Правовая организация трудоустройства доклад

Обновлено: 05.07.2024

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учёбы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровья и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в согласии и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, места жительства ( в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или прибывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанных с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работников.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносят сведения о работнике, выполняемой им работе. переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждения за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся и трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, пункт настоящего Кодекса или иного федерального закона.

трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах. каждый из которых подписывается сторонами. один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников законами и иными нормативными правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа 9распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локаьными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника. коллективным договором.

Обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежит лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При заключении трудового договора соглашением сторон может обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия получаемой работе.

Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.

В период испытания на работника распространяются положения настоящего Кодекса, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора. соглашения.

лиц, поступивших на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;

лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по соглашению между работодателями;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором.

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное установлено федеральным законом.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в судебном порядке.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истёк, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

В наше время, когда вопрос поиска работы стоит наиболее остро, знание законодательства является незаменимым помощником и лучшим защитником от недобросовестных работодателей. Знание законов позволит работнику защитить свои права, не дать себя обмануть при трудоустройстве.

Любой человек имеет право на труд, о чем гласят статья 37 Конституции РФ и статья 3 Трудового кодекса РФ, которые подтверждают право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет на ограничение в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Пол, раса, цвет кожи, национальность, религиозные и политические убеждения, язык, происхождение, имущественное, социальное, семейное и должностное положение, возраст, место жительства не могут служить основанием для отказа кандидату в приеме на работу.

Основой взаимодействия работодателя и работника является трудовой договор, который выступает в качестве письменного подтверждения трудовых отношений. Трудовой договор содержит обязательные пункты, отсутствие которых делает данный документ недействительным. В содержании договора должны фигурировать следующие моменты:

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

дата начала работы /срок его действия;

условия оплаты труда;

режим рабочего времени и времени отдыха;

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и/или опасными условиями труда, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим ТК РФ и иными федеральными законами.

Трудовой договор составляется обязательно в письменной форме, в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора остается у работника, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенное время (сроком до 5 лет) - в этом случае он называется "срочный трудовой договор". Срочный договор заключается в нескольких случаях, которые предполагают, как правило, выполнение временных или сезонных работ, замещение отсутствующего сотрудника.

При приеме на работу работодатель просит предоставить ряд документов, которые необходимы для заключения трудового договора (согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ):

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

2. Трудовая книжка и (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства, а также когда работник поступает на работу к работодателю — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем — ст. 309).

3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

4. Документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу).

5. Документ об образовании, о квалификации и наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При приеме на работу работодателем может быть установлен испытательный срок для работника с целью проверки его соответствия поручаемой работе.

Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть 2 ст. 67 ТК), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

При этом испытание не может устанавливаться для (ст. 70 ТК РФ):

лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

в иных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором.

Испытательный срок не может превышать:

2 недель для договоров сроком от 2 до 6 месяцев;

3 месяцев для договоров сроком свыше 6 месяцев;

6 месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций.

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин расторжения. Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня (ст. 71 ТК РФ).

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Под трудоустройством понимается система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и одного из наиболее действенных инструментов в политике занятости. В научной литературе предлагаются широкое и узкое понимание данного правового явления. Так, в широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п.*(19) Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда). Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения (работы по трудовому договору), а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров. Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями - работников требуемой квалификации. Представляется, что в современных условиях целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. Таким образом, трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде. В частности, Конвенция МОТ N 88 "Об организации службы занятости" (1948 г.) обязывает государства создавать бесплатные бюро занятости, основная цель которых - обеспечить воздействие на рынок труда для достижения и поддержания полной занятости.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере труда, занятости является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на центры занятости, которые и выступают органами трудоустройства. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать государственные услуги по подысканию для него подходящей работы.

Органы службы занятости обязаны оказывать посредническую помощь в трудоустройстве всем обращающимся гражданам, в том числе: занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время; не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III групп; гражданам, проживающих на территории России; беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам. При этом граждане имеют право обращаться за информацией, консультацией, содействием в трудоустройстве в городской (районный) отдел занятости населения по месту постоянного проживания или временного пребывания.

К посредничеству в трудоустройстве относятся, например, следующие виды услуг, предоставляемые службой занятости гражданам: информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (включая информацию о возможности трудоустройства в другой местности, а также на временные, сезонные и общественные работы); рекомендации по самостоятельному поиску работы; информация о возможности пройти обучение или получить дополнительное образование; консультация по профессиональной ориентации; предоставление перечня и образцов документов, необходимых для регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы; подбор гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве, подходящей работы и т.д.

Наряду с государственными органами помощь в трудоустройстве могут оказывать и негосударственные органы (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других), однако их услуги являются платными.

Для получения государственной услуги в сфере содействия занятости, гражданам необходимо пройти регистрацию. Правила регистрации установлены постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения сведений о гражданах в регистр получателей государственных услуг.

Трудоспособным гражданам, обратившимся в органы службы занятости, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым к ней приступить, при постановке на учет устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления ими соответствующих документов (паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность); трудовая книжка, документ, подтверждающий квалификацию; справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации). Служба занятости осуществляет поиск подходящей работы и при наличии вакансии выдает гражданину направление для прохождения собеседования у работодателя, на которое гражданин обязан явиться в течение трех дней. По истечении 11 дней граждане, не трудоустроенные службой занятости, признаются безработными с первого дня их регистрации.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона о занятости).

Из указанного определения можно выделить четыре условия для признания работы подходящей:

Первое условие - профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем квалификации, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством), а также продолжительностью (опытом) работы. Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.

Второе условие - учет условий последнего места работы. В частности, в соответствии со ст. 4 Закона о занятости работа не может считаться подходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (прожиточный минимум), исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке*(20). В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Третье условие - состояние здоровья гражданина. Служба занятости ведет поиск вакансий, принимая во внимание возраст гражданина, его физические особенности, имеющиеся хронические заболевания.

Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общего транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например, для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.

В качестве исключения из общего правила для некоторых категорий граждан подходящей работой может считаться любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, а также общественные работы*(21). В частности, для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Особое внимание государство уделяет гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В соответствии со ст. 5 Закона о занятости к таким гражданам относятся инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.

В частности, для инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в качестве дополнительной гарантии их трудовой занятости предусматривается система квотирования: организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению службы занятости или самостоятельно.

С 5 февраля 2012 г. вступил в силу Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. N 1314н. Согласно этому Регламенту органы содействия занятости населения должны проводить плановые (выездные и документарные) и внеплановые (выездные и документарные) проверки организаций.

Проверке подлежит соблюдение организацией следующих условий:

- соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу лиц с ограниченными возможностями требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

- соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест, предназначенных для подобных сотрудников;

- предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Определенные трудности с трудоустройством испытывают пенсионеры. В связи с этим Закон о занятости (ч. 2 ст. 32) предусматривает возможность досрочного оформления пенсии по старости при отсутствии возможности трудоустройства для граждан, не достигших пенсионного возраста и имеющих страховой стаж определенной продолжительности, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Особое внимание государство уделяет обеспечению занятости лиц с семейными обязанностями. В частности, согласно ст. 7.1-1 Закона о занятости органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.

Читайте также: