Предварительное расследование в германии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Согласно немецкому уголовному праву или закону об административных правонарушениях предварительное расследование (EV) или предварительное производство является отправной точкой для всех административных штрафов и уголовного производства . Следствие процедура регулируется законом в разделе Второй книги второй части Уголовно - процессуального кодекса ( секций 160 до 177 Уголовно - процессуального кодекса) или в Законе об административных правонарушениях (OWiG).

Оглавление

Возбуждение предварительного расследования

В соответствии с принципом законности расследование всегда должно начинаться на основании отчетов или достаточных ссылок на уголовное преступление (за исключением случая неконституционного использования доказательств, предназначенных для оправдания первоначального подозрения; так называемое первоначальное подозрение в соответствии с в разделе 152 (2) StPO в сочетании с разделом 160 (1) StPO). В прокуратуре в связи с этим имеет право и обязанность возбуждать расследование. Исключением являются так называемые относительные правонарушения , связанные с применением , когда прокуратура Германии имеет право проводить расследование по собственной инициативе только в случае особого общественного интереса к судебному преследованию. С другой стороны, правонарушения чисто прикладного характера требуют заявления от потерпевшей стороны.

Согласно § 153 ГПК прокуратура также может прекратить производство по делу ; если общественный интерес в уголовном преследовании отвергается, прокуратура может издать условия и инструкции для обвиняемых ( раздел 153a ГПК).

С другой стороны, если первоначальное подозрение не подтверждается или если становится очевидным запрет на предоставление доказательств , по которым не ожидается осуждение, Государственное управление также может прекратить производство в соответствии с разделом 170 Уголовно-процессуального кодекса .

последовательность

Как хозяйка расследования , местная прокуратура при поддержке так называемых следователей обычно проводит расследования ( предполагаемых ) административных правонарушений и уголовных правонарушений . В законодательстве о нормативных правонарушениях это обычно компетентный административный орган ( Раздел 35 OWiG). На практике большинство расследований проводит полиция . В Германии регулярно создаются комиссии в случае убийства. Специальные комиссии могут быть созданы и по другим сложным правонарушениям .

Следственные органы Германии также должны расследовать все оправдывающие факты ( Раздел 160 (2) StPO). При исследовании инкриминирующих и оправдывающих фактов вы обязаны соблюдать процедуру предоставления бесплатных доказательств . В случае надместного и массового совершения уголовных преступлений предварительное расследование проводится централизованно прокуратурой (так называемое коллективное производство ).

Завершение предварительного расследования

После завершения предварительного расследования государственный прокурор несет исключительную ответственность за принятие решения о предъявлении обвинения , подаче заявления о наложении штрафа или прекращении производства по делу .

При наличии достаточных подозрений в соответствии с разделом 170 (1) Уголовно-процессуального кодекса - после того, как обвиняемый имел возможность реализовать свое право быть заслушанным не позднее, чем до завершения расследования - предъявляется обвинительное заключение или назначается наказание. о подаче ходатайства о возбуждении уголовного дела и переходе уголовного дела в промежуточное производство в суде соответствующей стороны a. Если подозрений недостаточно, обвинение прекращает производство в соответствии с разделом 170 (2) Уголовно-процессуального кодекса, и обвиняемый будет проинформирован, если только обвиняемый не был допрошен заранее. Если предъявлено обвинение, суд затем решает в промежуточном производстве, становится ли обвиняемый обвиняемым; В соответствии со статьей 201 Уголовно-процессуального кодекса председатель суда предоставляет обвиняемым возможность возражать против начала основного производства и подавать собственные запросы о доказательствах по истечении срока, который должен быть определен. Многие предварительные разбирательства также заканчиваются приостановлением разбирательства из-за его незначительности (§§ 153, 153a StPO).

Порядок проведения расследования

Если расследование не начато вообще или проводится неадекватно, в отношении потерпевшей также может быть рассмотрена так называемая процедура принудительного расследования , направленная на начало или завершение расследования.

Органом дознания является прокуратура. Как только прокуратуре стало известно из заявлений или других источников о подозрении в совершении преступления, она должна исследовать обстоятельства дела для решения вопроса о возбуждении публичного обвинения. Прокуратура обязана исследовать не только обвинительные, но и оправдательные обстоятельства, сохранять доказательства, которые могут быть утрачены, выяснять обстоятельства, имеющие значение для определения меры наказания и применения уголовного закона [12, c.13].

В производстве дознания может участвовать и так называемый следственный судья. Он действует по поручению. Если прокурор считает производство судейских следственных действий необходимым, то он ходатайствует об этом перед участковым судьей, в районе которого должны быть произведены эти действия.

Задачей дознания, как это предусматривает закон, является выяснение вопроса о наличии подозрения, чтобы судить о возможности возбуждения публичного обвинения.

Дознание включает производство следственных действий и принятие решений, предусмотренных законом [14, c.53].

Прокурор вправе требовать от всех органов публичной власти представления различных сведений, проводить самостоятельно расследование или с помощью органов власти и чиновников полицейской службы. Последние обязаны выполнить поручения прокуратуры. Прокурор допрашивает обвиняемых, свидетелей. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову и соответственно дать показания или представить заключение. При обстоятельствах, не терпящих отлагательств, он может в предусмотренном законом порядке применять меры процессуального принуждения, в том числе выемку, обыск, задержание, издание постановления о розыске обвиняемых, прослушивание телефонных переговоров обвиняемых и других лиц, ходатайствовать об издании судейского приказа об аресте обвиняемого.

Формально полиция не орган дознания, но она, в соответствии с §163 УПК, должна расследовать обстоятельства преступления и принять меры к тому, чтобы не допустить противодействия выяснению этих обстоятельств. На основании §161 УПК власти и чиновники полиции обязаны выполнять требования или поручения прокуратуры [1, c.84].

Окончание дознания по закону может последовать в двух формах: либо путем возбуждения публичного обвинения, либо прекращения дела.

Согласно УПК прокуратура возбуждает публичное обвинение путем направления в суд обвинительного акта, если проведенное дознание для этого достаточный повод.

Приняв решение о возбуждении публичного обвинения, прокурор составляет обвинительный акт. Обвинительный акт с материалами дела направляется в соответствующий суд [3, c.47].

Предварительное расследование – дознание – оканчивается в уголовном процессе Германии принятием одного из двух решений: возбуждением публичного обвинения или прекращением производства. В первом случае прокурор составляет обвинительный акт, после чего направляет материалы уголовного дела в суд. На этом производство дознания оканчивается. Предъявление обвинения происходит уже в суде. Прекращение производства по делу имеет место при наличии материальных (например, совершенное деяние не относится к уголовно наказуемым), фактических (не подтвердилось наличие подозрения) и процессуальных (к примеру, истечение сроков давности) оснований и так- же возлагается на прокуратуру. При этом, как отмечает А.Б. Филимонов, большинство уголовных дел по результатам дознания оканчивается именно принятием решения о его прекращении (около 60%), а не о направлении в суд [7, с.99].

Таким образом, в Германии, как и в России, досудебное производство по уголовным делам предшествует судебному разбирательству и направлено на предварительный сбор доказательств. Вместе с тем, система досудебного производства по УПК ФРГ существенно отличается от российской.

Главные отличия заключаются в следующем:

- в Германии отсутствует стадия возбуждения уголовного дела в ее российском понимании. Уголовный процесс начинается с предварительного расследования – одновременно с производством первых процессуальных действий по посту- пившей информации о преступлении.

- по УПК ФРГ отсутствует дифференциация предварительного расследования. Единственной его формой является дознание.

- Фабула обвинения формулируется прокуратурой только на завершающем этапе дознания непосредственно перед направлением дела в суд. В таком случае окончанием досудебного производства будет являться возбуждение прокуратурой публичного обвинения.

- обвинение лицу предъявляется уже в суде, а не в ходе досудебного производства, как это регламентировано УПК РФ [13, с.96].


В статье авторы производят анализ уголовно-процессуального законодательства зарубежных стран, определяют тенденции развития уголовно-процессуальной формы расследования преступлений в зарубежных странах.

Ключевые слова: предварительное расследование, дознание, сравнительный анализ, уголовно-процессуального законодательство.

Одним из факторов повышения эффективности предварительного расследования в России является изучение зарубежного опыта в целях возможного применения наиболее эффективных положений при совершенствовании уголовно — процессуального законодательства Российской Федерации. Отмечая, что в положениях зарубежного уголовно-процессуального законодательства содержится немало научных идей, следует обсуждать их и в рамках отечественной правовой доктрины [7].

О необходимости сравнительного изучения права высказывают мнения как российские, так и зарубежные ученые. Согласно исторического развития отечественного уголовного судопроизводства, свидетельствующему, что концепции французского УПК 1808 года оказали влияние на модель дореволюционного российского уголовного процесса и замену инквизиционной системы на смешанную, считаем целесообразным провести сравнительный анализ моделей уголовного процесса на примере Франции и Германии, а также некоторых стран, отпочковавшихся от СССР, с 20–30-х годов по 1991 год ХХ столетия находившиеся в аналогичных с Россией правовом положении. В частности, в нынешнем уголовном процессе Франции в судопроизводстве отмечают 4 ступени, а именно:

1) полицейское дознание;

2) досудебное следствие,

3) судебное разбирательство

4) обжалование и вступление решения в законную силу.

Так, дознание во Франции — часть уголовного процесса, которая проводится до начала уголовного преследования. Согласно ст.ст. 12, 38, 41, 53 и 75 УПК Франции управление и надзор за судебной полицией совершают прокурор республики и Генеральный прокурор совместно. Будучи наделенными всеми полномочиями, предоставленными офицеру уголовной полиции, они вправе поручить производство дознания, исходя из принципа свободного выбора, принимая во внимание территориальную компетенцию.

В уголовном судопроизводстве же Германии отмечают 5 стадий уголовного процесса:

1) предварительное расследование, проводимое в форме дознания;

2) стадия производства по преданию обвиняемого суду;

3) судебное разбирательство;

4) стадия обжалования

5) производство по исполнению приговора.

Следует отметить, что ни по УПК ФРГ [2], ни по УПК Франции [3] как такового процессуального документа, указывающего о начале дознания (как в УПК РФ — постановления о возбуждении уголовного дела) не предусмотрено [1].

При наличии же оснований к производству дознания, полиция проводит все неотложные меры, а затем безотлагательно направляет материалы в прокуратуру. При производстве дознания доказывание осуществляется различными способами, и в большинстве случаев установление достоверности фактов сводится к их вероятности.

Последнее стало возможным поскольку дознание служит подготовительной стадией, после чего прокурор возбуждает публичное обвинение или прекращает уголовное дело (§ 170), в числе других, из-за отсутствия целесообразности по преступлениям, за совершение которых усматривается наказание до одного года. В случае же если дознанием предоставлены достаточные основания, прокурор как представитель государственного обвинения, возбуждает посредством предъявления обвинительного акта в надлежащем суде.

Отметим, что в Германии, как и в Российской Федерации, досудебное производство по уголовным делам предшествует судебному разбирательству, и осуществляет предварительный сбор доказательств.

Вместе с тем, система досудебного производства Германии существенно различается от российского досудебного производства, основываясь на следующем:

2) в Германии единственной формой является дознание;

3) фабулу обвинения формулирует прокурор только на завершающем этапе дознания, непосредственно перед направлением дела в суд, а окончанием досудебного производства является возбуждение прокурором публичного обвинения;

4) обвинение лицу предъявляется в ходе суда, а не на стадии досудебного производства, как это регламентировано УПК РФ.

Касаемо бывших республик СССР, некоторые из которых, реформировав уголовно-процессуальное законодательство отпочковавшись от СССР, привнесли радикальные изменения в институт предварительного расследования.

В УПК же Украины 2012 года16 органами, осуществляющими дознание, выступают органы досудебного расследования (следственные подразделения), а дознание является формой предварительного расследования по уголовным проступкам (п. 4 ст. 3 УПК Республики Украины), производимое следователем [5].

В свою очередь, другие государства постсоветского пространства — участники СНГ в институт дознания также внесли некоторые изменения, в основном выражающиеся сокращением сроков расследования в форме дознания, иным перечнем должностных лиц, уполномоченных на производство такого расследования и соответственно полномочий этих должностных лиц, а также ряда других изменений.

В Казахстане же и Таджикистане органы дознания наряду с расследованием в форме дознания производится и предварительное следствие, а в Республике Узбекистан образованы органы, осуществляющие доследственную проверку.

Таким образом, с учетом изложенного, можно отразить следующие выводы:

– анализ уголовно-процессуального законодательства зарубежных стран показывает, что процессуальная деятельность органов предварительного расследования является важной составляющей уголовного судопроизводства государства, пусть и с имеющимися существенными отличиями и особенностями в зависимости от исторически сложившегося типа уголовного процесса;

– тенденции развития уголовно-процессуальной формы расследования преступлений в зарубежных странах имеют как положительные, так и отрицательные значения, следовательно, требуют своего изучения, выявления положительного опыта правоприменения, с учётом которых необходимо рассматривать отдельные вопросы совершенствование российского уголовно — процессуального законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное расследование, РФ, уголовный процесс, орган дознания, Беларусь, досудебное производство, производство дознания, судебное разбирательство, уголовно-процессуальное законодательство, уголовное судопроизводство.

Предварительное расследование в уголовном процессе Германии происходит в форме дознания.

Органом дознания является прокуратура. Как только прокуратуре стало известно из заявлений или других источников о подозрении в совершении преступления, она должна исследовать обстоятельства дела для решения вопроса о возбуждении публичного обвинения. Прокуратура обязана исследовать не только обвинительные, но и оправдательные обстоятельства, сохранять дорказательства, которые могут быть утрачены, выяснять обстоятельства, имеющие значение для определения меры наказания и применения уголовного закона.

В производстве дознания может участвовать и так называемый следственный судья. Он действует по поручению. Если прокурор считает производство судейских следственных действий необходимым, то он ходатайствует об этом перед участковым судьей, в районе которого должны быть произведены эти действия.

Задачей дознания, как это предусматривает закон, является выяснение вопроса о наличии подозрения, чтобы судить о возможности возбуждения публичного обвинения.

Дознание включает производство следственных действий и принятие решений, предусмотренных законом.

Прокурор вправе требовать от всех органов публичной власти представления различных сведений, проводить самостоятельно расследование или с помощью органов власти и чиновников полицейской службы. Последние обязаны выполния поручения прокуратуры. Прокурор допрашивает обвиняемых, свидетелей. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову и соответственно дать показания или представить заключение. При обстоятельствах, не терпящих отлагательств, он может в предусмотренном законом порядке применять меры процессуального принуждения, в том числе выемку, обыск, задержание, издание постановления о розыске обвиняемых, прослушивание телефонных переговоров обвиняемых и других лиц, ходатайствовать об издании судейского приказа об аресте обвиняемого.

Формально полиция не орган дознания, но она, в соответствии с §163 УПК, должна расследовать обстоятельства преступления и принять меры к тому, чтобы не допустить противодействия выяснению этих обстоятельств. На основании §161 УПК власти и чиновники полиции обязаны выполнять требования или поручения прокуратуры.

Окончание дознания по закону может последовать в двух формах: либо путем возбуждения публичного обвинения, либо прекращения дела.

Согласно УПК прокуратура возбуждает публичное обвинение путем направления в суд обвинительного акта, если проведенное дознание для этого достаточный повод.

Приняв решение о возбуждении публичного обвинения, прокурор составляет обвинительный акт. Обвинительный акт с материалами дела направляется в соответствующий суд.

62.Осуществление неотложных следственных действий полицией Германии. Следственные действия, особенности их процессуального оформления прокуратурой и полицией

Дознание включает производство следственных действий и принятие решений, предусмотренных законом.

Прокурор вправе требовать от всех органов публичной власти представления различных сведений, проводить самостоятельно расследование или с помощью органов власти и чиновников полицейской службы. Последние обязаны выполния поручения прокуратуры. Прокурор допрашивает обвиняемых, свидетелей. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову и соответственно дать показания или представить заключение. При обстоятельствах, не терпящих отлагательств, он может в предусмотренном законом порядке применять меры процессуального принуждения, в том числе выемку, обыск, задержание, издание постановления о розыске обвиняемых, прослушивание телефонных переговоров обвиняемых и других лиц, ходатайствовать об издании судейского приказа об аресте обвиняемого.

Полиция вправе по заявлениям о преступлениях производить неотложные следственные действия с целью воспрепятствовать утрате доказательств. Все собранные материалы она обязана немедленно передать прокурору либо непосредственно участ­ковому судье. Полиция вправе издавать распоряжения об аресте в случае бегства задержанного. Она обязана также производить отдельные следственные действия.

К сравнительно новым следственным действиям относятся: проверка лиц, обоснованно подозреваемых в принадлежности к террористической организации, совершение разбойных нападений, их личный обыск, обыск принадлежащих им вещей на специально создаваемых контрольных пунктах на улицах, площадях и других общественных местах.

Одним из важнейших следственных действий является допрос обвиняемого. На первом допросе обвиняемого в полиции ему должно быть разъяснено, в совершении какого преступления он подозревается, его право, а не обязанность давать показания, в любое время еще до первого допроса ходатайствовать о приглашении защитника, просить о представлении в свое оправдание отдельных доказательств, оспаривать выдвинутое против него подозрение. При этом должны выполняться общие требования первого допроса обвиняемого и запрещенных методов допроса.

Читайте также: