уточняет, что православные авторы под духовно-нравственным воспитанием понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств и качеств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Итак, если духовность - это обретение смысла, она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, нравственность является определителем духовной культуры личности, задающим меру и качество свободы самореализации человека, то под духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации.

В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания.

В дореволюционной, а позднее в советской педагогической литературе поиск воспитательной парадигмы шел в системе развертывания оппозиции социоориентированного и индивидуально ориентированного идеалов воспитания (Г.Б. Корнетов).

В первом случае воспитание рассматривается как педагогическое воздействие на ребенка, формирование у него жестко навязываемых качеств, соответствующих идеалам воспитателя.

Такой подход ставит ребенка в положение пассивного объекта и ведет к нивелированию личности, которой навязываются взгляды, убеждения, поведение, удобные той или иной социальной системе.

Развивающая парадигма рассматривает воспитание как помощь ребенку в его развитии, становлении внутреннего потенциала, причем обе стороны выступают равноправными субъектами процесса.

Подобный подход был широко представлен в отечественной педагогической литературе конца прошлого - начала нынешнего века в работах К.Н. Вентцеля Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, и других.

В отечественной педагогике советского периода подобного подхода придерживаются Х.З. Завадская, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, Л.В. Шевченко и другие.

Исследования, осуществляющиеся вне этого русла (Ю.В. Шаров), были исключением.

В настоящее время гуманистическая тенденция в области нравственного воспитания набирает все большую силу. Духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.

девушка гуляет на природе

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

девушка и дедушка улыбаются

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Духовность человека

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

девушка наслаждается природой

Что значит духовность

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

девочка весело кричит в поле

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Понятие духовность – это чаще всего вызывает у большинства людей ассоциацию с чем-то из области религиозных учений или же какими-то духовными обрядами, ритуалами. Данное слово не имеет ничего общего с нашей ежедневной рутиной. Казалось бы, что это уже давным-давно не актуально. Но если хорошенько подумать над тем, что, же такое духовность на самом деле, мы […]

Духовность – что это такое простыми словами

Понятие духовность – это чаще всего вызывает у большинства людей ассоциацию с чем-то из области религиозных учений или же какими-то духовными обрядами, ритуалами. Данное слово не имеет ничего общего с нашей ежедневной рутиной. Казалось бы, что это уже давным-давно не актуально. Но если хорошенько подумать над тем, что, же такое духовность на самом деле, мы придем к простому пониманию: что духовность это – способность жить в гармонии и покое. Отсутствие духовности в человеке – очень плохой признак.

Духовность - внутренний мир человека и гармония с самим собой

Духовность — это гармоничная жизнь телесного и душевного состояния человека. Духовный человек всегда открыт к добрым деяниям. Он не будет вредить окружающим людям, а только наставляет на путь истины

Такие люди не могут быть счастливы, так как в них нет никакого внутреннего баланса и гармонии с ментальным и реальным миром.

Для чего нужно духовное развитие

Люди должны чаще радоваться и испытывать чувства восторга, чтобы получить максимальную отдачу за все совершенные действия, чувствовать превосходство, и быть открытым к новым возможностям. Не стоит пренебрегать окружающими вас людьми.

Если часто поступать плохо, постоянно злиться и жаловаться на жизнь вероятность получить удовольствие снижается к нулевой отметке. Такие люди не чувствуют гармонии с окружающим миром, они все чаще замыкаются в себе, а потом становятся заложниками собственных чувств с негативным окрасом. (Смотрите таблицу чувств и эмоций ). Скорее всего, такой человек не сможет испытывать настоящего счастья.

духовное развитие и внутренний мир человека

Духовное развитие очень важный этап жизненного пути. Человек, у которого нет желания совершенствоваться обречен на постоянные муки и страдания. Обычно такие люди не могут добиться никакого успеха, и начинают сеять ненависть в окружающий мир

Духовное развитие дает превосходный шанс, чтобы ощутить большее количество положительных эмоций и просто радоваться жизни каждый день. Начиная путь просветления, каждый человек должен очистить себя от всех негативных затей и дурных помыслов. Внутренний мир позитивного человека позволяет получать вдохновение от всего, что происходит вокруг него. Благодаря духовному развитию, каждый из нас может создавать невероятные условия для собственной жизни, а так же для всех окружающих.

Духовность – это не просто слово, а настоящий образ жизни. Все действия должны быть направлены на благие цели. Побуждать человека к поступкам, которые приносят, положительный и полезный результат.

Духовный мир для человека — основа гармонии в жизни

Многим людям кажется, что жить в полной гармонии с окружающим миром не возможно, но это не так. Не смотря на все преграды и препятствия, которые встречаются на нашем жизненном пути, всегда есть возможность преодолевать их, и не останавливаться. При этом всегда оставаться в позитивном расположении духа, постоянно радоваться или восхищаться достижениями.

Наверняка и в вашем окружении есть человек, который придерживается духовных ценностей. Такие люди некогда не впадают в отчаянное состояние, они всегда готовы идти вперед и добиваться поставленных целей. Даже в те моменты, когда у них что-то не получается.

Когда среди серых будней видишь такого человека в своем окружении, все повседневные проблемы и рабочая рутина сглаживается. Духовный человек заряжает своей энергией позитива, всех вокруг и тебе становится не так тоскливо. Все вокруг начинают делать больше хороших и правильных поступков.

Когда коллектив наполняется позитивной энергией, когда все становятся добрее друг к другу, тогда образуется духовная жизнь окружающего нас общества.

духовный мир человека

Чтобы духовный мир человека соответствовал всем нормам и правилам духовности, необходимо хорошо работать над собственными ошибками. Для начала попробуйте разобраться в себе, и начните что-то менять, тогда вы и поймете всю силу данного учения

Духовность любого человека это не просто слово! В ней заключается гармония с самим собой и средой пребывания. Душа таких людей наполнена светом и любовью. В духовном мире нет таких чувств как:

  • Зависть;
  • Гнев;
  • Презрение;
  • Унижение;
  • Злость и т.д.

Во все времена, духовно нравственные каноны соблюдались благодаря правильному воспитанию, с самого детства. Духовная жизнь в современном обществе, способна привести все человечество к новым открытиям. Духовность — это путь каждого человека, который стремиться к созиданию и познанию неизведанных тайн бытия.

В мире добра нет негатива и неудач. Здесь каждый готов придти на помощь друг к другу. Никто не оставит в беде того кто нуждается в поддержке. Настоящий духовный мир человека, составляет в себе только положительные качества человека. Внутреннее состояние души таких людей очень уязвимо, так как эти люди всегда открыты для других. Они стараются избегать любых негативных событий по отношению к себе и окружающему миру.

Духовность — это такое определение внутреннего состояния души человека, которое всегда основывается на моральных и этических отношениях между людьми и окружающей средой.

внутренний мир человека, и его вера в себя

Не стоит слепо следовать религиозным писаниям или философским учениям. Каждый человек должен самостоятельно определять свои собственные границы, чтобы сделать этот мир более красочным и добрым. Не нужно становится религиозным фанатиком, потому что это приведет вас только к разочарованию и саморазрушению

Стоит учитывать, что духовное развитие может привести человека к необдуманным поступкам, которые в неосознанном состоянии и без всякого умысла, могут нанести вред собственному благополучию. Это касается тех людей, которые фанатично относятся к подобным учениям духовности. Конечно же, мы должны постоянно совершенствоваться, но полученные знания необходимо использовать с умом и осторожностью. Духовное развитие не должно становится инструментом для сокрытия своих комплексов или недостатков.

Главная задача не просто слепо следовать тому, что говорит какой-то лидер или верить всему, что сказано в религиозных писаниях. В первую очередь необходимо заглянуть в глубину своей души и найти все уязвимые места. Чтобы в дальнейшем защитить себя от несправедливости, злобы или ненависти, которыми окутан весь наш мир. На пути каждого человека встречаются преграды и препятствия, которые на первый взгляд невозможно преодолеть. Однако это ложное восприятие происходящего. На самом деле, в нашем мире нет ничего такого, что могло бы помешать сделать нашу жизнь веселее и полезнее.

Слово духовность, какое у него значение

На самом деле, так оно и есть!

Духовность и практика в духовный мир человека

Больше практикуйтесь, чтобы познать собственную душу. Только благодаря практике, можно всецело научиться контролировать свои эмоции и достичь во всем совершенстваУчение внутренней духовности человека, не предполагает ничего плохого. Как в религиозных писаниях, так и в различных научных работах известных философов. Духовный мир описывается, как что-то высокое и совершенное.

Следуя основным правилам и принципам, можно достичь максимального совершенства собственной воли и душевного состояния. Но стоит также учитывать тот факт, что в зависимости от национальных особенностей, в каждой стране, есть свои моральные принципы и правила. Исходя из этого, необходимо выделить основные сходства во всех писаниях и учениях. Концепция, которая заложена в понимании духовности везде имеет свои сходства.

духовность как внутренний мир человека

Духовный человек обретая гармонию со своим внутренним миром, начинает чувствовать себя более сильным и нужным для этого мира

Такое послание несут в себе все без исключения религии мира. Кроме тех случаев, когда в духовный мир начинают вмешиваться политические убеждения. Политики всегда пытаются воспользоваться любыми способами, чтобы достичь своей цели. Для них нет никаких преград и моральных принципов. Они умудряются достигать своих политических амбиций, и даже хорошо зарабатывать на обмане простых людей.

Что такое духовность для человека

Росток духовности

Необходимо провести большую работу над собой, чтобы духовный мир человека был сильным и крепким на протяжении всей сознательной жизни

Но, как уже было сказано выше, необходимо отобрать самое лучшее из всех учений и толкований. Нужно учитывать, что наш мир настолько разнообразен, что понимание добра и зла относительно.

Все вероисповедания настроены на то, чтобы сдерживать отрицательные чувства человечества. Везде говорится о смирении и покорности. Но это никак не сделает человека сильнее или умнее. Фундаментальные каноны и заповеди всех религий, направлены также на то, чтобы каждый мог выбирать для себя те основные принципы и закономерности, которые смогут привести нас к пониманию высшего разума.

Это не связано с материальными ценностями или благами народов, а простейшие инстинктивные побуждения, что приводят каждого живущего на земле человека, к состоянию умиротворенности и блаженства.

Их основная задача сделать этот мир как можно добрее и справедливее, чтобы все живые существа жили в гармонии друг с другом и взаимодействовали со всеми природными процессами.

Как достичь душевного равновесия

Если мы будем слепо следовать всему, что указано в священных писаниях, мы вряд ли сможем обрести того желаемого результата, к которому каждый из нас стремиться. Путь к идеальному духовному просветлению, лежит через преодоление собственных опасений и страхов. Дорога к самостоятельной осознанности очень длинная, но, тем не менее, каждый человек может пройти этот нелегкий путь за короткий промежуток времени. Когда другие, не смогут постичь простую истину и за всю свою жизнь.

Духовность и внутренне познание себя

Из всех учений о духовности человека, выбирайте только самую ценную информацию. Не в коем случае не следуйте всему что написано бездумно, ибо вы можете потерять разум

Идея духовного просветления заключается в том, что каждый человек, должен сам осознать всю серьезность и значимость праведных поступков. Ведь гораздо приятнее нести в наш прекрасный мир добро, благие намерения и помыслы. Особенно приятно становится в те моменты, когда ты чувствуешь отдачу от прилагаемых усилий. Тогда в нас открываются новые способности, наша душа становиться на много шире.

Как только ты начинаешь чувствовать, что достиг максимального уровня осознания, не спеши останавливаться и опускать руки. Ведь абсолютного познания достичь невозможно, ибо каждый сам выбирает критерии, по которым начинает оценивать свои поступки и помыслы. Однако базовых знаний вполне достаточно, чтобы приблизится к самосовершенствованию.

Чтобы начать действовать, достаточно поверхностного понимания духовности, а также немного терпения и упорства. Дальнейшие действия будут значительно продуктивнее. Помыслы и поступки дадут результат, который до недавнего времени вам мог казаться недосягаемым.

Однако не стоит расслабляться, так как работа над собой – это длительный процесс, который требует особого внимания. Дальше нужно углубляться все дальше, и определенных границ в саморазвитии не существует. Мы сами должны выбирать, на каком этапе можно остановиться. Или не останавливаясь двигаться дальше, чтобы получить максимально эффективную отдачу от прилагаемых усилий.

Что означает духовность и его развитие

Духовное развитие человека включает в себе несколько основных принципов, придерживаясь которых, человек стремиться к внутренней эволюции собственных качеств. Постоянное совершенствование внутреннего состояния собственной души, помогает одолевать все негативные чувства и эмоциональные проявления, такие как:

  • Зависть;
  • Злость;
  • Недовольство;
  • Ярость;
  • Ненависть;
  • Гнев;
  • Угнетение;
  • Подавленность;
  • Агрессия;
  • Страх;
  • Сомнение;
  • Неуверенность;
  • Замешательство и т.д.

Это далеко не весь перечень чувств и эмоций, который препятствует духовному развитию человека. Но не стоит забывать и о том, что положительные эмоциональные проявления, наоборот помогают развиваться и расти над собой.

Духовность и духовный мир человека во всех проявлениях

Понимание духовности для каждого из нас разное, но все же есть то, что объединяет все понятия для любого общества в независимости от религиозных убеждений

Для того чтобы обрести духовность необходимо понять несколько простых истин. В первую очередь, мы должны понимать, что духовность – это сочетание моральных и этических качеств одного человека или всего общества. Обретая духовное равновесие, человек получает комплексное понимание справедливости, учиться самопожертвованию.

Отсутствие духовной гармонии

Люди, в которых слабо развита духовная составляющая находится в стадии спящего режима. Такие люди не привыкли радоваться жизни, для них нет никаких моральных границ. Они полностью подчинены своим низменным инстинктам и страдают от собственного бессилия.

Человек, у которого отсутствует духовность, попросту существует без всякого смысла, жизнь таких людей наполнена горем и болью. Им не хочется ничего менять в своей жизни, они замкнуты для себя и других. Такое состояние души приводит человечество к самым скверным поступкам и деяниям.

Духовность и совокупность всех положительных качеств внутреннего мира

Необходимо на протяжении всей жизни идти к развитию своего духа и тела. Такая гармония внутри нас позволяет достигать наиболее высоких результатов

Для обретения духовного состояния, необходимо долго и тщательно работать над своими ошибками и пройти весь путь духовного развития. Это – огромная работа над самим собой.

Послесловие

Духовный человек обладает большим набором культурных и моральных ценностей, а его сознание намного больше развито и открыто, что другим людям становиться неловко находится рядом с просвещенным человеком. Проявление духовности можно увидеть, как в религиозных книгах и учениях, так и во многих культурных произведениях. Основное послание духовного просветления несет в себе гармоничность между человеческой душой и его телесной оболочкой. Такие люди всегда несут в этот мир только добрые дела и помыслы. Одним из сопутствующих проявлений духовной жизни, является обретение совести. Духовное состояние помогает всему человечеству жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.


Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Развитие духовности личности

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

Духовность

Существует несколько определений этого слова, и отличаются они в силу исходных моделей. Так в философии и психологии термин трактуется несколько иначе, чем в религии. Русскоязычных синонимов у этого слова нет. Их можно создать путём заимствования иностранных слов или изобретения русских.

Духовность

Сущность понятия в разных областях

Первоначально духовность соотносилась только с религиозно-философским понятием. С научной точки зрения — значительно позже. Ученые этот феномен определяли как изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке, показатель развития творческой личности.

В религии

Нет общего понятия духовности для всех религий. Этот термин может ограничиваться философскими и психологическими трактовками. Если смотреть извне религиозных систем, то смысл понятия будет разниться в зависимости от мировоззрения анализирующего. Аналогичное будет и при формулировке определения духовности членами этих религиозных систем на неофициальном уровне. Автор статьи считает, что в религиозном понимании — это связь с теми духовными существами, которым поклоняются последователи учения.

Оценочное отношение религиозных систем к духовности может в корне отличаться: то, что с православной (истинной) точки зрения считается отрицательным опытом, в других учениях признается положительным. Например, язычники, думая, что поклоняются богам, осуществляют поклонение бесам, ибо боги народов являются бесами, как пишет Псалмопевец.

Что значит в православии

В Православии к категории духовности относится всё непосредственно связанное с Богом, Ангелами, бесами и дьяволом. Это само общение ними; продукты культуры, и различного рода практики, которые изменяют состояние духа человека и влияют на сродство с вышеперечисленными. К этим практикам относятся в том числе производство и потребление продуктов культуры.

В основе православной духовности лежит борьба со страстями, стяжание добродетелей, общение с Богом в молитве и Таинствах. Это называется духовной жизнью.

Что происходит с душой после смерти

Испытание души после смерти

Степени духовности человека:
  • высокая/низкая — по уровню причастности к Духу Божию и исполненности Им;
  • истинная/ложная духовность или Божественная и бесовская;
  • бездуховность

Данное понимание непосредственно связано с духовностью как категорией.

Другое значение сего слова, не связанное напрямую с содержанием этой статьи — свойство, противоположное материальности: с православной точки зрения только Бог обладает абсолютной духовностью, ибо Он есть абсолютный Дух.

святой дух

Икона Святой Троицы Новозаветная. Лица Святой Троицы именуются: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждое Божественное Лицо является Истинным Богом, обладает всей полнотой Божественного Естества или Природы

В философии

В материалистической философии духовность понимается как расположенность людей к культуре, реализация и совершенствование творческих способностей, может включать в себя всё связанное с интеллектом. При этом понятия духа и души имеют дефиниции социального и индивидуального сознания, и духовность означает замену в человеке личных ценностей наиболее важными социальными, и следование этим новым ценностям.

В психологии

Здесь понимается направленность к высшим человеческим ценностям, которые образует основу личной мотивации. Чтобы достичь духовности, необходимо личностное дорастание до неё: переключение с эгоцентричного и обыденного на общечеловеческое и трансцендентное. Духовный человек с этой точки зрения присоединяется к энергиям созидания, находящимся над индивидуальностью общностей или высших сверхъестественных сил.

С точки зрения материалистической психологии духовность есть идеальная потребность познавать. Иногда с этой позиции под ней подразумевается потребность жить и действовать не для себя. Обычно сию потребность материалистическая психология относит к категории душевности.

Духовность

Три состояния человека

Другие значения

Понятие духовности можно наделить значениями совсем иного плана, имея в виду следующие феномены:

  • духовного настроя или каких-то неопределимых и неформулируемых метафизических свойств личности: несовместимость людей на этой почве, вызывающая затруднение общения, это отмечали схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский и игуменья Арсения (Себрякова);
  • эмоциональность и распространённость настроения: когда говорят о духе веселья, печали и т.д.;
  • метафизического устроения в мировоззренческом смысле: когда имеют в виду дух времени и т.п.;
  • состояние погоды: ветреность, дух в значении ветра;
  • обладание запахом: дух в значении запаха

Духовность и нравственность: в чем отличие

Нравственность — соответствие определённым моральным нормам, то есть тому, что считается правильным, ценностью.

Духовность — мотивируемая нравственность. Помимо общения с духовным миром есть ещё и продукты культуры, а также различного рода практики, которые изменяют состояние духа человека.

Православная нравственность, является духовностью, если практикующий её человек делает это осознанно ради спасения и/или ради Бога.

Духовность

Телесное, душевное и духовное. Отличие нравственности от духовности. Схема

Замена индивидуалистических ценностей общественными и следование высшим человеческим ценностям — соответствует категории нравственности. Духовность и нравственность суть различные категории, но может быть, что все аспекты человеческой жизни в той или иной мере относятся к духовности.

О духовной культуре: простыми словами

Духовная культура в православном понимании — проявление христианского мировоззрения. Сюда входят:

  • творения Святых Отцов;
  • документы Вселенских Соборов;
  • достижения научной, богословской и философской мыслей;
  • иконопись;
  • храмовая архитектура

Духовная культура в светском понимании – область деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или народу в целом. Воплощается в архитектуре, литературе и в другой творческой деятельности человека.

Народные традиции, обычаи – это тоже духовная культура.

Духовность

Чем материальная культура отличается от духовной. Таблица.

Светское искусство можно назвать духовной культурой, когда его суть вне материи. Например, литературное произведение хоть и находится на материальном носителе, является информацией. Носитель при этом — второстепенное, вспомогательное средство.

Светскую живопись следует относить к материальной культуре: там главную роль играет физическое воплощение идеи. Однако, полностью отделить материальное от духовного невозможно, как в православном, так и в светском понимании. Вся культура духовна в светской трактовке сего слова. Но будет большим заблуждением называть мирских писателей, поэтов, художников, деятелей культуры духовными людьми. Ведь духовность — это Богоподобие.

Русская духовность – что это?

Русская духовность может быть:

  • православной;
  • иноконфессиональной ;
  • инорелигиозной;
  • бесовской;
  • отсутствовать вовсе;
  • иметь различную степень выраженности

Этническая принадлежность здесь не играет никакой роли, ибо “во Христе нет ни эллина, ни иудея”.

Духовность

Со светской стороны проявление русской духовной культуры в её продуктах: фольклор в виде музыки и сказок, академическая музыка и научные открытия.

Ещё иллюстрация — русский менталитет, выражающийся, к примеру, в склонности к некачественному выполнению своих служебных обязанностей, в безразличном и даже враждебном отношении к ближним. Менталитет прямо зависит от степени воцерковлённости людей, от того, насколько они следуют православным нормам.

Чем религиозность отличается от духовности?

Религиозность ничем не отличается от духовности, при условии, что первая истинная, а не внешняя, то есть не обрядоверческая, подмена на которую осуществляется очень часто, что видно на примере Российской империи.

Чем душевный человек отличается от духовного?

Душевная сфера ориентирована на земное и занята им. Она является объектом психологии, которая иногда представляется даже атеистическими школами. Это психоэмоциональная составляющая человека, направленная на интеллектуальное, в том числе на науку и искусство.


Душевное и духовное. Схема

Услаждение созерцанием Божественных творений без духовных движений тоже относятся к душевности. Душевная часть вместе с телом составляют плоть. А плотское не всегда согласуется с духовным. Когда в человеке над духовностью значительно преобладает душевность и/или телесность, то он не расположен к спасительному Божественному.

Бог сказал Ною, что из-за недопустимого уровня плотскости людей Его Дух в них не пребудет. Он даже не назвал их плотскими, но сказал, что они являются плотью. Таково учение Церкви, которое основано на Библии. Оно высказано и Апостолом Павлом:

Из этого высказывания следует, что дух, духовность, важнее души.

В чем проявляется духовность личности

Прежде всего, в следовании православным духовным предписаниям ради спасения или, что лучше, просто ради Бога по сыновней любви к Нему и в явлении плодов осуществления этого — плодов Духа, любви. Всё это прямо отражается на мировоззрении и поведении человека.

Отрицательная духовность проявляется аналогично, когда вместо следования православным нормам личность вступает в связь с демоническим миром и исполняет его злую волю.


Примеры развития духовности

Яркими примерами развития духовности выступают святые:

  • Преподобная Мария Египетская: явила плоды аскетического покаяния чудотворением в виде хождения по водам Иордана, житием великой строгости в пустыне и получением могилы от лап льва;
  • Преподобный Исаак Сирин: великий подвижник сподобился уровня созерцательной жизни;
  • Преподобный Симеон Столпник: однажды прельстившись бесами, провел жизнь в аскезе на столпе, загноившейся раной на ноге кормил червей, явил плоды Святого Духа : стяжала Святого Духа через подвиг юродства;
  • Блаженная Матрона Московская: вела кроткую христианскую жизнь, перенося патологии здоровья; стяжала и явила плоды Святого Духа

Молитва Матроне Московской о помощи

Блаженная Матрона. Фотография 1952 года.

Значение для творчества

Бог наставляет Церковь через Своих духоносных чад и руководит Церковью через Вселенские Соборы. Через Святых Отцов толкуется Священное Писание, которое и сформировано Богом через пророков.

Есть ли критерии, по которым определяют уровень духовности?

Такие критерии существуют, но количественным образом духовность измерить невозможно. Однако стать причастным к благой духовности истинный христианин не только может, но и должен. Чем больше он стяжет Святого Духа, искореняя страсти и приобретая добродетели, тем выше уровень его святости.

Согласно Апостолу Павлу Плоды Духа, напрямую определяющие степень духовности, проявляются в:

  • любви;
  • радости;
  • мире;
  • долготорпении;
  • благости;
  • милосердии;
  • вере;
  • кротости;
  • воздержании;
  • отсутствии зависти;
  • непревозношении;
  • отсутствии гордости;
  • небесчинствовании;
  • неискании своего;
  • нераздражении;
  • отказе мыслить зло;
  • нерадовании неправде;
  • сорадовании истине;
  • всепокрывании;
  • надежде;
  • перенесении всего

Большая часть списка находится в нераскрытой форме, требующей святоотеческого толкования, и названное включает в себя все православные добродетели. Лишь некоторые Апостол выделяет отдельным положением.

При правильной духовной практике, признаком высокой степени духовности может быть образ жизни.

  • девство или разумное плотское воздержание между супругами;
  • страннолюбие;
  • нестяжание;
  • неукоснительное исполнение Заповедей;
  • постнические подвиги;
  • физические подвиги: ограничение сна, удручение тела веригами;
  • коленопреклонения;
  • небрежение о внешности;
  • юродство;
  • абсолютное, но разумное послушание: редкое явление, требующее наличия духоносных старцев.

Перечисленное может и не означать высокую степень духовности. Ведь если создать трудности телу, но при этом забыть о внутреннем трезвении, смирении, то усилятся и замучают душевные страсти — тщеславие, самомнение, гордыня, зависть, лукавство, гордыня, ненависть. Об этом предостерегает святитель Игнатий Брянчанинов.

Цель духовного делания – смирение, которое есть полное отсутствие высокомерия. Все добродетели должны рожать смирение, а иначе они бессмысленны. Достичь христианского совершенства — реально исполнить все евангельские заповеди — собственными силами невозможно, осознав это, человек смиренно обращается за помощью к Господу.

Плоды духовной жизни:

  • смирение;
  • искреннее желание всем блага — спасения;
  • болезнование сердца даже о врагах Истины;
  • дар рассуждения;
  • прозорливость;
  • способность к левитации и хождению по воде;
  • приручение диких животных;
  • неуязвимость для огня, яда и пр.;
  • врачевание недугов, воскрешение мертвых;
  • прочие чудеса

Примечание: некоторое из перечисленного здесь может быть не плодом аскетики, а просто даром по причине веры, как было в первые века, и/или мученичества.

Основа для духовной жизни человека

Для православного человека в основе лежат Божественные заповеди, канонических правила и авторитетное мнение святых отцов. Наиболее авторитетны те правила, которые не имеют разногласия среди святых отцов Церкви. Такое явление называется Consensus Patrum или по-русски — Согласием Отцов.

Но самое главное без чего невозможна духовная жизнь — это покаяние — источник, душа и цель молитвы. Иначе — духовная прелесть.

Законный путь вхождения в духовный мир — важнейший критерий правильной духовной жизни — это вИдение своей греховности, приобретение неложного, но истинного смирения. В Евангелии это состояние именуется нищетой духовной. Только на таком фундаменте можно получить истинное знание, если хотите: откровение. Господь его даёт не для удовлетворения любопытства, а для спасения… Но!… Христиан, способных прозреть душевными очами мир духов, даже в расцвет иночества было крайне мало. Ещё Макарий Великий, живший в IV веке, сетовал на это.

Что такое прелесть

Впадение в прелесть можно распознать по следующим признакам:

  • высокое самомнение;
  • мечтательность;
  • искание и переживание сладостных состояний, видений, прозрений

Всё это результат неправильных духовных опытов, молитвы без покаянного чувства.

Как человеку развить духовность

Придерживаться православных норм, которые содержатся в Заповедях, наработках аскетической науки, изложенных святыми отцами, а также канонических правилах. Под ними подразумеваются покаяние в виде борьбы со страстями и стяжании добродетелей, молитва, участие в жизненно важных Таинствах — Крещении, Причастии и Исповеди.

Признаки правильного духовного развития:

  • чувство покаяния;
  • смирение;
  • исполнение души страхом Божиим;
  • сознание собственной греховности и ничтожества

Проблемы бездуховности: вчера и сегодня

Бездуховность прямо определяет мотивацию людей на грех, любые нежелательные для православных и совсем антиправославные проявления, которые обычно выражаются в:

  • блуде;
  • хуле,
  • гонениях на Церковь;
  • антисоциальных явлениях, таких как рабовладельческий, фашистский, большевистский, другой человеконенавистнический строй

При этом присутствует вероятность замены бездуховности отрицательной и даже прямой сатанинской духовностью.

Роль духовности в современном обществе

Истинная православная положительная духовность – это путь и условие для спасения. Она делает жизнь окружающих её носителей людей приятной, если эти люди разделяют православные или так называемые общечеловеческие ценности. Любителем последних православная духовность в некоторых моментах может быть неприятной ввиду их расположения ко греху.

Духовность прямо определяет государственную модель и ее реальную реализацию в социальных отношениях всех видов и уровней. И, конечно, вечные ценности.

Духовные ценности:

  • смысл, цель жизни человека – единение с Богом;
  • нравственные заповеди, основанные на любви к человеку – образу Божию;
  • представление о человеке – со-творце Бога; именно так появились великие произведения живописи, архитектуры; а к XVIII в. – возникла наука

Алексей Мартышкин

Цитаты и высказывания

“Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я
не хочу, чтобы вы были в общении с бесами”

“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона”

“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”

Читайте также: