Преображенская церковь в кижах доклад
Обновлено: 02.07.2024
Гущин Б.А. (г.Петрозаводск), Гущина В.А. (г.Петрозаводск)
Очерк истории Преображенской церкви на острове Кижи
стр. 6 История Кижского архитектурного ансамбля прослеживается на протяжении пяти веков (с конца XVII по начало XXI века), отражаясь в источниках разного свойства и характера, предоставляющих исследователям широкий простор для научного творчества.
Материал статьи подготовлен на основе архивных документов и даёт представление о поэтапном формировании знаменитого архитектурного комплекса.
Зодчие на примере церкви Покрова Богородицы, разрушая традицию построения шатровой церкви, заменив шатёр лёгкой девятиглавой короной, создали гармоничное содружество с церковью Преображения Господня.
На каждом из этих объектов всесильное время оставило свои следы. Сохраняя шедевры, оно утверждает даже их слабости в архитектурно-конструктивном решении (церковь Покрова Богородицы), фиксирует новые варианты и современные изыски декоративного оформления (колокольня).
стр. 7 * * *
История создания Кижского погоста уходит в глубокую древность.
К сожалению, эти древние церкви не сохранились в связи с пожаром, возникшим в самом конце XVII века (1693–1694 гг.) во время грозы от удара молнии. Настоящие церкви и колокольня возведены на их прежнем месте.
Рядом с двумя такими разнотипными церквями до 1862 года (почти на протяжении 250 лет) стояла старинная колокольня.
стр. 9 Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжали свои творческие поиски. Вскоре на церкви сразу и навсегда утвердилось 9-главое завершение, тонко и органично вошедшее в контакт с нарядным многоглавием церкви Преображения Господня. Зодчим потребовалось почти полвека (1714–1764 гг.), чтобы привести в согласие эти два погостских строения. В таком содружестве вместе со старой колокольней они простояли до тех пор, пока не настала пора изменить и привычный образ кижской колокольни.
Таким образом, зодчим потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три здания в единый архитектурный ансамбль. Творческие поиски безымянных зодчих увенчались успехом. На примере Кижского комплекса прослеживаются все этапы формирования и эволюционного развития деревянного зодчества России: от простейшей клети к шатровым и многоглавым типам церквей. Можно утверждать, что длительное его формирование завершило эволюционный круг в развитии деревянного зодчества, достигнув своего совершенства.
В начале XIX века, в период с 1818 по 1824 год, в почти 100-летнем возрасте Преображенская церковь не избежала веяний нового времени: ее срубы были обшиты тесом, а купола обиты железом [9] .
Возраст и состояние церкви Преображения Господня к этому времени стали вызывать тревогу. В 1865 году в связи с необходимостью принятия неотложных мер предполагалось произвести ремонт всех 22 глав, перекрыть церковь новым тесом, перестлать полы и поднять осевшие стены на фундамент. С этой целью в 1866 году секретарь Строительного отделения Губернского правления Петров составил план и сметы на ремонт Преображенской церкви [11] . В том же году, для изыскания средств для предстоящего ремонта, была исходатайствована сборная книга для записи пожертвований разными лицами на поправку церкви по Кижскому приходу [12] .
Для проведения крупного ремонта по ходатайству местного причта в 1867 году был стр. 10 учреждён комитет по исправлению Преображенской церкви [13] .
По смете предусматривалась в притворе обшивка внутренних стен и устройство потолка. Но согласно указу Олонецкой духовной консистории, обшивка внутренних стен в притворе была отменена, а устройство потолка временно отложено [15] .
Отметим, что и ранее крупные ремонтные работы производились согласно договорам, заключаемым с подрядчиками: Егором Потаповым (наружная обшивка сруба в 1818 году) [18] , Егором Михеевым (обивка церковных глав железом в 1823 году) [19] .
Обновление интерьера церкви повлекло за собой и золочение иконостаса. Резной иконостас в Преображенской церкви был установлен в 1770-х годах при участии вологодского резчика Степана Афонасьева [20] . Для сбора средств для его золочения церковный причт и прихожане обратились с просьбой к епархиальному начальству о выдаче Пригласительного листа на имя крестьянина деревни Волкостров Ивана Никонова. Пригласительный лист Олонецкой духовной консисторией был выдан с разрешения епископа Палладия [21] .
На ремонт церкви и позолоту иконостаса разными лицами производились пожертвования как деньгами, так и натуральными продуктами: печёным хлебом, рожью, овсом, шерстью, полотенцами, холстом во время хождения стр. 11 по приходу с иконами Божией Матери и
Всемилостивого Спаса, а также разными процентными бумагами. Пожертвования также поступали из Санкт-Петербурга и Ревеля от местных купцов [22] .
Интересная страница истории Преображенской церкви связана с ее изучением и постановкой на государственную охрану.
Как известно, внимание к изучению церковного деревянного зодчества России зародилось сравнительно поздно.
Именно в таком, обновленном, образе кижские церкви увидели первые исследователи деревянного зодчества России Л.В.Даль (1876 г.), И.Я.Билибин (1904 г.) и И.Э.Грабарь (1909 г.). И тем не менее увиденное их потрясло.
В 1911 году на художественном вернисаже картину художника И.М.Шлуглейта с изображением Кижского погоста приобрел император Николай II.
Объяснить строительный феномен многоглавия можно тем, что звучный каскад куполов явился ко времени, когда расцвело на Руси стремление к пышности и сказочному изобилию декоративных форм. Именно на этот период приходится время расцвета России, устремившейся к европейской цивилизации, к праздничности и свободе в разных видах творчества. Лишь на время затаилась и вновь проявилась давняя любовь народа к многоглавию, столь звучно заявившая о себе в начале XVII века. Это наблюдение убедительно подтверждают 21- и 22-главые церкви в Анхимове и на острове Кижи. Вовремя приспела пора легендарного мастера Нестора.
Постепенно приобретался опыт и навык работы по спасению старинных деревянных церквей в России. К началу XX века источниковая база по их изучению была уже довольно значительной: проводилась огромная работа по сбору сведений и обследованию местных памятников древности, их фотофиксации, а также принимались меры по их сохранению.
С 1912 года Императорская археологическая комиссия установила контроль за ремонтом старинных церквей.
В 1920 году, после установления cоветской власти, наиболее выдающиеся памятники искусства и старины ставятся под государственную охрану.
На карте Петрозаводского уезда Олонецкой губернии 1920 года указан Кижский погост с охранным знаком.
В 1937 году Преображенская церковь была закрыта. Таким образом, церковь после 223-летнего регулярного использования прихожанами лишилась своего первоначального предназначения и духовного смысла. Последний ее священник А.С.Петухов вскоре был арестован и расстрелян. Церковные службы были прерваны и возобновились только в 1993 году.
В 1939 году кижские церкви были включены в перечень памятников революции, культуры и архитектуры по КАССР, рекомендованных в состав Списка памятников общесоюзного стр. 17 значения. Но в связи с войной 1941–1945 годов это произошло только в 1948 году.
Незабываемый след оставила в истории Кижского погоста Великая Отечественная война.
В первое время со стороны финских оккупантов проявлялось полное пренебрежение к святым вражеским реликвиям. Они занимались грабежами церковного имущества, наполняя иконами, как ценными сувенирами, свои солдатские рюкзаки и отправляя их в Финляндию, где ими начали даже торговать.
Сразу по прилете на аэродром Сакселль доложил командованию все, как было, и начальство с ним согласилось.
В кижских церквях проводились службы для финских солдат. Местное оккупированное население стало привлекаться финскими проповедниками к восстановлению часовен и церквей, возобновлению в них службы. Службу вели православные священники на русском языке.
стр. 18 На территорию Заонежья в октябре 1942 года по приказу Ставки главнокомандующего финской армией Маннергейма прибыли ученые: архитекторы, искусствоведы, этнографы, фольклористы, антропологи и художники с целью изучения местной культуры.
В связи с капитуляцией Финляндии и выходом ее из военных действий, правительство стр. 19 Советского Союза потребовало возврата в Карелию всех вывезенных икон. Осенью
Ларс Петтерссон разработал подробную типологическую схему конструкций, архитектурных деталей, плотницких инструментов и материалов. Монография сохраняет свою ценность и в настоящее время.
Новая страница в истории Преображенской церкви связана с созданием в Кижах архитектурного заповедника.
Постановление №604 Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР от 2 октября 1945 года объявило территорию ансамбля Кижского погоста, имеющего историческую и художественную ценность мирового значения, государственным заповедником. Постановление предписывало в течение 1945–1946 гг. провести аварийно-предупредительный ремонт, определить границы и строгий режим охраны заповедника, разработать и представить в СНК К-ФССР мероприятия по переносу на территорию Кижского заповедника уникальных памятников гражданского зодчества (изб и хозяйственных построек). Управлению по делам архитектуры и Управлению по делам искусств поручалось восстановить в 1946 году внутреннюю отделку кижских церквей, создав художественную целостность памятника архитектуры.
С 1949 года реставрацию уникальных кижских памятников возглавил московский архитектор А.В.Ополовников.
Реставрация 1949–1959 годов должна была решить две главные задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный образ, искаженный многочисленными переделками в XIX веке. Автором проекта реставрации Преображенской церкви был архитектор А.В.Ополовников.
В реставрации принимали участие местные мастера. В 1959 году реставрация Преображенской церкви была завершена.
Одновременно с воссозданием первоначального внешнего образа в 1945 году также был поставлен вопрос о восстановлении иконостаса.
В 1950 году под руководством В.Г.Светличной и художника-реставратора Г. В. Жаренкова иконостас был восстановлен.
В 1960-е годы реставрацией икон занимались московские специалисты – С.В.Ямщиков, В.Н.Белов, В.А.Зборовский, К.Г.Шейнкман и Н.В.Перцев.
На протяжении 10 лет (1950–1960 гг.) архитектурный заповедник на острове Кижи существовал на правах отдела Управления по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР, не являясь самостоятельной хозяйственной единицей.
Идея устройства музея рассматривалась как конкретная практическая мера, способная сохранить обреченную на гибель часть наследия деревянного зодчества. Ведущим критерием для подбора зданий-экспонатов была архитектурная уникальность и типичность, соответствующая традициям народного творчества. Основой для будущего музейного комплекса стал Кижский архитектурный ансамбль, являвшийся в этот период жестким критерием для отбора соответствующих ему по значимости объектов. На данном этапе формирования музея четко прослеживается архитектурный характер его экспозиций и выставок.
В том же году Кижский остров был включен в один из 9 всесоюзных маршрутов для иностранных туристов.
Государственный историко-архитектурный музей был создан 1 января 1966 года. Его фундаментом является Кижский архитектурный ансамбль и искусственно созданная на его базе этнографическая экспозиция.
12 декабря 1990 года в г. Банфе (Канада), на 14-й сессии Комитета Всемирного наследия Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Важная страница истории Преображенской церкви связана с ее реставрацией. На протяжении всех лет существования кижского музея этот главный объект архитектурного комплекса вызывает постоянную тревогу в связи со своим преклонным возрастом и состоянием древесины.
Судьба Кижей волнует всех с давних пор, начиная со времени первой ее реставрации в 1949–1959 гг. С этого времени не утихают споры о способах реставрации и методах защиты древесины.
В 1987 году был объявлен открытый всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления памятника. К сожалению, ни одно из 15 предложенных проектных предложений не способно полностью решить эту проблему.
Выявление деформаций сруба церкви и прогнозирование их развития осуществили сотрудники Ленинградского горного института.
В 1988 году в Петрозаводске и на о. Кижи состоялся Международный симпозиум ИКОМОС по обсуждению способов сохранения Кижского архитектурного ансамбля. В нем приняли участие 108 специалистов по реставрации, в том числе 40 ученых из разных стран мира.
В решении симпозиума рекомендовалось не подвергать Преображенскую церковь переборке. Его участники выразили мнение о включении Кижского архитектурного ансамбля в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Микологическое состояние древесины памятника с 1970 года наблюдается специалистами Института леса Карельского научного центра РАН под руководством В.А.Козлова.
По оценкам сотрудников Института леса КарНЦ РАН, замене подлежит 20–30% старых брёвен [66] .
В 2007 году на острове Кижи был сдан в эксплуатацию не имеющий аналогов в мировой практике реставрационно-производственный комплекс, специально предназначенный для проведения работ на Преображенской церкви.
Работы на самом памятнике начались в 2009 году.
Современный этап истории церкви Преображения Господня связан с проведением ее реставрации. Параллельно ведется реставрация рамы иконостаса и иконописного убранства церкви.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Церковь Преображения Господня – жемчужина Кижей, деревянное сооружение, впечатляющее великолепием и построенное только с помощью топора.
Остров Онежского озера
Остров Кижи – один из многочисленных островов северной части Онежского озера. Лабиринт из сотни живописных островов и заливов вплетён в природный ландшафт. на берегу которого стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Мелкий скалистый остров длиной 5,5 км, разделённый узкими проливами, поражает скромной красотой.
Скалы с растущими на них соснами, причудливые извилистые линии берега, луга, играющие цветами разнообразной растительности, – все создает неповторимо красивое место.
Вершина деревянного зодчества
Главный архитектурный памятник острова Кижи – Преображенская церковь, построенная в 1714 году на месте сгоревшего храма. С тех пор сверкающая под северным солнцем церковь Преображения Господня – символ Кижей и русской деревянной архитектуры.
Из истории церкви
Первое упоминание о поселении на Кижских островах относится к XV веку. Выходцы из новгородских земель построили церковь, которая вмещала всех прихожан в главные христианские праздники.
Церковь много раз перестраивалась и обновлялась. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии. Спустя несколько лет начали возводить нынешний многоглавый храм.
Современный вид ансамбля формировался 265 лет (1694-1959 гг.) Каждое столетие вносило свою лепту в его создание. После реконструкции бревенчатой ограды ансамбль приобрёл современный образ.
На старинные постройки реставраторы обратили внимание в начале XX века. В то время купола Преображенской церкви скрывало кровельное железо, здание, обшитое досками, было выкрашено в белый цвет.
Первоначальный облик церкви вернули председатель комиссии по охране памятников искусства, русский живописец Игорь Иммануилович Грабарь и московский архитектор А. В. Ополовников, который изыскал новые способы реставрации старинного здания.
Чтобы укрепить постройку, внутри церкви создали металлический каркас. Сруб разбили на семь поясов, каждый вынимали и восстанавливали отдельно. Преображенская церковь, не утратив изысканности, крепко стоит на земле без фундамента.
Архитектурные особенности
Лемех – осиновая дощечка, завершающаяся с одной стороны клинообразным уступом. Осиновое покрытие, пронизанное водой и согретое солнцем, блестит так, будто купола покрыты серебром.
Интерьер северного храма
Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.
В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.
Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.
В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.
Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.
Кижи – музей под открытым небом
Начало музею под открытым небом на острове Кижи положил реставратор Александр Викторович Ополовников. Основа музея – древние сооружения Кижей, лёгкие силуэты которых вписываются в суровый северный пейзаж.
В 1966 году здесь создаётся музей-заповедник, куда привезли памятники деревянной архитектуры из районов Карелии: часовни, дома, мельницы и бани.
Здесь настоящие деревянные дома с хозяйственными постройками, ветряными мельницами с крыльями, амбарами и банями.
Сюда приезжают не только туристы, но и деятели культуры, историки и этнографы. Творческим людям интересно переступить порог деревенского дома, увидеть поделки местных ремесленников, орудия труда и изумительные образцы посуды и кухонной утвари русских северян – карелов и вепсов.
В 1990 году архитектурный ансамбль острова Кижи в Карелии включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственный историко-архитектурный музей-заповедник – крупнейший в Европе. В Карелию едут туристы со всего мира, которых принимают на острове круглый год.
Храм Преображения Господня на острове Кижи — архитектурный шедевр начала XVIII века, памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — с 1980 года находился на реставрации и был закрыт для посетителей. Только в прошлом году стало возможным рассмотреть восстановленную постройку снаружи, а с июня этого года можно попасть и внутрь — посмотреть на дивной красоты резной алтарь, проникнуться духом этого места. Рассказываем, как организовать путешествие, чтобы сполна оценить Кижи, увидеть всё самое интересное на острове, а главное — побывать в Преображенской церкви.
Чем знамениты Кижи
Это крохотный остров в Онежском озере — всего 6 километров в длину, 800 метров в ширину в самом широком месте, но ежегодно, в основном летом, в Кижи устремляются сотни тысяч туристов со всего мира. Конечно, в связи с пандемией их поток значительно упал, тем ценнее нынешняя возможность побывать почти один на один с архитектурным шедевром — ансамблем Кижского погоста.
Этот храм воздвигнут на месте другого, сгоревшего от удара молнии. Изначально в нём был традиционный для Заонежья тябловый иконостас, напоминающий полки, в которые впритык вставлялись иконы. В 1770 году его заменили на резной золочёный иконостас в стиле барокко — он сохранился до настоящего времени. Это один из самых больших и великолепно исполненных иконостасов в регионе — более 23 метров в длину и 7 метров в высоту. По количеству икон (большинство из них XVIII века, но есть и более ранние, из предыдущего храма) он считается одним из самых масштабных на Русском Севере.
Иконы алтаря сохранились, можно сказать, чудом: во время оккупации Заонежья финские военные вывезли иконы в Финляндию, там их отреставрировали и подготовили к выставке в Хельсинки (которая, впрочем, не состоялась). После войны они были возвращены в Советский Союз и сейчас установлены в храме.
Примечательна судьба самого здания. Начиная с XIX века Преображенская церковь периодически ремонтировалась и даже меняла свой облик: вплоть до 1950-х годов стены храма были обшиты досками и выкрашены в белый цвет, деревянные купола заменены на металлические. А после возвращения храму первоначального вида выяснилось, что требуется основательная реконструкция: сруб настолько перекосился, что здание могло обрушиться. Решено было отказаться от полной переборки конструкции храма, а установить внутренний металлический каркас, с помощью которого, начиная с верхнего слоя, приподнимать и вывешивать элементы постройки, снимать реставрируемые части и возвращать их на место.
В 1980 году церковь была признана аварийной и закрылась на реконструкцию. Все эти десятилетия гости Кижей могли видеть этапы восстановления храма. Порой его внешний облик приобретал самый причудливый вид: из-за изымаемых слоёв верхние части держались лишь на опорах металлического каркаса.
Лишь весной 2019 года сняли леса и храм предстал во всём своём величии. После этого приступили к восстановлению интерьеров и иконостаса — работы завершили в прошлом году, а с июня этого года Преображенская церковь открыта для посещения.
Как организовать поездку
Карелия, 66 км. от Петрозаводска, небольшой островок на Онежском озере – Кижи. Путь к нему лежит через живописное скопление островов Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир.
По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.
Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Её высота 17 м. почти с 11-этажный дом, а венчаю храм 22 купола, ярусами уходящими в небо.
Позднее для служб зимой по соседству была построена Покровская церковь. Она похожа на Преображенскую, но всё же поскромнее. Завершила первоначальный ансамбль погоста деревянная Шатровая колокольня.
1 января 1966 г. на основе ансамбля кижского погоста был открыт государственный историко-архивный музей Кижи. На остров были перевезены самые ценные деревянные постройки со всей Карелии: церковь Воскресения Лазаря, созданная в 14 в., несколько часовен, крестьянские дома и дворовые постройки. Всё это на протяжение многих веков строилось в русских и карельских деревнях по берегам Онежского озера.
На маленьком клочке прекрасной карельской земли стоят неповторимые создания деревянного зодчества, рукотворное чудо.
Читайте также: