Преступление и наказание в древнем китае доклад

Обновлено: 18.05.2024

В древнем имперском государстве применялось три главных вида наказаний: смертная казнь, физическое увечье и принудительный тяжкий труд. Заключение под стражу наказанием как таковым не считалось, а скорее служило способом задержания подозреваемых и очевидцев преступного деяния на период судебного процесса. Однако заключение под стражей могло продолжаться очень долго, если судебный процесс затягивался. И как минимум один из специалистов в области права, описанный Сыма Цянем, умудрился держать подозреваемых в тюрьме неопределенно долго, когда считал, что император не желал их казни. Бань Гу тоже обращает внимание на то, что при обнаружении чиновниками сомнительного дела, по которому прийти к однозначному вердикту не получается, они держали людей в тюрьме без назначения срока 39 . Длительное лишение свободы с заключением под стражу без какого-либо судебного предписания считалось в Древнем Китае фактом жизни.

Высшей мерой наказания в тогдашнем Китае считалась смертная казнь, самым распространенным видом которой было отделение головы от туловища приговоренного к ней человека. Весьма часто после приведения такого приговора в исполнение голову, труп или то и другое вместе выставляли на всеобщее обозрение на базарной площади. Гораздо реже применялась казнь в виде рассечения туловища осужденного пополам по талии при помощи огромного лезвия, подвешенного с помощью блока. За особенно гнусные преступления, к которым причисляли казнь трех или девяти (магические числа, означающие всеобщность) семей родственников, главного преступника подвергали всем видам наказания: сначала на его лицо наносили татуировку, потом ему отрезали нос, затем обе ступни и в конце забивали до смерти. После наступления смерти его голову выставляли на базарной площади, а труп в том же самом месте рубили на куски. Число преступлений, караемых смертной казнью в период правления династии Хань, было очень большим, хотя преступления, каравшиеся смертной казнью, так же часто заканчивались амнистией или заменой на военную службу в приграничных районах 40 .

Вторая категория наказания в виде увечья вызывала большие споры и претерпевала изменения на протяжении всех веков правления династии Хань.

Изначально этими наказаниями предусматривалось нанесение татуировки на лицо преступника, отрезание его носа, ампутация одной ступни или обеих ступней и оскопление. В 167 году до н. э. все эти наказания, кроме оскопления, формально отменили и заменили такими наказаниями, после которых на теле приговоренного не оставалось отметин и увечий на всю оставшуюся жизнь. Нанесение татуировки заменили бритьем головы, ношением железного воротника и принудительной трудовой повинностью. Ампутацию носа или ступни заменили определенным количеством ударов на спине или ягодицам бастонадой (специальной палкой для телесных наказаний). Однако вес бастонады и число назначенных ударов мало кто выдерживал, жертвы обычно погибали по причине обильного кровотечения. Так что мера, объявленная актом милосердия, на самом деле послужила значительному ужесточению наказания.

Количество ударов и вес бастонады впоследствии сократили в 156 году до н. э., а потом еще раз в 151-м. Только когда такие наказания перестали вести к гибели истязаемых, чиновники начали жаловаться на то, что они перестали сдерживать рост нарушений общественного порядка. В ответ пришлось увеличить перечень преступлений, наказуемых смертью, и в более поздний период правления династии Хань количество караемых казнью преступлений превысило тысячу категорий. Оскопление вроде бы отменили как самостоятельное наказание еще до или вскоре после отмены других наказаний, предусматривающих увечье приговоренного. Однако изредка его применяли в качестве исключительной меры при замене смертного приговора другим наказанием (обычно военной службой на границе империи). Его снова отменили во втором десятилетии II века н. э. и, как кажется, после той даты никогда не применяли 41 .

В дополнение к амнистиям от многих наказаний в циньском и ханьском Китае можно было откупиться. При этом китайцы применили тот же самый термин как при выкупе рабом своей вольной грамоты. В циньских юридических документах часто встречаются упоминания о возможности откупиться от ссылки, каторжного труда, увечья, оскопления и даже смертной казни 44 . В подавляющем большинстве случаев искупление принимало форму отказа от титула или внесения штрафа. Если штраф нельзя было внести, искупление могли назначить в виде срока трудовой повинности. Штрафы в строгом смысле этого слова налагались в основном на чиновников за упущения в исполнении своих обязанностей. При этом размер штрафа выражался в количестве приобретаемых в пользу государства комплектов доспехов, о чем говорилось выше. При династии Хань платежи обычно принимались в форме золота.

Какие-либо обобщения по поводу наказаний в Китае рассматриваемого исторического периода даются с трудом. С одной стороны, казни, увечье и даже обращение с волосами и одеждой, которым заменяли увечье, служили мощным фактором публичной демонстрации власти государства над телами его народа, а также его права на изгнание из человеческого сообщества тех, кто допустил тяжкие проступки. С другой стороны, многие наказания приняли вид искупления в обмен на услуги, деньги или титулы, который тщательно сформулировали с точки зрения дифференцированных отношений. Применение трудовой повинности в виде наказания, а также ссылки уголовников на границу или в недавно покоренные области заставляет нас взглянуть на тогдашние наказания как на дополнительный источник трудовых ресурсов государства. Где же здесь отличия от рабов на галерах и скованных цепью каторжников на древней территории нынешней Европы или Соединенных Штатов Америки?! Несмотря на то что писатели времен Хань настаивали на катастрофических последствиях чрезмерно подробных циньских норм и жестоких наказаний, в летописях их собственного периода сложно отыскать какие-либо заметные улучшения в этих областях, внесенные правителями династии Хань.

Существенные элементы судебной процедуры в Древнем имперском Китае получили весьма подробное освещение в дошедших до нас документах. В них отсутствует четкое разграничение между административными и юридическими полномочиями, и, как правило, главное административное лицо области совмещало в себе верховную судебную власть, а окружной судья совмещал в своем районе судебные полномочия и власть начальника гарнизона. Воевода пользовался правом наказания своих ратников, даже мог казнить особенно нерадивых. В письменах на камнях и летописных ссылках говорится о специально назначавшихся юридических советниках, оказывавших помощь чиновникам на местном уровне, однако больших подробностей этого дела не сообщается.

В некоторые остальные протоколы включены осмотры подземных ходов, использованных для проникновения внутрь того или иного дома, исследование зародыша и тела матери, когда из-за драки случился выкидыш, а также консультация медицинского специалиста, определившего, какие недуги могли вызвать данное физическое состояние жертвы.

Вещественные доказательства и свидетельские показания сходились в великом противостоянии всех заинтересованных сторон с занимающимся расследованиями чиновником. Каждая из сторон дает показания, а занимающийся расследованиями чиновник сопоставляет их с вещественными доказательствами, чтобы представить последовательную и достоверную версию событий. По пунктам, где показания или физические следы вступают в противоречие, применяется дополнительный опрос. Изменения в свидетельских показаниях или появление внутренних противоречий требуют приведения дальнейшего допроса. В конечном счете требуется признание обвиняемого в преступлении, и упорное уклонение от признательных показаний служит поводом для наказания битьем палками и, возможно, другими способами пытки. Однако избиение считалось самым крайним средством, и его применение требовалось отразить в донесении.

В этих текстах также просматривается мысль, укоренившаяся в китайской теории права и практике, о том, что судья должен обладать задатками сотрудника сыскной службы. С помощью своих способностей распознавания скрытых смыслов физических следов и человеческой речи идеальный судья проникал через завесу замешательства и обмана, чтобы добраться до правдивого хода событий и истинной роли в них привлеченных к расследованию сторон. Такое представление о судье как мудром толкователе доказательств также фигурирует в случае, найденном в захоронении времен династии Хань в окрестностях Чжанцзяшани, когда некоему чиновнику поручили расследовать, кто отравил еду, и он выявил недостатки в ведении хозяйства целой семьи 49 . Судья в качестве толкового сыщика превратился в заметного персонажа китайского театра и литературы более позднего исторического периода. Например, судья Ди или судья Бао стали воплощением героев, борющихся за торжество правды и справедливости. Как выяснилось из вновь обнаруженных материалов времен династии Цинь и Хань, такой образец правосудия, основанный на мудрой способности осознания значения доказательств, уже появился в начале имперского периода Китая.

Все началось с наших первобытных предков, когда у них возникла необходимость защитить свои уязвимые и непрочные социальные группы от соседних воинственных племен, наводя на последних страх. Жестокое обращение с пленниками, взятыми в результате межплеменных столкновений, должно было служить предостережением другим потенциальным врагам. Кроме того, жестокость в отношении чужаков сплачивала племя и связывала его членов узами общей ненависти. Именно по этой причине пленники вряд ли могли рассчитывать на легкую смерть, сначала им предстояло помучиться в назидание, как врагам племени,

Работа содержит 1 файл

Реферат философия.docx

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

Проверила: Джаамбаева Б.

Система наказания в Древнем Китае

Все началось с наших первобытных предков, когда у них возникла необходимость защитить свои уязвимые и непрочные социальные группы от соседних воинственных племен, наводя на последних страх. Жестокое обращение с пленниками, взятыми в результате межплеменных столкновений, должно было служить предостережением другим потенциальным врагам. Кроме того, жестокость в отношении чужаков сплачивала племя и связывала его членов узами общей ненависти. Именно по этой причине пленники вряд ли могли рассчитывать на легкую смерть, сначала им предстояло помучиться в назидание, как врагам племени, так и его членам, а уже потом умереть. Преступников старались наказать, чтобы совершать подобное впредь им было неповадно, а если же их приговаривали к смерти, то казнили каким-нибудь показательно-изуверским способом, чтобы неповадно было всем остальным. Казнь совершалась с церемониальными действами, привлекала толпы народа и превращалась в зрелищное мероприятие, нередко окруженное праздничной атмосферой карнавала. Итак, если казнь призвана служить средством устрашения, то следует организовать это мероприятие так, чтобы его воочию увидели как можно больше людей. Как ни странно, многие из тех, кто ратует сегодня за отмену смертной казни, также выступают за публичную казнь, хотя из совершенно противоположных соображений, мотивируя свою позицию тем, что чем больше людей увидит этот позорный спектакль, тем больше появится у них сторонников. Однако история показывает, что публичные казни на площадях городов, как это ни печально, только возбуждали кровожадность толпы и уж отнюдь не подвигали людей на борьбу за отмену смертной казни.

Ещё с давних времён способы расправы над преступниками в Китае были разнообразными, своей изощрённостью и жестокостью, они ужасали ум, и сердце даже порой не самых преданных гуманистов. Древний Китай был царством того, что в китайском называется “жоу син”. Слово это обычно переводится на русский как “телесные наказания”, но более точным переводом было бы “членовредительские наказания”. Для этого использовались, например, ножи и пилы. Они применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания – удаления коленных чашечек. Список этот, однако, не полон. В те времена, в I тыс. до н.э., единое законодательство еще не сформировалось, и каждый князь, каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными.

Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту – и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена пресловутые “15 суток”. Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что-то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови. Как известно, кастрации был подвергнут выдающийся китайский историк Сыма Цянь. Впрочем, для Сыма Цяня кастрация была милостью, ведь ею заменили смертную казнь.

Но время шло, и в Китае сложилась традиционная система пяти видов наказаний. Все они сводились к телесным наказаниям или каторжным работам. В отношении чиновников существовала также практика разжалования в титулах или понижения в должности, что означало автоматическое снижение материальных доходов. Штрафы или даже пребывание в тюрьме в древнем Китае наказаниями не считались. Со времен династий Суй и Тан, то есть с конца VI и начала VII века, наказания приобрели следующий вид:

1. Битье легкими бамбуковыми палками (от 10 до 50 ударов).

2. Битье тяжелыми бамбуковыми палками (от 50 до 100 ударов). При особенно ревностном исполнении, этот вид наказаний мог не только искалечить наказуемого человека, но привести к его смерти.

3. Каторжные работы на срок от 3 до 5 лет.

4. Временная или пожизненная ссылка в места, отдаленные от родины преступника на 2-3 тысячи ли. Такая ссылка часто означала военную или гражданскую службу на границе.

Помимо пяти основных наказаний, имелись и дополнительные наказания, например, ношение кандалов и деревянной колодки на шее (канги). Канга имела вид квадратной доски с дыркой для головы посередине, которая могла весить до 20 кг. Человек с кангой на шее не мог самостоятельно лежать и принимать пищу, так что ему приходилось уповать лишь на помощь родственников или других добрых людей. Обычно срок ношения канги составлял от одного до трех месяцев. При этом преступника выставляли на всеобщее обозрение в бамбуковой клетке.

В числе других традиционных китайских наказаний фигурируют также бичевание, клеймение и, наконец, пытки. Законы китайской империи допускали, и даже предписывали применение пыток на стадии дознания, в том числе побоев, стояния коленями на цепях или битом стекле, защемления пальцев и коленей деревянными тисками, выкручивания ушей и т.п. Вплоть до 20 века, в Китае не существовал четких представлений о сторонах обвинения и презумпции невиновности. Поэтому признание под пыткой считалось доказательством правды, да и пыткам подвергались не только обвиняемые, но и свидетелей. Так сохранилась в очерках очевидцев древней династии Вей вовсе абсурдная история. Носильщик соли и носильщик хвороста поспорили о том, кому принадлежит баранья шкура, в которой переносили грузы. Судья приказал помощникам подвергнуть шкуру пыткам, и узнать правду. Шкуру расстелили на земле и стали бить по ней палкой. Вскоре из шкуры выступили крупинки соли, и носильщик хвороста признался, что говорил неправду.

Что же касается смертных казней то виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: “сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение”. Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Полагалось казнить не только виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей.

Преступника всегда вели на смерть в канге, которая превращала путь от тюрьмы и до лобного места в немалое испытание – ведь для смертников полагались утяжеленные колодки особо большого размера. Иногда женщин, осужденных за особо тяжелые преступления, не заковывали в кангу. Однако радоваться виновнице не приходилось: ведь это означало, что ее перед смертью заставят “покататься на деревянном осле”. Женщину раздевали догола и крепко связывали ей руки, а потом сажали верхом на деревянного осла с острым хребтом (иногда для надежности ее ноги прибивали к нему гвоздями). Фактически преступницу заставляли сидеть верхом на деревянном лезвии, которое под весом ее же собственного тела вонзалось осужденной в тело. От боли женщина начинала вертеться и подпрыгивать, инстинктивно пытаясь освободиться, но таким образом она только рвала себе кожу и мясо. Эти ее корчи лишь усиливали мучения преступницы и доставляли немало удовольствия зрителям. Деревянный осел был снабжен колесиками, так что его катили от тюрьмы.

Самая мучительная казнь средневекового Китая – это “медленное разрезание” (кит. линчи). Иногда европейцы именовали его “разрезанием на 1000 кусков”. Наказание “линчи” было не только самым жестоким, но и самым редким. В начале XIX века, например, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно. Для того, чтобы получить такой приговор, надо было совершить действительно тяжкое преступление – например, отцеубийство.

Казнь “линчи” официально вошла в китайское законодательство в XII веке, хотя применялась она с незапамятных времен. Так, в конце III в. до н.э. именно этим способом были замучены все дочери императора Цинь Ши-хуана. Новые властители не хотели, чтобы род императора уцелел, и решили отделаться от конкурентов самым надежным способом: принцы были немедленно перебиты, а принцессы (их было более двадцати, от разных наложниц) были посажены в тюрьму. Вскоре девушек приказали вывести на главную столичную площадь и там казнить, “голыми привязав к столбам и отрезав им руки и ноги”.

Сохранилось множество китайских описаний и несколько изображений этой казни. Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу. Иногда, судя по гравюрам, руки и ноги ему не связывали, так что двигать ими он мог свободно. Временами вместо столба применялся крест, и в таком случае руки стоящего осужденного привязывали к перекладине. Когда осужденный был привязан к столбу или кресту, палачи (двое или трое) готовились к работе. Главным их инструментом служили ножи и пила-ножовка. Жертве давали посмотреть на инструмент, а иногда – с шуточками объясняли, как именно палачи будут этим инструментом пользоваться. После этого палач приступал к делу: начинал отрезать у преступника куски тела. Существовало множество способов казни. Суд обычно заранее определял, сколько “резаний” должен получить преступник, то есть сколько кусков его тела должен отрезать палач. Вот как, например, полагалось сделать при “20 резаниях”: “1,2 – отрезать левую и правую брови; 3,4 – срезать мясо с левой и правой ягодицы, 5,6 – срезать левый и правый соски и мясо с груди; 7,8 – отпилить кисти рук; 8,9 – отпилить руки по локоть; 11,12 – отпилить стопы; 13,14 – отпилить ноги по колено; 15 – распороть живот; 16 – перерезать горло; 17,18 – отпилить руки по плечи; 19,20 – отпилить ноги по пах”.

Как видим, смерть наступала еще в середине казни. При “8 резаниях”, которые стали чаще применяться в более позднее время соответственно казнь состояла из 8 разрезов. “20 резаний” и, тем более, “8 резаний” были самыми мягкими видами этой казни. В цинскую эпоху применялись также “36 резаний”, “72 резания” и “120 резаний”. Количество “резаний” могло быть и очень большим, известны случаи, когда за особо тяжкие преступления полагалось “3000 резаний”. В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек плоти, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого палач отхватывал этот кусок небольшим острым ножом. В таком случае жертве часто давали легкое обезболивающее, которое предотвращало (или, скорее, оттягивало) болевой шок, и мучения могли длиться целый день. С другой стороны, в виде милости казнь преступника часто убивали первым же ударом, так что казнили уже труп. Впрочем, даже в этом случае казнь считалась особо тяжелой. Китайцы верили, что в загробной жизни человек будет выглядеть также, как в момент смерти, и никому не хотелось ползать по загробному миру в виде обрубка с отрезанными по локоть руками и отпиленными по колено ногами.

Этим, кстати, и объясняется парадокс: относительно безболезненное казнь обезглавливанием считалась в Китае более тяжелой, чем удавление. Гравюры дают неплохое представление о том, как проводилась казнь через обезглавливание. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.

Еще одним видом казни было удавление. Виселица в Китае не применялась, и осужденного именно удавливали. Палачи медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. По свидетельствам очевидцев, удавление могло длиться очень долго, до часа, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

Это были традиционные способы наказания. А вот Вам рассказ о нетрадиционных видах наказаний, которые имели место быть в древнем Китае. В числе нетрадиционных видов казни, практиковавшихся еще за несколько веков до новой эры, китайские источники упоминают такие как варка в большом медном котле, варка в малом медном котле, выламывание ребер, вырезание коленных чашечек, четвертование, подвешивание на крюк, заливание свинца в горло, и т.д., и т.п.

Эта пытка была очень популярна в древнем Китае. Как это делается:

1) раздетого донага мученика кладут на стол и привязывают;

2) большие, тяжелые клетки с заразными голодными крысами кладутся арестованному на живот и грудь. Клетки открываются со дна;

3) на вершину клетки кладутся раскаленные угли, чтобы возбудить крыс;

4) пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь во плоти жертвы.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Моисеева Оксана Георгиевна

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Моисеева Оксана Георгиевна

От Книги Закона "Фацзин" до "Закона об отмене телесных наказаний четвертого императора династии Хань - Хань Вэньди". "история о спасшей своего отца от телесного наказания и смерти Ти Ин" в качестве учебного примера

Purposes and Тypes of Punishment in the Traditional Law of China

The article deals with the development of the system of punishments in the traditional law of China, from the deep antiquity to the Tang Empire. It emphasizes the influence of religion, the close relationship of religious values and legal norms. The ancient basic legal systems are investigated and a conclusion is drawn about the existence of common approaches to solving the problems of the purposes of punishment and its types. A characteristic moment for the ancient Eastern states is the consolidation in the legislation and law enforcement practice of the talion principle, i.e. retribution equal to the equal. The origin of the "wu xing" system, its development and its final fixing in the criminal law of China are analyzed. Modern studies allow us to conclude that the system of “wu xing” was probably originated in the Zhan Guo period (5th -3rd centuries BC). During the Sui dynasty (6th century), a system of "five types of punishments" was formed, which was also received during the Tang dynasty. Tang's criminal institutions, for more than a millennium, streamlined the system of five basic punishments: blows with thin sticks, blows with thick sticks, hard labor, exile and death penalty. The goals of the punishments were intimidation, restoration of social justice, crime prevention and re-education.

УДК 34:94(510) ББК 67.3(5Кит)3

Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Purposes and Тypes of Punishment in the Traditional Law of China

Altai State University (Barnaul, Russia)

Целями наказаний были устрашение, восстановление социальной справедливости, предупреждение преступлений и перевоспитание.

Ключевые слова: уголовное право, Древний Китай, конфуцианство, талион, виды наказаний.

The article deals with the development of the system of punishments in the traditional law of China, from the deep antiquity to the Tang Empire. It emphasizes the influence of religion, the close relationship of religious values and legal norms. The ancient basic legal systems are investigated and a conclusion is drawn about the existence of common approaches to solving the problems of the purposes of punishment and its types. A characteristic moment for the ancient Eastern states is the consolidation in the legislation and law enforcement practice of the talion principle, i.e. retribution equal to the equal. The origin of the "wu xing" system, its development and its final fixing in the criminal law of China are analyzed. Modern studies allow us to conclude that the system of "wu xing" was probably originated in the Zhan Guo period (5th -3rd centuries BC). During the Sui dynasty (6th century), a system of "five types of punishments" was formed, which was also received during the Tang dynasty. Tang's criminal institutions, for more than a millennium, streamlined the system of five basic punishments: blows with thin sticks, blows with thick sticks, hard labor, exile and death penalty.

The goals of the punishments were intimidation, restoration of social justice, crime prevention and re-education.

Key words: criminal law, Ancient China, Confucianism,

talion, types of punishments.

Важнейшими регуляторами общественных отношений являются религия и право. Для них характерны: универсальность, традиционность, формирование системы действий ритуального характера. Древневосточным государствам присуща тесная взаимосвязь между религиозными ценностями и правовыми нормами. Религия оказала существенное влияние на развитие древневосточного права, в том числе в аспекте целей и видов наказаний.

Для Древнего Китая также характерно влияние религии на развитие права. Прежде всего речь идет о конфуцианстве.

ной или обеих ног (ступней), кастрацию и смертную казнь.

Современные исследования позволяют сделать вывод о том, что система у син возникла гораздо позднее, вероятно, в период Чжаньго (У-111 вв. до н.э.). На практике применяемые наказания были гораздо разнообразнее.

В китайских источниках указано, что происхождение пяти видов наказаний произошло еще в леген-

В дальнейшем, в период Западного Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.) к пяти наказаниям были добавлены еще четыре: ссылка, откуп от наказания, удары кнутом, разрывание на четыре части.

От династии Шан был унаследован институт каторжных работ, лишения свободы на срок: год, два года, три года. Использовалось также в качестве наказания за проступок кратковременное лишение свободы. Оно заключалось в сидении на камне с нравоучительным текстом. Осужденный прикреплялся к камню наручниками. Срок варьировался от трех до 13 дней. После отбытия назначенного срока преступник отправлялся на каторжные работы сроком до года.

На практике кроме основных наказаний применялся и целый ряд других: отрезание ушей, обращение в рабство, битье палками.

рию объединенного Китая. Для империи Цинь (221-207 гг. до н.э.) характерно господство идей ле-гизма. Устрашение окончательно становится основной целью наказания.

Уголовные установления Тан более чем на тысячелетие упорядочили систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками, удары толстыми палками, каторжные работы, ссылка и смертная казнь.

Самым легким из основных наказаний было битье тонкими палками. Эта мера в качестве наказания была введена в царствование западно-ханьского императора Вэнь-ди (179-157 гг. до н.э).

Следующим видом наказания были удары толстыми палками. Можно встретить упоминание о на-

личии данного вида наказаний с начала правления династии Восточная Хань (25-220 г.). В качестве основного вида наказания битье толстыми палками появляется в кодексе династии Лян (503 г.).

Ссылка представляла собой сочетание каторжных работ с отправкой преступников в отдаленные районы Китая и даже за его пределы. Наказание ссылкой применялось начиная с периода Чуньцю (722-479 гг. до н.э.). В качестве одного из основных видов наказаний ссылка была закреплена в уложении государства Северное Чжоу (557-581 гг.).

Высшей мерой наказания была смертная казнь. Существовало две разновидности смертной казни: обезглавливание и удавление. Казнь через обезглавливание появилась в глубокой древности, во времена легендарного Желтого императора (ок. 2600 г. до н.э.), а удавление — в эпоху Чжоу.

На основе многочисленных источников сделан убедительный вывод о существовании в Китае символических наказаний. Система символических наказаний позволяла без применения к виновному крайне жестоких мер, вплоть до смертной казни, путем морального воздействия оказать на преступника весьма ощутимое влияние. Виновный отлучался от коллектива, выставлялся на всеобщее осуждение и порицание. Тем самым реализовывалась одна из целей наказания — перевоспитание.

Для права Древнего Китая характерно влияние религии, прежде всего конфуцианства, что выразилось в подходах к назначению наказания, реализации цели наказания — перевоспитания, особенно в период правления династии Хань, когда постепенно произошло возрождение конфуцианских идей и принципов и провозглашение конфуцианства официальной идеологией империи.

1. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. — М., 2000.

2. Головащенко С. Право в Ветхом завете // Религия и право. — 2000. — № 4.

3. Шаргородский М.Д. Избранные работы по уголовному праву. — СПб., 2003.

4. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта. — М., 2011.

5. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. — СПб., 2005.

6. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. — М., 2009. — Т. 1.

7. Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. — М., 2009. — Т. 1.

Специфика наказаний в
Древнем Китае (Шан)
Широкое применение имели
наказания, нацеленные на
перевоспитание преступников при
помощи привлечения всеобщего
внимания к его наказанию и делу.
Во время Шань использовалась
пятичленная система наказаний
символического характера. Так,
татуирование заменяли повязкой
черного цвета, процесс отрезания
носа – одеждой красно-бурого
цвета, процесс отрезания ног –
закрашиванием ноги тушью,
смертную казнь – ношением
холщовых рубах без ворота. Но уже
во время Чжоу практику
символического наказания
значительно ограничивают.

Виды преступлений
В уголовном праве Китая есть ряд видов
преступлений: ряд незаконных деяний
против страны (мятежи и заговоры);
преступления религиозного характера;
преступления против личности
(убийства, нанесение телесных
повреждений); преступления военного
характера; ряд преступлений против
собственности (кражи, грабежи, убой
чужого скота). Для того чтобы включить
то или иное преступление в перечень
незаконных деяний, определить
тяжесть наказания за него, важно
учитывать некоторые причины. Это и
субъективная воля императора, и
доминирующее влияние той или иной
правовой концепции (конфуцианство
или легизм). Данный перечень был
очень дробным и неопределенным.
Так, уголовно преследовались
должники, которые не выплатили долг.

Специфика наказаний в
Древнем Китае (Чжоу)
Основная цель наказания была
устрашение. Применяли телесные
наказания и даже смертная казнь. Во
время государства Чжоу выделяли пять
ключевых наказаний: мосин – это когда
лицо преступника клеймили тушью;
исин – преступнику отрезали нос;
фессии – преступнику отрезали ноги;
чужии – мужчину-преступника
кастрировали, женщину-преступника
превращали в рабыню-затворницу;
данисин – преступнику отрубали
голову. Помимо этого, преступнику в
качестве наказания могли отрезать
уши, выколоть глаза, нанести удары
палками и плетьми, обратить в
рабство или оштрафовать. Особая
жестокость в наказаниях наблюдалась
во время господства легистов в
царстве Цинь. Там злоумышленника
могли варить в котле, вырывать у них
ребра, сверлить им головы.

Доносы и пытки
обвиняемого
Важно отметить, что ложные доносы
рассматривались как
преступления. Для доносчика
использовали такое же наказание,
как и для лица, которого бы
обвинили, в ситуации, если бы
донос имел правдивый характер.
Не допускался ряд анонимных
доносов. Осужденного по такому
доносу освобождали.
В ситуациях, когда подозреваемый
погибал после пыток, чиновника,
который вел следствие, отправляли
на каторгу.

Акты устрашения
Было допустимо тело или голову
преступника, которого казнили,
выставить на публичное обозрение в
открытом поле, во дворе дворца или
рынке в ситуациях, когда
злоумышленник являлся сановным
лицом.

Читайте также: