Правовое обеспечение безопасности государства в советское время доклад

Обновлено: 01.05.2024

Политика обеспечения безопасности в СССР в основе своей была инструментом поддержания равновесия существовавшей политической системы как в Советском Союзе, так и в мире.

Конституция СССР, 1977 г.

Преамбула. Главные задачи социалистического общенародного государства: … обеспечение безопасности страны … .

Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество.

Статья 32. Государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии;

Статья 73. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат:

8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооруженными Силами СССР;

9) обеспечение государственной безопасности;

Статья 131. В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:

3) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

Генезис развития правового обеспечения национальной

Безопасности в Российской Федерации

Правовые основы обеспечения национальной безопасности составляют: (Слайд 3)

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры и обязательства Российской Федерации;

Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

федеративный Договор и связанные с ним соглашения о разграничении полномочий между Центром и субъектами Российской Федерации;

конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Процесс становления нового концептуального подхода к обеспечению безопасности российского государства, личности и общества можно условно представить в виде следующих четырех последовательных этапов: первый - 1990-1991 гг.; второй - ограничивается рамками 1992 г.; третий - с 1993 г. по 1997 г. и четвертый с 1997 г. по настоящее время. Рассмотрим указанные этапы подробнее. (Слайд 4)

Первый этап начался в мае 1990 г. Тогда по инициативе группы Комитета Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию под руководством академика Ю. Рыжова была предпринята попытка разработать концепцию безопасности нашей страны с учетом новой геополитической ситуации. В основу концепции была положена безопасность личности. Следующие по уровню приоритеты - защита жизни, собственности и основных прав граждан; безопасность государства, под которой подразумевается защита суверенитета, территориальной целостности страны, нерушимость ее границ, конституционного строя, защита интересов своих граждан и общества за рубежом.

В декабре 1990 г. были внесены изменения в Конституцию СССР в интересах совершенствования государственного управления, предусматривавшие создание Совета Безопасности СССР. Его функции были значительно скромнее, чем у нынешнего Совета Безопасности РФ. Они ограничивались вопросами государственной, экономической, экологической безопасности, преодоления последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечения стабильности и правового порядка в обществе.

признал основными объектами безопасности «личность - ее права и свободы;

общество - его материальные и духовные ценности;

закрепил понятие системы безопасности Российской Федерации и рассмотрел в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Третий этап ознаменовался выдвижением новой парадигмы безопасности России, которая была представлена Институтом социально-политических исследований на основе результатов исследований, проведенных в 1991-1993 гг. Сущность новой концепции обеспечения безопасности России - в защите не столько государства и его политических институтов, сколько человека и общества. В концепции отмечалось, что в переходный период приоритет должен быть отдан социально-политическим, социально-психологическим, правовым и духовно-нравственным аспектам безопасности граждан и российского общества. Выход из затяжного кризиса, спасение и возрождение России немыслимы без обеспечения гражданского мира и согласия в обществе, что является основной целью в деятельности по обеспечению безопасности.

Летом 1993 г., новый секретарь Совета безопасности Е. Шапошников обнародовал Основные положения подготовленного к тому моменту варианта концепции безопасности и заявил о начале ее реализации. После событий октября 1993 г. к этому варианту проекта уже не возвращались.

Следующий шаг по созданию концепции безопасности приходится на начало 1994 г., когда было принято решение о глубоком академическом обеспечении процесса разработки Концепции национальной безопасности в рамках Совета безопасности Российской Федерации. Организационно этот процесс должен был обеспечить специально созданный Научный совет Совета безопасности под руководством В.С. Пирумова. Однако сам проект функциональной Концепции национальной безопасности, похоже, подготовлен не был из-за отсутствия общенационального консенсуса по целому ряду принципиальных вопросов. Ожидалось, что очередной шаг в этом направлении может быть предпринят после президентских выборов 1996 г.

Таким образом, к середине 90-х гг. ХХ века в России начи­нает формироваться замысел правовой системы обеспечения безопасности государства. Анализ замысла военно-политического руководства страны показывает, что она должна была способствовать:

развитию научно-практических основ обеспечения безопасности России, отвечающих современной геополитической ситуации, условиям политического и социально-экономического развития государства;

формированию законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения безопасности России, а также разработке систем учета национальных ресурсов, норматив­ного закрепления ответственности должностных лиц органов го­сударственной власти, других юридических лиц и граждан за со­блюдение требований безопасности государства;

разработке механизмов реализации конституционных прав граждан на личную и общественную безопасность, а также безопасность государства;

формированию системы безопасности России, обеспечивающей реализацию государственной политики в облас­ти безопасности страны;

разработке современных методов и средств обеспечения безопасности России;

разработке критериев и методов оценки эффективности систем и средств безопасности государства и их серти­фикации;

выработке форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование индивидуального, группового и общественного сознания.

Завершением третьего и началом четвертого этапа можно считать утверждение Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создал правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России. Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно - правовых институтов национальной безопасности.

Однако в ходе дискуссий в научном и политическом мире было отмечено множество негативных факторов Концепции. Обобщенно они выглядят так:

Во-первых, разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция формально не разграничила понятия личной, общественной и государственной безопасности. Конституция РФ однозначно относит общественную безопасность к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а безопасность граждан и государства рассматривает в качестве критериев ограничения для основных прав и свобод.

В-третьих, несмотря на то, что действующее законодательство предусматривает применение административно - правовых и уголовно - правовых средств по обеспечению безопасности, Концепция не проводит разграничения между административно - правовым и уголовно - правовым обеспечением национальной безопасности.

В-четвертых, Концепция устанавливает взаимную связь органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности, закрепляет статус Президента РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, других государственных органов, но не дает определения системы обеспечения национальной безопасности, призванной поддерживать необходимый уровень защищенности национальных интересов России.

В-пятых, в ряде случаев Концепция закрепляет нормы, реализация которых весьма затруднена в силу их декларативного содержания. Так, из анализа ее нормы, уполномочивающей федеральные органы исполнительной власти разрабатывать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и представлять такие акты Президенту РФ и Правительству РФ, не ясно, в каких сферах национальной безопасности федеральные министерства и ведомства уполномочены разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности и какова процедура представления указанных актов Президенту и Правительству РФ.

В-шестых, в Концепции не обозначены функции судов и органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности.

Результаты дискуссий привели к тому, что Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. были внесены серьезные изменения и дополнения.

С выходом Концепции правовая система обеспечения национальной безопасности стала наполняться определенным содержанием. Законодательными и исполнительными органами страны разрабатывались и принимались нормативные правовые акты в сферах национальной безопасности. Систематизация содержания этих документов показывает, что в них раскрывались:

наиболее уязвимые объекты безо­пасности;

особенности возможных опасностей и угроз в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, а также в условиях чрезвычайной обстановки;

должностной функционал специалистов при работе с документами, обеспечивающими безопасность государства;

содержание технико-экономических аспектов при работе с закрытой информацией и др.

Наиболее важные документы, которыми сегодня руководствуются органы управления процессом обеспечения национальной безопасности России следующие:

Основополагающие документы:

Конституция Российской Федерации (извлечение - Статья 83)

Федеральный закон "О безопасности"

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Военная и оборонопромышленная безопасность:

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года

Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"

О государственном оборонном заказе

О Фонде перспективных исследований

Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года

Военная доктрина Российской Федерации

Международная безопасность:

Концепция внешней политики Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации"

Экономическая безопасность:

Экологическая доктрина Российской Федерации

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года

Климатическая доктрина Российской Федерации

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

Государственная и общественная безопасность:

Основные положения региональной политики в Российской Федерации

Основы пограничной политики Российской Федерации

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

Антитеррористическая деятельность:

Информационная безопасность:

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция)

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации

Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года

Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации

Таким образом, сегодня система правового обеспечения национальной безопасности включает в себя как общенациональные нормативные документы, так и нормативные акты по сферам (видам) национальной безопасности. Их анализ показывает, что, несмотря на серьезные сдвиги в законодательном процессе пакет нормативных документов еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение безопасности государства в целостную систему.

Скоординированность действий президентских и правительственных структур, силовых министерств и ведомств, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы еще недостаточна. Разработка правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, вовлеченных в процесс обеспечения безопасности России, включая силовые структуры, носит в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных документов частного характера увеличилось, а общие проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации не получили необходимого нормативно-правового разрешения.

Международные документы обеспечения

Безопасности мира

Принципы международного права – это руководящие правила поведения государств, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение устоявшейся практики международных отношений, особенно в укреплении международной безопасности и стабильности. (Слайд 5)

Принцип международного права – это норма международного права. Основные из них зафиксированы в Уставе ООН (1945 г.) и являются обязательствами высшего порядка. Они не могут быть отменены государствами не индивидуально, не по взаимному соотношению.

Принципы международного права регулируются обычным и договорным путем. В ходе процесса обеспечения национальной безопасности государства они выполняют одновременно две функции:

способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками;

закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, таким образом, способствуют их развитию.

Императивными документами, раскрывающими содержание принципов международного права, являются:

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.;

Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

В международном праве можно выделить общепризнанные принципы международных отношений, оказывающих непосредственное влияние на процесс обеспечения национальной безопасности любого годарства. Это принципы:

Читайте также: