Судебная система украины доклад

Обновлено: 07.07.2024

На первых порах после революции в Украине продолжали действовать суды, введенные в Российской империи еще судебной реформой 1864 г. Основная форма судебной организации — окружная юстиция — оставалась без изменений.

На территории Украины функционировали следующие судебные органы: районные мировые суды, съезды мировых судей, окружные суды, которые организовывались один на несколько уездов. За ними располагались как апелляционные инстанции судебные палаты. Высшей судебной инстанцией считался Правительствующий сенат в Петербурге. Кроме этих судов в Украине действовали также крестьянские волостные суды, верхние волостные суды и т. д. Сразу же после Февральской революции были введены должность административных судей в уездах и особые административные отделы при окружных судах. Создаются различные временные судебные органы, революционные трибуналы и др. Формально эта судебная система сохранилась в Украине и после прихода к власти Центральной Рады.

13—14 июня 1918 г. в Киеве состоялся съезд украинских юристов, который принял решение о необходимости “разработки и применения украинского права согласно данных науки, жизни и правосознания” . Судопроизводство должно было вестись “на языке того народа, среди которого суд происходит”. Судебные и нотариальные должности должны были занимать украинцы или лица, владеющие украинским языком и знающие местные условия. Съезд создал комиссию для составления словаря украинской правовой терминологии и комиссию для издания всех действующих нормативных актов на украинском языке. Центральной Раде предложено было сделать украинскую судебную систему независимой от российской и создать для руководства ею в качестве высшей судебной инстанции Высший краевой суд, а для проведения реформы судебной системы —институт судебных комиссаров на местах.

Программные цели Центральной Рады относительно судебной реформы нашли отражение в III Универсале: “суд на Украине должен быть справедливый, соответственно духу народа”.

Организация проведения судебной реформы была возложена на Генеральное секретарство судебных дел. 23 ноября 1917 г. Малая Рада утвердила законопроект, согласно которому “суд на Украине творится именем Украинской Народной Республики”.

Генеральное секретарство судебных дел во главе с М. Ткаченко развернуло активную деятельность по реформированию судебной системы. До выработки новой украинской правовой основы, указывало секретарство, судам следует руководствоваться кроме существующих законов “коллективной волей сознательного народа”, “революционными идеалами социальной справедливости” и т. д. Такая тенденция в судопроизводстве отличалась от большевистской программы реформирования судопроизводства. Вместе с тем Генеральный секретарь секретарства судебных дел указывал на необходимость построения в Украине правового государства, “организации правового строя”.

16 декабря 1917 г. Центральная Рада утверждает подготовленный Генеральным секретарством судебных дел законопроект о создании (до созыва Всеукраинского Учредительного собрания) временного Генерального суда.

В соответствии со ст. 1 Закона Генеральный суд состоял из трех департаментов: гражданского, уголовного и административного. Он объявлялся высшей судебной инстанцией в Украине и осуществлял надзор над всеми судебными учреждениями и деятельностью работников судебных органов.

Судьи Генерального суда в составе 15 чел. получали звание генеральных судей. Они избирались Центральной Радой по представлению Генерального секретариата судебных дел на срок до принятия Конституции УНР. О половинчатости реформ свидетельствовало то, что их полномочия определялись дореволюционным царским законодательством. Ст. 3 Закона прямо подчеркивала, что все решения прежнего сената, принятые до создания Генерального суда, “правомочны и обязательны для судебных учреждений Украины”. Генеральный суд выступал как кассационная инстанция в делах надзора над судебными учреждениями, должностными лицами судебного ведомства, а также выполнял функции главного военного суда.

16 декабря 1917 г. принимается Закон “О введении апелляционных судов”. Предусматривалось создание трех апелляционных судов: Киевского, Харьковского и Одесского, компетенция которых распространялась на окружающие губернии. Апелляционный суд состоял из председателя, заместителя и нескольких судей. Непоследовательность реформирования оставила свой отпечаток и здесь: полномочия и организация апелляционных судов почти не отличались от полномочий и организации дореволюционных судебных палат. 23 декабря 1917 г. в развитие предыдущего принимается Закон “Об условиях обсуждения и порядке избрания судей Генерального и апелляционных судов”, по которым все судьи избирались Центральной Радой на три года большинством в 3/5 голосов. Образовательный ценз при этом не имел значения. При апелляционных судах были утверждены должности старших прокуроров и прокуроров, их назначал Генеральный секретарь судебных дел. Следует отметить, что Харьковский и Одесский апелляционные суды так и не были созданы.

14 февраля 1918г. вводятся должности главных губернских военных комендантов, которые получали право создания революционных военных судов для оперативного рассмотрения дел об убийствах, ограблениях, поджогах, изнасилованиях и разбоях. Сразу же после рассмотрения конкретного дела такой суд расформировывался. В его состав входили профессиональный судья, два представителя от общественности и четыре по назначению военного коменданта. В рассмотрении дела имели право принимать участие защитник, частный обвинитель и частный истец. Дознание в деле проводили следователи, которые назначались губернскими или уездными военными комендантами. Эти суды рассматривали дела как военных, так и гражданских лиц. “Инструкция Военному революционному суду” была утверждена в конце апреля 1918 г.

Уголовные дела и проступки военнослужащих рассматривали Киевский и Одесский военные суды, а впоследствии высшие военные суды в Киеве и Екатеринославе и 17 штабных судов — в Харькове, Полтаве, Одессе и других городах.

После проведения административно-территориальной реформы была сделана очередная попытка реформирования судебной системы. В марте 1918 г. был подготовлен проект Закона “Об организации судов республики по землям”, который так и остался на бумаге. Еще в начале марта Центральная Рада ликвидировала крестьянские волостные и верхние сельские суды, а в конце месяца издала постановление, в соответствии с которым в местностях, где члены мировых судов не были избраны или утверждены, дела могли рассматриваться мировыми судьями единолично.

В начале января 1918 г. Центральная Рада принимает Закон “Об упорядочении прокураторского надзора на Украине”. Создавалась про- куратория Генерального Суда, которая подчинялась еще и Генеральному секретарству судебных дел. Возглавлял прокураторию Старший прокурор, который назначался Генеральным секретарством судебных дел. Двойная подчиненность негативно влияла на деятельность про- куратории.

Необходимо подчеркнуть, что судебная реформа, несмотря на все усилия Центральной Рады, не была доведена до конца. Те судебные органы, которые существовали, преимущественно действовали неудовлетворительно. Не хватало квалифицированных, патриотически настроенных кадров, поскольку большинство из Них были русскими или русифицированными украинцами, которые враждебно относились к украинской власти и не желали сотрудничать с ней.

Глава 5. Судебная система

Глава 5. Судебная система Следует отметить, что в первые месяцы войны, рассчитывая на то, что план молниеносной войны с Советским Союзом будет в ближайшее время успешно доведен до конца, немецкие оккупанты не особо считались с мирным населением. Но если в прифронтовой

§ 4. Обеспечение правопорядка и судебная система

§ 4. Обеспечение правопорядка и судебная система Наиважнейшим органом, обеспечивавшим необходимый оккупантам правопорядок на оккупированной территории, была служба вспомогательной полиции, личный состав которой рекрутировался в основном из местного населения,

§ 4. Обеспечение правопорядка и судебная система

§ 4. Обеспечение правопорядка и судебная система Наиважнейшим органом, обеспечивавшим необходимый оккупантам правопорядок на оккупированной территории, была служба вспомогательной полиции, личный состав которой рекрутировался в основном из местного населения,

§ 4. Обеспечение правопорядка и судебная система

§ 4. Обеспечение правопорядка и судебная система Наиважнейшим органом, обеспечивавшим необходимый оккупантам правопорядок на оккупированной территории, была служба вспомогательной полиции, личный состав которой рекрутировался в основном из местного населения,

Судебная система

Судебная система Суды мусульманского права составляли как бы вторую (наряду с финансовой администрацией) часть государственной организации, реально связующую империю ислама. Верховная судебная власть в доктрине ислама принадлежала пророку и халифам как носителям

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Для Леона и (Кастилии характерно наличие относительно централизованной судебной системы. • Еще в 1020 г. на соборе в Леоне Альфонс V потребовал, чтобы во всех городах находились судьи, назначенные королем. Судебные функции выполняли королевские

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Для Леона и (Кастилии характерно наличие относительно централизованной судебной системы. • Еще в 1020 г. на соборе в Леоне Альфонс V потребовал, чтобы во всех городах находились судьи, назначенные королем. Судебные функции выполняли королевские

6.5. Судебная система и процесс

6.5. Судебная система и процесс В годы Освободительной войны была осуществлена попытка отделения судебных органов от административных. Были созданы Генеральный, полковой и сотенный суды.В состав Генерального суда входили два генеральных судьи. Генеральный суд был

9.3. Судебная система

9.3. Судебная система На первых порах после революции в Украине продолжали действовать суды, введенные в Российской империи еще судебной реформой 1864 г. Основная форма судебной организации — окружная юстиция — оставалась без изменений.На территории Украины

10.3. Судебная система и правоохранительные органы

10.3. Судебная система и правоохранительные органы Единственной государственной системой, которая не испытала вмешательства при изменении власти, была судебная.Согласно “Законам о временном государственном строе Украины” от 29 апреля 1918 г. высшей судебной инстанцией

11.3. Судебная система

11.3. Судебная система В деле судоустройства Директория сохранила те судебные институты, которые существовали во времена Центральной Рады. Так, 2 января 1919г. утверждается “Закон о восстановлении деятельности Генерального Суда”. Название “Генеральный Суд” было заменено

12.4. Судебная система и другие правоохранительные органы

12.4. Судебная система и другие правоохранительные органы На первых этапах ЗУНР использует предыдущую судебную систему. Судьям и другим работникам судебных органов предлагалось принести присягу на верность украинскому народу и государству. Те, кто скомпрометировал себя

19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы

19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы Реформирование судебной системы началось, как всегда, на союзном уровне. 20 июня 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон “О статусе судей в СССР”. 13 ноября 1989 г. были приняты новые Основы законодательства СССР и

20.3. Судебная система и другие правоохранительные органы

20.3. Судебная система и другие правоохранительные органы Неотъемлемой составляющей построения демократического правового государства является реформирование судебной системы.В апреле 1992 г. Верховная Рада одобрила Концепцию судебно-правовой реформы.Судопроизводство

Судебная власть в Украине— разновидность и полно­правная ветвь государственной власти. В частности, судеб­ные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления пра­восудия в форме гражданского, хозяйственного, админи­стративного, уголовного, а также конституционного судо­производства.

Правосудие — это особый вид государственной деятель­ности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие, в отличие от деятельности органов испол­нительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право за­конодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от

друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчи­няются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в опре­деленных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кро­ме судей Конституционного Суда Украины и судей, назна­чаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалифи­кационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти огра­ничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэто­му контроль здесь носит внутренний характер и осущест­вляется в виде апелляционного и кассационного рассмотре­ния дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

8.2.Конституционные принципы правосудия

Принципыправосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия, Они закреплены Консти­туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководству­ются только законом;

2)равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип осно­
ван на презумпции невиновности подсудимого. Не он дол­
жен доказывать свою невиновность, а суд обязан предста­
вить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении
ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом
их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или
истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиня­
емый или ответчик — с другой стороны имеют равные про­
цессуальные возможности. В частности, они могут делать
заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова
свидетелей и т.д.;




5) поддержание государственного обвинения в суде
прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­
певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­
зывает необходимость применения к подсудимому уголов­
ного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фиксация
техническими средствами. Суть данного принципа состоит
в том, что судебное заседание (за исключением особо огово­
ренных законом случаев) является открытым для публи­
ки;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­
лования
решения суда, кроме случаев, установленных за­
коном. Данное право предоставлено любому участнику
судебного процесса с целью исключения судебной ошибки
и принятия единственно верного решения;

9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­
пившее в законную силу, подлежит обязательному испол­
нению, как и решение любого другого органа государствен­
ной власти.

В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизвод­ства.

8.3. Система судебных органов Украины: понятие, структура

Судебная система Украины— совокупность всех взаимо­действующих между собой судебных учреждений Украины.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Суд— орган государственной власти, который рассма­тривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
ны;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмо­тренных Конституцией и законами Украины, не допуска­ется.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юсти­ции Украины, согласованному с Председателем Верховно­го Суда Украины и председателями высших специализиро­ванных судов.

8.4. Порядок формированиясудейского корпуса

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьии, в определенных законом случаях, народные за­седатели и присяжные.

Законодательством установлен определенный порядок формирования профессионального судейского корпуса.

Кандидата на должность судьи рекомендует квалифика­ционная комиссия судей. К кандидатам на должность про­фессионального судьи предъявляются такие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для


судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области
права. Для судей местных и апелляционных судов — не
менее 3 лет; для судей высших специализированных судов
— не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности
судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10
лет;

4) проживание в Украине в течение определенного сро­
ка. Для судей Конституционного Суда — в течение послед­
них 20 лет; для всех других — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком;

6) сдача квалификационного экзамена. Это условие не
распространяется на лиц, которые имеют соответствующий
стаж работы на должности судьи.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Каж­дый, кто отвечает указанным требованиям к кандидату в судьи, имеет право обратиться к соответствующей квали­фикационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его для назначения или избрания профессиональным су­дьей.

Квалификационная комиссия судей проводит квалифи­кационный экзамен и, с учетом его результатов, дает вывод о рекомендации на должность судьи.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессроч­но.

Впервые назначенный профессиональный судья в тор­жественной обстановке принимает присягу.

Судебная власть в Украине— разновидность и полно­правная ветвь государственной власти. В частности, судеб­ные решения постановляются и оглашаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления пра­восудия в форме гражданского, хозяйственного, админи­стративного, уголовного, а также конституционного судо­производства.

Правосудие — это особый вид государственной деятель­ности, суть которой состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел.

Правосудие, в отличие от деятельности органов испол­нительной власти, осуществляется в строго определенной законом процессуальной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судебная власть имеет присущие только ей признаки. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти нередко пересекается: например, Кабинет Министров Украины — высший орган исполнительной власти — имеет право за­конодательной инициативы. Правосудие же в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж­ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них должностные лица судебной власти независимы и друг от

друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи подчи­няются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является также особый статус ее должностных лиц. Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в опре­деленных законом случаях, народные заседатели и при­сяжные.

В отличие от иных должностных лиц государства про­фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кро­ме судей Конституционного Суда Украины и судей, назна­чаемых на должность судьи впервые). К кандидату на должность профессионального судьи предъявляются особые требования, несопоставимые с требованиями к кандидатам на иные государственные должности (высшее юридическое образование, опыт работы в области права, сдача квалифи­кационных экзаменов). Судья не вправе совмещать свою профессиональную деятельность ни с какой иной, кроме научной, педагогической, творческой деятельности. Судья не может быть членом политической партии. Все эти огра­ничения и требования призваны обеспечить подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым способом. Никакие органы государства и их должностные лица не вправе вмешиваться в отправление правосудия, отменять или изменять приговор или решение суда. Поэто­му контроль здесь носит внутренний характер и осущест­вляется в виде апелляционного и кассационного рассмотре­ния дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важнейший признак правового демократического государства. Основное назначение судебной власти — защита прав и законных интересов индивида от любых проявлений произвола как со стороны других лиц, так и со стороны государственных органов.

8.2.Конституционные принципы правосудия

Принципыправосудия — это основные, руководящие начала отправления правосудия, Они закреплены Консти­туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в том, что судьи при осуществлении правосудия руководству­ются только законом;

2)равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом. Данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса. Решение суда должно быть свободно от какой-либо дискриминации;

3) обеспечение доказанности вины. Этот принцип осно­
ван на презумпции невиновности подсудимого. Не он дол­
жен доказывать свою невиновность, а суд обязан предста­
вить неоспоримые доказательства его виновности;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении
ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом
их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или
истец (в гражданском процессе), с одной стороны, обвиня­
емый или ответчик — с другой стороны имеют равные про­
цессуальные возможности. В частности, они могут делать
заявления, предъявлять доказательства, требовать вызова
свидетелей и т.д.;

5) поддержание государственного обвинения в суде
прокурором. Обвинение — задача государства, а не потер­
певшего. Прокурор, действуя от имени государства, дока­
зывает необходимость применения к подсудимому уголов­
ного закона;

6) обеспечение обвиняемому права на защиту;

7) гласность судебного процесса и его полная фиксация
техническими средствами. Суть данного принципа состоит
в том, что судебное заседание (за исключением особо огово­
ренных законом случаев) является открытым для публи­
ки;

8) обеспечение апелляционного и кассационного обжа­
лования
решения суда, кроме случаев, установленных за­
коном. Данное право предоставлено любому участнику
судебного процесса с целью исключения судебной ошибки
и принятия единственно верного решения;

9) обязательность решений суда. Решение суда, всту­
пившее в законную силу, подлежит обязательному испол­
нению, как и решение любого другого органа государствен­
ной власти.

В судах отдельных судебных юрисдикции законом могут быть установлены также иные принципы судопроизвод­ства.

8.3. Система судебных органов Украины: понятие, структура

Судебная система Украины— совокупность всех взаимо­действующих между собой судебных учреждений Украины.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Суд— орган государственной власти, который рассма­тривает гражданские, уголовные и иные дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установ­ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­
ны;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмо­тренных Конституцией и законами Украины, не допуска­ется.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юсти­ции Украины, согласованному с Председателем Верховно­го Суда Украины и председателями высших специализиро­ванных судов.

8.4. Порядок формированиясудейского корпуса

Правосудие в Украине осуществляют профессиональные судьии, в определенных законом случаях, народные за­седатели и присяжные.

Законодательством установлен определенный порядок формирования профессионального судейского корпуса.

Кандидата на должность судьи рекомендует квалифика­ционная комиссия судей. К кандидатам на должность про­фессионального судьи предъявляются такие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей местных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для


судей высших специализированных судов — 30 лет; для судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области
права. Для судей местных и апелляционных судов — не
менее 3 лет; для судей высших специализированных судов
— не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на должности
судьи; для судей Конституционного Суда — не менее 10
лет;

4) проживание в Украине в течение определенного сро­
ка. Для судей Конституционного Суда — в течение послед­
них 20 лет; для всех других — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком;

6) сдача квалификационного экзамена. Это условие не
распространяется на лиц, которые имеют соответствующий
стаж работы на должности судьи.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется по результатам сдачи квалификационного экзамена. Каж­дый, кто отвечает указанным требованиям к кандидату в судьи, имеет право обратиться к соответствующей квали­фикационной комиссии судей с заявлением о рекомендации его для назначения или избрания профессиональным су­дьей.

Квалификационная комиссия судей проводит квалифи­кационный экзамен и, с учетом его результатов, дает вывод о рекомендации на должность судьи.

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессроч­но.

Впервые назначенный профессиональный судья в тор­жественной обстановке принимает присягу.

Один из двух основных компонентов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, о которых говорилось в предыдущем параграфе данной главы, но и а порядке формирования судов.

Содержание


Судебная система РФ. 3


Судебная система Украины. 8


Список литературы. 15

Работа состоит из 1 файл

судоустройство.doc

Судебная система РФ. . 3

Судебная система Украины. . 8

Список литературы. . ..15

Один из двух основных компонентов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, о которых говорилось в предыдущем параграфе данной главы, но и а порядке формирования судов.

Особенности выполняемых функций требуют, чтобы суды формировались и действовали с соблюдением специальных правил — правил, которые коренным образом отличались бы от тех, что установлены для законодательных и исполнительных органов.

Существенным моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение вышестоящих нижестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным. Не предусматриваются какие-то особые меры, ограждающие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, общественных объединений и т.д.).

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность, коллегиальность (с некоторыми исключениями) , возможность участия представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел, и ряд других, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для судебных процедур.

Судебная система РФ

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями во осуществлению правосудия.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно- территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно- территориальных образований, так и вне их границ.

Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующие им суды — второе звено, Верховный Суд РФ — третье (высшее) звено.

Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

— основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им равные;

— среднее (второе) звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск;

— высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

По трехзвенной схеме построена и система арбитражных судов.

Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации образуют первое, основное звено.

Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (кассационной) инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Звено — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Власть в Украине функционирует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует на основании и в пределах, определенных Конституцией и законами Украины. Каковы задачи судебной власти, как она функционирует и какую имеет структуру? – расскажет Prostopravo

Краткое содержание и ссылки по теме

Основной задачей органов судебной власти является осуществление правосудия. Более того, правосудие является исключительной прерогативой судов.

Согласно статье 124 Конституции, правосудие в Украине осуществляют исключительно суды. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Что касается непосредственного участия народа в осуществлении правосудия, то он его реализует через суд присяжных. Подробно о суде присяжных в Украине читайте здесь.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и на любое уголовное обвинение.

Это значит, что там, где есть спор о праве – Вам безусловно в суд; если кого обвиняют в совершении уголовного правонарушения – только суд может признать его виновным. Суды в случаях, предусмотренных законом, рассматривают и другие дела. К примеру, дела отдельного производства об установлении фактов в гражданском судопроизводстве.

В то же время закон может устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Иногда действительно следует попытаться разрешить спор между его сторонами, а в суд обращаться уже как в последнюю инстанцию. Тем более что загруженность украинских судов в наше время является одной из краеугольных проблем правосудия. Это влияет и на эффективность и оперативность рассмотрения дел.

Система судов в Украине

Украинские суды создают единую систему. Не допускается создание чрезвычайных или специальных судов.

Высшим судом в системе судоустройства Украины Верховный Суд. Возможно, кто-то ошибочно относит к системе судоустройства Конституционный Суд Украины, однако это орган, выполняющий совершенно иную функцию, не правосудие, поэтому заслуживает отдельного внимания в других публикациях.

В целом система судов в Украине выглядит следующим образом:

Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды. Таким судом является Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности.

Что касается специализации судов, они делятся на:

  • суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях);
  • хозяйственные суды (рассматривают хозяйственные дела);
  • административные суды (рассматривают дела административной юрисдикции).

Местный суд является судом первой инстанции. В большинстве случаев именно в местный суд Вы будете подавать иск или заявление.

Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах, районах в городах или в отдельном городе.

Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды.

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

Апелляционные суды действуют, как правило, как суды апелляционной инстанции, но в некоторых случаях, прямо определенных процессуальным законом, – как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способах, определенных процессуальным законом.

Верховный Суд не только осуществляет правосудие как суд высшей инстанции, он, в частности:

  1. осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, – как суд первой или апелляционной инстанции, в порядке, установленном процессуальным законом;
  2. осуществляет анализ судебной статистики, обобщения судебной практики;
  3. предоставляет выводы о проектах законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием системы судоустройства;
  4. дает вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о несостоятельности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
  5. обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также по официальному толкованию Конституции Украины;
  6. обеспечивает единообразное применение норм права судами разных специализаций в порядке и способах, определенных процессуальным законом;
  7. обеспечивает апелляционные и местные суды методически ю информацией по вопросам правоприменения;
  8. осуществляет другие функции, определенные законом.

В составе Верховного Суда действуют:

  1. Большая Палата Верховного Суда;
  2. Кассационный административный суд;
  3. Кассационный хозяйственный суд;
  4. Кассационный уголовный суд;
  5. Кассационный гражданский суд.

Общие положения осуществления правосудия в Украине

1. Независимость судов.

Осуществляя правосудие, суды должны быть независимы от любого незаконного воздействия. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью дискредитации суда или влияния на беспристрастность суда, призывы к неисполнению судебного решения запрещаются и влекут ответственность, установленную законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны воздерживаться от заявлений и действий, которые могут подорвать независимость судебной власти.

2. Право на справедливый суд

Каждому гарантируется защита его прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом, созданным законом. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту на Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

3. Право на полномочный суд

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к юрисдикции которого оно отнесено процессуальным законом. Судья рассматривает дела, полученные в соответствии с порядком распределения судебных дел, установленным в соответствии с законом. На распределение судебных дел между судьями не может влиять желание судьи или других лиц.

4. Равенство перед законом и судом

Правосудие в Украине осуществляется на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых и других признаков.

5. Профессиональная юридическая помощь при реализации права на справедливый суд

Каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, определенных законом, государство обеспечивает предоставление профессиональной юридической помощи безвозмездно.

6. Гласность и открытость судебного процесса

Судовые решения, судебные заседания и информация по делам, которые рассматриваются судом, открыты, кроме случаев, установленных законом. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Любое лицо имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

Информация о суде, который рассматривает дело, стороны спора и предмет иска, дата поступления искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного решения, стадии рассмотрения дела, место, дата и время судебного заседания, движение дела из одного суда в другой является открытой и должна быть безотлагательно обнародована на официальном веб-портале судебной власти Украины, кроме случаев, установленных законом.

Рассмотрение дел в судах происходит открыто, за исключением случаев, установленных законом. В открытом судебном заседании вправе присутствовать любые лица. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители средств массовой информации могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео и аудиозапись с использованием портативных видео и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда, но с учетом ограничений, установленных законом. Трансляция судебного заседания производится с разрешения суда. Если все участники дела принимают участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется транслирование хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда исключительно в случаях, определенных законом.

7. Осуществление правосудия на государственном языке

Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

8. Обязательность судебных решений

Судебное решение, которым завершается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

Судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и должностными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины.

Неисполнение судебных решений влечет юридическую ответственность, установленную законом.

Выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

Выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, учитываются другими судами при применении таких норм права.

9. Право на пересмотр дела и обжалование судебного решения

Участники дела, которое является предметом судебного рассмотрения и другие лица имеют право на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях - на кассационное обжалование судебного решения.

Статус судьи

Для того чтобы осуществлять правосудие объективно и беспристрастно, судья должен быть независимым от любого незаконного воздействия, давления или вмешательства.

Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствуясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечет ответственность, установленную законом.

Судья неприкосновенен. Без согласия Высшего совета правосудие судья не может быть задержан или содержатся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, участвовать в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

На должность судьи может быть назначен гражданин Украины, не младший тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком.

Судьей апелляционного суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в апелляционном суде, а также отвечающее одному из следующих требований:

  1. имеет стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;
  2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее семи лет;
  3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее семи лет;
  4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее семи лет.

Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, а также отвечает одному из следующих требований:

  1. имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
  2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее десяти лет;
  3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее десяти лет;
  4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее десяти лет.

Назначение на должность судьи осуществляется Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия.

Ответственность судей

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:

Отмена или изменение судебного решения не влечет дисциплинарную ответственность судьи, участвовавшего в его принятии, кроме случаев, когда отмененное или измененное решение принято в результате умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.

Дисциплинарное производство по судье осуществляют дисциплинарные палаты Высшего совета правосудия.

К судьям может применяться дисциплинарное взыскание в виде:

  1. предупреждение;
  2. выговоры – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение одного месяца;
  3. строгого выговора – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение трех месяцев;
  4. представление о временном (от одного до шести месяцев) отстранении от осуществления правосудия - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи и обязательным направлением судьи в Национальную школу судей Украины для прохождения курса повышения квалификации, определенного органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей и последующей квалификационной оценкой для подтверждения способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде;
  5. представление о переводе судьи в суд низшего уровня;
  6. представление об увольнении судьи с должности.

Основаниями для увольнения судьи являются:

  1. неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;
  2. нарушение судьей требований по несовместимости;
  3. совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;
  4. подача заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;
  5. несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;
  6. нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Решение об увольнении судьи с должности принимает Высший совет правосудия в порядке, установленном Законом Украины "О Высшем совете правосудия".

Читайте также: