Государственный внешний финансовый контроль в 2020 году доклад

Обновлено: 28.06.2024

С 2020 года меняются правила внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Читайте, как применять эти изменения, какие документы издать, а какие отменить. Из статьи вы узнаете, правда ли, что теперь можно не вести журналы и карты внутреннего контроля.

Почему внутренний контроль так и не стал эффективным

У главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и администраторов бюджетных средств в этом году есть два бюджетных полномочия: проводить внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ)

В ходе внутреннего финансового контроля проверяют:

— соблюдаются ли процедуры составления и исполнения бюджета;
— верно ли формируется отчетность и ведется бюджетный учет;
— насколько эффективно используются бюджетные средства.

Для реализации внутреннего контроля администраторы ведут массу документов: перечни бюджетных операций, карты и журналы внутреннего контроля, перечни должностных лиц, ответственных за осуществление контроля.

При внутреннем финансовом аудите оценивают надежность внутреннего финансового контроля, подтверждают достоверность отчетности и вносят предложения о повышении эффективности использования бюджетных средств. То есть отдельные цели ВФК и ВФА схожи. Так, аудиторы при проверках смотрят карты и журналы внутреннего контроля. Если эти карты и журналы не заполнены, делают вывод, что контроль на низком уровне или не ведется вовсе. Если исполнитель бюджетных процедур не согласен с этим, от него требуют подтверждения того, что контроль все же был. Именно такие моменты сделали внутренний финансовый контроль в большинстве случаев неэффективным. Сыграл роль и тот факт, что отражать в журналах внутреннего контроля ошибки опасно.

На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение по результатам внутреннего контроля обнаружило ошибку в учете.

Эту ошибку в журнале внутреннего контроля не отразили, так как побоялись, что при внешней проверке ревизоры отметят ее в своем акте. За совершенную ошибку к главбуху могут применить административную ответственность, а также ему могут указать на неосуществление внутреннего контроля.

Из-за того, что в настоящее время исполнители бюджетных процедур сами проверяют свои бюджетные процедуры и операции, они не способны объективно оценить все бюджетные риски. В результате учреждение не располагает полной информацией о выявляемых нарушениях и недостатках. Именно поэтому потребовалось внести изменения в Бюджетный кодекс в части контроля и аудита (см. шпаргалку ниже).

Шпаргалка

Почему потребовались изменения

Проблемы

Отменили внутренний контроль или нет

С 2020 года внутренний финансовый контроль как отдельное полномочие не будет существовать — останется только внутренний финансовый аудит. Но это не означает, что ВФК отменили и его не надо проводить вовсе. Ключевые изменения смотрите в перечне 1.

Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита

Изменения

ВФК исключили из отдельных бюджетных полномочий, он стал отдельным элементом бюджетных процедур

Отменили отдельные формализованные процедуры и документы при осуществлении ВФК

Требования к контрольным действиям учреждение теперь определяет самостоятельно

Внутренний аудитор определен в качестве координатора мероприятий по повышению надежности ВФК через систему управления бюджетными рисками

В представлениях и предписаниях органы госфинконтроля больше не будут указывать на устраненные нарушения, выявленные в рамках ВФК и ВФА

С будущего года упростится нормативная правовая схема регулирования внутреннего контроля. В этом году внутренний финансовый контроль на федеральном уровне ведут по правилам, определенным постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои порядки, распространяющиеся, как правило, и на казенные учреждения. С нового года такого регулирования не будет: эти нормативные документы отменят. Как проводить внутренний контроль, администраторы будут решать самостоятельно. Есть вариант оставить все карты и журналы контроля. Второй вариант — отменить все внутренние порядки и издать новый приказ, в котором прописать, каким образом осуществлять ВФК.

Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов

Появятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ч. 5 ст. 160.2-1 БК). Сначала их будет шесть, затем в течение следующего года Минфин выпустит методические рекомендации к некоторым стандартам и утвердит еще три стандарта (см. перечень 2). Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе этих стандартов должны издать свой ведомственный (внутренний) акт. Проще говоря, инструкцию, как проводить аудит.

Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Вводятся с 1 января 2020 года

Вводятся до 31 декабря 2020 года

Как организовать внутренний аудит с 2020 года

Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе

Главный администратор бюджетных средств и администраторы бюджетных средств могут организовать ВФА четырьмя способами.

1. Создать отдел, который будет заниматься непосредственно вопросами аудита.

2. Назначить должностное лицо, которое будет заниматься вопросами аудита и подчиняться непосредственно руководителю. Причем это может быть как аудитор по основной должности, так и сотрудник, выполняющий обязанности аудитора. В последнем случае он не должен проверять свою же работу и иметь личную заинтересованность. Например, если на основной работе человек занимается доходами, он может проверить расходы. Если аудитор не может проверить какой-либо участок, он вправе привлечь специалиста со стороны.

3. Передать полномочия проводить ВФА своему главному администратору бюджетных средств либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. В таком случае можно заключить соглашение о передаче полномочий — его форма будет приведена в методических рекомендациях по проведению ВФА.

Второй вариант — подписать протокол либо гриф (лист) согласования. Третий — написать служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. Четвертый — завизировать решение о передаче у руководителя ГАБС, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и у руководителя администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия.

4. Ввести ограниченную систему организации аудита. Если решили выбрать этот способ, руководитель должен издать приказ и в нем оговорить основные моменты внутреннего финансового контроля.

Последние два варианта подходят не всем администраторам бюджетных средств, а только тем, у кого нет ресурсов создавать отдел аудита и кто не может найти человека, который бы выполнял функции аудитора. Пройдите тест, который мы разместили выше. Узнайте, может ли ваше учреждение передать полномочия по аудиту или ввести ограниченную систему аудита.

Тест. Как организовать внутренний аудит

  • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?
  • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?
  • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?
  • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

Результат

Чем будет заниматься внутренний аудитор

Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК

Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации.

В связи с пандемией коронавируса Правительство РФ Постановлением № 438 установило запрет, а в ряде случаев – ограничение для проверок юридических лиц и ИП с 1 апреля до конца текущего года. Распространяется ли введенный мораторий на деятельность органов внешнего и внутреннего финансового контроля. Однако этот вопрос до конца так и не был урегулирован, поэтому возвращаемся к нему снова.

В своих нынешних разъяснениях Минфин России подчеркивает (письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. № 02-09-06/54822), что Постановление № 438 не предусматривает исключений для контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, осуществляемого органами государственного/ муниципального финансового контроля – ограничение касается всех. То есть из положений Постановления № 438 и письма Минфина России явственно следует запрет на осуществление государственного и муниципального финконтроля, проводимого в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Тем временем Минфин подготовил проект изменений в Постановление № 438 с предложением исключить ограничение на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в отношении юридических лиц – участников бюджетного процесса, а также государственных/ муниципальных бюджетных, автономных учреждений. С точки зрения ведомства, проведение проверок необходимо для обеспечения эффективного и правомерного расходования бюджетных средств в сложившихся условиях.

Однако из разъяснений неясно, распространяется ли проверочный мораторий на проверки органов ведомственного финансового контроля, внутреннего финаудита, а также на мероприятия внутреннего финконтроля, осуществляемые учреждениями в отношении себя.

Терминологический анализ нормативных правовых актов, регулирующих указанные виды контроля и аудита, показывает следующее:

Запрет на проведение контрольных мероприятий

Ведомственный контроль – контроль ГРБС, учредителя

Как и внутренний государственный/ муниципальный контроль, осуществляется органами исполнительной власти (органами местных администраций), однако, во-первых, эти органы являются НЕ органами финансового контроля, а органами-учредителями учреждений, и, во-вторых, ведомственный контроль осуществляется лишь в отношении учреждений подведомственных конкретному органу-учредителю

Ведомственный контроль в сфере закупок

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 014 № 89

Данный вид проверок хотя и осуществляется государственными и муниципальными органами в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, однако не является государственным (муниципальным) контролем, поскольку осуществляется в отношении лишь подведомственных заказчиков

Внутренний финансовый аудит

ст. 160.2-1 БК РФ, Федеральные стандарты внутреннего финаудита

Не является контролем или надзором. Это деятельность по формированию информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий ГРБС, ПБС, заключения о достоверности бюджетной отчетности, предложений о повышении качества финансового менеджмента, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента

Внутренний контроль в организациях бюджетной сферы

Данный вид контроля не является государственным и осуществляется учреждениями самостоятельно: совершаются факты хозяйственной жизни – обязательно осуществление их контроля

Внутренний контроль в организациях в сфере закупок

Данный вид контроля не является государственным, осуществляется самим заказчиком в отношении исполнения контрагентом заключенного контракта: заключен контракт – заказчик обязан осуществлять контроль

Как видим, на все указанные виды контроля и аудита введенный мораторий не распространяется, а значит, все проверки и внутренние контрольные процедуры должны безусловно выполняться.


В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ

В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль. Его задача состоит в том, чтобы эффективно распределить и использовать государственные средства, разработать успешную финансовую тактику и стратегию. Также с его помощью происходит контроль соблюдения органами государственной власти, физическими и юридическими лицами требований финансового законодательства, проводится бюджетно-финансовый контроль, а также анализ финансового состояния государственных организаций.

В условиях текущей экономической ситуации появилось множество проблем, которые привели к снижению и качеству государственного финансового контроля. Так, в настоящее время в России функционируют разрозненные звенья финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, которые слабо взаимодействуют между собой [5]. Действия контролирующих органов не имеют единого ритма и четкой координации, что приводит к отсутствию общей цели — сохранности, эффективности и целевому расходованию государственных средств, законности и высокой результативности их использования, обеспечению своевременности и полноты формирования ресурсов государства [3].

Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом [4].

В таблице 1 представлен анализ основных показателей деятельности Счетной палаты РФ.

Основные показатели деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015гг. [10].

Показатель

2015

2014

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

Количество объектов, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями/количество юридических лиц

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, обращениям и запросам

из них на основании:

постановлений и поручений Совета Федерации, обращений и запросов комитетов, комиссий и членов Совета Федерации

постановлений и поручений Государственной Думы, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), млрд. рублей/количество

Обеспечен возврат средств в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства, млн. рублей

в ходе проведения контрольных мероприятий

по завершении контрольных мероприятий, по результатам рассмотрения представлений Счетной палаты

Количество участников бюджетного процесса, в отношении которых Минфином России применены меры бюджетного принуждения на основании уведомлений Счетной палаты

сокращены лимиты бюджетных обязательств, по результатам рассмотрения уведомлений Счетной палаты о применении мер бюджетного принуждения, млн. рублей

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

Количество заключений, подготовленных по результатам проведения экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

Всего следственными органами возбуждено уголовных дел по материалам контрольной деятельности Счетной палаты

Штатная численность сотрудников Счетной палаты в том числе:

По итогам 2015 года Счетная палата проверила более 2 тысяч объектов во всех субъектах РФ. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата информировала Совет Федерации и Государственную Думу РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций. При этом особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства [2].

В 2015 году Президент Российской Федерации был проинформирован о результатах многих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, среди них:

– мониторинг реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году;

– проверка деятельности Федерального космического агентства, осуществляемой в целях международного сотрудничества;

– проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие Керченской паромной переправы между портами Кавказ и Керчь;

– проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу;

– анализ реализации в 2014–2016 годах Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и оценка основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

Следует отметить, что общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы в 2015 году составила 516,5 млрд. рублей (524,5 млрд. рублей в 2014 году). В 2015 году Счетной палатой обеспечен возврат в федеральный бюджет более 10 млрд. рублей (в 2014 году — 977 млн. рублей).

При осуществлении контрольной деятельности Счетная палата принимает различные меры, которые направлены на устранение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы не только государственных структур, но и иных участников бюджетного процесса [6].

Итоги деятельности Счетной палаты в 2014–2015 годах свидетельствуют о том, что ее работа по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств и подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков эффективна. Это означает, что сегодня Счетная палата РФ стала важнейшим инструментом осуществления аудита обществом своего государства.

Роль государственного финансового контроля в современных непростых экономических условиях трудно переоценить. Поэтому важное значение приобретает необходимость его совершенствования. Рассмотрим основные направления, по которым должна осуществляться трансформация государственного финансового контроля [1].

Во-первых, необходимо составить единую концепцию государственного финансового контроля в России, определяющая систему органов, которая будет осуществлять финансовый контроль, и устанавливающая четкие единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в России. В связи с этим важно разработать научные и методические основы для оценки деятельности органов государственного финансового контроля.

Во-вторых, важным аспектом совершенствования государственного финансового контроля в РФ может стать разработка национальных российских стандартов ГФК. Данные стандарты должны базироваться на конкретном описании отчетных рабочих документов, куда также будет включаться перечень всех нарушений и отклонений от действующих нормативных актов [9]. Там должны предлагаться все возможные решения, которые принимает контролер по итогам проверки. Всё это позволит установить единые нормы и правила осуществления контроля.

Стандарты должны быть разработаны по отдельности для каждого контрольного органа, который осуществляет какой-либо вид контроля и который функционирует в определенном регионе. Разработанными стандартами должны быть определены вопросы, подлежащие обязательной проверке. К примеру, для проведения ревизии компании (любой формы собственности), работающая с государственными бюджетными средствами, обязательный анализ должен проводиться по следующем показателям:

– Структура капитала компании;

– Бизнес-планирование в компании;

– Анализ финансовых результатов деятельности компании за последние три-четыре года;

– Размер привлечения внешних финансовых ресурсов;

– Объем капитала компании, вложенный в основные средства;

– Анализ системы бюджетирования;

– Статистика использования оборотных средств компании;

– Анализ безналичных расчетов и кассовых операций.

Данные показатели должны отвечать определенным параметрам, которые предметно будут расписываться стандартом. Разработка национальной системы стандартов государственного финансового контроля приведете к повышению качества контроля и разграничению прав и обязанностей контролирующих органов.

В настоящее время в России отсутствует орган, обладающий статусом высшего контрольного органа. В связи с этим необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, при этом важно, чтобы законом был закреплен их приоритет в вопросах методологии финансового контроля [8].

Для успешного решения задач, стоящих перед государственным финансовым контролем, необходима его четкая классификация и систематизация. Классификация государственного финансового контроля необходима при разработке законодательных и нормативных актов для того, чтобы определить структуру и состав контролирующих органов, а также чтобы разработать задачи и функции органов финансового контроля. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и распределения объектов контроля между субъектами [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня органы государственной власти Российской Федерации должны уделять серьезное внимание вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля, т. к. наличие развитой системы контроля является обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности контрольных мероприятий, улучшению общей социальной и экономической ситуации в стране, снижению количества правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности страны.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный финансовый контроль, Счетная палата, Счетная палата РФ, финансовый контроль, Россия, мероприятие, Российская Федерация, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Ключевые слова

Похожие статьи

Система государственного финансового контроля.

государственный финансовый контроль, Счетная палата, финансовый контроль, Счетная палата РФ, Россия, Российская Федерация, мероприятие, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

государственный финансовый контроль, Счетная палата.

При анализе стандартов проведения финансово-экономических экспертиз контрольно-счетных палат субъектов РФ

финансовый контроль, Счетная палата РФ, Россия, Российская Федерация, мероприятие, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Государственный финансовый контроль как инструмент.

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, Счетная палата РФ, Счетная палата, противодействие коррупции, проблема коррупции, том, федеральный бюджет, борьба.

Основы финансового контроля в России | Статья в журнале.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

Правовые основы муниципального финансового контроля

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата, стратегический аудит, повышение результативности, орган, аудит эффективности, контрольно-счетный орган субъектов, Бюджетный кодекс.

Государственный финансовый контроль как инструмент.

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная палата, Российская Федерация, Счетная палата РФ, предпринимательская деятельность, государственный аппарат, Банк России, OECD.

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового.

государственный финансовый контроль, финансовый контроль, коррупция, счетная палата, Российская Федерация, Счетная палата РФ, предпринимательская деятельность, государственный аппарат, Банк России.

финансовый контроль, Счетная Палата, Российская.

финансовый контроль, Российская Федерация, Счетная палата, Федеральное казначейство, функция, Россия, орган, исполнительная власть, государственный финансовый контроль, бюджетная система.

Гост

ГОСТ

Финансовый контроль – это контроль законности и целесообразности действий в сфере использования денежных фондов государства.

Перечень действующих органов финансового контроля в России

На основании ст.157 БК РФ следующие органы власти осуществляют официальную деятельность в сфере государственного финансового контроля:

  • Счетная палата РФ;
  • Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований;
  • Федеральное казначейство;
  • Органы государственного и муниципального контроля, относящиеся к органам исполнительной власти субъектов страны.

Также существуют и другие органы, компетентные в вопросах контроля поступления и расходования бюджетных средств страны.

Все органы контроля над финансами страны можно разделить на такие группы:

  1. Контрольно-счетные учреждения, которые формируются законодательными органами;
  2. Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне исполнительной власти;
  3. Региональные и муниципальные структуры финансового контроля;
  4. Центральный банк России и учреждения ему подведомственные.

Структура и функции Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом контроля государственных финансов, подчиняется Федеральному собранию, и осуществляет свою деятельность с целью усиления контроля за своевременным исполнением статей доходов и расходов бюджета, а также внебюджетных фондов.

Счетная палата имеет организационную и функциональную независимость.

К функциям Счетной палаты относятся:

  • Организация контроля и его осуществление в области своевременного исполнения статей доходов и расходов бюджета;
  • Определение целесообразности и эффективности расходов и использование собственности государства;
  • Оценка обоснованности статей бюджетных проектов;
  • Финансовая экспертиза законопроектов, касающихся бюджета, нормативно-правовых актов и т.д.;
  • Анализ отклонений от плановых показателей исполнения бюджета, внесение предложений, направленных на устранение отклонений и совершенствование всего бюджетного процесса в целом;
  • Контроль законности и своевременности движения денежных средств бюджета;
  • Регулярное предоставление отчетности Совету Федерации, ГД по исполнению бюджета и результатах контрольных мероприятий.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность Счетной палаты основана на принципах законности, независимости, объективности, гласности.

Структура Счетной палаты представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Счетная палата. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

К задачам председателя Счетной палаты относится руководство деятельностью органа, организация его бесперебойной работы, предоставление отчетов о проделанной работе Совету Федерации, Государственной думе, представление Счетной палаты РФ за рубежом.

Заместитель председателя выполняет свои должностные обязанности по регламенту, в отсутствие председателя исполняет его функции.

Аудиторы Счетной палаты – это должностные лица, которые возглавляют конкретные направления деятельности органа.

Аппарат Счетной палаты образуют инспекторы и другие штатные сотрудники.

Деятельность Центрального банка РФ

Центральный банк РФ – это единая централизованная система, имеющая вертикальную структуру управления.

ЦБ РФ занимает особое место в структуре органов финансового деятельности, поскольку наделен правом осуществления банковских операций, но не является в полной мере кредитной организацией, т.е. не имеет основной цели извлечение прибыли. Также ЦБ – это особый государственный орган, имеющий властные полномочия, не относящиеся к представительным органам. В части финансового контроля Центральный Банк РФ играет роль, определяемую его полномочиями в области управления банковской системой, а также валютного регулирования.

Перечислим основные функции ЦБ:

  • Разработка и проведение во взаимодействии с Правительством единой денежно-кредитной политики государства;
  • Монопольное осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения;
  • Установление правил осуществления кассовых операций, безналичных расчетов;
  • Осуществление банковского регулирования и надзора, а именно: решения о государственной регистрации финансово-кредитных организаций, выдача лицензий на осуществление кредитной деятельности, установление общих правил проведения операций;
  • Осуществление обслуживания бюджетных счетов страны;
  • Управление золотовалютными резервами;
  • Организация и осуществление контроля банков и др.

В своей деятельности ЦБ РФ обладает самостоятельностью и независимостью. Если же в его деятельность вмешиваются какие-либо органы, то Государственная Дума и Президент РФ обязательно информируются об этом.

Полномочия Министерства финансов РФ

Министерство финансов РФ (Минфин) – это федеральное министерство, в задачи которого входит обеспечение проведения единой финансовой политики, осуществление общего руководства организацией финансов в стране.

Читайте также: