Доклад комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций мот

Обновлено: 27.02.2024

Международные нормы труда рассматривается как важнейший источник ТП, который открывает новые перспективы развития национального трудового зак-ва, приводя его в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами.

Под международно-правовым регламентированием труда следует понимать регламентирование трудовых и связанных с ним отношений с помощью международно-правовых средств. Выражением такого регламентирования являются нормы труда, закрепленные в международных актах. Акты могут быть приняты ООН, МОТ, региональными объединениями, а также в двусторонних соглашениях государств.

Среди субъектов важное место занимает МОТ (Международная организация труда), образованная в 1919г. МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющих 170 гос-в. Это единственное международная организация, в рамках которой представителем правительств, предпринимателей, трудящихся могут совершенно независимо и равноправно отстаивать свои позиции, то есть она строится на принципе трипартизма. На международном уровне МОТ осуществляет свою деят-ть через 3 основных органа:

Международная конференция труда – это высший орган МОТ. Состоит из представителей гос-в, членов МОТ. Созывается ежегодно. Каждое гос-во представлено 4 делегатами: 2 от правительства, 1 от предпринимателей и 1 от трудящихся. Неправительственные делегаты назначается правительством гос-в по соглашению с наиболее представительными организациями трудящихся и предпринимателей данной страны. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать в соответствии с инструкциями, полученными от своих организаций. Они вправе голосовать друг против друга и даже против точки зрения представителей правительства. Конференция - это форум, на котором обсуждаются соц и трудовые вопросы, принимаются международные нормы, утверждается бюджет и набирается административный совет.

Административный совет - это исполнительный орган МОТ. Он состоит из 56 человек – 28 делегатов от правительств,14 от предпринимателей, 14 от трудящихся. Представители предпринимателей и трудящихся сами избирают своих членов совета на 3 года. Административный совет избирает генерального директора международного бюро труда, принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет организации, который затем представляют на конференции для утверждения.

Международное бюро труда - это секретариат МОТ и центр всей деятельности. В МБТ занято около 1900 сотрудников, которые работают в Женевской штаб-квартире и в 40 отделениях во всем мире.

Официальной целью МОТ, в соответствии с Филадельфийской декларацией принятой в 1944г. и включенной в качестве приложения в устав МОТ, является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение экономической и социальной стабильности.

В указанном документе сформулированы задачи этой организации. Они сводятся к деят-ти, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Для выполнения своих задач МОТ использует 3 дополняющие друг друга метода:

разработка международных норм

осуществление контроля за их соблюдением

Помимо этого МОТ оказывает гос-вам технич помощь в проведении исследований в сфере труда и распространение информации.

За период с 1919 по 1995 было принято 175 конвенции и 182 рекомендации. Конвенции и рекомендации не обладают равной юр силой, но процедура их принятия одинакова. Их принятие предшествует обсуждение на 2 международных конференция (сессиях). Каждая конвенция обсуждается спец комиссией, сформированной конференцией, и должна быть принята (одобрена большинством 2/3 делегатов). Конвенция после ее ратификации не менее чем 2 гос-вами членами МОТ становиться международным соглашением и налагает обязательства как и на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее гос-ва. Но для каждого гос-ва – члена МОТ она приобретает силу с момента ратификации ее высшим органом гос власти.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем она представляет собой обращенные к гос-вам предложение, совет ввести соответствующие нормы в нац зак-во. Рекомендация ,как правило, детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положение конвенции, делает их более полными.




Доклады правительств о применении конвенции первоначально рассматривается комитетом экспертов. Он формирует замечания, относящиеся к правительствам конкретных гос-в и направляет им запросы. Комитет публикует периодические обзоры применения в различных странах конвенции МОТ. Уставом МОТ создан механизм рассмотрения жалоб на нарушение гос-вами обязательств по соблюдению международных трудовых норм. Каждая страна – участница организации имеет право падать на другое гос-во, члена МОТ, жалобу о несоблюдении ратифицированной ею конвенции. Такие жалобы могут подаваться нац организациями трудящихся, предпринимателей и международных организаций.

НПА МОТ распространяется не только на наемных работников, но и на предпринимателей, а в раде случаев относиться и ко всему населению.

По своему содержанию нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы:

осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда.

Относящиеся к обеспечению занятости, защиты от безработицы.

Регулирующие условия труда.

По технике безопасности и производственной санитарии.

Регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите.

Регулирование труда отдельных категорий работников.

Регулируeт сотрудничество организаций работников, нанимателей, государства.

РБ является членом МОТ с 1954, однако тесное сотрудничество началось с 1991. До этого периода наше участие в МОТ было формальным. В настоящее время разработана целая программа сотрудничества с МОТ. Она включает в себя консультации, семинары, оказание технической помощи по труду, разработку и реализацию совместных проектов.

На 1 января 1996 парламентом РБ было ратифицировано 45 конвенций. 6 конвенций были динансированы.

Субъектами международно-правового регулирования труда являются объединения гос-в, совет Европы, ЕС, СНГ.

Международные нормы труда рассматривается как важнейший источник ТП, который открывает новые перспективы развития национального трудового зак-ва, приводя его в соответствие с общепризнанными мировыми стандартами.

Под международно-правовым регламентированием труда следует понимать регламентирование трудовых и связанных с ним отношений с помощью международно-правовых средств. Выражением такого регламентирования являются нормы труда, закрепленные в международных актах. Акты могут быть приняты ООН, МОТ, региональными объединениями, а также в двусторонних соглашениях государств.

Среди субъектов важное место занимает МОТ (Международная организация труда), образованная в 1919г. МОТ является специализированным учреждением ООН, объединяющих 170 гос-в. Это единственное международная организация, в рамках которой представителем правительств, предпринимателей, трудящихся могут совершенно независимо и равноправно отстаивать свои позиции, то есть она строится на принципе трипартизма. На международном уровне МОТ осуществляет свою деят-ть через 3 основных органа:

Международная конференция труда – это высший орган МОТ. Состоит из представителей гос-в, членов МОТ. Созывается ежегодно. Каждое гос-во представлено 4 делегатами: 2 от правительства, 1 от предпринимателей и 1 от трудящихся. Неправительственные делегаты назначается правительством гос-в по соглашению с наиболее представительными организациями трудящихся и предпринимателей данной страны. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать в соответствии с инструкциями, полученными от своих организаций. Они вправе голосовать друг против друга и даже против точки зрения представителей правительства. Конференция - это форум, на котором обсуждаются соц и трудовые вопросы, принимаются международные нормы, утверждается бюджет и набирается административный совет.

Административный совет - это исполнительный орган МОТ. Он состоит из 56 человек – 28 делегатов от правительств,14 от предпринимателей, 14 от трудящихся. Представители предпринимателей и трудящихся сами избирают своих членов совета на 3 года. Административный совет избирает генерального директора международного бюро труда, принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет организации, который затем представляют на конференции для утверждения.

Международное бюро труда - это секретариат МОТ и центр всей деятельности. В МБТ занято около 1900 сотрудников, которые работают в Женевской штаб-квартире и в 40 отделениях во всем мире.

Официальной целью МОТ, в соответствии с Филадельфийской декларацией принятой в 1944г. и включенной в качестве приложения в устав МОТ, является установление прочного мира на основе социальной справедливости и обеспечение экономической и социальной стабильности.

В указанном документе сформулированы задачи этой организации. Они сводятся к деят-ти, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Для выполнения своих задач МОТ использует 3 дополняющие друг друга метода:

разработка международных норм

осуществление контроля за их соблюдением

Помимо этого МОТ оказывает гос-вам технич помощь в проведении исследований в сфере труда и распространение информации.

За период с 1919 по 1995 было принято 175 конвенции и 182 рекомендации. Конвенции и рекомендации не обладают равной юр силой, но процедура их принятия одинакова. Их принятие предшествует обсуждение на 2 международных конференция (сессиях). Каждая конвенция обсуждается спец комиссией, сформированной конференцией, и должна быть принята (одобрена большинством 2/3 делегатов). Конвенция после ее ратификации не менее чем 2 гос-вами членами МОТ становиться международным соглашением и налагает обязательства как и на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее гос-ва. Но для каждого гос-ва – члена МОТ она приобретает силу с момента ратификации ее высшим органом гос власти.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем она представляет собой обращенные к гос-вам предложение, совет ввести соответствующие нормы в нац зак-во. Рекомендация ,как правило, детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положение конвенции, делает их более полными.

Доклады правительств о применении конвенции первоначально рассматривается комитетом экспертов. Он формирует замечания, относящиеся к правительствам конкретных гос-в и направляет им запросы. Комитет публикует периодические обзоры применения в различных странах конвенции МОТ. Уставом МОТ создан механизм рассмотрения жалоб на нарушение гос-вами обязательств по соблюдению международных трудовых норм. Каждая страна – участница организации имеет право падать на другое гос-во, члена МОТ, жалобу о несоблюдении ратифицированной ею конвенции. Такие жалобы могут подаваться нац организациями трудящихся, предпринимателей и международных организаций.

НПА МОТ распространяется не только на наемных работников, но и на предпринимателей, а в раде случаев относиться и ко всему населению.

По своему содержанию нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы:

осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда.

Относящиеся к обеспечению занятости, защиты от безработицы.

Регулирующие условия труда.

По технике безопасности и производственной санитарии.

Регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите.

Регулирование труда отдельных категорий работников.

Регулируeт сотрудничество организаций работников, нанимателей, государства.

РБ является членом МОТ с 1954, однако тесное сотрудничество началось с 1991. До этого периода наше участие в МОТ было формальным. В настоящее время разработана целая программа сотрудничества с МОТ. Она включает в себя консультации, семинары, оказание технической помощи по труду, разработку и реализацию совместных проектов.

На 1 января 1996 парламентом РБ было ратифицировано 45 конвенций. 6 конвенций были динансированы.

Субъектами международно-правового регулирования труда являются объединения гос-в, совет Европы, ЕС, СНГ.

Международная организация труда (МОТ)

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный Совет

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

Всего Международной организацией труда было принято три декларации:

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года:

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Членство в МОТ – одной из старейших и ведущих международных организаций – позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, которые предусматривают различные формы взаимодействия Минтруда России, ФНПР и РСПП с МОТ в вопросах расширения возможностей занятости и создания рабочих мест в нашей стране, содействия учреждению безопасных условий труда и расширению социальной защиты, а также соблюдения международных трудовых стандартов и развития социального диалога (в настоящее время действует Программа на 2013-2016 гг.).

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 10 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии) и Грузию. С декабря 2012 г. Бюро возглавляет гражданка Болгарии Д.Димитрова.

По данным на конец 2015 г. в женевском бюро МОТ работают 6 российских граждан на постах специалистов. Такая кадровая квота в целом не соответствует размеру взносов России в бюджет Организации (в 2014 году 8,75 млн. швейцарских франков, в 2015 году взнос составил 9,282.797 млн. швейцарских франков).

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минтруда, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Важное значение для продвижения взаимодействия России и МОТ в плане расширения нашего участия в международных трудовых стандартах имела ратификация в 2010 г. четырех конвенций МОТ (№№ 132, 135, 154, 187). В Организации и среди международных профсоюзов это воспринято как свидетельство курса российского государства на построение социального государства.

Процесс подготовки к ратификации новых конвенций МОТ продолжается в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2013-2016 гг. В 2013-2014 гг. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 140 об оплачиваемых учебных отпусках, Конвенцию МОТ № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, Конвенцию МОТ № 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и Конвенцию МОТ № 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах.

В настоящий момент на межведомственном согласовании находится Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 139 о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах их профилактики рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 19 мая 2016 г., внесен в Госдуму и предположительно будет рассмотрен в ходе осенней сессии 2016 г..

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ при сохранении социальных гарантий населению на фоне развития мирового финансово-экономического кризиса, что полностью соответствует духу рекомендаций МОТ. Нашим интересам отвечает использование возможностей и опыта МОТ в таких вопросах, как формирование государственной политики занятости в условиях кризиса, борьба с бедностью, трудовая миграция, модернизация трудового законодательства, системы социально и пенсионного обеспечения, организация непрерывной подготовки и переподготовки кадров.

Стратегический курс на дальнейшее расширение сотрудничества России с Организацией был подтвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным в ходе его выступления на юбилейной 100-й сессии Международной конференции труда в июне 2011 г. В декабре 2012 г. в Москве прошла Международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций, которые были учтены профильными российскими ведомствами.

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

Заинтересованы в развитии взаимодействия в формате МОТ-БРИКС. Рассчитываем на экспертный потенциал организации при формировании социально-трудовой повестки дня объединения.

В рамках российского председательства в БРИКС в 2015-2016 гг. на полях июньской сессии МКТ был проведен ряд совместных с партнерами мероприятий по социально-трудовой тематике.

В январе 2016 г. в Уфе прошла первая в истории БРИКС встреча министров труда и занятости (25-26 января 2016 г., Уфа), где по приглашению российской стороны принял участие Генеральный директор МОТ Г.Райдер. В рамках мероприятия он выразил готовность со стороны секретариата МОТ и от себя лично оказывать техническую поддержку при разработке экономической политики странам БРИКС.

Читайте также: