Правовое государство доклад по политологии

Обновлено: 14.05.2024

Сущность правового государства кроется в первенстве права над самой властью, в органичении действия власти стоящим над ней законом, в безусловном подчинении власти, граждан, а также всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства

У правового государства есть свои определенные признаки, такие как:

  • государство самоограничивает себя законом, а именно в первую очередь конституцией, через которую не может преступить никто, это имеет отношение и к самому государству;
  • все равны перед законом;
  • ответственность государства перед гражданами и наоборот, ответственность самих граждан перед государством. Человеку дается гарантия свободы и права, защита от любого произвола власти. В то же время власть государственного характера защищает общество от покушений на него любого гражданина или другого социального субъекта;
  • государство располагает конституцией стабильного характера, а также законодательной системой.

Законодательная стабильность представляет собой важное условие осуществления права, формирования уважения относительно закона со стороны граждан. В случае, если законодательство подвергается постоянным, но что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему уровень доверия и уважения падает как граждан, так и властных структур.

Фундаментальные правовые положения

Базовые, еще называющиеся фундаментальными правовые положения (например, занимающиеся вопросами государственного строительства, собственности) должны быть незыблемыми и устойчивыми. Только в таком случае может появиться доверие к власти, закону, которая привлечет в свое время своей стабильностью и предсказуемостью. В правовом и устойчивом отношении общество, где чтят законы, чаще всего, не происходит бегства капиталов за границу, начинается эра стабильности, что означает процветание общества.

Для такого общества являются характерными:

  • верховенство обязательного характера законов, а также конституции над всеми другими правовыми документами, а тем более над указами и распоряжениями властей;
  • наличие наиболее эффективной правоохранительной системы органов (прокуратуры, судов, следствия, арбитража, конституционного суда), которая будет подчиняться только закону, отлаженному механизму, способному обеспечить защиту, а также выполнение права;
  • наличие общества гражданского характера и развитого правового сознания граждан, и должностных лиц, их уважения относительно закона, признания верховенства со стороны общества.

Тем не менее исполнение этих достаточно высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Так как о государстве правового характера можно говорить лишь как неком идеале, которым хочется стать и к которому нужно стремиться.

Пути достижения правового государства

Во-первых, это улучшение уже существующего законодательства путем кодификации, модификации и систематизации. Данная проблема очень актуальна для стран, которые меняют господствующую идеологию, переходящих из одной социальной системы координат в другую, например для России. Прежнее законодательство советского времени во много было построено на закреплении юридически командно-административных методов руководства обществом. Помимо этого, имело множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Достаточно большое количество ведомственных и правительственных документов по своему духу и букве не соответствуют законам, а наоборот противоречат, а иногда и вовсе корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по улучшению законодательства не может осуществляться одномоментно. Деятельность, которая изменяется, делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создание широкого круга новых документов законодательства, целью которых является обеспечение правовых основ рыночного гражданского общества.

Весомое значение для процесса формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, что означает признание со стороны всего общества. В случае, если же происходит неприятие обществом тех или иных законов и правовых норм, при всей их полезности и необходимости, это приводит к отторжению их гражданами, невыполнению, а в конце концов сводит на нет все попытки по созданию правового государства.

Во-вторых, выполнение строго существующего законодательства, создание наиболее эффективного механизма, а в последствии и его соблюдение. Требуется добиваться неотвратимости наступления ответственности любого субъекта общественного характера за нарушение им законодательной деятельности. Государство обязуется постоянно повышать свою рабочую эффективность правоохранительных органов, а для этого — укреплять авторитет, обеспечивать их подчинение только закону.

Значимую роль в процессе создания правового государства играет независимость судей и направление правовой нормы. Многим странам, стоить отметить, что Россия тут не являются исключением, в данном вопросе до идеала далеко.

В-третьих, устойчивое формирование правового сознания должностных лиц и граждан, всего общества. Создать разумные законы это лишь малая доля трудов, их нужно четко сформулировать, прописать различные обязанности права и обязанности. В самом обществе должны быть четко сформулированы отношения устойчивого характера, а также привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона, как гаранта и основы гражданского благополучия.

Права и обязанности граждан

В цивилизованной стране гражданы обязаны знать свои обязанности и права, действующее правовое поле, за рамки которого выходить просто нельзя. У граждан должно войти в привычку соблюдение законодательства, которое на данный момент действует.

О том, насколько высока степень уважения к закону говорит соблюдение и гражданами, и самими властями элементарных норм права, обычный пример правила дорожного движения.

Нужен постоянно осуществляющий свою работу в государственном масштабе юридический всеобуч, причем формирование уважения к закону в мнении общества должно происходить уже в детском возрасте. Основная проблема формирования уважения к закону у граждан и должностных лиц является вполне решимой, в том числе благодаря электронным СМИ. Тем не менее, практика показывает, что процесс становления правового государства исторически очень далек от своего завершения.

Правовое государство — государство, чья деятельность полностью подчинена нормам права, правовым принципам, защищающим достоинства, свободы и права человека.

Определение правового государства

Понятие правового государства имеет несколько определений.

Правовое государство — государство, чья деятельность полностью подчинена нормам права, правовым принципам, защищающим достоинства, свободы и права человека.

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность правительства и граждан основана на праве.

Правовое государство — это государство, чьи власти ограничены в своих действиях законом. Такое государство подчинено воле суверенного народа. Оно обеспечивает права и свободы каждого своего гражданина.

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности власти и ее взаимодействия с гражданами.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Признаки правового государства

Разделение ветвей власти.

Признание человека высшей ценность.

Обеспечение, соблюдение и защита прав и свобод человека.

Единство прав и обязанностей для всех граждан.

Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов.

Контроль общества за властью путем проведения выборов на всех уровнях управления.

Наличие развитого гражданского общества.

Соответствие внутреннего законодательства принципам международного права.

Функции правового государства

У правового государства есть свои 4 функции.

Политическая функция

Правовое государство создает равноправные условия для всех граждан для участия в государственных и общественных делах. Правительство гарантирует права, делает все для развития многопартийности и местного самоуправления.

Экономическая функция

Государство регулирует рыночные отношения, поддерживает честную конкуренцию, делает все для повышения качества жизни, минимизирует негативные последствия различных экономических явлений.

Социальная функция

Правительство регулирует социальные отношения и каждому гражданину обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция

Правительство вместе с институтами гражданского общества гарантирует права и свободы, поддерживает правопорядок.

Культурная функция

Правительство создает равные условия для пользования и обмена культурными и духовными ценностями. Гарантирует и защищает плюрализм мнений.

Критика правового государства

В свою очередь, анархисты также считают, что государственные институты никогда не смогут в полной мере ограничивать власть тех, кому она принадлежит.

Карл Маркс считал, что в капиталистическом обществе появление правового государства невозможно. Так как законы служат гарантом интересов буржуазии, а не рабочего класса.

Вывод

Несмотря на достаточно подробное описание понятия правового государства, политологи, правоведы и философы сходятся в одном мнении – правового государства, как его представляет наука, не существует и скорее всего никогда не будет существовать.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Общественную жизнь регулируют многие нормативные системы: нормы морали, религии, поведенческие стереотипы, традиции и др. Отличие норм права от всех других в том, что они тесно связаны с государством. Правовое государство – это государство, в котором господствует право. Исторически процесс образования правового государства проходит три основных этапа.

Первый этап связан с античными мыслителями, которые сформулировали естественные права, следующие из природы человека: право на жизнь, личную неприкосновенность, безопасность, на собственность, на передвижение. Это те права, при отсутствии хотя бы одного из которых, индивид лишается человеческого статуса, превращается в раба, военнопленного, мёртвого. Платон, Аристотель, Цицерон считали, что право может быть лишь там, где существует справедливость. А справедливые отношения между людьми формируются тогда, когда никто не причиняет вреда другим, когда исключено какое-либо превосходство одной из сторон. Мыслители древности ещё не проводили чёткой грани между гражданскими, политическими и естественными правами. По их мнению, права граждан определяются властью, государством; оно всесильно и может быть правильным или неправильным. Этот этап связан с признанием суверенитета власти.

Второй этап связан с длительной борьбой за права народа: тираноборческих мятежей, восстаний, переворотов, социальных революций, в которых был завоёван суверенитет народа.

Третий этап – это борьба за суверенитет права, за приоритет права перед властью. Речь шла о том, что власть должна ограничивать свои права и свободы ей же созданными законами. Но власть всегда негативно относилась к праву, стремилась к привилегиям, к тому, чтобы быть выше законов. В этих случаях – нередко общество встречалось с такими понятиями, как всевластие, своеволие, самоуправство, беззаконие. Потребовались глубокие преобразования общества, трансформация правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве. Именно на этом этапе создавались предпосылки для формирования правового государства:

а) провозглашение формального равенства:

б) ликвидация сословного деления:

в) появление представительных органов:

г) появление теории разделения властей:

д) развитие теории естественного права.

Сам термин правовое государство окончательно утвердился на рубеже XVIII–XIX вв. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Философское же обоснование идеи правового государства дал И. Кант. Он отмечал, что правовое государство – это не то государство, где граждане слепо следуют закону, а то, где закон отвечает их морали и нравственным принципам. Кант разводил категории мораль и право, право и закон. Он подчёркивал, что право есть мера свободы, а закон – юридическое выражение права. В правовом государстве законы соответствуют праву, той мере свободы, которая существует в государстве. По Канту, источником законов в правовом государстве является единая воля всех лиц, образующих народ; граждане имеют право повиноваться только тем законам, со справедливостью которых они согласны и берут обязательства добровольно им следовать.

Кант считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.

Значительными событиями на пути к правовому государству стали Конституция Французской революции конца XVIII века, так и нереализованная на практике, и Конституция США, оказавшаяся одной из самых ранних и самых стабильных. На протяжении XIX–XX вв. в конституциях большинства западноевропейских государств были закреплены основные принципы правового государства.

В этой связи следует отметить важное значение для формирования правового государства в нашей стране Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года. Статья 1-я этой Конституции определяет Украину как суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. В последующих статьях Конституции раскрывается место и роль права в жизнедеятельности нашего государства: права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства (Ст. 3); права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы (Ст. 21); равенство всех граждан перед законом (Ст. 21); каждый человек имеет право на жизнь и её защиту, на уважение его достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, свобода покидать территорию Украины и возвращаться в любое время; гарантируется право на свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений и др. (Ст. 22–68). И хотя большинство прав, закреплённых в Конституции Украины, пока остаются преимущественно декларативными, в целом Конституция должна сыграть положительную роль для постепенного формирования в Украине правового государства.

Итак, право закрепляется в официальных документах государства, оно определяет меру свободы людей, объединений и гарантии этой свободы. Только государство в состоянии обеспечить разработку и реализацию единых общеобязательных правовых норм взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является невыгодным, так как влечёт установленные для этих случаев государственные меры воздействия.

Но, вместе с тем, право само регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений, противостоит произволу и беззаконию.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Положение личности, степень её защищённости – главный критерий правового государства. Государство не вмешивается в социальную жизнь, освобождает её от мелочной опеки и регламентации; оно является выразителем интересов общества и в законодательной деятельности руководствуется общенародной волей, выраженной демократическим путём. По отношению к гражданам в нём применяется принцип: Разрешено всё, что не запрещено законом; по отношению к государственной власти – Запрещено всё, что не разрешено законом.

В основу правового государства заложены равенство перед законом власти, гражданина, общества и права. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы, а элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, привычка к дисциплине, подлинная гражданственность. Член правового государства пользуется свободой, общественным доверием и уважением, в нём несовместимы коррупция, подкуп, взятка, кумовство и другие негативные явления.

Учитывая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

1. Верховенство права во всех сферах жизнедеятельности общества, правовое равенство. Исключительная важность этого признака требует его краткого разъяснения.

В древние времена возникли две теории: естественного права и позитивного права. Теория естественного права исходит из того, что есть набор норм (свобода слова, совести, презумпция невиновности, право собственности, неприкосновенность личности и т. п.), которые государство, его законодатель не могут отменить ни при каких обстоятельствах.

Эти нормы не даруются конституциями, а лишь фиксируются ими; государство и конституция подчинены им, а не наоборот.

Позитивистская теория исходит из признания государства как единого правотворческого органа: его законы расцениваются как само право, принятые в установленном порядке они считаются справедливыми. С этой теорией, её практическим воплощением хорошо знакомы граждане нашего отечества, пережившие сталинский террор, который формально был не беззаконным. Всё было по закону, но против права. Так что закон, законность, как и конституционность ещё ни о чём не говорят. Ведь была законность революционная, потом – социалистическая, но они не гарантировали незыблемых естественных прав ни отдельной личности, ни обществу в целом.

Один из выдающихся учёных XX века, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек ввёл в оборот термин правовая законность, пра-возаконность. Он справедливо считал, что наделяя правительство неограниченной властью, можно узаконить любой режим. Конституция – это то, что напишут несколько лиц и утвердят несколько сотен – отмечал Хайек. Нормы естественного права не отменяются текущим законодательством, они переходят из поколений в поколение. Хайек подчёркивал, что демократия способна привести к самой жестокой диктатуре, если нет в ней надёжной правовой основы.

2. Взаимная ответственность государства и личности. Этот признак означает, что в правовом государстве не только личность ответственна перед государством в случае нарушения общепринятых норм, но и государство несёт ответственность перед личностью. Так, любой гражданин имеет право обратиться в суд, если кто-либо нарушил его конституционные права и свободы. В Конституции Украины есть 56 статья, в которой отмечается: Каждый имеет право на возмещение за счёт государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причинённого незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

3. Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, что не исключает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, принцип разделения властей направлен против сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной ветви власти. Для этого устанавливаются определённые сдержки и противовесы.

4. Незыблемость свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность.

5. Высокая политико-правовая культура граждан, правосознание.

В заключение следует подчеркнуть, что правовое государство невозможно ввести. Оно предполагает формирование особых правовых отношений между гражданами и государством, органами власти, управления и суда.

В современных цивилизованных странах формирование правового государства проходило столетия. Достаточно вспомнить Великую хартию вольностей (1215 г.) и Билль о правах (1689 г.) в Великобритании; Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.) во Франции; Декларацию независимости США (1776 г.), которую считают первой декларацией прав человека; Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Эти и им подобные документы явились важными вехами на пути становления правового государства.

Несмотря на региональные и национальные особенности, различие путей к правовому государству, все они оказались связанными с:

а) подъёмом материального и духовного уровня жизни граждан;

б) развитием общей и правовой культуры;

в) борьбой широких масс населения за права человека, за демократию;

г) провозглашением примата права над политикой.

Формирование правового государства в Украине, кроме решения общих проблем, предполагает:

- обеспечение демократичности и открытости нормотворческих функций представительных органов всех уровней;

- систематические отчёты исполнительных и распорядительных органов об их деятельности перед избирателями;

- постоянный контроль общественности за деятельностью исполнительных органов власти;

- независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе, строгое соблюдение норм правосудия;

- формирование современного, высокопрофессионального государственного аппарата и обеспечение его эффективного функционирования;

- обеспечение роста политико-правовой культуры населения;

- создание максимально благоприятных условий для формирования гражданского общества.

Имея Конституцию, одну из самых демократических конституций в мире, Украина получила все необходимые предпосылки для постепенного формирования в ней правового государства.

Итак, государство занимает в политической системе центральное место, ибо оно связано с осуществлением политической власти. Стабильность политической власти возможна тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Наиболее благоприятные условия для этого создаёт сочетание, взаимодействие правового государства и гражданского общества.

Читайте также: