Причины плохой коммуникации факторы затрудняющие адекватное восприятие в общении доклад кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психологических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального общения.

Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные), могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Конкретными психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

И.П. Скуратова обоснованно отмечает, что при изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения.

По данным И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставленных человеком целей.

Среди личностных образований, детерминирующих постановку целей, она специально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; её влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров.

Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно утверждает, что структура межличностного общения должна рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) коммуникации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также достаточно обоснованно различать трудности, имеющие мотивационную детерминированность, и трудности, возникающие из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию. Общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные аспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.

Будучи тесно связанными, мотивационные и инструментальные аспекты общения относятся, однако, к различным уровням, а это предполагает однонаправленную детерминированность низшего уровня высшим (инструментального мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние, операциональные аспекты коммуникативной компетентности и внутренние, глубинные, затрагивающие личностно-смысловые образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внешним, поведенческим.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влияют на обращение участников общения друг с другом.

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом.

Одним из проявлений неэффективности ориентировочной части коммуникации является субъективное ощущение непонимания партнера, невозможность создать его целостный образ и, значит, правильно строить свои действия.

В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановке общения, а это, в частности, должно опираться на понимание партнера и ситуации в целом.

Являясь следствием инструментальных трудностей, непонимание партнера отражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения к нему. Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми затруднено на инструментальном уровне, воспринимаются негативно.

Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой возрастной группе отличается своей спецификой.

Трудность общения, связанную с возрастным различием, иллюстрирует фрагмент психологически правдивого очерка Л. Васинского “Ветер отрочества”. Автор пишет: “Легко ли взрослому человеку понять подростка? Наверное, не всегда. Вообще понять, что другой человек есть другой человек – очень не просто, несмотря на кажущуюся очевидность и даже элементарность этой мысли. Да что другой человек?! Я думаю, что будь физически возможно устроить встречу 30-летнего человека с самим собой в 16-летнем возрасте, “у них” в беседе возникли бы немалые сложности. В иные моменты, допускаю, это был бы диалог в духе театра абсурда: каждый говорил бы о разном на языке своего возраста” (См.: Васинский А. Ветер отрочества // Неделя. 1976. № 11/835. С.14). …

С помощью исследования обобщены результаты педагогического общения будущих учителей и его трудности сведены к 3 основным группам: информационным, регуляционным, аффективным.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Регуляционные связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ним, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельным мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины. …

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Мы имеем в виду не разговорный язык народа, а язык давно работающих вместе технарей-профессионалов, или язык, сложившийся в уголовном мире, и т.п.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого они должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника не должно чрезмерно отличаться от знания этих прав и обязанностей другими участниками деятельности и их использования и исполнения на практике. …

Н.Г. Зима классифицировала психологические трудности общения в трудовой деятельности и выделила наиболее распространенные в этой сфере: коммуникативные – отсутствие или искажение информации как по горизонтали, так и по вертикали в трудовом коллективе, интерактивные – низкий уровень профессионального общения, проявляемый именно при совместном труде. С.В. Кривцова рассмотрела сложности общения в трудовой деятельности на примере сферы обслуживания, в которой она выявила избыток ролевого общения и дефицит межличностного, субъект-субъектного общения. Она, безусловно, правильно утверждает, что безадресность, игнорирование личности клиента, ощущение порабощенности обоими участниками общения – все это признаки “профессионального” психологически неквалифицированного общения многих продавцов, парикмахеров, экскурсоводов, преподавателей различных кружков и т.д. Причиной этого является, среди прочего, неумение строить общение с клиентом. …

Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете, индивидуально-личностных различий.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В.А. Лабунской исследовались типы структур психологических трудностей общения. Были выявлены их “поля”, возникающие как по инициативе партнера, так и приписываемых себе, и прослежены их различия. Используя в качестве основного принципа наименования структуры трудностей общения статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур: “социально-перцептивный – условия общения”; “экспрессивно-речевой – социально-перцептивный”; “формы обращения – условия общения”; “социально-перцептивный – отношения-обращение” и др.

Выделенные типы структур психологических трудностей общения свидетельствуют о существовании определенных типов личностей как субъектов общения.

В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрированности на себе – своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях – индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную перспективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая направленность личности, как показала Т.И. Пашукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенческом планах.

В познавательном плане эгоцентризм связан с приверженностью к известному способу решения проблемы, к своему приему рассуждений и доказательств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.

В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можно по низкой степени эмпатии и неадекватности эмоционального тона во взаимодействии.

В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде нескоординированности действий с партнером.

1. Не будьте эгоистом. Запомните, постоянные попытки перехватить инициативу в разговоре не приводят к успеху, так как ваши слова, чем в большем объеме и с более быстрой частотой они будут произнесены, будут терять для собеседника всякий смысл. Если же вы решили придерживаться в общении агрессивной манеры ведения разговора с целью лишить собеседника малейшей возможности высказать свою точку зрения, то не удивляйтесь когда окажется, что вы говорили в пустоту. К тому же вы взыщете славу человека, которому только и нужно высказаться, и его абсолютно не интересуют, что другой человек думает относительно темы беседы. Также не делайте удивленные глаза, когда ваши бывшие собеседники будут обходить вас стороной. Разговор должен принести обоим собеседникам определенную пользу, каждый человек имеет право на выражение своей жизненной позиции, только тогда это называется диалогом. Человек, забирая все время беседы себе, превращает интересный диалог в скучный предсказуемый монолог, в котором один из собеседников чувствует себя лишним. Поэтому, если вы хотите быть интересным собеседником для других людей, чтобы люди обращались к вам за советом и помощью, хотите быть окружены друзьями, тогда вам следует выработать в себе привычку отдавать инициативу в разговоре собеседнику, позволять ему говорить.

2. Умейте слушать. Считается, что наиболее успешным для человека является беседа, в которой собеседник говорит не менее 70 процентов времени. И это действительно так – поощряйте своего собеседника говорить, при этом слушаете собеседника внимательно и будьте готовы включиться в разговор, когда это действительно нужно. Приобретите умение чувствовать паузы в разговоре собеседника, отличать момент, когда человек остановился на середине предложения и готов продолжить мысль от момента, когда мысль человека полностью высказана. В первом случае не пытайтесь продолжить за человека его мысль, так как это может быть расценено человеком как желание его перебить, и человек может при этом забыть то, о чем он хотел сказать. Если человек замечает, что вы слушаете его внимательно, успевая следить заходом его мыслей, ему будет хотеться дальнейшего общения с вами. Почему мы так привязываемся к людям, умеющим слушать. Это происходит по двум причинам: 1) Наличие у человека эмоций, требующих выхода посредством общения с другими людьми. Человек стремиться не только к тому, чтобы его эмоции были выслушаны собеседником, но и нашли в нем свой отклик, были приняты и поняты собеседником. Если человек рассказывает вам что-либо, предупреждая в начале разговора о том, что ему требуется ваш совет по беспокоящему его вопросу, значит, вам никак не обойтись без умения слушать собеседника. Ведь для того, чтобы дать верный совет, необходимо правильно понять все то, о чем хотел поведать собеседник. 2) Осознание того, что рядом есть собеседник, интересующийся эмоциями человека. В нашем мире все люди куда-то торопятся, спешат. Мало кто всерьез задумывается про чувства других людей, а ведь каждому из нас хочется, чтобы нам уделили внимание, поняли наши чувства, просто с нами поговорили. И вот, когда вы пытаетесь найти человека, у которого ваши эмоции найдут хотя бы малейшее отражение в сердце и попытки эти безрезультативны, у вас могут опуститься руки. И вдруг совершенно внезапно рядом с вами появляется человек, готовый понять вас и осознать всю важность ваших эмоций и чувств, и вы, безусловно, готовы ответить ему тем же. Между вами возникает симпатия.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Проявляйте искреннюю заинтересованность предметом разговора. Не делайте вид, будто вы уже готовы уснуть, иначе беседа не будет эффективной. Если человек без умолку говорит на тему, абсолютно вам не интересную, и вы всем видом показываете свое безразличие (при этом собеседник осознает, что вам скучно), значит, вы оба нарушаете правила эффективного общения – собеседник эгоистически не считается с вашими чувствами, а вы показываете свое безразличие предметом разговора. Но что же в таком случае делать? Просто, деликатно выслушав собеседника, начинайте подводить нить разговора на другую тему, которая в гораздо большей степени вас интересует. В данном процессе важно найти точку соприкосновения рассматриваемого в данный момент предмета и темы, желательной к обсуждению.

4. Не допускайте негативных отзывов в адрес позиции собеседника по любому вопросу. Помните, что мнение вашего собеседника имеет точно такое же право на существование, как и ваше, независимо от того, насколько сильно вы убеждены в собственной правоте. Ни в коем случае не высмеивайте мнение собеседника, если оно кажется вам абсурдным – идеи многих великих людей также казались на первый взгляд абсурдными. Не указывайте собеседнику на свое превосходство в уровне осведомленности по теме разговора посредством фраз: “Чего ты споришь? Я этому всю жизнь посвятил!” или “Поверь мне – я то лучше знаю”. Этими действиями вы подрываете климат доверия, создающийся между людьми в процессе общения. Напротив, принятие мнения человека, уважительное принятие личности говорящего позволяют сблизить людей, создать ощущения легкости беседы и комфорта.

5. Используйте приемы понимающего реагирования. Если вы, во время того как ваш собеседник что-то вам рассказывает, будете смотреть отрешенным взглядом и просто молчать, ваш собеседник подумает, что вы его не слушаете и его речь вам абсолютно не интересна. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуется использовать приемы понимающего реагирования, которые заключаются в следующем: — Употребляйте утвердительные слова, показывающие ваше внимание к рассматриваемой теме (“да-да”, “конечно”, “понятно”). Данные слова следует произносить, когда ваш собеседник высказал главную идею и сделал паузу, во время которой употребление утвердительных слов становится актуальным. — Перефразируйте мысль собеседника, после чего задавайте ему уточняющие вопросы. Например: “Вы имеете в виду сокращение расходов бюджета, я правильно вас понимаю?”, “Ваш вылет переносится на 9 часов утра? Вы именно это имели в виду?”. — Используйте метод подбадривания. Если ваш собеседник не решается продолжать начатый разговор, его следует подтолкнуть к его продолжению, используя подбадривающую фразу. Например: “Я прекрасно понимаю вас”, “Я чувствовал то же самое”, “Это так интересно, пожалуйста, продолжайте”, “Расскажите подробнее”.

Коммуникация— это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации. Причины плохой коммуникации: 1. Стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате отсутствует объективный анализ и понимание людей, ситуации, проблемы. 2. "предвзятые представления" - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. 3. Плохие отношения между людьми, так как если отношение человека враждебное, то трудно убедить его в справедливости вашего взгляда. 4. Отсутствие внимания и интереса собеседника. 5. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов. 6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, слабая убедительность, нелогичность. 7. Неверный выбор стратегии и тактики.

Виды общения.

1. Контакт масок — используются привычные маски — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 2. Светское общение — его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Например: формальная вежливость, ритуальное общение. 3. Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4. Деловое общение — процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информа­цией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. 5. Межличностное общение (интимное) — раскрываются глубинные структуры личности. 6. Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Основные ошибки коммуникации

1. Привычка критиковать. Критика бесполезна, так как ставит человека в позицию обороны, побуждает собеседника искать оправдание. Кроме того, критика опасна, так как ранит чувство достоинства человека, вызывает обиду и негодование.

2. Отсутствие привычки выражать признательность и восхищение от нежелания, чтобы вас превосходили. Распространенное ошибка коммуникации: пренебрежение похвалой. Но как людям знать, что вам нравится, как понять, что именно вы в них цените? Искренняя похвала – средство, которое бьет без промаха.

Пряник лучше кнута – этот принцип доказывается при дрессировке животных. То же самое применимо и к людям. Люди, которых хвалят и поощряют, учатся и работают с энтузиазмом. Искренне хвалите окружающих людей – и вы увидите, что они превращаются в ваших друзей. Для того, чтобы в человеке проявилось то лучшее, что у него есть, необходимо его ценить и поддерживать. Критика же убивает любые устремления.

Ошибки общения в деловых коммуникациях имеют свои особенности, хотя и перекликаются с повседневными ошибками в общении. И в том, и в другом случае подлинное общение является взаимным, двусторонним процессом, а не односторонней доставкой информации. И если в деловом общении отсутствует двусторонность, то это может серьезно повредить делу. Вы должны учитывать это, если хотите добиться успеха. К сожалению, многие люди, особенно руководители (пусть и небольшого уровня) воспринимают общение с подчиненными или другими работниками, стоящими чуть ниже на руководящей лестнице, как возможность взять на себя роль учителя, который знает все на свете и ожидает, что другие будут пассивно впитывать исходящие от него знания. И не знают об основных ошибках в общении, допуская их раз за разом. Что это за ошибки? Давайте рассмотрим несколько наиболее типичных из них.


Как избежать ошибок в век коммуникативных технологий

Список литературы

1. Асташина, О.В. Коммуникативные стратегии в организации / О.В. Асташина // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - № 4. - С. 151 - 156.
2. Бабосов, Е.М. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2015. - № 3. - С. 95 - 114.

3. Балдин, К.В. Организационное обеспечение адаптивного опережающего управления предприятием / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко, С.А. Тугушева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11. - С. 8 - 14.
4. Боднар, А.В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного механизма предприятия / А.В. Боднар // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 4. - С. 131 - 139.
5. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М

Причины плохой коммуникации. Факторы, затрудняющие адекватное восприятие в общении. Формы межличностного взаимодействия в общении. Анализ личности в деловом общении. Учет типа темперамента в деловом общении. Психологические типы деловых партнеров. Типы сотрудников в служебном общении. Умение распознавать психические свойства и состояние личности делового партнера по невербальным признакам. Формы делового общения.

Содержание

1.Введение
2.Анализ структуры делового общения
3.Личность делового общения
4. Типологические характеристики личности в деловом общении
5. Изучение личности делового партнера по невербальным признакам
6. Основные формы делового общения
7.Споры и конфликты в деловом общении
8.Стрессы в деловом общении
9.Психологическая составляющая делового общения
10.Универсально – эстетические нормы и психологические принципы делового общения
11. Этикет в деловом общении
12. Документационное обеспечение делового общения
13.Деловое общение при обслуживании клиентов
14. Заключение.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

2.Анализ структуры делового общения

3.Личность делового общения

4. Типологические характеристики личности в деловом общении

5. Изучение личности делового партнера по невербальным признакам

6. Основные формы делового общения

7.Споры и конфликты в деловом общении

8.Стрессы в деловом общении

9.Психологическая составляющая делового общения

10.Универсально – эстетические нормы и психологические принципы делового общения

11. Этикет в деловом общении

12. Документационное обеспечение делового общения

13.Деловое общение при обслуживании клиентов

1.Анализ структуры делового общения:

Причины плохой коммуникации.

Таким образом , причинами плохой коммуникации могут быть:

- стереотипы- упрощения мнения относительно отдельных лиц или ситуаций;

-плохие отношения между людьми

-отсутствие внимания и интереса к собеседнику,

-пренебрежение фактами, привычка делать выводы при отсутствии достаточного количества факторов;

-ошибки в построении высказываний;

-неверный выбор стратегии и тактики общения.

Факторы, затрудняющие адекватное восприятие в общении

Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей, можно свести к следующему:

Формы межличностного взаимодействия в общении.

Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу. Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Когда человек чувствует угрозу отвержения, то могут возникать следующие типы поведения – общения:

  1. Заискивать, чтобы другой человек не сердился;
  2. Обвинять , чтобы другой человек считал его сильным;
  3. Рассчитать все так , чтобы избежать угрозы;
  4. Отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.

Одна из распространенных форм—ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то , что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные операции.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признаю право за собой и другими быть такими, какие они есть,- формируется уважение.

Такие формы взаимодействия как дружба, любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но партнер в этом случае фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, т.е. она равняется : сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

2.ЛИЧНОСТЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).

Индивидуальность- это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.

Напротив личность- это то что формируется и наблюдаемо самим человеком . Личность – это совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Личность возникает в результате культурного и социального развития.

Быть личностью - значит иметь следующее:

- обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;

-иметь активную жизненную позицию;

-иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;

-обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;

-осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

- оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;

- иметь созидательную установку и созидательное поведение.

3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ЖЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Учет типа темперамента в деловом общении

Холерик-это человек, неравная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, в следствии чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и , как только, они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость.

Сангвиник- человек с сильной , уравновешенной подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен , благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Это общительный человек. Легко сходиться с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятельно, когда много интересных дел , т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становиться скучным , вялым , отвлекается.

Флегматик –человек с сильно уравновешенной инертной системой, в следствии чего реагирует медленно , неразговорчив, эмоции проявляются замедленно ( трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, а меланхолик , напротив , пугает и смущает новая ситуация. Флегматик так же с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало.

Продуктивность работы человека тесно связанна с особенностями его темперамента. Так особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие , регламентированность деятельности наоборот приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики наоборот в условиях строгой регламентированности и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой.

Существует четыре типа приспособления темперамента к требованиям деятельности:

-Профессиональный отбор – не допустить к данной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

- индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;

- преодоление отрицательного влияние темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности соответствующих мотивов.

- основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности- формирование ее индивидуального стиля ( индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 29,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Выполнил: студент гр. 4312

Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах

1.1 Понятие о затрудненном общении

1.2 Причины затрудненного общения

Глава 2. Личность и затрудненное общение

2.1 Общая характеристика личности и затрудненного общения

2.2 Классификация типов общения

В последнее время всё больше людей имеют какие-либо замкнутости, затруднения в общении с близкими, сотрудниками и другими людьми (это зависит от того , в каком социальном окружении находится человек). Из-за этого появляются некоторые неудобства , разногласия , недопонимания , а порой это может вылиться в конфликт. Построить крепкие , выгодные и долгие отношения - это залог успеха во всех сферах жизни человека. Но некоторые люди имеют некоторый барьер в общении , который зачастую им очень сложно преодолеть.

Это определяет необходимость разобраться с проблемой , изучить причины , дать предельно точное толкование всем понятиям данной темы. К затрудненному общению следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров. Следовательно , в голове мог возникнуть вопрос : а каковы причины затрудненного общения? Из-за чего появляется эти барьеры во взаимодействии людей? С этим нам и предстоит разобраться.

Глава 1. ПОНЯТИЕ О ЗАТРУДНЕННОМ ОБЩЕНИИ И ЕГО ПРИЧИНАХ

1.1 Понятие о затруднённом общении

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности - психология затрудненного общения.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения. Особенно распространен такой подход в прикладных областях психологии, например в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия. Именно в этих областях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъектов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения.

В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом не налаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т. д.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

1. в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2. как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

3. как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

1.2 Причины затрудненного общения

Анализ работ свидетельствует, что существуют разнообразные взгляды на причины и факторы возникновения нарушений и трудностей общения. Так, выделяют следующие трудности:

8. Внутренние (субъективные)

9. Внешние (объективные)

С точки зрения А.А. Бодалева и Г.А. Ковалева (1990), одной из основополагающих причин возникновения трудно­стей взаимодействия являются социально-перцептив­ные особенности субъектов. Авторы указывают на то, что трудности и барьеры общения могут возникать в результате:

1. искаженного восприятия ситуации как таковой

2. неадекватного восприятия собственной роли субъекта в данной ситуации

3. неадекватного восприятия роли его оппонентов

4. искаженных рефлексивных представлений о ситуации и роли участников общения и т.д.

Первый - это ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Основные трудности общения, возникающие в этом случае, проявляются в форме непонимания партнерами друг друга.

И, наконец, последний тип трудностей - это прагматические, которые возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоистического характера.

В настоящее время проблема половых особенностей субъектов, вступающих во взаимодействие, становится особенно актуальной в области исследования делового общения, поскольку нарушение культурного стандарта (связанного с мужской и женской ролью в обществе) по каким-либо причинам может вызывать проявление характерных трудностей общения у субъектов как мужского, так и женского пола.

Коммуникативный стиль человека проявляется в особенностях непосредственного взаимодействия с другими людьми и в его социально-перцептивных характеристиках. Отсюда важное значение для понимания проблем общения имеет изучение особенностей поведения в межличностном взаимодействии лиц с противоположным по параметру полезависимости - поленезависимости коммуникативным стилем.

Полезависимые индивиды в общении спокойны, расслаблены, действуют в деликатной манере, имеют более развитую технику общения, воспринимают круг намеков. Поленезависимые, наоборот, проявляют повышенную чувствительность к критике, раздражительность негативизм, недисциплинированность, борются за сохранение дистанции между собой и группой, поскольку участие в работе группы, как им кажется, угрожает их самооценке. Полезависимые же имеют фобию одиночества, они считают, что изоляция угрожает их самооценке. В основе таких отличий лежат различия в мотивах и ценностных ориентациях полезависимых и поленезависимых субъектов.

Полезависимые индивиды лучше владеют мимикой, активно посылают информацию о себе в форме невербальных выражений, возможно, рассчитывая на ответную реакцию. Они также больше склонны к раскрытию своих чувств, чем поленезависимые.

Представленный обзор характеристик субъекта затрудненного общения показывает, что практически все психологические особенности индивида, личности и субъекта деятельности реально или потенциально, ситуативно или константно могут оказывать влияние на возникновение трудностей общения.

Таким образом, трудности, возникающие в общении, могут быть вызваны следующими причинами:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 Общая характеристика личности и затрудненного общения

Существует целый ряд работ, в которых общение рассматривается в качестве основной детерминанты познавательных процессов или как условие (фактор) учебной деятельности, влияющие на развитие знаний, умений, навыков, эмоционально-нравственной и волевой сфер личности. Еще одним важным направлением в изучении взаимосвязи общения и личности служит выявление роли общения в становлении личности как субъекта общения и познания других людей.

Следует подчеркнуть, что личность располагает определенной свободой выбора ситуаций, в которых может принять участие. Она предпочитает одно из возможных направлений активности и отказывается от других. На любом этапе своего развития каждая личность может рассматриваться как результат влияния предшествующего опыта общения и деятельности. Осуществляя собственный выбор, личность влияет на создание конкретных ситуаций социальной практики, ситуаций своего общения и деятельности. Таким образом, необходимо изучать влияние не только общения на личность, но и личности на общение. Особенно в таком подходе к взаимодействию личности и общения нуждается психология затрудненного общения. К сожалению, в большинстве исследований либо подчеркивается личностный характер общения, либо обсуждаются аргументы в пользу личностного взгляда на результаты общения, либо рассматривается влияние личностного взгляда на оценку партнера.

Так, в ряде работ рассматривается влияние отношений личности на социально-перцептивную сферу общения. В них показана взаимосвязь между системой отношений личности и содержанием таких результатов общения, как впечатление, представление партнеров друг о друге, оценки и интерпретации. Ряд качеств личности, ее отношений (например, степень уверенности в себе, агрессивность, общительность, застенчивость, доминантность и др.) влияет на формирование образа другого человека. Было выявлено также значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше опознают различные эмоциональные состояния люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям, осторожные в межлюдских контактах.

2.2 Классификация типов общения

затрудненный общение личность

Таким образом, созданные в социальной психологии модели оптимального общения не являются в полной мере пригодным для сравнения с наличным общением и тем более не могут служить объективными критериями отсутствия или присутствия затрудненного общения. Но эти представления об общении могут быть использованы для построения различных психологических моделей затрудненного общения, так как в них для описания вида общения применяются интегральные личностные характеристики, сочетание которых схватывает общение в целом. Поэтому психологические типы общения, сконструированные В.А. Кан-Каликом и Г.А. Ковалевым (от диалогического типа общения к монологическому), дают переходы от личности, владеющей диалогическим общением, к личности, способной в большинстве случаев к монологическому, т. е. затрудненному, общению.

Ситуации общения в силу их разнообразных особенностей независимо от воли партнеров превращаются в единую творческую задачу, решение которой определяется рядом способностей личности. Они формируются в сфере социально-психологической практики и по своей сути являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальными способностями. Для психологии затрудненного общения особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входит ряд социально-перцептивных способностей, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека. Современная социальная психология, рассматривая проблему социальных способностей личности, обращается также к таким явлениям, как социально-психологическая, социально-перцептивная компетентность, определяющиеся рядом составляющих ее способностей.

Американские психологи О. Салливен, Д. Гилфорд и Р. де Милл еще в середине 60-х гг. провели исследование, в котором показали, что существует группа способностей, не зависящих от уровня развития реального интеллекта. На основе созданной модели интеллекта они предсказали существование 30 различных социальных или поведенческих умений, связанных со способностью понимать мысли, чувства и намерения другого человека. Американские ученые разработали батарею тестов, включающих 23 социально-перцептивные задачи (фотоизображения различных видов невербального поведения, его элементов). Испытуемые одновременно были обследованы с применением задач и тестов, направленных на измерение реального интеллекта. Из проведенного математического анализа данных следовало, что существует ряд умений, способностей, которые отличаются по сферам приложения. Один класс умений и способностей был определен авторами как социальный интеллект, другой - соотнесен с понятием реального (предметного) интеллекта. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что уровни развития социального и реального интеллектов не совпадают и данные виды интеллекта развиваются относительно независимо друг от друга.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности.

Что же касается затрудненного общения, то мы дали понятие данному термину, нашли причину возникновения данного барьера в общении, рассмотрели взаимосвязь между личностью и затрудненным общением и исследовали классификацию типов общения.

Есть несколько плоскостей, в которых необходимо рассматривать затрудненное общение:

1.в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2.как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

3.как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.

Проблема затрудненного общения широко обсуждается во многих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психологические характеристики личности, приводящие к затруднениям в общении.

Причины затрудненного общения зависят от многих факторов, которые сказываются на человеке, а именно:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

С данными причинами надо несомненно бороться, чтобы не появлялись различные неудобства и разногласия, которые могут дойти и до конфликтов, а также заявить о себе, как об успешном человеке во всех сферах жизни.

Подобные документы

Виды затруднений в общении. Анализ типических проявлений личности. Субъект затрудненного общения. Шизоидно-инотровертированная (констинтуциональная), псевдошизоидная и психастеническая застенчивость. Функции психологических барьеров вербального общения.

презентация [2,1 M], добавлен 22.08.2015

Представление о личности как о субъекте затрудненного и не затрудненного общения. Актуальные вопросы, связанные с исследованием межкультурных вербальных конфликтов. Культура межэтнического общения. Результаты методики "Типы этнической идентичности".

дипломная работа [252,1 K], добавлен 07.05.2015

Исследование феномена межэтнического и затрудненного общения в психологии. Анализ типических проявлений личности. Представление о личности как о субъекте затрудненного общения. Социально-психологические характеристики китайских и русских студентов.

презентация [2,9 M], добавлен 07.05.2015

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

реферат [38,9 K], добавлен 08.04.2011

Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия "общение". Функции общения. Личность и общение. Личность как субъект общения. Свойства личности. Реальность и необходимость общения. Реализация функций обучения и воспитания.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 12.12.2006

Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

контрольная работа [76,9 K], добавлен 09.12.2011

Факторы, определяющие общение. Сравнение характера межличностного общения в разных объединениях людей. Связь круга общения личности и ее свойств. Общение и формирование личности. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения.

Читайте также: