Преображенская церковь в кижах доклад

Обновлено: 02.07.2024

Гущин Б.А. (г.Петрозаводск), Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Очерк истории Преображенской церкви на острове Кижи

стр. 6 История Кижского архитектурного ансамбля прослеживается на протяжении пяти веков (с конца XVII по начало XXI века), отражаясь в источниках разного свойства и характера, предоставляющих исследователям широкий простор для научного творчества.

Материал статьи подготовлен на основе архивных документов и даёт представление о поэтапном формировании знаменитого архитектурного комплекса.

Зодчие на примере церкви Покрова Богородицы, разрушая традицию построения шатровой церкви, заменив шатёр лёгкой девятиглавой короной, создали гармоничное содружество с церковью Преображения Господня.

На каждом из этих объектов всесильное время оставило свои следы. Сохраняя шедевры, оно утверждает даже их слабости в архитектурно-конструктивном решении (церковь Покрова Богородицы), фиксирует новые варианты и современные изыски декоративного оформления (колокольня).

стр. 7 * * *

История создания Кижского погоста уходит в глубокую древность.

К сожалению, эти древние церкви не сохранились в связи с пожаром, возникшим в самом конце XVII века (1693–1694 гг.) во время грозы от удара молнии. Настоящие церкви и колокольня возведены на их прежнем месте.

Рядом с двумя такими разнотипными церквями до 1862 года (почти на протяжении 250 лет) стояла старинная колокольня.

стр. 9 Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжали свои творческие поиски. Вскоре на церкви сразу и навсегда утвердилось 9-главое завершение, тонко и органично вошедшее в контакт с нарядным многоглавием церкви Преображения Господня. Зодчим потребовалось почти полвека (1714–1764 гг.), чтобы привести в согласие эти два погостских строения. В таком содружестве вместе со старой колокольней они простояли до тех пор, пока не настала пора изменить и привычный образ кижской колокольни.

Таким образом, зодчим потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три здания в единый архитектурный ансамбль. Творческие поиски безымянных зодчих увенчались успехом. На примере Кижского комплекса прослеживаются все этапы формирования и эволюционного развития деревянного зодчества России: от простейшей клети к шатровым и многоглавым типам церквей. Можно утверждать, что длительное его формирование завершило эволюционный круг в развитии деревянного зодчества, достигнув своего совершенства.

В начале XIX века, в период с 1818 по 1824 год, в почти 100-летнем возрасте Преображенская церковь не избежала веяний нового времени: ее срубы были обшиты тесом, а купола обиты железом [9] .

Возраст и состояние церкви Преображения Господня к этому времени стали вызывать тревогу. В 1865 году в связи с необходимостью принятия неотложных мер предполагалось произвести ремонт всех 22 глав, перекрыть церковь новым тесом, перестлать полы и поднять осевшие стены на фундамент. С этой целью в 1866 году секретарь Строительного отделения Губернского правления Петров составил план и сметы на ремонт Преображенской церкви [11] . В том же году, для изыскания средств для предстоящего ремонта, была исходатайствована сборная книга для записи пожертвований разными лицами на поправку церкви по Кижскому приходу [12] .

Для проведения крупного ремонта по ходатайству местного причта в 1867 году был стр. 10 учреждён комитет по исправлению Преображенской церкви [13] .

По смете предусматривалась в притворе обшивка внутренних стен и устройство потолка. Но согласно указу Олонецкой духовной консистории, обшивка внутренних стен в притворе была отменена, а устройство потолка временно отложено [15] .

Отметим, что и ранее крупные ремонтные работы производились согласно договорам, заключаемым с подрядчиками: Егором Потаповым (наружная обшивка сруба в 1818 году) [18] , Егором Михеевым (обивка церковных глав железом в 1823 году) [19] .

Обновление интерьера церкви повлекло за собой и золочение иконостаса. Резной иконостас в Преображенской церкви был установлен в 1770-х годах при участии вологодского резчика Степана Афонасьева [20] . Для сбора средств для его золочения церковный причт и прихожане обратились с просьбой к епархиальному начальству о выдаче Пригласительного листа на имя крестьянина деревни Волкостров Ивана Никонова. Пригласительный лист Олонецкой духовной консисторией был выдан с разрешения епископа Палладия [21] .

На ремонт церкви и позолоту иконостаса разными лицами производились пожертвования как деньгами, так и натуральными продуктами: печёным хлебом, рожью, овсом, шерстью, полотенцами, холстом во время хождения стр. 11 по приходу с иконами Божией Матери и

Всемилостивого Спаса, а также разными процентными бумагами. Пожертвования также поступали из Санкт-Петербурга и Ревеля от местных купцов [22] .

Интересная страница истории Преображенской церкви связана с ее изучением и постановкой на государственную охрану.

Как известно, внимание к изучению церковного деревянного зодчества России зародилось сравнительно поздно.

Именно в таком, обновленном, образе кижские церкви увидели первые исследователи деревянного зодчества России Л.В.Даль (1876 г.), И.Я.Билибин (1904 г.) и И.Э.Грабарь (1909 г.). И тем не менее увиденное их потрясло.

В 1911 году на художественном вернисаже картину художника И.М.Шлуглейта с изображением Кижского погоста приобрел император Николай II.

Объяснить строительный феномен многоглавия можно тем, что звучный каскад куполов явился ко времени, когда расцвело на Руси стремление к пышности и сказочному изобилию декоративных форм. Именно на этот период приходится время расцвета России, устремившейся к европейской цивилизации, к праздничности и свободе в разных видах творчества. Лишь на время затаилась и вновь проявилась давняя любовь народа к многоглавию, столь звучно заявившая о себе в начале XVII века. Это наблюдение убедительно подтверждают 21- и 22-главые церкви в Анхимове и на острове Кижи. Вовремя приспела пора легендарного мастера Нестора.

Постепенно приобретался опыт и навык работы по спасению старинных деревянных церквей в России. К началу XX века источниковая база по их изучению была уже довольно значительной: проводилась огромная работа по сбору сведений и обследованию местных памятников древности, их фотофиксации, а также принимались меры по их сохранению.

С 1912 года Императорская археологическая комиссия установила контроль за ремонтом старинных церквей.

В 1920 году, после установления cоветской власти, наиболее выдающиеся памятники искусства и старины ставятся под государственную охрану.

На карте Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 1920 года указан Кижский погост с охранным знаком.

В 1937 году Преображенская церковь была закрыта. Таким образом, церковь после 223-летнего регулярного использования прихожанами лишилась своего первоначального предназначения и духовного смысла. Последний ее священник А.С.Петухов вскоре был арестован и расстрелян. Церковные службы были прерваны и возобновились только в 1993 году.

В 1939 году кижские церкви были включены в перечень памятников революции, культуры и архитектуры по КАССР, рекомендованных в состав Списка памятников общесоюзного стр. 17 значения. Но в связи с войной 1941–1945 годов это произошло только в 1948 году.

Незабываемый след оставила в истории Кижского погоста Великая Отечественная война.

В первое время со стороны финских оккупантов проявлялось полное пренебрежение к святым вражеским реликвиям. Они занимались грабежами церковного имущества, наполняя иконами, как ценными сувенирами, свои солдатские рюкзаки и отправляя их в Финляндию, где ими начали даже торговать.

Сразу по прилете на аэродром Сакселль доложил командованию все, как было, и начальство с ним согласилось.

В кижских церквях проводились службы для финских солдат. Местное оккупированное население стало привлекаться финскими проповедниками к восстановлению часовен и церквей, возобновлению в них службы. Службу вели православные священники на русском языке.

стр. 18 На территорию Заонежья в октябре 1942 года по приказу Ставки главнокомандующего финской армией Маннергейма прибыли ученые: архитекторы, искусствоведы, этнографы, фольклористы, антропологи и художники с целью изучения местной культуры.

В связи с капитуляцией Финляндии и выходом ее из военных действий, правительство стр. 19 Советского Союза потребовало возврата в Карелию всех вывезенных икон. Осенью

Ларс Петтерссон разработал подробную типологическую схему конструкций, архитектурных деталей, плотницких инструментов и материалов. Монография сохраняет свою ценность и в настоящее время.

Новая страница в истории Преображенской церкви связана с созданием в Кижах архитектурного заповедника.

Постановление №604 Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР от 2 октября 1945 года объявило территорию ансамбля Кижского погоста, имеющего историческую и художественную ценность мирового значения, государственным заповедником. Постановление предписывало в течение 1945–1946 гг. провести аварийно-предупредительный ремонт, определить границы и строгий режим охраны заповедника, разработать и представить в СНК К-ФССР мероприятия по переносу на территорию Кижского заповедника уникальных памятников гражданского зодчества (изб и хозяйственных построек). Управлению по делам архитектуры и Управлению по делам искусств поручалось восстановить в 1946 году внутреннюю отделку кижских церквей, создав художественную целостность памятника архитектуры.

С 1949 года реставрацию уникальных кижских памятников возглавил московский архитектор А.В.Ополовников.

Реставрация 1949–1959 годов должна была решить две главные задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный образ, искаженный многочисленными переделками в XIX веке. Автором проекта реставрации Преображенской церкви был архитектор А.В.Ополовников.

В реставрации принимали участие местные мастера. В 1959 году реставрация Преображенской церкви была завершена.

Одновременно с воссозданием первоначального внешнего образа в 1945 году также был поставлен вопрос о восстановлении иконостаса.

В 1950 году под руководством В.Г.Светличной и художника-реставратора Г. В. Жаренкова иконостас был восстановлен.

В 1960-е годы реставрацией икон занимались московские специалисты – С.В.Ямщиков, В.Н.Белов, В.А.Зборовский, К.Г.Шейнкман и Н.В.Перцев.

На протяжении 10 лет (1950–1960 гг.) архитектурный заповедник на острове Кижи существовал на правах отдела Управления по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР, не являясь самостоятельной хозяйственной единицей.

Идея устройства музея рассматривалась как конкретная практическая мера, способная сохранить обреченную на гибель часть наследия деревянного зодчества. Ведущим критерием для подбора зданий-экспонатов была архитектурная уникальность и типичность, соответствующая традициям народного творчества. Основой для будущего музейного комплекса стал Кижский архитектурный ансамбль, являвшийся в этот период жестким критерием для отбора соответствующих ему по значимости объектов. На данном этапе формирования музея четко прослеживается архитектурный характер его экспозиций и выставок.

В том же году Кижский остров был включен в один из 9 всесоюзных маршрутов для иностранных туристов.

Государственный историко-архитектурный музей был создан 1 января 1966 года. Его фундаментом является Кижский архитектурный ансамбль и искусственно созданная на его базе этнографическая экспозиция.

12 декабря 1990 года в г. Банфе (Канада), на 14-й сессии Комитета Всемирного наследия Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Важная страница истории Преображенской церкви связана с ее реставрацией. На протяжении всех лет существования кижского музея этот главный объект архитектурного комплекса вызывает постоянную тревогу в связи со своим преклонным возрастом и состоянием древесины.

Судьба Кижей волнует всех с давних пор, начиная со времени первой ее реставрации в 1949–1959 гг. С этого времени не утихают споры о способах реставрации и методах защиты древесины.

В 1987 году был объявлен открытый всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления памятника. К сожалению, ни одно из 15 предложенных проектных предложений не способно полностью решить эту проблему.

Выявление деформаций сруба церкви и прогнозирование их развития осуществили сотрудники Ленинградского горного института.

В 1988 году в Петрозаводске и на о. Кижи состоялся Международный симпозиум ИКОМОС по обсуждению способов сохранения Кижского архитектурного ансамбля. В нем приняли участие 108 специалистов по реставрации, в том числе 40 ученых из разных стран мира.

В решении симпозиума рекомендовалось не подвергать Преображенскую церковь переборке. Его участники выразили мнение о включении Кижского архитектурного ансамбля в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Микологическое состояние древесины памятника с 1970 года наблюдается специалистами Института леса Карельского научного центра РАН под руководством В.А.Козлова.

По оценкам сотрудников Института леса КарНЦ РАН, замене подлежит 20–30% старых брёвен [66] .

В 2007 году на острове Кижи был сдан в эксплуатацию не имеющий аналогов в мировой практике реставрационно-производственный комплекс, специально предназначенный для проведения работ на Преображенской церкви.

Работы на самом памятнике начались в 2009 году.

Современный этап истории церкви Преображения Господня связан с проведением ее реставрации. Параллельно ведется реставрация рамы иконостаса и иконописного убранства церкви.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня – жемчужина Кижей, деревянное сооружение, впечатляющее великолепием и построенное только с помощью топора.

Остров Онежского озера

Остров Кижи – один из многочисленных островов северной части Онежского озера. Лабиринт из сотни живописных островов и заливов вплетён в природный ландшафт. на берегу которого стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Мелкий скалистый остров длиной 5,5 км, разделённый узкими проливами, поражает скромной красотой.

Скалы с растущими на них соснами, причудливые извилистые линии берега, луга, играющие цветами разнообразной растительности, – все создает неповторимо красивое место.

Вершина деревянного зодчества

Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.

Из истории церкви

Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.

Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.

Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.

Церковь Преображения в 19 веке

На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет.

Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.

Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.

Архитектурные особенности

Архивное фото

Формы и размеры глав меняются по ярусам

Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.

Купол храма

Интерьер северного храма

Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.

Полы уложены по бревенчатым балкам

В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.

Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.

Внутреннее убраство

Иконостас

В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.

Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.

Кижи – музей под открытым небом

Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.

В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.

Музей-заповедник

Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.

Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.

Деревянный Храм Преображения на острове Кижи

В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.




Храм Преображения Господня на острове Кижи — архитектурный шедевр начала XVIII века, памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — с 1980 года находился на реставрации и был закрыт для посетителей. Только в прошлом году стало возможным рассмотреть восстановленную постройку снаружи, а с июня этого года можно попасть и внутрь — посмотреть на дивной красоты резной алтарь, проникнуться духом этого места. Рассказываем, как организовать путешествие, чтобы сполна оценить Кижи, увидеть всё самое интересное на острове, а главное — побывать в Преображенской церкви.

Чем знамениты Кижи

Это крохотный остров в Онежском озере — всего 6 километров в длину, 800 метров в ширину в самом широком месте, но ежегодно, в основном летом, в Кижи устремляются сотни тысяч туристов со всего мира. Конечно, в связи с пандемией их поток значительно упал, тем ценнее нынешняя возможность побывать почти один на один с архитектурным шедевром — ансамблем Кижского погоста.

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 1

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 2

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 3

Этот храм воздвигнут на месте другого, сгоревшего от удара молнии. Изначально в нём был традиционный для Заонежья тябловый иконостас, напоминающий полки, в которые впритык вставлялись иконы. В 1770 году его заменили на резной золочёный иконостас в стиле барокко — он сохранился до настоящего времени. Это один из самых больших и великолепно исполненных иконостасов в регионе — более 23 метров в длину и 7 метров в высоту. По количеству икон (большинство из них XVIII века, но есть и более ранние, из предыдущего храма) он считается одним из самых масштабных на Русском Севере.

Иконы алтаря сохранились, можно сказать, чудом: во время оккупации Заонежья финские военные вывезли иконы в Финляндию, там их отреставрировали и подготовили к выставке в Хельсинки (которая, впрочем, не состоялась). После войны они были возвращены в Советский Союз и сейчас установлены в храме.

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 4

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 5

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 6

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 7

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 8

Примечательна судьба самого здания. Начиная с XIX века Преображенская церковь периодически ремонтировалась и даже меняла свой облик: вплоть до 1950-х годов стены храма были обшиты досками и выкрашены в белый цвет, деревянные купола заменены на металлические. А после возвращения храму первоначального вида выяснилось, что требуется основательная реконструкция: сруб настолько перекосился, что здание могло обрушиться. Решено было отказаться от полной переборки конструкции храма, а установить внутренний металлический каркас, с помощью которого, начиная с верхнего слоя, приподнимать и вывешивать элементы постройки, снимать реставрируемые части и возвращать их на место.

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 9

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 10

Преображенская церковь на острове Кижи: что нужно знать о шедевре деревянного зодчества. Изображение номер 11

В 1980 году церковь была признана аварийной и закрылась на реконструкцию. Все эти десятилетия гости Кижей могли видеть этапы восстановления храма. Порой его внешний облик приобретал самый причудливый вид: из-за изымаемых слоёв верхние части держались лишь на опорах металлического каркаса.

Лишь весной 2019 года сняли леса и храм предстал во всём своём величии. После этого приступили к восстановлению интерьеров и иконостаса — работы завершили в прошлом году, а с июня этого года Преображенская церковь открыта для посещения.

Как организовать поездку


Карелия, 66 км. от Петрозаводска, небольшой островок на Онежском озере – Кижи. Путь к нему лежит через живописное скопление островов Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир.

Преображенская церковь в Кижах

По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.

Преображенская церковь в Кижах

Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Её высота 17 м. почти с 11-этажный дом, а венчаю храм 22 купола, ярусами уходящими в небо.

Позднее для служб зимой по соседству была построена Покровская церковь. Она похожа на Преображенскую, но всё же поскромнее. Завершила первоначальный ансамбль погоста деревянная Шатровая колокольня.

1 января 1966 г. на основе ансамбля кижского погоста был открыт государственный историко-архивный музей Кижи. На остров были перевезены самые ценные деревянные постройки со всей Карелии: церковь Воскресения Лазаря, созданная в 14 в., несколько часовен, крестьянские дома и дворовые постройки. Всё это на протяжение многих веков строилось в русских и карельских деревнях по берегам Онежского озера.

На маленьком клочке прекрасной карельской земли стоят неповторимые создания деревянного зодчества, рукотворное чудо.

Читайте также: