Правовой режим международных каналов доклад

Обновлено: 07.07.2024

Международная река, пересекающая или разделяющая территории нескольких государств, создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все государства, в принципе, имеют равные права на использование вод международной реки.

Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.

В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.

В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.

37. Правовой режим международных морских каналов

Международные морские каналы – это искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств, под их суверенитетом. Для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана Администрация Суэцкого канала.

Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала в 1850 г. между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю.

По соглашению, заключенному в 1903 г. с Республикой Панама, образовавшейся на части территории K°лумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию Канала. США декларировали постоянный нейтралитет Канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англоамериканским соглашением 1901 г., предусматривавшим, по существу, применение к Каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 г.

В 1977 г. были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До Первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим Канала. Согласно ст. 380 Версальского договора Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым ссоблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.

Значительное число рек пересекает территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет суве­ренитет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое це­лое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами. Та­кого рода реки называются многонациональными.

Однако особую роль в мировой экономике играют крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекаю­щие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государст­ва, и это в свою очередь требует отражения в международном до­говоре. Если подобные реки открыты для плавания судов всех стран, их принято называть международными.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. По­граничные реки (озера) – это реки (например, Амур) или озера (Каспийское море), по которым проходит граница двух или несколь­ких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно международному праву, как правило, имеют толь­ко суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей непри­брежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.

Правовой режим каналов, используемых для международного судоходства, обычно определяется междуна­родными соглашениями. Как правило, для каждого канала определён отдельный правовой режим. Так например, правовой режим Суэцкого канала был определён Константинопольской конвенцией 1888 года, а правовой режим Панамского канала ранее был определён (в начале ХХ века) в совместное ведение США и Панамы, а с 2000 года – полностью перешёл под юрисдикцию Панамы.

Международный морской канал– искусственное гидротехническое сооружение, соединяющее международные морские пространства.

Такими каналами являются Суэцкий, Кильский, Панамский. Все они проходят по территории того или иного государства и находятся под его суверенитетом. Однако с учетом их значения для международного судоходства для них установлен международный режим.

Суэцкий канал – проходящий по территории Египта искусственный путь из Средиземного моря в Индийский океан. Имеет важное экономическое и стратегическое значение. Правовой режим был определен Конвенцией о Суэцком канале 1888 г. Канал был открыт для торговых и военных кораблей не только в мирное, но и в военное время, независимо от государственной принадлежности. Каналом пользуются даже военные корабли государств, находящихся в состоянии войны. Однако в канале, в его портах и прилегающих водах на расстоянии в три морские мили запрещены любые действия, способные создать затруднения для судоходства.

В 1957 г. Египет зарегистрировал в ООН Декларацию о Суэцком канале, которая представляет собой одностороннее международно-правовое обязательство. Египет обязался уважать положения Конвенции 1888 г. и обеспечить свободу судоходства по каналу.

Кильский канал – проходящий по территории ФРГ искусственный путь между Балтийским и Северным морем. Его режим установлен Версальским мирным договором 1919 г. Канал был открыт как для военных, так и для торговых судов всех государств, за исключением тех, которые находятся в состоянии войны с Германией. Свобода судоходства по каналу подтверждена правилами плавания по Кильскому каналу, принятыми Правительством ФРГ.

Панамский канал – проходящий по территории Панамы искусственный путь между Атлантическим и Тихим океанами. Канал имеет большое стратегическое и экономическое значение.

В течение долгого времени контролировался США. В результате длительной борьбы Панама добилась заключения с США двух новых договоров – о Панамском канале и о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Договоры закрепили суверенитет Панамы над каналом.

Последний признан постоянно нейтральным водным путем, свободным для судоходства всех стран. Вместе с тем США добились признания за собой некоторых особых прав, в частности они являются гарантом нейтралитета канала.

Понятие и особенности правового режима международных проливов

Под международными проливами понимается ряд естественных морских сужений, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми подлежит регулированию рядом норм международного права.

Существует несколько видов проливов. Разновидности эти базируются на навигации правового режима, мирном проходе и т.д.

На основании навигации правового режима международных проливов выделяют ряд видов международных проливов. Речь идет о проливах, в которых установлен режим мирного прохода, и о проливах, в которых установлен транзитный проход.

Ряд проливов, которые имеют режим мирного прохода, бывают двух видов. Речь идет о проливах, которые образованы континентальной частью страны и принадлежат той же стране островом и о проливах, которые ведут из открытого моря в ряд территориальных вод не прибрежных к данным проливам стран.

Ряд проливов, в которых установлен транзитный проход, тоже имеют два вида. Речь идет о проливах, которые перекрываются территориальными водами прибрежных стран и о проливах, которые имеют полосу вод открытого моря.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву в качестве транзитного прохода выступает реализация свободы судоходства для того, чтобы был непрерывный и быстрый транзит.

При осуществлении транзитного прохода для ряда судов и военных кораблей важно воздержаться от любых угроз или их использования, следовать общепринятым правилам морского судоходства. Страны, которые граничат с проливами, обладают широкими правами относительно регулирования транзитного и мирного прохода. Для них свойственно устанавливать ряд морских коридоров и предписывать схемы разделения движения для судоходства, заниматься принятием законов и правил, которые относятся к безопасности движения, предупреждению загрязнений вод проливов и т.д. Для таких правил важно не иметь дискриминационную направленность.

Особенности использования Черноморских проливов

Следует отметить особое значение Черноморских проливов, определяя правовой режим которых, РФ базируется на трех принципах. Первый принцип, это гарантия национальной безопасности Турции. В качестве второго принципа выступает закрытие проливов для любого военного корабля как в мирное, так и в военное время. Третий принцип заключается в полной свободе торгового мореплавания. Сегодня регулирование правового режима Черноморских проливов происходит на основе Конвенции о режиме проливов, которая была принята 20 июля 1936 г. Основной целью данной Конвенции является упорядочение прохода и судоходства в проливах в пределах, которые отвечают безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных стран. Исходя и этого, можно сказать, что Конвенция базируется на любом положении черноморских стран, принимает во внимание ряд их особых правил и интересов. Для Конвенции свойственно провозглашать свободу прохода и мореплавания в проливах как принцип международного права. Для Конвенции свойственно определять режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета ряда воздушных судов как в мирное, так и в военное время, в ситуациях, когда Турция не принимает участия в войнах или когда принимает участие в войнах, и во время непосредственной угрозы Турции.

Важно отметить, что в мирное время ряд торговых судов любой страны пользуются свободой судоходства и транзита в проливах и днем и ночью, не принимая во внимание флаг и груз, без формальностей, если соблюдаются все положения относительно обязательного санитарного осмотра.

Для того чтобы покрыть расходы, которые имеют отношение к мореплаванию торговых судов, для Турции допустимо взимать установленные сборы.

На основании Конвенции ограничено количество, суммарное водоизмещение и время нахождения военного корабля не черноморской страны в проливе. Для них допустимо находиться в них не больше 21 дня, а их суммарное водоизмещение не должно быть больше 45 тыс.т.

Для черноморских держав в мирное время допустимо проводить ряд военных кораблей почти всех водоизмещений и практически с любым вооружением. Для них допустимо проводить ряд своих подводных лодок через проливы, но исключительно в надводной форме, днем и в одиночку.

Конвенцией тщательно регулируется ряд вопросов того, как проходят через проливы иностранные военные корабли в военное время. В ситуациях, когда Турция не принимает участия в войне, для кораблей нейтральных стран допустимо проходить через ряд проливов на условиях, аналогичных мирному времени. Для военных кораблей стран, которые принимают участие в войне, недопустимо проходить через проливы.

В ситуациях, когда существует угроза войны, а также в военное время, когда Турция принимает участие в войне, проход военных кораблей определяет турецкое правительство.

Турецкое правительство контролирует то, как выполняются положения Конвенции. Для черноморских стран важно каждый год информировать Турцию об общем водоизмещении кораблей своих флотов. Основной целью этого является регулирование разрешенных Конвенцией общих тоннажей флотов нечерноморских стран, для которых допустимо одновременно быть в Черном море.

Международные каналы. Особенности использования Суэцкого и Панамского каналов

Под международными каналами понимается ряд искусственных водных путей, которые проходят по территории одной страны, которые находятся под ее суверенитетом и используются в целях международного судоходства.

Регулирование правовых положений данных каналов базируется на ряде принципов. Речь идет о уважении суверенитета страны, по территории которой проходит канал, о неприменении силы или угрозы силы во время решения ряда вопросов, которые касаются канала, о свободе судоходства невоенных судов и военных кораблей без наличия дискриминации, о недопустимости эксплуатации канала во вред международной безопасности.

Константинопольская конвенция от 1888 г. и законодательные акты Египта определяют режим Суэцкого канала. На основании данных документов канал должен быть открытым и в мирное, и в военное время для судов невоенного характера и военных кораблей любой страны. Ряд уведомлений относительно прохождения военных кораблей направляют в МИД Египта не меньше чем за 10 дней до того, как они прибудут. В ситуации войны нельзя применять никакие действия враждебной направленности ни в рамках канала, ни в границах трех миль от его водных портов. Для воюющих недопустимо производить высадку и принятие на военные корабли войск, боеприпасов и иных военных материалов. Для военных кораблей воюющих стран важно проходить через каналы быстро и не останавливаться в портах Суэц и Порт-Саид больше чем на сутки. Для каналов недопустимо применение права блокады.

Если говорить о режиме Панамского канала, то важно отметить, что на основании Договора между США и Панамой, который был заключен в 1903 г., США имеет право владения каналом и зоной Панамского канала, которая превращена ими в страну в стране. США и Панама 7 сентября 1977 г. подписали ряд новых договоров относительно Панамского канала. Речь идет о Договоре о Панамском канале и ряде дополнительных соглашений, которые детализируют ряд его положений, и о Договоре о постоянном нейтралитете Панамского канала и его руководстве, и о Протоколе к данному Договору, нескольких приложениях.

На основании данного договора больше нет права США на то, чтобы владеть данной зоной, упразднен ряд американских органов, которые ведали использованием канала, панаме возвращены 70% районов сухопутной и водной направленности, которые раньше относились к США. 31 декабря 1999 г. канал целиком перешел под суверенитет Панамы. Так, Панама взяла на себя реализацию функций полицейского, судебного, таможенного характера. Зона канала теперь подчинялась уголовному и гражданскому законодательству Панамы.

Но, важно отметить, что за США сохранилось право нести ключевую ответственность за то, как обороняется канал до 2000 г. На основании Договора о нейтралитете канала предусмотрено право на пользование каналом рядом кораблей любой страны в любое время на равной основе. Но со временем США настояли на то, чтобы в договор было включено право для ВМС США скорого и ничем не обусловленного прохождения американских кораблей через канал. Для нейтралитета канала свойственно быть гарантированным Панамой и США, а это в свою очередь в значительной степени уменьшает действенность режима нейтралитета. К примеру, в ситуации, если США выступит в качестве воюющей стороны.

До 2000 г. канал управлялся Панамской комиссией, в состав которой входили 5 граждан Америки и 4 гражданина Панамы. После 2000 г. за Панамой была закреплена полная ответственность за то, как управляется эксплуатация и обслуживание Панамского канала.

Если проливы являются естественными морскими проходами, то каналы (channels) — это искусственно созданные судоходные пути.
Значение каналов как узловых точек мировой системы морских коммуникаций обусловило актуальность проблемы их правового режима. Некоторые приканальные страны видят в своем географическом положении дополнительные возможности для повышения собственной роли в мировой политике.

Суэцкий канал

По степени важности для торгового судоходства и интенсивности движения морских судов на первое место может претендовать Суэцкий канал.
Правовой режим Суэцкого канала регулируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. (Константинопольская конвенция), другими применимыми принципами и нормами международного права и законодательством Египта.

Порядок осуществления судоходства по каналу определяется Правилами плавания по Суэцкому каналу. В них определены требования к судам, при соблюдении которых они могут быть допущены для прохода каналом, полномочия АСК, Управления портами.
Особое внимание обращается на необходимость соблюдения Правил о максимальных размерениях судов, допустимых для прохода каналом, поскольку их несоблюдение может повлечь отказ в проходе (ст. 47 Правил), либо задержку с включением в караван и штрафные санкции.

Кильский канал

Кильский канал пересекает основание Ютландского полуострова между бухтой Килер-Фёрде и устьем реки Эльба, являясь кратчайшим путем, соединяющим Балтийское и Северное моря.
Длина канала 98,7 км, ширина по поверхности 102 м, по дну 42 м. Глубина на судоходном фарватере 11,3 м. Канал полностью расположен на территории Германии. Он на 685 км сокращает путь по сравнению с плаванием через Балтийские проливы.
Канал создавался в 1887 — 1895 годах. Право прохода через Кильский канал было установлено Версальским договором 1919 г., согласно которому канал был открыт для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией.
Установленный в Версальском мирном договоре (ст.380-386) правовой режим Кильского канала был основан на принципах, уже известных по Константинопольской конвенции 1888 года. Декларировалась равная свобода прохода по каналу для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией. На Германию было возложено обязательство воздерживаться от строительства укреплений и устройства артиллерийских батарей, которые могли бы угрожать морским путям между Балтийским и Северным морями.

  • название и позывной судна;
  • государственную принадлежность;
  • длину и осадку судна;
  • порт отправления и порт назначения;
  • вид и количество груза с подробным описанием опасного груза;
  • о наличии удостоверения согласно коду И МО (при перевозке химикатов);
  • о повреждениях судна или груза;
  • судовладелец.

Для прохода Кильским каналом необходимы следующие документы: заполненный и подписанный капитаном судна бланк уведомления о прибытии, мерительное свидетельство и другие судовые документы, а по требованию, и документы о грузе. Капитаны, имеющие право свободного прохода, должны иметь соответствующее свидетельство и предъявлять его, а также документ, подтверждающий личность владельца этого свидетельства. Радиосвязь в Кильском канале, за исключением случаев, когда имеется специальное разрешение, допускается устанавливать только с ближайшей немецкой береговой радиостанцией общего пользования. Вблизи крупных селений пользование радиопередатчиками ограничено.
Суда, проходящие Кильский канал, подвергаются медико-санитарному обследованию, если они считаются инфекционными или подозреваются в этом.
Международных договоров, устанавливающих правовой режим Кильского канала нет, что, однако, не изменило его международный характер. Следует отметить, что на основе длительной и обширной практики сформировалась международная обычная норма о праве прохода через Кильский канал торговых и военных судов всех стран. Порядок применения этой нормы регулируется национальными актами Германии. Сказанное позволяет рассматривать современный правовой режим Кильского канала не только в рамках национального законодательства, но и с точки зрения обычного международного права. В этой связи закрытие Кильского канала для прохода судов либо дискриминация флага являются нарушением норм международного права.

Панамский канал

Международные каналы- это соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного международного судоходства и используемые всеми государствами без дискриминации в соответствии с действующими международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств – собственников канала.

К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий канал и Панамский канал., к каналам регионального значения – Кильский и Коринфский каналы. В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат следующие основные принципы и нормы:

А) уважение суверенных прав государства – собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; неприменение силы или угрозы силой при разрешении споров относительно использования канала; запрещение ведения боевых действий в зоне каналов (нейтрализация Суэцкого и Панамского каналов)

Б) возможность прохода для военных кораблей и невоенных судов всех флагов без дискриминации; обеспечение судоходства и защиты каналов силами и средствами государства – собственника канала; обязанность государств – пользователей канала соблюдать международные правила и национальные законы государства – собственника канала, касающиеся обеспечения судоходства и безопасности плавания, и уплачивать установленные без дискриминации сборы за проход; недопустимость использования канала во вред интересам мира и международной безопасности.

Суэцкий канал – соединяющий средиземное море и Индийский океан, построен Компанией Суэцкого канала, открыт для плавания в 1869г. Декретом от 26 июля 1956 года правительство Египта национализировало Компанию Суэцкого канала и аннулировало все кабальные компрессионные акты на строительство и эксплуатацию канала, Декретом от 1 января 1957г. аннулировало навязанные Англией кабальные соглашения относительно условий эксплуатации канала. С тех пор являясь собственностью Египта и находится под его суверенитетом.

Международно-правовой режим судоходства по каналу регламентируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888г. и законодательными актами Египта, основные положения которых сводятся к следующему:

А) канал в мирное время и военное время всегда свободен и открыт для прохода военных кораблей и невоенных судов без различия флагов. Государства-пользователи обязаны не нарушать свободного пользования каналом в мирное и военное время и не допускать попыток нарушения и неприкосновенности канала, его материальной части, учреждений и построек;

Б) к каналу никогда не должна применятся блокада; военные действия не допускаются ни в канале и его проходных портах, на на расстоянии до 3х миль от этих портов даже в том случае, если Египет станет одной из воюющих сторон; в военное время в канале и в его в портах воюющим запрещается высаживать и принимать на военные корабли войска, снаряды и военные принадлежности. Для гарантии свободы судоходства и нейтрализации канала иностранным государствам категорически запрещается строить военные базы в зоне канала и владеть ими, сооружать укрепления и держать там военные корабли;

В) военные корабли воюющих сторон имеют право пополнять продовольствие и запасы в канале и его входных портах только в таком количестве, которое позволит им дойти до своего ближайшего порта. Проход таких кораблей по каналу совершается в предельно короткий срок и без остановок, если они не вызываются потребностями службы канала. Срок пребывания кораблей воюющих сторон в Порт-Саиде или Суэцком рейде не должен превышать 24 часов, за исключением случаев вынужденной остановки. Между отходом военных кораблей разных воюющих сторон из одного порта всегда должен соблюдаться интервал в 24 часа.

Управление и эксплуатация канала осуществляются Администрацией Суэцкого канала на основании египетского Закона от 19 июля 1957г. и специальных правил плавания, обязательных для всех пользователей канала. Проход осуществляется за плату после получения мерительного свидетельства, невоенные суда обязаны брать лоцмана и прожектористов канала. О предполагаемом проходе иностранных военных кораблей в МИД Египта направляется уведомление не менее чем за 10 дней до даты их прибытия в один из водных портов. Военные корабли, как правило, пропускаются в канал в первую очередь и следуют во главе каравана; если же караван уже начал движение, они следуют концевыми. Военные корабли и невоенные суда воюющих с Египтом государств не вправе претендовать на свободный проход по каналу. Канал дважды выводился из строя: в 1956г. в результате агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта и в 1967-1974г.г. в результате агрессии Израиля против Египта. Через канал могут проходить самые современные военные корабли и крупнотоннажные танкеры.

39. Куйбышевский период деятельности Наркомата иностранных дел (окт. 1941 г. – дек. 1943 г.).

Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) — государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917—1946 гг.

Читайте также: